Кафидов Александр
Наш сегодняшний урок посвящен крайне удобному принципу съемки, который максимально ускорит и упростит впоследствии обработку Вашего видео. Принцип этот называется «монтажной съемкой». Собственно о видах монтажа и программах нелинейной обработки видео мы с вами будем говорить в следующих уроках, но некоторые определения и формулировки нам потребуются уже сейчас. Итак, что такое монтаж? Если не углубляться в профессиональную терминологию, то это выстраивание нужной и правильной последовательности видеофрагментов. Если еще проще, то на монтаже мы с Вами присоединяем один видеофайл к любому другому, чтобы создать непрерывную последовательность воспроизведения материала. Однако, что нужно делать для того, что бы у нас были это самые видеофрагменты, или как их называют на телевидении – «монтажные кадры»? «Монтажным кадром» является момент действия от нажатия кнопки REC до остановки записи. Теперь, несколько слов нужно сказать про «крупности». Во втором уроке Лариса Москвитина упоминала про необходимость смены крупностей во время съемки: «Для того, чтобы дать общее представление о масштабе и сути происходящего, снимите кадр, в котором помещаются все действующие лица и место события». Это – общий план. Он необходим для того, что бы заявить пространство съемки. «Акцентируйте внимание на том, что эти люди делают. Укрупните кадр, но не с помощью трансфокатора. Подойдите ближе и начните снимать». Это – средний план. С его помощью можно точно увидеть, чем заняты объекты съемки и что именно и как они делают. Самое распространенное положение человека на таком плане – примерно до пояса. «Обратите внимание на эмоции и детали. Снимите несколько крупных кадров действующих лиц и объектов. Если есть что-то, заслуживающее особого внимания зрителя, снимите это очень крупно». Это – крупный план. Подобные планы всегда выигрышны, потому что на них делается акцент на то, что вас максимально заинтересовало: лицо, улыбка, искорки в глазах, недовольство на лице, неглаженный воротничок, оторванная пуговица, нечищеные ботинки и т.д. Для чего нужны съемки одного и того же события с разными крупностями? Естественно, для процесса монтажа. Разные крупности – это основной принцип монтажа: После общего плана не может идти еще один общий план, следовательно, нужен средний. А за средним, в свою очередь, нужен крупный план и т.д. Таким образом, у нас и выстраивается та самая последовательность видеофрагментов, которая называется «смонтированным» материалом. А теперь вернемся к названию нашего урока: «Снимаем монтажно». Вы спросите: зачем? Все предельно просто. Зная о необходимости смены крупностей и запоминая, каким был предыдущий фрагмент, следующий Вы будете выстраивать по-другому, то есть, «снимать монтажно», а это значит: – облегчение процесса окончательной обработки материала, так как у Вас уже практически смонтированное видео. – оперативность, потому что Вам не требуется отсматривать и выбирать кусочки из большого, длинного файла, ведь Вы знаете, что каждый следующий «монтажный кадр» у Вас другой крупности. – малое количество брака, ведь вы не снимаете все подряд, а после каждого «монтажного кадра» останавливаете запись. Подобный принцип съемки очень полезен для начинающих, еще не способных моментально «выставить кадр» и слабо знакомых с программами нелинейного монтажа, потому что после съемки у Вас на руках оказывается практически готовый материал. А теперь давайте коротко подведем итоги урока: – Общий план, средний и крупный – это основные крупности, о которых нужно помнить при съемке. – Ракурс – это различные положения камеры в пространстве к объекту съемки. Что бы сменить ракурс, достаточно сделать два шага в сторону от предыдущего места съемки. – Перед тем, как снять следующий кадр, вспомните, какую крупность Вы использовали до этого. Поменяйте план, не пользуясь трансфокатором (либо приблизившись к объекту, либо отдалившись от него и изменив точку, с которой велась съемка). – Каждый наш «монтажный кадр» – это законченный видеофрагмент (от нажатия кнопки REC до остановки записи) на одной из крупностей. – Длинна «монтажного кадра» должна быть не менее 6-9 секунд, для того, чтобы была возможность «подчистить» кадр от возможного дрожания при включении и выключении камеры. – Если в кадре объект движется, то не останавливайте съемку пока он не выйдет за «границу кадра» (идущий человек, проезжающий автомобиль и т.д). После того, как объект вышел из кадра – смените крупность и снова подхватите его движение. Это будет гораздо более «монтажно» и качественно снято, чем отслеживать всю траекторию движения объекта камерой. – Двигайтесь как можно больше (только не во время съемки, а между включениями – выключениями камеры), чтобы видео было максимально «монтажным»: разнообразным и разноплановым. Для этого можно пробовать поискать неожиданное положение камеры в пространстве. Однако не забывайте при этом, что «интересный ракурс» – не самоцель съемки, а один из приемов. – Всегда отслеживайте то, что вы снимаете через встроенный монитор камеры и если, что-то выглядит не так, как Вы задумывали – остановите запись. Смените ракурс или крупность и попробуйте снова. И самое главное, не опасайтесь пробовать, экспериментировать и даже ошибаться, ведь видеосъемка – это та область, где так интересно учиться даже на собственных ошибках. Удачных вам съемок.