1. Жизненный и творческий путь Марка Твена.
2. Анализ романа Марка Твена «Приключение Тома Сойера».
3. История создания, полемика с автором книг для «воскресных школ».
4. Роман как «гимн детству», ориентация на неоромантизм, мастерство психологического анализа, роль юмора.
5. Анализ романа «Приключение Гекльберри Финна». Углубление реализма, актуальные проблемы, система образов.
Литература
Зверев А.М. Мир Марка Твена. – М., 1985.
Ромм А.С. Марк Твен. – Л., 1977.
Старцев А. Марк Твен и Америка. – М., 1985.
Гайсмар М. Разъяренный радикал // Гайсмар М. Американские современники. – М., 1976.
Практическое занятие № 6. Жизненный и творческий путь Джека Лондона. Эволюция художника
1. Неоромантические тенденции в Северных рассказах. Анализ рассказа «Любовь к жизни».
2. Увлечение идеями социализма. Роман «Железная пята». Книга очерков «Люди бездны».
3. Трагедия художника в романе «Мартин Иден». Биографическое начало в романе.
4. Творческий кризис в последние годы жизни. Повторение судьбы Мартина Идена, обращение к массовой литературе («Сердца трех», «Маленькая хозяйка большого дома»).
Литература
Богословский В.Н. Джек Лондон. – М., 1964.
Быков В.М. По следам Джека Лондона. – М., 1983.
Стоун И. Моряк в седле. – М., 1987.
Балтроп Р. Джек Лондон. – М., 1981.
Практическое занятие № 7. Мастерство Франса-сатирика.
Рассказ «Кренкебиль» и роман-памфлет «Остров пингвинов»
1. Эволюция философских, политических и эстетических взглядов А.Франса. Русские писатели об А. Франсе (Л.Н. Толстой, М. Горький).
2. Рассказ «Кренкебиль»: актуальность проблематики, сатира и ирония
3. Анализ романа «Остров пингвинов»:
а) Жанровое своеобразие произведения; проблематика.
б) Особенности сюжетно-композиционной организации.
в) Приемы создания сатирической образности (гипербола, гротеск, пародия, парадокс, «масочность»).
7. Традиции предшествующей литературы в творчестве А. Франса.
Литература
Я. Фрид. Анатоль Франс и его время. – М., 1975. (законспектировать)
Ковалева И.С. Творчество А. Франса в годы перелома. 1889-1895. – Л., 1957.
Лиходзиевский С.Н. Анатоль Франс. Очерк творчества. – Ташкент, 1962.
Практическое занятие № 8
Поэтика психологической повести в творчестве Г. Джеймса.
1. Общая характеристика творчества Г. Джеймса (темы, проблемы, периодизация). Проблема художественного метода Джеймса.
2. Анализ повести «Дейзи Миллер»:
а) Сравнение двух цивилизаций в повести;
б) Особенности сюжета и композиции;
в) Способы повествования и прием «точки зрения» в повести;
г) Образ Дейзи: в чем самобытность и обаяние главной героини? Что означает ее имя? Есть ли в нем определенный символический смысл? Какой ее видит рассказчик? Опишите ее отношение к Уинтерборну и к итальянцу Джованньолли. В чем смысл ее «вызова» респектабельному обеству? Каким предстает это общество в повести? Каковы его правила и понятия? Как оно подчиняется условностям?
д) Особенности поэтики повести. Мастерство Джеймса как психолога и стилиста.
Литература
Анциферова О.Ю. Повести и рассказы Генри Джеймса. От истоков к свершениям. – Иваново, 1998.
Гиленсон Б.А. Генри Джеймс: добровольный экспатриант // История литературы США. – М., 2003.
Морозова Т.Л. Художественный мир Генри Джеймса // Романтические традиции американской литературы ХХ века и современность. – М., 1982.
Николюкин А.Н. Американские писатели как критики. – М., 2000.
Селитрина Т.Л. Проблематика и поэтика романов Г. Джеймса 1890-х гг. – Уфа, 1992.
Практическое занятие № 9
Символизм в мировой литературе: к проблеме взаимосвязей
Занятие проходит в форме выступления студентов с докладами на темы:
1. Рембо и Сологуб.
2. Верлен и Гиппиус.
3. Малларме и Мережковский.
4. Рильке и Цветаева.
Литература
Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. Ст. и прим. Л.А. Сугай. – М.: Республика, 1994.
Энциклопедия символизма:Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка / Ж.Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др.; Науч. ред. и авт послесл. В.М. Толмачев; Пер. с фр. – М.: Республика, 1999.
Вопросы к зачету
1. Общая характеристика зарубежной литературы 1871 – 1917 годов. Духовно-интеллектуальная жизнь, культура и литературное творчество на рубеже веков.
2. Судьба реализма на рубеже веков (критический реализм; революционно-социалистическая и пролетарская литература).
3. Поэзия Парижской Коммуны.
4. Декаданс. Нереалистические направления в литературе рубежа веков.
5. Натурализм как литературное направление: эстетические принципы, представители в разных странах.
6. Э. Золя как теоретик и художник натурализма. Серия романов Э.Золя «Ругон – Маккары».
7. Анализ романа Э.Золя «Жерминаль».
8. Символизм как направление в литературе к. XIX-н.XX веков: эстетические принципы, представители в разных странах.
9. Поэзия французского символизма. Творчество П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме.
10. М. Метерлинк как теоретик и художник символизма. «Театр молчания» Метерлинка.
11. Анализ пьесы Метерлинка «Синяя птица».
a. Творческий путь Р.М. Рильке. Анализ одного из стихотворений каждого периода творчества.
12. Творческий путь А.Франса. Анализ романа «Остров пингвинов».
13. Общая характеристика тем и проблем в новеллах Мопассана.
14. Художественное мастерство Мопассана-новеллиста, его новаторство.
15. Романное творчество Ги де Мопассана («Жизнь», «Милый друг»). Анализ одного из романов по выбору.
16. Общая характеристика «новой драмы», ее появление и развитие в разных странах (А. Стриндберг, Г. Гауптман, М. Метерлинк).
17. Творческий путь Г.Ибсена как драматурга. Новаторство и драматургическое мастерство Ибсена.
18. Проблема сильной личности в творчестве Г. Ибсена.
19. Анализ драмы Г. Ибсена «Нора».
20. Раннее творчество Б.Шоу. Анализ драмы «Дом, где разбиваются сердца».
21. Общая характеристика литературы США к. XIX - н. XX века (О.Генри, Т.Драйзер, Г.Джеймс).
22. Г. Джеймс как мастер психологического романа. Анализ одного из произведений («Вашингтонская площадь», «Женский портрет», «Письма Асперна»).
23. Жизненный и творческий путь Д.Лондона. «Северные рассказы».
24. Анализ романа Д.Лондона «Мартин Иден».
25. Жизненный и творческий путь М.Твена. Юмор и сатира в рассказах М.Твена.
26. Анализ романа М.Твена «Приключения Тома Сойера».
27. Анализ романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».
28. Характеристика славянской литературы 1871 – 1917 годов (польская, чешская, болгарская литературы).
29. Анализ романа Б.Пруса «Кукла».
30. Английская прогрессивная литература 1871 – 1917 годов. Э.Л. Войнич и ее роман «Овод».
31. Английский реализм к. XIX – н. XX века (Т.Гарди, С.Батлер, Дж. Мередит, Дж. Голсуорси).
32. Английский неоромантизм. Стивенсон, Конрад, Киплинг.
33. Английский эстетизм. Творчество О.Уайльда.
34. Г.Уэллс как мастер научно – фантастического романа.
35. Раннее творчество Т. Манна. Анализ романа «Будденброки»