В различных областях коллекционирования подделки называют фальсификатами, в нумизматике же различают поддельную монету от фальшивой. И та, и другая — фальсификаты, но первая предназначена для обмана не искушённого нумизмата и, как правило, имитирует редкую, давно выбывшую из обращения или пробную монету, в то время как фальшивая предназначена для обмана при платежах и всегда имитирует монету, находящуюся в обращении. Здесь речь пойдет исключительно о поддельных монетах.
С развитием нумизматического коллекционирования увеличивается спрос на редкие монеты, возрастает их стоимость. А поскольку просто не существует такого количества редких монет, которое могло бы удовлетворить всех «жаждущих», то всегда находятся фальсификаторы, берущие на себя заботу о поставке «редкостей».
Дело осложняется чисто психологическим фактором. Когда коллекционеру, и не только молодому по стажу, попадается какой-либо раритет, то желание пополнить им свою коллекцию превозмогает, порой, естественную осторожность.
Только не раз познав на практике истину, что опыт дается дорогой ценой (в буквальном смысле слова!), коллекционер начинает искать правильный подход к приобретению раритетов.
В чем же состоит этот правильный подход вообще, и, применительно к редким монетам советского чекана, в частности?
Во-первых, в усвоении правила: относиться к редким монетам с возможно большей осторожностью, памятуя, что на каждый подлинный экземпляр приходится множество подделок.
Во-вторых, в хладнокровном, тщательном ознакомлении с монетой с целью определить, нет ли в ней перечисленных ниже признаков, характерных для подделок.
В-третьих, в тщательной, скрупулезной проверке всех особенностей штемпеля, присущих данной монете.
К любому предложенному раритету всегда рекомендуется относиться, как к заведомой подделке. И первым делом предстоит выяснить: каким способом она изготовлена?
Существует неписаное правило: «знакомство с монетой начинай с гурта». Имеется в виду проверка, не столкнулись ли мы с так называемым «гальвано», т. е. с двумя половинками монеты, выполненными гальванопластическим путем, затем соединенными вместе и заполненными свинцом. Если это так, то под лупой можно заметить место стыка половинок по всей окружности гурта. «Гальвано» обычно медные, но они могут быть посеребрены или позолочены.
Если на гурте монеты обнаруживается след литника или же следы обработки каким-либо инструментом, то необходимо проверить, не имеем ли мы дело с подделкой, выполненной способом литья. В этом случае монетное поле представляет собою не идеально гладкую, как при чекане, а более или менее шероховатую поверхность. Иногда она заглажена, но шероховатость все же остается в промежутках между буквами, цифрами или иными мелкими деталями изображения. Основания букв или цифр (если смотреть в профиль) не образуют прямого угла, как при чекане, а плавно, как бы по кривой, переходят в поле монеты. Детали литых подделок иногда подправляются штихелем, и это не должно ускользнуть от внимания.
Попадаются подделки, довольно искусно гравированные от начала до конца — лицевая и оборотная стороны и гурт. Рассматривая поверхность поля такой монеты под небольшим углом, почти на уровне глаз, легко обнаружить его волнистость, неровность. Дело в том, что, в отличие от резчика штемпеля, который на ровной поверхности вырезает изображение, выбивает пунсоном буквы и цифры, оставляя будущее поле монеты нетронутым, резчик подделки, изготовляя позитив, гравирует как раз будущее поле, а также промежутки между буквами и цифрами, поэтому ему не удается сделать поверхность поля идеально ровной.
Чтобы убедиться в том, что исследуемый экземпляр чеканен на монетном дворе, а не самодельными штемпелями, можно рекомендовать детально сравнить его с подлинным экземпляром монеты или с хорошим фотоснимком. К сожалению, более простого способа не существует.
Само собой разумеется, что во всех случаях проверяется вес экземпляра, стиль изображения, форма букв и цифр, но, повторяем, для чеканенных экземпляров сличение с подлинником (фото) необходимо, причем сличать нужно все, вплоть до мельчайших деталей штемпеля.
Нам остается упомянуть о своеобразных способах подделки, при которых рядовая подлинная монета превращается в «редкость». Мы имеем в виду исправление» или наплавку новых цифр, букв или деталей изображения, соединение двух половин разных монет (лицевой стороны одной с оборотной стороной другой), вырезку кружочка, например, с гербом и вставку на это место кружочка с другим гербом, покрытие монеты другим металлом, и т. д.
В последние годы число коллекционеров монет советского чекана весьма заметно увеличилось, и, как можно было ожидать, стали чаще попадаться подделки.
Изложение методов их распознания мы начнем с подделок, выполненных способами, общими для всех номиналов и дат чеканки.
Увеличение размера монет. Нам попадались монеты, чаще всего полтинники 1961 г., диаметр которых примерно на 1,5—2 мм больше обычных. При этом не только сам монетный кружок, но и каждая деталь изображения соответственно больше обычной. Эти монеты выдавались за «пробные», «выполненные особым штемпелем» и т. п. При исследовании под сильной лупой обнаруживалась некоторая шероховатость поверхности и незначительная деформация окружности, совершенно не свойственные обычным монетам. Предположение, что эти монеты, заложенные между двумя свинцовыми пластинами, расплющены каким-то способом, при котором детали изображения равномерно увеличиваются, было подтверждено экспериментом.
«Подправка» гурта монеты. Здесь мы можем встретить накатку гуртовой насечки на обычные монеты, имеющие гладкий гурт; уничтожение гуртовой насечки или надписи и, наконец, частичное изменение надписи.
Накатка, наносимая на гурт, встречается, главным образом, на 3- и 5-копеечных медных монетах 1924 г. В искусно сделанной накатке трудно распознать подделку. Кружки подлинных монет получали накатку на специальных станках до того, как попадали на чеканочный пресс. Бронзовые же монеты этих номиналов получали гуртовую насечку в момент чеканки, в печатном кольце, имеющем насечку. Поэтому исследуемый экземпляр, имеющий на обеих сторонах заметные заусенцы от накатки, должен насторожить. Далее, 3- и 5-ти копеечные монеты 1924 г. по размеру, весу и гуртовой накатке не отличались от соответствующих дореволюционных монет. Наложив исследуемый экземпляр на соответствующую монету дореволюционной чеканки в хорошей сохранности, нужно сравнить шаг накатки (расстояние между двумя зубчиками или между двумя впадинками) по всей окружности гурта. Монеты с поддельной накаткой, помимо несовпадения шага, имеют чуть меньший диаметр по сравнению с дореволюционными.
Встречаются рубли 1961 г. с накаткой на гурте или с набитыми пунсоном гуртовыми надписями. Эти подделки выполнены настолько грубо, что их опознание не составляет труда.
Во многих коллекциях находятся монеты, не имеющие гуртовой насечки. Их ошибочно принимают за монеты с гладким гуртом. На самом деле это либо результат технологической неполадки, при которой монета чеканилась вне печатного кольца, либо фальсификат — гуртовая насечка опилена. В первом случае диаметр монеты чуть больше обычного, поскольку кружок, не будучи ограничен печатным кольцом, раздался при чеканке; иногда на ее гурте видна ложбинка. Во втором случае диаметр монеты чуть меньше обычного, под лупой чаще всего можно заметить следы обработки гурта.
Подлинная монета с гладким гуртом чеканена в печатном кольце, имеющем гладкую поверхность. На ее гурте нет следов опиливания или шлифовки. При рассматривании ее в профиль виден четырехугольник с четкими прямыми углами. Однако некоторые рубли 1961 г., несмотря на наличие гладкого гурта, имеют вовсе не четырехугольный профиль. Дело в том, что они были чеканены, скорее всего, на заводах, привлеченных в помощь монетному двору к изготовлению монеты перед реформой 1961 г. После высечки монетных кружков, гурты этих рублей подвергались грубой обработке. Они не представляют собою разновидностей, и нет смысла держать их в коллекции, если в ней имеется рубль с нормальным гуртом.
Частичное изменение гуртовой надписи фабрикуется на обычных полтинниках 1924 г. Две последние буквы этой надписи — «Т. Р.» обозначают инициалы начальника монетного передела лондонского монетного двора Томаса Роса. Опустив в букве «Т» две дужки от концов перекладинки к ее вертикальной гасте, фальсификаторы превращают ее в «Ф». Эта несложная операция, по их мнению, превращает обычный полтинник в «пробную монету большой редкости». К сожалению, позицию фальсификаторов укрепляют некоторые коллекционеры, выступающие в печати. Вот что пишет С. Гинзбург в статье «Немного о русских монетах»: «Случается, что две монеты абсолютно одинаковые, а гурт разный. Значит, это две разные монеты. Смело кладите обе в коллекцию. Ведь именно инициалы начальника монетного передела «Ф.Р.» на гурте, внешне ничем не отличающихся друг от друга полтинников, делают одну из этих монет большой редкостью»