Игры на знакомство
Наша дружная семейка
Игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок получает кеглю. Команды выстраиваются в 2 колонны. По сигналу водящего 1-ые игроки добегают до 1-ых отметок и ставят кегли, выкрикивают свои имена. После этого они возвращаются в свои команды. 2-ой игрок каждой команды пробегая мимо 1-ой кегли называет имя 1-го игрока, добегает до 2-щй отметки, ставит кеглю, выкрикивает свое имя и возвращается назад и т.д.
Мы идем в поход
Эта игра не только на знакомство, но и на сообразительность. Ведущий задает вопрос: «Вы идете в поход. Что вы с собой берете?» его партнер, с которым нужно договориться заранее называет свое имя и предмет, который начинается с этой же буквы. Тем игрокам, которые догадались и ответили правильно, ведущий позволяет идти в поход, а тем, кто не догадался, предлагает взять с собой другие вещи. Игра продолжается пока вся команда не «отправится в путешествие».
Досчитай до тридцати
Играющие сидят в кругу вместе с ведущим. Ведущий предлагает досчитать до 30 всем отрядом, обязательно уточняя, что редко кто с этим заданием справляется. Условия следующие: счет игроки ведут, по очереди, называя по одному числу, но тем игрокам, на кого выпадут числа, заканчивающиеся на <3> или делящиеся на <3> без остатка, вместо числа называют свое имя. Игрок, допустивший ошибку, выбывает а игра начинается с начала.
Угадай мое имя
Вместо представления игрок дает подсказки:
Мое имя начинается на букву «О»;
Мое имя заканчивается на букву «А»;
Оно состоит из 6 букв (Оксана).
Тот, кто правильно угадал имя, получает жетон.
Уличное знакомство
Все участники игры разбиваются на пары. Задача одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ему человеком. Для этого он применяет максимум усилий, всю свою находчивость. Нужно узнать имя и любимое занятие. 2-ой игрок пытается уйти от знакомства, не сказав ни одного грубого слова. В конце игры участники делятся своими впечатлениями и определяют наиболее успешного «обольстителя» и самого несговорчивого «незнакомца».
Игры на сплочение
Упражнение «Кораблекрушение»
Команда разбита на группы по 10 человек. Предыстория: все мы плывем на корабле, но никто не обратил внимания на то, что это «Титаник». Удар айсберга. Но не все потеряно, у вас есть три плота, на которых вам надо продержаться до прилета самолета. Каждая команда получает по 3 коврика. 1) Группы должны договориться и как-то уместиться на своих плотах (ноги участников команды не должны касаться пола) и продержаться в течение 1 минуты. Время на договоренность и построение не ограничено. Ведущий периодически спрашивает о готовности команд. 2) Уже темнеет. Чтобы игроков нашел самолет, им важно не потеряться в темноте. Задача: уместиться на плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться 1 минуту. 3) Море разбушевалось, поэтому плоты начинают постепенно разваливаться. У участников остается по 2 коврика. Необходимо уместиться на них, сделать связку из плотов и продержаться еще в течение 1 минуты.
Упражнение «Енотов круг»
Для выполнения этого упражнения ведущему потребуется очень прочная веревка (лучше всего прочный шнур или корсажная лента), завязанная плотным (не развязывающимся, не скользящим и не растягивающимся) узлом так, чтобы получилось кольцо («енотов круг»).
Все участники встают в круг очень близко друг к другу, соприкасаясь плечами, руки свободно опущены, ноги вместе. Затем все крепко берутся за «енотов круг» обеими руками и прямые руки опускают вниз. Затем, по знаку ведущего, все одновременно медленно отклоняются максимально назад, удерживая равновесие только благодаря «енотовому кругу», который медленно поднимается, пока все руки не будут параллельны полу.
Нельзя сгибать руки, отступать назад, выставлять одну ногу назад «на упор», сгибать туловище. Затем по знаку ведущего все одновременно начинают опускать кольцо, «стягивая» свой круг обратно.
Упражнение повторяется еще раз, но теперь, после того как все максимально, на длину вытянутых рук, отклонились назад, все одновременно отпускают правую руку и поднимают ее вверх, потом одновременно снова берутся ею за шнур, отпускают левую руку, поднимают ее вверх, одновременно возвращают ее на шнур и завершают упражнение.
Фломастер
Ребята встают в круг, и держат фломастеры или карандаши пальцами, сверху — левая рука одного, справа — правая другого. Задача ребят — присесть и встать, не уронив ни одного фломастера, также можно варьировать задания, усложняя их.
Грязные танцы
Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку (можно в личном исполнении – получается еще смешнее) все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет и все снова танцуют, но уже в более неудобном (или удобном – кому как) положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человека впереди тебя. Никогда не забуду, как Саша Канаев (а он был первым в своей команде) танцевал ламбаду – этот кадр можно было посылать в “Сам себе режиссер”, и мы бы выиграли в конкурсе “Слабо”.
Себе-соседу
Все участники встают в круг. Выбирается водящий, который занимает место в центре круга. Остальные участники ставят перед собой полузакрытую ладонь левой руки, а пальцы правой руки собирают все вместе. У одного из участников в ладони находится мелкий предмет – кольцо или монетка. Участники все вместе начинают движение правой рукой из своей левой ладошки, и говорят при этом «себе соседу». Все участники стараются незаметно передавать по кругу этот предмет. А ведущий старается угадать, у кого в данный момент этот предмет. Для этого он говорит: «Стоп!» и все игроки замирают. Ведущий показывает рукой на человека, у которого, по его мнению, в руках находится предмет. Если ведущий угадывает, то участник с предметом и ведущий меняются местами. Если ведущий не угадывает с третьей попытки, то все игроки придумывают для него любое творческое задание, а он его выполняет. И следующий ведущий выбирается по желанию или по считалке.
Путаница
Все встают в круг. Вытягивают руки вперёд и схватывают ими любых соседей, кроме рядом стоящих. Таким образом, все запутываются. Задача, не расцепляя рук распутаться. Игра завершена в том случая, если все при распутывании оказались в кругу (спиной или лицом не важно), или образовали несколько кругов, или оказались стоящими в спирали (круг в круге).
Печатная машинка
Игра учит сосредоточенности, собранности, развивает умение действовать группой. По очереди игроки называют по букве алфавита, запоминая доставшиеся им буквы. Ведущий предлагает напечатать телеграмму с определенным текстом. Например: «Еду. Встречай. Гном». Перед началом и в конце фразы вся группа должна хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает, «печатая букву», тот, кому досталась первая буква телеграммы, за ним тот, у кого вторая буква, и т. д. После того, как слово «напечатано», вся группа делает один хлопок, отделяя таким образом слова друг от друга.
Игра продолжается, пока группа не передаст всю телеграмму «Печатная машинка» проводится молча.
Игры на выявление лидера
Веревочка
Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Вожатый описывает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее построить треугольник по порядковым номерам — и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции берут на себя лидеры.
Игру можно усложнить: предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
Большая семейная фотография
Эту игру лучше проводить в организационный период для выявления лидера, но можно проводить и в середине смены и использовать как наглядный материал в коллективе.
Вожатый предлагает ребятам представить, что все- они — большая семья, и всем вместе надо сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка»; он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведенная в середине смены, может
открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий и антипатий в группах.
После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Делай раз. Делай два.
Эта игра предназначена в основном для школьников. Она помогает выявить в группе играющих лидера.
Перед началом обговаривается, что ребята должны все движения совершать одновременно. По команде ведущего: «Делай раз», все должны поднять стулья вверх. После этого ведущий объявляет, что он не будет больше ничего говорить. Важно заметить игрока, который первым подаст команду опустить стулья.
Далее по команде ведущего: «Делай два», каждый начинает бегать вокруг своего стула, а по команде одного из игроков все должны одновременно сесть на стулья. У тех играющих, которые подавали команды в первом и во втором случае (особенно если это был один и тот же человек), есть задатки лидера.
Построения
Ведущий по хлопку в ладоши предлагает командам быстро построиться:
— по цвету волос (от светлых до темных);
— по алфавиту (от первых букв имен);
— по размеру обуви (от меньшего к большему);
— по цвету глаз (от темных к светлым);
— по цвету носков (по цветам радуги).
Положи руку
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.
Карета
Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.
Полет на Марс
Это еще один вариант выявления лидеров. Для этого дети делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название и приступает к выполнению заданий.
Первое задание. Каждая команда должна сказать хором: «Начали!» Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции на себя берет человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Все команды летят на космическом корабле на Марс, но, для того чтобы полететь, нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер. Распределение ролей происходит часто таким образом, что лидер выбирает роль «зайца».
Третье задание. Вы прилетели на Марс, вам нужно разместиться в марсианской гостинице, в ней трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Необходимо как можно быстрее определиться, кто в каком номере будет жить. Проведя эту игру, вожатый может увидеть наличие и состав микрогрупп в своем отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и мест в них составлено для команды, состоящей из восьми участников. Если в команде больше или меньше участников, то количество и вместимость номеров составляются таким образом, чтобы были и трехместные, и двухместные и один одноместный номер. Эта игра дает довольно полную схему лидерства в коллективе.
Названия отрядов и девизы:
ü Отряд: «Адреналин»
Девиз: У нас в крови адреналин и наш отряд не победим!
ü Отряд: «Весельчак»
Девиз: Смейся в день сто раз и больше: весельчак живет всех дольше!
ü Отряд: «220 Вольт»
Девиз: Мы не можем без движенья, Мы всегда под напряженьем,
Искру вашу распалим, Всех вокруг подзарядим.
Девиз: Если надо что-то сбацать! Мы врубаем 220!
ü Отряд: «Дружба» («Дружные ребята»)
Девиз: Мы лучшие друзья, надежная команда,
Нас победить нельзя, Бояться нас не надо.
ü Отряд: «Крутые перцы»
Девиз: «Перцы» - это круто! «Перцы» - это класс!
Не найдете в лагере Перцев круче нас!
ü Отряд: «Максимум»
Девиз: Максимум - силы, максимум - смеха, так мы быстрее добьемся успеха!
Если другой отряд впереди, Мы ему скажем: ну погоди!
ü Отряд: «Омега»
Девиз: Лучше ярче блеснуть и быстрее сгореть,
Чем всю жизнь бесполезно и медленно тлеть.
ü Отряд: «Прометей»
Девиз: Зажги огонь в сердцах людей, как это сделал Прометей.
ü Отряд: «Молодёжь»
Девиз: Мы молодёжь 21 века, всегда и везде мы добьёмся успеха!
ü Отряд: «NonStop»
Девиз: Неважно, что произойдет — NonStop всегда идет вперед!
Кричалки
Кричалки на зарядку:
Чтобы день твой был в порядке,
Начинай его с зарядки!
* * *
На зарядку выходи,
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка - друг, ребят!
Физзарядка по утрам
Все пойдет на пользу нам!
Кричалки по дороге в столовую:
Раз два
Мы не ели
Три четыре
Есть хотим!
Открывайте шире двери, а то повара съедим!
Поварятами закусим, а дежурными запьем,
Из вожатых сварим кофье, из начальника - бульон!
Если есть нам не дадите, мы столовую снесём!
Все столы перевернём!
И Довольные уйдём!
* * *
Мы поели, мы попили,
Червячка мы заморили,
Мы пойдём, передохнём
И опять поесть придём!
* * *
Еду отменную всегда,
Готовят наши повара.
Вы нас избаловать хотите!
Готовить вкусно прекратите!
Кричалки в столовой:
Спасибо нам, что мы поели,
А приготовить может каждый!
* * *
Спасибо нашим поварам,
Что очень вкусно варят нам....
За макароны и сырок,
За помидоры и чаёк.
Спасибо нашим поварам,
Ну и вдвойне спасибо нам!
* * *
Съели кашу,
Съели блин,
Поваров благодарим!
На стадион
Кто задору, солнцу рад? эй, команда стройся в ряд!
А команда есть? – есть! командиры здесь? – здесь!
Выходи скорей на поле поддержать отряда честь.
Мы идем на стадион, отряд наш будет чемпион!
Мускулы: сильные! а сами все: красивые!
Что задору, солнцу рад? эй, спортсмены, стройся в ряд!
Вечерняя
- Мы скакали, мы играли, очень сильно мы устали.
Поскорее ляжем спать, а то соскучится кровать.
- День отшумел и ночью объятый лагерь зовет ко сну.
Мал.: доброй вам ночи – девчата!
Дев.: доброй вам ночи – ребята!
Все.: доброй вам ночи, вожатые наши,
завтра нам снова в путь.
- Почитать, поиграть. ровно в 10 – время спать!
Отрядная
- Раз, два, три, четыре, эй, ребята, шире шаг.
Нет, наверно, в целом мире веселей, дружней ребят.
Не грустят в семействе нашем, мы поем, рисуем, пляшем.
Все занятья хороши, веселимся от души.
- Раз, два! пацаны! три! четыре! и девчата!
Раз, два! кто же мы? – обалденные ребята!
Не страшны нам труд и грусть,
Нам с дороги не свернуть.
Будем вместе мы всегда, мы теперь одна семья!
Кто из нас не любит скуки? – мы!
Кто здесь мастер на все руки? – мы!
Кто танцует и поет? – мы!
Кто одежду бережет? – мы!
Под кровать ее кладет? – мы!
Вещи кто хранит в порядке? – мы!
Кто спасибо говорит? кто за все благодарит?
Ну, конечно, это мы …….(название отряда)
Туристическая
Кто шагает с рюкзаками?
- Мы туристы!
Кто со скукой не знаком?
- Мы туристы!
Нас вперед ведут – дороги!
Наш девиз: «всегда вперед!»
Эй, ребята, тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
- Песню, ложку и рюкзак.
Мы голодные, как звери,
Открывайте шире двери.
Нам еда полезна будет –
Силы новые разбудит!
Кто отстал? – не отставай!
Кто устал? – не унывай!
Кто идти захочет с нами, нашу песню запевай.
«На берегу»
На бе-ре-гу
Боль-шой ре-ки
Пче-ла ужа-ли-ла
Медведя пря-мо в нос,
Ой-ей-е-ей!
Взревел медведь,
Сел на пчелу (на пенек)
И начал петь:…
(Далее можно спеть модную «песню – повторяшку».)
«От Сухуми до Батуми»
От Сухуми до Батуми (все: «Ай-ай-ай!»),
От Батуми до Сухуми (все: «Ай-ай-ай!»)
От Москвы до Ленинграда (все: «Ай-ай-ай!»),
Тумба-тумба-тумба (повторяют),
Тара-мара, тара-мара (повторяют),
Пум, тарабум, тарабум (повторяют)
Все вместе: «Ба-бах!»
Как появился «Огонек»
Наша история произошла давным-давно в одном детском лагере. Лагерь был еще очень молодым. В нем была дружина детей и маленький коллектив вожатых. Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в этом отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчишки всегда брали на себя трудную работу, помогали девчонкам; девчонки заботились о мальчишках - и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо - и сделают все, чтобы печаль оставила товарища.
Никто сначала не мог понять причины такой перемены, а потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята уходят в лес и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда. Долго пришлось им в следующий вечер идти в темноте по следам, вдруг между темных стволов сосен перед ними блеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки и девчонки сидят вокруг костра плечом к плечу и поют песни, и говорят о разных вещах: о любви и дружбе, о беде и радости, о добром и злом - о том, что их волнует, чем они хотят поделиться с другими.
И как ни странно, безмолвный огонь тоже был участником их разговора. Он освещал лицо говорившего; а если разговор оживлялся, пламя тоже волновалось, часто вспыхивая, бросая снопы искр в небо; если же разговор затихал и лилась негромкая песня, костер горел плавно, играя языками пламени. А когда пришло время возвращаться, ребята взялись за руки, и над лесом понеслись тихие слова: «Лагерный день окончен, день отшумел...» И домой они возвращались, держась за руки.
Вожатым было над чем подумать. И с того самого дня все больше и больше костров вспыхивало вокруг лагеря. И маленькие искорки от них селились в душах ребят.
Традиция эта жива и по сей день. Во многих лагерях, ребята вечерами собираются вокруг костра или свечи, обсуждают проблемы прошедшего дня, говорят о том, что им дорого.
Познакомив детей в течение дня, на «огоньке» знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде.
Форму проведения «огонька» может видоизменять поставленная педагогом задача. В свою очередь, педагогические задачи находятся в зависимости от специфики педагогической ситуации и особенностей развития, участвующих в «огоньке» детей. Первоочередная задача вожатого во время проведения первого «огонька» - познакомить детей друг с другом и узнать немного о них самому. Мы предлагаем несколько вариантов проведения первого «огонька».
1. «Расскажи мне о себе» (рассказ-эстафета).
Это форма традиционного «огонька»-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор. Настраивает ребят, говорит о начале смены, о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.
Далее, по традиции, каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, чего он ждет от этой смены. При этом один из вожатых выступает первым: дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на «огоньке» используется некий символ, «эстафетная палочка», которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на «огоньке» продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает «огонек» более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход «огонька». Примерно через каждые 15-20 мин. вожатый делает паузы, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественное вручение наказа (он зачитывается). Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать в середине «Огонька» ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний «Огонек»; завершается «Огонек» словами вожатого, в которых он выражает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершается разговор общей песней.
2. «Горящая спичка».
Для проведения такого огонька вам понадобятся спички. Загорается первый огонек. Пока он горит, звучит короткий рассказ о самом главном в жизни того человека, рука которого держит спичку. Таким образом, передавая по кругу спички, высказываются все. Неплохо, если разговор начнет вожатый.
3. «Интервью».
Вожатый просит ребят выбрать себе партнера из числа малознакомых ему людей. С этой целью можно использовать следующее упражнение: по команде вожатого ребята одновременно показывают рукой на того человека, который, по их мнению, является для них самым малознакомым. Взаимные выборы образуют пары. И так далее до тех пор, пока партнеры будут у каждого. Партнеры рассаживаются в круг, занимая, позицию по соседству друг с другом. Вожатый рассказывает о том, что каждый сейчас - корреспондент, задача которого - взять интервью у напарника. Есть возможность задать только пять вопросов и затем составить интересный рассказ о своем собеседнике. Вожатым устанавливается регламент времени, в течение которого все пары одновременно обдумывают вопросы, поочередно задают их друг другу. Объявляется конкурс на самый лучший рассказ по результатам проведенного интервью.
4. «Сказочные ассоциации».
«Огонек-знакомство» можно провести и в виде творческого задания. В этом случае отряд разбивается на группы. Оптимальное количество человек в группе 5-7. Каждая группа получает задание придумать сказку, действующими лицами которой являются члены соседней группы, причем, персонажи выбираются в зависимости от того, с каким сказочным героем ассоциируется тот или иной человек. Ребятам говориться о том, что в этом случае необязательно хорошо знать человека, а достаточно воспользоваться первым впечатлением, сложившемся о нем. Таким образом, первая группа представляет вторую, вторая - третью и т.д., последняя - первую.
Задание может быть конкретизировано, т.е. как условие определяется жанр представления: балет, мюзикл, опера, драма, комедия, детектив и т.п.
По мере выступления каждой группы подводятся итоги. Ребята из той группы, которая только что была представлена, должны угадать себя в персонажах сказки. Производится совместная оценка результатов выступления.
5. «Лучшие из лучших».
Участники «огонька» разбиваются на группы, как и в предыдущем варианте. Каждой группе необходимо выполнить следующее задание: найти среди присутствующих...
самого сильного;
самого высокого;
того, кто играет на музыкальных инструментах;
того, у кого больше пуговиц на одежде;
самого голодного;
самого ловкого;
того, кто хорошо поет;
самого смекалистого;
самого громкоголосого;
того, у кого больше карманов и т.д.
Если претендентов в номинации будет несколько, среди них проводятся конкурсы.
6. «Давай с тобой поговорим...».
Для проведения «огонька знакомств» каждому участнику необходимо иметь ручку и лист бумаги.
Здесь можно написать:
вашу любимую пословицу;
название любимой породы собак;
если бы я нашел на улице большую сумму денег, то...;
если бы я был животным, то был бы...;
любимое направление в музыке;
любимый жанр литературного произведения;
если я окажусь на необитаемой острове, то возьму с собой, во-первых,... во-вторых,... в третьих....;
мое жизненное кредо и т.д.
Желательно попросить ребят ответить на несколько вопросов, на тот случай, если ответы на один из них совпадут. Напротив, количество вопросов не должно быть слишком большим для того, чтобы процедура не занимала много времени. Достаточно двух - трех. После того как все закончили писать, вожатый собирает листочки с ответами. Затем раздает их случайным образом. Желательно, чтобы листок не попал автору.
Первый участник читает содержание ответов на поставленные группе вопросы. Тот, кто узнает в этих ответах свои, заявляет об этом, таким образом, образуя пару с первым, и читает тот листочек, который оказался у него. На этот раз тот, кто узнал свои ответы, получает право обнародовать мнение своего будущего партнера, как это делал первый участник. И так далее, пока все не образуют пары. В результате первый участник объединяется со вторым, третий с четвертым, пятый с шестым и т.д.
Вожатый поздравляет ребят с тем, что первый этап знакомства состоялся. Им уже известно что-то друг о друге. Кроме того, теперь есть возможность пообщаться в парах. Это можно сделать несколькими способами:
о чем угодно и как угодно;
как предлагается в варианте «огонька» «Интервью»;
чтобы ответить на вопрос, что в вас общего;
с целью принять участие в конкурсе «Кто кого лучше узнал».
7. «Каждому по потребности».
Этот вариант может быть популярен в среде старших подростков. На первый отрядный вечер ни с того, ни с сего вожатый принес... рулон перфорированной туалетной бумаги. Он обращается к ребятам со странной просьбой:
Пусть каждый оторвет себе столько, сколько посчитает нужным.
Каждый кусок бумаги - факт из биографии или неизвестный факт из биографии, слова - обращение, слова — пожелание и т.д.
8. «Брачное объявление».
Каждый участник «огонька» сочиняет вариант собственного брачного объявления, в котором старается представить себя с самой выгодной стороны, обозначив лучшие или оригинальные качества. Далее, существует несколько вариантов:
каждый читает свое собственное брачное объявление;
текст брачного объявления прикрепляется участнику на грудь и, свободно перемещаясь, каждый имеет возможность лично ознакомиться со всеми объявлениями;
все объявления читает один член группы, а остальные должны угадать, кому оно принадлежит.
9. «Пакет откровений».
Вожатый заранее готовит необычно оформленный конверта с необычными вопросами. Ребята по-очереди достают из него вопросы и откровенно отвечают на них. В процессе разговора происходит раскрытие личности с необычной стороны.
10. «Музей любимых вещей».
Ребята рассказываю не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. В процессе «огонька» происходит развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. Желательно проводить при высоком уровне развития отряда.
11. «Гороскоп».
Ребята распределяются по группам - знакам зодиака. Затем каждая. Группа готовит свою характеристику. Перед высказыванием группы вожатым дается краткая характеристика знака. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.
12. «Памятный день».
Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек - тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ - эстафета.