ДОМ ТВОЕГО СЕРДЦА
Он хочет не просто дать тебе возможность расслабиться на уик-энд. Не просто побыть твоим воскресным бунгало, летней дачей. Он хочет стать местом твоей прописки. Твоей постоянной резиденцией. Твоим домом. Навсегда. Он хочет, чтобы ты все время жил в Великом Доме Божьем.
Взяв за образец молитву «Отче наш», Макс Лукадо предлагает тебе совершить экскурсию по дому, сотворенному для тебя Господом. Твое сердце оттает у камина в гостиной. Твой дух получит свежую пищу на кухне. В семейной столовой тебя ждет незабываемое время общения. А как только ты зайдешь в прихожую, сразу же переживешь чудесный дар прощения.
Этот дом идеален. Его проектировали с мыслью о тебе. Это единственное жилье, где твое сердце может обрести покой. Более совершенных строений, более прочных фундаментов просто не существует.
Его КРЫША НИКОГДА НЕ ПРОТЕЧЕТ.
Его СТЕНЫ НИКОГДА НЕ ТРЕСНУТ.
Его ОСНОВАНИЕ НИКОГДА НЕ ПОКОЛЕБЛЕТС Я.
Здесь ты будешь дома. Здесь все сделано с любовью к тебе. Поэтому стоит зайти. Отец уже ждет тебя.
Макс Лукадо — известный писатель, а также проповедник церкви Oak Hill в городе Сан-Антонио, штат Техас. Когда выпадает свободное время, он сам не прочь полистать хорошую книгу, пообедать с женой и выбить 90 очков на поле для гольфа. Впрочем, обычно дело ограничивается первыми двумя пунктами.
С удовольствием посвящаю эту книгу моему секретарю Карен Хилл. Спасибо тебе за тысячи часов бескорыстного служения.
Оглавление
1 Великий Дом Божий
Дом твоего сердца
2 Гостиная
Когда сердцу нужен Отец
3 Фундамент
Там, где рождается доверие
4 Обсерватория
Небесная привязанность
5 Часовня
Когда человек полагает печать на уста
6 Престол
Прикоснуться к сердцу Царя
7 Кабинет
Как Бог открывает Свою волю
8 Очаг
Потому что кто-то молится
9 Кухня
Изобильный стол Божий
10 Крыша
Под покровом благодати
11 Прихожая
Даром получили, даром давайте
12 Столовая
Учимся жить вместе
13 Стены
Сатана как служитель Божий
14 Часовня
Положиться на Божью силу
15 Дом твоего сердца
Послесловие
Примечания
Повторение прочитанного
ВЫРАЖЕНИЕ
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
Мне хотелось бы поблагодарить моих друзей за то, что они помогали, терпели, приводили меня в чувство, отпускали мне грехи, пока я писал эту книгу.
Лиз Хинни — еще одна книга, еще один год работы, и по-прежнему никаких разочарований.
Работникам и прихожанам церкви Oak Hills — наконец- то я вышел из спячки! Спасибо, что прикрыли!
Стив и Черил Грин — даже не знаю, что я сделал, чтобы заслужить таких друзей, как вы.
Всем моим партнерам в издательстве Thomas Nelson — сердечное вам спасибо за отличную работу.
Всем моим друзьям-служителям, которые использовали мою писанину для проповеди — да пребудет с вами сила! Вы заслужили отдых.
Лоре Кендал — низкий поклон твоему острому перу. Спасибо за помощь!
Стиву Холлидею — за написание статей для обсуждения прочитанного.
И моим читателям — с некоторыми из вас я встречусь в первый раз, с некоторыми уже в двенадцатый. Вы были так милы, что снова пригласили меня к себе в дом. Постараюсь не злоупотребить вашим гостеприимством.
Ну и, наконец, моей жене Деналин. Ты ведь не будешь спорить, если я признаюсь, что люблю тебя хотя бы немного? Немного больше с каждой минутой. Немного больше каждый день. (С сорокалетием, дорогая!)
Глава 1
Великий Дом Божий
Дом твоего сердца |
Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его (Пс.26:4).
Давай поговорим о твоем доме. Войдем в дверь и немного прогуляемся. Иногда полезно устроить своего рода «домашнюю инспекцию». Проверить, не течет ли крыша. Ровно ли стоят стены. Нет ли трещин в фундаменте. Заодно проверим, все ли на месте в вашем серванте и пробежимся взглядом по корешкам книг в стеллажах.
Ну а почему бы и нет? Тебе кажется странной моя идея посмотреть твой дом? Ты думал, что эта книга исключительно о духовных материях? Так и есть. Уж извини, но давай сразу объяснимся. Я говорю не о физическом доме из бревен и кирпичей. Но о невидимом. Из мыслей и верований. Из убеждений и надежд. Речь о твоем духовном доме.
У тебя ведь есть и такой. Это не совсем обычное жилище. Припомни свои самые смелые мечты о том, каким может быть дом, и этот превзойдет их все. Твоему сердцу предназначен величественный замок. Дом из строительных материалов создан для твоего тела. Духовный дом — для твоей души.
Более прочного сооружения вам видеть не приходилось:
Его крыша никогда не протечет.
Его стены никогда не треснут.
Его основание никогда не поколеблется.
Ты никогда не видел более величественной постройки.
Размеры террасы дадут вам представление о пространстве.
Домовая часовня напомнит о смирении.
Библиотека даст направление жизни.
Кухня — пищу душе.
Когда-нибудь доводилось жить в таком доме? Велики шансы, что нет. Что ты не так уж много внимания уделял своей душе. Мы так стараемся изобретать все новые проекты, реализуемые из песка и бетона, а душе между тем приходится ютиться в жалкой хибарке, продуваемой ветром и разъедаемой дождем. И разве это удивительно, что в мире так много холодных сердец?
Но так ведь не должно быть. Мы не должны жить на улице. Это не Божий план. Он не хочет, чтобы наше сердце скиталось как бедуин. Бог хочет, чтобы ты переехал с холодной обочины и жил... вместе с Ним. Под Его крышей полно места. Его стол сервирован. В гостиной тебя ждет мягкое кресло. А Хозяин ждет, чтобы ты сделал Его дом местом своего пристанища. Зачем Ему это?
Просто потому, что Он твой Отец.
Это твоя судьба — жить в отчем доме. Любое другое место не удовлетворит тебя. В любом другом месте тебя ждет опасность. Только дом, спроектированный специально для твоего сердца, может защитить его. И потому Отец хочет, чтобы ты пребывал в Нем.
Не думай, что ты неверно меня понял или что я перепутал слова. Отец не просит тебя быть с Ним. Он хочет, чтобы ты жил в Нем. Как писал апостол Павел, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28).
Только не воображай, будто ты отделен от Бога. Будто Он на одном конце длиннющей лестницы, а ты — на другом. Забудь все идеи о том, что Бог обитает где-то на Венере, в то время как ты на Земле. Бог есть Дух (Ин.4:23), а значит Он всегда рядом. Он Сам — наша крыша. Он Сам — наши стены. Он Сам — наш фундамент.
Это понимал Моисей. «Господи, — молился он, — Ты нам прибежище в род и род» (Пс.89:2). Потрясающая мысль: Бог — убежище. Место, где ты можешь скинуть туфли. Щелкать семечки. И не беспокоиться, что подумают люди, если увидят тебя в банном халате.
Ты ведь знаешь свой дом. Тебе не требуются инструкции, чтобы найти ванную. Тебе не нужна схема, чтобы оказаться на кухне. После каждого трудного дня естественное решение — вернуться домой, в место, которое тебе знакомо. Бог тоже может стать твоим знакомым. Тогда у тебя не возникнет вопросов, куда отправиться за едой. Где искать защиты. К кому обратиться за разъяснением. Так же как твой земной дом является местом убежища, так и небесный — местом обретения мира. Еще никто не смог ограбить дом Господа. Еще никто не смог сокрушить его.
Бог может стать местом твоего обитания.
Он Сам хочет этого. Не просто дать тебе возможность расслабиться на уик-энд. Не просто побыть немного твоим воскресным бунгало, летней дачей. Не стоит относиться к Богу, как к возможности отпуска или заслуженной пенсии.
Он хочет, чтобы ты был под Его крышей сейчас и навсегда. Он хочет быть твоим почтовым адресом, местом прописки. Он хочет быть твоим домом. Вот обещание, данное Его Сыном: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23).
Для многих это новая мысль. Ты привык думать о Боге как о предмете теологического спора, а не месте обитания. Или мы думаем о Нем как о сверхъестественном производителе чудес. Или как о Творце Вселенной. Но не как о доме нашего сердца. Наш Отец, впрочем, жаждет для нас большего. Он хочет быть Тем, Кем мы «живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28).
Когда Иегова вел сынов Израиля через пустыню, Он не просто однажды явил Себя им, а потом оставил. Огненный столп был с ними каждую ночь. Облако славы было с народом каждый день. Наш Бог не бросает Своих избранных. Он обещал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Наша вера качественно меняется, когда мы осознаем вечное присутствие Отца. Иегова светит в ночи и покрывает нас облаком днем. И никогда не оставляет.
Небеса не знают отличий между утром воскресенья и вечером среды. Бог хочет говорить к нам так же ясно в нашем офисе, как и на церковном служении. Он ищет поклонения, когда мы сидим за обеденным столом, а не только когда принимаем причастие. Ты можешь прожить многие дни и ни разу не вспомнить о Нем. Но не проходит ни одного дня, чтобы Он не думал о тебе.
Узнав об этом, мы сможем понять и отчаянное стремление апостола Павла: «Пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5). Тогда мы можем предположить, почему он увещевает нас «постоянно молиться» (1 Фес. 5:17), быть «в молитве постоянными» (Рим.12:12), «молиться во всякое время духом» (Еф.6:18), «непрестанно приносить Богу жертву хвалы» (Евр.13:15) и снова «быть постоянным в молитве» (Кол.2:4).
Давид, муж по сердцу Божьему, говорит: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу» (Пс.27:4, 5).
Что это за «дом Господень», который ищет Давид? Говорит ли он о какой-то материальной конструкции? Жаждет ли он обрести здание из четырех стен и дверей, через которые он сможет войти к Богу и там остаться? Нет. «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет» (Деян.17:24). Когда Давид говорит, что «пребудет в доме Господнем многие дни» (Пс.22:6), он не имеет в виду, что просто хочет сбежать от людей. Он говорит, что жаждет находиться в Божьем присутствии, где бы он ни оказался.
Давид мечтал жить в Божьем доме.
Я знаю, о чем ты сейчас подумал: «Да, Макс, но это же Давид. Он был поэт, и царь, и победитель великанов. У него не было кредита за машину, детских пеленок и начальника, который требует соблюдения сроков сдачи проекта, словно огнедышащий дракон. Мне бы тоже хотелось пожить в Божьем доме, но пока что я застрял в реальной жизни».
Уж извини, но я опять попрошу внимания. Ты не застрял в реальной жизни. Наоборот. До входа в дом Божий остался всего-то один шаг. Не важно, где ты. Не важно, который час. Работа в офисе в четверг или футбол в субботу. Чтобы оказаться в присутствии Отца, тебе необходимо лишь решение. Ты нуждаешься в том, чтобы никогда не оставлять Его дом.
Не требуется менять место жительства или соседей. Нужно поменять восприятие жизни.
Когда твоя машина застряла в пробке, ты можешь сразу же войти в часовню. Когда порыв искушения сделал неровным твой шаг, держись за фундамент Его силы. Когда коллеги недооценили тебя, сядь и поговори с Отцом на крыльце дома. Он знает, как утешить. Вспомни, что это не дом из камня и песка. Ты не найдешь его на карте. Его нет в риэлторских списках.
Но он есть в Библии. Ты уже видел проект. Запомнил названия комнат и заучил поэтажный план. Тебе приглянулся дизайн. Но, скорее всего, ты так и не понял, что это дом. Ты думал, это места Писания и ими нужно молиться.
Ну так оно и есть. Вот, например, «Отче наш». Вряд ли найдется хоть один человек, который бы не читал или не цитировал эти слова:
Отче наш, Сущий на Небесах! да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
Матфея 6:9-13
Дети запоминают эту молитву наизусть. Прихожане произносят на служении. Студенты изучают, но... Я хочу бросить тебе вызов: давай попробуем сделать нечто иное.
Я хочу, чтобы мы начали жить в ней. Приняли бы ее в качестве плана нашего духовного дома. В этих словах Христос дал нам больше, чем просто образец молитвы. Он дал нам образец жизни. Эти слова не просто учат нас, что и как сказать Богу. Они учат нас, как жить с Ним. Эти слова описывают просторный дом, который и предназначен для жизни Божьих детей. Вместе с Ним Самим. Навечно.
Ну что, согласен совершить прогулку по дому? Я тоже. К тому же я знаю, откуда лучше начать. В гостиной висит мантия, а над ней картина. Хозяин очень дорожит ею. И всех пришедших на экскурсию он сначала подводит к ней. Чтобы открыть важные истины о нашем Отце.
Глава 2
Гостиная
Когда сердцу нужен Отец
Отче наш...
«Отче наш, Сущий на Небесах...» Этими словами Иисус приглашает нас пройти в Божий дом. Стоит ли нам последовать за Ним? Там столь многое можно понять. Каждая комната хранит откровение Его сердца. Каждая остановка добавляет мягкость душе. И самая важная комната та, в которую мы попадаем прежде других. Давай вместе с Иисусом пройдем в гостиную Божьего дома.
Усаживайся в кресло, приготовленное специально для тебя, и грей руки у камина, огонь которого никогда не гаснет. Обрати внимание на фотографии в рамках. Среди них есть и твоя. Можешь полистать альбом с вырезками из газет. Там обязательно найдется что-нибудь про тебя. Но прежде всего, пожалуйста, подойди к мантии и внимательно изучи картину, висящую над ней.
Нашему Отцу очень дорог этот портрет. Именно поэтому Он и повесил его на самом видном месте.
Даже если ты придешь сюда тысячу раз, каждый взгляд на этот холст будет новым и свежим, как первый. Миллионы людей будут смотреть на него — и каждый найдет свое отражение. И каждый окажется прав.
На картине изображена трогательная сцена встречи отца и сына. Позади них виден большой дом на холме. От него ведет узкая тропинка. С крыльца выбегает отец. По тропинке плетется юноша. Встреча двоих. У входа в дом.
Лица сына не видно. Он уткнулся головой в грудь отца. Но мы можем разглядеть его разорванные одеяния, засаленные волосы. Глину, прилипшую к ногам. Какой-то мусор на спине и плечах. Пустую котомку, брошенную на землю. Когда-то она была полна денег, а парень раздувался от гордости. Но с тех пор он уже побывал не в одном десятке кабаков. И теперь — ни достоинства, ни денег. Бродяга не принес с собой никакого подарка. Не представил доводов в свою защиту. Его приношения — запах хлева и постоянная мольба: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк.15:21).
Он чувствует себя недостойным своего родства. «Разжалуйте меня. Накажите. Снимите мое имя с почтового ящика, инициалы — с фамильного герба. Я не достоин своего места за столом отца». Парень готов быть рабом. Вот только одна проблема. Даже если сын готов отказаться от сыновства, отец не желает перестать быть отцом.
Лица сына не видно, но глаза отца мы никак не можем упустить из виду. Слезы бегут по щекам. Улыбка проглядывает сквозь седую бороду. Одна рука держит юношу так, чтобы тот невзначай не упал. Другая прижимает к себе — чтобы заглушить все сомнения в сердце сына.
«Давайте, поторапливайтесь! — кричит глава семейства. — Несите лучшие одежды. Оденьте его. Да не забудьте перстень ему на руку. Обувь на ноги. И найдите самого тучного теленка и заколите его. Устроим пир и будем праздновать!» «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24).
Должно быть, эти слова оглушили юношу. «Сын был мертв...» Он-то думал, что навсегда потерял свое место в этом доме. Разве он не предал отца? Разве он не растратил наследство? Парень давно считал, что лишен своего права сыновства. Но отец не сдается так просто. Для него сын — по-прежнему сын. Ребенка не было дома. Но он всегда был в родительском сердце. Он отсутствовал за семейным столом. Но все еще был в семье. Не упусти главную мысль: ты, может быть, уже не хочешь быть Божьим сыном (или дочерью), но Бог не согласен перестать быть твоим Отцом.
Наш Авва
Из всех Своих имен Бог больше всего любит имя «Отец». Мы знаем это потому, что Он чаще всего использует его. Будучи на земле, Иисус называл Бога Отцом свыше двухсот раз. В Своих первых же записанных словах Иисус говорит: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2:49).
В своей последней победной молитве Он провозглашает: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк.23:46). Только в одном Евангелии от Иоанна Иисус повторяет имя Отец 156 раз. Богу нравится, когда Его зовут Отцом. Да разве и Сам Иисус не учил нас начинать молиться этими словами: «Отче наш...»
Нам трудно понять, какой революцией это было для иудейского разума — называть Иегову Авва. Сегодня это обычная практика. А во времена Иисуса — неслыханная дерзость. Исследователь Нового Завета Иоаким Джеремайя описывает, насколько редко использовался тогда этот термин:
С помощью моих учеников я исследовал литературу о молитве древних иудеев. В результате выяснилось, что нигде в этих бесчисленных текстах слово «авва» не используется в значении Бог Отец. «Авва» было словом общеупотребительным. Словом семейным и словом домашним. Ни один иудей никогда бы не осмелился обращаться в такой стилистике к Богу. Но Иисус делал это во всех Своих молитвах, дошедших до нас. За одним лишь исключением. На кресте Он кричал: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» В молитве «Отче наш» Иисус дает Своим ученикам право вслед за Собой использовать это слово — «Авва». Он будто предлагает им часть в Своем сыновстве. Дает право говорить с Богом таким семейным доверительным тоном1.
Божья миссия — усыновление
Когда мы приходим ко Христу, Бог не просто прощает нас, Он также нас усыновляет. Через целую серию драматических переживаний мы превращаемся из безнадежных сирот в бесстрашных сынов и дочерей. И вот как это происходит. Ты появляешься перед судным троном Бога полный бунта и греха. Он справедлив и не может закрыть глаза на твой грех. Но Он полон любви и не может отвергнуть тебя. Поэтому, к всеобщему изумлению небес, Он наказывает за твои грехи Самого Себя на кресте. Справедливость и любовь удовлетворены в равной степени. А ты, творение Божье, прощен. Но на Божьем прощении история не заканчивается.
Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим.8:15, 16).
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал.4:4, 5).
Было бы достаточно, если бы Бог просто очистил твое имя. Но Он делает нечто большее. Он дает тебе Свое имя. Было бы достаточно, если бы Бог просто освободил тебя. Но Он делает нечто большее. Он берет тебя домой. В Великий Дом Божий.
Родители, усыновлявшие детей, поймут меня, как никто другой. Я совсем не хочу обидеть тех, кто является отцом или матерью своим детям по природе. Я и сам такой. Мы, биологические родители, знаем, что такое сильное неумолимое желание иметь ребенка. Бывает, что детские кроватки в нашем доме наполняются быстро и просто. Решили завести ребенка — и вот он уже готов. Иногда дети даже появляются без позволения на то родителей. Все мы слышали о незапланированной беременности, но я, например, никогда не слышал о незапланированном усыновлении.
Вот почему приемные родители лучше понимают Божье желание усыновить нас. Они знают, каково это — все время чувствовать пустое место внутри. Они знают, что это значит — поставить себе цель и взять ответственность за ребенка с искореженным прошлым и сомнительным будущим. Если кто и понимает Божью страсть к Своим детям, так это тот, кто сам спас сироту из тьмы отчаяния. Ведь именно это Бог сделал с нами.
Усыновил нас. Искал нас, нашел, подписал все документы и забрал домой.
Как церковному служителю мне не раз доводилось быть свидетелем чувств и эмоций, проявляемых при усыновлении. Однажды женщина из другого штата, услышав мою проповедь, позвонила и спросила, нет ли у меня в поле зрения желающих взять ребенка. Ее беременная дочь разыскивала родителей для своего еще не родившегося малыша. Я свел ту даму с семьей из нашей церкви и занял место наблюдателя в первом ряду.
Я увидел радость возможностей и отчаяние непреодолимых препятствий. Я наблюдал за решимостью в глазах отца и посвящением в сердце матери. Они были готовы поехать как угодно далеко и, если нужно, потратить все до последнего цента. Они хотели усыновить этого ребенка, и они сделали это. Спустя какие-то время после рождения младенец уже оказался у них в объятиях. И улыбка (это не преувеличение) целый месяц после усыновления не сходила с их лиц. Я встречал их в церковном фойе — они улыбались. Я видел их на парковке — они улыбались. Со своей кафедры во время служения я замечал их сидящими в зале: они качали малыша и улыбались. Думаю, что если бы я даже проповедовал о муках ада, они все равно улыбались бы в ответ на каждую сказанную мной фразу. Потому что дитя, о котором они мечтали, поселилось в их доме.
А позволь просить тебя: почему эти люди решили кого- то усыновить? Они были счастливы в браке, финансово независимы и успешны в карьере. Какой выгоды они ждали от такого поступка? Усыновили ребенка, и теперь, может, будет больше денег и покоя? Ты и сам знаешь, что нет. И того и другого стало меньше с той самой минуты, как малыш появился в доме. Тогда почему? Почему люди усыновляют детей? Если ты задумался, тогда давай я объясню, почему это делает Бог.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей (Еф.1:3-5; курсив автора).
Ты-то думал, что Бог обратил внимание на твой милый взгляд. Что Он нуждался в твоих деньгах и мудрости. Нет уж, извини. Он усыновил просто потому, что так захотел. Все дело в Его доброй воле. Он прекрасно понимал, что ты доставишь множество хлопот и обойдешься Ему весьма дорого. Но Он написал Свое имя рядом с твоим, изменил твою фамилию на Свою и привел домой. Твой Авва усыновил тебя и стал тебе Отцом.
Можно я сделаю небольшой перерыв? Большинство читателей все еще со мной... но кто-то качает головой. Я вижу твой косой взгляд. Ты не веришь мне? Ожидаешь последнего аргумента? Думаешь, что здесь должен быть какой-то особенный трюк. Знаешь, что бесплатный сыр только в мышеловке, а потому ждешь счет, чтобы расплатиться.
Я чувствую твой конфуз. Даже здесь, в гостиной Отца, ты не можешь свободно вздохнуть. Другие уже надели тапочки, а ты — броню защиты. Другие полностью расслабились, а ты окаменел. Стараешься вести себя как можно лучше. Только бы не сморозить какую-нибудь глупость, а то Бог заметит, и тогда все пропало.
Я понимаю твое беспокойство. Наш опыт общения с людьми учит нас, что обещания и реальность не так уж часто совпадают. А для некоторых идея доверия Небесному Отцу сомнительна еще и потому, что отец земной их разочаровал.
Если это твой случай, тогда послушай: не путай Небесного Отца с отцами, которых ты видел на земле. Бог не страдает от мигрени и приступов гнева. С Ним не бывает так, что сегодня Он обнимает дитя, а завтра бьет. Человек, звавшийся твоим родителем, может, и был таким, но любящий Бог вести Себя подобным образом не может.
Можно, я попробую это доказать?
Божий метод — искупление
Давай вернемся к местам Писания, где говорится об усыновлении. Прочитаем второй раз и посмотрим, можно ли там найти общие по смыслу глаголы, предшествующие слову «усыновление» в обоих случаях.
Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче!» Сей гамый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим.8:15, 16).
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал.4:4, 5).
Нашел? Не так уж и трудно. Перед словом «усыновление» идут слова «принять» и «получить».
Мог ли Павел сказать как-то по-другому? Мог бы он сказать: «Ты заслужил духа усыновления»? Или: «Дабы нам заработать усыновление?» Может быть, и мог. Только мы бы тогда совсем ничего не поняли. Потому что мы знаем, что усыновление нельзя заработать, а только принять (получить) даром. Чтобы попасть в семью, ребенок не должен совершать подвиги. А просто принять чей-то дар.
Активность проявляют родители. Агентства по усыновлению не натаскивают детей на то, чтобы нанять себе родителей. Они ищут взрослых, желающих принять ребенка. Родители звонят в агентство, заполняют бумаги, проходят нелегкие собеседования, платят пошлины, ждут очереди. Можешь себе представить, чтобы желающие взять ребенка заявили: «Мы хотим усыновить Джонни, но сначала надо бы прояснить несколько пунктов. Есть ли у него свой дом? Может ли он платить нам за уход? Может ли он сам ездить каждое утро в школу и способен ли обеспечить себя одеждой?»
С такими и говорить бы никто не стал. Им бы все быстро объяснили: «Вы усыновляете Джонни не потому, что у него что-то есть, а потому что он во всем этом нуждается. Это ему нужен дом!»
То же самое справедливо и относительно нашего общения с Богом. Он усыновляет не потому, что у нас что-то есть. Он дает нам Свое имя не из-за нашего остроумия, туго набитого кошелька или хороших манер. Поэтому и Павел подчеркивает свою мысль дважды. Он словно переживает, поймем ли мы, что усыновление не зарабатывают, а получают.
Знать это просто необходимо. Почему? Поразмысли сам. Если мы не можем заработать сыновство своими звездными выступлениями, можем ли мы его потерять из-за своих жалких показателей?
В возрасте семи лет я убежал из дома. Меня достали отцовские правила, и я решил, что справлюсь в этой жизни и сам. Сложил какие-то пожитки в бумажный пакет, вышел через задний двор и зашагал по улице. Подобно блудному сыну; я решил, что отец мне не нужен. Но в отличие от блудного сына далеко я не ушел. Только до конца квартала. Там вдруг почувствовал, что проголодался, и вернулся домой.
Но даже если бунт был таким коротким, это все равно был бунт. И если бы ты остановил меня на том коротком отрезке пути между забором нашего дома и соседской лужайкой и спросил, кто мой отец, я бы, вероятно, ответил то, что тогда чувствовал: «Мне не нужен отец. Я уже достаточно взрослый, чтобы придерживаться этих глупых семейных правил. Здесь просто я сам и мой бумажный пакет с вещами». Я не помню, сказал ли я тогда кому-нибудь что-то подобное, но помню, что именно так думал. И так же прекрасно помню, как тихонько прокрался через черный ход в дом и уселся за стол. Прямо перед отцом, от которого мгновение назад горячо отрекся.
Был ли он в курсе моего мятежа? Думаю, что да. Знал ли он о моем отречении? Обычно отцы чувствуют это. Был ли я по-прежнему его сыном? Судя по всему, да. (На моем месте за обеденным столом никто другой не сидел.) Если бы кто-то тогда подошел к папе и спросил: «Мистер Лукадо, ваш сын заявил, что не нуждается в отце. Считаете ли вы его по-прежнему своим сыном?», что бы он ответил?
Мне даже не нужно гадать. Он называл себя моим отцом, даже когда я не хотел быть его сыном. Его посвящение мне было несравнимо больше, чем мое ему.
Я не слышал, подобно Петру, петушиного крика. Не почувствовал, подобно Ионе, отрыжки кита. Мне никто не принес новых одежд, перстня и сандалий, как блудному сыну. Но мой отец дал мне понять то же, что те трое узнали от своего Отца на небе. Наш Бог Отец не подвержен капризам и переменам настроения. Он не из тех, кто «разлюбил и бросил». Даже если я не справился с заданием, я могу рассчитывать на Него. И ты тоже можешь.
Позволь обратить твое внимание еще на один сюжет картины. Посмотри на самый низ холста. Видишь буквы, выгравированные золотом? Их написал апостол Павел. Но вдохновил его твой Отец.
Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8:38, 39).
Отец никогда не отвернется от тебя. Двери Его комнаты не закрываются. Просто научись находить покой в гостиной Божьего дома. Если ты ранен словами окружающих или угнетен собственной неудачей, заходи в дом. Посмотри на холст и вспомни Божий характер. Мы делаем все правильно, если называем Его Святым. Мы провозглашаем истину, если именуем Бога Царем. Но если ты хочешь по-настоящему коснуться Его сердца, используй имя, которое Он любит больше всего. Назови Его Отцом.
Глава 3
Фундамент
Там, где рождается доверие
Отче наш, Сущий...
Самое важное слово в молитве «Отче наш» не так уж заметно. Но его ни в коем случае нельзя упустить. Современному читателю слово, может быть, мало понятное. Если не присмотреться как следует, так и норовит ускользнуть.
Но без него Великий Дом Божий не устоит. Убери это слово, и все здание рухнет.
Что же за слово? — спросишь ты. «Отче наш, Сущий на Небесах...» Сущий. Тот, кто существует сейчас.
Бог есть. Бог не был. Бог не будет. Бог всегда в настоящем времени. И Он Сам является основанием дома Своего имени.
Известковый раствор веры
Я пишу эти строки в самолете. Рейс задержали. И даже лайнер совсем не тот, на котором я должен был лететь изначально. Мой полет отменили из-за каких-то технических проблем. Меня и еще дюжину недовольных граждан перевели на другой рейс. Во время регистрации я слышал, как некоторые пассажиры спрашивали у персонала: «А с этим самолетом у вас все в порядке? Никаких трещин не обнаружится на этом Боинге-747?» Казалось, нет конца вопросам, ставившим под сомнение способность лайнера летать. Тем не менее представитель авиакомпании не задал ни одного вопроса, ставящего под сомнение нашу возможность делать то же самое.
Никто не спросил нас: «А вы сами-то летать умеете? Можете хлопать крыльями и набрать высоту?» Это, конечно, был бы очень странный вопрос. Моя способность летать в данном случае не так уж важна. Моя сила имеет нематериальную природу. Я всего лишь рассчитываю, что самолет доставит меня домой.
Объяснить, к чему я клоню? Твои достижения, какими бы достойными они ни были, не так уж важны. Твои оценки, какими бы высокими они ни были, даже не принимаются в расчет. Бог строит Свой дом на Своем собственном основании. Главный вопрос жизни не в том, насколько я силен, но насколько силен Бог. Думай о Его силе, а не о своей. Займи себя размышлениями о природе Божьей, а не о размере своих бицепсов.
Именно этим занимался Моисей. Ну, или по крайней мере, именно этим Бог предложил ему заняться. Помнишь тот разговор в горящем кусте? Тон был задан в первой же фразе. «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Этими словами Моисею было объявлено, что тот зачислен в Божью школу. Все роли распределены в одно мгновенье. Бог свят. Приближаться к Нему даже на волосок было бы верхом самонадеянности. Когда мы читаем дальше, то видим, что Бог не тратит время, чтобы объяснить Моисею, что тот может делать. При этом гораздо больше времени уходит, чтобы рассказать Моисею, на что способен Бог.
Мы с тобой, как правило, имеем другие приоритеты. Мы бы расписали Моисею, какие у него отличные шансы на возвращение в Египет. (Хотя кто уж лучше знает нравы этой страны, чем ее бывший кронпринц.) Затем мы бы растолковали, как идеально Моисей экипирован для путешествия по пустыне. (Хотя вряд ли кто-то понимает пустыню лучше, чем живущий в ней пастух.) Все оставшееся время мы бы потратили на перечисление всех достоинств и достижений Моисея. (Давай, Моисей! Ты справишься! Просто попробуй!)
Но Бог все сделал иначе. Сила Моисея даже не принималась в расчет. Никаких зажигательных речей. Никаких похлопываний по плечу. Ни единого слова не потрачено на то, чтобы выявить достоинства будущего пророка. При этом множество выражений направлено на откровение о Боге. Крепость Моисея не играет роли. Здесь все роли играет Бог.
Поэтому, может быть, стоит уже завершить заполнение анкеты? Просто перечитай последнюю строчку и заполни пропуск. Замени «Моисея» на свое имя.
Сила________________________________не играет роли.
Здесь все роли играет Бог.
Ты не представляешь собой силу, способную поднять в воздух самолет, и не можешь заменить собой известковый раствор в фундаменте дома. А Бог может. Ты, конечно, понимаешь это своим разумом. Но вот понимаешь ли сердцем? А хотел бы? Позволь для начала показать тебе те мощные камни, на которых покоится этот дом, а также подпереть твою уверенность в Боге перечислением некоторых из Его имен.
Понимание Божьих имен — это не такой уж быстрый урок. Ведь только в Ветхом Завете у Бога их более восьмидесяти. Но уж если с чего-то начинать, то позволь познакомить тебя хотя бы с некоторыми основными именами, которые по отношению к Господу использовали герои веры. Каждое из них отражает отдельную грань Божьего характера.
Может, ты все еще не понимаешь, каким образом изучение Божьих имен может тебе помочь лучше понять Его Самого. Тогда слушай. Представь себе, что мы с тобой встретились и разговариваем в 1978 году. Ты подходишь ко мне в колледже, где я учусь, и спрашиваешь: «Ты знаком с Деналин Престон?» «Сейчас вспомню, — вероятно, ответил бы я. — О да, я знаю Деналин. Это девушка, которая все время ездит на велосипеде и даже на занятия приходит в джинсовом комбинезоне». Это все, что я знал о ней тогда.
Но прошел год. И вот мы уже в Майами. Я служу в церкви, а Деналин работает учителем в школе. «Ты знаешь Деналин Престон?» — спросил бы ты. «Конечно, знаю. Мы друзья. Я вижу ее каждое воскресенье».
Еще год спустя. «Ты знаешь Деналин Престон?» «Конечно. Она просто глаз с меня не сводит». (Просто милая шутка.)
Прошло еще двенадцать месяцев. «Ты знаешь Деналин Престон?» И я бы вероятно ответил: «Слушай, как ты думаешь, захочет ли она пойти со мной на свидание?»
Еще через шесть месяцев. «Деналин? Конечно, знаю. Только о ней и думаю все время».
Еще через два месяца. «Знаю ли я Деналин Престон? Да мы с ней женимся в августе!»
И вот август 1981 года. «Знаю ли я Деналин Престон? Нет. Я знаю только Деналин Лукадо. Она моя жена. И хватит уже ко мне приставать. У нас медовый месяц!»
За три года мои отношения с Деналин претерпели изменения. И у каждого изменения было свое имя. Из знакомой она превратилась в друга. Из друга в красотку «глаз не отвести». Затем в любимую, в невесту и, наконец, в жену. Потом новые имена продолжили появляться. Сейчас она мое доверенное лицо, мать моих детей, партнер на всю жизнь, начальник (снова шутка). Чем больше я ее знаю, тем больше у нее имен.
Так же и израильский народ — чем больше узнавал Бога, тем больше имен давал. В самом начале Бог известен как Элохим. «Сотворил Бог [Элохим] небо и землю» (Быт.1:1). Слово Элохим на иврите имеет значение «сильный или творец». Оно используется 31 раз в первой главе Бытия, где как раз и представлена творящая сила Бога1.
По мере того как Бог открывает Себя Своим детям, они познают Его не только как творящую силу. Они встречают Его все больше как любящего Отца, Который помогает в переломные моменты жизни.
Иаков, например, видит Бога как Иегова-Рохи, заботливого пастуха. «Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня» (Быт.48:15), — говорит патриарх своей семье.
Эту фразу Господь уж точно принял как комплимент от Иакова, который не проявлял особого старания в хождении по Божьим путям. Дважды одурачил брата, как минимум раз — слепого отца. Перехитрил обхитрившего его тестя, уведя у него в итоге почти все имущество.
Этот парень уж точно не был кандидатом на звание самой послушной овечки. Но Бог его не оставлял. В голод давал еду. Прощал грехи. И под конец жизни взрастил в его сердце веру. Попроси Иакова одним словом описать Бога, и он ответит: Иегова-Рохи, заботливый пастырь.
У Авраама было свое имя для Бога. Иегова-Ире, Господь Обеспечитель. По иронии судьбы именно Авраам, который уже был весьма неплохо обеспечен, назвал Бога своим обеспечителем. В Уре Халдейском жизнь была небедной. У Авраама уже был большой двухуровневый коттедж и гараж на четыре верблюда. «Но в Ханаане жизнь будет еще лучше», — заявил он однажды своей семье, и они отправились в путь. А когда его спросили: «Где же мы будем жить?», Авраам ответил: «Господь усмотрит». Так и произошло. Потом делили землю. И племянник Лот забрал себе пастбища, а дядюшке Аврааму отдал каменистую пустыню. «Как же мы выживем?» — спросили его. Но он уже знал ответ: «Господь позаботится». Так и случилось. А потом вместе с Саррой он стоял перед пустой колыбелью и недоумевал, когда же он станет отцом многих народов. Однако обнял жену и прошептал: «Господь все обеспечит».
И Господь обеспечил. А Авраам положил своего первенца на свои столетние колени и вновь познал Бога как Иегову- Ире. Впрочем, и Аврааму пришлось недоуменно качать головой, когда Бог потребовал в жертву Исаака.
Они пошли на гору Мориа. «Где же агнец для всесожжения?» — спросил сын (Быт.22:7). И удивительно, как смог он преодолеть ком, застрявший в горле: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (ст. 8). Иегова-Ире. Господь усмотрит.
Авраам связал мальчика. Положил на алтарь. Занес нож. И ангел остановил его руку. Авраам доказал свою веру. Услышал какой-то шорох в кустах. Увидел овна, запутавшегося рогами в ветвях. Принес его в жертву. И дал горе имя — Иегова-Ире, Господь усмотрит.
А потом был Гедеон. Господь пришел к нему и велел повести народ в битву на мадианитян. Именно так Бог говорит жене-домохозяйке противостать мужу-насильнику, студенту одержать верх над наркодилерами, а проповеднику проповедовать истину целому собранию фарисеев. «Т-т-теб-б-бе л-л-лучше найти к-к-кого-нибудь д-д-другого», — мямлим мы. Но Бога напоминает: да, Он помнит, что мы ни на что не способны, зато способен Он. И как доказательство Он посылает Свой дар. Посылает дух мира. Мира, побеждающего шторм. Или, как писал апостол Павел, «превосходящего всякое разумение» (Флп.4:7). Он дал этот мир в сердце Давиду, после того как показал ему Голиафа. Он дал его Савлу, когда тот столкнулся с ожившим Евангелием. Он дал его Иисусу, когда Тому надлежало взойти на крест. Он дал его и Гедеону. А Гедеон дал имя Богу. Построил жертвенник и начертал на нем Иегова-Шалом, Господь Мир мой (Суд.6:24).
По крайней мере несколько глыб в фундаменте все еще помнят инструмент Моисея. На одном из камней он выбил «Иегова-Рафа». Русский перевод ты найдешь в Книге Исход (15:26): «Я Господь, Целитель твой». А вот каким было место действия. Больше миллиона израильтян были освобождены из рабства и пошли за Моисеем через пустыню. Их радость свободы вскоре превратилась в разочарование из-за отсутствия еды и питья. Они шли три дня по земле, не знающей, что такое тень, река, травы и дом. Единственными соседями были лучи палящего солнца и змеи.
И вот, наконец, добрались до озера. Но вода в нем была соленой и опасной для жизни. Уж будь уверен, тем ребятам было не до смеха, хотя сегодня мы и пытаемся шутить над тем, что произошло далее. «[Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево» (Исх.15:25). Моисей просит воды, а Бог дает ему деревяшку.
Давайте здесь остановимся и подсчитаем ущерб. Три дня под солнцем в пустыне. Показалось озеро. Надежда оживает. Попробовали воду на вкус. От надежд не осталось и следа. Моисей едва шевелящимися иссушенными зноем губами произносит напыщенную речь, моля об облегчении участи... И Бог показывает ему дерево?
Моисей в ответ бросает полено в воду. Может быть, он сделал это и от злости: «Вот Тебе и Твоему бревну!» А может, он и вдохновился: «Ну теперь все в Твоих руках, Господь». Но как бы то ни было, вода очистилась, израильтяне утолили жажду, а Бог был прославлен. И на этот раз Он Сам открыл Свое имя: «Я Господь, Целитель твой» (Исх.15:26).
Слово, несущее смысловую нагрузку, в этом предложении — «Я». Бог исцеляет. Он может использовать медицину, а может дерево. Но Он выводит яд из этого мира. Он есть Иегова-Рафа.
А еще Он — Иегова-Нисси, Господь Знамя мое. В пылу битвы солдаты опасались, что окажутся отделены от основных сил своей армии. Именно поэтому на поле брани присутствовало знамя. Если воин оставался один, поднятый флаг был для него ориентиром спасения. Когда амаликитяне (плохие парни) атаковали израильтян (хороших парней), Моисей пошел на гору и начал молиться. Пока его руки были подняты к небу, израильтяне побеждали. Как только он опускал их, амаликитяне брали верх. Моисей был не дурак. Он продолжал держать руки поднятыми. Израиль победил. Амалик разбит. А пророк построил жертвенник для Бога и высек на нем новое имя — «Иегова-Нисси, Господь Знамя мое» (Исх.17:8-16).
Вот лишь несколько имен Бога, раскрывающих Его характер. Запомни их, ибо неровен час, все они могут пригодиться и тебе. Ну а теперь я все объясню.
Когда ты не знаешь, что делать со своей жизнью; когда будущее совершенно неясно, молись Иегова-Рохи, твоему любящему пастырю. Когда ты обеспокоен отсутствием материального достатка, поговори с Иегова-Ире, Господом, Который усмотрит и обеспечит. Жизненный вызов слишком велик? Обратись к Иегова-Шалом. Он даст тебе мир. Болезнь поселилась в теле? Нервы совсем сдают? Иегова-Рафа, Господь Целитель твой, ждет с тобой встречи. Чувствуешь себя как солдат, оставшийся в тылу врага за линией фронта? Возьми реванш вместе с Иегова-Huccu. Он — твое Знамя.
Размышление над именами Бога дает тебе понимание Его характера. Запомни эти имена и сокрой их в своем сердце.
Господь —
Пастырь, направляющий меня на путь истины,
Мой обеспечитель,
Голос, приносящий мир в бушующий шторм,
Лекарь, исцеляющий больных,
Знамя, дающее силы воину.
Однако прежде всего Он — Сущий.
Глава 4
Обсерватория
Небесная привязанность
Отче наш, Сущий на Небесах...
Несколько дней тому назад я бегал трусцой по нашему кварталу. В принципе, я знаю за собой неспособность запоминать разные важные даты, но даже я не смог забыть о значимости того утра. Это был первый день нового учебного года. Напоминаний было более чем достаточно. Интервью в теленовостях, толпы родителей в магазинах, желтые автобусы, проснувшиеся после летней спячки и то и дело снующие по улицам. Да и наша семья весь вечер накануне провела за упаковкой ранцев и готовкой бутербродов на школьный ланч.
Одним словом, ничего удивительного не было в том, что я увидел милую девочку, выходящую из дома в обновках и с рюкзаком за плечами. Вряд ли она была старше лет пятишести. Выйдя из дома, она тут же направилась к остановке школьного автобуса. «С началом учебного года!» — поприветствовал я ее, пробегая мимо.
Она остановилась и посмотрела на меня так, словно я был волшебник и только что вытащил из шляпы живого кролика. «А как вы узнали?!»
Она была потрясена. С ее точки зрения, я был просто гений. Каким-то чудодейственным образом я смог разгадать, почему она сегодня так рано встала и куда направляется. Впечатлений было хоть отбавляй.
«Ну, я просто это знаю», — крикнул я ей в ответ, не желая снижать вызванный уровень удивления.
Тебя, дорогой читатель, напротив, удивить не так уж легко. Ты понимаешь, как я узнал о первом дне занятий. Ты осознаешь разницу между ребенком и взрослым. Хотя, наверное, помнишь, как тебя порой удивляли собственные родители. Отец помнил название каждой машины, проезжавшей мимо. А разве ты не был впечатлен маминой способностью превращать молоко, яйца и муку в торт? Помню, как мои родители обсуждали воскресную проповедь, а я шел и думал, что не понял ни единого слова из всего того, что наговорил тот парень за кафедрой.
Так в чем же между нами разница? Все просто. Благодаря тренировке, обучению и жизненному опыту взрослые находятся в иной категории, нежели дети. А насколько более очевидна эта истина в отношении Бога! Взять к примеру различия между мной и той девочкой, умножить их на миллион раз, и мы приблизительно увидим контраст между нами и нашим Отцом. Кто из нас способен думать о Боге и не задаваться тем же самым вопросом, что та школьница: «Как Ты узнал?!»
Мы просим о благодати, чтобы обнаружить, что нам уже даровано прощение. («Как же Ты узнал, что я согрешу?»)
Мы просим о еде, чтобы выяснить, что Бог уже обеспечил нас всем необходимым. («Как Ты узнал, что я захочу есть?»)
Мы просим водительства Духа, чтобы найти ответ в давно записанной старинной истории. («Как ты узнал, что я Тебя об этом спрошу?»)
Бог обитает в иной реальности. «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1Кор.1:25). Ему принадлежит другое измерение. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8, 9).
Обрати особое внимание на слова «не ваши». Божьи мысли не просто не наши, они даже им ничуть не подобны. Они даже не ходят друг с другом по соседству. Мы думаем: «Исцелилось бы тело». Он думает: «Спасай свою душу!» Мы мечтаем, чтоб нам подняли зарплату. Он мечтает поднять мертвецов из могил. Мы прячемся от боли и ищем мира. Он использует боль, чтоб наполнить сердце миром. «Мне нужно успеть пожить на полную, прежде чем умру», — думаем мы. «Умри, и будешь жить», — отвечает Он. Мы выбираем то, что гниет и осыпается. Он выбирает то, что пребывает вовек. Мы радуемся своим достижениям. Он радуется исповеданию наших падений. Мы показываем детям парня из рекламы «Nike» с улыбкой на миллион долларов и приговариваем: «Будь как он!». Бог же указывает на распятого плотника с запекшейся кровью на губах и приговаривает: «Будь как Он!»
Наши мысли даже не подобны мыслям Бога. Наши пути даже не подобны Его путям. У Него Свое расписание. У Него Своя мера. У Него Своя проекция бытия. И эта проекция определена в самой первой фразе Его молитвы: «Отче наш, Сущий на Небесах...»
Обсерватория
Иисус утешил нас в гостиной, затем добавил уверенности, продемонстрировав фундамент, и сейчас хочет показать нам верхний этаж. Мы поднимаемся на последний уровень, останавливаемся у деревянной двери и принимаем Божье приглашение войти в обсерваторию.
Телескоп здесь без надобности. Стеклянная прозрачная крыша так отражает небо, что кажется, будто оно все целиком свалилось на тебя. Будто оторвавшись в одно мгновение от земли, ты оказался в окружении небес. Мириады звезд проносятся перед взором, пока ты в совершеннейшем изумлении пытаешься постичь их число. Даже если провести всего минутку на каждой планете, человеческой жизни хватит только на то, чтобы начать.
Иисус ждет, пока тебя окончательно захватит восторг от увиденного, а потом мягко напоминает: «Отец твой, Сущий на Небесах...»
Я помню, как еще будучи ребенком, был знаком с ребятами, чьи отцы считались довольно успешными в нашем городке. Один был судьей. Другой довольно известным врачом. В церковь я ходил вместе с сыном мэра. Хотя в принципе наш городишко Эндрюс, штат Техас, знаменитостями не изобиловал. Но как бы то ни было, у некоторых парней было влияние, которое нам и не снилось. «У моего отца кабинет находится в здании суда», — мог заявить один из моих корешей.
А что ты можешь заявить? «А мой Отец правит Вселенной!»
Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их (Пс.18:2-5).
Вся природа — Божья мастерская. Его резюме начертано на небе. Вселенная — Его визитная карточка. Хочешь узнать, Кто такой Бог? Посмотри на то, что Он совершил. Хочешь познать Его силу? Посмотри на Его творение. Нанеси Ему визит: Город миллиарда галактик, Проспект миллионов звезд, дом 1. Интересуешься, какой Он носит размер? Становись под ночным звездным небом, наблюдай за светом звезд, добравшимся до тебя за миллионы лет, а потом пойди открой Вторую книгу Паралипоменон (2:6): «И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его?»
Проклятие греха не коснется Его.
Течение истории не удержит Его.
Усталость тела не помешает Ему.
То, что контролирует тебя, не способно контролировать Его. То, что беспокоит тебя, ничуть не беспокоит Его. То, что изнуряет тебя, неспособно вызвать у Него даже легкую усталость. Переживает ли горный орел из-за уличных пробок? Нет, он парит над ними. Боится ли синий кит ураганного ветра? Нет, он уходит от него на глубину. Волнуется ли лев из-за появившейся на его пути мыши? Нет, он перешагивает и идет дальше.
Насколько же Бог способен взлететь выше, нырнуть глубже, ступить дальше, чем все проблемы земли. «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26). Недостаток понимания предмета выдают наши же собственные вопросы.
Как Бог может в одно и то же время быть везде? (А кто сказал, что Он связан телом?)
Как Бог может слышать все молитвы, обращенные к Нему? (Ну, может, Его уши отличаются от твоих.)
Как Бог может быть одновременно Отцом, Сыном и Духом Святым? (Вероятно, на Небесах другие законы физики, нежели на земле.)
Если даже люди на земле не могут меня простить, тогда насколько же больше я виновен перед святым Богом? (Все наоборот. Бог гораздо более способен миловать, чем люди. Ведь Он же Сам и изобрел благодать.)
Как же все-таки важно, чтобы мы молились, сознавая тот факт, что наш Отец пребывает на Небесах. Молитва без такой убежденности будет звучать робко, поверхностно и неискренне. Но проведи хотя бы несколько минут в мастерской Небес, понаблюдай за Его делами, и увидишь, как твоя молитва наполнится энергией.
Раз уж мы заговорили о небесных цехах, позволь я расскажу тебе об одной мастерской, в которой я сам оказался в возрасте восьми лет.
Мастерская Бога
Самым серьезным моим достижением в клубе бойскаутов было участие в «мыльных» гонках. Вы, может быть, слышали о людях, соревнующихся, кто дольше простоит на пустой коробке из-под мыла? Мы же, наоборот, залезали внутрь этих коробок, чтобы завоевать свой приз. Правила состязаний были весьма просты. Нужно было сконструировать из каких-нибудь фанерок-картонок безмоторный карт и принять на нем участие в гонках вниз по склону холма. Некоторые конструкции получались довольно замысловатыми. С рулем и крашеной рамой. Другие, наоборот, состояли из одного лишь кресла на деревянных колесиках, а для управления прилагалась веревка. Я же задумал собрать настоящий двухместный красный родстер. Точно такой, как тот, что был нарисован в книжке для бойскаутов. Вооружившись пилой и молотком, собрав несколько деревяшек и накачав себя амбициями, я возомнил себя вторым Генри Фордом.
Яне помню точно, как долго отец смотрел на мои потуги, прежде чем решил вмешаться. Думаю, не так уж долго. Ибо мои упражнения вряд ли представляли отраду для его глаз. Пила все время застревала, фанерки гнулись, гвозди входили в дерево криво, а детали не подходили одна к другой. И вот в какой-то момент отец напомнил о себе. Похлопал по плечу и позвал в свою мастерскую.
Маленький белый сарайчик на заднем дворе нашего участка был безраздельным владением отца. До тех пор я никогда и не интересовался особо, чем он там занимался. Я помнил лишь доносившиеся оттуда время от времени звуки: рев пилы, стук молотка и песенку счастливого работника. Обычно я ставил в тот сарай свой велик. Но на заполнявшие его инструменты даже не обращал внимания. С другой стороны, я до тех пор никогда ничего и не пытался построить сам. И вот в тот самый день за пару часов отец ввел меня в магический мир тисков, дрелей, рулеток и штангенциркулей. Он показал, как сделать чертеж и измерить деталь. Объяснил, почему сначала надо вбивать гвозди, а уже затем красить изделие. Я был потрясен. Но то, что казалось мне невероятным, для него было легко и просто. В итоге мы сколотили с ним вполне достойную тележку. Приз на тех гонках я никакой не завоевал, зато по-новому проникся уважением к отцу. Почему? Да потому что провел какое-то время в его мастерской.
Улавливаешь параллель? Показав нам Небеса, Иисус показывает нам мастерскую Отца. Он ждет, пока мы треснем себя молотком по пальцу определенное количество раз, а потом напоминает: «Твой Отец может справиться с этим гораздо лучше». И чтобы доказать, берет нас в Свою мастерскую. И, взмахнув рукой, представляется: «Отец твой, Сущий на Небесах!»
Вот, посмотри на Солнце! Каждый квадратный ярд его поверхности постоянно излучает энергию, равную 130 тысячам лошадиных сил. Это то же самое, что 450 автомобилей с восьмицилиндровыми двигателями! И хотя наше Солнце такое мощное, на самом деле оно меньшее из 100 миллионов тел, образующих Млечный Путь. Или возьми, например, десятицентовую монетку. Вытяни ее в руке по направлению к небу так, чтобы она закрыла какой-то его участок. Таким образом под монеткой окажется 15 миллионов звезд.
А теперь взгляни на планету Земля! Ее вес шесть секстильонов тонн (шестерка и двадцать один ноль!) При этом ее орбита наклонена ровно на двадцать три градуса. Чуть больше или чуть меньше, и времена года перестанут сменять друг друга, а полярные льды растают и уничтожат все живое. И хотя наша планета вращается со скоростью тысяча миль в час, или двадцать пять тысяч миль в сутки, или девять миллионов миль в год, никто из нас не вываливается с ее поверхности. Наш Бог, Который «распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем» (Иов.26:7), позаботился и о том, чтобы создать гравитационное поле Земли, которое держит нас всех в безопасности 1.
И пока ты стоишь в обсерватории, наблюдая за делами рук Божьих, позволь задать тебе несколько вопросов. Если Он способен распределить по Вселенной миллиарды звезд и развесить небосвод, как занавеску, можно ли хотя бы отдаленно предположить, что Бог в состоянии направить в верное русло и твою жизнь? Если Бог силен, чтобы зажечь
Солнце, хватит ли ему силы осветить и твой путь? Если Он позаботился о планете Сатурн и снабдил ее кольцами, а Венере дал неповторимое свечение, есть ли хоть маленький шанс, что Он побеспокоится и о твоих проблемах? Иисус об этом говорит так:
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
(Мф.6:26-30).
Зачем Он это сделал? Можно было бы обойтись какой-нибудь лачужкой, а Он дал нам дворец. Разве Он был обязан учить птичек петь, а горы украшать вершинами? Кто бы потребовал раскрасить зебру в полоску, а верблюда снабдить горбом? Заметили бы мы подлог, сделай Он закат черно-белым, а не ярко-оранжевым? И так ли необходимо звездам сияние, а морским волнам гребешок? Зачем разбрызгивать по тельцу дубоноса красный цвет, а белуху окутывать белым? К чему награждать творение таким блеском? Стоят ли все эти дары Его беспокойства?
А стоят ли наши? Мы ведь ведем себя точно так же. Я же знаю, как ты выбираешь подарки. Я видел тебя в торговых центрах, крадущимся вдоль рядов с товарами. Нет, речь сейчас не о каких-то обязательных приношениях. Я не имею в виду купленный в последний момент где-нибудь на попутной заправке одеколон. Ненужное барахло, приобретенное по случаю на распродаже, тоже не считается. Я говорю
об особенных для тебя людях и об особенных подарках для них. Когда каждый месяц мы прячем по несколько долларов из тех денег, что тратим обычно на продукты. И все для того, чтобы купить те самые ботинки из кожи ящерицы, о которых он мечтал. Или чтобы забраковать сотни колец в ювелирной лавке и найти единственный подходящий для нее бриллиант. Или провести всю рождественскую ночь, не смыкая глаз, за сборкой нового велосипеда для сына. Зачем это тебе нужно? Чтобы вспыхнул взгляд. Чтоб забилось сильнее сердце. Чтобы остановилось на мгновение дыхание. Чтобы великие слова неверия были сказаны: «Неужели ты сделал это специально для меня?»
Вот зачем тебе все это нужно. Вот зачем все это нужно Богу. В следующий раз, когда от вида садящегося солнца у тебя выступят слезы или цветущий луг лишит тебя на мгновение дара речи, не торопись. Ничего не говори. Просто слушай шепот Небес: «Тебе нравится? Я сделал это специально для тебя!»
Ну а сейчас я собираюсь сказать нечто, во что кто-то поверить так и не сможет. Ты узнаешь мнение, которое способно вызвать серьезный сбой в программе твоего воображения. Ты не обязан соглашаться со мной. Но я хотел бы, чтобы ты задумался. Ты не должен сразу же купиться на эту фразу, просто поразмысли над ней. Вот она. Если бы ты был единственным человеком на земле, она выглядела бы точно так же. Гималаи сохранили бы свой драматизм. Карибы не потеряли бы шарма. Солнце так же пряталось бы к вечеру за гребнями Скалистых гор, а утром проливало бы свой свет на пустыню. Если бы на планете был только один пилигрим, Бог ни на йоту не сократил бы ее красоту.
А раз уж Он все это сотворил... то хочет, чтобы ты распечатал подарок. Чтоб споткнулся на выходе из своей берлоги, протер глаза ото сна и увидел ярко-красный велосипед, который Он собирал всю ночь. Для тебя. Он ждет: вспыхнет ли твой взгляд? Забьется ли чаще сердце? Остановится ли на мгновение дыхание? Чтобы в воцарившемся секундном молчании успеть наклониться к тебе и шепнуть: «Я сделал это специально для тебя».
Тебе трудно поверить в такую любовь? Ну ничего. Помнишь ту девочку, которая никак не понимала, откуда я в курсе про начало учебного года? Но даже если она не могла осознать тот факт, это вовсе не значит, что я ничего не знал. Так же и с Богом. Если мы не можем вместить то, что Он сотворил специально для нас закат на земле, это не значит, что Он этого не делал. Божьи мысли — не наши мысли. Божьи пути — не наши пути. И иногда именно поэтому Отец дает нам шанс прикоснуться к великолепию неба. Чтобы просто показать: Ему есть дело до нас.
Глава 5
Часовня
Когда человек полагает печать на уста свои
Да святится имя Твое...
Когда я жил в Бразилии, я пригласил маму и одного из ее друзей посмотреть на водопад Игуасу, самый большой в мире. За несколько недель до того я стал крупным экспертом в области пресных водоемов, прочитав публикацию в «National Geographic». И уж, конечно, возомнил, что мои гости будут просто счастливы взять с собой такого гида.
Чтобы добраться до точки обзора водопада, туристам приходится идти по лесной извилистой тропинке. Пешей прогулкой я и решил воспользоваться, чтобы прочитать маме и ее спутнику лекцию про Игуасу. Поскольку информация меня просто переполняла, то я заполнил собой все пространство. Через несколько минут я вдруг обнаружил, что говорю все громче и громче. Приближающийся шум заставлял меня форсировать голос. С каждым поворотом по направлению к водопаду моя громкость возрастала. В конце концов я перешел на крик, который мог показаться собеседникам не таким уж приятным. «Откуда бы ни шел этот шум, я был бы счастлив, чтобы они его выключили, чтобы я мог продолжить свой рассказ», — думал я.
Только выйдя на открытый участок дороги, я понял, что источником шума был сам водопад. Мои слова тонули в силе и мощи того явления, которое я так отчаянно старался описать. Больше меня уже никто не слушал. Даже если бы мои слова можно было разобрать, аудитории бы все равно не было. Даже мама предпочла созерцать величие природного чуда, чем слушать мои объяснения. Мне пришлось заткнуться.
Бывают времена, когда слова могут только разрушить неповторимую атмосферу, а молчание, напротив, является выражением наивысшего уважения. Такие моменты можно описать словом «благоговение». И молитва для такого случая — «да святится имя Твое». И место для такой молитвы — часовня нашего дома.
Есть там стены или нет, ты их все равно не заметишь. Есть там кафедра или нет, она тебе не понадобится. Твои глаза будут подняты на Бога, а колени будут прикасаться к полу. В центре помещения — трон, а перед ним — скамья. На ней можно приклонить колени. Только ты и Бог. И можно догадаться, кто из вас двоих на престоле.
Время молчать
Этот урок Иов выучил на отлично. Если у него и есть какие- либо недостатки, все они связаны с языком. Он слишком много говорил.
Обвинять в этом Иова никто бы не стал. Беда и так вцепилась в него мертвой хваткой, как львица в тушу газели. К тому времени, когда вспышка ее ярости улеглась, от некогда завидной участи Иова не осталось камня на камне. Враги убили его скот, молния поразила стадо овец, порывы ветра погребли его развеселых деток под обломками былой роскошной жизни.
И это был только первый день.
У Иова не было времени вызвать «скорую». Он просто увидел, как проказа в одно мгновение покрыла его тело. Его жена, душа, полная сострадания, посоветовала мужу «проклясть Бога и умереть». Четверо друзей явились с полным набором солдафонских утешений. Объяснили, что Бог праведен, а страдания — результат греха. Им было ясно как дважды два, что такие страдания Иов заслужил чем-то в своем прошлом.
У каждого была своя теория о Боге. И каждый выступал долго и громко. Рассказывал, кто такой Бог и почему Он делает то, что Он делает. Не только они готовы были рассуждать о Боге. Были и другие. Но как только обвинители умолкли, Иов дал свой ответ. Но они возвращались снова и снова.
Иов возопил... (Иов.3:1)
Елифаз Феманитянин выступает... (Иов.4:1)
Ответ Иова... (Иов.6:1)
Вилдад Савхеянин выступает... (Иов.8:1)
Ответ Иова... (Иов.9:1)
Софар Наамитянин выступает... (Иов.11:1)
И вот этот словесный пинг-понг продолжается на протяжении двадцати трех глав. В итоге Иов устал от всех этих «проповедей». Заявил о своем выходе из дискуссионной группы. Пришло время для обращения в главную и