Лекции.Орг


Поиск:




В составе Соединенного Королевства




Великой Британии (XVII—XVIII вв.)

XVII век

Яков (Иаков) I (VI) Стюарт. 1003-1625

Карл (Charles) I Стюарт, сын Якова I. 1603-1625
Великая Смута (The Great Munity) 1625-1649

Карл II Стюарт, сын Карла I. 1649-1660

Яков (Иаков) II Стюарт, второй сын 1660-1685

Карла I, брат Карла II. Славная Революция (The Glorious Revolution 1685-1688


Мария II Стюарт, дочь Карла I. 1688-1689

Вильям (Вильгельм) III Оранский (of 1689-1694

Orange), муж и соправитель Марии

II, внучатый племянник Карла I и

Якова П.

XVIII век

Вильям III. 1689-1702

Анна (Аппе) I Стюарт, дочь Якова И. 1702-1714

Последняя королева из династии

Стюартов. Георг (George) I Гановер (Hanoverг), вну- 1714-1727

чатый племянник Карла I и Якова

II. Первый король из династии Га-

новеров.

Георг II Гановер, сын Георга I. 1727-1760

Георг III Гановер, сын Георга II. 1760-1820

Претенденты на шотландский престол (XVIII в.)

Джеймс (Яков) Франциск (Francis) Ою- род. 1688 - арт, он же «Старший Претендент» ум. 1760 (The Old Pretender), сын Якова II, сводный брат Анны I.

Чарльз (Карл) Эдуард Луи (Lois) Филипп род. 1720 - (Philip) Казимир (Kazimir) Стюарт, ум. 1788 он же "Младший Претендент" (the Young Preyender), он же «Красав­чик Чарли» (Bonnie Charlie), сын Джеймса Стюарта, внук Якова II.

Прямые потомки династии Стюартов


ХУШ в.

Генри (Генрих, Непгу) Бенедикт (ВепесИсе) Мария (Mariaа) Климент (С1етепсе) Стюарт, Герцог-Карди­нал Йоркский (Duke Cardinal of York), сын Джеймса Стюарта, брат Чарльза Эдуарда Стюарта, внук Яко­ва II.


род. 1725 ум.1807



XIX в.

Граф Роенштартский (Roehenstart), пос­ледний прямой потомок Чарльза Эдуарда Стюарта.


погиб в 1854 г., в уличном дорожном происшест­вии


Потомки по боковым линиям***

Джон Патрик (Patrick) Крихтон-Стюарт 1847-1900 (Crichton-Stuart), лорд-ректор Свя­то-Андреевского (Сент-Эндрюсского,St. Andrews) университета, и др.

Таких потомков было и осталось много - и в Шотлан­дии, и за ее пределами. Отдельного рассмотрения заслу­живают все боковые ветви Стюартов (как и Брюсов, а, может быть, и более ранних Канморов и Альпинов): сре­ди них было немало выдающихся деятелей. Особая тема - родственные связи шотландских королей с другими правящими домами Европы. Здесь упомянут лишь одив «боковой» потомок — он тоже поддержал «университетс­кую» традицию шотландской знати.

* Круг имен у правящих династий Западной Европы формировался постепенно, от раннего Средневековья и до Нового времени. Складывался этот именник из не­скольких пластов. 1. Языческие «говорящие» имена-прозвища (у родовых, клановых, а затем и племенных вождей). 2. Христианские имена, дававшиеся при кре­щении. Долгое время обращенные в христианство ев­ропейцы носили двойное имя: одно - церковное, давае­мое по святцам, в честь библейских лиц и христианс­ких святых, и другое - «мирское», употреблявшееся в быту, даваемое на старый языческий лад. 3. Прецедент­ные (престижные) имена. Они могли быть и язычески­ми, «местными» (кельтскими, германскими, романски­ми, на Востоке Европы - славянскими и т. д.), - и биб-лейско-христианскими (почерпнутыми в основном из древнееврейского и древнегреческого языков, а также из латыни - языка, на котором распространялась в За-


ладной Европе Библия). Но, ставши единожды именем особо славного властителя, потом такое имя давалось уже намеренно, в его память и честь.

Для того, чтобы правильно понять смысл «венценос­ных» имен, - надо еще помнить о том, чем вообще было имя для древнего человека сначала язычника, позже хри­стианина. Оно никогда не давалось по личной прихоти. Имя «портретное: оно должно отражать самые существен­ные качества своего носителя. Имя «паспортно»: оно ука­зывает на род, к которому его носитель принадлежит; на местность, откуда тот произошел; на этническую, сослов­ную, часто и профессиональную принадлежность. Имя «программно»: оно не только фиксирует характер и ста­тус человека, каков тот есть, - оно еще и предсказывает (ибо ориентирует на то), каким тот будет. Поэтому имя служит человеку чем-то вроде дорожного указателя на жизненном пути. С одной стороны, оно указует назад: на прошлое, на уважаемых предков или святых покровите­лей - как на модель для усвоения и подражания. С другой стороны, имя повернуто вперед: в будущее, где человеку предстоит выполнить этот завет прошлого, реализовать себя по этой модели - и, т. о., оказаться соответствующим или трагически не соответствующим своей судьбе (если это еще эпоха языческая), своей миссии (если это уже эпоха христианская).

Даем расшифровку некоторых наиболее частых (или наиболее важных) королевских имен Шотландии. Сле­дует заметить, что расшифровка их усложняется из-за нескольких обстоятельств. Самые ранние имена вождей («королей») относятся к бесписьменному периоду; до нас они дошли через хроники и предания более позднего времени. Орфография (до появления книгопечатания) была весьма неустойчивой. Произношение имен меня­лось тоже. В итоге для некоторых имен их написание и расшифровка являются общеустановленными, а для не­которых — вариативными.

Кельтские и германские имела. Альпин {кельт. а1р, гора) - «горец». Ангус (гэльск. Aonghas, ирл. Aoghus) -«единственный», имя кельтского бога любви. Вильгельм (Вильям) (верхненемецк. willeo, willio, «любимое, же­ланное» + helm, helmut, «защита», ср. «шлем») - «за­щитник тех, кто любимы». (Не забудем: «любимый»


для архаики означает не столько эротику, сколько од­ного из «своих», близких или приближенных.) Дональд (ирл. donghal) — «смуглый чужеземец», или (гэльск. domhnall) - «повелитель мира». Карл (норман. karl) -«мужчина», имя в честь Карла Великого, основателя Священной Римской Империи. Кеннет (гэльск. caioneach) - «красивый». Малькольм (гэльск.) - «уче­ник Св. Колумбы», т.е. христианин. Роберт(древневерх.-нем. Hruod, ruod, «слава+beracht, percht, «яркий, бли­стающий») - «блещущий славой». Фергюс (гэльск.) -«мужская сила». Эдгар (аигло-сакс. ead&, «богатство, уда­ча» + gar, «копье») — «богатый от копья», т.е. от воен­ной добычи.

Античные, ветхозаветные и христианские имена. Алекзандер (Александр) (греч. «защитник людей») -имя в честь Александра Македонского (Великого). Ге­орг (Георгий) (греч. «земледелец», расширительно «тот, кто ведет хозяйство») - имя в честь Св. Георгия Побе­доносца, воина-мученика, драконоборца. Давид (древ­неевр. «возлюбленный») - имя в честь Царя-Пророка Давида, с которым связаны перенос столицы иудеев в Иерусалим и авторство псалмов. Джеймс (Яков, Иаков) (древнеевр. «запинатель») - имя в честь библейского Иакова, сына Авраама, и Ап. Иакова. Джон (Иоанн) (древнеевр. «благодать Божия») - имя в честь Пророка Иоанна Крестителя и Ап. Иоанна, одного из евангели­стов. Константин (лат. «постоянный») — имя в честь императора Византии Константина Великого, легализо­вавшего христианство, Анна (древвеевр. «милость») — имя в честь матери Богородицы. Маргарита (греч. (>вост.) «жемчужина») — имя в честь великомученицы Маргариты (иначе - Марины) Антиохийской. Мария (древнеевр. «госпожа») - имя в честь Богоматери.

** Хроника правления шотландских королей имеет, на современный взгляд, некоторые странности. Поста­раемся, — хотя бы вкратце, — их объяснить.

Начиная с первых же «королей» (по существу они еще ближе к вождям родоплеменных союзов), наследо­вание власти идет зигзагообразно. На престол сплошь да рядом восходит не сын предыдущего короля, а его брат или племянник. Да и происходит такая передача


власти путем отнюдь не всегда мирным. Брат-преемник порой насильно смещает (или даже убивает) брата-пра­вителя; племянник поступает точно так же с дядей, а дядя с племянниками; невинное, казалось бы, слово «ку­зен» предрекает или будущего убийцу, или будущего убитого, или того и другого в одном лице. При этом жены иных правителей сами происходят из той же ди­настии (кросс-кузенные браки в первом или во втором поколениях). Наконец, это перемещение власти из од­ной династической ветви в другую готовит почву для клановых распрей и для будущих претендентов на пре­стол. Ведь каждый из этих претендентов насчитывает среди своих предков хотя бы одного короля (а то и не одного).

Чем же можно тогда эти «зигзаги власти» мотивиро­вать? Самая общая мотивировка может быть такова: за внешней анархией скрывается несколько разных, но со­вместившихся принципов престолонаследия.

Во-первых, мужчины архаики и Средневековья - вои­ны. В походы, в дозоры, на битвы они выходили рано, совсем юными. Сыновья вождей исключения не составля­ли. Могло случиться так, что сыновья погибали (или по­падали в плен), не успевши - или едва успевши - занять престол. А могло наследника-сына и не быть: сам прави­тель мог умереть неженатым (как Малькольм IV Канмор, «Девственник»).

Во-вторых, сын начал наследовать отцу только в эпоху патриархата и только тогда, когда «малая» семья (муж, жена, дети) сделалась главной единицей социума. Но так было далеко не всегда - и не у всех народов. Матриархат признает лишь матрилинеарную систему наследования (по матери). Так оно и было у пиктов.

В-третьих, еще важнее для архаики общая концеп­ция власти. Всякая власть — «от Бога» (или, для языче­ства, от богов). Стало быть, вопрос, кому эта власть дос­танется, - это вопрос не столько юристики, сколько ха­ризмы. А харизматиком может оказаться совсем не тот, кто стоит к власти ближе по родству или по старшин­ству. Мандат на харизму для язычника или для полу-язычника-двоевера - успех. Значит, победитель в борьбе за престол доказывает тем самым и свое харизматичес­кое право на него. С другой стороны, архаико-средневе-


ковый правитель воплощает в своем лице «весь народ». Потому и выдвигает его *весь народ»; сперва общеродо­вое, общеплеыенное вече; затем — вече представителей; в конце кондов - совет знати. А подтверждает (или не подтверждает) правильность этого выбора Бог (или боги), даруя (или не даруя) избраннику победы, а его народу -процветание.

Итак, в древних представлениях о власти переплелись несколько принципов. 1) Власть-выбор и власть-дар. 2) Власть «от отцов» и власть «от матерей». 3) Власть-вне­шний успех и власть-внутренняя отмеченность. 4) Власть-насилие и власть-доверие. 5} Власть «своих» и власть «не-своих» (династии, пошедшие от чужеродцев и чужезем­цев).

Если на каком-то историческом витке принципы эти сосуществовали или сменяли друг друга более или ме­нее мирно, - передача власти тоже шла относительно спокойно. Если же они сталкивались или сменялись рез­ко, - начинались междоусобицы, заговоры и убийства. В истории Шотландии таких острых периодов было не­мало, начиная с первой же правящей династии Альпи-иов (середина IX - середина XI вв.).

Ее основатель, Кеннет I, действительно объединил пиктов и скоттов в одно государство. Однако объеди­нить земли и племена еще не значит объединить до конца традиции. У пиктов была традиция исчислять родство по матери, у скоттов — по отцу. Но у скоттов вдобавок действовала «танистри» (tanistry) - традиция избирать преемника правящему вождю-тану еще при его ясизии. Тогда в случае безвременной гибели '«коро­ля» (вождя) или его сыновей, а также при отсутствии мужского наследника или при его малолетстве, - пре­стол не останется вакантным, а спор за него не обернет­ся кровавым.

Что же выходило на самом деле? Первому королю из династии Альпинов, Кеннету I, наследовал не его сын, а его брат - Дональд I. Равные права на престол получали в будущем уже две семейные линии: МакКеннетов и Мак-Дональдов (по славянски «Кеннетовичей» и «Дональдо-вичей», обе - Альпины). Сын Кеянета, Константин I, наследовал уже не королю-отцу, а королю-дяде. Зато пос­ле Константина на трон опять взошел не его сын, а его


брат; Аэдх. Линия МакДональдов заждалась своего часа - и дольше ждать не захотела. Сын Дональда I, Гирик (Григорий), убил своего дядю, чтобы стать королем само­му. Заодно (видимо, опасаясь повторения сюжета) он сра­зу же делает соправителем, а следовательно, и преемни­ком собственного племянника, Эохайда. Почему племян­ника? Тут тоже мотивировок могло быть несколько.

Для матрилинеарного сознания племянник (особен­но если это сын сестры) - родич, не менее близкий, чем сын. Для патриархальной же традиции брат отца - «вто­рой отец». Передавая власть племяннику (по причинам, которые объяснены выше), правитель, в сущности, пе­редавал ее своему «второму сыну». Значит, всякий пле­мянник уже от рождения становился потенциальным конкурентом для собственных кузенов, с одной сторо­ны, - и для собственных дядей, с другой, ибо те могли опередить его на троне. А конкурентов стараются уби­рать.

Дальше на авансцену шотландской истории выходят две другие (но тоже братские) ветви Алыганов. Почти сто лет их престолонаследники перемежаются мирно. В середине X века, однако, «война кузенов» (или внуча­тых племянников) возобновляется. Внук Аэдха, Ин-дульф, будет убит в бою правнуком Константина {, Дуб-хом. Дубха, в свой черед, свергнет правнук Аэдха Ку-лен. А ведь, помимо борьбы за власть, архаическим об­ществом управляет еще и кровная месть. Поэтому брата Кулена вскоре убьет брат Дубха, Кеннет II, - но и сам он будет убит сыном Кулена, Константином III. Так в конфликт втягиваются все новые и новые поколения, -пока в первой трети XI века, после 200 лет существова­ния, династии Альпинов не придет конец. А дальше — следующий «кузен», МакБет, снова убьет в бою своего «кузена», Дункана I (1040); а там, через полвека, уже при новой династии, Канморах, Дональд Ш возьмет в осаду столицу Шотландии, Эдинбург (1093). Зачем? Что­бы не то убить, не то заточить пожизненно в тюрьму своих же племянников - сыновей Малькольма III. И дальше то же самое: дядей будут убирать племянники, а дядиных детей - мстители-кузены.

К XII веку такого рода сюжеты кажутся ушедшими в прошлое. Однако традиция не ушла - она затаилась.


Стоит Шотландии опять попасть в ситуацию «интеррег-нума», междуцарствия, - как та же «война родичей» возвращается в виде «войны претендентов». Или иначе: сами претенденты снова оказываются родственниками — то ли по собственной генеалогии, то ли по генеалогии жен. (На которых и женятся-то зачастую с умыслом: укрепить собственные права или права своего потомства на престол.) А это ведет к «тирании женщине (Дж. Нокс): правлению королев или вдовствующих королев-регентш. Этим объясняется скорбное предсказание умирающего Якова V, отца Марии I Стюарт: «Женщина положила начало нашей династии - женщина положит ей и ко­нец». (Предсказание сбылось в лице Марии II, после­дней соправительницы, и Анны I, последней правитель­ницы из дома Стюартов).

Подобная цепкость прошлого в умах и душах людей по-своему трагична. Но трагедия - это урок, а не аб­сурд. На собственной крови Шотландия училась одно­временно и отрываться от своего прошлого, и не забы­вать о его живучести.

В заключение покажем, как отразился этот урок: династический, но и духовный, — на событиях XX века, причем событиях, относящихся непосредственно к Кры­му. Известно, что в отличие от «уральской* судьбы у последних правителей из династии Романовых, «крым­ская» их судьба после 1917 года была не в пример мило­стивей. За матерью Николая I, вдовствующей императ­рицей Марией Федоровной, в Крым прислали британс­кий корабль. Бе и некоторых других родичей вывезли, и они остались в живых. Что это значит с точки зрения шотландской истории? Это значит: в живых осталась та, кто в 11-м поколении была родственницей последне­го суверенного шотландского короля, Якова VI Стюар­та; в 19-м поколении — родственницей восстановителя шотландской государственности, Роберта I Брюса; а при­мерно в 33-м поколении — родственницей основателя этой государственности, Кеннета I МакАльпина.

Если же читателям нашей антологии покажется, что вся эта династическая цепочка лично их касается мало, добавим еще кое-что - для наглядности. Каждое новое поколение, по архаическому счету, вырастает в среднем через 20-21 год. Древние кельты побывали и в Украи-


не, и в Крыму; древние германцы (готы) также. Побы­вали — то есть оставили е нас свой культурный и даже генетический след. От сегодняшних крымчан до пер­вых шотландцев-скоттов всего около 70 «колен*, а до первопоселенцев эпохи неолита - всего около 200. Один-единственный «поезд поколений», в котором от каждо­го «колена» было бы по одному человеку, - поезд, иду­щий из прошлого в будущее, — вместил бы нас всех.

Проф. Марина Новикова


СОДЕРЖАНИЕ

Зачем нам Шотландия?

(Вместо предисловия).................................. 5

I......................................................................... Истоки 10

II. Средние века. Ренессанс.

Реформация................................................. 62

III. Воссоединение Англии с
Шотландией. Реставрация.

Претенденты............................................... 117

IV..................................................................... Романтизм, неоромантизм,
национальное возрождение................................. 206

Основные вехи

в истории Шотландии.............................. 275

Правители Шотландии............................ 303


Готовятся к изданию:

Любовь по -шотландски. Юмор по-шотландски. Застолье по-шотландски.

Планируются выпуски:

Короли, королевы и политики по-шотландски. Достопримечательности по-шотландски. Вера и суеверия по-шотландски.

Издания осуществляются по мере накопления заказов. При оптовых заявках (до 10 экз.) - каж­дый 10-й экз. бесплатно.

Пересылка по почте - без торговой наценки.

Адрес редколлегии:

кафедра русской и зарубежной литературы, Тав­рический национальный университет им. В. И. Вер­надского, просп. Вернадского, 4, г. Симферополь, Крым, Украина, 95007.

Е-та11: сгсп@таП.ги


Лггературно-художне виданяя

ШОТЛАНДИИ КРОВАВАЯ ЛУНА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1339 - | 943 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.