Великой Британии (XVII—XVIII вв.)
XVII век
Яков (Иаков) I (VI) Стюарт. 1003-1625
Карл (Charles) I Стюарт, сын Якова I. 1603-1625
Великая Смута (The Great Munity) 1625-1649
Карл II Стюарт, сын Карла I. 1649-1660
Яков (Иаков) II Стюарт, второй сын 1660-1685
Карла I, брат Карла II. Славная Революция (The Glorious Revolution 1685-1688
Мария II Стюарт, дочь Карла I. 1688-1689
Вильям (Вильгельм) III Оранский (of 1689-1694
Orange), муж и соправитель Марии
II, внучатый племянник Карла I и
Якова П.
XVIII век
Вильям III. 1689-1702
Анна (Аппе) I Стюарт, дочь Якова И. 1702-1714
Последняя королева из династии
Стюартов. Георг (George) I Гановер (Hanoverг), вну- 1714-1727
чатый племянник Карла I и Якова
II. Первый король из династии Га-
новеров.
Георг II Гановер, сын Георга I. 1727-1760
Георг III Гановер, сын Георга II. 1760-1820
Претенденты на шотландский престол (XVIII в.)
Джеймс (Яков) Франциск (Francis) Ою- род. 1688 - арт, он же «Старший Претендент» ум. 1760 (The Old Pretender), сын Якова II, сводный брат Анны I.
Чарльз (Карл) Эдуард Луи (Lois) Филипп род. 1720 - (Philip) Казимир (Kazimir) Стюарт, ум. 1788 он же "Младший Претендент" (the Young Preyender), он же «Красавчик Чарли» (Bonnie Charlie), сын Джеймса Стюарта, внук Якова II.
Прямые потомки династии Стюартов
ХУШ в.
Генри (Генрих, Непгу) Бенедикт (ВепесИсе) Мария (Mariaа) Климент (С1етепсе) Стюарт, Герцог-Кардинал Йоркский (Duke Cardinal of York), сын Джеймса Стюарта, брат Чарльза Эдуарда Стюарта, внук Якова II.
род. 1725 ум.1807
XIX в.
Граф Роенштартский (Roehenstart), последний прямой потомок Чарльза Эдуарда Стюарта.
погиб в 1854 г., в уличном дорожном происшествии
Потомки по боковым линиям***
Джон Патрик (Patrick) Крихтон-Стюарт 1847-1900 (Crichton-Stuart), лорд-ректор Свято-Андреевского (Сент-Эндрюсского,St. Andrews) университета, и др.
Таких потомков было и осталось много - и в Шотландии, и за ее пределами. Отдельного рассмотрения заслуживают все боковые ветви Стюартов (как и Брюсов, а, может быть, и более ранних Канморов и Альпинов): среди них было немало выдающихся деятелей. Особая тема - родственные связи шотландских королей с другими правящими домами Европы. Здесь упомянут лишь одив «боковой» потомок — он тоже поддержал «университетскую» традицию шотландской знати.
* Круг имен у правящих династий Западной Европы формировался постепенно, от раннего Средневековья и до Нового времени. Складывался этот именник из нескольких пластов. 1. Языческие «говорящие» имена-прозвища (у родовых, клановых, а затем и племенных вождей). 2. Христианские имена, дававшиеся при крещении. Долгое время обращенные в христианство европейцы носили двойное имя: одно - церковное, даваемое по святцам, в честь библейских лиц и христианских святых, и другое - «мирское», употреблявшееся в быту, даваемое на старый языческий лад. 3. Прецедентные (престижные) имена. Они могли быть и языческими, «местными» (кельтскими, германскими, романскими, на Востоке Европы - славянскими и т. д.), - и биб-лейско-христианскими (почерпнутыми в основном из древнееврейского и древнегреческого языков, а также из латыни - языка, на котором распространялась в За-
ладной Европе Библия). Но, ставши единожды именем особо славного властителя, потом такое имя давалось уже намеренно, в его память и честь.
Для того, чтобы правильно понять смысл «венценосных» имен, - надо еще помнить о том, чем вообще было имя для древнего человека сначала язычника, позже христианина. Оно никогда не давалось по личной прихоти. Имя «портретное: оно должно отражать самые существенные качества своего носителя. Имя «паспортно»: оно указывает на род, к которому его носитель принадлежит; на местность, откуда тот произошел; на этническую, сословную, часто и профессиональную принадлежность. Имя «программно»: оно не только фиксирует характер и статус человека, каков тот есть, - оно еще и предсказывает (ибо ориентирует на то), каким тот будет. Поэтому имя служит человеку чем-то вроде дорожного указателя на жизненном пути. С одной стороны, оно указует назад: на прошлое, на уважаемых предков или святых покровителей - как на модель для усвоения и подражания. С другой стороны, имя повернуто вперед: в будущее, где человеку предстоит выполнить этот завет прошлого, реализовать себя по этой модели - и, т. о., оказаться соответствующим или трагически не соответствующим своей судьбе (если это еще эпоха языческая), своей миссии (если это уже эпоха христианская).
Даем расшифровку некоторых наиболее частых (или наиболее важных) королевских имен Шотландии. Следует заметить, что расшифровка их усложняется из-за нескольких обстоятельств. Самые ранние имена вождей («королей») относятся к бесписьменному периоду; до нас они дошли через хроники и предания более позднего времени. Орфография (до появления книгопечатания) была весьма неустойчивой. Произношение имен менялось тоже. В итоге для некоторых имен их написание и расшифровка являются общеустановленными, а для некоторых — вариативными.
Кельтские и германские имела. Альпин {кельт. а1р, гора) - «горец». Ангус (гэльск. Aonghas, ирл. Aoghus) -«единственный», имя кельтского бога любви. Вильгельм (Вильям) (верхненемецк. willeo, willio, «любимое, желанное» + helm, helmut, «защита», ср. «шлем») - «защитник тех, кто любимы». (Не забудем: «любимый»
для архаики означает не столько эротику, сколько одного из «своих», близких или приближенных.) Дональд (ирл. donghal) — «смуглый чужеземец», или (гэльск. domhnall) - «повелитель мира». Карл (норман. karl) -«мужчина», имя в честь Карла Великого, основателя Священной Римской Империи. Кеннет (гэльск. caioneach) - «красивый». Малькольм (гэльск.) - «ученик Св. Колумбы», т.е. христианин. Роберт(древневерх.-нем. Hruod, ruod, «слава+beracht, percht, «яркий, блистающий») - «блещущий славой». Фергюс (гэльск.) -«мужская сила». Эдгар (аигло-сакс. ead&, «богатство, удача» + gar, «копье») — «богатый от копья», т.е. от военной добычи.
Античные, ветхозаветные и христианские имена. Алекзандер (Александр) (греч. «защитник людей») -имя в честь Александра Македонского (Великого). Георг (Георгий) (греч. «земледелец», расширительно «тот, кто ведет хозяйство») - имя в честь Св. Георгия Победоносца, воина-мученика, драконоборца. Давид (древнеевр. «возлюбленный») - имя в честь Царя-Пророка Давида, с которым связаны перенос столицы иудеев в Иерусалим и авторство псалмов. Джеймс (Яков, Иаков) (древнеевр. «запинатель») - имя в честь библейского Иакова, сына Авраама, и Ап. Иакова. Джон (Иоанн) (древнеевр. «благодать Божия») - имя в честь Пророка Иоанна Крестителя и Ап. Иоанна, одного из евангелистов. Константин (лат. «постоянный») — имя в честь императора Византии Константина Великого, легализовавшего христианство, Анна (древвеевр. «милость») — имя в честь матери Богородицы. Маргарита (греч. (>вост.) «жемчужина») — имя в честь великомученицы Маргариты (иначе - Марины) Антиохийской. Мария (древнеевр. «госпожа») - имя в честь Богоматери.
** Хроника правления шотландских королей имеет, на современный взгляд, некоторые странности. Постараемся, — хотя бы вкратце, — их объяснить.
Начиная с первых же «королей» (по существу они еще ближе к вождям родоплеменных союзов), наследование власти идет зигзагообразно. На престол сплошь да рядом восходит не сын предыдущего короля, а его брат или племянник. Да и происходит такая передача
власти путем отнюдь не всегда мирным. Брат-преемник порой насильно смещает (или даже убивает) брата-правителя; племянник поступает точно так же с дядей, а дядя с племянниками; невинное, казалось бы, слово «кузен» предрекает или будущего убийцу, или будущего убитого, или того и другого в одном лице. При этом жены иных правителей сами происходят из той же династии (кросс-кузенные браки в первом или во втором поколениях). Наконец, это перемещение власти из одной династической ветви в другую готовит почву для клановых распрей и для будущих претендентов на престол. Ведь каждый из этих претендентов насчитывает среди своих предков хотя бы одного короля (а то и не одного).
Чем же можно тогда эти «зигзаги власти» мотивировать? Самая общая мотивировка может быть такова: за внешней анархией скрывается несколько разных, но совместившихся принципов престолонаследия.
Во-первых, мужчины архаики и Средневековья - воины. В походы, в дозоры, на битвы они выходили рано, совсем юными. Сыновья вождей исключения не составляли. Могло случиться так, что сыновья погибали (или попадали в плен), не успевши - или едва успевши - занять престол. А могло наследника-сына и не быть: сам правитель мог умереть неженатым (как Малькольм IV Канмор, «Девственник»).
Во-вторых, сын начал наследовать отцу только в эпоху патриархата и только тогда, когда «малая» семья (муж, жена, дети) сделалась главной единицей социума. Но так было далеко не всегда - и не у всех народов. Матриархат признает лишь матрилинеарную систему наследования (по матери). Так оно и было у пиктов.
В-третьих, еще важнее для архаики общая концепция власти. Всякая власть — «от Бога» (или, для язычества, от богов). Стало быть, вопрос, кому эта власть достанется, - это вопрос не столько юристики, сколько харизмы. А харизматиком может оказаться совсем не тот, кто стоит к власти ближе по родству или по старшинству. Мандат на харизму для язычника или для полу-язычника-двоевера - успех. Значит, победитель в борьбе за престол доказывает тем самым и свое харизматическое право на него. С другой стороны, архаико-средневе-
ковый правитель воплощает в своем лице «весь народ». Потому и выдвигает его *весь народ»; сперва общеродовое, общеплеыенное вече; затем — вече представителей; в конце кондов - совет знати. А подтверждает (или не подтверждает) правильность этого выбора Бог (или боги), даруя (или не даруя) избраннику победы, а его народу -процветание.
Итак, в древних представлениях о власти переплелись несколько принципов. 1) Власть-выбор и власть-дар. 2) Власть «от отцов» и власть «от матерей». 3) Власть-внешний успех и власть-внутренняя отмеченность. 4) Власть-насилие и власть-доверие. 5} Власть «своих» и власть «не-своих» (династии, пошедшие от чужеродцев и чужеземцев).
Если на каком-то историческом витке принципы эти сосуществовали или сменяли друг друга более или менее мирно, - передача власти тоже шла относительно спокойно. Если же они сталкивались или сменялись резко, - начинались междоусобицы, заговоры и убийства. В истории Шотландии таких острых периодов было немало, начиная с первой же правящей династии Альпи-иов (середина IX - середина XI вв.).
Ее основатель, Кеннет I, действительно объединил пиктов и скоттов в одно государство. Однако объединить земли и племена еще не значит объединить до конца традиции. У пиктов была традиция исчислять родство по матери, у скоттов — по отцу. Но у скоттов вдобавок действовала «танистри» (tanistry) - традиция избирать преемника правящему вождю-тану еще при его ясизии. Тогда в случае безвременной гибели '«короля» (вождя) или его сыновей, а также при отсутствии мужского наследника или при его малолетстве, - престол не останется вакантным, а спор за него не обернется кровавым.
Что же выходило на самом деле? Первому королю из династии Альпинов, Кеннету I, наследовал не его сын, а его брат - Дональд I. Равные права на престол получали в будущем уже две семейные линии: МакКеннетов и Мак-Дональдов (по славянски «Кеннетовичей» и «Дональдо-вичей», обе - Альпины). Сын Кеянета, Константин I, наследовал уже не королю-отцу, а королю-дяде. Зато после Константина на трон опять взошел не его сын, а его
брат; Аэдх. Линия МакДональдов заждалась своего часа - и дольше ждать не захотела. Сын Дональда I, Гирик (Григорий), убил своего дядю, чтобы стать королем самому. Заодно (видимо, опасаясь повторения сюжета) он сразу же делает соправителем, а следовательно, и преемником собственного племянника, Эохайда. Почему племянника? Тут тоже мотивировок могло быть несколько.
Для матрилинеарного сознания племянник (особенно если это сын сестры) - родич, не менее близкий, чем сын. Для патриархальной же традиции брат отца - «второй отец». Передавая власть племяннику (по причинам, которые объяснены выше), правитель, в сущности, передавал ее своему «второму сыну». Значит, всякий племянник уже от рождения становился потенциальным конкурентом для собственных кузенов, с одной стороны, - и для собственных дядей, с другой, ибо те могли опередить его на троне. А конкурентов стараются убирать.
Дальше на авансцену шотландской истории выходят две другие (но тоже братские) ветви Алыганов. Почти сто лет их престолонаследники перемежаются мирно. В середине X века, однако, «война кузенов» (или внучатых племянников) возобновляется. Внук Аэдха, Ин-дульф, будет убит в бою правнуком Константина {, Дуб-хом. Дубха, в свой черед, свергнет правнук Аэдха Ку-лен. А ведь, помимо борьбы за власть, архаическим обществом управляет еще и кровная месть. Поэтому брата Кулена вскоре убьет брат Дубха, Кеннет II, - но и сам он будет убит сыном Кулена, Константином III. Так в конфликт втягиваются все новые и новые поколения, -пока в первой трети XI века, после 200 лет существования, династии Альпинов не придет конец. А дальше — следующий «кузен», МакБет, снова убьет в бою своего «кузена», Дункана I (1040); а там, через полвека, уже при новой династии, Канморах, Дональд Ш возьмет в осаду столицу Шотландии, Эдинбург (1093). Зачем? Чтобы не то убить, не то заточить пожизненно в тюрьму своих же племянников - сыновей Малькольма III. И дальше то же самое: дядей будут убирать племянники, а дядиных детей - мстители-кузены.
К XII веку такого рода сюжеты кажутся ушедшими в прошлое. Однако традиция не ушла - она затаилась.
Стоит Шотландии опять попасть в ситуацию «интеррег-нума», междуцарствия, - как та же «война родичей» возвращается в виде «войны претендентов». Или иначе: сами претенденты снова оказываются родственниками — то ли по собственной генеалогии, то ли по генеалогии жен. (На которых и женятся-то зачастую с умыслом: укрепить собственные права или права своего потомства на престол.) А это ведет к «тирании женщине (Дж. Нокс): правлению королев или вдовствующих королев-регентш. Этим объясняется скорбное предсказание умирающего Якова V, отца Марии I Стюарт: «Женщина положила начало нашей династии - женщина положит ей и конец». (Предсказание сбылось в лице Марии II, последней соправительницы, и Анны I, последней правительницы из дома Стюартов).
Подобная цепкость прошлого в умах и душах людей по-своему трагична. Но трагедия - это урок, а не абсурд. На собственной крови Шотландия училась одновременно и отрываться от своего прошлого, и не забывать о его живучести.
В заключение покажем, как отразился этот урок: династический, но и духовный, — на событиях XX века, причем событиях, относящихся непосредственно к Крыму. Известно, что в отличие от «уральской* судьбы у последних правителей из династии Романовых, «крымская» их судьба после 1917 года была не в пример милостивей. За матерью Николая I, вдовствующей императрицей Марией Федоровной, в Крым прислали британский корабль. Бе и некоторых других родичей вывезли, и они остались в живых. Что это значит с точки зрения шотландской истории? Это значит: в живых осталась та, кто в 11-м поколении была родственницей последнего суверенного шотландского короля, Якова VI Стюарта; в 19-м поколении — родственницей восстановителя шотландской государственности, Роберта I Брюса; а примерно в 33-м поколении — родственницей основателя этой государственности, Кеннета I МакАльпина.
Если же читателям нашей антологии покажется, что вся эта династическая цепочка лично их касается мало, добавим еще кое-что - для наглядности. Каждое новое поколение, по архаическому счету, вырастает в среднем через 20-21 год. Древние кельты побывали и в Украи-
не, и в Крыму; древние германцы (готы) также. Побывали — то есть оставили е нас свой культурный и даже генетический след. От сегодняшних крымчан до первых шотландцев-скоттов всего около 70 «колен*, а до первопоселенцев эпохи неолита - всего около 200. Один-единственный «поезд поколений», в котором от каждого «колена» было бы по одному человеку, - поезд, идущий из прошлого в будущее, — вместил бы нас всех.
Проф. Марина Новикова
СОДЕРЖАНИЕ
Зачем нам Шотландия?
(Вместо предисловия).................................. 5
I......................................................................... Истоки 10
II. Средние века. Ренессанс.
Реформация................................................. 62
III. Воссоединение Англии с
Шотландией. Реставрация.
Претенденты............................................... 117
IV..................................................................... Романтизм, неоромантизм,
национальное возрождение................................. 206
Основные вехи
в истории Шотландии.............................. 275
Правители Шотландии............................ 303
Готовятся к изданию:
Любовь по -шотландски. Юмор по-шотландски. Застолье по-шотландски.
Планируются выпуски:
Короли, королевы и политики по-шотландски. Достопримечательности по-шотландски. Вера и суеверия по-шотландски.
Издания осуществляются по мере накопления заказов. При оптовых заявках (до 10 экз.) - каждый 10-й экз. бесплатно.
Пересылка по почте - без торговой наценки.
Адрес редколлегии:
кафедра русской и зарубежной литературы, Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, просп. Вернадского, 4, г. Симферополь, Крым, Украина, 95007.
Е-та11: сгсп@таП.ги
Лггературно-художне виданяя
ШОТЛАНДИИ КРОВАВАЯ ЛУНА