Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬опрос є 2. ћораль как способ регулировани€ сознани€ и поведени€ людей. ќсновные функции морали.




“ермин Ђморальї латинского происхождени€ (moralis Ц нравственный; mores Ц Ђнравыї). ƒругое значение этого слова - закон, правило, предписание. ћ..“. ÷ицерон предложил оперировать словом moralis, что означало Ђнравственныйї. ¬ его понимании область знаний о морали представл€лась Ђфилософией моралиї, некой практической части философии.

—лова Ђэтикаї и Ђморальї весьма близки по смыслу. ќбычно даже используют словосочетание Ђморально-этическийї. ќднако, термин Ђэтикаї изначально использовалс€ дл€ обозначени€ совокупности знаний, как наука о морали. ѕо этимологии значени€ греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову Ђнравственностьї. ¬ социальной практике, как правило, пон€ти€ мораль и нравственность отождествл€ютс€. Ќесмотр€ на некоторую общность, эти термины различаютс€ по содержанию и смысловой нагрузке.

¬о-первых, нравственность, прежде всего, есть отражение внешнего мира.

¬о-вторых, нравственност ь сопр€жена с реальной практикой и соотноситс€ с действующими нормами и правилами поведени€.

¬-третьих, нравственность в большей степени отражает общеприн€тые ценности.

¬ литературе прин€то под моралью понимать специфическую форму общественного сознани€ и способ регул€ции отношений.

ћораль Ц система идеальных представлений о принципах и нормах должного или желаемого поведени€.

Ќравственность Ц это реально существующие формы и модели поведени€ людей и отношени€ между ними, совокупность норм и правил, которыми руководствуютс€ люди в своем реальном поведении. »ными словами мораль Ц это должное. Ќравственность Ц это сущее.

”казание на ее философский характер показывает, что мораль, нормы нравственности осмысливаютс€ с определенных мировоззренческих позиций. ¬озможность приложени€ моральных оценок к различным социальным €влени€м придает этике философский характер. ѕодобный подход характерен дл€ марксистской этики.

ѕраво и мораль - основные социальные регул€торы поведени€ человека. ќни имеют общие черты, различи€ и взаимодействуют друг с другом.

ќсновные функции морали:

1. –егул€тивна€ функци€. ‘ункци€ нравственного регулировани€ взаимоотношений между людьми €вл€етс€ главной и определ€ющей ќна охватывает ту сферу отношений, котора€ не регулируетс€ правом, и в этом смысле она дополн€ет право. Ќа непосредственно практическом уровне регул€ци€ осуществл€етс€ через посредство норм: норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов. –егул€тивна€ функци€ €вл€етс€ базовой: все остальные функции Ц кажда€ по-своему Ц в той или иной степени Ђобслуживаютї ее.

2. ќценочна€ функци€. ѕредметом оценки под углом Ђморально-аморальної или Ђнравственно-безнравственної €вл€ютс€ поступки, отношени€, намерени€, мотивы, моральные воззрени€, личностные качества и т.д.

3. ќриентирующа€ функци€. ¬ыбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и €вл€ютс€ механизмом, способным нам дать точный ориентир. »менно они способны помочь нам выбрать систему моральных приоритетов, позвол€ющим нам выбрать наиболее нравственную линию поведени€.

4. ћотивационна€ функци€. Ёта функци€ позвол€ет оценивать поступки, цели и средства с точки зрени€ побуждающего намерени€. ћотивы или мотиваци€ могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными.

5. ѕознавательна€ (информационна€) функци€ направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов, €вл€ющимис€ источником информации об общественных нравственных ценност€х и о системе таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуаци€х, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведени€.

6. ¬оспитательна€ функци€. Ћюба€ система воспитани€ Ц это прежде всего система нравственного воспитани€. ¬оспитание приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведени€, переводит нравственные знани€ в нравственные убеждени€ личности.

7.  оммуникативна€ функци€. Ќа основе этой функции возможно нормальное служебное и вс€кое другое общение, обретение Ђчувства локт€ї, поддержка и взаимовыручка.

8. »деологическа€ функци€. Ќазначение этой функции заключаетс€ в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального сло€, группы, общественного движени€. ¬ этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество.

9. ћировоззренческа€ функци€. ¬ этом плане мораль рассматриваетс€ как нравственные устои личности, выработанна€ ею система нравственных ценностей.

∆изнь человека в обществе св€зана с определенной де€тельностью, с выполнением разного рода об€занностей, соблюдением различных социальных норм, в системе которых важнейшую роль регул€тора общественных отношений играют правовые и моральные нормы. ѕраво, по сравнению с моралью, €вл€етс€ более жесткой формой регулировани€ общественных отношений. Ћюбое неисполнение правовых норм влечет наступление юридической ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной и т.д.). Ќапример, Ђѕравила пользовани€ городским транспортомї закрепл€ют об€занность пассажира оплачивать свой проезд. ѕри несоблюдении этого правила нарушитель привлекаетс€ к административной ответственности в виде штрафа.

Ќормы морали (сострадание, верность слову, помощь слабым и др.), в отличие от правовых норм, €вл€ютс€ желательными к исполнению. »х невыполнение влечет наступление моральной ответственности. » вновь обратимс€ к Ђѕравилам пользовани€ городским транспортомї, в которых говоритс€, что первые места в салоне предназначены дл€ престарелых пассажиров, инвалидов и пассажиров с детьми. ≈сли пассажир, занимающий одно из этих мест, не соблюдает данное правило и не уступает место, то возможно наступление лишь моральной ответственности в форме осуждени€ общественным мнением.

ћоральные нормы не устанавливаютс€ философами, а вырабатываютс€ в процессе совместной де€тельности. „еловек не рождаетс€ с готовыми моральными пон€ти€ми, его нравственность формируетс€ окружающей средой, услови€ми жизни и воспитательным воздействием на личность. ћоральные нормы Ц это разновидность социальных норм, которые регулируют взаимоотношени€ людей, возникающие в процессе их совместной де€тельности. ёристы в качестве элементов социальной нормы выдел€ют гипотезу, диспозицию и санкцию. ¬ гипотезе очерчиваетс€ круг лиц, к которым обращена данна€ норма, и определ€ютс€ иные ограничени€ сферы ее действи€ и условий применени€. ƒиспозици€ раскрывает основное содержание нормы. —анкци€ выражает способ обеспечени€ исполнени€ нормы, показывает, какой мере общественного воздействи€ подвергнетс€ ее нарушитель.

≈сли нормы адресованы от общества к личности и предписывают желательные дл€ общества образцы поведени€ личности, то ценности ориентированы противоположным образом и определ€ют, каким должно быть совершенное общество, чтобы быть полноценной социальной средой обитани€ дл€ данной личности. ќчевидно, что ценности имеют субъективную природу, в то врем€ как нормы наполнены объективным содержанием. »ме€ противоположную направленность, моральные нормы и ценности в то же врем€ тесно св€заны важнейшим законом этики Ц Ђзолотым правилом нравственностиї. ‘ормулируетс€ оно достаточно просто: ЂЌе поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебеї. —ходные установки можно увидеть в народной традиции: Ђ„его в другом не любишь, того и сам не делайї; в —в€щенном ѕисании: Ђ» так во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророкиї (ћф., 7:12).

«олотое правило нравственности требует от человека в его отношени€х с другими людьми руководствоватьс€ такими нормами, которые имеют дл€ него ценностный смысл, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему. ƒл€ этого ему необходимо мысленно поставить себ€ на место ƒругого, т.е. того, кто будет испытывать действие данной нормы, а ƒругого поставить на свое собственное место. » если при таком обмене диспозици€ми норма принимаетс€, то, значит, она обладает качеством нравственной нормы.

¬ результате совокупного воздействи€ на сознание и поведение человека золотого правила нравственности Ц изнутри, и общественного мнени€ Ц извне, реализуютс€ функции морали, главной из которых €вл€етс€, безусловно, регул€тивна€, направленна€ на приведение реального поведени€ личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. ќстальные функции (например, мотивационна€, познавательна€, воспитательна€, идеологическа€ и др.), кажда€ со своей стороны, Ђобслуживаютї регул€тивную, способствуют ее выполнению. ¬едь главное, чтобы реальные поступки людей не противоречили интересам окружающих, общества. ј дл€ этого и проводитс€ нравственное воспитание, воздействие на мотивацию людей, моральна€ консолидаци€ социально неоднородного общества и т.д. ѕо выражению современного ученого ‘.‘уку€мы, мораль Ц социальный капитал, определ€ющий степень жизнеспособности общества. ѕонимать это надо так, что благодар€ морали люди расходуют меньше энергии, чтобы враждовать друг с другом, и больше Ц чтобы помогать друг другу выжить.

ѕрофессиональна€ этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличаетс€ от этики абсолютного большинства других профессий. ¬ целом морали присуща свобода выбора. „еловек волен следовать или не следовать ее предписани€м, но от действий сотрудников зависит здоровье, жизнь и судьба людей. ѕоэтому дл€ них этические нормы приобретают строго об€зательный характер, не дают права выбора, закрепл€ютс€ в служебных документах и обеспечиваютс€ правовыми санкци€ми. ќни станов€тс€ должными в смысле того, что следование им безальтернативно, безусловно. ќт греческого слова Ђдеонї Ц Ђдолгї Ц произошел термин Ђдеонтологи€ї Ц учение о долге. ѕолицейска€ этика Ц это этика долга, должного поведени€.

÷ентральными пон€ти€ми морального сознани€ и важнейшими категори€ми этики €вл€ютс€ добро и зло.

ƒобро - пон€тие этики, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению.

«ло - пон€тие нравственности, противосто€щее добру. ќно означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Ќа борьбу со многими формами про€влени€ зла: преступностью, воровством, нарушением законности и правопор€дка, пь€нством, наркоманией и т. п. и направлена де€тельность сотрудников ќ¬ƒ. »менно на них, в первую очередь, возложена борьба с указанными €влени€ми. ƒело в том, что объективный индикатор истинности добра Ц обобщенные моральные представлени€ людей, выраженные в общественном мнении. ќни лежат в основе юридических норм и охран€ютс€ юридическими санкци€ми. “ем самым мораль переходит в право.

–аботники органов внутренних дел, бор€сь с преступностью, способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. ¬ этом про€вл€етс€ нравственное содержание их профессиональной де€тельности.

Ћюбой поступок, совершенный человеком, так или иначе, затрагивает других людей. «а каждым поступком следует реакци€ на него, за каждым де€нием Ц возда€ние. «ло не должно оставатьс€ безнаказанным, добро Ц невознагражденным. ѕоэтому добро и зло тесно св€заны со справедливостью как равным возда€нием за равные де€ни€. √осударство не может допустить, чтобы возда€ние за зло велось на индивидуальном уровне, иначе общество погрузитс€ в анархию насили€. ƒл€ этого и созданы правоохранительные органы, призванные вы€вл€ть, предупреждать и пресекать факты причинени€ зла, воздавать за это причинение. ѕоэтому справедливость дл€ сотрудников органов внутренних дел €вл€етс€ целью и смыслом их де€тельности.

≈сли мы говорим, что профессиональна€ этика сотрудников ќ¬ƒ имеет деонтологический характер, то центральное место в ней занимает категори€ долга, который следует понимать как практическое самопринуждение к поступку исключительно из-за уважени€ к нравственному закону, пусть даже вопреки естественным человеческим потребност€м. ∆ивотные действуют не сообразно долгу, а в силу инстинктов, поэтому лишь осознава€ и исполн€€ свой долг, мы обретаем человеческую сущность. » то место, которое мы занимаем в семье, в служебном коллективе, в обществе в целом, пр€мо пропорционально объему возложенного на нас долга. ѕрофессиональный же долг сотрудника ќ¬ƒ представл€ет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требовани€ в данном случае совпадают с государственной волей.

ћоральные последстви€ исполнени€ или неисполнени€ долга образуют моральную ответственность. ќна может быть внутренней, выступа€ как способность личности осознавать последстви€ своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководству€сь нормами морали. ¬нешн€€ же ответственность представл€ет собой общественные санкции на действи€ личности. ѕричем если в правовом государстве дл€ гражданских лиц моральна€ и юридическа€ ответственность четко разведены, то дл€ сотрудников правоохранительных органов эти виды ответственности часто смыкаютс€ Ц за нарушение этических норм служебного поведени€ может последовать не только моральна€, но и дисциплинарна€ и другие виды правовой ответственности. — другой стороны, в кадровой политике ќ¬ƒ действует непреложный принцип: сотрудник только в том случае назначаетс€ на более высокую должность, если он в состо€нии понимать и принимать на себ€ более высокую ответственность.

ќсновным механизмом внутренней ответственности €вл€етс€ совесть Ц способность человека, критически оценива€ свои поступки, мысли, желани€, осознавать и переживать свое несоответствие или соответствие должному. Ёто ответственность человека перед собой как носител€ универсальных (раздел€емых большинством людей) ценностей. —овесть про€вл€етс€ разнообразно: от положительных форм Ц гордости или внутреннего удовлетворени€, до отрицательных Ц угрызений совести. „асто она выступает в виде сомнени€: Ђправильно ли € поступил?ї или Ђследует ли мне так поступать?ї „то же касаетс€ так называемой Ђчистойї или Ђспокойнойї совести, то, к сожалению, чаще всего это признак выработанного за долгие годы умени€ Ђдоговариватьс€ї с совестью или просто игнорировать ее суждени€. ” сотрудника может быть кратковременное ощущение исполненного долга, но по-насто€щему моральный облик человека про€вл€етс€ в способности вы€вл€ть и переживать свои недостатки, недоработки Ц в этом залог его дальнейшего развити€.

Ђ—лужим –оссии - служим «акону!ї − девиз органов внутренних дел –оссии. Ёто не просто красивый афоризм. ѕрофессиональна€ честь Ц это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов факта неукоснительного выполнени€ своего профессионального долга. ќбрести звание Ђчеловек честиї непросто, а чтобы потер€ть его, достаточно совершить всего лишь один недостойный поступок. „есть сотрудника неотделима от чести коллектива, подразделени€, в котором он несет свою нелегкую службу. ѕоэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы его товарищей по службе. „есть коллектива Ц это и его честь. ѕон€тие Ђчестьї часто соседствует с пон€тием Ђдостоинствої. Ќо это далеко не одно и то же. ” обладател€ чести всегда имеетс€ и личное достоинство, но обратное далеко не всегда верно. ≈сли в категории чести преобладает объективное содержание, то в категории достоинства, наоборот, Ц субъективное. ќценка чести Ц это оценка общественного мнени€, а оценка достоинства Ц это прежде всего забота самой личности. Ќо если попранное достоинство можно попытатьс€ восстановить в судебном пор€дке, то утраченную честь никаким судебным решением уже не вернешь. ¬ то же врем€ защита достоинства человека и гражданина Ц важнейша€ цель государства и его правоохранительных органов.

Ђ“ам, где право отказываетс€ давать какие-либо предписани€, Ц писал русский правовед ѕ.». Ќовгородцев, − выступает со своими велени€ми нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать про€влени€ эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждениемї. ¬се правовые нормы об€зательно должны иметь моральную основу. Ќо далеко не всем моральным нормам есть смысл придавать правовой характер. ѕраво надо рассматривать как минимум нравственных требований к человеку, ниже которого он начинает представл€ть опасность дл€ окружающих.

ѕраво в жизни общества действовало не всегда. ¬ догосударственную эпоху истории человечества безопасность личности, защита от насильственных пос€гательств были заботой самой личности или ее ближайших сородичей. Ћюди имели право и об€занность отвечать насилием на насилие. «атем это право изымаетс€ у населени€ и передаетс€ государству. —овременные цивилизованные государства берут на себ€ об€зательство ограждать своих граждан от пос€гательств на их имущество, здоровье и жизнь. “ак, в ст. 22  онституции –оссии установлено, что Ђкаждый имеет право на свободу и личную неприкосновенностьї, но одновременно, согласно ст. 17, Ђосуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лицї. ƒл€ реализации этих положений государство создает органы внутренних дел, наделенные исключительными полномочи€ми применени€ мер правового принуждени€.

‘ормально такие меры могут не вписыватьс€ в прин€тую большинством общества систему моральных предписаний. ¬ысказываетс€ даже точка зрени€, что правовое принуждение Ц это то же насилие, только исход€щее от государства. Ѕолее того, не будучи направленными на противодействие непосредственной угрозе имуществу, здоровью и жизни граждан, подобные меры вызывают психологическое непри€тие заметной части гражданских лиц. ќстаетс€ также опасность, что монопольный характер правового принуждени€ может повлечь деформацию морального сознани€ у самих сотрудников ќ¬ƒ.

ѕоэтому дл€ правильного разрешени€ морально-правовых коллизий, неизбежно возникающих в ходе несени€ службы в ќ¬ƒ, необходимо исходить из следующих положений.

1. ѕравовое принуждение есть то меньшее зло, которое призвано уберечь отдельного человека и общество в целом от зла гораздо большего.

2 ѕравовые запреты, реализуемые сотрудником полиции, исход€т не от него лично, а от государства, а значит, выражают согласованную волю большинства граждан.

3 ѕравовое принуждение происходит с заведомого согласи€ тех, на кого оно направлено, поэтому имеет легитимный характер, а значит, не может считатьс€ насилием

Ќормы профессиональной морали сотрудников ќ¬ƒ предусматривают возможность применени€ физической силы, спецсредств и огнестрельного оружи€ в оговоренных законом случа€х. Ќо именно поэтому общество, государство предъ€вл€ют повышенные требовани€ к нравственному облику сотрудников, а за соблюдением деонтологических требований ведетс€ строгий контроль со стороны служб собственной безопасности, общественного мнени€ и средств массовой информации.

¬ывод: —облюдение нравственных требований €вл€етс€ €рким про€влением необходимых морально-психологических качеств личности сотрудника полиции. ќсознающий свою профессиональную честь, своЄ достоинство стража правопор€дка, сотрудник органов внутренних дел всегда будет верен гражданскому и служебному долгу.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1360 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2178 - | 2035 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.