Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие знака. Типология знака




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный

социальный университет»

 

Кафедра конституционного и международного права

 

Специальность: Юриспруденция

 

ДОКЛАД

 

по дисциплине: Технологии профессиональной коммуникации и самоорганизации

 

на тему: «Семиотическая теория коммуникации»

 

 

Выполнил студент

 

___ Лошкарев Игорь Олегович __

(ф.и.о.)

 

Форма обучения ___ очная _____

Курс ___ 1 ______

Группа ЮСТ - М - 2 - Д - 2016 - 1

 

 

Проверил:

д/н, профессор

Кузьменко Григорий Николаевич

 

__________ _______________

(оценка) (подпись)

 

Москва 2016 г.

Семиотическая теория коммуникации

Понятие знака. Типология знака

Семиотика – наука, изучающая знаки и знаковые системы, производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика, ее суть и принципы используются в любых культурных феноменах, начиная от обыденного мышления, искусства и философии, включая логико-математическую семиотику и гуманитарную семиотику – семиотику языка и литературы.

Семиотика исследует знак как материально-идеальный образ, способный характеризовать нечто в его отсутствие. Знаки в своей совокупности образуют язык. Язык исторически выполняет коммуникативную функцию.

В знаковом сообщении зашифровывается соответствующее содержание, которое и передается посредством языка, но при получении этого сообщения его требуется понять, раскодировать. Выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему, благодаря чему и выполняется коммуникативная функция языка.

В конце XIX в. в связи с развитием лингвистики и математической логики изучению знака стало уделяться особое значение. А с 30-х гг. ХХ в. начала складываться наука о знаках – семиотика.

Знак имеет гносеологическую природу, т. е. непосредственно связан с познанием. Гносеологическая природа знака выявляется в тех ситуациях, в которых происходит использование знаков – при использовании естественных звуковых языков, появлении членораздельной речи, с развитием способности извлекать и перерабатывать информацию.

Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. Среди неязыковых можно выделить знаки-копии, знаки-признаки или знаки-показатели, знаки-сигналы, знаки-символы.

Знаки-копии – это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки следов и проявлений жизни древних животных и людей).

Знаки-признаки – это знаки, связанные с обозначаемыми предметами, как действия со своими причинами. К числу таких знаков обычно относят то, что называют симптомами, приметами, показателями (дым – признак огня, жар или озноб у человека – признак болезни).

Знаки-сигналы – это знаки спецназначения, предупреждающие о наступлении вслед за ними определенного действия (или отказа от него), например: звонок будильника, аплодисменты как знак одобрения.

Своеобразным видом знаков являются знаки – символы, которые, в силу заключенного в них наглядного образа, используются для выражения значительного, но иногда отвлеченного содержания. Знаки – символы играют большую роль в культурном, в том числе и в художественном развитии человечества. Например, изображение голубя, летящего над земным шаром, – символ мира.

Знаки, входящие в состав языков как средств общения между людьми, называются знаками общения. Характерной чертой языковых знаков является то, что они не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему взаимосвязанных знаков, соединяемых по определенным правилам (составляющим грамматику языка), а также то, что предметное значение языкового знака более или менее одно и то же для всех людей, владеющих данным языком.

Знаки общения делятся на знаки естественных языков и искусственных знаковых систем – искусственных языков.

Естественные языки выполняют роль общения людей друг с другом. Знаки естественных языков (прежде всего слова, грамматически правильно построенные выражения, предложения) состоят как из звуковых знаков, так и из соответствующих этим знакам рукописных, типографических и иных знаков. Языковые знаки могут существовать на основанных материальных явлениях, таких, как язык глухонемых, в котором отдельные знаки строятся в виде комбинаций и последовательности комбинаций, положений пальцев или письменного языка слепых (знаки которого образуются посредством наколок на бумаге). В качестве языковых знаков могут использоваться удары барабана, сигналы флажков, кратких и долгих звуков (телеграфный код).

Первичное теоретическое обоснование семиотика получила в трудах американского философа Ч. Пирса, он обосновал основные семиотические понятия, такие, как знак, его свойства, значение, отношения знаков и их классификацию. Почти одновременно с Пирсом необходимость выделения научной дисциплины семиологии обосновал швейцарский лингвист Ф. де Соссюр. Соссюр исходил из того, что данная дисциплина должна изучать роль знаков внутри общества и подчеркивал необходимость изучения языковых знаков и их социальную обусловленность.

Наряду с Ч. Пирсом и Ф. де Соссюром честь основателя семиотики принадлежит и американскому философу Ч. Моррису. Его вклад состоит в том, что он понимал семиотику как междисциплинарную сферу, как общую теорию знаков во всех их формах и проявлениях, как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе.

Развивая общую теорию знака на основе разных взаимоотношений между означающим (формой) и означаемым (содержанием), Ч. Пирс выделял три типа знаков:

1) иконический, действие которого основано на фактическом подобии означающего и означаемого (например, рисунок льва и сам лев);

2) индекс, действие которого основано на реальной смежности означающего и означаемого (например, стон является индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья);

3) символ, действие которого основано на условной, установленной по соглашению связи означаемого и означающего (например, кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение характеризуется как ответ отрицательный). Здесь мы видим, что связь между означающим и означаемым обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи и зависит от менталитета той или иной культуры. Выделяя перечисленные типологии знаков, Пирс полагал, что иконический знак является самым простым, поскольку передавая информацию, он в принципе, принадлежит прошлому опыту.

Индекс способен передавать информацию. Но и иконические знаки, и индексы не способны образовать суждение. Только символы могут породить суждение и воздействовать на мышление человека, только символы способны вызвать ту или иную реакцию партнера в процессе коммуникации и способны воздействовать на поведение партнера.

Знак, в данном случае, выполняет прагматическую функцию, важнейшую функцию социальной коммуникации. А поэтому знак имеет важное значение для осуществления целей коммуникации. Если человек не знает социально обусловленного значения принятого в данном обществе и культуре символического значения цвета или предмета, это обстоятельство может привести к тому, что коммуникация либо не состоится, либо будет существенно затруднена.

Так, например, чехословацкий исследователь Гизел Оствальд, анализируя цветовую символику, обнаружил ограничение использования цвета в некоторых странах. В частности, белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как он обозначает траур и смерть. Сочетание красного, белого и голубого не рекомендуется в Тайланде. Голубой цвет, по политическим мотивам, не любят арабы.

Знания о социальной обусловленности знака очень важны, ибо это способствует успешному и результативному общению, коммуникации. Знак выступает посредником между субъектами определенной, конкретной общественной системы и способствует взаимопониманию между ними только на основе символики, принятой в данном сообществе.

В роли социальных символов могут выступать жесты или позы, которые передают информацию о социальном статусе или социальных ролях коммуникантов. В сфере многоплановой деятельности человека в обществе

в роли символов выступают определяющие ценности общества, такие, как добро, истина, свобода, ответственность, справедливость. Социальными символами могут быть представлены и антиподы этих ценностей – зло, рабство, безответственность, ложь, ненависть.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2775 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.