Биодинамическое земледелие по своим методам и приемам во многом сходно с органическим земледелием, но имеет и существенные отличия, которые обусловлены различием в теоретических предпосылках, послуживших исходным пунктом для разработки этих методов.
Теоретические основы биодинамического земледелия были заложены немецким философом Рудольфом Штайнером, который опирался на представление о природе, господствовавшее до середины XIX века. Эти представления шли из глубины веков и имели своим источником знания, основанные на откровении. Они кое-где сохранились до сих пор среди примитивных народов или среди очень старых крестьян, которые в своем образе жизни и в своих ощущениях настолько слились с окружающей средой, что составляют с ней как бы единое целое. Они знают ее не рассудком, а внутренним чувством. Штайнер считал, что нельзя отбрасывать эти древние представления как простые предрассудки и суеверия, поскольку в них заключено зерно истины, а перед наукой стоит задача осмыслить эту истину и привести ее в согласие с современным рационалистическим восприятием мира.
Второй источник, который дал Штайнеру ключ к пониманию живой природы, — это естественно-научные труды немецкого поэта и философа Иоганна Вольфганга Гёте, который известен всему миру в основном как поэт, автор гениального произведения «Фауст». Мало кто знает его труды по анатомии животных, ботанике, теории света. Рудольф Штайнер первый оценил заключающийся в них совершенно новый методический подход к изучению живой природы. Здесь мы не будем излагать взгляды Гёте, подробнее о них можно узнать из специальной литературы.
Нельзя сказать, что учение, разработанное Штайнером, представляет какое-то совершенно чужеродное тело в современной науке. Во-первых, сам он никогда не отрицал значения открытий, сделанных с помощью современных научных методов. Во-вторых, в работе ряда выдающихся ученых, которые не ограничиваются частностями, а пытаются познать мир в целом, мы находим идеи, перекликающиеся со взглядами Штайнера.
Последователи и ученики Штайнера подтвердили многие сформулированные им теоретические положения и доказали их с помощью современных методов полевых или лабораторных экспериментов. И все же многие из этих положений нашим, воспитанным на материалистических представлениях сознанием воспринимаются с трудом. Здесь мы коротко коснемся только тех идей, которые имеют непосредственное отношение к практике биодинамического земледелия.
ИДЕЯ ЦЕЛОСТНОСТИ
В основе биодинамического мировоззрения лежит стремление рассматривать все вещи в их взаимосвязях, объединяющих разрозненные явления в одно целое. В этом его отличие от современной науки, которая стремится как можно глубже и полнее изучить каждое отдельное явление, и это иногда приводит к тому, что исследователи за деревьями не видят леса. Идея целостности имеет применение на любом уровне, начиная от космоса и кончая садовым участком. Садовый участок рассматривается как целый, живой организм. Его кожа — это живая изгородь, его внутренний мир —это севооборот, его внутренний обмен веществ —это круговорот органического вещества почва-растение- компост-почва, его душа —это садовод. Каждый садовый участок —это организм со своей неповторимой индивидуальностью и со своим особым замкнутым в своих границах живым миром. Особенность и необходимое условие существования этого 1 живого мира — большое разнообразие составляющих его видов растений. Каждый вид отличается от других специфическим об- \ меном веществ, его корни и листья что-то свое, свойственное только ему, поглощают и что-то свое, свойственное только ему, выделяют. Эти выделения часто бывают ничтожно малы, но они так же ! влияют на здоровье сада, как гомеопатические лекарства влияют на здоровье человека. Каждый вид выполняет свою работу. Как неслышная мелодия, она вливается в ту неслышную, но красочную симфонию, которая разыгрывается в вашем саду, начинаясь ранней весной и кончаясь поздней осенью. Но чтобы это была действительно симфония, а не какофония, необходимы опыт биодинамического садовода и умение правильно подбирать виды растений, чтобы вместе они составляли гармоническое целое. Здесь мы коротко напомним об основных принципах подбора, о которых подробнее говорили раньше. Это сочетание огородных культур с травами, цветами и кустарниками, дающими приют и пищу разно- J образным наземным и подземным животным. Это равномерное распределение в севообороте культур четырех групп, представляющих четыре основных органа растения: лист, цветок, плод и корень. Это умелое сочетание и чередование культур, отличающихся по своей способности извлекать из почвы разные элементы питания, истощать почву или обогащать ее. Соблюдение данных принципов сообщает жизни сада устойчивое равновесие.
Целостность, разнообразие и гармония — вот черты биодинамического сада.