Домашнее задание должно быть написано в научном стиле и отвечать следующим требованиям:
· строгая логичность изложения,
· точность и объективность,
· доказательность (изложение материала – всегда является способом доказательства),
· ссылки на научную традицию (обзорное или периодическое обращение к исследованиям ученых данной научной отрасли),
· отказ от личной манеры повествования (например, не “я понимаю”, “я думаю”, а “следует понимать” и т.д.)
· отказ от эмоциональных языковых средств и приемов (эмоционально-окрашенной лексики, цитат, стихотворений, экспрессивных моделей предложений – восклицательных и вопросительных), обращение к нейтральной лексике,
· использование четкой терминологической системы (определенный каким-то образом термин употребляется только в указанном значении и образует смысловые связи с остальными).
ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.
1. Место культурологии в системе социогуманитарного знания.
2. Текст культуры и его смысловой контекст.
3. Понятие культурно-исторического типа и его границы.
4. Культура и цивилизация.
5. Культура информационного общества.
6. Истоки кризиса западноевропейской культуры: его причины и осознание неизбежности перехода от общества потребления к ноосферной цивилизации.
7. Россия, Запад и Восток: культурологические сопоставления.
8. Возможные перспективы развития России в концепции культурной динамики П.А. Сорокина. Формирование науки о культуре в России. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
9. Русская религиозно-философская мысль конца XIX – начала XX века о культуре: В.С. Соловьев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.В. Федоров, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев.
10. Институты культуры в архаическом обществе.
11. Античные академии и их культурное своеобразие.
12. Средневековые институты культуры.
13. Светские институты культуры в эпоху Возрождения.
14. Социальные институты культуры в эпоху капитализма.
15. Массовая культура и массовые коммуникации.
16. Массовая культура как средство манипуляции массовым сознанием.
17. Древнеегипетская наука: специфика формы и содержания.
18. Художественный канон египтян. Основные направления египетской мифологии и ее специфика.
19. Аграрные мифы Древнего Египта.
20. Египетские пирамиды как культурологический феномен.
21. Типология храмов Древнего Египта.
22. Амарнский период в культуре Древнего Египта.
23. Поэма о Гильгамеше - бессмертие как вечная слава.
24. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.
25. Индийская семья.
26. Зарождение буддизма в Индии. Развитие буддизма и его распространение.
27. Буддийский канон: его этика, догматика и культ.
28. Основные религиозные идеалы, хинаяна и махаяна – основные направления буддийского мировоззрения.
29. Единство и многообразие индийской культуры.
30. Протоиндийская цивилизация.
31. Веды.
32. Зарождение индуизма и формирование кастовой системы.
33. Расцвет культуры. Возникновение буддизма.
34. Мусульманское завоевание Индии и взамодействие культур.
35. Миф и ритуал в Древнем Китае.
36. Противостояние и единство легизма и Конфуцианства.
37. Материальная культура периода Шан.
38. Наука и техника в Китае.
39. Китайская письменность и литература.
40. Искусство Китая.
41. Иэмото - хранители японской культуры.
42. Сценические искусства, архитектура и японские сады.
43. Традиционализм японской культуры и модернизация японского общества.
44. Мусульманское право и мораль.
45. Античность как культурно-исторический тип.
46. Античный космос и современная картина мира.
47. Мифология и античная культура.
48. Происхождение античной ментальности.
49. Эллинизм как смысловое единство. Проблема обоснования внутреннего мира человека.
50. Научные достижения и философские школы Древней Греции.
51. Древнегреческое искусство.
52. Греческая система образования.
53. Этрусская культура и ее связь с другими культурами.
54. Культура Древнего Рима, основные этапы ее истории.
55. Религиозные воззрения римлян.
56. Римское искусство.
57. Наследие эпохи античности в современной европейской цивилизации.
58. Социально-исторические и идейно-смысловые источники христианства.
59. Логическое и ценностное обоснование христианства.
60. Время и пространство в понимании средневекового человека.
61. Храм как космос.
62. Богословские споры IV-V вв. в Византии.
63. Иконоборчество: компромисс и поражение византийской реформации.
64. Гуманизм эпохи Возрождения.
65. Античность и средневековье в гуманистических диалогах.
66. Идея гуманистической культуры.
67. Смеховая культура средневековья и творчество Ф. Рабле.
68. Ранессансная интеллигенция как явление культуры.
69. Диалог сакрального и светского в искусстве Возрождения.
70. Формирование механистической картины мира и кризис ренессансной культуры.
71. Капитализм и культура. Проблема смысловых оснований жизни в мире частноэгоистических отношений.
72. Овеществление человеческих отношений в эпоху капитализма и проблема диалога.
73. Рационализм как мировоззрение и стиль.
74. Наука и объектное отношение к миру.
75. Протестантизм и буржуазная культура.
76. Руссо как критик буржуазной цивилизации.
77. Классицизм как стиль и направлениев литературе и изобразительном искусстве.
78. Искусство XX века.
79. Бестселлер как выражение сущности культурыXX века.
80. Релятивизм - особенность мышления XX века.
81. Средства массовой информации и культурное своеобразие.
82. Вызовы XX века и перспективы развития культуры.
83. Славянская языческая мифология и ее своеобразие.
84. Славянские культы и обряды и их смысл.
85. Культура Киевской Руси как первоисточникотечественной культуры.
86. Византийские влияния на древнерусскую культуру.
87. Летопись как форма национального самосознания.
88. Храмовое зодчество на Руси.
89. Икона как «умозрение в красках».
90. Первые столицы древнерусского государства.
91. Литературные жанры эпохи Московского царства.
92. Андрей Рублев - «самое звонкое имя на Руси».
93. Жилище, одежда, быт в культурной жизни русских.
94. Семья и термины родства в средневековой Руси.
95. Ереси в духовной жизни русского средневековья.
96. Новгородские древности.
97. Русская культура XIX века как мировое явление.
98. Русская культура в поисках национального самосознания.
99. Истоки диалога славянофилов и западников в творчестве П.Я. Чаадаева.
100. «Золотой век» и его культурно-исторический смысл. Роль Российской академии в развитии русского литературного языка.
101. Творчество А.С. Пушкина и его влияние на становление русской национальной культуры.
102. Панславизм Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»).
103. Русская интеллигенция и ее значение в развитии отечественной культуры.
104. Учебные заведения, научные и творческие общества, литературные кружки и салоны как средоточие культурной жизни России.
105. Русская идея.
106. Отечественная культура в поисках национальной самобытности.
107. Зарождение национальной литературы, национальной оперы, драматического искусства.
108. Основные тенденции развития художественной культуры второй половины XIX века. Художественная картина мира.
109. «Серебряный век» - ренессанс культуры.
110. Космизм как выражение умонастроения духовной культуры конца XIX века. Развитие отечественной науки на рубеже веков.