Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Различие отношений к проблеме автономии личности в традиционном и техногенном обществах.




Три основные ипостаси науки.

2. О чем говорит понимание науки как социокультурного феномена?

Культурная среда и различные образы науки.

4. Этическая и цен­ностная наполненность науки как следствие культурной сущности науки.

Наука и идеология.

6. Моральная ответственность ученого за последствия при­менения технологических разработок.

7. Что тре­буют от научного исследования социально-психологические факторы, определяющие науку?

8. О чем предостерегают философы?

Автономия науки и наука как социокультурный феномен.

Зависимость науки от множества определяющих ее развитие факторов.

Наука как социокультурный феномен и типы цивилизационного развития.

Три стадии культурной матрицы техногенного развития.

13. Развитие техники и технологии как важ­нейшая характеристика техногенной цивилизации.

Различие отношений к проблеме автономии личности в традиционном и техногенном обществах.

 

1. Три основные ипостаси науки. Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех ос­новных ипостасях.

Она понимается либо как ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, либо как СИСТЕМА ИЛИ СОВОКУПНОСТЬ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗНАНИЙ или же как СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.

 

2. О чем говорит понимание науки как социокультурного феномена? Понимание науки как социокультурного фено­мена говорит о:

· ее зависимости от многообразных сил, токов и влия­ний, действующих в обществе,

· о том, что наука определяет свои при­оритеты в социальном контексте,

· тяготеет к компромиссам,

· и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь.

Тем са­мым фиксируется двоякого рода зависимость и взаимообусловленность науки и общества:

· как социокультурный феномен наука возникла, от­вечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире,

· и существует, в свою очередь, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни.

НАУКА РАССМАТРИВАЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ СОЦИО­КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА ПОТОМУ, ЧТО, КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЕЕ ИСТОКОВ, ГРАНИЦЫ ТОГО, ЧТО МЫ СЕГОДНЯ НАЗЫВАЕМ НАУКОЙ, РАСШИРЯ­ЮТСЯ ДО ГРАНИЦ «КУЛЬТУРЫ».

И С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, НАУКА ПРЕТЕНДУЕТ НА РОЛЬ ЕДИНСТВЕННО УСТОЙЧИВОГО И «ПОДЛИННОГО» ФУНДАМЕНТА КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ, В ЕЕ ПЕРВИЧНОМ — ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПОНИ­МАНИИ.

Сами отношения социальности расшифровываются как отношения людей по поводу людей и отношения людей по поводу вещей.

ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ, ЧТО НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ВПЛЕТЕНА ВО ВСЕ СФЕ­РЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ВСЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРО­ИЗВОДСТВОМ, ОБМЕНОМ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ ВЕЩЕЙ, ОНА ВНЕ­ДРЯЕТСЯ И В БАЗИСНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ САМИХ ЛЮДЕЙ.

 

3. Культурная среда и различные образы науки. Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших обще­ственным достоянием и хранящихся в совокупной социальной памя­ти.

Возникают различные образы науки:

· наука античности,

· наука Но­вого времени,

· современная наука.

Они пронизаны свойственными для той или иной эпохи нормами, ориентирами и установками, и облада­ют надындивидуальным характером.

НАУКА ПРЕТЕРПЕВАЕТ ПРОЦЕСС АДАП­ТАЦИИ К КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ, ПОДКЛЮЧАЕТСЯ К КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ, ВПЛЕ­ТАЕТСЯ В КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ.

Стиль мышления ученого и те задачи, которые он решает, во многом обусловлены его временем.

Вместе с тем и сама культурная среда трансформируется под воздействием на­учных открытий и достижений.

Наука является весомой движущей силой социально-исторического прогресса.

Она способствует обеспе­чению преемственности в развитии цивилизации и ощущает на себе ее потенциал.

Степень развития науки говорит об уровне цивилизо­ванности общества.

 

4. Этическая и цен­ностная наполненность науки как следствие культурной сущности науки. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и цен­ностную наполненность.

И хоть она украшена деятельностью своих творцов и каждое научное открытие связано с конкретными именами ученых и их личностным подвигом, в целом наука воспринимается отдельным индивидом как структура внешняя, ему противостоящая.

 

5. Наука и идеология. Назначение классической науки — фиксировать объективные парамет­ры природной и социальной реальности.

Однако наука, включенная в социальный процесс, вынуждена отвечать на идеологические запросы общества.

Она предстает как инструмент политики.

Из истории оте­чественной науки видно, как марксистская идеология тотально конт­ролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, археоло­гией (названной историей материальной культуры), математической логикой и квантовой теорией.

Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основопола­гающие идеологические установки общества, предоставлять интеллек­туальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить привилегированное положение государственных приорите­тов.

В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ НАУКЕ ПРЕДПИСАНО «ВДОХНОВЛЯТЬСЯ» ИДЕОЛОГИ­ЕЙ, ВКЛЮЧАТЬ ЕЕ В САМОЕ СЕБЯ.

Как метко заметил Т. Кун, «ученые учатся решать головоломки и за всем этим скрывается большая идео­логия».

Следует отметить, что степень идеологического давления не­равномерно распределена среди трех крупных классов науки. Наибо­лее зависимыми от идеологического воздействия оказываются обще­ственные (гуманитарные науки), наименее зависимыми — естественные.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ ВО МНОГОМ ОГРАНИЧЕНЫ ПРИКЛАДНЫМИ ЦЕЛЯ­МИ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬЮ СО СТОРОНЫ ПРОИЗВОДСТВА, СТЕПЕНЬЮ ВНЕДРЕ­НИЯ.

Поскольку усвоение социальных норм и стандартов начинается в процессе первичной социализации, то наука никогда не может осво­бодиться от влияния общества, хотя всегда стремится быть антиидеологичной.

К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ИДЕОЛОГИИ ОТНОСЯТ:

· намеренное иска­жение реальности,

· догматизм,

· нетерпимость,

· нефальсифицируемость.

НАУКА ИСПОВЕДУЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

· стремится к точ­ному и адекватному отражению реальности,

· зачастую терпима к кон­курирующим теориям,

· никогда не останавливается на достигнутом и

· подвержена фальсификации.

 

ИДЕОЛОГИЯ ВАРЬИРУЕТ СЛЕДУЮЩИМИ МОДЕЛЯМИ ОТНОШЕНИЯ К НАУКЕ:

· осуждение;

· безразличие (предоставляет той или иной науке развиваться самой по себе);

· апологетика и эксплуатация.

При этом в ход пускают­ся механизмы, направленные на то, чтобы запускать, замедлять или блокировать определенные научные направления.

 

6. Моральная ответственность ученого за последствия при­менения технологических разработок. Постоянное давление общества ощущается не только потому, что наука сегодня вынуждена выполнять «социальный заказ».

Ученый все­гда несет огромную моральную ответственность за последствия при­менения технологических разработок.

 

7. Что тре­буют от научного исследования социально-психологические факторы, определяющие науку? Социально-психологические факторы, определяющие науку, тре­буют:

· введения в контекст научного исследования представлений об историческом и социальном сознании,

· размышлений о типах поведе­ния ученых, когнитивных механизмах познания,

· мотивации науч­ной деятельности.

Они обязывают подвергнуть науку социологичес­кому исследованию, тем более что как социокультурный феномен она имеет не только положительные, но и отрицательные последствия своего развития.

 

8. О чем предостерегают философы? Философы особо предостерегают против ситуации, когда применение науки теряет нравственный и гуманистический смысл.

Тогда она предстает объектом ожесточенной критики, остро встают:

· проблемы контроля над деятельностью ученых,

· проблемы этоса науки: интеллектуальной и социальной ответственности, мо­рального и нравственного выбора,

· личностные аспекты принятия ре­шений,

· проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

 

9. Автономия науки и наука как социокультурный феномен. Сложность объяснения науки как социокультурного феномена со­стоит в том, что она стремится не поступиться своей автономией и не растворяется полностью в контексте социальных отношений.

Безус­ловно, наука — «предприятие коммунитарное» (коллективное).

Ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на сово­купную память человеческого рода.

Наука требует сотрудничества многих людей, она ИНТЕРСУБЪЕКТИВНА.

Характерные для современности междисциплинарные исследова­ния подчеркивают, что всякий результат есть плод коллективных уси­лий.

Однако она включает в себя:

· и сам процесс творчества,

· и уникаль­ные особенности мыслительной деятельности творцов науки,

· и сте­пень креативности научного коллектива.

 

10. Зависимость науки от множества определяющих ее развитие факторов. Понятие науки простирается от университетской науки до промыш­ленных лабораторий.

Современная наука находится в зависимости от множества определяющих ее развитие факторов, среди которых не только запросы производства, потребности экономики и государствен­ные приоритеты, но и собственно интеллектуальные, философские, религиозные и даже эстетические факторы.

НЕ СЛЕДУЕТ УПУСКАТЬ ИЗ ВИДУ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОДЕРЖИМЫХ СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ.

Важное место принадлежит МЕХАНИЗМАМ СОЦИАЛЬ­НОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Все эти разные уровни суще­ствования науки объединены СИСТЕМОЙ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЛЯ НЕЕ НОРМ, КОТОРЫЕ ДЛЯ ПРОФЕССИИ НАУЧНОГО РАБОТНИКА ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ ИМПЕРА­ТИВОВ.

Например:

· быть объективным, бескорыстным, стремиться к постижению истины,

· быть эмоционально бесстрастным, предостав­лять систему полного, аргументированного доказательства,

· исключать плагиат и пр.

 

11. Наука как социокультурный феномен и типы цивилизационного развития. Наука, понимаемая как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития.

Согласно класси­фикации А. Тойнби, выделяется 21 тип цивилизации.

Более общий подход предлагает общецивилизационное разделение с учетом двух разновидностей:

· традиционные и

· техногенные.

Последние возникли в XVI—XVII вв. в связи с появлением в европейском регионе техно­генных обществ.

НЕКОТОРЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА БЫЛИ ПОГЛОЩЕ­НЫ ТЕХНОГЕННЫМИ, ДРУГИЕ ПРИОБРЕЛИ ГИБРИДНЫЕ ЧЕРТЫ, ЭКВИЛИБРИРУЯ МЕЖДУ ТЕХНОГЕННЫМИ И ТРАДИЦИОННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ.

 

12. Три стадии культурной матрицы техногенного развития. Культурная матрица техногенного развития проходит три стадии:

· предындустриальную,

· индустриальную,

· постиндустриальную.

 

13. Развитие техники и технологии как важ­нейшая характеристика техногенной цивилизации. Важ­нейшей ее характеристикой, весьма понятной из самого названия, ста­новится развитие техники и технологии.

ТЕХНОГЕННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ — ЭТО УСКОРЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, СОЕДИНЕННОЕ С АКТИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ЛЮДЕЙ.

Считается, что техноген­ная цивилизация живет чуть более 300 лет.

ОНА ВЕСЬМА АГРЕССИВНА И ПРИВОДИТ К ГИБЕЛИ МНОГИХ САКРАМЕНТАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ.

Внешний мир превращается в арену деятельности человека.

ДИАЛОГ С ЕСТЕСТВОМ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА — «УВЕЙ» — ПРЕРЫВА­ЕТСЯ.

 

14. Различие отношений к проблеме автономии личности в традиционном и техногенном обществах. В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности.

В техногенном обществе она отстаи­вается, позволяет погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции.

Человек понимается как активное деятельностное существо.

Однако природа не может быть бездонным резер­вуаром для различного рода техногенных упражнений, поскольку че­ловеческая деятельность изначально представала в качестве одного ком­понента биосферы, но не ее доминанты.

Наука есть род деятельности, осуществляемый конкретными людь­ми — учеными.

Основоположник социологии науки, американский исследователь Мертон при признании ведущей роли ученого-исследо­вателя предлагал различать многообразие его социальных ролей — учи­теля, администратора, эксперта и пр.

Иногда науку даже определяют как то, что делают ученые.

Последние же по большей части разобще­ны, одни из них работают в секретных и недоступных лабораториях, другие занимаются сложными вычислениями и доказательствами, все они пользуются языком, понятным только их коллегам.

ВМЕСТЕ С ТЕМ НА СМЕНУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ОТКРЫТИЕ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ БЫЛО БЫ СОВЕРШЕНО НЕЗАВИСИМО ОТ ЛИЧНОСТНОГО ВКЛАДА КОНКРЕТНОГО УЧЕНОГО, ПРИХОДИТ ЯСНОЕ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ЗА ТЕОРИЕЙ СТОИТ ЛИЧНОСТЬ ОПРЕ­ДЕЛЕННОГО УЧЕНОГО, ФИЛОСОФА ИЛИ МЫСЛИТЕЛЯ.

 

 

 

118. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ

ФОРМ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 277 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.