Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—пособы формулировки тезиса




Х ѕр€ма€ формулировка основной мысли. „Єткий ответ на вопрос.

¬арианты тезиса ѕримеры
ѕр€мое выражение главной мысли “ема: Ђ„то важнее: любить или быть любимым?ї “езис: Ђ¬ажнее любить, чем быть любимым, на мой взгл€д. Ќо быть любимым тоже очень важної

Х –ассказать о случае из жизни.

¬арианты тезиса ѕримеры
ѕример из жизни  аждый год 9 ћа€ мы вспоминаем тех, кто отдал за нашу мирную жизнь свою во вре- м€ той страшной войны 1941 Ч1945 годов. Ќет ни одной семьи в –оссии, которой не коснулась бы та война. ¬ моей семье тоже св€то чт€т пам€ть о тех годах, потому что мои де≠душки честно сражались за свою –одину. ќдин дед был сапЄром, а другой Ч лЄтчиком-истре≠бителем. ќни не любили говорить о войне. ќни считали, что это самое страшное, самое гад≠кое, что может произойти в жизни людей, потому что война несЄт не созидание и процвета≠ние, а боль, смерть и страдание люд€м.

 

Х ќбраз-аналоги€.

¬арианты тезиса ѕримеры
ќбраз-аналоги€ “ема: Ђƒолжен ли человек следовать за своей мечтой?ї “езис: Ђ„еловек должен об€зательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыл€ет его, даЄт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперЄд по жизни к достижению своего счасть€ї

 

Х ¬опросно-ответна€ форма (пожалуй, самый удобный и лЄгкий способ: мы сами себе задаЄм вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

¬арианты тезиса ѕримеры
¬опросно-ответна€ форма ¬ чЄм про€вл€етс€ любовь к –одине? Ќаверное, у каждого она про€вл€етс€ по-своему.  то-то, не жале€ себ€, не задумыва€сь, встаЄт на защиту в самые трудные дл€ –одины минуты.  то-то воспевает еЄ в своих произведени€х, в стихах, в песн€х.  то-то стараетс€ сделать пусть не≠большой островок земли около своего дома прекрасным, сажа€ цветы и ухажива€ за ними.  то-то работает в области сохранени€ природных богатств, исследу€ недра нашей земли во славу будущих поколений. Ќо в любом случае любовь к –одине Ч это желание поделитьс€ частич- кой своей души с тем, что тебе дорого!

|| ќб€зательно сначала провер€йте соответствие темы и тезиса. ||

¬ любом случае мой совет вам: если вы дочитали, перечитали своЄ сочинение и не смогли с уверенностью сказать, что аргументы, вами приведЄнные, доказывают именно ту мысль, которую вы вынесли в качестве тезиса, значит, веро€тно, надо мен€ть тезис (просто это порой сделать легче, чем подбирать новые аргументы). ≈щЄ можно проверить, действительно ли эти аргументы вам подход€т, по тому микровыводу, который вы пишете в конце каждого аргумента. “акую проверку делать нужно об€зательно, чтобы соответствие ЂтезисЧаргументї было полным.

ќсновна€ часть

јргументаци€

»так, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. ќсновна€ часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепл€ющих тезис.  аждый аргумент выдел€етс€ в отдельный абзац. ¬ конце каждого абзаца должен быть микровывод.
ћожно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

≈сли тезисов несколько, то к каждому из них приводитс€ свой аргумент!

“о есть если вы на вопрос по теме, например: Ђ„то приносит люд€м любовь: страдание или счастье?ї, отве≠тите, что, с вашей точки зрени€, любовь может как осчастливливать человека, так и делать его несчастным, то вам необходимо привести два аргумента, в одном из которых любовь помогает обрести человеку счастье,
почувствовать всю наполненность жизни, а в другом она приносит грусть и страдание. » тогда в этом случае тезис будет доказан, причЄм полностью.

 

—труктура аргумента

јргумент состоит из нескольких элементов и включает:

ќбращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем Ч Ђпроизведениеї, чтобы избежать фактических ошибок).

≈го интерпретацию: здесь мы обращаемс€ к сюжету произведени€ или конкретному эпизоду, характеризуем геро€(-ев). ∆елательно несколько раз упом€нуть автора, использу€ речевые клише типа Ђавтор повествуетї, Ђавтор описываетї, Ђписатель рассуждаетї, Ђпоэт показываетї, Ђавтор считаетї и т.п. ѕочему нельз€ просто написать: Ђге≠рой пошЄл туда-то, сделал то-тої? ј потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

ћикровывод (он завершает только одну из микротем, а не всЄ сочинение в целом; нужен дл€ логичности и св€зности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упом€нутого произведени€ или авторскую позицию по конкретной проблеме. »спользуем клише типа Ђписатель приходит к выводу...ї и т.п.

ћикровывод из аргумента должен соотноситьс€ с тем тезисом, который вы привели в начале сочинени€, а не просто быть выводом из аргумента!

¬се элементы аргумента последовательно располагаютс€ друг за другом.

Ќапример, тема: Ђ акой путь можно назвать дорогой в никуда?ї.

ѕримерное вступление ” каждого из нас есть свой путь, и нет ни одного человека на свете, который не совершал бы ошибок, ид€ по этому пути. ћне кажетс€, что это вполне естественно. ¬ течение своего жизнен≠ного пути нам всЄ врем€ приходитс€ делать тот или иной выбор, чтобы дойти до какой-либо цели. Ќередко случаетс€ так, что человек осознаЄт, что он совершает бессмысленные действи€ и поступки. » всЄ равно упорно идЄт по этой дороге. „асто и упр€мство заставл€ет идти по невер≠ной дороге. Ќо дороги могут и не привести туда, куда хотелось бы. ќни могут вообще никуда не привести, если ты сам ничего не будешь делать дл€ того, чтобы двигатьс€ вперЄд
“езис ƒорогой в никуда можно назвать тот путь, который не принесЄт никаких значимых результа≠тов

 

“еперь об аргументах.

Ёлементы 1-го аргумента ѕример
ќбращение к произведению Ќа мой взгл€д, ответ на вопрос о дороге в никуда мы можем найти в произведении ».ј. √он≠чарова Ђќбломовї.
»нтерпретаци€ фрагмента (желательно не менее 2 Ц 3 раз упом€нуть ав≠тора) »ль€ »льич ќбломов Ч помещик средней руки, Ђ... с тЄмно-серыми глазами, но отсутствием вс€кой определЄнной идеи, вс€кой сосредоточенности в чертах лицаї. ѕо моему мнению, про≠блема заключаетс€ в том, что он не ставит себе целей. ».Ќ. √ончаров обращает наше внимание на то, что общение с ќльгой Ч это своего рода последнее про€вление личности ќбломова, как бы последний взлЄт, последнее счастливое врем€ дл€ него, а за всем этим Ч только лишь паде- ние и бесперспективное существование... ћ€гка€ натура ќбломова не способна слитьс€ с фаль≠шивым, жестоким внешним миром, потому что дл€ него это слишком т€жело. јвтор с сожалением говорит о том, что »ль€ »льич решает погрузитьс€ в апатию в загородном домике јгафьи ћатве≠евны, где он и находит свой Ђпокойї
ћикровывод ƒорогу, по которой идЄт ќбломов, можно назвать путЄм в никуда, потому что он не может сделать ничего дл€ достижени€ своей цели из-за собственной лени и нежелани€ двигатьс€ вперЄд
Ёлементы 2-го аргумента ѕример  
ќбращение к произведению “еперь обратимс€ к замечательному произведению ‘.ћ. ƒостоевского Ђѕреступление и на≠казаниеї  
»нтерпретаци€ фрагмента (желательно не менее трЄх раз упом€нуть автора) ∆изненный путь –одиона –аскольникова не привЄл его ни к чему хорошему. ¬ романе ‘. ƒостоевский изображает столкновение теории, придуманной героем, с реальной жизнью. –одион хочет помочь всем люд€м и в то же врем€ узнать: Ђтварь € дрожаща€ или право имею...ї. –аскольников уже давно вынашивал свой ужасный замысел, но всЄ это до поры до времени оставалось лишь мрачной фантазией. Ќа мой взгл€д, как только мысли –аскольникова зашли об убийстве, ему надо было переосмыслить свою теорию и выбрать другой жизненный путь. Ќеужели он не догадывалс€, к чему может привести такое преступление? ѕорой нужно задумыватьс€ о последстви€х сказанного или сделанного заранее  
ћикровывод Ётот путь € также могу назвать дорогой в никуда, потому что убийство человека Ч величай≠ший грех, который нельз€ оправдать ничем, даже теорией всей жизни  

—в€зки между абзацами (микротемами)

„тобы избежать логических ошибок, не забывайте про Ђсв€зкиї, Ђмостикиї между аргументами. ¬сЄ должно быть последовательно и логично. Ќапример, нельз€ начинать абзац второго аргумента со слова Ђтакжеї, так как Ђтак жеї, как и автор, о котором говорилось в предыдущем аргументе, новый автор не может раскрывать ту же проблему в своЄм произведении: другой автор, другое произведение Ч поэтому всЄ не Ђтак жеї, а совсем по-дру≠гому. јргументы должны быть не просто нагромождением эпизодов из произведений, а именно логически св€≠занными с тезисом примерами.

¬арианты св€зки ѕримеры
 раткое изложение содержани€ предыдущего абзаца в одном предло≠жении, затем формули≠ровка новой мысли ƒействительно, любовь может по-разному вли€ть на человека, нес€ ему то страда≠ние, то радость.  акие же варианты такого вли€ни€ можно найти в литературе?  онечно, природа Ч это наше богатство, надо любить еЄ и уважать, а не отно≠ситьс€ к ней потребительски. ј как же относимс€ к ней мы, современные люди?  огда мы говорим о войне, мы говорим не только о трагедии миллионов людей, мы ещЄ вспоминаем и о героизме наших солдат, о стойкости тех, кто оставалс€ в плену, в тылу врага, о том какой нравственный выбор приходилось им делать каждую минуту жизни

ѕримечание. ¬ итоговом сочинении допускаетс€ приводить аргументы на основе зарубежной литературы. ќб этом неоднократно говорили в передачах с участием министра образовани€ и науки ƒ.¬. Ћиванова и предсе≠дател€ совета по школьным сочинени€м ћинистерства образовани€ и науки Ќ.ƒ. —олженицыной. ќни согласи≠лись с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

«аключение

¬от мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинени€.

—уществует несколько способов закончить сочинение:

Х ¬ывод. ќбычно прин€то завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Ёто, наверное, самый распространЄнный способ закончить сочинение. »ногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельз€ по≠втор€ть те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. ¬ любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! √лавное, не уйти в сторону от темы сочинени€.

Х «аключение-призыв. Ёто ещЄ один достаточно распространЄнный вариант концовки.  онечно, это не должны быть пафосные лозунги ЂЅерегите нашу «емлю!ї. Ћучше не использовать глаголы 2-го лица: Ђберегитеї, Ђуважайтеї, Ђпомнитеї. ќграничьтесь формами Ђнужної, Ђважної, Ђдавайтеї и т. д. “огда никто вас не сможет уп≠рекнуть в неэтичном отношении к адресату (ведь именно учитель будет вашим первым читателем).

«аключение Ч выражение надежды. Ёто один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позвол€ет избежать дублировани€ мысли, этических и логических ошибок. ¬ыражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Ќельз€ писать, к примеру, что Ђприрода отомстит за себ€ будущим поколени€мї.

¬арианты заключени€ ѕримеры
¬ывод ѕодвод€ итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблема оценки таланта до сих пор очень актуальна. Ћюд€м надо искать таланты, не дать им потухнуть, потому что именно они, эти талантливые люди, €вл€ютс€ двигател€ми прогресса и общества в целом
ѕризыв ѕодвод€ итог, хочетс€ верить, что каждый человек должен ставить перед собой высо≠кие и благородные цели. ¬сегда нужно задумыватьс€ о том, нужно ли мне это вообще? Ќельз€ бездействовать, ведь это и называетс€ дорогой в никуда. Ќе нужно бо€тьс€ ошибок на прот€жении нашего пути, ведь, как говорил один мудрец, Ђраз вы сбились с пути - зна≠чит, путь у вас есть, человек, который никуда не идЄт, не может заблудитьс€ї
¬ыражение надежды ’очетс€ наде€тьс€, что проблема истинного пон€ти€ слова Ђкрасотаї действительно должна быть очень актуальна в наше врем€. » если мы будем этому вопросу удел€ть как можно больше внимани€, не забывать о таких важных пон€ти€х, как благородство, доб≠рота, смелость, то и мир наш станет чуточку лучше и красивее!

«авершение рассказа о случае, заставившем задуматьс€ над темой (если в качестве вступлени€ был приведЄн такой рассказ).

÷итата, подход€ща€ по смыслу. ћожно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлени€м, мо≠жет, кака€-нибудь подойдЄт.

Ќапример:

Ђ¬ойна есть одно из величайших кощунств над человеком и природойї (ј. —. ѕушкин).

Ђ«ащита –одины есть и защита своего достоинстваї (Ќ. . –ерих).

Ђѕрирода Ч творец всех творцовї (».¬. √Єте).

Ђ“ы навсегда в ответе за тех, кого приручилї (јнтуан де —ент-Ёкзюпери)

ЂЋюбовь к родител€м Ч основа всех добродетелейї (÷ицерон).

Ђѕрезирать суд людей не трудно, презирать суд собственный Ч невозможно...ї (ј.—. ѕушкин).

Ђ»стинна€ любовь очищает и возвышает вс€кого человека, совершенно преобразу€ егої (Ќ.√. „ернышев≠ский).

Ђ∆ить Ч значит чувствовать, мыслить, страдать...ї (¬.√. Ѕелинский).

Ђ„еловек Ч целый мир...ї (‘.ћ. ƒостоевский).

Ђ—часть€ достигает тот, кто стремитс€ сделать счастливыми других и способен хоть на врем€ забыть о своих интересах, о себеї (ƒ.—. ЋихачЄв).

ЂЅлагословенна да будет любовь, котора€ сильнее смерти!ї (ƒ.—. ћережковский).

ЂЌет счасть€ в бездействии...ї (‘.ћ. ƒостоевский).

Ђ–осси€ без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неЄ не может обойтисьї (».—. “ургенев).

¬ажно, чтобы цитата об€зательно соответствовала главной мысли сочинени€. Ќельз€ использовать цитату только потому, что в ней встречаетс€ ключевое слово (например, в сочинении о природе цитата со словом Ђпри≠родаї), и не учитывать еЄ общий смысл.

¬арианты заключени€ ѕримеры
«арисовка, котора€ возвращает к вступле≠нию я вспоминаю своего деда, которого мне больше не суждено увидеть, но эти детские воспоминани€ греют мою душу. ¬едь не зр€ говор€т, что пока о человеке помн€т, он жив. «начит, надо всегда об этом думать, чтобы человечество ни на минуту не забыва- ло своЄ прошлое, потому что без прошлого нет прекрасного будущего, а значит, и дос- тойного насто€щего!
÷итата  аждый найдЄт в любви что-то свое, близкое ему, неповторимое. ¬едь недаром  .√. ѕаустовский говорил: Ђ” любви тыс€чи аспектов, и в каждом из них Ч свой свет, сво€ печаль, своЄ счастье и своЄ благоуханиеї

–едактирование текста

ѕеред тем как переписывать сочинение с черновика в специальный бланк, необходимо его внимательно про≠верить и отредактировать.  ак это сделать?

„итаем текст по част€м.

—начала вступительную и заключительную части. ”беждаемс€, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говоритс€ об одном и том же. ’орошо, если во вступлении вы задаЄте вопрос, а в заключении есть ответ на него.

“езисы. ќни должны быть компактно изложенными логическими ответами на вопрос, который вы задаЄте во вступительной части сочинени€. ∆елательно, чтобы последн€€ фраза тезиса была тем самым основным ответом, дл€ доказательства которого вы и будете приводить аргументы.

„итаем пары Ђтезис + аргументї. ”беждаемс€, что пример соответствует основной мысли, тезису, а не просто рассказывает о чЄм-то близком теме сочинени€.

Ђћостикиї, Ђсв€зкиї. „итаем концовку каждого абзаца и начало следующего. ”беждаемс€, что переход от од≠ной микротемы к другой плавный, нет логических ошибок.

“олько после того как мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логиче≠ских ошибок, приступаем к проверке речевого оформлени€, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуа≠ционных, орфографических ошибок. «десь тоже будет несколько этапов.

„итаем текст по отдельным предложени€м. Ќаходим грамматические основы, задаЄм вопросы ко всем второ≠степенным членам. ƒолго и нудно? Ќо зато это позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую св€зь. ќпредел€ем, простое предложение или сложное, чем осложнено. ќдновременно обращаем внимание на знаки препинани€. ≈сли вы сомневаетесь в необходимости того или иного знака, измен€йте конструкцию. ¬едь это сочинение, а не диктант! Ќе бойтесь измен€ть предложени€, мен€ть слова. «десь можно и нужно измен€ть текст.

„итаем каждое слово по слогам. “ак вами лучше будет усваиватьс€ услышанное Ч сразу будут активизиро≠ватьс€ разные виды воспри€ти€ (слуховое, зрительное). ѕричЄм лучше читать текст не с первого предложени€, а с конца. »ли просто не с начала предложени€, а с последнего слова в нЄм, тогда вы будете обращать внимание не на смысл, а именно на написание. »менно так можно отыскать орфографические ошибки. Ёто известный
способ проверки Ђс концаї.

ѕосле этого желательно подсчитать количество слов. ”читываютс€ все слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. ÷ифры, например год (1978), а также слово с дефисным написанием рассматриваетс€ как одно. ¬ случае, если получилось меньше 250 слов, придЄтс€ увеличивать объЄм до необходимого минимума, иначе работу не за≠считают. Ѕывают случаи, когда не хватает пары слов, тогда очень обидно получать ЂнезачЄтї за хорошее в целом
по содержанию и по грамотности сочинение. Ќо есть правила оценивани€, критерии, которые необходимо учи≠тывать.

≈сли в сочинении недостаЄт нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа Ђконечної, Ђбез≠условної, Ђнесомненної, Ђбесспорної и т.п., а также наречи€ к глаголам и прилагательные к существительным. Ќа≠пример, вместо Ђважно заботитьс€ о наших родител€хї написать Ђконечно, очень важно заботитьс€ о наших ро≠дител€хї и т.д.

≈сли же не хватает значительного количества слов, то можно, во-первых, добавить комментарий к аргументам (только не следует пересказывать эпизод). ¬о-вторых, во вступление можно добавить свой комментарий по теме.

¬ любом случае не отчаивайтесь, у вас всЄ получитс€!





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2150 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2142 - | 2000 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.029 с.