История ранних месопотамских цивилизаций — это в большей мере история войн. В верхнем течении реки Тигр в окрестностях городов Ашшур, Ниневия, Нимруд жили ассирийцы. Ассирийские города занимали благоприятное положение на караванных путях. Ассирия отличалась крайне милитаризованным характером и неоднократно разоряла близлежащие территории, и в частности Вавилон. В VII в. до н. э. они захватили власть в Вавилоне. В ассирийском государстве существовало большое имущественное расслоение, постоянно ощущался недостаток рабов, что побуждало к завоевательным походам. Экономической основой ассирийского общества была патриархальная семья. Дети, как и рабы, причислялись к имуществу. Жены покупались и после смерти мужей переходили к их братьям, отцам или пасынкам. «Вдовами» жены считались тогда, когда в семье мужа не было мужчины старше 10 лет.
Ассирийская культура оставила нам ряд интересных памятников: рельефы с охотничьими сценами, скульптурные изображения крылатых быков, архитектурные ансамбли. В частности, при раскопках месте древнего города Ниневии (холм Куюджик) в долине реки Тигр был обнаружен дворец ассирийского царя Ашшурбанипала (658-633 гг. до н. э.). Ашшурбанипал вошел в историю не только как деспот, и как собиратель древних письменных памятников. По его указанию писцы снимали копии с табличек, имеющихся в храмах как Вавилона, так и других культурных центров Месопотамии. Его библиотека содержала 30 тыс. небольших глиняных табличек, исписанных мелкими клинописными знаками. Она была найдена английским путешественником Лейярдом в 1849 г. и около 20 лет пролежала в Британском музее, поскольку ее никто не мог прочитать. В библиотеке все таблички располагались в определенном порядке, по отраслям знания, своего рода представляли собой древние «каталоги». На табличках стоял штамп со словами: «Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царяАссирии». В библиотеке были собраны описания достижений цивилизаций аккадцев, вавилонян, ассирийцев. Благодаря библиотеке стали известны упоминавшиеся выше мифы и предания, ценные сведения о математике и астрономии, о языке, истории, науке, быте, традициях и законах древней Месопотамии.
В 625 г. до н. э. начинается расцвет нововавилонской культуры, послепобеды халдейских племен ассирийцев (с 900 г. до н. э. халдеи заняли равнины, где некогда находился Шумер). При халдейских царях Набопаласаре и Навуходоносоре (605-562 гг. до н. э.) Вавилон обрел былое значение и стал величайшим городом своего времени. Его стены были такой ширины, что по ним могли проехать две колесницы с четверками коней. Главными воротами города были ворота богини Иштар, украшенные синей блестящей глазурью и фигурами драконов быков. От ворот шла широкая дорога, ведущая в центр города к храму-зиккурату, посвященному верховному богу Мардуку. Издали это сооружение представляло собой гигантскую лестницу, ведущую в небо. Рядом находились легендарные Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света. Это террасы с экзотическими растениями и цветами, которые построил царь Навуходоносор для своей жены, тосковавшей по зеленым холмам родной Мидии.
Цари-триумфаторы с армиями, возвращаясь из военных походов, шли с многочисленной процессией по главной улице, и их встречали павшие ниц жители (сравните с триумфальным шествием римских легионеров).
Последним царем Вавилонии был Набонид (556-639 гг. до н. э.). Он поклонялся богу Луны — Сину и восстановил множество храмов. Но подданные были им недовольны, поскольку давно назревшие экономические проблемы его не занимали. Внезапно Набонид удалился в оазис в Аравийской пустыне, оставив престол своему сыну Валтасару, и отсутствовал 10 лет. К его возвращению Вавилон был захвачен персидским царем Киром Великим (539 г. до н. э.). Персы создали мощную державу. При царе Дарий I, умном и удачливом правителе, персидская держава достигла расцвета.