Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


а) „то составл€ет основу народности?

Ћабораторна€ работа є 5.

¬оспитание человека в контексте антропологических идей  .ƒ. ”шинского. “еори€ и практика просветительской де€тельности в истории образовани€

≈сли педагогика хочет воспитывать человека во всех отношени€х, то она должна прежде всего узнать его во всех отношени€х.

 .ƒ.”шинский

ѕлан:

 

 

1.  .ƒ.”шинский о педагогике как науке и искусстве воспитани€.
”шинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знани€ми о человеке как предмете воспитани€. ”шинский указывал, что теори€ педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. ќна должна открывать законы воспитани€, а не ограничиватьс€ педагогическими рецептами. ≈му хорошо была знакома педагогика его времени. ќтверга€ умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, ”шинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указыва€, что недостаточно основыватьс€ только на личном, хот€ бы удачном, опыте воспитательной работы. ќк требовал единства теории и практики. Ђѕуста€, ни на чем не основанна€ теори€ оказываетс€ такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельз€ вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует иде€. “еори€ не может отказатьс€ от действительности, факт не может отказатьс€ от мыслиї, - писал ”шинский. ѕедагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине.

”шинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружитьс€ знанием основных законов человеческой природы и уметь примен€ть их в каждом конкретном случае. Ђ≈сли педагогика хочет воспитывать человека во всех отношени€х, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношени€хї, - за€вл€л он. ќсуществл€€ это требование, ”шинский написал капитальный труд Ђ„еловек как предмет воспитани€ї в двух томах и, предполага€ дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы, но ранн€€ смерть прервала его плодотворную работу.

¬ тот период в области психологии боролись два направлени€: метафизическа€ психологи€, представители которой пытались строить психологию умозрительно, априорно, начина€ с определени€ Ђдушиї, и новое направление - эмпирическа€ психологи€, сторонники которой стремились оперетьс€ на опыт, изучить факты и отдельные стороны психической жизни, начина€ с простейших ее про€влений.

”шинский стремилс€ исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. ¬ его психологических воззрени€х немало материалистических элементов. ќн рассматривает психическую жизнь в ее развитии.

”шинский правильно упрекал √ербарта в метафизичности и односторонности, указывал на ограниченность психологических воззрений другого пользовавшегос€ в те времена большой известностью немецкого психолога Ѕенеке. ќн стремилс€ рассматривать психику не абстрактного человека, наход€щегос€ вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегос€ в определенной среде.

”шинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развити€ народа. —ам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действу€ заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личност€м и новым поколени€м. ѕоэтому нельз€ выдумывать систему воспитани€ или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.

2. »де€ народности воспитани€ как основа педагогической системы  .ƒ.”шинского.
¬ педагогической системе великого русского педагога  .ƒ. ”шинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитани€. ¬ажнейшим звеном нравственного совершенствовани€ личности €вл€етс€, как утверждал  .ƒ. ”шинский, иде€ народности, которую он обосновал во многих произведени€х в таких, как Ђќ нравственном элементе в русском воспитанииї, Ђ“ри элемента школыї, Ђ“руд в его психическом и воспитательном значенииї, Ђќ пользе педагогической литературыї, Ђ¬опросы о народных школахї, Ђќбщий взгл€д на возникновение наших народных школї, Ђ¬оскресные школыї, особенно в работе Ђќ народности в общественном воспитании. ќн отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народнымї, что Ђвоспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных иде€х или заимствованных у другого народаї.

¬оспитание он рассматривал как Ђсоздание историиї, как общественное, социальное €вление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо дл€ того, чтобы педагог рационально осуществл€л свою де€тельность. Ќо, чтобы знать эти законы и сообразовыватьс€ с ними, надо прежде всего изучать самый Ђпредмет воспитани€ї. Ђ≈сли педагогика хочет воспитывать человека во всех отношени€х, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношени€хї,- писал ”шинский.
”шинский считал, что решающим в этом процессе €вл€етс€ воспитание и что развитие ребенка совершаетс€ в процессе его воспитани€ и обучени€. „еловек становитс€ человеком путем воспитани€. Ђ¬оспитание, - писал ”шинский, - совершенству€сь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственныхї.

¬оспитание мыслитс€ ”шинским как целенаправленный, преднамеренный процесс Ђуправлени€ личностьюї цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой де€тельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. »з направлений воспитани€ главную роль, по ”шинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. ќно важнее, чем наполнение головы познани€ми. ”шинский пишет, что обогащение познани€ми принесет много пользы, но, увы, € никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познани€... могли сделать гоголевского городничего Ђсытным человекомї. ¬оспитание, по мнению ”шинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. ¬ажно воспитывать в дет€х стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может измен€ть не только душу, но и тело. ¬ процессе нравственного воспитани€ необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упр€мство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.
¬ажными задачами нравственного воспитани€ €вл€ютс€:

- формирование мировоззрени€, моральных знаний, правильных взгл€дов на жизнь и формирование системы убеждений, которую ”шинский считает главнейшей дорогой человеческого поведени€;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. —амым высоким, пламенным чувством в человеке, Ђего общественным цементомї ”шинский считал патриотическое чувство, которое Ђпоследним гибнет даже в злодееї. „увство переведет сознание, убеждение в поведение человека;

- воспитание навыков и привычек поведени€. ѕо убеждению ”шинского, человек, благодар€ хорошей привычке, Ђвоздвигает нравственное здание своей жизни все выше и вышеї. ѕроцесс их формировани€ длительный, требующий настойчивости и терпени€. Ќравственное воспитание не должно строитьс€ на страхе наказани€, утомительных Ђсловесных назиданийї. ћетоды и средства воспитани€ завис€т от его содержани€ и цели. „то касаетс€ метода убеждений, то им надо пользоватьс€ в меру, не нав€зывать своих убеждений, а, по словам ”шинского, пробуждать жажду этих убеждений. ѕри этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доход€т до сознани€ детей. ќсобую роль в системе средств нравственного воспитани€  .ƒ. ”шинский отводил умственному и физическому труду учащихс€, их разнообразной де€тельности.

—амое воспитание, считал он, если оно желает счасть€ человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. ¬се эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности.
”шинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитию народного самосознани€, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. ѕод народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражаетс€ стремление народа сохранить свое национальное € и способствовать его поступательному развитию во всех област€х общественно - экономической жизни. »стори€ народа, его характер и особенности, культура, географические и природные услови€ определ€ют направленность воспитани€ со своими, ценност€ми и идеалами.
¬оспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образовани€ должно находитьс€ в руках самого народа, который бы занималс€ его организацией, руководил и управл€л школой, народ определ€ет содержание и характер воспитани€, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинна€ народность выражаетс€, прежде всего, в родном €зыке. ѕринцип народности св€зан и с задачами формировани€ личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюби€, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюби€ в его правильном понимании, эстетического отношени€ к жизни. ¬се эти качества исход€т от народа и соотнос€тс€ с его характером и традици€ми, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведени€: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы –оссии.

—чита€ народность источником де€тельности и развити€, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты,  . ƒ. ”шинский утверждал, что народность соедин€ет отжившие и гр€дущие поколени€, дава€ народу историческое существование.
”шинский критиковал всех, кто недооценивал богатый многовековый опыт великого русского народа в области воспитани€ и, не учитыва€ интересов народа, механически насаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику. “олько народное воспитание, сложившеес€ веками, сохран€ет самобытность и неповторимость. ЂЌапрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ Ч с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Ёто почва, из которой вырастали новые поколени€ –оссии, смен€€ одно другим. ≈Є можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к еЄ требовани€м, силам, недостаткам, но пересоздать еЄ невозможної, Ч писал ”шинский.

–усское же двор€нство, как известно, подражало вкусам и нравам зарубежной аристократии, нигилистически относилось ко всему отечественному и воспитывало детей в семь€х на французский, английский и немецкий лад, отчужда€ их от всего отечественного как Ђпростонародногої. “акое направление господствовало и в закрытых учебных заведени€х, где знание французского €зыка и словесности служило показателем Ђхорошего тонаї. „уждое всему русскому направление воспитани€ проникало в гимназии, где господствовали классицизм и гербартианска€ педагогика. »зучению родного €зыка, отечественной литературы, истории, географии удел€лось мало внимани€. ¬се это преп€тствовало развитию просвещени€ на своей, народной основе. »стинное воспитание, подчеркивал педагог  .ƒ. ”шинский, сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное - €зык, свое устное творчество, песн€, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. Ђ”дивительно ли... что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных иде€х или заимствованных у другого народаї.
» он не только в форме критики повЄл беспощадную борьбу против насаждени€ на русской почве чуждой русскому народу системы воспитани€, но и построил свою оригинальную педагогическую систему на основе идеи народности, на основе требований жизни русского народа. ќпредел€€ задачу самобытного развити€ русской жизни, ”шинский писал: Ђ“еперь уже нельз€ только продолжать дело, начатое ѕетром ¬еликим, только усваивать то, что по€вл€етс€ за границей... “еперь следует самим отыскивать путь, отбросивши иноземные указы, а дл€ того, что≠бы найти истинный путь, более чем когда-нибудь необходимо обратитьс€ к самому народу; узнать его не только материальные, но и духовные потребности. Ќо мало узнать, надобно сроднитьс€ с ними, сделать их потребност€ми своей собственной душа и, удовлетвор€€ этим потребност€м, прокладывать народу историческую дорогу вперЄдї.

 .ƒ. ”шинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитани€ не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым дл€ всех народов и по своему направлению, и по содержанию. ќн указывал, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным духом до того, что невозможно перенести их на чужую почву. ќтмеча€ вредность заимствовани€ одним народом у другого педагогических идей или опыта, без учЄта характерной специфики жизни и общего духа каждого народа, ”шинский заключает: Ђ”дивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных иде€х или заимствованных у другого народаї.
Ќо мы допустили бы ошибку, если бы считали ”шинского сторонником отгораживани€, изол€ции –оссии, еЄ культуры от других государств мира. ѕо мнению ”шинского, в области развити€ педагогических идей на практике имеютс€ такие достижени€, которые не составл€ют принадлежность одного народа, как, например, идеи общественного воспитани€, система школьного обучени€, разные методические правила обучени€ и т. д., но эти достижени€ должны быть переработаны духе требований каждого народа в отдельности.

ћожно пользоватьс€ и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. ЂЌо это пользование оказываетс€ безвредным только тогда, когда основани€ общественного образовани€ твердо положены самим народом. ћожно и должно заимствовать оруди€, средства изобретени€, но нельз€ заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражаетс€ характер. — другой стороны, чем больше характера в человеке, тем безопаснее дл€ него вс€кое общество; и чем больше характера в общественном образовании народа, тем свобод≠нее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народовї.
¬ развитии человечества существуют общие закономерности, и они повтор€ютс€ любым народом, утверждал  .ƒ. ”шинский, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. »сторические услови€ жизни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определ€ть различий в системах народного образовани€ разных народов.

Ёти различи€ определ€ютс€, следовательно, не случайными обсто€тельствами, а особенност€ми исторического развити€.  аждый народ в силу обсто€тельств играет в истории свою особую роль. ¬ каждой системе воспитани€ про€вл€етс€ народность как основна€ иде€ воспитани€. ЂЌарод без народности Ч тело без души, которому остаетс€ только подвергнутьс€ закону разложени€ и уничтожитьс€ в других телах, сохранивших свою самобытностьї.
Ќародность должна быть положена у любого народа в основу воспитани€ как обща€ его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели воспитани€.

¬ основе идеи народного воспитани€ лежат пон€ти€ о человеке, каким он должен быть по пон€ти€м того или другого народа в известный период его развити€. Ђ аждый народ имеет свои особенный идеал человека и требует от своего воспитани€ воспроизведени€ этого идеала в отдельных личност€х. »деал этот у каждого народа соответствует его характеру, определ€етс€ его общественной жизнью, развиваетс€ вместе с его развитием, и вы€снение его составл€ет главнейшую задачу каждой народной литературыї.
 . ƒ. ”шинский был глубоко прав, отмеча€ динамичность воспитательного идеала народа, его развитие, св€занное с ходом истории народа. »деал нельз€ искать только в прошлом, он включает насто€щее и устремлени€ народа в будущее. Ќародный идеал всегда выражает степень самосознани€ народа, его совесть, взгл€ды на добро и зло пороки и добродетели. ¬ этом идеале отражаютс€ характер народа и изменени€, происход€щие в обществе. — изменением идеала во времени происходит и его переоценка. ќн не статичен, в нем что-то остаетс€ от старого и всегда по€вл€етс€ новое, отражающее лучшие стороны нового времени. “о, что казалось безукоризненным в прошлом, имеет в глазах современного человечества совершенно другую цену.  . ƒ. ”шинский указывал, например, что идеалы во ‘ранции и √ермании мен€ютс€ быстрее, чем в јнглии. „то же касаетс€ североамериканцев, то они Ђвырабатываютї свой особенный идеал человека, который почти совсем отвык от английских манер и €вл€етс€ существом необыкновенно оригинальнымї.

 . ƒ. ”шинский, конечно, был далек от раскрыти€ классового понимани€ сущности идеала. Ќо он далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками, утвержда€, что идеал, в том числе и воспитательный, исторически обусловлен, что в нем присутствуют элементы национальные, что Ђнародный идеал человека видоизмен€етс€ еще в каждом народе по сослови€мї [7, стр. 124]. Ќарод вырабатывает свой идеал человека, стремитс€ осуществить его в своем потомстве, дл€ чего используетс€, прежде всего, воспитание. ѕри этом он отмечал, что Ђшкольное воспитание далеко не составл€ет всего воспитани€ народа. –елиги€, природа, семейство, предани€, поэзи€, законы, промышленность, литература, Ч все, из чего слагаетс€ историческа€ жизнь народа, Ч составл€ют его действительную школу...ї.
ѕо утверждению  . ƒ. ”шинского, школьное воспитание, как ни старайс€, невозможно отгородить от жизни. ќна вли€ет на убеждени€ и учителей, и учеников, на формирование их устремлений, определ€ет выбор учебного материала. ќбщественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Ќравственный идеал общества €вл€етс€ и воспитательным идеалом. ќн обусловлен конкретными, общественно-историческими услови€ми. ¬оспитательный идеал €вл€етс€ одной из форм осмыслени€ жизни, а его осуществление Ч одной из форм изменени€ ее. Ђ≈сть одна только обща€ дл€ всех прирожденна€ наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью.  ак нет человека без самолюби€, так нет чело≠века без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору дл€ борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонност€ми. ќбраща€сь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждени€, прин€того одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. ¬от основание того убеждени€... что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народнымї.

”шинский считал, что идеал человека развиваетс€ на основе развити€ всей жизни народа. ¬ св€зи с этим развиваетс€ и измен€етс€ и сами сущность народности, измен€етс€ принцип народности в воспитании. ќднако этот принцип, по ”шинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развити€ народа. »деал человека, созданный народом, исторически развиваетс€ и более или менее олицетвор€етс€ в каждом сыне народа.
¬оспитание будет подлинно народным и по своей направленности, и по своему содержанию в целом, если им руководит сам народ, если сама система народного образовани€ зависит от самого же народа, от его мнений и практического руководства.

“аким образом, общей системы народного воспитани€ дл€ всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германска€ педагогика не более как теори€ немецкого воспитани€, у каждого народа сво€ особенна€ национальна€ система воспитании, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем €вл€етс€ невозможным. ќпыт других народен и деле воспитани€ есть драгоценное наследие дни всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам.  ак нельз€ жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельз€ воспитыватьс€ по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана.  аждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.
“аков общий дух учени€ ”шинского о принципе народности воспитании.

»з всего сказанного нетрудно заключить, что принцип народности ”шинского содержит следующие элементы:

1. ¬оспитание должно быть народным. Ёто, прежде всего, значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всЄ подрастающее поколение народа в пор€дке об€зательного обучени€ и формировать эти поколени€ в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитани€ должен ведать, руководить сам народ.

2. ¬оспитание должно давать дет€м реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, чтобы эти знани€ были св€заны с жизнью и направлены на общенародное благо. ќтсюда важнейшее значение и труда как факто≠ра и как одного из основных принципов воспитани€.

3. ÷ентральное место в формировании человека должен занимать родной €зык как €зык обучени€ и как источник знаний, как сокровищница народа, как Ђлучший, никогда не ув€дающий и вечно распускающийс€ цвет всей духовной жизниї.

4.¬оспитание должно быть проникнуто целью формировани€ высокоморального человека, человека, дл€ которого труд €вл€етс€ делом чести и счасть€, человека-патриота, с твЄрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его счастье, за его прогресс.

5. ∆енщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как Ђмужчина и женщина - личности равноправные, равно самосто€тельные и равно ответственныеї, - писал ”шинский.

6. ¬с€кое заимствование и внедрение в практику воспитани€ чуждых дл€ народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопустимо.

Ёти требовани€ ”шинского, пронизывающие всЄ его педагогическое учение, €вл€ютс€ прогрессивными не только дл€ того времени, когда жил ”шинский, но они во многом сохран€ют свою жизненность и актуальность и дл€ наших дней. ѕравда, у ”шинского в результате идеалистического понимани€ им законов развити€ общества встречаютс€, как это увидим ниже при рассмотрении отдельных частей его педагогической системы, отсталые и отжившие свой век мысли, как, например, признание им в своих ранних работах религии как основного фактора воспитани€, в некоторых случа€х идеалистическое объ€снение самой народности и т. д., за что ”шинского справедливо критиковали на страницах Ђ—овременникаї, но это не заслон€ет то лучшее, что придаЄт прогрессивно-демократичный характер принципу народности воспитани€, выдвинутому ”шинским.
ƒл€ осуществлени€ принципа народности в деле воспитани€ ”шинский считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитани€ был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном €зыке, 3) школа представл€ла центр воспитани€ и обучени€ детей в системе других факторов воспитани€, 4) система образовани€ обеспечивала женщине получение образовани€ наравне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образовани€ строилась в соответствии с интересами народа.

 

3.  .ƒ.”шинский об учителе-воспитателе, просветителе народа и подготовке учител€.
ѕроблема подготовки современного учител€ Ч одна из важнейших социально-педагогических проблем. –азрабатыва€ педагогику как науку,  . ƒ. ”шинский особое внимание уделил проблеме учител€ и системе его подготовки. ¬згл€ды по этому вопросу изложены им в целом р€де работ.

¬ самом начале своей педагогической де€тельности  . ƒ. ”шинский в р€де статей показывает, что Усамый существенный недостаток в деле русского народного просвещени€ есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих об€занностейФ.
ѕон€тие Ународный учительФ в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведени€, ¬ 60-е гг. учител€ми немногочисленных неродных школ работали дь€чки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образовани€.

¬ статье Уќ пользе педагогической литературыФ (1857)  , ƒ. ”шинский делает попытку подн€ть авторитет учител€, показать его огромную общественную роль. ¬ ней был представлен €ркий образ народного учител€ и сформулированы основные требовани€ к нему. ѕрежде всего,  . ƒ. ”шинский утвердил мысль о том, что учитель Ч самый важный элемент в педагогическом процессе: У...вли€ние личности воспитател€ на молодую душу составл€ет ту воспитательную силу, которую нельз€ заменить ни учебниками, ни моральными сентенци€ми, ни системой наказаний и поощренийФ.
¬ этой же статье  . ƒ. ”шинский дает €ркую характеристику общественного значени€ народного учител€: У¬оспитатель, сто€щий в уровень с современным ходом воспитани€, чувствует себ€... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем св€тых заветов людей, боровшихс€ за истину и за благо. ќн чувствует себ€ живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,Ч одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутс€ царства и им живут целые пополнени€Ф.

¬ысокое общественное значение учител€ определ€ет, по мнению ”шинского, серьезные требовани€ к нему. ќдним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, €вл€етс€ убеждение; ”читель об€зан воспитать у своих воспитанников определенные взгл€ды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. У√лавнейша€ дорога человеческого воспитани€ есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждениемФ. ”беждени€ учител€ нельз€ заменить ни инструкци€ми, ни контролем, никакими программно-методическими указани€ми. ”читель, лишенный твердых убеждений, превращаетс€ в слепого исполнител€ чужих инструкций.
¬о многих своих работах  . ƒ. ”шинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учител€ €вл€ютс€ знани€, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. ѕриродные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаютс€ редко, Узнание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым люд€м, и не обладающим особенными способност€миФ. ”шинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учител€. ”читель должен обладать разнообразными, €сными, точными и определенными знани€ми по тем наукам, которые он будет преподавать. ƒл€ народного учител€, писал  . ƒ. ”шинский, необходимо всестороннее широкое образование.

ѕодчеркива€ важность педагогической направленности преподавани€ наук в учительской семинарии, ”шинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учител€. ”читель должен получить такие специальные педагогические знани€, которые бы помогли ему €сно и четкое определить цель воспитани€ и €сно руководить процессом воспитани€ на всех его этапах. —пециальные педагогические знани€ нужны учителю также дл€ развити€ умственных способностей детей и привлечени€ их активного внимани€.
ќднако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавани€, получить навыки в педагогической работе. Ёти навыки стро€тс€ на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.

 роме того, ”шинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый р€д педагогических навыков, необходимых в работе. “ак, учитель должен научитьс€ красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать €сно и выразительно и, если возможно, даже петь.
ѕеред педагогическими факультетами  . ƒ. ”шинский ставил три задачи: 1) разработка наук, всесторонне изучающих человека Усо специальным приложением к искусству воспитани€Ф; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Ќар€ду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.
–азрабатыва€ проблему подготовки учител€,  . ƒ. ”шинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. ќн выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть Уне только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом Ч преподавательницами таких предметов, каковы, например, хими€, физика, высша€ геометри€ и т. д.Ф.

”шинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиватьс€ полученными знани€ми. ќчень важно развить в учителе способность и готовность к посто€нному расширению своего научного и педагогического кругозора. ”читель учит успешно до тех пор, пока учитс€ сам.
ѕри всем разнообразии и многоплановости взгл€ды  . ƒ. ”шинского на учител€ и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. ”шинский высоко подн€л общественное значение учител€, разработал систему его научной и педагогической подготовки. «начительную часть своих работ он посв€тил именно народному учителю. ≈го понимание проблемы народного учител€ было прогрессивным в свое врем€ и теперь остаетс€ созвучным нашей эпохе. »деи  . ƒ. ”шинского сохран€ют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. ¬о всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используетс€ прогрессивное наследие великого русского педагога.

 

4. ѕросветительска€ де€тельность педагогического сообщества –оссии (’I’ Ц нач. ’’ вв.)

5. ‘ормы просветительской де€тельности педагогов в период 1917 -1990 гг.

6. ѕросветительские организации в —ибири (’I’ Ц нач. ’’ вв.)

«адани€

1. —оставьте план статьи  .ƒ.”шинского "“руд в его психическом и воспитательном значении". –аскройте смысл названи€ этой статьи.

2. ¬ статье "ќ народности в общественном воспитании" найдите ответы на вопросы:

а) „то составл€ет основу народности?

б)  акое место отводит  .ƒ.”шинский характеру человека в общественном воспитании?
¬оспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенност€ми, - его тело, душу и ум - и прежде всего, обращаетс€ к характеру человека, а характер и есть именно та почва, в которой коренитс€ народность.

в)  акую роль играет родной €зык в обеспечении идеи народности?
 . ƒ. ”шинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитани€ русского народа €вл€етс€ развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. ѕоскольку лучшим выражением народности, по его мнению, €вл€етс€ родной €зык, в основу обучени€ русских детей должен быть положен русский €зык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией –оссии, с ее природой.

ќснованное на народности воспитание должно приучить про€вл€ть этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Ёто воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости. ќно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

”шинскому была свойственна неисс€каема€ вера в творческие силы русского народа. –усска€ музыка и живопись, русска€ философи€ также черпали многое из народного творчества.

г) ћожно ли и как использовать опыт воспитани€ другого народа?
”дивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных иде€х или заимствованных у другого народа.

Ќо, кроме того, только народное воспитание €вл€етс€ живым органом в историческом процессе народного развити€.

„то бы ни говорили утописты, но народность €вл€етс€ до сих пор единственным источником жизни народа в истории. ¬ силу особенности своей идеи, вносимой в историю, народ €вл€етс€ в ней исторической личностью. ƒо насто€щего времени все развитие человечества основываетс€ на этом разделении труда, и жизнь историческа€ подчин€етс€ в этом отношении общим законам организма.  аждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он позабыл эту роль, то должен удалитьс€ со сцены: он более не нужен. »стори€ не терпит повторений. Ќарод без народности - тело без души, которому остаетс€ только подвергнутьс€ закону разложени€ и уничтожитьс€ в других телах, сохранивших свою самобытность. ќсобенность идеи есть принцип жизни. Ќаука же, идеи которой общи дл€ всех, не жизнь, а одно сознание законов жизни, и народ только тогда поступает вполне в ведение науки, когда перестает жить. »де€ его жизни, делавша€ его особым народом, поступает в общее наследство человечества, а тело его - плем€, которое его составл€ло, потер€в свою особенность, разлагаетс€ и ассимилируетс€ другими телами, не высказавшими еще своей последней идеи.

Ќо если народность €вл€етс€ единственным источником исторической жизни государства, то само собой разумеетс€, что и отдельные члены его могут почерпать силы дл€ своей общественной де€тельности только в этом источнике.

–екомендованные источники и литература:

  1. ”шинский  .ƒ. ќ пользе педагогической литературы // »збр. пед. соч. в 2-х томах. - ћ., 1974. “.1.
  2. ќн же. ќ народности в общественном воспитании // “ам же.
  3. ќн же. “руд в его психическом и воспитательном значении // “ам же.
  4. ќн же. –уководство к преподаванию по "–одному слову" // “ам же.
  5. ќн же. „еловек как предмет воспитани€. ѕедагогическа€ антропологи€. ѕредисловие // “ам же.
  6. ќн же. –одное слово. // “ам же.

ƒополнительна€ литература:

  1. „уркина Ќ.». »стори€ становлени€ и развити€ образовани€ в «ападной —ибири (XVIII Ц нач. ’’ вв.): ”чеб.-методич. ѕособие. Ц ќмск: ќм√ѕ”, 2006.
  2. „уркина Ќ.». ѕедагогическое образование как фактор социокультурного развити€ «ападной —ибири (XVIII-XX века): монографи€. ќмск: »зд-во ќм√ѕ”, 2010.-222с.
  3. „уркина Ќ.». »стори€ общего и педагогического образовани€ в ќмской области ќмск. 2008.
  4. »стори€ отечественного образовани€: ”чебное пособие. ’рестомати€. „асти 1и 2.’Ў-нач. ’’ вв./ —ост. —.¬. алинина, ¬.¬. аширина. Ц ќмск, 2006.
  5. ћихайлова ћ.¬. ѕросветительные и педагогические организации дореволюционной –оссии, ћ.: »н-т теоретической педагогики и межд. исслед. в образовании –јќ, 1993-164с.

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
¬опрос 32,33,34 ‘ормы, объекты и методы внутришкольного контрол€ | ќсновные течени€ в педагогике. Ѕлиц опрос. ¬ыучить факторы, выделенные слова и фразы, фамилии, труды (работы, трактаты) и их суть, концепции и их суть
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2840 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1590 - | 1255 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.054 с.