Литература- Свечников С.К. Методическое пособие "Молодежь и рок-культура" Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2007
Понятие «молодежная субкультура»
Этот термин используется учеными и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.
Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:
- молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;
- вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);
- как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;
- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.
Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Соотношение понятий «молодежная субкультура», «культура для молодых» и «контркультура»
Молодые люди, основным занятием которых была учеба, имели много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но создаваемая культура нивелировала их еще не сформировавшиеся личности. «Культура для молодых» – это всего лишь форма «массовой культуры» («поп-культуры», «коммерческой культуры», «индустрии развлечений»). Попыткой противостоять этому явилась молодежная субкультура. Правда, желание сохранить собственную индивидуальность обернулось лишь иной формой ее потери, поскольку в молодежных субкультурах одно из основных требований к ее членам – принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер данной культуры. Но определенное количество молодых людей все же предпочитает субкультурную унифицированность унифицированности массовой культуры.
Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют – порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь. Основные их различия отражены в табл.1.
Таблица 1
Молодежная субкультура | Культура для молодых |
создается самими молодыми людьми для молодых | создается «отцами» для «детей» |
явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди | явление массовое, для всех биологически молодых людей |
отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество | сегмент современной массовой культуры, а потому удерживает молодых людей в рамках общества |
эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным | предельно доступна и апеллирует более к биологическим, нежели к интеллектуальным реакциям и способностям молодых людей |
характеризуется эскапизмом, поскольку молодые люди бегут в нее из общества | характеризуется стремлением быть сопричастной той культуре, которую молодым навязывает общество |
придерживается нонконформизма | придерживается конформизма |
является урбанистическим феноменом, характерным для крупных городов | рассчитана на всех молодых людей вне зависимости от того, где они живут |
В научной литературе, кроме термина «молодежная субкультура», употребляется понятие «молодежная культура». Они являются синонимами. Вместе с тем в средствах массовой информации и в обыденном восприятии наблюдается подмена понятий: под термином «молодежная культура» понимается «культура для молодых». Поэтому вместо размытого термина «молодежная культура» мы используем более строгое и менее подвергшееся эрозии понятие «молодежная субкультура».
С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Главная задача контркультуры – создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Молодежная субкультура и контркультура могут: 1) не иметь ничего общего одна с другой; 2) взаимопересекаться; 3) сливаться в одно целое, создавая некий симбиоз. Различия между этими типами культур отражены в табл. 2.
Таблица 2
Молодежная субкультура | Контркультура |
основная атмосфера – игра | основная стихия – митинг |
наличие оппозиции «они» – «мы» | наличие общего значимого врага |
конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира | деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом» |
борьба за выживание | борьба за победу |
закрытость, эскапизм | открытость, противостояние и война |
уход от встреч с врагом | постоянный поиск встреч с врагом |
пассивно-оборонительная позиция | агрессивно-наступательная позиция |
цель – изменение самого себя | цель – изменение общества |
Указанные отличия выведены для «идеальных», «чистых» типов молодежной субкультуры и контркультуры. В действительности же существует масса переходных типов.
В постмодернистском обществе, как обществе, признающем равнозначность культурных моделей, стилей и образов жизни, сам термин «контркультура» теряет смысл. Мы можем говорить лишь о существовании различных субкультур. Более того, в современном постмодернистском обществе бывшая базовая культура сама приобретает субкультурный статус.
То же самое происходит и с молодежной субкультурой. Родившись как единая контркультура, ныне она весьма разнообразна. Сама же рок-культура видоизменилась, но не исчезла, хотя ей это усиленно предрекали, и не стала массовой, хотя и это прогнозировали. Дело в том, что, приняв постмодернистскую парадигму, общество лишило рок-культуру ее контркультурного статуса, но вместе с тем приняло и часть тех установок, которые она несла. Тем не менее остался достаточно мощный культурный пласт, который уже не революционен сам по себе, но соответствует определенным потребностям.