От творчества Бернини
Бернини-художник
У меня есть хорошая традиция: при каждом посещении Рима заходить в галерею старинного искусства в палаццо Барберини. Все началось в стародавние времена c коварного римского дождя и мокрых носков, а закончилось почти романтической историей. Так как вам это будет неинтересно, я лучше расскажу о гранях таланта одного выдающегося человека эпохи Барокко, жившего в те же стародавние времена XVII века.
В январе 2008 года в палаццо Барберини проходила выставка Бернини-художника. Все, кто хоть раз были в Вечном городе, прекрасно знают талантливого архитектора и выдающегося скульптора. Вместе со своим заклятым конкурентом Карло Борромини они преобразили облик Рима (не стоит забывать о Браманте, Доменико и Карло Фонтана, Антонио да Сангалло, Карло Мадерна, Виньола, Райнальди, Кортона и других). Повезло Риму с архитекторами! А как повезло Питеру!
К сожалению, в России про великого Бернини мало знают, и я долго не мог вспомнить его работы в “Эрмитаже”… Хотя кое-что можно найти: “Ценную часть собрания составляет коллекция выполненных в терракоте моделей и эскизов больших декоративных статуй мастеров XVII-XVIII столетий, среди которых выделяются произведения крупнейшего скульптора и архитектора XVII века Лоренцо Бернини: "Экстаз Cв. Терезы", "Св. Константин Великий" и фрагмент автопортрета мастера”. Совсем недавно наблюдал "Экстаз Cв. Терезы" и какого-то всадника на коне ("Св. Константин Великий"?). Мой взгляд лишь стыдливо скользнул по терракотовым обломкам и мысленно перенесся на более достойные экспонаты.
Посему купим билет на самолет и перенесемся в Рим душой и телом!
На выставке демонстрировались некоторые картины и рисунки Джанлоренцо Бернини и неисчислимые автопортреты, собранные со всех музеев мира. Такого тиражирования себя, как усатого красавца-мужчины в стиле семнадцатого века, я больше не встречал. Видимо, слава и удача сильно вскружили голову Бернини, Великолепному во всем.
Нарцисс - блеклая тень перед Джанлоренцо (посмотрите картину Караваджо:-)).
Нарцисс. Караваджо. Палаццо Барберини
С другой стороны, на выставке были не все живописные работы Бернини (и не все автопортреты!). Да и то, что нам показали, говорит о его плодовитости и разносторонней одаренности, хотя скульптор и архитектор перевешивают художника как слон пчелу.
Вот некоторые картины, которые мне удалось насобирать кропотливым трудом в интернете:
Автопортрет в молодом возрасте 1623
Автопортрет в зрелом возрасте 1640
Давид с головой Голиафа 1625
Святой Андрей и Святой Фома 1626-1627
Портрет мальчика 1638
Урбан VIII 1632
Он сам, достигший вершин мастерства и славы, но утративший молодость:
Бачича Портрет Джанлоренцо Бернини 1665 г. Национальная галерея старинного искусства, Палаццо Барберини
И еще одна картина Бернини на знаменитый сюжет и его же скульптура. На выставке этого не было – привожу для эмоциональной разрядки.
Аполлон и Дафна.
Национальная галерея Лондона
Аполлон и Дафна.
Галерея Боргезе
Напомню вам вкратце нюансы неприятной истории, в которую попала невинная девушка. Подлый Аполлон, совершивший много мерзких поступков в своей божественной жизни, поиздевался над вооружением Купидона, за что и получил в ответ залп (стрелу) в одно место. Обезумевший от страсти в результате прямого попадания, он погнался за нимфой Дафной как волк за зайцем, и уже почти догнал ее, когда она взмолилась своему отцу Пенею (речному богу), чтобы он избавил ее от потного бегуна. Дочь была превращена заботливым отцом в лавровое дерево, и Аполлон обломался и потом постоянно обламывал веточки для своего венка с подобных деревьев. Кульминация погони и запечатлена на забавной картине и в гениальной скульптуре. Чувствуете разницу?
Послушаем музыку Генделя из кантаты “Аполлон и Дафна”
Костанца Бонарелли
Был на выставке один интересный бюст загадочной Костанцы Бонарелли, возлюбленной Бернини. У меня внезапно появилась мысль, почему этот скульптурный портрет попал на выставку Бернини-художника. Об этом я расскажу чуть позже, начав с предыстории.
Портрет Констанции, музей Барджелло, Флоренция
Слава и богатство уже в молодые годы накрыли Бернини с головой. Он был талантлив, имел великого покровителя в лице папы Урбана VIII, самые престижные заказы так и сыпались на него как из рога изобилия, и он с легкостью с ними справлялся, делая свой успех еще более грандиозным. Бернини-скульптор, архитектор, художник, инженер, я бы даже сказал, дизайнер и декоратор, в общем, Бернини-Все. Судя по портретам и автопортретам, он был красив и пользовался большим успехом у женщин. Были, конечно, у Великого Бернини и небольшие недостатки. Например, любил он “припахать” коллег по цеху на падавшие на него как манна небесная заказы, а потом всю славу присвоить себе и даже в мелких титрах не указать, что некий Карло Борромини прилежно просчитывал, выверял и проектировал, пока Бернини, разглядывая себя в зеркало, подрисовывал усы или развлекался во дворце у папы (Барберини). Считал наш Бернини, что все должны его любить и восхищаться его великолепием. Можно сказать, что был Джанлоренцо “урбаниcт”, так как трудился на папу Урбана и занимался благоустройством города, с одной стороны, и “варвар”, так как бессовестно “грабил” архитекторов и скульпторов под защитой рода Барберини, с другой стороны (в области интеллектуальной собственности и авторских прав законодательство на “римском форуме” еще не было достроено).
Так вернемся к нашей Констанции. Была она из знатного рода Пиколомини, и также как и у ее парижской тезки у нее был муж – недалекий и невнимательный. И мечтала она о своем д’Артаньяне, и свои мечты претворяла в жизнь. С пылким темпераментом и необузданным характером изваял ее Джанлоренцо. Но легче управиться с мрамором, чем с такой страстной женщиной. Иначе говоря, нашла коса на камень – получил он удар ниже пояса. Очень любила Констанция Бернини, но молодой Луиджи Бернини ей нравился больше, так как был нежным, внимательным и неиспорченным славой и богатством (и тоже был талантливым скульптором, архитектором и математиком). А поэтому в одно прекрасное солнечное итальянское утро и случилось несчастье: голубки были застуканы в гнездышке. Далее события развивались трагически: после спринтерского забега через весь город Луиджи был до полусмерти избит своим ревнивым братом. Спасибо матери и гвардейцам (кардинала), которые разняли мушкетеров и тем спасли жизнь Луиджи. На этом мстительный неаполитанец Джанлоренцо не остановился. В тот же день он послал в дом Констанции слугу, чтобы порезать ей лицо. Вот какие художества совершил Великий Бернини, потеряв контроль над собой! И что неудивительно, все в результате были наказаны кроме него: брат Луиджи за участие в драке был выслан в Болонью, слуга отправлен в тюрьму за хулиганство, и туда же засадили несчастную израненную Констанцию, обвиненную в прелюбодеянии.
Джанлоренцо тоже был наказан: его обязали жениться! Так и остался бюст Костанцы Бонарелли никому ненужным, пока его не загнала за хорошие деньги семейству Медичи новая жена-хозяйка. Поэтому ныне бюст обычно пребывает в Национальном музее Барджелло во Флоренции.
Такие праздничные шествия устраивали в эпоху барокко перед палаццо Барберини
(Filippo Lauri (1623-1694) e Filippo Gagliardi (1640-1659),
Celebrations for Christine of Sweden at Palazzo Barberini, 1656)