Мультимедийный курс
Составитель: Советник Министра иностранных дел ДНР
Декан международно-правового факультета ДонЮА
Профессор кафедры Международного права ДонЮА
Доцент кафедры Мировой и отечественной культуры ДонНУ
Рогожкин
Александр Владимирович
E-mail: avrogozhkin@mail.ru
Телефон: 095 3 999 109
facebook.com/avrogozhkin
Лекция № 1.
Тема: Древняя Русь. Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Восточные славяне в древности.
Население нашей страны в древности.
Древнейшие сведения о славянах.
Восточные славяне и их соседи в Приазовье и Придонцовье. Скифы, хазары, печенеги.
Языческие верования.
Население нашей страны в древности.
Словосочетания «наша страна», «наше отечество» на первый взгляд очень простые и, одновременно, необычайно сложные.
Простые потому, что каждый из нас знает, в какой стране он родился и гражданином какой страны является. И каждому из нас кажется, что мы знаем о своей стране если не всё, то многое.
Но как только перед нами встают вопросы об этнической и национальной принадлежности, о территориях, на которых жили наши предки, об их обычаях, нравах и верованиях, о той культуре, частью которой были они и передали нам в наследство, возникают разные толкования и разночтения в той области человеческого знания, которая у всех народов во всех частях света называется историей.
Если приступать к изучению истории нашего Отечества, то в первую очередь необходимо определить географические и этнические границы того культурно-цивилизационного ареала 1, который мы вправе называть землёй своих отцов и дедов, то есть собственно Отечеством.
Подавляющее большинство народа, сформировавшегося на Юго-востоке Европейского континента в междуречье Дона и Днепра, считают себя по этнической принадлежности славянами, по национальной принадлежности русскими, по месту проживания – жителями Донбасса. И, несмотря на то, что народ Донбасса как этнонациональное сообщество начинает формироваться только в конце XVII – первой четверти XVIII века, история культурно-цивилизационного ареала Донецкого кряжа и Донецких степей уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем.
Первобытнообщинный строй –это первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Для неё характерны:
- низкий уровень развития производительных сил;
- отсутствие общественного разделения труда;
- отсутствие частной собственности, классов и государства.
Экономическая жизнь первобытнообщинного строя характеризуется следующими чертами:
1) совместной собственностью первобытных коллективов на средства производства, в т. ч. и на территорию обитания (кормовую базу), что являлось естественной необходимостью;
2) коллективным трудом, который был малопроизводителен и направлен на собирательство и присвоение готовых продуктов природы;
3) уравнительным распределением средств существования.
Появление общественного разделения труда и усиление развития производительных сил, возникновение частной собственности и экономического неравенства между отдельными членами общины означали разложение первобытнообщинного строя, на смену которому пришло классовое общество – рабовладельческое.
Одной из наиболее распространённых периодизаций первобытнообщинного строя как первой исторической формации является археологическая. Если представить себе первобытнообщинный строй на часах, то он займёт практически весь циферблат. Всё, что было после, может уместиться на последних трёх минутах.
Археологическая периодизация первобытнообщинного периода предусматривает деление её на:
Палеолит – древний каменный век.
Ранний палеолит – от появления человека до 150 тыс. лет назад.
Тип человека – архантроп. Первым архантропом считается так называемый Homo habilis – «человек умелый», он же высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo.Следующий тип архантропа – это Homo rudolfensis, то есть «человек старейший», переходная ступень от человека умелого к эректусам. Следующий – это Homo ergaster, то есть «человек работающий», ископаемый вид людей, появившийся в Африке 1,8 млн. лет назад в результате эволюции Homo habilis или Homo rudolfensis.