Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И.А. Крылов – журналист. «Почта духов», «Зритель», «Санкт-петербургский Меркурий».




С 1788 года Иван Андреевич сблизился с издателем журнала «Утренние часы» Рахманиновым, через которого познакомился с Дмитриевым, Озеровым и другими представителями русской интеллигенции. В 1789 году издавал журнал «Почта духов». Крылов был одновременно и редактором, и автором. Он использовал эпистолярную форму: 48 писем объединены общей фабулой и представляют «ученую, нравственную и критическую переписку водяных, воздушных и подземных духов с волшебником Маликульмульком». Духи, покинувшие загробное царство Плутона, путешествуют по миру и становятся свидетелями тех или иных жизненных сцен, делятся с волшебником наблюдениями и философствуют. В письмах два мира: земной, утративший свое нормальное состояние и разумный, просвещенный потусторонний мир. Объекты сатиры Крылова – пороки высшего света, екатерининского двора, фаворитизм, самодержавный произвол, деспотизм, развращенность и лицемерие дворянства, ханжество духовенства, бюрократизм и казнокрадство чиновников. Журнал имел 80 подписчиков, однако были ужесточены меры против печати, в результате чего журнал был закрыт в августе 1789.В 1792 Крылов вместе с приятелями купил типографию, книжную лавку и вместе с Клушиным начал издавать журнал «Зритель». В нем были опубликованы сатирические произведения Крылова: «Похвальная речь в память моему дедушке», «Каиб». Сатира была направлена на осуждение и осмеяние пороков монархического строя, самодержавия и деспотизма, невежества и лицемерия дврянства, казнокрадства чиновников, ханжества священнослужителей. Крылов разоблачал идею «просвещенной монархии», выступал противником классицизма и сентиментализма. В типографии был проведен обыск, за Крыловым начали следить, и журнал они решили закрыть. В 1793 издавал журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В журнале были напечатаны «Похвальная речь науке убивать время», «Похвальная речь Ермалафиду», а также театральные рецензии Крылова. После закрытия журнала журналисткая деятельность Крылова закончилась.

10 Журналистика первого десятилетия 19 века. Мрачный режим павловской империи, деспотизм его правления вызвали недовольство и в 1801 Павел 1 был убит и его престол занял его сын Александр 1. При нем наступило некоторое оживление общественной жизни, несколько смягчается положение прессы и литературы. Количество журналов и альманахов увеличивается. Оппозиционные и либеральные настроения передовой дворянской интеллигенции нашли отражение в организации ряда дружеских литературных обществ, в издании ими печатных органов («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»). Тем не менее, вся журналистика по-прежнему делилась на два направления: консервативно-монархическое и либерально-просветительское, демократическое. «Вестник Европы» Карамзина – 1802-1830. Основная мысль в изданиях начала 19 века – патриотическая, война с французами. Лозунг – «Бог, царь, Отечество». Но в отличие от других журналов в «Вестнике Европы» не было шельмования всего французского. Новый журнал Карамзина «ВЕ» заслуживает наибольшего внимания в первое десятилетие 19 века. Несмотря на политический консерватизм Карамзина, его журнал явление примечательное. Прежде всего, потому, что в нем появился отдел «Политика» -писал обзоры и статьи. Журнал носил характер литературно-политического, что было ново и перспективно. В момент нарастания агрессивных намерений Наполеона Карамзин успешно вел отдел иностранных новостей.Выступал решительным противником насильственных гос переворотов, был сторонником просвещенной монархии и мирных эволюционных преобразований. Во внутреннеполитических вопросах его позиция укладывалась в либеральную платформу царя Александра 1: Карамзин требовал более гуманного отношения к крепостным, осуждал жестокосердие помещиков, но не более. Руководящая роль русского дворянства в гос делах для него была несомненна. Карамзин хорошо знал свою аудиторию – грамотного провинциального помещика, дворянина –горожанина – и успешно удовлетворял их интересы. В лит отделе «Литература и смесь» публиковал произведения сентиментального направления – симпатия грамотных женщин-дворянок. При этом он ориентировался на высокие эстетические нормы, журнал был интересен для образованного общества. Внешнеполитический комментарий, мелкие заметки исторического характера, повести – наиболее интересные. К. создал своего постоянного читателя, добился живости изложения, усовершенствовал русский литературный язык. Но с уходом Карамзина в 1803 из журнала, он потерял свое значение и оригинальность. Журнал сделался сухим научно-литературным органом, защищавшим классицизм. Радищевцы – группа наиболее оппозиционно настроенных дворянских писателей, среди которых выделялся Пнин. Они пытались возродить гуманистические принципы Радищева, хотя до его прямой революционности не поднимались. Их издания: «Свиток муз», «Периодическое издание», «Журнал российской словесности» (1802-1805). В них широко культивируются обозрение, инвектива, сатирические жанры.

 

11 Журналистика периода Отечественной войны 1812 года. Журнал Н.И. Греча «Сын Отечества».«Сын Отечества» - 1812-1844, 1847-1852. Греч Н.И. (1787-1867) Относится к журналистики периода Отечественной войны. Основная мысль в изданиях начала 19 века – патриотическая, война с французами. Лозунг – «Бог, царь, Отечество».Общее сокращение количества изданий в это время компенсировалось появление «Сына Отечества». Он соединил в себе известные достижения как журналов того времени, так и газет. Редактор – Н.И. ГречИздавался 1 раз в неделюОбъем небольшой – 40-50 страниц.Главную силу составляла публицистика. (Куницын – обозрения «Послание к русским», «Замечания на нынешнюю войну»).Здесь печатались басни Крылова: «Обоз», «Волк на псарне», «Ворона и курица».Этот журнал был рассчитан на простую аудиторию – низший слой населения: грамотный крестьянин, солдат. Там были маленькие заметки, карикатуры («Французский вороний суп»), солдатские песни, частушки, исторические заметки, легенды – для интеллигенции. Его содержание преимущественно связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий. Гражданский патриотизм – отличительная черта издания. Основные идеи: -война против французов – освободительная: не только за независимость, но и за свободу.-требование уважать простого солдата. Пример: рассказ о солдате, попавшем в французский плен, который отсекает себе руку, на которой было клеймо пленного – сравнение с античным героем.- не было критики в адрес всего нерусского.С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.).

12 Издания декабристов. Альманах К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева «Полярная звезда» «Полярная звезда» А.А. Бестужева(1797-1837) и К.Ф. Рылеева (1795-1826) – 1823-1825. Название символично – путеводная звезда – указывает правильный путь.Принципы, на которых строился ежегодный альманах, были очень близки журнальным принципам: строго соблюдалась коллегиальность, была учреждена так называемая внутренняя цензура, то есть редколлегия, строго выдерживалось направление материалов, печатались только оригинальные произведения отечественных литераторов, никаких переводов. Что касается направления альманаха, то обычно у альманахов не было направления, но у «Полярной звезды» было. Оно определялось статьями Бестужева («Взгляд на русскую словесность»). Они придавали программный характер. Всего вышло 3 номера:№1- 1823№2- 1824№3 – 1825Альманах был очень популярен. Тираж вырос до 1,5 тысяч экземпляров. Впервые в отечественной журналистике на вырученные деньги они выплатили гонорары авторам, что способствовало профессионализации журналистского и литературного труда. В альманахе печатались молодой Пушкин и другие поэты-романтики.После восстания декабристов продолжать вести альманах было некому. Журналистика того периода отличалась качеством, а с другой стороны – чисто профессиональным подходом. Но и журналистика, и литература для декабристов были для агитации, что обедняло русскую журналистику и литру.

 

13 Русская журналистика во второй половине 1820 – 1830-х годов. Общая характеристика. Подавив восстание дворянских революционеров 14 декабря 1825 г., Николай I заявил: «Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни». Уже в 1826 г. Николай I распорядился усилить надзор за «направлением умов». Он ввел новый род полиции, учредив корпус жандармов («вооруженную инквизицию», по словам Герцена), а Особую канцелярию министерства внутренних дел преобразовал в Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии. Так возникла в России высшая тайная государственная полиция, ведавшая делами политического сыска, «центральная контора шпионажа» (Герцен). Находя, что печать является основным рассадником вольнолюбивых идей, правительство приняло новый цензурный устав, отменявший прежний, утвержденный в 1804 г. Устав 1826 г. – «чугунный». Основная цель– борьба с «вольнодумными» сочинениями, «наполненными бесплодными и пагубными мудрствованиями новейших времен». Запрещалось печатать статьи о современной политике и рассуждения, в которых заметны мысли «о происхождении законной власти не от бога» и излагаются взгляды, противные христианской религии. Всеобщее недовольство цензурным уставом заставило правительство сделать вид, что оно идет на некоторые уступки. Однако вместо того чтобы отменить наиболее тяжелые для авторов и издателей параграфы устава, оно выпустило в 1828 г. новый цензурный устав, в котором еще строже запретило обсуждать печатно вопросы политические и государственные. Устав 1828 г. предоставил большую свободу действия цензорам: они единолично решали вопрос о вредности или допустимости сочинения и потому, боясь последствий, зачастую не пропускали самых безобидных произведений.Все это выдвинуло в журналистике второй четверти XIX в. на передний план научно-литературные интересы. Русским журналистам – Полевому, Пушкину, Белинскому и другим – нужно было проявлять тонкую изобретательность, чтобы в обход цензуры касаться вопросов внутренней политики. Не случайно в это время широкое распространение в журналистской практике получили разного рода политические намеки, иносказания, т.е. средства «эзоповского языка».Был введен запрет на подписку. В 1836 г. правительство прекратило «дозволение новых периодических изданий», и этот запрет существовал два десятилетия. Поэтому в России распространилась практика перепродажи полученных ранее прав на выпуск органа печати. – Некрасов и Панаев «Современник» у Плетнева, Краевский «Отечественные записки».После 14 декабря 1825 г. ведущая роль в периодической печати России принадлежала уже не петербургской, а московской журналистике. С конца 1820-х годов исключительно важную роль в общественном движении начал играть Московский университет, в котором свято хранились традиции декабризма. В среде университетской молодежи вызревали революционные идеи. В период между декабристами и началом журналистской деятельности Белинского самым интересным и влиятельным журналом был «Московский телеграф» Н.А. Полевого (1825–1834). Белинский был центральной фигурой русской журналистики 1830–1840-х годов. Возникает тип «энциклопедического» журнала – «Московский телеграф», «Телескоп» Надеждина». Их выпуск не требовал разрешения императора. Как говорил Полевой, время чисто литературного журнала прошло. Грамотный читатель теперь интересовался уже и политикой, и литературой, и торговлей, и вопросами хозяйства. Надо идти навстречу этому читателю.В условиях жесточайшего цензурного гнета 1830-х годов небывало возросло значение литературной критики для воспитания современников в духе передовых общественных идей. Усиление интереса к литературной критике со стороны читателей в свою очередь свидетельствовало об их духовном росте. Если в 1834 г. в «Литературных мечтаниях» Белинский отмечал, что в 1820–1830-е годы «жизнь журнала» составляют повести, рецензии и картинки мод, то в начале 1840 г. он уже заявлял, что теперь «ни один журнал или газета не может существовать без отдела критики и библиографии; эти страницы разрезываются и пробегаются нетерпеливыми читателями даже прежде повестей». Все это, по мнению критика, убеждает в том, что «в нашей литературе настает эпоха сознания» (IV, 21). В подготовке этой «эпохи сознания» главная роль принадлежала статьям и рецензиям самого Белинского.

14 «Литературная газета» Дельвига А.А. и Пушкина А.С. – 1830-1831

"Литературная газета" - русская газета, выходившая в Петербурге раз в 5 дней, с 1 января 1830 по 30 июня 1831 г. Редактор-издатель по ноябрь 1830 г. (№ 1-64) - А.А. Дельвиг, далее (№№ 65-72 1830 г., №№ 1-37 1831 г.) - О.М. Сомов. "Литературная газета" была организована кружком литераторов, объединившихся вокруг альманаха барона Дельвига "Северные цветы" при самом деятельном участии А.С. Пушкина и кн. Вяземского. Согласно условиям разрешения к изданию, газета носила чисто литературный характер, политический отдел не был дозволен. А.С. Пушкин, стремившийся добиться издания независимого во всех отношениях, ходатайствовал о расширении программы, но безрезультатно. Однако, газета с самых первых выпусков приобрела политически оппозиционный характер. Так, в период Турецкой кампании многие строки стихов, путевых записок Пушкина звучали как напоминание о жестокостях войны, шедшее вразрез с официально-патриотическими одами царю со стороны "Северной пчелы" Ф. Булгарина и "Московского телеграфа" Н.А. Полевого. В августе 1830 г. Дельвиг получил выговор за фразу "аристократов к фонарю", взятую из французской революционной песни. В октябре за цитирование стихотворения К. Делавиня, написанного для предполагавшегося в Париже памятника жертвам Июльской революции 1830 г. А.А. Дельвиг был отстранен от редактирования газеты, которое с № 65 перешло к Сомову.
Особый интерес "Литературная газета" представляет в связи с издательской, редакторской и публицистической деятельностью в ней А.С. Пушкина. Официальный редактор газеты А.А. Дельвиг подготовил первые два номера и, выехав временно из Петербурга, поручил газету Пушкину, который и стал фактическим редактором первых 13 номеров.
Литературный отдел газеты определяли публикации выдающихся русских и зарубежных авторов. В отделе прозы впервые выступил с печати Н.В. Гоголь. Были напечатаны переводы из В. Скотта, Э.Т. Гофмана, Л. Тика, В. Гюго и др. В отделе поэзии публиковались стихи Вяземского, Дельвига, Е.А. Баратынского, Ф.Н. Глинки, А.З. Кольцова и (анонимно) сосланных декабристов А.А. Бестужева и В.К. Кюхельбекера. На страницах газеты впервые увидели свет отрывки из "Евгения Онегина", "Арап Петра Великого" и другие произведения Пушкина.
Заметное место занимала в газете литературная критика: рецензии, заметки, разборы П.А. Катенина, Вяземского, А.С. Пушкина. Первый год существования "Литературная газета" вела резкую полемику с журналом Н.А. Полевого "Московский телеграф" и газетой Ф.В. Булгарина "Северная пчела". Полемика с последним стала для "Литературной газеты" и ее первого редактора роковой. Обиженный критическим замечанием в адрес собственного творчества, прозвучавшим в одной из критических статей Пушкина, Ф. Булгарин начал кампанию против газеты. Указания на "неблагонадежность" авторов газеты прямо появлялись в полемических статьях Булгарина, одновременно с его тайными доносами лично цензору Бенкендорфу. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, в герое которых, французском сыщике Видоке («Записки о Видоке»), легко угадывался "шпион" Булгарин. В результате действий Булгарина "Литературная газета" была взята под наблюдение III Отделением. После публикации четверостишия Делавиня Бенкендорф в гневе выгнал Дельвига, угрожая Сибирью всему кругу авторов газеты. Дельвиг, потрясенный случившимся, вскоре заболел и 14 января 1831 года скончался.

 

15 Журнал Пушкина «Современник». Оценка журнала Белинским. «Современник» Пушкина (1799-1837) – 1836- 1837(до смерти). Важную роль в журналистике 30-х годов сыграл АС Пушкин. Он принял самое активное участие в изданиях своего времени и как поэт, и как публицист. В 1836 году Пушкин добился права издавать свой собственный литературно-критический журнал «Современник». Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому. Программу журнала Пушкин считал «продолжением «Литературной газеты», ставя задачу воспитания и просвещения читателя. При жизни Пушкина вышло 4 книги журнала. Внешним видом «Современник» напоминал альманах, имея всего два отдела – «Стихотворения» и «Проза». В «Современнике» помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, но и такие статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики, экономики, отечественной истории, культуры и просвещения.Пушкин ввел метод рекомендательной библиографии посредством «звездочек», которыми отмечались наиболее нужные для читателей книги.В журнал был привлечен НВ Гоголь в качестве критика (статья «О движении журнальной литературы»).Для первого тома почти весь отдел «Новые книги» подготовил он, в последующих библиографию составлял Пушкин; он ходил по книжным лавкам и просматривал поступившие в продажу новинки. Пушкин сам вел переговоры и переписку с сотрудниками и цензурой, редактировал произведения, сопровождая их, в случае необходимости, послесловиями, предисловиями и пояснениями. Пушкин был не только издателем-редактором, но и основным сотрудником «Современника». Пушкин печатает несколько полемических заметок, отбирает исключительно оригинальные произведения отечественных авторов, широко публикует материалы об Отечественной войне 1812 года; закладывает основы русского очерка, публикуя главы из «Путешествия в Арзерум»; высоко оценивает факт присоединения Кавказа к России, а не Турции. Пушкин мечтал расширить программу издания, пригласить в журнал Белинского. Но трагическая смерть Пушкина в 1837 помешала осуществлению журнальных планов поэта. После его смерти издание продолжил Плетнев ПА, друг поэта.

 

16 Газета «Северная пчела» Булгарина Ф.В.(1789-1859) – 1825-1864 Общественно-политическая газета «Северная пчела» - единственное в России частное издание, имевшее право помещать политическую информацию. Булгарин впервые в истории отечественной журналистики предпринял маркетинговое исследование читательской аудитории. Разделив русскую публику на четыре части, он внимательно изучил ее запросы, потребности и обратился к самой многочисленной части – городскому «среднему классу», потребности которого определил так: «любит легкое», «ищет разнообразия», «любит политику только тогда, когда таскают друг друга за волосы». «Северная пчела» отличалась современностью в выборе тем, актуальностью публикуемой информации. Оформлялась по образцу французских газет: живописный титул (изображение летящей пчелы в полукруглом ореоле из листьев, название газеты крупным шрифтом), броские заголовки, выразительные шрифты, ксилографические иллюстрации. Большой формат позволял печатать крупные, аналитические материалы без переноса в другие номера; деление полос по вертикали на две колонки и по вертикали на верхнюю часть, где публиковались официальная информация, внутренние известия и заграничные новости, и нижнюю (подвал) – смесь и фельетон, отдел лит новостей и моды; строгая система рубрик, которые имели регулярную периодичность. Тираж доходил до 10 тысяч. Газета имела репутацию негласного органа 3-го Отделения Собственной Его Императорского Величия Канцелярии. После восстания декабристов с 1825 по 1860 газета сочувствовала консервативно-охранительным идеям. Публиковались русские и иностр известия, произведения словесности и лит критика.Впервые в России Булгарин стал публиковать скрытую рекламу: в статьях он вставлял прямые указания на адреса и названия магазинов, модных лавок, мастерских.

 

17 «Библиотека для чтения» (1834-1864) Сенковского О.И. (1800-1858) - (до 1849) Сенковский в журнале ориентировался на невзыскательные вкусы массового читателя, часто руководствовался коммерческими соображениями, стремился во что бы то ни стало угодить аудитории, публикуя наряду с произведениями лучших русских авторов низкопробные произведения третьеразрядных писателей, которые при этом нещадно редактировались в соответствии с представлениями редактора об интересах читателя.Единственным критерием оценки художественного произведения Сенковский признавал личный вкус, заявляя о своем желании смеяться надо всем, лишь бы читателю было забавно. Популярностью пользовались фантастические повести и рассказы Сенковского под псевдонимом Барона Браумбеуса.Белинский в статье «Ничто о ничем» 1836 писал про «Библиотеку для чтения», указывая причины его авторитета и могущества:1 - «Библиотека» - провинциальный журнал 2- В программе и на обертках журнала говорилось о том, что чуть ли не все «литературные знаменитости» сосредоточатся в нем – приманка для публики, хотя на самом деле они могли ничего и не писать, или вовсе не быть знаменитыми. Публика «доверчивая, невзыскательная, питала теплую веру ко всему, что выдавали ей за талант и гений». 3. Рекламировали свой журнал: в «Северной пчеле» - кто не подпишется, тот не патриот.

18 «Московский телеграф» Н.А. Полевого (1796-1846) – 1825-1834

Первым среди прогрессивных журналов второй половины 20-30 гг. был «Московский телеграф». Он начал издаваться в канун восстания декабристов. Издателем его был выходец из купеческого звания, человек в высшей степени одаренный журналистскими способностями, получивший необходимые знания путем самообразования. «Московский телеграф» был одним из наиболее удачных и популярных журналов после «Вестника Европы» Карамзина. По содержанию журнал носил энциклопедический характер. Полевой правильно понял, что время чисто литературного журнала проходит. Грамотный читатель уже интересовался и литературой, и политикой, и торговлей, и вопросами хозяйства, поэтом стал издавать журнал «литературы, критики и художеств» «Московский телеграф» (с сатирическими приложениями «Новый живописец общества и культуры» 1830-1831, «Камер-обскура книг и людей» 1832). Позднее по его образцу издавались «Библиотека для чтения» Сенковского, «Отечественные записки» Краевского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, «Современник». Полевой распределил журналы по разделам: наука и искусство, словесность, библиография и критика, известия и смесь. Выступал за просвещение, образование читателя, за его знакомство с достижениями мировой культуры, поддерживая контакты с парижским журналом «Ревью энциклопедик».Полевой первый ввел отдел критики.

Активно защищал интересы третьего сословия, пропагандировал буржуазные преобразования и сословное равенство, критиковал дворянство за сословную ограниченность и безнравственность. В 1829 он подверг резкой критике «Историю государства Российского Карамзина», в результате чего в журнале перестали сотрудничать литераторы-аристократы Пушкин А.С., Вяземский ПА, Одоевский ВФ, Баратынский ЕА, Тургенев и др. С этого момента началась острая полемика между «Московским телеграфом» и «литературной аристократией».Полевому принадлежит авторство слова «журналистика»: в 1825 так была озаглавлена рубрика «Московского телеграфа», посвященная журналам. В 1834 году, придравшись к критической рецензии на пьесу драматурга НВ Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», правительство закрыло журнал Полевого.

 

19 «Телескоп» Надеждина Н.И. (1804-1856) – 1831-1836

В 1831 году возник прогрессивный журнал «современного просвещения» «Телескоп» (с прибавлением газеты «Молва») умеренно-либеральной направленности. Издатель журнала – профессор Московского университета Надеждин. Он сумел преодолеть односторонность эстетической теории романтизма и выдвигал в своем журнале идею нового искусства – искусства, близкого к действительной жизни, что позднее было определено как программа реализма. Надеждин придавал огромное значение литературному отделу журнала, пропаганде творчества Пушкина-реалиста. Но и его журнал был энциклопедическим по своему содержанию и структуре. Надеждин печатал и собственные критические статьи, а также статьи по философии и эстетике. В «Телескопе» начал свою журналистскую деятельность ВГ Белинский (1-ый период творчества). С его приходом особого успеха достиг литературно-критический отдел. Белинский обратил внимание на творчество Гоголя как родоначальника нового направления в русской литературе. Одновременно он смело критиковал бездарность и эпигонство в литературе. Это вызывало большой интерес к «Телескопу». Надеждин, уезжая заграницу, поручил редактирование журнала молодому критику. Теория журналистики в статье Белинского «Ничто о ничем» - 1836.

"Журнал должен иметь прежде всего физиономию, характер, альманашная безличность для него всего хуже ". З аботясь о разнообразии материалов, редактор должен обеспечивать журналу единое, строго выдержанное направление.

• Журнал обязан учитывать запросы читателей. Главное: «старайтесь умножить читателей: это первая и священнейшая ваша обязанность».

Развивая и распространяя вкус к чтению, развивать вместе и чувство изящного.

Основное назначение журнала - быть "руководителем общества ".

• Белинский подчеркивает, что важными отделами каждого журнала должны быть отделы критики и библиографии. Именно эти отделы наиболее полно отражают "дух и направление журнала».

«Телескоп» был закрыт в 1836 году за резкую критику самодержавной России в «Философском письме» Чаадаева. Надеждин был отправлен в ссылку без права заниматься журналистикой.

 

20 Журналистская деятельность Белинского В.Г. Время правления Николая 1 – 1825-1855 (до 1825 – Александр 1). обострение общего кризиса крепостничества в России. В стране назревала крестьянская революция. В 40-е годы зарождается политический кризис.Экономическое развитие страны сделали невозможным дальнейшее существование крепостного права в России. Распад основ феодально-крепостнического строя выдвинул новую социальную силу – разночинцев, отражавших революционные устремления крестьянства. Идеологом, вождем этих новых общественных сил был Виссарион Григорьевич Белинский, «Неистовый Виссарион», как называли его соратники по перу и революционной борьбе.В деятельности Белинского можно выделить 3 периода: «телескопский» период (1834-1836), когда Белинский работал в изданиях Надеждина «Телескоп» и «Молва». Период «примирения с действительностью» (1837-осень 1840), самая мрачная пора в жизни критика, в то время Белинский был увлечен идеями Гегеля. - «Московский наблюдатель» 1838-1839 «петербургский» период (1841-1848) – время своеобразного подведения итогов, осмысления путей русской культуры и утверждение реализма как ведущего жанра в русской литературе. «Отечественные записки», а в 1846 в «Современнике» Некрасова и Панаева. «Телескопский» период Ближе познакомившись с профессором Надеждиным, основавшим в 1831 году новый журнал «Телескоп», он стал переводить небольшие статейки для этого журнала и, наконец, в сентябре 1834 года выступил с первой своей серьёзной критической статьёй, с которой, собственно, и начинается его настоящая литературная деятельность, - «Литературные мечтания». «У нас нет литературы» - восклицал в ней Белинский, считая всю русскую литературу подражательной (ломоносовский и карамзинский периоды), поскольку она не опиралась на «дух народа», его «внутреннюю жизнь». Самобытность он признавал только за пушкинским периодом, относя к нему также Державина, Крылова и Грибоедова. Мы говорили о «Литературных мечтаниях» на лекции, поэтому я не буду подробно разбирать. Второе литературное обозрение Белинского, появившееся в «Телескопе» через полтора года после первого (1836), проникнуто тем же отрицательным духом; существенная мысль его достаточно выражается самым заглавием: «Ничто о ничём, или отчёт г. издателю „Телескопа“ за последнее полугодие (1835) русской литературы». Надеждин уехал за границу, и Белинский все это время самостоятельно вел журнал, поэтому полугодовой обзор он представляет в форме отчета издателю.В статье «О русской повести и повестях Гоголя» 1835 Белинский подразделяет поэзию на два вида: реальную и идеальную.Идеальная опирается на реальность, значительно расширенную субъективным мировосприятием художника. Античная поэзия, «Фауст» Гете, творчество Байрона и Шиллера.Реальная целиком воспроизводит действительность со всеми подробностями, красками и оттенками. Сервантес, Шекспир, Вальтер Скотт, Пушкин, Гоголь. Реальная поэзия созвучна эпохе, поэтому наиболие популярны стали жанры – роман и повесть. Период примирения с действительностью (1837-осень 1840) Между 1837 и 1840 гг. Белинский пережил короткий, но крайне тяжелый для него период, весьма условно называемый периодом «примирения с действительностью». Известное, но крайне преувеличенное идейными врагами Белинского влияние оказал на него философский тезис Гегеля о том, что «все разумное действительно, и все действительное разумно». Основным содержанием этого «примирения» был кратковременный отказ Белинского от революционной борьбы.В 1838–1839 гг. В.Г. Белинский стоял во главе двухнедельного журнала «Московский наблюдатель».« Московский наблюдатель» - русский двухнедельный журнал. Издавался в Москве в 1835–1839 гг. Попав с 6-го выпуска полностью в руки Белинского, журнал совершенно изменил свое лицо. В него были введены новые отделы, например - библиографии, а также замечательный отдел литературной хроники, который вел сам Белинский.В течение 1838–1839 гг. в «Московском наблюдателе» было напечатано более 130 материалов Белинского. Это крупные публицистические статьи, рецензии, хроникальные заметки, систематические литературные обзоры русских журналов. Определяя собой новое направление «Наблюдателя», они в то же время ярко отражали идейные искания самого Белинского. В статьях того времени (1840 г.) Белинский формулирует свое отношение к целому ряду философских, эстетических понятий. Автора интересует проблема личности, отпавшей от общества и отвергающего окружающую его действительность – героя времени, больше рефлексирующего (созерцающего), чем делающего. Итог размышлений он подводит в статьях «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838), «Горе от ума. Сочинение Грибоедова» (1840), «Герой нашего времени. Сочинение Лермонтова». «Петербургский» период (1841-1848) В 1840 году Белинский переезжает в Петербург. Как он сам говорил, Москва и Петербург сильно отличаются друг от друга, как их журналы. Он пересмотрел свои взгляды на Гегеля. Как бы полемизируя с ним, Белинский утверждает, что «за разумную действительность нужно бороться революционным путем». Зачитываясь Лермонтовым, он провозглашает новые идеалы. Он говорит об необходимости согласования творческой свободы художника со служением современности, то есть творческой интерпретацией реальных сторон жизни. Плюс на изменение взглядов Белинского, как уже говорили на лекции, влиял его страстный темперамент. В Петербурге Белинский становится ведущим сотрудником и фактически редактором журнала Краевского «Отечественные записки». При Белинском он становится первым в России печатным органом, выражающим идеологию русской революционной демократии. Требуют решительного пересмотра долго державшиеся в литературе и, к сожалению, встречающиеся и сейчас взгляды на «Отечественные записки» как на некий компромиссный орган либералов и революционных демократов, представляемых Белинским. Это не так. Направление журнала определялось в первую очередь Белинским, Герценом и их единомышленниками. Сотрудничество либералов в «Отечественных записках» не снимало коренного расхождения во взглядах между ними и Белинским как революционным демократом.Призыв к революционной борьбе часто звучит в публицистических выступлениях Белинского, в частности в статьях, где утверждалось, что насилие является движущим фактором истории. Целью революционной борьбы для Белинского было установление справедливого социального строя. Образцом полемической статьи Белинского - и по форме, и по идейной направленности - является знаменитый памфлет «Педант», послуживший ответом на статью Шевырева в «Москвитянине». В герое «Педанта» Лиодоре Ипполитовиче Картофелине все сразу узнали Шевырева. Написанный в блестящем полемическом стиле, памфлет с изумительной силой разоблачал не только самого Шевырева, но и то направление, которое он представлял. В этом памфлете Белинский вскрыл зависимость Погодина и Шевырева от реакционных и шовинистических идей немецкой классической философии с ее восхвалением «прусского духа».С 1845 года становится все более осторожным издатель Краевский, установивший для Белинского свою дополнительную, внутреннюю цензуру. Между ним и Белинским начинаются серьезные расхождения, которые вскоре и определили их разрыв.В 1846 году Белинский перешел в «Современник», став душой нового журнала. Благодаря Белинскому вокруг молодого «Современника» были собраны крупнейшие литературные силы России. Огромное значение для «Современника» имели статьи самого Белинского. В этом журнале были напечатаны лучшие последние работы великого критика - обзоры русской литературы за 1846 и 1847 годы, в которых Белинский наиболее полно развил свои материалистические взгляды.

21 «Современник» в 1846-1848 В 1846 году Некрасов и Панаев приобретают у Плетнева журнал «Современник», основанный Пушкиным. Плетнев быстро превратил «Современник» в орган, чуждый полемике и стоящий в стороне от общественной и литературной жизни. Первый номер преобразованного «Современника» вышел в свет 1 января 1847 г. профессор Петербургского университета А.В. Никитенко, выполнявший одновременно обязанности цензора, и его Некрасов и Панаев пригласили на пост редактора «Современника», оговорив себе полную свободу действий Самую серьезную помощь оказал «Современнику» Герцен. Он передал редакции роман «Кто виноват?» Одно за другим в «Современнике» были опубликованы такие произведения художественной литературы, как «Кто виноват?» (весь роман в приложении к №1), «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова», «Обыкновенная история» Гончарова, четырнадцать рассказов из «Записок охотника», рассказ «Жид» Тургенева, повесть Дружинина «Полинька Сакс», стихи Некрасова, Огарева, переводы из Шиллера, Гете, Диккенса и др На очень высоком уровне стояли в «Современнике» литературная критика и библиография. Идейным руководителем журнала становится Белинский. По своему направлению «Современник» при Белинском был журналом революционно-демократическим. Белинский боролся за идейное единство журнала, защищал гоголевское направление в искусстве. 47-48 годы – короткий, но самый замечательный период в журналистской и общественно-политической деятельности Белинского. Понять его можно только в свете знаменитого «Письма к Гоголю» - единственного произведения, написанного без оглядки на цензуру и известного долгое время только в рукописных списках. В нем Белинский выступил в защиту гражданского значения литературы, против крепостников и самодержавной формы правления, против догматов православной церкви. Самые важные, значимые задачи страны – уничтодение крепостного права, отмена телесного наказания и введение элементарной законности. Это бы обеспечило прогресс. С этих позиций Белинский оценивает состояние литературы, журналистики, ведет полемику со всеми, кто мешает общественному прогрессу. Его обозрения литературы за 1846 и 1847 годы, статьи по поводу последних произведений Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями») стали манифестом передового движения России.«Современник» пропагандировал социалистическое устройство общества. Белинский во «Взгляде на русскую литературу 1847 года» писал, что благосостояние в обществе должно быть равно простерто на всех его членов. «Современник» энергично боролся за развитие натуральной школы и сумел правильно оценить и выдвинуть таких писателей, как Герцен, Гончаров, Тургенев. Жестоко преследовала «Современник» цензура. Особенно страдали статьи Белинского. После событий 1848 г. «Современник» оказался в исключительно трудном положении. «Меншиковский комитет», по поручению царя обследовавший русскую журналистику, нашел, что «Современник» проповедует коммунизм и революцию. Правительственные кары и уход Никитенко поставили «Современник» на край гибели.

22 «Отечественные записки» Краевского АА (1810-1889)

Журнал «Отечественные записки» был основан в 1818 году чиновником П.П. Свиньиным и существовал как исторический, далекий от злобы дня. Новую жизнь он обрел с 1838 года под редакцией АА Краевского.

Первоначально успех журнала был построен на противопоставлении «Библиотеки для чтения». Все, кто пострадал от бесцеремонности Сенковского и его союзников по триумвирату, объединились вокруг нового журнала и вступили в конкурентную борьбу с полуофициозной и подчас пошло журналистикой, стоявшей на пути прогресса.

Главная сила популярности «Отечественных записок» связана с именем Белинского, который переехал из Москвы в Петербург и с 1839 начал активно сотрудничать в журнале как литературный критик и публицист. При нем энциклопедический журнал Краевского приобрел четкое направление, которое проводилось через все отделы журнала, но прежде всего через отдел критики и библиографии. Вскоре в журнале приняли участие Некрасов, Герцен, Панаев, Огарев, печатались Тургенев, Лермонтов и др.

Постепенно журнал становится рупором борьбы против крепостничества, рутины, застоя, азиатчины. Большую роль здесь сыграла защита гоголевского направления в литре как направления критического реализма. Не менее важно критическое отношение к идеализму в области философии – статьи Герцена «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы».

Белинский выступает как активный полемист против всех противников прогресса, начинается полемика со славянофилами – памфлет «Педант», статьи «Парижский тайны», «Ответ «Москвитянину»», годичные обзоры литры. Б. превратил журнал в политическую трибуну борьбы против крепостничества, подготовки общественного сознания к неизбежности отмены крепостного права. Его статьи были проникнуты большой любовью к родине. Он защищает человеческое достоинство, высокую нравственность. Особо успешно он работает в жанре обозрений. «Отечественные записки» вскоре стали самым популярным журналом. Однако политическая осторожность и эксплуататорские склонности Краевского заставили в 1846 году уйти из журнала Белинского, Герцена, Некрасова и др.

23Журналистика в период «мрачного семилетия» (1848-1855) Западноевропейская революция 1848 г. оказала сильное влияние и на общественное движение в России: нарастают волнения крестьян, поднимается народ в Польше и Прибалтике, возникают страх и паника среди дворянства, усиливаются революционные и оппозиционные настроения у передовой русской интеллигенции. Не только петрашевцы, Герцен, молодой Чернышевский, но даже такие умеренные либералы, как Никитенко, начинают питать надежды на перемены в общественно-политическом режиме России.Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Николай I осуществил военное вмешательство в европейские события и жестоко подавил революцию в Венгрии. Неспокойные губернии России были наводнены войсками, везде усилены полицейские меры. В университетах значительно сократили число студентов, из учебных дисциплин изъяли философию, носились даже слухи о предполагаемом закрытии университетов.В связи с событиями 1848 г. особенное внимание правительства привлекли русская литература и журналистика. Как известно, Николай I учредил особый комитет, которому было поручено тщательно обследовать содержание выходивших журналов и действия цензуры. Комитет работал под председательством князя А.С. Меншиков а в составе сановников: Бутурлина, Строганова, Корфа, Дубельта и Дегая. Как и следовало ожидать, отзывы о «Северной пчеле», «Библиотеке для чтения», «Москвитянине» оказались для этих журналов благоприятны. Совсем иначе были оценены «Отечественные записки» и «Современник». Краевскому и Никитенко, редакторам этих изданий, пришлось явиться в Третье отделение, где их обязали подпиской в том, что они впредь будут стараться «давать журналам своим направление, совершенно согласное с видами нашего правительства, и что за нарушение этого при первом после сего случае им запрещено будет издавать журналы, а сами они подвергнутся наистрожайшему взысканию и поступлено с ними будет, как с государственными преступниками». Некоторые сотрудники «Отечественных записок» и «Современника» пострадали от деятельности «меншиковского комитета» гораздо больше, чем редакторы журналов. M.E. Салтыкову, на «неблагонамеренность» повести которого «Запутанное дело», помещенной в «Отечественных записках», обратил особое внимание Дегай, пришлось отправиться в ссылку в Вятку, и нет никакого сомнения, что только преждевременная смерть спасла Белинского от правительственных репрессий. Но этим не исчерпываются результаты деятельности комитета. Он предложил министру народного просвещения усилить надзор за статьями, предназначенными для публикации в периодике, не допускать перепечатки статей, уже одобренных цензурой, без нового их просмотра, запретить высказываться в печати о правительственных мероприятиях.Поскольку «меншиковский комитет» установил «вредное направление» в русской журналистике и серьезные упущения цензуры, оказалось необходимым учредить постоянный комитет по делам печати. Такой комитет и был создан в 1848 г. под именем «комитета 2 апреля», или «бутурлинского», по имени его председателя Бутурлина. Он говорил, что евангелие следовало запретить за демократический дух, настаивал на закрытии университетов. Кроме Бутурлина, членами комитета были назначены Корф и Дегай, в подспорье им приданы шесть помощников, в том числе и небезызвестный литератор-доносчик Борис Федоров. «Комитет 2 апреля» был облечен исключительными полномочиями, и его ведению подлежали все произведения печати. Комитет был негласный: он не заменял, а контролировал цензурное ведомство и рассматривал уже вышедшие газеты, журналы и книги. Все заключения комитета после утверждения царем передавались как личные распоряжения и указания Николая I.Расправа с прогрессивной периодической печатью была лишь звеном в цепи тех полицейских репрессий, к которым правительство прибегло, чтобы предотвратить революционный взрыв в России.Годы с 1848 по 1855–это поистине «мрачное семилетие», в сравнении с которым даже жестокий политический режим предшествовавшего времени кажется гуманным. Наступил разгул правительственной реакции, тяжело сказавшийся на русской литературе и журналистике.В 1849 г. была организована чудовищная расправа над петрашевцами. В том же году подвергся заключению славянофил Ю. Самарин, был арестован и допрошен другой славянофил – И. Аксаков. В 1850 г. учреждается полицейский надзор за Островским, так как комедия «Свои люди – сочтемся» вызвала недовольство царя и была запрещена им к постановке на сцене. В 1882 г. за некролог о Гоголе высылается в свое имение Тургенев.Цензура пришла в неистовство. «Комитет 2 апреля» рассматривал литературу как «скользкое поприще» и обращал главное внимание на «междустрочный смысл сочинений». «Становится невозможным что-либо писать и печатать!» – негодовал благонамеренный Никитенко. И в самом деле, даже «Москвитянин» оказался в затруднительном положении, выговоры цензуры следовали один за другим.Под влиянием цензурного гнета и общей политической реакции русская журналистика существенным образом изменилась. Продолжавшие издаваться журналы потеряли свое былое значение. Определенность направлений была утрачена. Естественно, что и писатели перестали быть разборчивыми при выборе журналов, в которых будут помещены их произведения. Григорович выступал в «Современнике», «Отечественных записках» и... «Москвитянине». Тургенев печатался в «Современнике», «Отечественных записках» и вел переписку с И. Аксаковым по поводу своего участия в «Московском сборнике». Дружинин отдавал статьи в «Современник» и в «Библиотеку, для чтения». Писемский, Даль, Фет, Полонский и другие помещали свои произведения где придется. Потеря журналами своего лица привела к исчезновению принципиальной полемики между ними. Она уступает место пустой и ничтожной грызне. Неточные даты, опечатки, а иногда и личные качества того или иного сотрудника журнала стали главным предметом журнальных дискуссий. Сильно упало в журналах качество литературной критики. Авторы статей и обзоров стали осторожно обходить «проклятые вопросы» жизни и старались держаться исключительно в плоскости узкоэстетических тем. Горячие демократические убеждения и революционная страстность сменились холодным беспристрастием и либеральным объективизмом.

24 Журналистская деятельность Герцена А.И. и Огарева Н.П. Самой насущной, самой неотложной потребностью растущего русского освободительного движения было создание вольной, бесцензурной печати, которая бы не только ярко показывала и разоблачала ужасы самодержавной России, пропагандировала социалистические и революционные идеи, но и открыто звала бы на революционную борьбу против крепостничества и царизма.Задача создания вольной русской печати выпала на долю великого революционного демократа, мыслителя, замечательного писателя и публициста Александра Ивановича Герцена.В самой России создание вольной печати было невозможно. Поэтому Герцен, покинувший отечество в самом начале 1847 г., задумал начать, по его словам, «заграничную русскую литературу» и наладить ее нелегальную переброску на родину. Вольная типография была создана 22 июня 1853 г. Через несколько дней появилось первое издание – брошюра «Юрьев день!Перелом в положении Вольной русской типографии наступил после смерти Николая I и окончания Крымской войны. В связи с новым подъемом общественного движения в России Герцен задумал издавать альманах «Полярная звезда». 25 июля 1855 г., в годовщину казни декабристов, вышел его первый номер. На обложке альманаха были изображены профили пяти казненных декабристов: Пестеля, Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола и Каховского, а эпиграфом к нему служили слова из «Вакхической песни» Пушкина: «Да здравствует разум». Герцен всеми средствами старался раскрыть «непрерывность предания, преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство» своей вольной печати с деятельностью декабристов.Во введении к первой книге «Полярной звезды» Герцен характеризовал ее как русское периодическое издание, выходящее без цензуры, исключительно посвященное вопросу русского освобождения и распространению в России свободного образа мыслей.Первая книга журнала, кроме статей, заметок и больших отрывков из «Былого и дум» самого Герцена, содержала статью Энгельсона «Что такое государство?», переписку Белинского с Гоголем по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» (в том числе знаменитое зальцбруннское письмо Белинского), письма Гюго, Прудона, Мишле, Маццини, приветствовавших «Полярную звезду».«Полярная звезда» была первым изданием Герцена, получившим распространение в России. Известно, что ее первый номер уже в 1855 г. проник не только в Европейскую Россию, но и в Сибирь, к ссыльным декабристам, которые встретили его с восхищением.Выпускать «Полярную звезду» строго периодически оказалось невозможным: вторая книга вышла только в конце мая 1856 г. Второй номер по содержанию был разнообразнее первого: кроме произведений Герцена, в него вошли присланные в Лондон запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов, статьи Н.И. Сазонова и Н.П. Огарева, два письма из России.В начале апреля 1856 г. в Лондон приехал старый друг и единомышленник Герцена – Николай Платонович Огарев, который немедленно стал участвовать в изданиях Вольной типографии. Во второй книге «Полярной звезды» была помещена его статья «Русские вопросы» за подписью «Р.Ч.» («Русский человек»). С этого времени Огарев становится ближайшим помощником и соратником Герцена. Огареву, который только что приехал из России и живо чувствовал потребности русской общественной жизни, и принадлежала мысль – издавать в Лондоне новый периодический орган. Это издание должно было выходить чаще, чем «Полярная звезда», откликаться на все текущие события и вопросы русской жизни и быть удобным для распространения. По словам H.A. Тучковой-Огаревой, «Герцен был в восторге от этой мысли» и тут же предложил назвать новый орган «Колоколом». О направлении говорить нечего; оно то же, которое в «Полярной звезде».Первый номер «Колокола» появился 1 июля 1857 г. «Колокол» представлял собой небольшой журнал на восьми страницах с подзаголовком: «Прибавочные листы к «Полярной звезде». Девизом были выбраны начальные слова «Песни о колоколе» Шиллера: «Vivos voco» – «Зову живых». Первый номер открывался стихотворением Огарева.В первое пятилетие своего существования «Колокол» имел в России неслыханный успех и приобрел исключительное влияние. Это было естественно в условиях общественного подъема, начавшегося после Крымской войны, роста крестьянского движения, постепенного назревания революционного кризиса. «Колокол» отвечал на пробудившуюся в широких слоях русского общества потребность в свободном бесцензурном органе антикрепостнического и демократического направления, открыто разрешающем наболевшие вопросы русской жизни.Одной из причин успеха «Колокола» была, конечно, поразительная одаренность Герцена как публициста. Незаменимым соратником Герцена был Огарев, перу которого принадлежит большая часть выступлений «Колокола» по экономическим и юридическим вопросам и который, как никто другой, умел писать статьи и прокламации, обращенные к народу. Кроме их статей, постоянно публиковались злободневные сообщения из России, блестяще обработанные редакцией и снабженные убийственными примечаниями. Изредка помещались в «Колоколе» стихотворения Огарева, Некрасова, М. Михайлова и др. В 1860-е годы в журнале не раз публиковались и перепечатывались революционные прокламации.Правительство Александра II боялось герценовских разоблачений, было напугано его требованиями и чрезвычайно опасалось проникновения вольной печати в народ. Меры борьбы с лондонскими изданиями стали предметом постоянных забот царского правительства. Лица, уличенные в передаче изданий Вольной типографии или в связях с Герценом и Огаревым, подвергались преследованию. Русской печати категорически запрещалось даже упоминать имя Герцена. В то же время за границей подкупленная пресса выступала против Герцена, изливая на него клевету и брань. Герцен и Огарев продолжали ежегодно издавать «Полярную звезду». С 1855 по 1862 г. вышло семь книжек [9]. В них публиковались стихотворения русских поэтов, запрещенные в России, материалы о декабристах, стихи Огарева, «Былое и думы» Герцена, теоретические статьи о социализме. До 1860 г. выходили и сборники «Голоса из России», где преимущественно помещались присланные из России записки по наболевшим вопросам русской жизни. Всего их было издано девять выпусков.Особенно большое значение придавали Герцен и Огарев публикации материалов о жизни и деятельности декабристов, революционные традиции которых они высоко чтили. В основу программы «Полярной звезды» и «Колокола» была положена теория «русского социализма».Главной чертой направления «Колокола» и всей вольной печати была борьба за освобождение крестьян от крепостного права. Журнал систематически разоблачал «ужасы помещичьей власти», с сочувствием говорил о крестьянских волнениях, требовал немедленного уничтожения крепостного права с передачей крестьянам той земли, которая находилась в их пользовании. «Колокол» (1857–1867) встал горой за освобождение крестьян», – указывал В.И. Ленин [12]. Материалы о крестьянском движении, публиковавшиеся в журнале, были в свое время единственными объективными источниками, которые давали представление о том, что происходит в России. За ними с интересом следили К. Маркс и Ф. Энгельс, придававшие очень большое значение борьбе крепостных крестьян в России.

25 Журналистика в эпоху «великих реформ» (вторая половина 1850 – начало 1860-х). Общая характеристика. Итак, в первой половине XIX в. закрепилось высокое социальное положение русской журналистики, определился тип литературно-общественного ежемесячника как ведущий в системе печати.В журналистике много места занимает личностный элемент, авторитет лидера. Главной фигурой прессы становится литературный критик. Не издатель и редактор, а ведущий критик-публицист определяет направление, значение и авторитет издания.По-прежнему мало издается частных газет, хотя появляются «Губернские ведомости» (с 1838 г.), некоторые специальные издания.Происходит существенный прорыв в области свободы слова благодаря усилиям Герцена и его Вольной типографии в эмиграции.Поражение России в Крымской войне обнажило крайнюю отсталость страны, находящейся в условиях крепостничества и самодержавия. Вторая половина 50-х годов знаменуется усилением революционного движения в стране, становится все более ощутимой необходимость социально-экономических перемен. Под напором освободительного движения и потребностей экономического развития многие представители господствующего класса начинают высказывать идеи об отмене крепостного права путем реформ сверху.Идеи Белинского и его соратников о необходимости отмены, уничтожения крепостничества становятся общим достоянием. Теперь борьба развертывается вокруг условий освобождения крестьян. Русской журналистике здесь пришлось сыграть важную роль.Среди помещиков все еще существовала большая прослойка консерваторов, которые хотели сохранить старые отношения в неизменном виде. Либералы стремились к освобождению крестьян от крепостной зависимости, обеспечив при этом максимум привилегий для помещиков и капиталистов. И только революционные демократы стремились к таким порядкам после уничтожения крепостничества, когда народ получает землю, политическую свободу, когда надежно ограждаются интересы народа, прежде всего крестьянства.Каждое из этих направлений имело свои печатные органы: журналы и газеты.В 1857 г. Александр II распорядился пересмотреть цензурные постановления. Однако на подготовку цензурной реформы ушло десятилетие. Лишь в 1865 г. был введен новый закон о печати. Хотя в нем и говорилось об отмене предварительной цензуры, но русской прессе легче не стало. Каждый номер журнала после выхода в свет тщательно просматривался в цензурном комитете и Главном управлении по делам печати. За публикацию материалов, которые могли показаться предосудительными, редакция получала «предостережение». После двух таких взысканий издание могло быть закрыто.Подготовка правительством ряда реформ тем не менее привела к некоторому ослаблению цензурных репрессий. Это способствовало прежде всего быстрому росту числа периодических изданий. Если за 1851–1855 гг. в России появилось всего 30 новых изданий, они были либо узкоспециальные, либо ведомственные, то в 1856–1860 гг. возникло 150 газет и журналов – общественно-политических, политико-экономических, сатирических, юмористических, научно-технических, библиографических и др.В 1856 г., например, начали выходить «Русский вестник» М. Каткова, «Русская беседа» А Кошелева и Т. Филиппова, «Сын отечества» А. Старчевского, «Живописная русская библиотека» К. Полевого, «Музыкальный и театральный вестник» М. Раппопорта и др. Новые журналы появились также и в последующие годы, быстро увеличивалось число газет. Подробно характеризуя печать России в 1858 г., автор обозрения в «Современнике» называет только что возникшие газеты: «Домашняя беседа», «Промышленный листок», «Листок для всех», «Московская медицинская газета».Вместе с тем сильно возрастает роль журналов и газет в общественно-политической жизни страны, прежде всего в обсуждении крестьянского вопроса, что беспокоит цензурное ведомство. Вследствие этого оно, разрешив журналам в 1858 г. печатать материалы, связанные с отменой крепостного права, тщательно следило за такими статьями, пытаясь точно определить, о чем и как писать публицистам. Уже в 1858 г., в частности, было издано несколько циркуляров, в которых запрещалось говорить о выкупе земель, об уничтожении вотчинной власти помещиков и других вопросах, связанных с отменой крепостного права. Кроме обычной цензуры, для этих материалов устанавливалась предварительная цензура главного комитета.И все же роль журналов и газет, передававших общественное мнение, с каждым днем становилась важнее. Они ведут политические обзоры (в которых, как правило, рассказывалось о событиях за рубежом) и «внутренние обозрения»; широко распространяется литературно-общественный фельетон. Журналистика отразила четкую расстановку классовых сил, запечатлела программы двух сложившихся лагерей: либерально-монархического и революционно-демократического, стала полем настоящих битв между ними.Большинство изданий принадлежало к либерально-монархическому лагерю. Им противостояли «Современник», «Русское слово» и сатирический журнал «Искра».

 

Крестьянская реформа 1861 в оценке журналистики тех лет.

Крестьянская реформа, проведенная «сверху» в 1861 г., по-настоящему не решила ни одной из проблем, стоявших перед страной. Она узаконила «братский союз помещика и «либерального» чиновника для ограбления мужика» [33]. Даже личная зависимость крестьянина от помещика по существу сохранялась. Формально распространив на бывших крепостных «общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных», реформа сохранила над ними гнет администрации. И все же реформа явилась шагом вперед в историческом развитии России «по пути превращения России в буржуазную монархию». Развитие капитализма в стране после 1861 г. пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершились изменения, занявшие в некоторых странах Европы целые века.

Отношение русских революционеров-демократов, группировавшихся вокруг «Современника», к проводимой царизмом реформе было единодушным: они понимали ее крепостнический, грабительский по отношению к народу характер и знали, что правительство не в состоянии провести серьезные социально-экономические преобразования. Не имея возможности открыто на страницах журнала дать собственную оценку реформы, члены кружка «Современника» — Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Серно-Соловьевич — сказали свое слово в бесцензурных изданиях. К ним относятся: прокламация Чернышевского «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», его статья «Письма без адреса», выпущенная в Берлине брошюра Н. А. Серно-Соловьевича «Окончательное решение крестьянского вопроса», письма сотрудников «Современника».

Наиболее полно взгляды революционеров-демократов на «Положения 19 февраля» выразил Чернышевский. В прокламации «Барским крестьянам» он подчеркнул крепостнический характер преобразований.

По мнению Чернышевского, в результате реформы крестьянин попадает в «такую кабалу, которая гораздо и гораздо хуже нонешней». Царь, конечно, знал, на что обрекает народ, он тот же помещик, «держит барскую сторону», а манифесты и указы выпускает для обмана народа. Воззвание «Барским крестьянам» заканчивалось призывом уничтожить помещичье землевладение, свергнуть самодержавие. Вместе с тем здесь говорится о единственно возможном пути ликвидации крепостничества — народной революции. Свое глубокое недовольство реформой не раз выражали Добролюбов, Некрасов, Н. А. Серно-Соловьевич. Таким образом, все ведущие сотрудники «Современника» начала 60-х годов в бесцензурных материалах достаточно определенно выразили свое отрицательное отношение к царскому манифесту. Какое же отражение получил этот взгляд на страницах самого издания?

Журнал действительно не печатал никаких материалов, прямо связанных с царским манифестом и «Положениями», ограничившись лишь публикацией в третьей и четвертой книгах официальных документов да упоминанием о дне объявления манифеста в Петербурге в фельетоне И. И. Панаева «Заметки Нового поэта».

Демонстративное молчание «Современника», охотно откликавшегося и на менее значительные события, казалось особенно примечательным рядом с безудержными восторгами, которые лились со столбцов всех без исключения либеральных изданий. В напыщенном славословии по поводу дарованной свыше «свободы» соединялись голоса «Отечественных записок», «Библиотеки для чтения», «Московских ведомостей» и даже таких специальных изданий, как «Указатель экономический, политический и промышленный».

Читатель 60-х годов, воспитанный на статьях «Современника», понимал, что означает молчание, которым журнал встретил царский манифест. «Проклятье молчанием» заставляло ждать отклика с помощью так называемого эзоповского языка. И отклик действительно последовал.

Временные правила о печати 1865 и их влияние на развитие системы русской журналистики.

Русское правительство, отменив в 1861 г. крепостное право, перешло к другим реформам: земской, судебной, военной и пр., в числе которых оказалась реформа печати. В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной — отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако судебные преследования печати не получили распространения: административные меры были удобнее для правительства. Тем не менее, реформа способствовала дальнейшему росту печати, особенно либерально-буржуазного толка.

В судьбе русской журналистики суровую роль сыграл 1866 г. В связи с покушением революционно настроенного молодого человека Д. Каракозова на царя русское правительство перешло к политике особенно жесткой реакции: закрыло в 1866 г. два лучших прогрессивных журнала: «Современник» и «Русское слово».

Революционная демократия постаралась возродить прогрессивную журналистику, и это ей удалось, преодолев ряд трудностей. Бывший редактор «Русского слова» Благосветлов с конца 1866 г. стал издавать демократический журнал «Дело», а Некрасов — редактор «Современника» — в 1868 г. приступил к изданию журнала «Отечественные записки», взяв его в аренду у Краевского.

Окончательно сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публицистики, рассчитанного на мыслящих людей, интеллигенцию. Поэтому история подобных журналов тесно связана с историей общественной мысли. Определенная часть публицистов журналов и газет все чаще начинает обращаться к вопросам религиозно-нравственного порядка (Ф.М. Достоевский, Вл.С. Соловьев, В.В. Розанов и др.). Увеличилась коллегиальность в руководстве журналами, хотя персональная роль лидеров в журналистике сохраняется (Катков, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Михайловский, Короленко и др.).

Одновременно растет газетное дело, увеличивается число ежедневных изданий разного типа, обеспечивающих потребность в информации растущей аудитории.

Нужды революционного движения, реакционная политика царизма по отношению к оппозиционному печатному слову вынудили русских революционеров уже в 1868 г. приступить к изданию ряда бесцензурных нелегальных революционных газет и журналов, сначала в эмиграции, а затем и в самой России.

Таким образом, система русской печати стала еще более разветвленной и сложной. По-прежнему она складывалась из трех основных направлений: консервативно-монархического («Русский вестник», «Московские ведомости», «Гражданин» и др.), либерально-буржуазного («Вестник Европы», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости» и др.) и демократического («Искра», «Отечественные записки», «Дело»).

Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха»

В 60-е годы свою журналистскую деятельность начал русский писатель Ф.М. Достоевский. Вместе с братом М





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1533 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.