Лекции.Орг


Поиск:




Ф. Хальс «Мужсой портрет» (без шляпы). 2 страница




Дома приходится тоже работать над рисунком, то есть переделывать под новый холст, который уже грунтую (хотя есть первый холст с имприматурой). Второй холст хочу делать по той версии, которую я только что изложил.

9 июня.

Сделал выходной не по своей инициативе. Но все равно дома рисунок уточняю на картоне.

11 июня.

Переписывал фон и писал целый день (3 часа) волосы, так как брал их и темно в тоне и глухо в цвете. Их конечно надо проложить в полутоне, потом тень, а уже в конце, по муштабелю положить свет. Цвет волос составлял из кадмия желтого среднего и марса светлого.

Замечание – волосы плохо написаны, чуть показали - как. Фон – хорошо.

12 июня.

Начал было на основном холсте, а ля прима, то есть рисунок был переведен на синтетику, и я хотел, смочив холст бальзамно-масляным лаком, тут же писать. Написав почти наполовину, вернее прописав, мне пришлось все убрать и сделать серую имприматуру из всего этого месива. (Замечание - Все плохо. Начать заново). Дальше придется рисовать умброй или другой краской, а потом уже приступать. Мне влетело за то, что пропустил одно из технологических требований, которое применялось в то время, а именно – четкий, хороший рисунок кистью на холсте. Придется продолжать этюд, пока сохнет основной. О холсте я уже не говорю. Но дальше видно будет, годится такая фактура или нет. На всякий случай купил мелкозернистый, загрунтую его, то есть сделаю страховочный холст. В практическом отношении день вылетел в трубу.

13 июня.

Рисовал 3 часа (так как имприматура довольно хорошо просохла для того, чтоб не липла. Короче – не было отлипа). Рисовал умброй натуральной и сиеной жженой, не закончил. Кое-где брал тут же в цвете, не добирая до образца, то есть где-то, как и Хальс, который видимо вначале делал рисунок, и кое где (а может и весь холст) прописывал или много подмалевывал, а в следующий сеанс, очевидно, он кончал. Надо отметить его экономичность, скупость в цвете, вплоть до графичности. Но в этих темных, черных, много градаций и нюансов.

14 июня.

Промазал фон (предварительно ретушным лаком, кистью промазал). Употреблял туда краски: охра, кость, больше всего – марс темный и изумрудная. Костюм – тоже черная с изумрудкой, чуть в разбеле. Но не попал. Шляпу – черная с изумрудкой, имея кое-что от фона. На свету шляпа – изумрудка в разбеле. Перчатку делал, но не попал.

Замечание – надо рисовать.

15 июня.

Опять переписывал фон, шляпу (тоже перед прописыванием протирал ретушным лаком, смывал прошлый слой кое-где). Сбил рисунок, стал гнаться за цветом, и чтоб он чуть-чуть посветлее, чем на оригинале – увлекся и стал писать, как в мастерской, а они так не писали. У них вначале был хороший рисунок (одной, двумя красками сделан), а потом уже они десять раз не поправляли его, а только вводили цвет до нужной тональности и светосилы, перекрывая рисунок жидкими слоями красочного слоя, и часто лессировали.

Замечания: не попал в перчатку: более серебристее писать ее. И грубо промазал фон. Плохо рисую.

После замечания фон справа, около головы счистил, и лицо мастихином все убрал. Осталось то, что надо. По этому стал рисовать. Брал в смеси только охру светлую и английскую красную и чуть-чуть стронциановая шла в ход.

Я все же уверен, что он начинал на белом грунте или на телесного цвета грунте, рисовал или темперой (умброй натуральной (или такого типа краской), умброй жженой), а потом, протерев маслом, поверху заканчивал. Или может все делал маслом.

У меня краски, которыми пишу:

1. охра светлая,

2. марс темный или архангельская,

3. английская,

4. кость жженая,

5. стронций,

6. синяя,

7. изумрудная.

Лаки: 1. Ретушный, 2. Бальзамно-масляный.

Разжижитель: пинен.

Кисти: Ушной волос. Белка – мелкие кисти. Щетина – крупные кисти. Пишу исключительно плоской кистью ушного волоса. Это хотя бы чуть ближе к мастеру, чем писать все щетиной.

17 июня.

Промазал места, где буду писать, ретушным лаком. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). Это лицо, перчатка и одежда черная. Она черная и не черная. Короче – размывал ретушным лаком слой этот, чтоб и смешать и чтоб можно поверху писать. (Ред. – Обычно в ретушном лаке присутствует разбавитель, а иногда и спирт, которые «размолаживают» подсохшую поверхность, чтобы новый слой лучше соединился с предыдущим (см. Лекции М. М. Девятова). Но основное внимание уделил рисованию волос и лица. Увы, перчатку не успел. Но в принципе работалось хорошо. Проработал почти 5 часов и не устал.

18 июня.

Промазал лицо, шляпу (она жухнет из-за того, что очевидно пропорции лака и пинена не те, когда ее писал).

Писал глаза. Надо отметить, что блики в глазах ставятся не посередине зрачка, а ближе к верхнему веку, почти вплотную.

Работал с муштабелем. Очень хорошо и удобно. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). Оценил. (Раньше никогда не пользовался). Короче, вертелся вокруг головы: устану писать глаза, перехожу на общий абрис головы, чтоб голова не была широковата, или узка и длинна. Да, действительно в волосах нет черных, а есть темные но теплые, но не могу никак колер подобрать. Писал и свет на носу. Все же я думаю, он писал лицо не только охрой и английской, а применял и желтые. Я – стронциановую, а он может неаполитанскую желтую, возможно.

Свет на носу положен у него умело, и по форме. Лицо моделировано как у академистов. Так и чувствуется, что в начале Хальс махал (умело конечно) кистью, а когда пыл удовлетворен был, он принялся за лицо. Да, рисовальщик он отличный! Лихо и точно сделано!

Писал лицо.

19 июня.

Писал лицо, перчатку, она у меня была в цвете чуть темна.

Замечания: Цвет лица жареный.

Писал руку. Лицо переписал более благородными красками. Прокрывал несколько раз лаком ретушным, все равно жухнет. Посоветовали ретушный лак с маслом смешать, что я и сделал. Подсолнечное масло с ретушным лаком, это будет лучше для вхождения в следующий слой. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым. (Основная причина прожухания – потеря масла (или в тянущий грунт, или в недостаточно просохший предыдущий слой). Подсолнечное масло – наименее желтеющее)).

20 июня.

Стало гораздо лучше, когда обрабатываешь перед пропиской ретушным лаком с маслом. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

24 июня.

До этого все бегал по холсту. Но сегодня наконец понял очень многое (конечно не без помощи). Во-первых, я к поверхности безобразно отношусь, надо оказывается кроме гладкого письма проскабливать фон бритвой с ретушным лаком. Пробовал, очень хорошо. После этого уже и пишется хорошо. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). Как мне сказали, поверхность в то время, когда жил Хальс, должна быть гладкой, не оскорбляя глаз буграми и наслоениями.

Во-вторых, я до сих пор писал на лаке, чуть разбавленном пиненом (лак был бальзамно-масляным). А лучше писать маслом, чуть разбавленным пиненом. Меж слоями – ретушный лак. Лучше и краска разносится по гладкой поверхности, да еще с маслом.

После таких замечаний и моих домыслов, я тут же (где чуть просохло) стал чистить бритвой и промазывать лаком (ретушным). Самому понравилось. В частности, фон скоблил и одежду. Одежду, кстати, полностью переписал, после замечания, что она темна, но не черна. Все замечания правильны, и я согласен с ними.

26 июня.

Писал шляпу, чистил фон, скоблил, прокрывая лаком ретушным поверхность вначале и делая ее вялой после чистки.

27 июня.

Писал четко целый день воротник. Было замечание, что он холодный, мало теплых. Видимо это я так сделал непроизвольно, так как в голове в это время вертелись мысли о пожелтении красок и еще на меня большое впечатление произвело то, что я случайно попал в Исаакиевский собор и там сравнил фреску, сделанную в то время с живописной работы и саму эту работу. Поразило то, насколько небо стало еще желтее и еще горячее. Это все было очень наглядно. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

Сегодня переписал за раз весь фон, в конце работы.

28 июня.

Посмотрел на фон, перпендикулярно к свету поставив работу. Показалось – не то. Чувствую в фон нужна земляная краска, или волконскоит. Но его у меня нет. По-моему, она бы меня выручила. С сиеной жженой фон не трогал. Писал опять воротник целый день. В конце перешел на руку в перчатке. Искал смеси для перчатки. А в воротнике «строгал» мелочь (кружева).

В целом чувствую, что поверхность холста стала гораздо лучше, лучше стало и писать.

Было замечание: подметить характер мазка, ну хотя бы в воротнике. Он как бы оплавленный. Ясно, что он писан на масле, только оно так дает, и притом все конечно написано на одном дыхании, в один присест, хотя возможно и по частям. Было замечание насчет одежды, что она зеленоватая у меня, вместо какого-то оливкового цвета. Короче желательно посмотреть ее, что я и сделал так же сегодня.

На перчатку и одежду меньше времени уделил, чем на воротник. Писал двумя, тремя кистями этот воротник. Тут и черная, полутон серый и светлоты. По муштабелю «рубил» воротник. В воротник пошли белила с черной и охра с сиеной жженой.

1 июля.

Уже месяц прошел, все еще вожусь. Сегодня начал свет на волосах писать и снова в который раз переписывать фон справа и чуть сверху слева в конце, и до конца все же дошел. Применял на этот раз счастливо доставшуюся мне краску. Это волконскоит.

Брал две кисти для волос. (По муштабелю) свет – одной, и где не попадаю, поправляю другой («теневой»). Если не на то место блик кладу, то или убираю вообще это место, или смазываю. Работаю теперь исключительно маслом, разбавленным пиненом. Перед началом работы промазываю ретушным лаком, смешанным с маслом, лишнее убираю (или ладонью или хорошей тряпкой, не оставляющей ворса или другого сора на холсте). (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). А вообще-то нужно льняной тряпкой это делать. (Ред. - Лучше использовать капрон, он совсем не оставляет ворса (см. Лекции М. М. Девятова).

Замечания: Темна все же одежда, отсюда пошло в отношениях правильных, но темнее в тоне, чем у Хальса. Это руки в тенях, и особенно перчатки. Работы еще – будь здоров, а тут заканчивать предлагают.

2 июля.

Пришел, проскоблил одежду и по новому стал писать, еще светлее. Возможно, что она была темнее от того, что неправильно ставил холст. Раньше я ставил холст перпендикулярно окну (то есть свету). Сегодня сделал, что свет был скользящий. Фон писал (что светлый, слева) и где-то «дергал» рукавицу.

Конечно заметно, что одежду он писал лихо, без усилий, много оставлял тонко написанным в подмалевке. Особенно это хорошо видно на другом портрете. А вот лицо очень внимательно писал.

Можно задать мне вопрос: «А зачем вы писали Хальса?». Могу ответить. Во-первых, он мне близок по натуре, по характеру даже, как художник. Каждый в определенное время своей жизни открывает своего Художника или Художников. Во-вторых, хотелось бы понять его «лихость». Ведь он резко отличается от художников своей эпохи, своего времени. Отличается прежде всего своей формой, незаурядной формой. Мне это тоже хотелось понять и хоть частичку впитать в себя. Я думаю, надо копировать тех художников, у которых можно что-то брать для себя. Это в первую очередь. И конечно, брать то, что как правило нет у тебя, чего не хватает тебе. В этом плане я считаю - Хальса копировать намного полезней, чем, скажем, Нестерова, хотя я не хочу сказать, что у Нестерова нет таких работ, у которых можно было бы поучиться. Но ранние работы… И в-третьих, (тоже немаловажное значение имеет для меня) это то, что он близок нашему времени более, чем, скажем, Рубенс или другие голландцы и фламандцы. Это мне тоже импонирует. (Ред. – Абзац отмечен Девятовым).

Если уж копировать, то уж чистую «заслонку», или то, от чего можно получить что-то.

3 июля.

Писал фон. Еще раз. Было замечание, что слишком сильно разжижаю краску. В конце концов понял кое-что. Соскоблил бритвой все с фона и втирал краску ладонью, на эту, уже «обработанную» поверхность. (Ред. – Лессировки часто наносятся пальцем или ладонью (так как пишутся на масле, а лучше на уплотненном масле)). Фон слева все же был глубоковат в цвете. Старался ввести цвет. «Изобрел» новую смесь для этого, и, по-моему, вполне приемлемо. Это красная, желтая и косточка, и в определенных пропорциях - это то что надо.

4 июля.

Сегодня чуть тронул лицо, где был «жареный» цвет. А потом начал переписывать руку, держащую перчатку – ее надо поднять в цвете, так как фон-то я в тоне сделал светлее, а ведь все взаимосвязано. Ну, смесь - известное дело: кость, охра и стронций и английская. В перчатке тоже, но без английской. (Ред. – Стронциановая желтая имеет свойство несколько зеленеть. (см. Лекции М. М. Девятова). Лучше заменять ее кадмием лимонным).

Все же думаю, что в первый раз я руку лучше и свободней написал, чем сейчас.

5 июля.

Писал перчатку с рукой, опять. Уточнял рисунок.

7 июля.

Доводил фон (около лица, справа) так как я его не так плавно списал. И опять рисовал волосы. Тоже где-то доводил.

8 июля.

Писал заново перчатку, предварительно постарался соскоблить прежнее. Все-таки удостоверился, что мало скоблю, а хочу переписать по писанному. От этого и свежесть теряется, и качество исполнения. Это, конечно, особенно учтется в последующей практике.

9 июля.

Доводил кружева. Важен, думаю, мазок. У него он «плавленый». В начале полутон, а на него свет. Получается светящееся, а не резко по контуру.

10 июля.

Трогал фон у головы с волосами. Опять же доводил поточнее завитки.

11 июля.

Доводил штрихи на руке и рукаве. Их надо так положить, чтоб было такое же впечатление легкости и непринужденности, чего очень трудно добиться.

Оставил работу на просушку. Вернусь на один – два сеанса в конце. А пока начинать надо новый портрет Хальса.

 

 

***

 

 

«Маленькие голландцы»

Ян Стен

Ян Стен. (1625 или 1626-1679). Гуляки. Голландия. Около 1660 г. Дерево, масло. 39x30 см.

 

 

1969 год.

Отчет по практике в музее (копирование)

Левитин Андрей

 

Ян Стен «Гуляки».

Основа – дерево, дуб. (Ред. – Замечание Девятова: «(фанера)»).

С одной стороны пропитал копаловым лаком и покрыл масляной краской: свинцовыми белилами, умброй натуральной ленинградской, кобальтом синим и зеленым. Цвет – светло-серый, зеленоватый. Очень долго сохло, поэтому с другой стороны покрыл этим же цветом поливинилацетатной темперой, и на ней писал. Конечно, перед этим смазал копаловым лаком и лишний убрал. (Ред. – Для того, чтобы масляный грунт быстрее высыхал, его нужно наносить тонким слоем, сушить в светлом, сухом помещении, а также краски обезмасливают (на бумаге), вытягивая заводское легкое масло, и примешивают к краскам уплотненное масло и лак, которые ускоряют процесс высыхания, и делают его более равномерным по глубине. Также используют сиккативные краски, но здесь они все и были использованы).

Вообще, каждый день перед работой, если поверхность уже сухая, чищу ее и смазываю подсолнечным маслом с очень небольшой добавкой кедрового лака, и потом лишнее смываю. Почти всегда к следующему разу высыхает.

10. 07.

В первый день писал чепчик женщины. Свет – почти чистые белила, тени – белила с умброй, чуть синего.

Все краски разжижал той же смесью, только более густой.

12. 07

Писал чепчик с фоном по краям его, пиджак мужчины и красный колпак: прокрыл английской красной, а потом в светах добавил к ней чуть кадмиев с белилами. Получилось похоже, в основном благодаря вплавленности из-за разжижения краски масляным лаком.

13. 07.

Написал кувшины на шкафу и в нише, и стену вокруг них. Стену – умброй, марсом, охрой. (С белилами и костью выходит не очень). Кувшины – охрами, а потом тени умброй и блики белилами с охрами. При правильной подготовке и разжижении краски блики вплавлены как у Стена. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

Писал полку наверху, с предметами – в основном умброй натуральной или марсами с костью, и стену вокруг них. Стену лучше всего писать костью с кадмиями желтыми, (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым) кое-где с охрой и кобальтом синим.

Поверхность более грубая, чем у Стена, надо лучше убирать лишний лак после смазывания.

17. 07.

Писал лицо женщины, шею, грудь с окружением. Везде тело – белила с охрами и костью, в тенях и с синими. Интересно, что лучше брать кисть как можно больше. (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым). Цвет для света, теней и полутона стараюсь заготовить заранее, но все равно приходится искать нюансы. Очень удобно заранее разжижать краску – от ее податливости получаешь наслаждение. (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым).

19. 07.

Писал лицо мужчины почти одной умброй и марсами, и все равно не смог взять достаточно плотно, помешали слишком светлые блики.

20. 07.

Уточнил лицо мужчины в характере и сделал плотней. Необходима очень аккуратная подготовка (чистка, смазывание), а то иногда получаются наслоения, не позволяющие дальше чистить поверхность как следует. Писал волосы вокруг лица и одежду почти одной умброй ленинградской и марсами. Одежду, да и все предметы писать очень легко и приятно. Внушил себе, что делаю «ширпотреб» для заказчика – получается чуть аппликационно, но зато интересно писать и меньше скованности. (Ред. – Отмечено Девятовым).

21. 07.

Писал обе руки, лежащие на столе, одежду и стол около них. Пожалуй, самое трудное вообще – рука женщины, все выходит слишком грубо.

Стол (скатерть) и тени под ним – кость, изумрудка, умбра, марс. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

Писал тряпку на стене, но слишком светлая. Стена и вообще все на верху тоже недостаточно плотное.

22. 07.

Писал кофту и юбку женщины. Юбку – только заготовленными колерами (тремя). (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). Вышло неплохо. Чуть дробно, слишком велика разница.

23. 07.

Написал кресло, забылся и сделал в три раза светлее, но материально и ремесленно – здорово. Одновременно сделал шкаф и стену за креслом. Стену теперь писал в основном костью с белилами, чуть желтых кадмиев – вроде та смесь, что надо. (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «V»).

24. 07.

Снова писал: сделал плотнее кресло, шкаф, кувшины на нем, стену в этом районе. Предметы затруднения не вызывают.

25. 07.

Закрасил пол. Марс, кость, белила – слишком розовый.

26. 07.

Снова пол. Кость, охра, иногда чуть лимонного кадмия – это ближе, но теперь чуть зеленый.

27. 07.

Написал ящик, ногу на нем и башмак на полу. После рук и больших плоскостей в пространстве, предметы – одно удовольствие.

28. 07.

Снова писал пол и пытался связать его со всем остальным, добивался плавности переходов. Не хорошо, но пока потерплю. Видно, как не хватает плотности наверху.

29. 07.

Писал стену наверху (потолок), полку, висящий предмет. Кость, умбра, кадмии желтые – чайники на полке.

30. 07.

Продолжал то же самое, опустился до кувшина в нише, писал его (из-за постоянной чистки он несколько смазался), писал всю стену и руку с трубкой. (Ред. – Обрабатывать поверхность нужно ту, конкретно над которой собираешься работать).

31. 07.

Писал руки мужчины, одежду, рюмку, тарелку с ножом на скатерти.

Подсолнечное масло грубовато. Теперь смазываю ореховым.

1. 08.

Писал кувшин на столе и фон за ним вплоть до потолка. Пытался добиться той тонкости тона.

2. 08.

Писал скатерть (складки), стол и пол под ним, стараясь создать ту общую среду.

3. 08.

Хорошо почистил и снова писал руку женщины, складки за ней и рукав. Той цельности не выходит.

4. 08.

Писал ящик, пол (в темных местах), стол и скатерть. Смягчаю свою раскрашенность.

5. 08.

Снова пописал шею и грудь женщины, и одежду вокруг. Так нежно и трогательно не получается.

6. 08.

Писал тени от предметов на стене, добиваясь плавности переходов в свет. Подновил шкаф и еще кое-что. На предметах отдыхаю.

7. 08.

Снова писал руки, одежду мужчины, волосы и все предметы на столе. Никак не сосредоточиться.

8. 08.

Писал балку, тряпку, потолок и темное под тряпкой вплоть до стола – кость с кадмиями.

9. 08.

Снова повторил колпак мужчины, волосы, одежду – со стеной сзади.

10. 08.

Писал руку женщины – она так и не получилась, еще пол и вообще почти все тени. Чувствую, стал делать хуже. Отчаиваюсь достичь желаемого.

11. 08.

Чтоб сделать лучше, надо писать еще 2 недели, лучше на новом. Поправил, как мог, наиболее безобразные места.

 

 

***

 

 

1970 год

Дневник работы над копией

с картины Яна Стена «Гуляки»

III курс живописного факультета

Сорока А. П.

 

 

1, 2, 3 июня.

Готовил доску из древесно-стружечной плиты размером 33 / 39. Проклеил ее несколько раз, а затем наклеил вымоченную в клею марлю. Когда я наклеивал марлю, я разглаживал ее руками до тех пор, пока не увидел, что она не делает выпуклостей и изгибов на своей поверхности. Концы ее завернул и обрезал. Оставил высыхать.

4, 5 июня.

Марля еще не высохла.

Готовил грунт. Я взял 1 часть воды на 1 часть мела и цинковых белил. Смешал все и процедил через марлю. (Ред. – Имеется ввиду пигмент цинковых белил (порошок). Для того, чтобы вещество стало грунтом, кроме мела, пигмента цинковых белил и воды должен быть еще и клей, то есть связующее).

8, 9 июня.

На просохшую доску наносил грунт шпателем, стараясь создать ровную поверхность. Боковые части доски тоже загрунтовал.

10 июня.

Доска просыхала. Я готовил рисунок под копию на картоне.

11 июня.

Готовил рисунок под копию. Доска еще не высохла.

12, 13 июня.

Просохла доска и я нанес еще 3 слоя.

15 июня.

Доска просыхает. Готовлю рисунок.

18, 19 июня.

На просохшую доску нанес еще 3 слоя. Готовлюсь к копированию.

22 июня.

Просыхает доска. Последний слой наношу цветной: умбра, кость, белила. (Ред. – Видимо имеется ввиду слой темперной краски).

23 июня.

Просохшую доску зачищаю наждачной бумагой, получая ровную, гладкую поверхность и в тот же день покрываю первый раз лаком. Лака наливаю столько, чтобы доска могла полностью впитать в себя лак бальзамовый. (Ред. – Непонятно, какой именно лак имеется ввиду. Может быть это бальзамно-масляный лак. Иногда художники с помощью протирки маслом делают грунт менее тянущим. (Уплотненное масло с добавкой лака усиливают эффект)).

24, 25 июня.

Опять покрываю лаком и в горизонтальном положении оставляю сохнуть.

26 июня.

Доска в горизонтальном положении просыхает. Я готовлюсь к копии.

27 июня.

Доска просохла. Беру ее, мольберт, клеенку, 2 палитры, шаблон, припорох и еду в Эрмитаж.

29 июня.

На доску накладываю картон с готовым рисунком и делаю припорох. Затем снимаю и по припороху обвожу темперкой контур.

30 июня.

Начинаю писать. Делаю подмалевок темперой: умбра, кость, белила. Стараюсь нарисовать точнее.

1, 2 июля.

Рисую темперой голову гуляки Стена.

3, 4 июля.

Рисую голову гуляки и задний план. Начал ногу дамы и тумбочку.

6 июля.

Рисую ногу и прошелся по всей копии.

7, 8, 9, 10 июля.

Рисовал темперой.

11 июля.

На одну палитру я выдавил белила, кадмий желтый (за неимением неаполитанской), кость и умбру. Разбавители – лак с маслом. Для мойки кистей – разбавитель №2. Муштабель.

На ручной палитре составляю колера для заднего плана: на свету, для тени и полутона, и работаю этими колерами. Доска жухнет. Сбрызгиваю ее ретушным лаком.

13 июля.

Готовыми колерами рисую задний план. Готовлю колера для платья дамы: ультрамарин, умбра.

14 июля.

Работаю над стулом. Каждый раз перед работой снимаю лезвием лишний наплыв краски и лака и протираю ретушным или бальзамовым лаком, а после этого начинаю работать.

15, 16 июля.

Опять после предварительной работы с лезвием и лаком рисую задний план, стол, бурдюк с вином - имея для каждого предмета колер.

17, 18 июля.

Работаю над головой гуляки. Колер для света, тени и полутона.

20 июля.

Работал над головой, руками. Приготовил колер для пиджака гуляки. Процарапывая лезвием и покрыв лаком, начинаю писать платье дамы, используя прием вплавки краски - достигается эффект мягкости и воздушности.

21, 22 июля.

Работал над головой гуляки, руками, трубкой, стол.

23, 24, 25 июля.

Работал над головой дамы, руками, стол, стул.

27 июля.

Работал над задним фоном, руками, головой гуляки, стол, стул, бурдюк с вином.

28 июня.

Работал над полом. Развел колер для света, тени и полутона и старался написать так как там.

Копия все время жухнет и ее приходится вспрыскивать ретушным лаком.

29 июля.

Работал над головой дамы, руками, бутылкой, одеждой гуляки. Конца не видно.

30 июля.

Работал над полом (покрыл копию лаком), руками, головой гуляки, задний план.

31 июля.

Бурдюк с вином, тряпка, руки, голова – почти вся доска.

 

 

***

 

 

1974 год.

Дневник ведения копии с картины Яна Стена «Гуляки»

Скорикова Елизавета Юрьевна

III курс мастерская профессора Ю. М. Непринцева

 

Рецензия М. М. Девятова: «Проверил. Неточно, слабо и неполно.

3 –

М. Девятов».

1 этап.

Основание взяла то же, что и в оригинале - доску и сделала левкас. (Ред. – Замечание Девятова: «Какой?»).

Рисунок делала карандашом по левкасу (с репродукции перевела по клеткам).

2 этап.

Затем делала тональную прописку умброй натуральной (жидкая прописка без белил), по возможности стараясь приблизиться к оригиналу. Связующее: лак даммарный + масло (льняное).

3 этап.

Руки, лица, светлые детали одежды (чепчик и кофта женщины) прописала умброй натуральной с белилами.

4 этап.

Начала копировать в музее. Обнаружилось много неточностей в рисунке. Поняла неверность своего метода. Первые прописки на левкасе надо было делать акварелью: первое - получился бы гораздо более тонкий рисунок, второе – возможность работать гораздо длительней.

5 этап.

Дала работе просохнуть. Перед началом работы смазала поверхность составом: 1 часть даммарного лака, 2 части льняного масла, 2 части спирта - ретушный лак. Состав ретушный: 1 часть – даммарный лак, 2 части – масло льняное, 2 части спирта, мед. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым и отмечено: «?», «?». Мед в межслойном лаке не нужен, он используется как пластификатор для желатина и рыбьего клея. Для межслойного лака необходимо уплотненное масло – 1 часть, скипидар – 3, 4 части, лак – не более 1/3 от объема масла (дает жесткий отлип), спирта 1 часть (см. Лекции Девятова и Статьи Девятова)).

Выбрала краски, наиболее похожие на краски оригинала:

1. умбра натуральная,

2. сиена натуральная,

3. охра красная,

4. изумрудная зелень,

5. кость жженая,

6. белила свинцово-цинковые.

Стараясь по возможности ближе подойти к оригиналу (цвету, форме) прописала прозрачными безбелильными лессировками. Попали немногие места (прописка без белил мало где может оставаться до конца работы).

6 этап.

Лессировки прозрачные и мутные (с белилами и без них). Стену пришлось корпусно (относительно) прописать, так как цвет стены состоит из умбры натуральной, кости жженой + изумрудная.

В юбке у женщины борются 3 цвета: умбра натуральная + изумрудная + охра красная – отсюда такая красота переливов цвета. Увидела те же краски в одежде в других работах Яна Стена в более выраженном виде.

Подходил М. М., сказал, что необходимо работать с муштабелем, и что надо заготавливать на палитре тона. Все это впоследствии учла. М. М. сказал, что в теле женщины кость, как холодная - слишком холодна (сиена натуральная идет как теплая). Попробовала вместо нее умбру натуральную – попала в ту меру.

Большого труда стоило проработать касания, так как они сделаны идеально ровно и даже по современным понятиям – сухо. Но пока они не были сделаны, не было того аромата голландской вещи.

7 этап.

Работа по завершению. Тщательно проробатывала детали: центральный глиняный кувшин, колбу с водой, львов на кресле, нож и тарелку на столе, башмак на переднем плане, всевозможные гвозди и швы на башмаке.

Кое-где смягчала касания. У Стена есть касания совершенно мягкие, особенно внутри пятен – рука женщины, спрятанная под лиф, видна только при очень внимательном рассмотрении. Волосы мужчины тоже очень мягких касаний.

При завершении выяснилось, что прописка лиц и одежды (светлой) – третий этап, была недостаточно верной, что очень важно, так как при верной тональной подготовке было бы достаточно безбелильных лессировок, что дало бы более техничный вид всей работе и возможность очень близко рассматривать работу, что важно при маленьком размере.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 677 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

993 - | 936 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.