В разные периоды истории Россия по разному переживала проблемы связанные с инфляцией. Все теоретически известные виды инфляции в 20 веке были испытаны в ее экономике, причем некоторые оказались уникальными, присущими только нашей стране.
Если начать отсчет с того момента, когда инфляция стала известна в России в привычном для нас виде, то неизбежно таким рубежом надо назвать 1769 год. Именно в том далеком году указом Екатерины II были созданы банки Московский и Петербургский, основным назначением которых был выпуск и размен ассигнаций на звонкую монету. Но довольно скоро в стране, уже год как ведущей тяжелую войну с Турцией, банки перестали поддерживать равновесие между металлическим покрытием ассигнаций и их числом. Иначе говоря, началась необеспеченная эмиссия, курс ассигнаций резко пошел вниз и их номинал стал в разы отличаться по покупательной способности от серебряного рубля.
Попытка Павла I изъять необеспеченную металлом долю ассигнаций в конце концов удалась, но уже к 1800 году правительство не сумело удержаться от эмиссии и курс ассигнаций опять пополз вниз. Основной причиной эмиссии был хронический дефицит бюджета, особенно усиливавшийся в годы войн, которые Россия почти постоянно вела с последней четверти 18 века.
Первыми серьезными попытками понять явление было предпринято Комиссией по составлению законов со М.М. Сперанским во главе. Сперанский первый предположил, что необеспеченная эмиссия представляет собой своеобразный налог, который по-разному ложится на разные слои общества. И, в первую очередь, на тех, кого бы мы назвали бюджетниками - получателей от казны жалования, пенсионов и прочих, получавших фиксированные выплаты ассигнациями по номиналу.
Другой проблемой был подрыв коммерческого кредита в стране - займы деноминированные в ассигнациях имели серьезные курсовые риски, удорожавшие их цену. Несмотря на осознание важности оздоровления финансов, руководители Министерства финансов долго не понимали, что ассигнации представляли уже к тому времени самостоятельную платежную единицу. Вплоть до Е.Ф. Канкрина, ставшего министром финансов в 1823 году, необеспеченная металлом доля ассигнаций считалась государственным долгом страны.
Проведя, по сути, денежную реформу и заменив ассигнации на кредитные билеты, Канкрин сумел стабилизировать финансовую систему страны. Но не надолго - Крымская война вновь запустила печатный станок, начав длительный период инфляции, который завершился только в конце XIX в. реформой С.Ю. Витте. Инфляция в этот период имела своей причиной два основных фактора - бюджетный дефицит и заинтересованность в ней дворянства.
Упорядочение бюджета - а с начала 70-х годов XIX в. обыкновенный бюджет сводился с профицитом и чрезвычайные бюджеты составлялись исключительно на нужды постройки железных дорог, поощрение экспорта и общий подъем экономики позволил понемногу накапливать разменный фонд и тем самым укреплять курс рубля. Несмотря на периодические потрясения вроде русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг, эту политику с теми или иными вариациями проводили предшественники Витте на посту министра финансов. Тем самым они заложили основу его реформы - введения золотого рубля, позволившей иметь России самую устойчивую валюту за всю ее историю
Закон о запасе эмиссионного права Государственного банка, требовавший иметь не более 300 миллионов рублей бумажных денежных знаков, не обеспеченных золотом, позволял вплоть до 1914 года развиваться экономике в условиях стабильных финансов. Эмиссионная система России была тогда самой жесткой в Европе. Но благополучие закончилось с началом мировой войны - уже 27 июля (9 августа) 1914 года Государственный банк России объявил о приостановке размена кредитных билетов на золото.
Начав с получения чрезвычайных военных кредитов правительство Горемыкина ввела «сухой закон», оправдывая его также войной. Эта мера привела к потере 1 миллиарда рублей доходов казны. Возместить эти потери можно было, включив печатный станок - с 1913 по 1916 гг. количество денег в обращении увеличилось в 4 раза. Эти деньги ничем уже не были обеспечены - ни золотом, ни товарами в условиях падения производства гражданской продукции и роста производства вооружений. Одновременно сокращалось количество, работающих в экономике из-за призыва на фронты войны.
Государство в условиях начавшейся инфляции, сокращавшей его реальные доходы, с одной стороны наращивало эмиссию, а с другой - вводило указные и твердые цены. Указные цены - это была попытка, отказавшись от прямого налогообложения, включить налог в систему цен как разницу между рыночной и указной ценой на закупаемые государством товары.
К 1916 году такая политика привела к тому, что начался распад единого рынка - губернаторы стали запрещать вывоз из своих губерний сельскохозяйственных товаров и сырья. Начались складываться местные цены.
Инфляция развивалась первоначально по вполне объяснимым причинам - нарушение баланса спрос-предложение, увеличение необеспеченных денег в обороте. Но к 1917 году она все более стала выходить за эти обычные рамки, главным фактором инфляции стало разрушение рыночных отношений. Регионализация экономики, разрушение бюджетных отношений особенно при после Февральской революции, оставило для Временного правительства только одно средство - эмиссию.
Октябрьская революция и приход к власти большевиков не остановил, да и не мог остановить начавшуюся гиперинфляцию - уже созданный инфляционный мультипликатор, когда рост на 1% денежной массы давал 5,4% роста цен, приводил к тому, что любое уменьшение эмиссии приводило к невозможности оплачивать государственные расходы.
Во многом правительство Ленина шло на поводу событий, но до определенного момента - при общем падении роли денежного обращения и росте натурального обмена, было решено провести коммунистические принципы в жизнь. А именно - отменить денежное обращение вообще. С марта по декабрь 1920 года были изданы ряд декретов СНК последовательно отменявших денежную оплату разных категорий товаров и услуг. Но эта затея продолжалась недолго - с августа - ноября 1921 года совзнаки начали обслуживать торговый оборот страны, в которой была объявлена новая экономическая политика - НЭП.
С декабря 1922 года были введены банкноты Государственного банка - червонцы. В параллельном хождении их и совзнаков была заложена идея вытеснения последних. Уже перед введением червонца совзнак перестал быть средством накопления, с введением червонца он перестал быть и масштабом цен. Инфляция целиком переместилась в оборот совзнаков. Из-за неравномерности проникновения в денежный оборот твердой валюты был создан весьма своеобразный механизм эмиссионного налога совзнаков. Его суть в том, что он в основном приходился на те слои населения, которые в силу бедности и удаленности от возможностей обмена совзнаков на червонцы, не могли ими пользоваться. Примерно год прошел с того момента, когда с началом эмиссии твердой валюты червонец занял аналогичное место в деревне. В течение года в городе он уже обслуживал оборот, в деревне почти год продолжала обращаться обесценившаяся валюта совзнаки.
К маю 1924 года денежная реформа была завершена и на короткое время денежная система страны стала сбалансированной. Но прошло совсем немного времени как все изменилось. Курс на индустриализацию и свертывание НЭПа начался с принятия решения о масштабной эмиссии. В 1926 г. Госплан назначил увеличение денежной массы на 76% при снижении оптовых цен на 8%. Уже к 1927/28 гг. розничные цены отклоняются от равновесных на 87%.
Можно заключить, что НЭП, начавшись с инфляции, ею же и закончился. Но это была уже несколько иная инфляция - рубль перестал иметь единую покупательную способность, когда для одних категорий населения значил одно, а для других совсем другое. В конце концов, это привело к складыванию двухмасштабной системы цен, так или иначе просуществовавшей до распада СССР.
Основной ее чертой были государственное регулирование цен, причем поддерживался значительный разрыв между оптовыми и розничными ценами. В отношении 1913 г. индекс оптовых цен 1932 г составлял 2,15, а розничных - 4,96. Эта политика была постоянной и целенаправленной - к 1937 г. оптовые цены возросли на 45,6% при росте розничных только на 23,8%. Таким образом, разрыв был настолько велик, что такое медленное сокращение указанных «ножниц цен» было почти незаметным. Двухмасштабная система основывалась также на разрыве цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, внутри индустрии - между продукцией тяжелой и легкой промышленности. Пика эта система достигла во время Великой Отечественной войны, когда к указанным системам цен добавилась сеть коммерческих магазинов, где цены превышали единые розничные государственные цены в 30 - 100 раз.
После войны государство оценив величину доходов, уплывших от него через неконтролируемые сегменты им же построенной системы многомасштабных цен, резко свернула коммерческую торговлю. Через денежную реформу 1947 года накопленные спекулянтами на игре с ценами средства власти стремились вернуть в свой доход. Частично это удалось, а кроме того государство существенно сжало денежную массу. За счет этого в течение нескольких лет оно могло позволить себе снижать розничные цены, при одновременном повышении закупочных цен. В рыночной экономике такие величины были бы признаны галопирующей инфляцией, но в советской экономике это было только использование заложенного ранее запаса прочности в виде дисбаланса цен.
Вплоть до распада СССР в послевоенный период население не сталкивалось с открытой инфляцией - она была ему известна в форме скрытой. При наличии стабильных цен периодически возникавшие дефициты товаров представляли собой именно скрытую инфляцию.
С открытой инфляцией советские люди встретились в последние годы существования Союза. Сначала это были так называемые договорные и кооперативные цены, легализированные в создаваемом негосударственном секторе. Но с марта 1991 года впервые государство признало свою неспособность контролировать цены и объявило о разовом повышении цен, индекс которых составил 2,33 только по официальной статистике. Затем был распад Союза и «либерализация» по Гайдару.
В основе плана реформ было, с одной стороны, освобождение от административного контроля над ценами на 90% товаров, а с другой - привязка розничных цен к оптовым через предельную торговую надбавку в 25%. Однако в условиях значительного бартерного оборота между самими предприятиями и существующего потолка платежного спроса населения ценовые диспропорции только усиливались. Попытки правительства Гайдара сжать денежную массу на этом фоне в свою очередь привело к коллапсу взаимных неплатежей. Иного способа кроме как начать кредитование для «расшивки» неплатежей не нашлось. Деньги опять хлынули в экономику, не имеющую достаточного количества рыночных инструментов для регулирования денежного хозяйства.
Начиная с 2000 года вплоть до сегодняшнего дня ситуация в стране относительно урегулировалась, увеличился золотой запас, а показатели инфляции стабильны. На этот день рост объемов промышленного производства фактически компенсировал падение производства, обусловленное финансовым кризисом в августе 1998 года. Российские предприятия существенно улучшили свое финансовое положение – возросли оборотные средства, прибыль, уменьшились темпы роста кредиторской и задолженности. Темпы роста цен удерживаются денежными властями на уровне 3–4% в месяц, а дефицит федерального бюджета не превышает запланированного показателя. Тем не менее, наблюдаемый экономический рост нельзя назвать устойчивым, а финансовые рынки России по-прежнему находятся в состоянии глубокой депрессии, характеризующейся низкими оборотами и ликвидностью, высокими рисками, а также отрицательными реальными процентными ставками.
Годовой рост цен в России впервые с кризисного 2008 года вернулся к двузначному показателю – по итогам 2014 года инфляция составила 11,4%, отрапортовал Росстат. Продовольственные товары подорожали на 15,4%, непродовольственные – на 8,1%.
Надо сказать, что официальные прогнозы по инфляции Центробанка и Минэкономразвития не оправдались – ведомства ожидали, что рост цен по итогам года не превысит 10% и 9% соответственно.
В международном агентстве Fitch, недавно понизившем рейтинг России, прогнозируют рост цен на уровне 8,5% по итогам 2015. А эксперты инвестиционного банка Morgan Stanley и вовсе ожидают инфляцию порядка 13,7%. По их оценке, пик роста цен в РФ придётся на апрель и составит 15,1% относительно аналогичного периода 2014 года. Ранее Morgan Stanley прогнозировал инфляцию на уровне 9%, но из-за ускорившегося удорожания товаров и услуг в декабре и существенного падения цен на нефть банк пересмотрел свой прежний прогноз.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного анализа, можно сделать следующие выводы.
Инфляция – это мощнейший фактор увеличения различий в доходах, что и предопределяет ее воздействие на финансовую систему.
Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цен и обесценение денег. Главной причиной инфляции выступает эмиссия денежных знаков и, как следствие, избыток денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах.
Хотя уже давно к инфляции сформировано негативное отношение, но по поводу конкретного механизма ее вредного влияния на производство и общество существуют разногласия. Более или менее очевидно, что главное разрушающее свойство инфляции заключается не в самом по себе росте цен, а неравномерном их повышении.
При инфляции тот, кто первый повысит цены, будет в выигрыше, а кто поднимет последним, - в проигрыше, ибо он только компенсирует свои потери, да и то не полностью. Эта особенность инфляции способствует ее превращению в самовоспроизводящийся процесс. Чем выше уровень инфляции, тем больше ее разрушающее влияние на экономику и общество.
Существование разных видов инфляции показывает комплексность причин, ее вызывающих, она отнюдь не чисто денежное явление, она даже не чисто экономическое явление. Историческая практика показывает: инфляция очень часто – спутник общественных потрясений, результат политических и социальных конфликтов. Но и в более спокойные времена инфляция зависит от общественной психологии, от настроений, сложившихся в обществе.
Для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.
Список использованной литературы
1. Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru.
2. Библиотека менеджмента. URL: http://www.managment.aaanet.ru.
3. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Учебное пособие / П.Н. Тесля, И.В. Плотникова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 174 с.
4. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие / И.Н. Олейникова. - М.: Магистр, 2008. - 509 с.
5. Елисеев А.С. Экономика [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / А.С. Елисеев. - М.: Дашков и К, 2014. - 528 с.
6. Научные основы экономической политики государства (Экономическая мысль): Учебное пособие / М.А. Сажина. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.
7. Проблемы промышленных кризисов (экономико-исторический опыт анализа): Монография / И.А. Назарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 168 с.
8. Регрессионное моделирование связи динамики темпов инфляции и объема денежной массы: U – образная кривая. Автор Н.П. Горидько. Financial space №1 (5) 2012.
9. РОСБАЛТ. URL: http://www.rosbalt.ru.
10. Экономика: Учебник / Е.С. Дубровская. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.
11. Экономика: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 375 с.
[1] Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие / И.Н. Олейникова. – М.: Магистр, 2010.–509 с.
[2] Экономика: Учебник / Е.С. Дубровская. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование).
[3] Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 372.
[4] Экономика: Учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012.– 256 с.–(Высшее образование).
[5] Деньги и денежное обращение: учеб. пособие / Н.Г. Щеголева. А.И. Васильев. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.– 184 с.
[6] Экономическая теория. М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. Издательство «Норма». Москва, 2009. – 672 стр.
[7]Золотарчук В.В. Макроэкономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011.– 608 с.
[8] Дубровская Е.С. Экономика: Учебник.– М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012.–256 с.