Лекции.Орг


Поиск:




Тайны человеческого организма




Рудольф Штейнер

Человек как единое звучание

Творящих Мировых Слов

GA 230

 

Двенадцать лекций, прочитанных в Дорнахе
с 19 октября по 11 ноября 1923 года


Перевод с немецкого С. Шнитцера

Рисунки в тексте выполнены Асей Тургеневой на основе рисунков на доске,
сделанных Рудольфом Штайнером во время лекций

Издательство Лонгин. 2006.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 


ЧАСТЬ I

Связи между Космосом, Землей, животными и человеком.

 

Первая лекция, 19 октября 1923 г.

Человек как микрокосм. Формообразующие и видообразующие силы. Человек как общий знаменатель Орла, Льва и Тельца. Соответствия между внутренним человека и внешним миром. Художественное восприятие форм. Художественное как принцип познания.

 

Вторая лекция, 20 октября 1923 г.

Пронизанная солнцем атмосфера и зодиакальный круг. Регионы Вселенной. Отношение человека к планетарной системе. Тройственный призыв. Опасности искусительного призыва. Закон резонанса колебаний. Учение о тринитарности животных: иероглиф Вселенной. Тройственное изречение человека в целях сбалансирования односторонностей и одухотворения механистической цивилизации Земли. Космический символизм.

 

Третья лекция, 21 октября 1923 г.

Физическая субстанция Земли и духовная субстанция души. Духовные и физические силы. Человек как духовная и физическая субстанция и как динамическое существо. Кармическая вина человека по отношению к Земле и как ее изжить благодаря космическим существам. Тайна приходящих из космоса зодиакальных сил, принимающих формы животных. Космическая загадка тринитарности животных.

 

 

ЧАСТЬ II

Внутренняя связь между явлениями природы и ее существами

 

Четвертая лекция, 26 октября 1923 г.

Метаморфозы земного развития и их воздействие на современное состояние Земли. Космические силы в царстве насекомых. Природа бабочки и существо растения. Художественный подход и необходимость трансформации абстрактного мышления в художественное.

 

Пятая лекция, 27 октября 1923 г.

Одухотворение материи бабочками и птицами. Космическая экономия. Духовный свет бабочек и птиц. Тепловая легкость птиц. Сумеречная тяжесть летучих мышей; их всеобъемлющий страх; выделение ими духовной материи, питающей Дракона. Импульс Михаила — защита людей от Дракона.

 

Шестая лекция, 28 октября 1923 г.

Различие в космическом устройстве человека и высших животных. Классы животных, возникающих одновременно с ростом человека в направлении сверху вниз. Сопереживание Землей космической жизни. Рептилии и рыбы. Человек и животный мир. Мост к царству растений. Значение минерального.


 

ЧАСТЬ III

Мир растений. Духи стихий

 

Седьмая лекция, 2 ноября 1923 г.

Растительное бытие. Духи корней, водные существа, духи воздуха и огня. Их работа над миром растений. Излучение одухотворенного материального в мировое пространство. Духовный процесс роста растений. Взаимодействие нисходящей силы любви и самопожертвования и восходящей силы тяжести.

 

Восьмая лекция, 3 ноября 1923 г.

Антипатия гномов к низшим животным; сила бодрствующего наблюдения гномов. Ундины — дополнение рыб и высших амфибий. Сильфы — дополнение птиц; духи огня — дополнение природы бабочек. Злонамеренные и доброжелательные элементарные существа; их конструктивные и деструктивные силы; смещение сфер деятельности.

Девятая лекция, 4 ноября 1923 г.

Восприятие природных элементарных существ. Мировой хор бесчисленных существ и богатство нюансов. Они — конечный аккорд творческого формообразующего Мирового Слова. Человек как созвучие голосов Мирового Логоса.

 

 

ЧАСТЬ IV

Тайны человеческого организма

 

Десятая лекция, 9 ноября 1923 г.

Процессы обмена веществ и циркуляции. Заболевание и выздоровление. Искусство педагогики и терапия.

Одиннадцатая лекция, 10 ноября 1923 г.

Употребление минерального человеком. Трансформация минерального в тепловой эфир. Силы, восходящие к Иерархиям. Мир растений — природное зеркало человеческой совести. Одухотворение растительного при усвоении его человеческим организмом. Растительное питание животных.

 

Двенадцатая лекция, 11 ноября 1923 г.

Источники морально-духовного в человечестве: взаимопонимание и любовь. Моральный холод и ненависть, телесно запечатленные в облике человека. Работа Иерархий над трансформацией духовного облика человека.

 

Часть I

СВЯЗИ МЕЖДУ КОСМОСОМ, ЗЕМЛЕЙ,

ЖИВОТНЫМИ И ЧЕЛОВЕКОМ.

Первая лекция

Дорнах, 19 октября 1923 г.

 

На лекциях мы часто говорили, — в частности, рассматривая недавно кругооборот года и проблему Архангела Михаила [ Лекциям, представленным в этом томе, непосредственно предшествовали два других цикла лекций: "Кругооборот года как процесс дыхания Земли и четыре великих сезона праздников. Антропософия и характер человека" (ИПН, том № 223) и "Сопереживание годового кругооборота в четырех космических имагинациях" (ИПН, том № 229) ], — что человек по своему устройству и всему укладу жизни представляет собой малое мироздание, микрокосм, точно отображающий Макрокосм и содержащий в себе все закономерности и тайны мира. Не думайте только, что понимание этого довольно абстрактного тезиса — вещь несложная. Нет! Чтобы открыть в человеке законы мироздания, надо глубоко проникнуть в многообразие космических явлений. Сегодня мы приступим к рассмотрению этого вопроса следующим образом: прежде всего поговорим о Космосе, мироздании, останавливаясь на определенных фактах, а затем попытаемся понять, каким образом человек, будучи микрокосмом, включается в Макрокосм. Разумеется, все, что мы скажем о Макрокосме, лишь малая частица знаний о нем, ведь для того, чтобы рассказ о нем был полным, пришлось бы пройти всю Вселенную из края в край.

Поднимем сначала взор к небу, посмотрим на существ, летающих над нами, на животных, вознесенных в воздух, на тот класс существ, которые преимущественно обитают в воздухе, — на птиц. Нетрудно заметить, что птицы, приспособленные к жизни в воздухе, — ибо условия их существования определяются воздухом, — имеют иное строение тела, чем животные, живущие на поверхности Земли или под нею. Когда мы хотим описать птицу, то, следуя стереотипам нашего мышления, описываем ее голову, туловище и конечности. Но это воистину нехудожественный подход. Я часто привлекал ваше внимание к тому факту, что для достижения глубокого внутреннего понимания мироздания надо постепенно возвыситься от интеллектуального познания реальности до художественного мировосприятия.

Согласитесь, что по сравнению с головами других животных голова птицы недоразвита и не является, по существу, настоящей головой. Действительно, ограничиваясь исключительно внешним видом птицы и возможностями собственного рассудка, можно, конечно, сказать, что у птицы, как и у всех позвоночных, есть голова, туловище и конечности. Но какими же рудиментарными членами тела являются птичьи лапы по сравнению с ногами верблюда или слона! И сравните недоразвитую голову птицы с головой льва или собаки! Подлинная голова — нечто более внушительное. Голова птицы — это лишь некоторое усложнение той части головы млекопитающего, которая прилегает к области рта. Что же касается конечностей, то они у птицы совершенно атрофированы. И думать, как это обычно делают, что передние конечности млекопитающего преобразовались у птицы в два крыла, — совершенно нехудожественный подход, свидетельствующий о бедности воображения. Для того чтобы проникнуть в тайны мироздания, надо прежде всего принимать во внимание формообразующие, созидающие силы.

Упрощенное мнение, что птица состоит из головы, туловища и конечностей, исключает, в частности, подлинное постижение эфирного тела птицы. Перейдя от физического рассмотрения к имагинативному созерцанию эфирного, можно заметить, что в эфирном теле птицы нет ни туловища, ни конечностей. По существу, это только голова. Вся птица в целом является метаморфозой только головы. А физическая голова птицы на самом деле соответствует нёбу, сопряженному с передними частями области рта. Весь остальной скелет, хотя в нем и находят аналогии с ребрами и спинным хребтом, в действительности — только продолжение, модификация головы. Чтобы понять птицу, надо вернуться к очень отдаленным временам истории Земли. [ См. Штайнер Р. Из хроники Акаши (ИПН, том № 11) и Штайнер Р. Очерк тайноведения (ИПН, том № 3) ]

У птицы очень большое планетарное прошлое, очень долгая эволюция, она гораздо более древнего происхождения, чем, например, верблюд. Птицы, принужденные ходить по земле, такие как страус, произошли в последнюю очередь, но те, что свободно парят в воздухе, — орел, ястреб — самые древние обитатели нашей планеты. Благодаря древности своего происхождения, они, трансформируясь на протяжении следовавших один за другим космических периодов развития Земли (древняя Луна, древнее Солнце) смогли достичь совершенства формы и могущества полета. Все это они перенесли из внутреннего во внешнее вплоть до кожи, произведя в ней примечательные изменения: появился роговидный клюв и перья. Современный внешний вид птиц сформировался недавно, но он является следствием развития с незапамятно древних времен "природы головы", которая составляет их сущность. Сравнительно поздно, уже на древней Луне и на Земле, птицы присоединили к своей первоначальной организации, происходящей из гораздо более отдаленных времен, и оперение.

Эта тайна гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Посмотрим на парящего в небе орла. Солнечные лучи подарили ему оперение и роговидный клюв. Они — благодатные дары Солнца (о других мы еще поговорим) этому существу, парящему в его свете. Но у Солнца есть не только световые и тепловые силы, которые изучает физика. Я уже подчеркивал, в частности, говоря о мистериях друидов, что с солнечным светом соединены и духовные силы. Эти духовные силы действуют на орла в глубинах воздуха и придают различным породам птиц разнообразную окраску, формируют их особую структуру. Только духовное прозрение позволяет понять, как Солнце могло дать орлу его оперение.

Если суметь правильно погрузиться в природу орла и научиться развивать в себе художественное постижение природы, затрагивающее и ее духовное начало; если обрести умение созерцать искусную работу солнечных импульсов (подкрепленную другими, о которых еще пойдет речь) и воспринимать, как эти солнечные импульсы словно омывают орла еще до того, как он вылупился из яйца, как неким волшебством из его телесного облика вызывается наружу его оперение (точнее, он покрывается им), то обязательно задумаешься: а что все это означает для человека? Ответ таков: перья соответствуют той силе, которая создает из человеческого мозга орган мышления. Чтобы понять этот маленький фрагмент Макрокосма, которым является орел, надо знать: в орле живет сила, создающая его оперение, его многокрасочные пестрые перья. Эта сила живет и в нас, превращая наш мозг в орган мышления. Да, эта сила формирует наш мозг вплоть до малейших извилин и делает его способным ассимилировать внутреннюю энергию солей, основу мыслительной деятельности, это та сила, которая доводит наш мозг до такой степени совершенства, что мы обретаем способность мыслить. И та же самая сила дарует птицам оперение. Найдя таким образом то, что в человеке соответствует перьям у птиц, мы почувствуем себя в родстве с ними. [ См. лекции 9 и 10 сентября 1923 г. из "Наука Посвящения и познание звёзд"(ИПН, том № 228).] Наши мысли исходят из нашего мозга, как перья из тела птицы.

Если мы поднимемся от плана физического к плану астральному, то сможем сформулировать парадоксальное, на первый взгляд, положение: силы, которые на физическом плане вызывают формирование перьев, на плане астральном формируют мысли. То, что орлы покрываются перьями, является физическим аспектом возникновения мысли. И, наоборот, то, что человек имеет способность мыслить, в астральном мире соответствует росту перьев.

Гений народного языка часто выражал это удивительным образом. Когда обрезают перо и вычищают из него начинку, в народе обычно говорят, что у пера вынули "душу". [ По-немецки "душа" и "сердечник" обозначаются одним словом. — Примеч. перев. ] Можно считать, что это лишь совпадение, но можно и предположить, что оно открывает некоторое смутное прозрение того, что духовно присутствует во всяком пере, — мистерию рождения мысли.

А теперь оставим орла, этого царя воздуха, и обратимся к изучению млекопитающих, например, льва. Чтобы понять природу льва, надо почувствовать ту радость, то удовольствие, которое получает это животное от жизни в атмосфере, непосредственно прилегающей к земле. Никакое другое животное (за исключением ближайших родичей льва) не имеет такой мощной и столь сбалансированной дыхательной системы. Как правило, в организме животных ритм дыхания находится в гармонии с ритмом кровообращения. Но часто ритм кровообращения отягощается из-за того, что к нему присоединяется пищеварительная функция. Что же касается ритма дыхания, то он, наоборот, часто бывает облегчен из-за стремления уклониться в более тонкую сферу организации мозга. У птицы, которая в мире является только воплощением головы, ее мысли — это виды ее оперения. Нет ничего более трогательного для правильного восприятия природы, не отвергающего роли прекрасного, как сопереживание внутреннего родства человеческого мышления с оперением птиц. Кто приобрел в этом определенный опыт, точно знает, когда он думает, как павлин, когда — как орел, а когда — как воробей. Эти вещи поразительно соответствуют друг другу, только одни астральной природы, а другие — физической. Так что можно сказать: дыхание играет важнейшую роль в жизни птицы, а все остальное — циркуляция крови и так далее — почти стирается. Отягощение пищеварением, даже трудности циркуляции крови не ощущаются птицей, они просто отсутствуют в ее самоощущении.

У льва между дыханием и кровообращением возникает равновесие. Ритм кровообращения несколько отягощен, но не так сильно, как у верблюда или быка, пищеварительные функции которых гораздо сильнее влияют на их кровообращение. У льва пищеварительный тракт сравнительно короткий и организован таким образом, что пищеварение совершается с наиболее возможной быстротой. Поэтому оно не может сильно перегружать кровообращение. С другой стороны, и "природа головы" у льва тоже сильно развита, она влияет на обе ритмические функции — на ритм дыхания и ритм биения сердца, гармонизируя их. Прежде всего не надо забывать, что лев — это животное, у которого обе ритмические функции уравновешены и гармонизированы наилучшим образом. Если мы проникнем в его внутреннюю жизнь, то увидим результаты этого равновесия. У льва особая манера поглощать добычу — он безудержно прожорлив, можно сказать, он торопится поскорее покончить с едой. Но это оттого, что он страдает от голода больше, чем какое-либо другое животное, — когда лев сыт, он не обнаруживает ни желания полакомиться, ни обжорства. У него нет времени распробовать пищу, которую он пожирает. Для того чтобы обеспечить ему хорошее самочувствие, зависящее от равновесия его органических функций, пища должна как можно скорее перейти в его кровь. Когда поглощенная пища переходит в кровь, обращением которой управляет биение сердца, а биение сердца приведено в ритмическое соответствие с дыханием, несущим льву радость, — ибо он с глубоким внутренним удовлетворением переживает дыхание, — только тогда он воспринимает полноту акта поглощения пищи — внутреннюю сбалансированность дыхания и кровообращения; тогда лев живет в собственной стихии. Лев не чувствует себя вполне львом, если два его жизненных ритма — дыхание и кровообращение — не достигают совершенной согласованности; жизнь льва зависит от согласованности этих противонаправленных потоков (кровотока и кислородного обмена).

Посмотрите на походку льва, на его прыжки. Посмотрите на то, как он держит голову, на выражение его взгляда. Все это демонстрирует непрерывный ритмический обмен, непрестанно восстанавливающееся равновесие. Взгляд льва, в котором просматривается внутреннее обуздание противонаправленных сил, производит очень странное впечатление. Кажется, что он рассматривает вдалеке какое-то видение. Взгляд льва являет нам укрощение биений сердца дыхательным ритмом.

Посмотрите на морду льва, на характерную структуру его пасти. Даже если вы не обладаете выраженным художественным чувством и не способны разгадать значение формы, все же, наверное, сможете ощутить, что биение сердца доводит поток крови и до этой части тела животного и что ритм дыхания задерживает и умеряет его. Чтобы понять, почему морда льва и его пасть именно таковы, надо постичь смысл происходящих в его организме взаимодействий. Так как лев по существу является грудной клеткой, грудью, то это животное наилучшим образом выражает ритмическую систему. Лев организован так, чтобы предельно выразить связь между сердцем и легкими. Итак, если вы станете искать в человеке то, что более всего похоже на птицу, хотя и в метаморфизированном виде, то найдете голову, а если наиболее похожее на льва, то грудную клетку — местопребывание ритмических функций, то есть дыхания и кровообращения.

Но пока оставим животных — и тех, что обретаются в высях воздушного океана, то есть птиц, и тех, которые живут в циркуляции воздуха, ибо воздух — непосредственное окружение Земли, а именно львов. Я часто упоминал в другой связи о том удовольствии, которое испытываешь при виде пасущегося стада, лежащего на выгоне, насытившегося травой и погруженного в покой, который дает неторопливое пищеварение. Поза животного, выражение его глаз, каждое его движение выдают эту пищеварительную функцию, которой оно полностью поглощено. Посмотрите на корову, лежащую на лугу и поднимающую голову из-за какого-то шума: ее движение выражает тяжесть, корове трудно поднять голову. Можно сказать, что она удивляется необходимости шевелить головой ради какой-либо иной цели, кроме как пастьба. "Для чего еще нужно двигать головой, если не щипать траву?" Понаблюдайте внимательно, что заключается в таком движении. Все существо этого животного выражается в этом движении. Невозможно представить себе льва, так же поднимающего голову. И форма, и вес головы у них совершенно разные. Если продолжить наблюдение, если исследовать форму всей коровы, то выясняется, что она в общем представляет собою гигантский пищеварительный аппарат. Тяжесть функции пищеварения угнетает циркуляцию крови, дыхание, мозговую деятельность. Корова, по существу, является воплощенной функцией пищеварения. Когда созерцаешь эти вещи с духовной точки зрения, то можешь ощутить сколь безмерно велик контраст между легким полетом птиц и грандиозной тяжестью коровы.

Естественно, если физически перенести корову в воздушные выси, птицей она от этого не станет. Однако если преодолеть физическое коровы, сначала перенеся его в прилежащую к земле атмосферу, то есть в воздушно-влажный элемент (одновременно с этим трансформируя эфирный облик коровы в соответствии с влажной стихией), а затем продолжить процесс возгонки вплоть до астрального уровня, — то, достигнув самых высоких областей, корова предстанет птицей. Астрально корова сделается птицей.

Самое примечательное, что астральное тело птицы, то самое, которое наверху создает свое оперение, у коровы сокрыто в самом внутреннем ее плоти, мускулов и костей. То, что у птицы является астральным, у нее — физическое. Само собой разумеется, что в астральном мире все выглядит иначе. Но вышеизложенное не становится от этого менее точным.

А теперь попробуем низвести астральное тело птицы, сопровождая этот процесс соответственным преобразованием в эфирном и физическом; мы увидим, как орел станет коровой. То, что астрально существует в орле, воплощено, материализовано в корове, которая, лежа на земле, жует жвачку. Для осуществления столь могу чего пищеварения необходимо весьма значительное количество астральных сил, и переваривающая пищу корова для ясновидящего взора являет зрелище высокой красоты. Обывательский взгляд на вещи содержит и своего рода обывательский идеализм, когда пищеварение рассматривается как низменная функция тела. От этого предрассудка можно освободиться, рассматривая с высшей точки зрения ту чудесную работу, которую являет пищеварение такого животного, как корова. Она производит тяжелую и великолепную работу, несущую на себе печать самой высокой духовности.

Лев не в состоянии довести такую работу до совершенства. Птица — в еще меньшей степени, так как у птицы пищеварение чисто физическое, эфирное тело еще принимает в нем некоторое участие, но астральное тело — никакого. Наоборот, у коровы астральные силы, которые одушевляют процесс пищеварения, делают это с необычайно широким размахом. Процесс пищеварения этого животного, рассматриваемый астрально, — это целый мир. А что соответствует этому явлению у человеческого существа? То, что у коровы проявляется столь односторонним образом: физическое воплощение астрального элемента — у человека гораздо более гармонично сливается с другими явлениями в его органах пищеварения и с их продолжением — конечностями тела. Подводя итоги, скажем, что орел, парящий в вышине, доводит до кульминации активные силы головы; что в средней области, у поверхности Земли, лев воплощает гармоничное равновесие в ритмической системе, а корова соединяется с подземными силами планеты, которые управляют ее пищеварительной системой. [ Эти три сферы — надземная, наземная и подземная — скорее энергетической, чем топографической природы. — Примеч. перев. ] Таким образом, спускаясь от высот к глубинам, встречаешься с тремя существами, качества которых гармонично соединяются в человеке. Голова человека — это прошедшая через метаморфозу птица. Грудь человека — прошедший через метаморфозу лев. Пищеварительная система человека и его конечности — это прошедшая через метаморфозу корова, причем конечности, в свою очередь, претерпели колоссальные изменения. Прозревая эти соотношения, понимаешь, что человек действительно дитя всей природы и несет в себе всю ее совокупность. В первую очередь, он несет в себе все свойства семейства птиц, семейства животных, родственных льву, и животных, родственных корове. Вот конкретные составляющие того абстрактного тезиса, который я выдвинул в начале этой лекции: "Человек — это малое мироздание". Да, человек — малое мироздание, и он заключает в себе все большое мироздание, весь Космос. Тип животного, парящего в воздухе, а также, живущего в атмосфере на поверхности Земли, и животного, конденсирующего подземные силы тяжести, — все они соединены в земном человеке и сплавляются в нем в гармоническое единство. Человек действительно есть слагаемое Орла, Льва и Коровы (Тельца).

После исследования этого вопроса, проведенного методами духовной науки, испытываешь огромное уважение к древнему ясновидению, благодаря которому люди прошлых времен постигали тайны Космоса. Глядя на величественную традиционную картину, изображающую три космических существа — Орла, Льва и Тельца, образующих земное человеческое существо в его целокупности, — испытываешь бесконечное восхищение.

Прежде чем перейти к рассмотрению тех особых сил, которые пронизывают эти три типа животных, я хотел бы рассказать о другом соответствии, которое существует между внутренней природой человека и Космосом.

Птица отображает активность головы человека, Лев отображает природу человеческой груди — дыхание и Корова отображает материальную систему обмена веществ, поддерживающую жизнь организма.

Итак, человеческая голова — это носитель мыслей, грудь человека заключает в себе способность чувствовать, а система обмена веществ является основой воли. Таким образом, человек в своем душевном строе есть отображение космических мыслей, которые в обличий птиц рассекают воздух, а оперение птиц — выражение этих мыслей. Он — отображение космических эмоций, великолепное равновесие которых представляет лев. Эти эмоции у человека смягчены, но все же они несут отпечаток неустрашимости и храбрости. Греческий язык очень точно отражает эту неустрашимость и мужество— моральные качества, за которые отвечают сердце, грудь. А для того чтобы обнаружить внешние признаки формообразования волевых импульсов, локализованных преимущественно в системе обмена веществ, следует обратиться к тому, что формируется в организме коровы.

Все это может показаться гротескным, может быть, даже парадоксальным в эпоху, которая совершенно утратила знания о великих духовных соотношениях. Но все сказанное — это истины, известные с древнейших времен. Например, такой человек, как Махатма Ганди6, довольно сомнительный портрет которого дал западному миру Ромен Роллан, — Махатма Ганди [ Ганди М.К. (1869-1948) — один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог. В народе прозван Махатмой — Великим учителем. ], вся деятельность которого направлена на внешний мир и который на индийской почве по отношению к древней религии индуизма играет роль своего рода европейского просветителя восемнадцатого века, — Махатма Ганди в сфере своего "просвещенного индуизма" благоговейно сохранил только один из элементов старой индуистской религиозности: культ коровы. Можно только удивляться, с каким искренним рвением он старается сохранить древнее почитание коровы. Этим культом невозможно пренебречь, утверждает Махатма Ганди, который, как известно, за свою активную политическую деятельность в Индии получил от англичан шесть лет тяжелого тюремного заключения. Он сохранил почитание коровы.

Для того чтобы объяснить то упорство, с которым поддерживался этот культ в древних цивилизациях, обладавших высокой духовностью, надо знать тайну этого жвачного животного, понимать, что это животное действительно дает возможность созерцать самые высокие реальности астрального мира, нисшедшие вниз и сделавшиеся земными. Тогда становится понятной верность индусов этому культу. Между тем, попытки рационалистического истолкования только усугубляют тайну, окружая ее непреодолимым нагромождением абстрактных сведений.

Мы видим, что воля, чувство и мысль имеют свои соответствия и в Космосе, и в организме человека.

Но и в Космосе, и в человеке существует также многое другое. Вспомните хотя бы метаморфозу, которую претерпевает маленькое животное, становясь бабочкой.

Вы знаете, что бабочка откладывает яйцо и что из этого яйца появляется гусеница. Гусеница выходит из герметически закупоренного яйца, в котором в скрытом виде заключена вся будущая бабочка. Освободившись, гусеница выползает в окружающее освещенное пространство, в среду, где протекает ее жизнь. Запомните хорошенько этот факт: гусеница живет в воздухе, пронизанном солнечным теплом. Вечером ночная бабочка, влетевшая в открытое окно на свет зажженной лампы, порхает вокруг нее и находит в итоге свою смерть. Такова сила притяжения света, к которому стремится бабочка, не в силах этой силе противиться. Это маленькое происшествие показывает нам, сколь могущественно влияние света на живые существа.

Но гусеница (сегодня в афористической манере я только обращаю ваше внимание на эти вещи — завтра и послезавтра мы их разовьем подробнее) не способна приблизиться к сияющему источнику света, чтобы уничтожить себя в нем. Однако она испытывает такое же непреодолимое стремление к свету, как и бабочка, которая бросается в пламя и исчезает в физическом элементе огня. Гусеница тоже ищет пламени солнца, но, не имея возможности броситься в него, все же осуществляет — как духовный феномен — свой переход в свет и тепло. Силы солнца действуют на нее духовно. Она ползет по направлению солнечного луча и руководствуется им в течение целого дня. Это медленное движение, но оно той же природы, что и у бабочки, бросающейся в пламя. Бабочка приносит в жертву свету все земное вещество, которым она обладает. И гусеница тоже, но более медленно, вплетает в свет земную субстанцию, из которой состоит. Она день за днем прядет тонкую шелковую нить, останавливаясь только ночью, а на заре вновь возобновляет свою работу и таким образом окружает себя коконом. Тонкие шелковые нити, образующие кокон, состоят из вещества самой гусеницы, в которое вплетены потоки света. Ставши куколкой, маленькое животное полностью окружает себя солнечными лучами, которые оно материализовало ценою собственного вещества. Бабочка в одну секунду сгорает в физическом огне, гусеница же жертвенно посвящает себя огню духовному, она прядет свой шелк, точно следуя направлению солнечных лучей. Посмотрите на кокон шелкопряда. Это конденсированный свет, и этот свет смог воплотиться благодаря субстанции самой гусеницы шелкопряда. Благодаря этому пространство ограничивается изнутри. Внешний солнечный свет как бы преодолевается. В этой чудесной нити, которой тысячи раз обертывается внутренность кокона, так сказать, уловлен и заключен внешний светом. Вспомните то, что я вам говорил на лекциях о мистериях друидов. Невидимый элемент света, который проникает в кромлех, — это именно то, что заключено во внутренности кокона. Вначале солнце оказывало на гусеницу физическое воздействие, побуждая ее прясть нити кокона. После этого оно духовно воздействует на само животное и превращает его в бабочку. Бабочка выходит из кокона, и цикл развития возобновляется.

 

 

Все эти явления встречаются и у птиц, но в сокращенном, укороченном виде. Посмотрим, как птица сносит яйцо и как из него вылупляется птенец. Благодаря особому метаморфизированному процессу известковая скорлупа образуется в организме у матери. В данном случае силы солнца используют физическое вещество извести, чтобы интегрировать воедино процесс, который у бабочки дифференцирован на стадии: яйцо, гусеницу и кокон. Интеграция имеет место, например, когда вокруг птенца строится твердая оболочка. Благодаря этой интеграции дифференцированного процесса все эмбриональное развитие у птиц проходит по-другому. У бабочки раздельно протекает то, что у птицы одновременно доводится до третьей стадии; у бабочки разделены образование яйца, гусеницы, куколки и кокона. Эту метаморфозу можно наблюдать внешним образом. Затем вылетает бабочка.

Что же воспринимаешь, наблюдая эти фазы развития с точки зрения астрального? Мы знаем, что птица является отображением человеческой головы, порождающей мысли. Бабочка, как и птица, живет в воздухе, но ее эмбриональное развитие исключительно сложно. Это значит, что бабочка представляет функции головы в их последующей экспансии, то есть силы головы как бы распростраляются на весь организм человека. В организме человека в целом происходит нечто, соот ветствующее не просто образованию птицы, а другому процессу в природе.

Принимая во внимание эфирное и астральное, с человеческой головой происходит нечто, напомина ющее процесс образования яйца, но только в метаморфизированном виде. Если бы у человека были задействованы только функции головы, он мог бы создавать лишь мимолетные мысли. Они никогда не проникали бы в него достаточно глубоко для того, чтобы охватить все его существо, а позже всплыть в форме воспоминаний. Припомним наши мимолетные мысли, такие, какими они возникают под влиянием внешнего мира, а затем поднимем наши взоры к орлу. Перья орла— это материализованные мысли, мысли мимолетные. А что такое воспоминания? Их происхождение исключительно сложно. В глубинах человеческого тела, хотя и совершенно духовным образом, происходит своего рода формирование яйца: в эфирном теле имеет место процесс особого рода, внешне сходный с физическим появлением гусеницы; в астральном теле процесс внутренним образом аналогичен образованию куколки, кокона, а то, что порождает мысль в момент восприятия, нисходит в глубь физического тела. Это напоминает откладывание яйца бабочкой. Такая трансформация сродни той, что происходит с гусеницей: жизнь в эфирном теле приносится в жертву духовному свету; тогда мысль как бы обволакивается внутренним, астральным коконом, а затем выпархивает воспоминание.[ Процесс припоминания (т.е. деятельность человеческого "Я") аналогичен выпархиванию бабочки. —Примеч. перев. ] И если оперение птиц можно сравнить с мимолетными мыслями, то в крыльях бабочки, в переливах их окраски, мы видим на духовном уровне происхождение воспоминаний.

Благодаря такому рассмотрению мы можем почувствовать, до какой степени нам родственны существа, населяющие природу. Человеку присуще мышление, и вот в парящих птицах нам предстает мир мыслей. Человеку свойственно воспоминание, и вот — в порхающих в солнечном свете бабочках перед нами целый мир образов-воспоминаний. Человек действительно микрокосм. У всего, что существует внутри нас: мыслей, чувств, желаний, памяти — есть второе лицо, лицо макрокосмическое, и все это находится в различных областях царств природы.

Вот что значит проникать в реальность. Реальность не постигается простым размышлением: оно скреплено только логикой, а к реальности безучастно.Для иллюстрации всего этого позвольте рассказать вам небольшую басню, бытующую в одном негритянском племени — у феллатов.

Однажды лев, волк и гиена решили вместе пойти на охоту; охота удалась: они быстро загнали и убили антилопу. Три хищника были очень хорошими друзьями. Теперь им предстояло разделить добычу. Лев сказал гиене: "Дели-ка ты". Гиена руководствовалась своей логикой. Она — зверь, который питается падалью, мертвечиной. Поэтому ее логика основана скорее на наглости, чем на оборотистости. Соотношение сил в реальности определяется у нее мерой наглости. Гиена сказала: "Разделим антилопу на три равные части: одну тебе, лев, другую — волку, а оставшуюся — мне". Такая логика льву не понравилась. Он набросился на гиену и убил. Затем повернулся к волку. "Теперь твоя очередь делить добычу, дружище! Как рассудишь?" — "Очень просто, — ответил волк. — Теперь, когда нас осталось двое, делить добычу надо иначе. Ты освободил нас от гиены, поэтому тебе положена ее треть. Вторую треть ты получил бы и так, даже если бы гиена была жива. Что же касается третьей части добычи, то она принадлежит тебе по праву, ибо ты самый мудрый и самый храбрый из зверей". Так разделил добычу волк. Лев спросил его: "Кто научил тебя так хорошо делить добычу?" — "Гиена", — ответил волк. Такая логика льва удовлетворила. Он сожрал добычу, а волка не тронул.

Вы видите, что интеллект, логика, способность к счету у гиены и у волка были одинаковы, но глубоко различным было приложение этих способностей к реальности, поэтому судьба этих животных сложилась по-разному. Волк уцелел, потому что, увидев печальную участь гиены, сообразил: ее логика не приложима к данной реальности. А его логика учитывала реальное положение вещей, потому он и уцелел.

Как видите, волк понимал логику гиены, но применительно к действительности логическое и реальное — это разные вещи.

То же случается и со всеми абстракциями. Из них можно сделать все что угодно, придерживаясь метода, согласно которому их хотят использовать. Давайте оставим абстракции и поищем реальные связи, которые соединяют человека — этот микрокосм — с макрокосмом. Не надо ограничивать себя только логическими рассуждениями, надо приступить к делу с более тонким, чем логика, инструментом. И когда интеллектуальное вы сможете трансформировать в художественное, а художественный подход сделаете познавательным принципом, вы обретете в самом человеке то, что там, в Макрокосме, в большом мире, живет по человеческому подобию, а не просто природным образом. Тогда вы в истинном смысле слова раскроете родство человека с большим миром.

 

Вторая лекция

Дорнах, 20 октября 1923 года

 

Вчера мы изучали соотношения, существующие между теми, кого я назвал животными высот, которых представлял Орел, животными срединной области, представленными Львом, и животными земных глубин, представленными Коровой, или Тельцом. Сегодня, исходя из определенных внутренних соотношений человека с этими тремя типами животных, мы рассмотрим морфологические соответствия, которые связывают человека с Космосом.

Направим взгляд на те возвышенные области, откуда Орел черпает свои особые силы, которые создают из него "организацию головы". Орел своей собственной природой обязан атмосфере, проникнутой солнечным светом. И раз Орел обязан своим бытием главным образом атмосфере, пронизанной солнечными лучами, то она и является предпосылкой его бытия. Я говорил вам вчера, что именно этой солнечной атмосфере он обязан формированием своего оперения. Его собственное существо как бы находится во внешнем мире. То, что дает ему внешний мир, воплощается в его оперении. Но когда воздействие этого освещенного солнцем воздуха не привносится извне, как у Орла, а пробуждается внутри живого существа (то, что происходит в нервной системе человека); тогда, как я вам говорил, возникают мысли — мысли мгновенные и мимолетные.

Теперь, обогащенные всем, что нам дает такая концепция, направим наши взоры ввысь, к спокойной атмосфере, пронизанной потоками солнечного света. Для изучения интересующего нас вопроса недостаточно рассмотрения одного только Солнца, так как оно получает свою силу благодаря тому, что оно связано с различными областями мироздания. Человек выразил свое знание этой связи при помощи круга созвездий Зодиака — это термин, точное значение которого: "Круг животных". Когда солнечное излучение достигает Земли со стороны созвездия Льва или же Скорпиона, то для Земли это излучение имеет разный смысл. Существуют и другие модификации этих излучений, настолько же значительные. Они происходят благодаря влиянию планет солнечной системы, которое усиливает или ослабляет солнечную деятельность. Особые отношения связывают Солнце с планетами, и эти отношения зависят от того, воздействуют ли на него так называемые "внешние" планеты (Марс, Юпитер, Сатурн) или же планеты, называемые "внутренними" (Меркурий, Венера, Луна).

Воспользуемся этими знаниями, чтобы понять организацию Орла. Прежде всего следует принять во внимание изменение интенсивности, которое претерпевают солнечные силы благодаря вмешательству Сатурна, Юпитера и Марса. Не случайно по преданию Орел — птица Юпитера. Юпитер в данном случае— представитель внешних планет. Для того, чтобы схематически изобразить, о чем идет речь, начертим три концентрических круга, изображающих сферы, в которых господствуют в Космосе Сатурн, Юпитер и Марс.

Изобразим эти три сферы и прибавим к ним еще и солнечную сферу. Так мы увидим, что на периферии солнечной системы есть зона, где объединяются силы Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. И глядя на кружащего в небе Орла, мы имеем право высказать глубокую истину: он — воплощение сил Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна, которые струятся через воздушные пространства и живут во всей форме Орла. Те же силы обитают и в голове человека. И если бы мы вписали сейчас человека в истинные духовные условия его существования (ибо на Земле человек существует, можно сказать, только как миниатюра самого себя), если бы мы вернули ему в мироздании его настоящие пропорции, то должны были бы поместить его голову в ту космическую сферу, которая является областью Орла. Таким образом, мы охарактеризовали то, что в человеке принадлежит к силам высот.

В противоположность этому Лев представляет собой тип солнечного животного; это животное, в котором Солнце больше всего проявляет свои силы. Лев чувствует себя лучше всего, когда планеты, находящиеся за Солнцем, и те планеты, которые находятся перед Солнцем, расположены в такой конфигурации, что их влияния на само Солнце почти взаимно уничтожаются. И тогда происходит та поразительная вещь, которую я вам вчера описал: силы самого Солнца, пересекая пространство, реализуются во Льве как дыхательный аппарат, ритмы которого находятся в совершенном равновесии с ритмами кровообращения, и не только по законам математики, но и согласно внутренней динамике этих функций. Эти два ритма прекрасно уравновешиваются. Дыхание служит сдерживающей силой кровообращения, а кровообращение возбуждает дыхание. Я уже обращал ваше внимание на то, что сама форма морды Льва — прекрасное воплощение этой полярности, которая выражается и в странном взгляде этого животного, взгляде, который то спокойно устремлен внутрь, то с отвагой — на окружающее. Все, что живет в этом взгляде, существует и в ритмическом организме человека, в организации его груди и сердца, которые, в свою очередь, примыкают к другим составляющим человеческой природы — к организации головы и системы обмена веществ.

Если мы, зная это, перенесемся в сферу собственной солнечной активности, то поймем, что человек включен в эту солнечную сферу областью сердца и легких. Таким образом может быть охарактеризован этот элемент — "Лев в человеческой природе".

Перейдем теперь к внутренним планетам, наиболее близким к Земле. Это, прежде всего, Меркурий, сфера которого воздействует на наиболее тонкие части системы обмена веществ человека, в которых питательные вещества превращаются в лимфу и подобные ей жидкости, вливающиеся затем в поток крови.

Далее мы входим в сферу влияния Венеры. Она отвечает за менее тонкие элементы обмена веществ, а именно: за первую метаморфозу пищевых веществ, введенных в желудок. За Венерой следует Луна (порядок наименований, которого я придерживаюсь на моем рисунке, соответствует понятиям современной астрономии, я мог бы следовать и другому). Сфере Луны подчинены особые силы, которые тоже составляют часть системы обмена веществ.

 

 

Таким образом человек оказывается включенным в единство большого Космоса. Но, рассматривая космические влияния, которые исходят от Солнца и интерферируют с влиянием Меркурия, Венеры и Луны, мы попадаем в область сил, одушевляющих животный тип Коровы, — этот тип, как и типы Льва и Орла, мы охарактеризовали в предыдущей лекции. Но одно Солнце не может этого обеспечить. Его силы должны быть доведены до Земли силами планет, наиболее к ней близких. Эти силы, действуя совместно, не ограничиваются прохождением через атмосферу, но проникают в глубь Земли, становятся там подземными силами и затем отражаются наружу. Все силы, которые воз действуют из глубинных слоев Земли, относятся к области, которая находит свое внешнее воплощение в организме коровы.

Корова — животный тип, представляющий пищеварение. В то же время это существо, у которого процесс пищеварения является самым верным отображением сверхчувственных фактов: у коровы этот процесс проникнут чудесной астральностью и, сияя, отображает весь Космос. Целый мир заключен в астральном организме коровы. Об этом я уже говорил вчера. Но наш мир отягощен земной тяжестью и подчиняется ее законам. Подумайте только! Корова должна каждый день поглощать пищу в количестве, равном одной восьмой части своего веса. Человек же может довольствоваться поглощением сороковой части своего веса без ущерба для здоровья. Корова для полного развития своего организма нуждается в земной тяжести. Все в ней стремится к материальной массе. Ей необходимо каждый день восполнять одну восьмую собственного веса. Материальность тесно связывает это животное с землей. Несмотря на это своим астральным телом она является отображением мира высот, отображением Космоса.

Именно поэтому корову более всех других животных почитают индуисты. Они знают: корова живет на Земле, но, живя внизу, в сфере гравитации, она дематериализует эту тяжесть и воздвигает на Земле мир сверхземной.

Истина в том, что нормальная человеческая природа состоит в гармонизации трех космических сил, о которых мы говорили: сил Орла, Льва и Коровы. Однако общее развитие нашего мира поставило нас лицом к лицу с опасностью, особым образом характеризующей нашу эпоху: названные силы порознь стремятся к преобладанию в человеке. Начиная с XIV—XV столетий и вплоть до наших дней эта опасность все более увеличивается. Такова тенденция эволюции. Активность Орла старается односторонним образом завладеть головой человека. Активность Льва пытается нарушить согласованность человеческих ритмов, а активность Коровы пробует завладеть обменом веществ человеческого организма, как и всей человеческой деятельностью на земле.

Такова печать нашей эпохи. Влияние космических сил приводит к тому, что человек все более и более раскалывается на три элемента, в каждом из которых проявляется тенденция подавить два остальных. Орел стремится обесценить Льва и Корову; равным образом двое других стремятся обесценить всех прочих. В наше время в подсознательных глубинах человека звучит соблазняющий зов огромной силы, ибо в нем содержится своеобразная красота. В высших областях своего сознания человек его не воспринимает, но в подсознании слышатся три зова, каждый из которых манит его. Я мог бы сказать, что в этом заключается тайна нашего времени. Первый зов исходит из области Орла, это зов тех сил, которые делают Орла тем, что он есть, сил, дающих Орлу перья, — это зов из астральности, которой он окружен во время своего полета. Само существо Орла звучит в подсознании человека.

Орел говорит:

 

Научись познавать мою природу!

Я дам тебе силу

Создать целый мир

В твоей собственной голове.

 

Это зов высот, который в наши дни стремится сделать человека односторонним.

Но есть и другой искусительный призыв. Он проистекает из срединных областей, где космические силы формируют тип Льва, где согласованные влияния Солнца и Воздуха осуществляют равновесие между ритмами дыхания и кровообращения и строят существо Льва. Этот призыв вибрирует в воздухе, согласуясь с существом Льва, и в наши дни стремится обособить ритмическую систему человека.

Лев призывает:

 

Научись познавать мою природу!

Я дам тебе силу

Воплотить весь мир

В мираже атмосферы.

 

Вот голоса, которые постоянно и настойчиво воздействуют на подсознательное человека, причем более активно, чем вы полагаете. Есть человеческие типы, особенно восприимчивые к принятию этих внушений. Например, люди, обитающие на Западе, отвечают призывам из области Орла и рискуют быть соблазненными им. Этому особенно подвержена американская цивилизация благодаря натуре населяющих ее людей. А вот европейская цивилизация, сохранившая до сих пор многочисленные остатки античной греко- римской культуры (вспомните, например, о внутреннем стремлении, толкнувшем Гёте предпринять путешествие в солнечную Италию: ему казалось, что там ему удастся раскрепоститься), — эта цивилизация особенно подвержена опасности, которую несет в себе Призыв Льва.

Наконец, цивилизация Востока более, чем другие, откликается на призыв Коровы. Так же, как Орел и Лев призывают слушать свой зов из просторов мироздания, из глубин Земли подает голос — прямо-таки раскатистый рев — материальная тяжесть, которая господствует в Корове. Пережевывающее жвачку стадо, отдыхающее на лугу, действительно пребывает в удивительном состоянии отдачи себя земной тяжести. Сами формы животных, вынужденных ежедневно обновлять восьмую частью своего веса, выражают это порабощение силами тяжести. И из земных глубин, которые под влиянием сил Солнца, Меркурия, Венеры и Луны организуют весь пищеварительный аппарат Коровы, словно раздаются произносимые с демонической раскатистой силой и задающие тон всему стаду слова:

 

Научись познавать мою природу!

Я дам тебе силу

Отнять у мироздания

Вес, Число и Меру.

 

Так могла бы сказать Корова. Восток, сохраняющий в индуизме древнее почитание Коровы, более всего поддается этому соблазняющему призыву. Но если бы этот зов смог охватить людей и восторжествовать над ними, то Восток стал бы препятствием для прогресса стран Центральной Европы и Запада. В этом случае Восточная цивилизация принесла бы в мир разрушение и упадок. Земные демонические силы, которые мы охарактеризовали выше, стали бы односторонне воздействовать на мировую цивилизацию. К чему это могло бы привести? В течение последних столетий мы приобрели развитую технику, созданную исключительно внешней наукой. Внешняя техника влияет на жизнь. Ее чудеса проявляются повсюду. В ней задействованы силы природы, но в той форме, из которой ушла жизнь. В использовании сил природы, лежащем в основе нашей цивилизации, самым главным является именно закон веса, меры и числа.

Взвешивать, считать, измерять — вот задача современных ученых и инженеров. Вы знаете, что философы всех времен спрашивали себя: что же является подлинной реальностью? Так вот, мы уже дошли до того, что выдающийся современный математик, озаботившись этой проблемой, ответил бы так: "Реальностью является все, что может быть измерено. То, чего нельзя измерить, реальностью не является". Наши ученые по привычке рассматривают всякое существо как некую вещь, которая непременно должна попасть в лабораторию и быть взвешенной, измеренной, исчисленной. Результаты этих взвешиваний, измерений и расчетов и есть, по их мнению, "наука", та наука, которая сейчас же находит практическое применение и продолжение в технике. Число, мера и вес являются ориентирами всей нашей современной цивилизации.

Пока люди для счета, измерения и взвешивания употребляют только свой интеллект, зло еще не слишком велико. Люди, конечно, весьма смышлены, но не столь же, сколь само мироздание. Пока люди ведут осаду мироздания как дилетанты, вооруженные лишь своими измерениями, взвешиваниями и расчетами, не случится ничего худого. Но если бы современная цивилизация превратилась в цивилизацию, основанную на духовном посвящении, но при этом осталась на прежних позициях, тогда опасность стала бы огромной. В этом случае цивилизация Запада, полностью находящаяся под знаком веса, числа и меры, была бы захвачена знаниями, пришедшими с Востока, где наука посвящения базируется на духовной тайне организации Коровы. Тогда западная наука превратилась бы в своего рода посвящение, основанное на астральности Коровы. Проникнуть в тайну этой организации, обремененной земной тяжестью, понять при помощи веса, меры и числа, что означает эта восьмая часть материи, идущей на питание, познать, какая духовная сила организует эту тяжелую материю в недрах Коровы, наблюдать это животное, лежащее на лугу, когда работа пищеварения делает из нее великолепный астральный отблеск Космоса, — это значит учиться соединять вес, меру и число в систему, обладающую чудесным могуществом, способную смести все составляющие нашей цивилизации и даровать нашей планете новую цивилизацию, перед лицом которой все, что не может быть взвешено, подсчитано и измерено, должно исчезнуть. Каковы были бы результаты такого развития науки под знаком Коровы? Это вопрос огромной важности и устрашающего значения.

Технологии, в соответствии с которыми конструируются машины, так же многочисленны, как и сами машины. Но все же существует очевидная общая тенденция: примитивные, еще несовершенные машины постепенно преобразуются в машины, основанные на колебаниях. Конструкция машин такова, что в ней всегда есть нечто, совершающее колебательное движение, вибрирующее, и искомый эффект достигается периодичностью вибраций. Практически все сводится к поискам такого рода устройств. Но когда эти машины можно будет конструировать с помощью данных о перераспределении веществ в организме Коровы, тогда колебания, которые пронизывают весь земной шар, — эти вибрации, исходящие из механизмов, эти малые вибрации, производимые на земле, — начнут резонировать с тем, что находится над землей. Наша планетарная система будет вынуждена вибрировать в согласии с Землей, как вибрирует струна определенной длины, когда в замкнутом пространстве касаются другой струны.

Это закон синхронных колебаний. Он начнет действовать, если искусительный суггестивный зов "природы Коровы" соблазнит Восток, а затем суггестивным путем проникнет в ту механистическую культуру, совершенно лишенную духовности, которая господствует в Центральной Европе и на Западе. В результате на Земле может возникнуть механическая система, совершенно созвучная механической системе мироздания. Тогда из человеческой цивилизации может быть навсегда исключено то, что является воздействием атмосферы, воздействием кругооборота года, воздействием звезд. То, что человек чувствует, например, при смене времен года, когда весной пробуждается жизнь или осенью увядает, все это потеряло бы для человека всякую красоту, всякое значение. Человеческая цивилизация реагировала бы на все это только грохотом и вибрациями машин, и можно было бы услышать эхо этого грохота, посылаемого из глубин Космоса как ответ полностью механизированной Земле.

Часть всего сущего, часть нашей цивилизации уже на пути к этому ужасающему упадку.

А теперь подумайте, что произошло бы, если бы области Центральной Европы поддались искусительному призыву "природы Льва". Эта опасность не похожа на ту, о которой я только что сказал, так как все механическое мало-помалу исчезло бы с лица Земли. Цивилизация не стала бы механической, но человек стал бы особенно сильно поддаваться влияниям того, что живет в ветре, в изменениях погоды, в смене времен года, и благодаря этому был бы полностью подчинен изменчивым колебаниям собственных ритмов дыхания и кровообращения. Человек оказался бы зависимым от смены времен года. Наибольшее значение он придавал бы не контролируемой собственной волей части своей жизни, акцентируя жизнедеятельность своей груди. Земная цивилизация была бы тогда отмечена таким эгоизмом, что каждый индивидуум жил бы только для самого себя, не имея никаких иных забот, кроме собственного самочувствия в данную минуту. Вот что угрожает цивилизации Центра, и это может роковым образом воздействовать на всю земную цивилизацию.

И если бы искусительный зов Орла раздался с Запада, определяя воззрения человека и наводняя их односторонностью всю Землю, то в человечестве проснулось бы могучее влечение соединиться со сверхчувственным миром, каким тот был в незапамятные времена, в начале развития Земли. Человек ощутил бы тогда непобедимое желание пожертвовать приобретенной им свободой и независимостью, подавить и погасить ее. Человечество стало бы жить в бессознательном волевом элементе, которым Боги одарили наши мускулы и наши нервы. Это означало бы возврат примитивного ясновидения, свойственного нашим предкам. Возвращаясь назад, к истокам земного, человек стал бы искать возможности освободиться от Земли.

Хотелось бы еще добавить, что все это в восприятии ясновидящего подкрепляется контрастирующими призывами, исходящими от Коровы. Образ коровы на пастбище — это голос, как бы говорящий человеку: "Не поднимай глаза к высотам! Посмотри вокруг: все могущество исходит от Земли. Приобрети знание земных сил, и ты будешь хозяином Земли. Ты сделаешь долговечным то, что ты сам создашь на Земле". Да, если человек уступит этому призыву, то опасность, о которой я предупреждал: механизация земной цивилизации, — не сможет быть устранена, так как астральность, присутствующая в процессах пищеварения жвачного животного, способна все наделять долговечностью, увековечивать настоящее. Сила, исходящая ото Льва, не стремится придавать настоящему долговечность, наоборот, она стремится все сделать мимолетным, превращая смену времен года в игру, заканчивающуюся и снова беспрестанно возобновляющуюся, переходящую в ветер и дождь, в изменчивое солнечное сияние и облачность. Вся цивилизация приняла бы тогда текучий и изменчивый характер.

Парящий в воздухе орел несет в своем оперении "запечатленные воспоминания о начале земной эволюции. В своем оперении он сохранил силы, действовавшие в ту эпоху с небесных высот. Можно сказать, что каждый орел указывает нам на древний возраст Земли, в то же время он никогда физически не касается Земли, разве только для захвата добычи, а не ради собственного удовлетворения. Ему приходится парить в воздухе для поддержания своего земного существования, но он равнодушен к земному. Он черпает радость и вдохновение в силах воздуха. Он даже готов презирать земную жизнь и желает жить только в том воздушном элементе, в котором Земля жила, когда еще не была обособленной планетой, а небесные веяния пронизывали ее со всех сторон. Орел был слишком гордым существом, чтобы разделить коснеющую эволюцию Земли. Он уклонился от процессов уплотнения, сделавших твердой земную кору. Он пожелал остаться в единении с силами Земли времен ее зарождения.

Вот важный урок, который преподает традиционный образ трех животных тому, кто сумеет расшифровать в нем великий иероглиф, начертанный в мироздании и заключающий в себе ключ к собственной загадке, ибо, по существу, все в этом мире является знаком для всех тех, кто сумеет его постичь. Уметь читать эти тайные письмена — значит понимать тайны мироздания.

Ведь важно сказать себе: все наши измерения при помощи циркуля и линейки, взвешивания на весах, различные калькуляции — лишь попытка соединить воедино разрозненные фрагменты действительности. Все это превратится в единое целое только тогда, когда мы поймем "организацию Коровы" в ее внутренней духовности, то есть — когда мы прочтем тайные письмена мироздания. Это чтение приводит к пониманию бытия мира и бытия человека. Такова мудрость современного посвящения. Вот что надлежит знать о глубинах духовной жизни в наши дни.

Людям нашего времени действительно трудно быть людьми. Я осмелюсь сказать, что по отношению к "трем животным" человек ведет себя как антилопа из басни, которую я вам рассказал вчера. Все перекосы принимают особую форму. Лев из басни остается Львом, но его собратья по разбою — эрзацы других зверей. Басня заменяет Орла жадной до всего гниющего гиеной, питающейся мертвечиной — мертвой субстанцией, которая производится нашим мозгом и непрестанно выделяет микроскопические фантомы смерти. А на место Коровы басня поместила волка, поскольку это негритянская басня, то есть история, придуманная одним из пребывающих сейчас в глубоком упадке народов. Так что в басне действует другая триада: лев, гиена и волк. И мы можем сделать вывод (имея в виду только что разобранные искусительные призывы, а также их космические символы), что Орел в обличье стервятника медленно опускается на Землю, где становится гиеной, в то время, как Корова, переставшая со священным терпением воспроизводить в себе весь Космос, деградирует и становится хищным волком.

Переведем теперь эту негритянскую басню на язык современной цивилизации. Вчера я излагал ее так, как она была сочинена одним негритянским народом. Лев, гиена и волк пошли вместе на охоту. Они убили антилопу. Гиене первой поручили разделить добычу. Она сделала это согласно своей логике: каждому третья часть добычи. Такой дележ не понравился льву, который в гневе съел гиену, а потом приказал волку: "Теперь дели ты". Волк сказал: "Первая треть твоя, так как ты убил гиену и к тебе переходит ее часть; вторая часть тоже твоя, согласно дележу гиены, и третья часть тоже твоя, так как ты самый мудрый и отважный среди животных". Лев спросил: "О, волк, кто научил тебя так превосходно делить добычу?" — "Гиена", — ответил волк. У волка и у гиены логика была одна и та же, но приложение этой логики к реальной действительности различалось коренным образом. Самое существенное — это конечно способ приложения логики к реальности.

Эта басня, переведенная на современный цивилизованный язык, принимает несколько иной вид. Заметьте: все, что я сегодня говорю, надо понимать с учетом исторического развития цивилизации. Я не касаюсь проблемы "вины". И вот как сегодня могла бы выглядеть эта басня. Антилопа убита. Гиена скромно отступает и молчит, так как боится вызвать гнев льва. Она молчит и ожидает в сторонке. Лев и волк всту пают в ожесточенную схватку, они борются так свирепо и так долго, что, наконец, оба умирают от ран. Тогда вновь появляется гиена и пожирает трупы антилопы, волка и льва. Гиена — символ элемента смерти, пребывающего в человеческом интеллекте. Она — изнанка, карикатура цивилизации Орла.

Если вам понятно, что я имею в виду, европеизируя таким образом эту старую негритянскую басню, вы можете составить себе представление, какую значимость приобретает в наши дни понимание этих вещей. Они будут поняты только в том случае, если тройному искусительному призыву Орла, Льва и Коровы человек противопоставит собственное изречение как выражение его силы, мысли и деятельности.

 

Да познаю я, о Корова, твою силу

Благодаря речи, которую во мне

Являют звезды.

 

Это не только земная тяжесть, не только вес, число и мера, не только физический организм Коровы, которые нужно уметь понимать, но это то, что воплощено в Корове. Надо с уважением отвратить взоры от этого физического организма и направить его к высотам. Тогда земная цивилизация перестанет быть механистической, а проникнется духовными силами.

Поэтому второе изречение человека таково:

 

Да познаю я, о Лев, твою силу

Благодаря речи, Которую атмосфера рождает во мне

В годовом и суточном круге.

 

(Заметьте: "являют" и "рождает".) Третье изречение такое:

 

Да познаю я, Орел, твою силу

Благодаря речи, которую созидает во мне

Произрастающее из Земли.

 

Именно таким должен быть ответ человека на тройной искусительный призыв к односторонности, и этот ответ— призыв к гармонии. Хорошо осознай то, чему тебя учит Корова, но тотчас же подними свой взор к тому, что открывает речь звезд. Хорошо осознай то, что сообщает тебе Орел, но твой взор, обогащенный тем, что дал тебе Орел, обрати долу, к тому, что произрастает из Земли, а также к тому, что в твоем человеческом организме воздействует снизу вверх. И хорошо осознай послание Льва, — дующий ветер, молнию, которая прорезывает тучу, грохочущий гром, время, которое течет, направляя земную жизнь так же, как и твою собственную жизнь, которая в нее включена. Когда твой физический взгляд будет направлен вверх, а твой духовный взгляд — вниз, и наоборот, когда твой физический взгляд будет направлен вниз, а духовный — вверх; когда твой физический взгляд будет направлен к Востоку, а духовный — устремлен на Запад, когда ты будешь в состоянии таким образом ориентировать, перекрещивать взоры духа и взоры тела, тогда ты сможешь воспринять те истинные призывы Орла, Льва и Коровы, которые звучат не для того, чтобы тебя ослабить, но чтобы укрепить в высотах (Орел), в четырех сторонах горизонта (Лев), в глубине Земли (Корова). Вот что должен знать человек о своей связи с мирозданием, чтобы становиться все более и более пригодным для деяний на благо земной цивилизации и служить не нисхождению в материю, но восхождению к духу.

Научись познавать мою природу! Я дам тебе силу Создать целый мир В твоей собственной голове. Так говорит Орел Запад
Научись познавать мою природу! Я дам тебе силу Воплотить весь мир В мираже атмосферы. Так говорит Лев Центр, середина
Научись познавать мою природу! Я дам тебе силу Отнять у мироздания Вес, Число и Меру. Так говорит Корова Восток

 

Человек отвечает:

Да познаю я, о Корова, твою силу Благодаря речи, которую во мне Являют звезды. Да познаю я, о Лев, твою силу Благодаря речи, Которую атмосфера рождает во мне В годовом и суточном круге. Да познаю я, о Орел, твою силу Благодаря речи, которую созидает во мне Произрастающее из Земли.

 

Третья лекция

Дорнах, 21 октября 1923 года

 

В первых двух лекциях мы попытались показать связи существа человека с мирозданием. Сегодня мы попытаемся дать общий обзор. Мы живем на Земле, окруженные разнообразными феноменами, которые вс





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

766 - | 729 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.