Лекции.Орг


Поиск:




Теоритические сведения. Историческая справка




Студентки очного отделения 5 курса группы 060804

Цветцих Натальи Викторовны

Балан Таисии Сергеевны

Научный руководитель:

Доцент А.Б.Богун

 

 

Белгород 2012г.

 

 

 

«Творческий проект по методике изобразительного искусства на тему «Мой дом моя крепость»

 

Концептуальность проекта

«Мы не должны забывать о своём культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи …»

(Д. Лихачёв)

Идея проекта

Большая часть наших современников считает, что времена, когда по нашей земле не ездили машины, когда города были деревянными, а люди говорили и писали побольшей части на непонятном нам языке, ушли в далекое прошлое. Им кажется, что мы можем каким-то образом почувствовать особенности быта и нравов наших далеких предков только в музеи, посмотрев через стекло на предметы, найденные археологами. Наверно все же, в какой то степени они правы, но что будет,если отъехать, за город, остановиться у какой-нибудь деревни и зайти в любой дом? Мы соприкоснемся с традициями и культурой, наших предком, истоками нас самих. Сейчас жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В образовательных учреждениях решаются задачи по приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни. Вдохновением для создания данного проекта послужила необходимость более доступного метода знакомства детей с народным бытом и культурой родного края, в виде создания макетов жилища, так как без зрительных образов ребёнок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде.

1.2 Постановка задач и обоснование темы творческого проекта .

Актуальность.

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных на современном этапе.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Школьный возраст – важнейший период становления личности. Именно в этом возрасте наиболее эффективным путем развития индивидуальных способностей осуществляется приобщением детей к продуктивной творческой деятельности. Очень яркое развитие творческих способностей проявляются на занятиях в школе архитекторов, где дети учатся конструированию, построению чертежей, декорированию, дизайну. Так, путем метода проектов, основанном на взаимодействии педагога и воспитанников, ребенку дается возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Важно и необходимо именно с этого возраста пробуждать инициативность, и основы гражданственности, которые станут опорой дальнейшего становления человека как гражданина, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей родине, ее культуре, традициям и достижениям.

Гипотеза.

Обращение, в рамках проекта, к истории жилища наших предков, к духовной и материальной культуре родного края может помочь решить задачу целостного развития ребенка, воспитания у детей интереса к культурному наследию нашей страны и обогащению процесса нравственно-патриотического воспитания школьников.

Цель проекта.
Пробуждение интереса к преданиям и обычаям «дома», формирования патриотических чувств и становление основ гражданственности у детей школьного возраста в процессе создания макетов «рубленной избы» и «хаты–мазанки»
Задачи проекта:

1.Ознакомление с теоретическими сведениями связанными с историей жилища. 2.Разработка эскиза на основе изученного материала. 3.Изучение и овладение технологией создания макета избы.
4. Пробудить у детей нравственное отношение и чувство сопричастности к нашим корням в лице культуры и традиций предков, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
5. Установить взаимодействие школы с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами села, района и края в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотического воспитанию детей школьного возраста

Теоритические сведения. Историческая справка

Образ русского дома создавался веками, его особенности сохранялись и на Белгородчине.

В первые годы массового заселения нашего края в XVI - XVII веках в условиях постоянной опасности нападений кочевников строились как временные жилища типа землянок, так и наземные срубные жилища (в основном господствующие). Преобладали рубленые постройки, крытые лубьём или тёсом, так как здесь ещё были большие площади хороших лиственных и хвойных лесов. На протяжении XVII - XVIII веков шёл активный процесс расчистки лесов под сельскохозяйственное пользование и Другие нужды, в результате которого произошло массовое истребление леса. Уже в XVIII веке появились глинобитные дома с соломенными крышами. У самых бедных хаты были плетнёвые, обмазанные толстым слоем глины.

Наиболее типичным жилищем была изба - это помещение с печью. Избы были белые и чёрные, т.е. имели печи с трубами и без труб - курные избы.

Основной частью жилого дома было отапливаемое помещение прямоугольной или квадратной формы, сравнительно небольших размеров; 5x5.5; 6x5; 7x6 м. Это помещение у русских называлось избой, а у украинцев - хатой. Топили обычно «по-чёрному»» то есть дым выходил в дверь, а также в отверстия под потолком, которые после топки задвигались доской («заволакивались»), такие отверстия назывались волоковыми окнами. В первой половине XIX века в избе обычно прорубали два-четыре окна, расположение которых зависело от внутренней планировки жилого помещения и положения дома на усадьбе по отношению к улице.

Имелись также и неотапливаемые помещения клети и сени. Как правило, сени соединяли избу с клетью, где летом жили и спали, а зимой хранили запасы. Кроме того, сени защищали избу от холода, ветра, служили складским помещением для всякого рода вещей, которые желательно было не иметь перед глазами хозяев.

Почти всегда были и чуланы, чаще двух видов: внутренние и наружные, как особые самостоятельные постройки. Служили обычно они для хранения различной домашней утвари: корзин, лукошек, коробов.

Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад?

Это, в первую очередь, зависело от того, где он жил, к какому племени принадлежал. Ведь даже теперь, побывав в деревнях на севере и на юге Европейской России, нельзя не заметить разницы в типе жилищ: на севере это – деревянная рубленая изба, на юге – хата-мазанка.

Ни одно порождение народной культуры не было в одночасье придумано в том виде, в каком застала его этнографическая наука: народная мысль трудилась в продолжение веков, создавая гармонию и красоту. Конечно, касается это и жилища. Историки пишут, что разница между двумя основными видами традиционного славянского дома прослеживается при раскопках поселений, в которых жили люди ещё до нашей эры.

Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к иным строительным материалам. Поэтому на юге до весьма позднего времени (до ХIV—ХV веков) массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5–1 м врытая в грунт. А на дождливом севере, напротив, очень рано появился наземный дом с полом, зачастую даже несколько приподнятым над землёй.

Полуземляночное жилище древних славян, например, живших в VI–VII веках на Днепре, обычно имело почти квадратную форму со сторонами не более 3–4 м. Земляной котлован для него бывал различным по глубине; крыша дома подчас опиралась непосредственно на грунт. Существовало два способа возведения стен. Иногда в яме делали сруб, который затем засыпали снаружи землёй и плотно утаптывали. В других случаях стены складывали из горизонтально расположенных жердей или плах (колотых брёвен). Такие стены без дополнительной опоры легко могли обрушиться внутрь и уж никак не выдержали бы тяжёлую крышу. Поэтому по углам и посередине каждой стены ставили достаточно толстые и крепкие столбы: стёсанные концы жердей или плах вставляли в пазы, сделанные в этих столбах. В зависимости от способа устройства стен учёные делят полуземляночные жилища на «срубные» и «столбовые». Древнейшие славянские полуземлянки – почти исключительно срубные. После VII века наметилось разделение: западнее Днепра по-прежнему преобладал срубной тип, восточнее распространился столбовой. Археологами прослежены и иные отличия в конструкции полуземляночных жилищ, принадлежавших разным племенам. Например, в VIII—Х веках в племени северян предпочитали глинобитные стены (судя по некоторым позднейшим находкам, их умели и любили разрисовывать), а в племени вятичей – деревянные.

Полуземляночное жилище, крыша которого упирается непосредственно на грунт.VI–VII века Вход в полуземлянку располагался, как правило, с южной стороны. Дело в том, что деревянное сооружение засыпали землёй целиком, в том числе и верхнюю его часть, выступавшую из земли, вместе с крышей. И это вовсе не признак «отсталости» наших предков. Сходные дома строили в те времена и другие народы, например жители Исландии. Как отмечают исследователи, главной заботой древнего человека, жившего в достаточно суровом климате, было обеспечить тепло. Поэтому в толстых деревянно-земляных стенах даже не пытались проделывать окна. Зато дверь, раскрытая на южную, солнечную сторону, в летнее время служила дополнительным источником света и тепла.

Два типа конструкций древнеславянских жилищ (X–XIII века): 1 – каркасно-столбовой, 2 – срубной

Снаружи, с окружающего более высокого грунта, к двери вёл углублённый коридорчик. В него вделывали деревянную лесенку, а если почва была достаточно плотной – вырезали ступеньки прямо в земле.Полы были земляные, утоптанные, иногда промазанные глиной, особенно в тех случаях, когда дом возводили на месте более ранней постройки.

1. Полуземляночное жилище с печью-каменкой. VIII–X века. 2. Полуземляночное жилище с глиняной печью. X–XI века. 3. Наземное жилище с комбинированной печью (камень и глина). X–XI века

Вообще, наши предки старались извлечь все выгоды из того, что дом строился в яме. Так, внутри некоторых «столбовых» домов вдоль стен при раскопках были обнаружены вырезанные в грунте приступки высотой 20–40 см и шириной 30–70 см. Учёные полагают, что это были основания лавок, а может быть, и своеобразные верстаки.

Как и множество иных предметов, ставших достоянием человечества в немыслимой древности, дома-полуземлянки дожили в некоторых местах до наших времён.

Дома, совершенно аналогичные жилищам днепровских древнеславянских племён, в ХIХ веке были широко распространены в придунайской Болгарии, а в иных селениях этнографы видели их даже в середине ХХ века. Иногда они имели довольно значительные размеры. В таком доме обитало по пятнадцать– двадцать человек – целая родственная община-«задруга». Большой дом делился на несколько отсеков, отапливаемых и неотапливаемых. Двускатные кровли подпирали изнутри прочными брёвнами с развилинами наверху. Эти «рогатые» брёвна назывались «сохами» (вспомним прозвище рогатого лося – «сохатый»).

Дома-полуземлянки с двускатными кровлями, подпертые изнутри «рогатыми» бревнами – «сохами»

На севере, с его сырым климатом и изобилием первоклассного леса, полуподземное жилище превратилось в наземное (избу) гораздо быстрее. Несмотря на то что традиции жилищного строительства у северных славянских племён (кривичей и ильменских словен) не удаётся проследить столь же далеко в глубь времён, как у их южных соседей, учёные с полным основанием полагают, что бревенчатые избы возводили здесь ещё во II тысячелетии до нашей эры, то есть задолго до того, как эти места вошли в сферу влияния ранних славян. А в конце I тысячелетия нашей эры здесь уже выработался устойчивый тип срубного бревенчатого жилища, между тем как на юге долго господствовали полуземлянки. Что ж, каждое жилище наилучшим образом подходило для своей территории.

Вот как, например, выглядела «средняя» жилая изба IХ—ХI веков из города Ладоги (ныне Старая Ладога на реке Волхов). Обычно это была квадратная в плане (то есть если смотреть сверху) постройка со стороной 4–5 м. Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали на стороне – в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже «начисто». Учёным рассказали об этом зарубки-«номера», по порядку нанесённые на брёвна, начиная с нижнего. Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне и следили, чтобы брёвна оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север. С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. А пазы между брёвнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной.

 

Жилая изба из города Ладоги. VIII–IX века

Главным инструментом российского плотника до недавних времён оставался топор. Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает сосудистую ткань древесины. Срез, сделанный топором, блестящий и гладкий, в него с трудом проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные волокна и делает их лёгкой добычей гнили.

Пол в избе порою делался земляным, но чаще – деревянным, приподнятым над землёй на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье.

К избе нередко пристраивали своего рода прихожую – сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. По мнению учёных, отсюда уже недалеко и до знаменитых крытых дворов Русского Севера. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют «двухкамерным», имея в виду, что в нём два помещения

Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным"холодильником". Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни. В XVI и XVII веках было в обычае покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах. Иногда все отделы дома, то есть подклеть, средний ярус и чердак, находились под одним скатом, но чаще чердак, а у других и средние этажи имели свои особые крыши. У богатых особ были кровли затейливой формы, например, бочечная в виде бочек, япанечная в виде плаща. По окраине кровля окаймлялась прорезными гребнями, рубцами, полицами, или перилами с точеными балясами. Иногда же по всей окраине делались теремки - углубления с полукруглыми или сердцеобразными линиями. Такие углубления преимущественно делались на теремах или чердаках и были иногда так малы и часты, что составляли кайму кровли, а иногда так велики, что на каждой стороне было их только по паре или по три, и в середине их вставлялись окна. Если полуземлянки, по крышу заваленные грунтом, были, как правило, лишены окон, то в ладожских избах окна уже имеются. Правда они еще весьма далеки от современных, с переплетами, форточками и ясными стеклами. Оконное стекло появилось на Руси в X-XI веках, но даже и позже было очень дорого и использовалось большей частью в княжеских дворцах и церквах. В простых избах устраивали так называемые волоковые (от "волочить" в смысле раздвигать-задвигать) окошечки для пропуска дыма.

Два смежных бревна прорубались до середины, а в отверстие вставлялись прямоугольная рама с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. В такое окошечко можно было выглянуть - но и только. Их так и называли - "просветцами"... В зажиточных домах окна делались большие и малые; первые назывались красными, последние были по фигуре своей продолговатые и узкие.

Как и полуземлянки южных славян, древние избы северных славянских племен оставались в употреблении много столетий. Уже в ту давнюю пору народный талант выработал тип жилища, очень удачно отвечавшего местным условиям, да и жизнь практически до последнего времени не давала повода людям отойти от привычных, удобных и освященных традицией образцов.

 

Хата-Мазанка

Всё реже и реже сейчас можно увидеть настоящую украинскую мазанку. Да это и понятно, время-то идёт. Только по небольшим сёлам и хуторам можно ещё найти эти самобытные, покосившиеся от времени, врастающие в землю, чернеющие старыми соломенными стрихами хаты. Грустно доживают они свой век, осыпаясь под солнцем, поскрипывая ставнями на ветру, будто бы вздыхая о прошлом, ушедшем…

А ведь не так давно, чистенькие и нарядные, они кипели жизнью!

Строительство.
Материал для строительства дома, внешний вид и способ устройства самой хаты напрямую зависел от местности и её особенностей. В северных губерниях, богатых лесом, чаще строили срубные, бревенчатые хаты, в южных, степных районах, широко использовали в строительстве глину, солому и камыш.
Большую роль в выборе материала играл также достаток семьи. Самая простая хата – на деревянном каркасе. В землю вкапывались вертикальные столбы с продольными пазами, в которые горизонтально вкладывали всевозможные пиломатериалы: доски, бруски, половины брёвен, жерди, ветки и т.п. Между ними прокладывали солому, смешанную с глиной и, часто, с конским навозом.

Для предохранения нижних частей дома от сырости, по низу, на расстоянии 35-40 см от стены, весь дом оплетали плетнём, высотой, обычно, не выше колена. Образующееся пустое пространство заполняли сухой песчаной землёй. Получившуюся ступеньку – призбу - обмазывали жёлтой глиной.
Весь дом, снаружи и внутри, по сделанным топором зарубкам, обмазывали сначала толстым слоем жёлтой глины, смешанной с навозом, половой и мелкой соломой. Когда первая смазка высыхала, смазывали второй раз, тщательно выглаживая пальцами. После полного высыхания второго слоя стены выбеливали белой глиной или мелом, придававшем хате опрятный и нарядный вид.

Четырёхскатную крышу – стрiху – укладывали из камыша или соломы, сжатой серпами и связанной аккуратными снопами ("вшивають снопками").
Снопки делали двух видов: более длинные «китицы» и короткие – «кулыки». Китицы укладывали по краю и углам крыши для защиты от течи; уступы, образующиеся в этом случае от наложения китиц одна на другую, называли щитами. Короткими плотными снопками – куликами - покрывали крышу по всем склонам. Часто на верхней черте соединения склонов насаживали такие же кулики, разделяя их пополам ниже связи снопка, отчего на самом верху крыши получался гребень.
Иногда крыши покрывали просто вымолоченной соломой, используя при этом так называемые перекладины или вязки – длинные брёвна, положенные в разных направлениях по крыше, для предохранения её от растаскивания ветром.
Солому использовали только ржаную, благодаря её прочности и устойчивости к гниению.«Овсяная или яровая солома, мелко изрубленная в сечку, идет на корм скоту; гречишная солома годится только на поташ, а матушка рожь дает, во-первых, столько соломы, как уже никакое другое хлебное растение, а во-вторых, такую, что ее можно бы назвать нетленною, если бы что-нибудь было вечно под луною. Ржаная солома служит кровлей не один год, а до тех пор, пока не растаскают ее ветры... Такая крыша служит хозяину своему целые десятки лет (лет сорок)» С.Макисмов
На зиму стены обычно обставляли соломенными снопами - простой и эффективной защитой от холода.

Пол - долiвка - был чаще всего земляным, сверху густо обмазанным глиной. Уже позже сверху на землю стали укладывать дощатый настил.
Окна хаты украшали ставнями, окрашенными в красный или зелёный цвет.

Если достаток позволял, то хату строили срубную, закладную, из брёвен-кругляков. У такой постройки тоже не было фундамента. Брёвна клали на большие камни, вкопанные в землю, столбы или прямо на землю, присыпая их землёй, образующей небольшую завалинку – призьбу. Снаружи стены часто обмазывали саманом, затем обязательно белили, а призьбу подводили жёлтой или красной глиной.

Побелку и подновление стен проводили, обычно, три раза в год: к Троице, к Покрову и перед наступлением зимних морозов.Потолочное перекрытие делали следующим образом. Посередине, поперёк дома укладывали большую балку – сволок. Сволок и края стен служили опорой для горизонтальных брёвен и потолка.
Интерьер.
Обычно хата состояла из трёх основных частей. При входе – сени с небольшой кладовой – коморой. В сенях же обычно располагался и вход на гору (чердак). По правую сторону сеней – светлица с небольшой печкой – грубой. Слева от сеней, за дверью с высоким порогом, располагалась жилая часть дома.
Печь, обращенная устьем к продольной стене с окнами, обычно занимала до четверти всей жилой части дома. Печь делали с выступами для хранения посуды (припiчка).
В пространстве между печью и стеной (запiчка), устраивались нары (пiл, примiст), используемые днем для домашних работ, а ночью служившие спальным местом.

По диагонали от печи находился парадный угол (покуть, червоний кут), на стенах которого вешали иконы, украшенные ткаными либо вышитыми полотенцами (рушниками). Тут же ставили длинный дощатый стол, возле него - переносную маленькую скамеечку (ослiн), а слева - сундук (скриня), имевший в различных районах свои особенности конструкции и отделки. В скрине обычно хранилось приданое, приготовленное девушкой к замужеству, наиболее ценные вещи, постель, рушники, одежду.
Напротив печи, выше окна устраивали длинную полку (полиця), на которой ставили кухонную посуду. На стене возле печки помещали намысник – шкаф без дверок, в котором хранили ложки, тарелки, миски и прочую столовую утварь.
Вдоль фасадной (чiльна, входова, передня) и боковой стен прибивали скамейки (лава), которые по праздникам застилали домоткаными ряднами, а у богатых - коврами (килим).У порога под лавкой обычно ставился помойник - небольшая кадка для слива грязной воды во время приготовления пищи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 424 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

994 - | 936 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.