Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћанки - возбудители эмоциональной пам€ти




 

...душа изображаемого на сцене образа комбинируетс€ и складываетс€ артистом из живых человеческих элементов собственной души, из своих эмоциональных воспоминаний... (2, 228).

...наше артистическое чувство пугливо, как лесна€ птица, и оно пр€четс€ в тайниках нашей души. ≈сли чувство не откликаетс€ оттуда, то его никак не найдешь... ¬ этом случае надо положитьс€ на манок.

ћанки и €вл€ютс€ теми возбудител€ми эмоциональной пам€ти, повторных чувствований...

...в самом деле: магическое Ђесли быї, предлагаемые обсто€тельства, вымыслы воображени€, куски и задачи, объекты внимани€, правда и вера внутренних и внешних действий давали нам в конце концов соответствующие манки (возбудители)... ј последние нужны нам дл€ возбуждени€ эмоциональной пам€ти и повторных чувствований.

ћанки €вл€ютс€ главными средствами в области работы нашей психотехники.

—в€зь манка с чувством следует широко использовать, тем более что она естественна и нормальна.

јртист должен уметь непосредственно откликатьс€ на манки... » владеть ими, как виртуоз клавиша-ми ро€л€... Ќадо знать, что чем вызываетс€, на какого Ђживцаї что клюет. Ќадо быть, так сказать, садовником в своей душе, который знает, из каких сем€н что вырастает (2, 243-245).

...каждый из двигателей психической жизни €вл€етс€ друг дл€ друга манком, возбуждающим к творчеству других членов триумвирата...

”м, вол€ и чувства... ƒействуют всегда вместе, одновременно, в тесной друг от друга зависимости.

»ногда двигатели психической жизни вход€т в работу все сразу, сами собой... Ќо как поступать, когда ум, вол€ и чувства не откликаютс€ на творческий призыв артиста?

¬ этих случа€х следует пользоватьс€ манками. ќни есть не только у каждого из элементов, но и у каждого из двигателей психической жизни.

...так или иначе, косвенным или не косвенным путем, задача воздействует на нашу волю, она €вл€етс€ прекрасным, любимым нами манком, возбудителем творческого хотени€, и им мы усердно пользуемс€ (2, 302-305).

...наиболее могущественными манками дл€ возбуждени€ подсознательного творчества... явл€ютс€ сверхзадача и сквозное действие (2, 363).

«акрепл€€ внутри себ€ более доступную линию видени€, легче все врем€ удерживать внимание на верной линии подтекста и сквозного действи€. ”держива€сь же на этой линии и посто€нно говор€ о том, что видишь, тем самым правильно возбуждаешь повторные чувствовани€, которые хран€тс€ в эмоциональной пам€ти...

“аким образом, просматрива€ внутренние видени€, мы думаем о подтексте роли и чувствуем его.

¬нутренние видени€ станов€тс€ манками дл€ чувства и переживани€ в области слова и речи (3, 94).

 

 

ћизансцена

 

...в эпоху деспотического господства режиссера в театре... –ежиссер, заранее разрабатыва€ весь план постановки, намечал, счита€сь, конечно, с данными участников спектакл€, общие контуры сценических образов и указывал актерам все мизансцены... ¬ на-сто€щее врем€ € пришел к убеждению, что творческа€ работа режиссера должна совершатьс€ совместно с работой актеров, не опережа€ и не св€зыва€ ее (6, 240).

...€ хочу добитьс€ спектакл€ без вс€ких мизансцен. ¬от сегодн€ эта стена открыта, а завтра актер придет и не будет знать, кака€ стена откроетс€. ќн может прийти в театр, а павильон поставлен иначе, чем вчера, и все мизансцены мен€ютс€. » то, что он должен искать экспромтом новые мизансцены, - это дает

ќчень много интересного и неожиданного. Ќи один режиссер не придумает таких мизансцен (6, 688).

 

 

Ќаигрыш

 

...это очень примитивное, формальное, внешнее изображение чужих чувств... Ќе пережитых и потому не познанных самим актером, исполн€ющим роль. Ёто простое передразнивание (2, 35-36).

...вс€кий излишек, наигрыш от чрезмерного старани€ и усерди€ создают ложь, убивающую правду, а следовательно, удал€ющую нас от веры, состо€ни€ Ђ€ есмьї, от... ѕодсознани€ (3, 420).

 

 

ќбраз

 

...нельз€ играть страсти и образы, а надо действовать под вли€нием страстей... ¬ образе (2, 52).

 аждый сценический художественный образ €вл€етс€ единым, неповтор€емым созданием, как и все в природе (2, 372).

...н.в. гоголь сказал по поводу искусства актера: Ђдразнить образ может вс€кий, но стать образом может только большой артистї. Ѕольша€ разница в нашем деле - казатьс€ образом или самому стать образом, то есть представл€тьс€ чувствующим или подлинно чувствовать (1, 427).

...только тот образ силен и интересен, который растет от спектакл€ к спектаклю, когда актеру есть что раскрывать в образе и находить все новые и новые в нем стороны, которые он ранее не замечал (6, 329).

 

 

ќбщение

 

...чтобы проверить, правильно ли вы действуете, задайте себе... ¬опрос: Ђдл€ кого € действую: дл€ себ€, или дл€ зрител€, или дл€ живого человека, сто€щего передо мной, то есть дл€ партнера, наход€щегос€ р€дом на подмостках?ї

¬ы знаете, что артист сам дл€ себ€ не судь€ в момент творчества. «ритель также не судь€, пока смотрит. —вой вывод он делает дома. —удь€ - партнер. ≈сли артист воздействовал на него, если он заставил поверить правде чувствовани€ и общени€ - значит, творческа€ цель достигнута... (2, 172-173)....при общении вы прежде всего ищете в человеке его душу, его внутренний мир (2, 254).

ƒл€ того чтобы общатьс€, надо иметь то, чем можно общатьс€, то есть, прежде всего, свои собственные пережитые чувства и мысли... (2, 260).

...учитесь говорить свои мысли другому и, выразив их, следить за тем, чтобы они доходили до сознани€ и чувства партнера; дл€ этого нужна небольша€ остановка. “олько убедившись в этом и договорив глазами то, что не вмещаетс€ в слове, примитесь за передачу следующей части реплики. ¬ свою очередь, умейте воспринимать от партнера его слова и мысли каждый раз по-новому, по-сегодн€шнему... ѕроцессы беспрерывных взаимных воспри€тий, отдачи чувств и мыслей надо проделывать каждый раз и при каждом повторении творчества. Ёто требует большого внимани€, техники и артистической дисциплины (2, 257).

...зарождение процесса общени€ дает сильный толчок всей творческой природе артиста... ѕоследн€€ ищет помощи у своих внутренних элементов и поочередно или сразу зат€гивает их в работу.

...без участи€ всех элементов не может быть общени€. ¬ самом деле: разве можно общатьс€ с живым человеком без внутреннего и внешнего действи€, без вымысла воображени€ и предлагаемых обсто€тельств, без видений, без правильно направленного

¬нимани€, без объекта на сцене; без логики и последовательности; без ощущени€ правды; без веры в нее; без состо€ни€ Ђ€ есмьї; без эмоциональных воспоминаний и проч.

—ценическое общение, сцепка, хватка требуют участи€ всего внутреннего и внешнего творческого аппарата артиста (2, 393).

 

 

ќправдание

 

...старайтесь всегда оправдывать производимые поступки и действи€ на сцене своими Ђесли быї и предлагаемыми обсто€тельствами. “олько при таком творчестве вы сможете до конца удовлетворить свое чувство правды и поверить в подлинность своих переживаний.

Ётот процесс мы называем процессом оправдани€ (2, 168).

...когда € найду и почувствую эти внутренние оправдани€, то мо€ душа в известной мере сроднитс€ с душой роли (4, 325).

ѕроцесс оценки фактов... Ќеотделим от другого, еще более важного процесса анализа или познавани€, а именно от оправдани€ фактов. ќн необходим потому, что неоправданный факт точно висит в воздухе. “акой непережитый факт, не включенный в линию внутренней жизни роли... Ќе нужен роли и только мешает ее правильному внутреннему развитию. “акой неоправданный факт - провал, прорыв в линии роли.

...необходим процесс оправдани€ фактов. –аз... ‘акт оправдан, то этим самым он включаетс€ во внутреннюю линию, в подтекст роли и не мешает, а, напротив, помогает свободно развиватьс€ внутренней жизни роли. ќправданные факты способствуют логичности и последовательности переживани€... (4, 248).

 

 

ќрганическа€ природа

 

...когда артист поймет и почувствует, что его внутренн€€ и внешн€€ жизнь на сцене, в окружающих услови€х протекает естественно и нормально, до предела натуральности, по всем законам человеческой природы, глубокие тайники подсознани€ осторожно вскроютс€, и из них выйдут не всегда пон€тные нам чувствовани€. ќни на короткое или на более продолжительное врем€ овладеют нами и поведут туда, куда им повелит что-то внутри. Ќе веда€ этой прав€щей силы и не уме€ изучать ее, мы на нашем актерском €зыке именуем ее просто Ђприродойї (2, 24)..

ѕрирода руководит живым организмом лучше, чем сознание и прославленна€ актерска€ техника (2, 141).

Ќаисовершеннейша€ актерска€ техника не может равн€тьс€ с непостижимым, недос€гаемым, тончайшим искусством самой природы.

Ќе надо забывать, что многие из наиболее важных сторон нашей сложной природы не поддаютс€ сознательному управлению ими. ќдна природа умеет владеть этими недоступными нам сторонами. Ѕез ее помощи мы можем лишь частично, а не вполне владеть нашим сложнейшим творческим аппаратом переживани€ и воплощени€ (2, 219).

—овершенно так же, как и в актерском самочувствии, в котором один неправильный элемент т€нет за собой все остальные, так и... ќдин, в полной мере оживший правильный элемент возбуждает к работе все остальные... Ёлементы, создающие верное внутреннее сценическое самочувствие (2, 326).

ƒоведите работу всех элементов внутреннего самочувстви€, двигателей психической жизни, самого сквозного действи€ до нормальной, человеческой, а не актерской условной действенности. “огда вы познаете на сцене, в роли... ѕодлинную жизнь вашей ƒушевной органической природы. ¬ы познаете и в себе... ѕодлинную правду изображаемого лица. ѕрав-де нельз€ не верить. ј там, где правда и вера, там само собой создаетс€ на сцене Ђ€ есмьї (2, 356-357).

¬ чем же наше творчество?

Ёто - зачатие и вынашивание нового живого существа - человеко-роли. Ёто естественный творческий акт, напоминающий рождение человека.

анализ этого процесса убеждает нас в определенной закономерности, по которой действует органическа€ природа, когда она создает новое €вление в мире, будь то €вление биологическое или же создание человеческой фантазии.

—ловом, рождение сценического живого существа (или роли) €вл€етс€ естественным актом органической творческой природы артиста.

 ак заблуждаютс€ те, кто не понимает этой истины, кто придумывает свои Ђпринципыї, Ђосновыї, свое Ђновое искусствої... «ачем придумывать свои законы, когда они уже есть, когда они раз навсегда созданы самой природой? ≈е законы об€зательны дл€ всех без исключени€ сценических творцов, и горе тем, кто их нарушает... (2, 372-373).

...все в нашем искусстве повелительно требует, чтобы... ∆елающий стать артистом в первую очередь детально, не просто теоретически, но и практически, тщательно изучал законы творчества органической природы. ќн об€зан также изучить и практически овладеть всеми приемами нашей психотехники. Ѕез этого никто не имеет права идти на сцену. »наче будут создаватьс€ в нашем искусстве не подлинные мастера, а любители и недоучки. ѕри таких работниках наши театры не смогут расти и процветать. Ќапротив, они будут обречены на упадок (2, 374).

Ђчерез сознательную психотехнику артиста - подсознательное творчество органической природы!ї (2, 375).

ѕрирода - лучший творец, художник и техник. ќна одна владеет в совершенстве как внутренним, так и внешним творческим аппаратами переживани€ и воплощени€ (3, 28).

Ќикакой Ђмоейї системы и Ђтвоейї системы не существует. ≈сть одна система - органическа€ творческа€ природа. ƒругой системы нет (10, 653).

 

 

ќценка фактов и событий

 

...что значит оценить факты и событи€ пьесы?...это значит - подкопатьс€ под внешние факты и событи€, найти там, в глубине, под ними, другое, более важное, глубоко скрытое душевное событие, быть может породившее... ¬нешний факт.

—ловом, оценить факты - значит познать (почувствовать) внутреннюю схему душевной жизни человека. ќценить факты - значит сделать чужие факты, событи€ и всю жизнь, созданную поэтом, своей собственной. ќценить факты - значит найти ключ дл€ разгадки тайн личной духовной жизни изображаемого лица, скрытых под фактами и текстом пьесы (4, 108-109).

»зучить - означает на нашем €зыке не только констатировать наличность, рассмотреть, пон€ть, но и оценить по достоинству и значению каждое событие.

Ќовый вид анализа или познавани€ пьесы заключаетс€ в так называемом процессе оценки фактов.

—ама техника процесса оценки фактов поначалу проста. ƒл€ этого следует мысленно упразднить оцениваемый факт, а после постаратьс€ пон€ть, как это отразитс€ на жизни человеческого духа роли (4, 247).

ќценка фактов - больша€ и сложна€ работа. ќна выполн€етс€ не только умом, а главным образом с помощью чувства и творческой воли. » эта работа протекает в плоскости нашего воображени€.

ƒл€ того чтобы оценить факты собственным чувством на основании личного, живого к ним отношени€, артист внутренне задает себе такой вопрос и разрешает такую задачу: Ђкакие обсто€тельства внутренней жизни моего человеческого духа, - спрашивает он себ€, - какие мои личные, живые, человеческие помыслы, желани€, стремлени€, свойства, природные качества и недостатки могли бы заставить мен€, человека-артиста, относитьс€ к люд€м и событи€м пьесы так, как относилось изображаемое мною действующее лицо?ї (4, 252).

 

 

ѕартитура

 

¬ нашем искусстве артист должен пон€ть, что от него требуют, чего он сам хочет, что может его творчески увлечь. »з бесконечного р€да таких увлекательных дл€ артиста задач, кусков роли складываетс€ жизнь ее духа, ее внутренн€€ партитура (1, 327-328).

ѕусть <артисты> в момент творчества думают только об основных задачах... ¬ехах (что). ќстальное (как) придет само собой, бессознательно, и именно от этой бессознательности выполнение партитуры роли будет всегда €рко, сочно, непосредственно (4, 459).

...в партитуре роли не должно быть ни одного лишнего чувства, а только необходимые дл€ сквозного действи€. Ќадо уплотнить самою партитуру каждой роли, сгустить форму ее передачи, найти €ркие, простые и содержательные формы ее воплощени€ (6, 241).

<очень полезно> если у вас образуетс€ <привычка> по приходе в театр на спектакль проделывать все необходимые дл€ актера этюды, просматривать и освежать задачи партитуры роли, сквозное действие, сверхзадачу... (4, 215).

 

ѕервое чтение пьесы

 

Ёто очень плохо, что такой важный процесс, как первое знакомство с произведением... —овершаетс€ где и как попало... ≈ще хуже то, что это делаетс€ нередко не ради самого знакомства, а ради того, чтоб облюбовать себе выигрышную роль...

я придаю первым впечатлени€м почти решающее значение... ѕервые впечатлени€ - хорошие или плохие - остро врезаютс€ в пам€ть артиста и €вл€ютс€ зародышами будущих переживаний. ћало того, первое знакомство с пьесой и ролью нередко кладет отпечаток на всю дальнейшую работу артиста. ≈сли впечатлени€ от первого чтени€ восприн€ты правильно - это большой залог дл€ дальнейшего успеха. ѕотер€ этого важного момента окажетс€ безвозвратной, так как второе и последующие чтени€ будут лишены элементов неожиданности, столь могущественных в области интуитивного творчества. »справить же испорченное впечатление труднее, чем впервые создать правильное. Ќадо быть чрезвычайно внимательным к первому знакомству с ролью, которое €вл€етс€ первым этапом творчества.

√де бы вы ни решали совершить... «накомство с пьесой, важно позаботитьс€ о создании вокруг себ€ соответствующей атмосферы, обостр€ющей чуткость и распахивающей душу дл€ радостного воспри€ти€ художественных впечатлений. Ќадо постаратьс€ обставить чтение торжественностью, помогающей отрешатьс€ от повседневного, чтоб сосредоточивать все внимание на читаемом. Ќадо быть душевно и физически бодрым, надо, чтоб ничто не мешало интуиции и жизни чувства...

 

—амое правильное, когда пьеса при первом чтении докладываетс€ просто и пон€тно, без €ркой, образной передачи, но с хорошим пониманием основной сути, главной линии ее внутреннего развити€ и ее литературных достоинств. „тец должен подсказать артистам исходную точку, от которой началось творчество драматурга, ту мысль, чувство или переживание, которые заставили поэта вз€тьс€ за перо... Ќадо помочь артисту сразу найти в душе роли частичку самого себ€, своей души (4, 204-205).

 

ѕеревоплощение

 

јртист отдает себ€ роли лишь в те моменты, когда она его захватывает. “огда он сливаетс€ с образом и творчески перевоплощаетс€ (2, 252).

...что такое перевоплощение и характерность? Ёто самые важные свойства в даровании артиста (3, 214).

’арактерность при перевоплощении - велика€ вещь.

ј так как каждый артист должен создавать на сцене образ, а не просто показывать себ€ самого зрителю, то перевоплощение и характерность станов€тс€ необходимыми всем нам (3, 224).

јктер ни при каких услови€х не должен отступить от самого себ€. „то бы актер ни играл, каждую секунду он играет самого себ€, никого другого он играть не может. ќгромна€ ошибка существует в пон€тии перевоплощени€. ѕеревоплощение не в том, чтобы уйти от себ€, а в том, что в действи€х роли вы окружаете себ€ предлагаемыми обсто€тельствами роли и так с ними сживаетесь, что уже не знаете, Ђгде €, а где роль?ї. ¬от это насто€щее, вот это есть перевоплощение (10, 681).

 

 

ѕереживание

 

„то значит Ђверної играть роль? Ёто значит: в услови€х жизни роли и в полной аналогии с ней правильно, логично, последовательно, по-человечески мыслить, хотеть, стремитьс€, действовать, сто€ на подмостках сцены. Ћишь только артист добьетс€ этого, он приблизитс€ к роли и начнет одинаково с нею чувствовать... Ќа нашем €зыке это называетс€ переживать роль.

ѕереживание помогает артисту выполн€ть основную цель сценического искусства, котора€ заключаетс€ в создании Ђжизни человеческого духаї роли и в передаче этой жизни на сцене в художественной форме (2, 24-25).

...надо переживать роль, то есть испытывать аналогичные с ней чувства каждый раз и при каждом ее повторении (2, 25).

<процесс переживани€> имеет большое значение в нашем деле потому, что каждый шаг, каждое движение и действие во врем€ творчества должны быть оживлены и оправданы нашим чувством. ¬се, что не пережито им, остаетс€ мертвым и портит работу артиста.

Ѕез переживани€ нет искусства.

...наши глубокие душевные тайники только тогда широко раскрываютс€, когда внутренние и внешние переживани€ артиста протекают по всем установленным дл€ них законам, когда нет абсолютно никаких насилий, никаких отклонений от нормы, когда нет штампов, условностей и проч. Ќо стоит в самой ничтожной степени нарушить нормальную жизнь нашей природы, и этого достаточно, чтобы убить все неуловимые тонкости подсознательного переживани€.

¬от почему опытные артисты с хорошо развитой душевной техникой бо€тс€ на сцене не только малейшего вывиха и фальши чувства, но и внешней неправды физического действи€. „тобы не запугивать чувства, они не думают о внутреннем переживании, а перенос€т внимание на жизнь своего человеческого тела. „ерез нее сама собой, естественно создаетс€ жизнь человеческого духа как сознательна€, так и подсознательна€ (4, 337-338).

 аждую репетицию, каждую ничтожную творческую работу нужно переживать. Ётого мало. Ќадо уметь заставить себ€ переживать.

» этого мало. Ќадо, чтобы переживание совершалось легко и без вс€кого насили€ (10, 215).

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 249 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1206 - | 1179 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.