Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Шарль Лебрен //мастера искусства об искусстве. Т. 3. М., 1967.

[284]

(1619—1690)

Лебрен родился в Париже в семье худож­ника в 1619 году. Его учителем был Симон Вуэ, глава французского барокко первой половины столетия. Однако, когда в 1640 го­ду приехал в Париж Пуссен, Лебрен сде­лался одним из его наиболее горячих почи­тателей и последователей. В 1642 году он вместе с Пуссеном отправился в Рим, где стал изучать и копировать Рафаэля, Карраччи, Гвидо Рени. На относящихся к этому времени исторических композициях Лебрена сильно сказывается влияние итальянских академиков и Пуссена («Муций Сцевола» и «Смерть Катона» в Лувре).

В 1646 году Лебрен возвращается в Па­риж. Для него наступает наиболее блестя­щий период деятельности. В 1658 году он выполняет для Фуке росписи в замке Во ле Виконт, явившемся одним из самых замеча­тельных памятников французского искус­ства XVII века. В 1660 году Лебрен пишет для короля картину «Александр в палатке Дария» (Париж, Лувр) и затем серию ра­бот, изображающих подвиги Александра Македонского. В 1662 году он получает зва­ние «первого живописца короля» и ста­вится во главе мануфактуры гобеленов. 284

На 1670-е годы падают его работы в Вер­сальском дворце, главное место среди кото­рых занимает плафон в Зеркальной гале­рее: в центре — апофеоз Людовика XIV, а по бокам — 8 медальонов с изображением истории его царствования. В 80-х годах Лебрен выполняет декоративные росписи целого ряда дворцов и замков (Марли, Со и др.). Умер Лебрен в 1690 году. В последние годы жизни, после смерти покровительство­вавшего ему Кольбера, Лебрен утратил свое руководящее положение, а титул «первого живописца короля» был передан его закля­тому врагу Пьеру Миньяру.

Шарль Лебрен — ведущая фигура фран­цузского искусства середины XVII века, эпохи Людовика XIV. Зн ачение Лебрена объясняется не столько художественной одаренностью, сколько размахом организа­ционной деятельности. Получив звание «первого живописца короля», он становится осуществителем идеи государственного про­текционизма в области искусства. Лебрен — один из основателей и долгое время дирек­тор Академии живописи и скульптуры. Он и группирующиеся вокруг него мастера вы­полняли все декоративные работы в коро­левских дворцах, замках и особняках круп­нейших представителей бюрократической и придворной знати. Все работы велись под его непосредственным руководством, роспи­си и скульптурные украшения выполнялись по его эскизам. Таким образом, Лебрен выступал главным законодателем «высокого стиля» (grand stile), который господство­вал при Людовике XIV. В качестве директо­ра королевской мануфактуры гобеленов Лебрен возглавлял также и всю художест­венную промышленность страны. Ковры ткались по его картинам и служили одним из средств пропаганды «grand stile» далеко да пределами Франции.

 

[285]

Как теоретик Лебрен выступал в качестве создателя французской академической док­трины. Теоретические труды Лебрена пред­ставляют собой доклады, читанные им на заседаниях Академии. Он ставил перед со­бой задачу дать своим слушателям готовую рецептуру «высокого стиля». Таким докла­дом, прочитанным на заседании Академии в 1667 году, был его трактат «О методе изо­бражения страстей», опубликованный не­большой книжечкой уже после смерти ху­дожника в 1698 году (Charles Le В r u n, Methode pour apprendre a dessiner les passions proposee dans une conference sur 1'expression generale et particuliere, Amsterdam — Paris, 1698).

В первой части этой работы Лебрен из­лагает декартовский трактат о страстях. Во второй, которая является по существу ори­гинальным произведением Лебрена, он опи­сывает изменения, вызываемые тем или иным аффектом в лице человека, и дает академические рецепты изображения этих переживаний на картине.

Перевод отрывков из трактата и речей Лебрена сделан В. К. Герц по изданиям:

Charles Le Brun, Methode pour ap­prendre a dessiner les passions, Amsterdam, 1713; A. F о n t a i n e, Les doctrines d'art en France de Poussin a Diderot, Paris, 1906.

О МЕТОДЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТРАСТЕЙ (1667)

Господа, на последнем заседании вы одобрили мое намерение побе­седовать с вами о выражении (expression). Необходимо прежде всего установить, в чем оно заключается.

Выражение, по моему мнению, есть простое и естественное сход­ство вещей, которые изображаются. Оно необходимо и проникает во все части живописи; картина не может быть совершенной без вы­ражения. Именно оно отмечает истинный характер каждой вещи;

 

[286 ]

благодаря ей мы различаем природу тел; фигуры кажутся движу­щимися, и все, что изображено, производит впечатление истинного. Оно присутствует в красках точно так же, как в рисунке; оно не­обходимо в изображении пейзажа и в группе фигур. Это то, господа, что я пытался объяснить вам в прошлых лекциях. Сегодня я попытаюсь показать вам, что выражение есть также та сторона живописи, которая отмечает движение души, то, что делает видимым и действия страсти. Так как в действительности большая часть страстей души вызывает телесные изменения, необходимо, чтобы мы знали, каковы же эти изменения, которые должны выра­жать страсти... Когда брови поднимаются посредине, это движение вызывает приятное переживание. Следует заметить, что когда бровь приподымается в середине, рот приподымается в углах, а при печали — в середине. Но когда бровь опускается в середине, это движение означает те­лесное страдание и тогда производит обратное впечатление, потому что углы рта опускаются.

В смехе все части лица следуют друг за другом, ибо брови, опу­скаясь к центру лба, заставляют нос, рот и глаза совершать то же движение.

При плаче движения сложны и противоречивы, потому что бровь опускается в сторону носа и глаз, а рот приподнимается в эту же сторону. Следует еще отметить, что когда сердце безжизненно, то таковы же и все черты лица. И, наоборот, когда сердце испытывает какую-либо страсть, оно разогревается и напрягается, и это движение передается всем чер­там лица, в особенности рту, что доказывает, как я уже говорил, что Эта часть лица наиболее сильно отражает движение сердца. Ибо можно заметить, что когда оно ноет, рот опускается в углах, когда оно довольно, углы рта подымаются кверху, когда оно чувствует отвращение, рот выпячивается вперед и приподымается в середине.

Восхищение

Как мы уже говорили, восхищение является первой и самой умерен­ной из всех страстей, при которой сердце испытывает наименьшее возбуждение.

Лицо также весьма мало меняется во всех чертах, а если измене­ние есть, то оно проявляется лишь в поднятии бровей, но обе сто­роны остаются одинаковыми, глаза раскрыты несколько более обык­новенного, зрачок не движется между веками, прикованный к вы­звавшему восхищение предмету. Рот слегка приоткрыт, но нисколько не искажен, так же как и все остальные черты лица. Эта страсть Шарль Лебрен

 

[287]

вызывает лишь замедление движения, чтобы дать душе время рассу­дить, что ей делать и рассмотреть со вниманием представившийся предмет. Если он редок и необыкновенен, то из первого простого движения — восхищения — рождается уважение.

Восторг

Если же восхищение направлено на что-либо, что выше понимания души, как, например, всемогущество бога и его величие, тогда движения восхищения и почтения будут отличаться от вышеописан­ных; ибо голова будет наклонена в сторону сердца, а брови подняты кверху так же, как и зрачок. Наклоненная таким образом голова означает преклонение души.

Поэтому же глаза и брови подняты кверху, где они как бы пы­таются открыть то, что душа не может постичь. Рот приоткрыт, его углы чуть-чуть приподняты, что свидетельствует о переживаемом восторге.

Страх

Страх, когда он очень силен, выражается в том, что у пораженного им брови сильно подняты в середине, а мускулы, вызывающие их движение, резко обозначены, тесно сжаты и падают на нос, который как бы стянут в верхней части так же, как и ноздри; глаза должны казаться широко раскрытыми, верхнее веко спрятанным под бро­вью, белок должен быть обрамлен красным, зрачок кажется как бы блуждающим и находится скорее внизу глаза, чем наверху. Нижняя часть век должна казаться вспухшей и синеватой, мускулы носа и рук также вспухают, мускулы щек крайне жестко очерчены и при­нимают остроконечную форму по сторонам ноздрей. Рот будет ши­роко открыт, и углы его резко обозначатся. Все должно быть резко обрисовано как на лбу, так и вокруг глаз. Мускулы и вены на шее сильно напряжены, волосы всклокочены, цвет лица должен быть бледный и синеватый так же, как и кончик носа, губы, уши и про­странство вокруг глаз.

Если глаза при э той страсти необычайно широко раскрыты, то это потому, что душа пользуется ими, дабы распознать природу предмета, внушающего страх; брови, опущенные с одной стороны и приподнятые с другой, показывают стремление приблизиться к мозгу, чтобы защитить его от зла, которое видит душа. Часть бровей, кото­рая опущена и кажется взбухшей, свидетельствует о том, что мозг направляет сюда множество маленьких духов для того, чтобы огра­дить душу от грозящего ей зла.

 

[288]

Широко открытый рот показывает стеснение сердца от приливаю­щей к нему крови, что заставляет его делать усилие для дыхания, от которого рот широко раскрывается.

Простая любовь

Когда эта страсть проста, ее движения также нежны и просты, ибо лоб гладкий, брови слегка приподняты с той стороны, где находится Зрачок, голова наклонена в сторону предмета, вызывающего любовь. Глаза должны быть умеренно раскрыты, белок — яркий и блестя­щий, зрачок мягко повернут в ту сторону, где находится предмет любви, он слегка сверкает и приподнят. Нос не испытывает никаких изменений, так же как и все остальные черты лица, они лишь на­полнены «духами», которые их оживляют и согревают и делают цвет лица более живым и румяным, особенно на щеках и губах; рот дол­жен быть немного приоткрыт, углы немного приподняты, губы ка­жутся влажными; эта влажность может происходить от паров, кото­рые поднимаются от сердца.

Отчаяние

Его можно выразить в образе человека, который скрежещет зубами, у которого на губах пена; он их кусает, лоб его испещрен морщи­нами, идущими сверху вниз. Брови нависли над глазами и сильно сжаты на переносице. Глаза горят и налиты кровью, блуждающий Зрачок спрятан под бровями и кажется непрерывно сверкающим. Веки вспухли и посинели, ноздри раздуты и приподняты, кончик носа опущен. Мускулы и сухожилия этой части лица сильно вспухли, так же как и все вены и нервы на лбу и висках и четырех частях лица. Верхняя часть щек будет казаться утолщенной, около челюсти они резко обозначены и вдавлены. Рот сильно оттянут назад, и рас­крыт он больше в углах, нежели в середине; нижняя губа распухла, отвисла и совершенно посинела так же, как и все остальное лицо;

волосы прямые и стоят дыбом.

Надежда

Когда мы желаем какого-либо блага и представляется возможным им овладеть, то это благо возбуждает в нас надежду. Но так как движе­ния этой страсти не столько внешние, сколько внутренние, мы ска­жем о ней немного и заметим только, что эта страсть держит все части тела в колебании между опасением и уверенностью. Так что если одна часть брови выражает страх, то другая выражает уверенность. Таким образом, все части тела и лица разделены и в них сме­шаны движения, вызываемые этими двумя чувствами...

Как мы сказали в начале нашей речи, что все другие части тела могут также служить выражению, то об этом следует сказать не­сколько слов. Удивление, не принося больших изменений для лица, не вызывает и волнений в других частях тела. Но при чувстве уважения фигура немного склонена, плечи слегка приподняты, руки согнуты и прижаты к телу, ладони открыты и сближаются, колени сгибаются. При восхищении или экстазе тело откинуто назад, руки воздеты с раскрытыми ладонями, все это движение обозначает порыв во­сторга.

ИЗ РЕЧЕЙ, ПРОИЗНЕСЕННЫХ НА ЗАСЕДАНИЯХ АКАДЕМИИ

Картина не может быть законченной во всех частях, если краска в ней не применена со знанием дела и экономно. [...]

Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас на­правляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение. [...]

Маляры стояли бы в одном ряду с живописцами, если бы рисунок не создавал между ними различия, ибо они тоже употребляют краски и почти так же хорошо знают, как их надо накладывать. [...]

Правила композиции не позволяют, чтобы на картине более низ­менные предметы заглушали более благородные или хотя бы преоб­ладали над ними, даже если бы и те и другие были одинаково необ­ходимы для разъяснения сюжета. [...]

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Железо-марганцевые конкреции дна океанов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2224 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2408 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.024 с.