Яркая образность и символичные красивые жесты создают ауру власти — они захватывают любого. Ставьте поэтому спектакли для окружающих, полные притягательных наглядных и лучащихся символов, которые бы преувеличивали долю вашего участия В ослеплении от зрелища никто не заметит, сколько на самом деле вами, сделано.
СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА (1) В начале 1780-х годов в Берлине только и говорили о необычной и удивительной медицинской практике доктора Вайследера. Он демонстрировал настоящие чудеса в огромном, перестроенном из пивного ресторана зале, возле которого удивленные берлинцы видели длиннейшие очереди слепых, хромых, людей со всевозможными хворями, не поддающимися обычному лечению. Когда разнеслась молва, что доктор в ходе лечения подвергает пациентов воздействию лунных лучей, его нарекли Лунным Доктором из Берлина. В 1783 году стало известно, что доктор Вайследер излечил состоятельную женщину от ужасной болезни. Он сразу же стал знаменитостью. Прежде у бывшего пивного ресторана видели только беднейших жителей Берлина, одетых в обноски и лохмотья. Теперь же здесь, когда солнце катилось к закату, останавливались роскошные кареты, из которых выходили господа в дорогих костюмах и дамы с замысловатыми высокими прическами. Приходили даже люди с самыми незначительными болезнями, порой из чистого любопытства. Пока они ждали в очереди, пациенты победнее объясняли господам и дамам, что доктор принимает, только когда луна нарастает. Многие добавляли, что уже подвергались воздействию целебных сил, которые доктор черпал из лунного света. Даже те, кому стало лучше, продолжали приходить, повинуясь притягательной силе его экспериментов. Внутри пивного ресторана посетителей встречал странный и волнующий спектакль. Зал плотно заполняла пестрая толпа всех сословий и национальностей, настоящее Вавилонское столпотворение. Сквозь высокие стрельчатые окна на северной стене | АНТОНИЙ И КЛЕОПАТРА . Но более всею она полагается на свою красоту и впечатление от своего обхождения.. Она.. поднимается по реке Кид-нос на судне с золотым носом, пурпуровыми парусами и серебряными веслами Судно движется под музыку, под звуки флейты, свирелей и цитр Сама Клеопатра лежит под балдахином, богато украшенным золотом, одетая подобно Венере, ее окружают и обвевают дети, изображающие амуров. У руля и снастей стоят прелестные женщины, изображая нереид и граций С жаровен разносятся по обоим берегам благоухания Судно провожает по суше несметная толпа, к которой присоединяются и жители города Тарсус, чтобы полюбоваться зрелищем Когда вследствие этого площадь для народных собраний опустела, Антоний, не покидавший судейского |
кресла, слышит, что Венера прибыла в гости к Бахусу, на счастье Азии. Антоний посылает просить Клеопатру на ужин, но она выражает желание принять его у себя. Антоний, желая выказать ей вежливость и не предубеждение, принимает приглашение и следует ему Он находит неописуемо великолепную обстановку, но особенно поражает его изобилие света. Говорят, что со всех сторон светило столько огней, висевших на стенах и расположенных с таким искусством вверху, внизу, в симметрических многоугольных и круговых фигурах, что из всех известных прекрасных и занимательных зрелищ немногие могли сравниться с этим. «Жизнь Антония», Плутарх (ок. 46— ок. 120 гг.) | зала лилось серебряное сияние лунного света. Доктор и его жена, которая, по-видимому, также могла лечить больных, практиковали на втором этаже, куда вела лестница, расположенная в конце зала. По мере того как очередь продвигалась к лестнице, больные слышали доносящиеся сверху крики и вопли, и начинались взволнованные пересуды о том, что это, кажется, прозрел слепой. Наверху очередь разделялась надвое, в северный кабинет к доктору и в южный к его супруге, которая принимала только жен-шин. Наконец после нескольких часов предвкушения и ожидания в очереди пациенты-мужчины представали перед самым удивительным доктором, пожилым человеком с торчащими пучками седых волос, энергичным, даже несколько нервозным. Он проводил к себе пациента (скажем, маленького мальчика, которого принес его отец), обнажал страдающую часть тела и поднимал мальчика к окну, к свету луны. Бормоча что-то неясное, доктор потирал больное место пациента, смотрел многозначительно на луну, а затем, получив свой гонорар, провожал мальчика и отца к выходу. Тем временем в комнате, выходящей окнами на юг, супруга доктора проделывала совершенно то же самое с пациентками — и это было странно. В самом деле, не могла же луна светить одновременно в двух местах. Другими словами, она не могла быть видна в окнах сразу обеих комнат. Очевидно, достаточно было самой мысли, идеи и символа луны, так как дамы не жаловались, доверительно сообщая потом, что целительные силы супруги Лунного Доктора не уступали его собственным. ТОЛКОВАНИЕ Доктор Вайследер, возможно, не имел никаких медицинских познаний, но был тонким |
знатоком человеческой натуры. Он догадался, что людям не всегда нужны слова, рациональные объяснения или демонстрация могущества науки. Они скорее нуждаются в непосредственном воздействии на чувства, проникновении в эмоциональную сферу. Дайте им это, а остальное они проделают сами — например, поверят, что их может излечить свет, отраженный от каменной глыбы в миллионах километров от них. У доктора Вайследера не было нужды в таблетках, ему не приходилось читать длинных лекций о природе и могуществе лунных лучей. Он понимал, что чем проще будет его спектакль, тем лучше — только лунный свет, заливающий комнату, лестница, ведущая к небу, лучи ночного светила, видимые или даже невидимые. И луна проявляла свою силу — она служила магнитом для фантазии, как и во все времена. Доктор приобрел власть, всего лишь отождествив себя с образом луны.
Помните: успешность продвижения к власти зависит от умения выбирать наиболее рациональный, кратчайший путь, требующий минимальных затрат. Следует уметь обмануть людские подозрения, обойти их упрямое сопротивление вашей воле. Образы — это чрезвычайно действенный обходной маневр: минуя голову, вместилище сомнений и упорства, они направляют свое воздействие прямо в сердце. Ошеломляя взор, они порождают мощные ассоциации, объединяют людей, волнуют их. Ослепленные белым сиянием луны, жертвы готовы обманываться и прекрасно поддаются вашему лечению.
СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА (2) В 1536 году будущий король Франции Генрих II встретил свою первую любовь — Диану де Пуатье. Тридцатисемилетняя Диана была вдовой сенешаля Нормандии, Генрих же, жиз-
В средние века тяга к символам была гораздо сильнее.... Символизм становится способом краткого изложения идей. Вместо того чтобы искать взаимоотношения между двумя предметами, следуя по скрытым окольным путям их причинных связей, мысль делает петлю и вскрывает эти отношения не в причинно-следственном аспекте, а в контексте значения.... Символическое мышление позволяет обнаружить бесконечное количество ассоциаций между предметами. В каждом предмете может быть зашифровано множество отдельных представлений, соответствующих различным свойствам, и каждое свойство может, в свою очередь, иметь множество символических значений. | нерадостный неоперившийся юнец, которому едва исполнилось семнадцать, только вступал на жизненный путь. Вначале их союз выглядел не более чем платоническим, и Генрих выказывал сильнейшую и возвышенную преданность Диане. Но скоро стало ясно, что он и ее постель предпочитает ложу своей молодой супруги Екатерины Медичи. В 1547 году скончался король Франциск, и Генрих унаследовал трон. Это изменение ситуации сулило Диане определенные опасности. Ей только что исполнилось сорок восемь. Неудивительно, что, несмотря на холодные ванны и омолаживающие снадобья, которыми она, по слухам, пользовалась, возраст начинал брать свое. Теперь, когда Генрих стал королем, он мог вернуться на брачное ложе и поступить так, как другие короли, — выбрать себе любовницу из числа красавиц, какими, к зависти всей Европы, изобиловал французский двор. Ему ведь было еще только двадцать восемь. Но Диана и не думала сдаваться. Она no-прежнему притягивала своего любовника, пленяла его так же, как и на протяжении прошедших одиннадцати лет. Секретным оружием Дианы де Пуатье были символы и образы, которым она всегда уделяла огромное внимание. В самом начале их связи с Генрихом она заказала кружево, в узоре которого были переплетены ее и его инициалы. Эмблема символизировала их союз. Это подействовало на Генриха как чары: он размешал эту эмблему повсюду — на своем королевском облачении, на памятниках и соборах, на фасаде Лувра, а затем в королевском дворце в Париже. Диана одевалась только в черное и белое — ее любимые цвета, и, где только возможно, в эти цвета была окрашена эмблема. Символ был легко узнаваемым, а его значение не было ни |
для кого тайной. Со временем, когда Генрих стал королем, Диана пошла еще дальше: она решила отождествить себя с римской богиней Дианой, в честь которой получила свое имя. Диана была богиней охоты, традиционного времяпрепровождения королей, страстно любимого Генрихом. Кроме того, в искусстве Возрождения Диана символизировала целомудрие и чистоту. Для женщины, подобной Диане, идентифицировать себя с богиней означало с новой силой вызвать к жизни все эти символы, которые бы мгновенно окружили ее ореолом уважения и почтительности. Подчеркнув этим символом их «целомудренные» отношения с Генрихом, она к тому же отгородила бы свое имя от представлений об адюльтере и себя от роли рядовой любовницы короля. Чтобы добиться задуманного, Диана полностью изменила свой замок в Ане. Прежний замок сровняли с землей, а на его месте было возведено величественное здание, напоминающее древнеримский храм, окруженное по периметру дорическими колоннами. Постройка была выполнена из белого нормандского камня с черными крапинами — природа как бы воспроизводила белый и черный цвета Дианы. Монограмма переплетенных инициалов ее и Генриха украшала колонны, двери, окна, ковры. Символы богини Дианы — полумесяцы, рогатые олени и гончие псы — красовались на воротах и фасаде. Внутренние покои были украшены гобеленами с изображением эпизодов из жизни богини. Гобелены висели на стенах и устилали полы. В саду возвышалась знаменитая статуя «Диана-охотница», которая ныне находится в Лувре. Статуя поражала портретным сходством с Дианой де Пуатье. Живописные и скульптурные изображения Дианы наполняли замок. Ане поразил воображение Генриха, так что он и сам стал во всеуслышание назы- | Высоким концепциям могут соответствовать тысячи символических значений. Ничто не может быть слишком низменным для того, чтобы представлять и прославлять возвышенное. Грецкий орех символизирует Христа: сладкое ядро — Его божественную сущность, зеленая сочная кожура — Его человеческую природу, твердая скорлупа между ними — крест. Так любой предмет может возвысить мысли, направить их к вечному.... Каждый драгоценный камень, помимо естественного блеска, излучает сияние своего символического значения. Отождествление розы с девственностью больше, чем просто поэтическое сравнение, поскольку вскрывает их |
естественную сущность. По мере того как каждое представление возникает в уме, логика символа порождает гармонию идей. Йохан Гуизинга, «Закат средневековья», 1928 | вать Диану де Пуатье олицетворением римской богини. Когда в 1548 году эта чета появилась вместе в Лионе на торжествах, народ встречал их живыми картинами, изображающими сиены с Дианой-охотниией. Великий французский поэт той эпохи Пьер де Ронсар писал стихи в честь Дианы. Можно сказать, повсюду во Франции иарил настоящий культ римской богини — а инспирирован он был фавориткой короля. Генриху казалось, что и саму Диану окутывает божественная аура, что их удел быть вместе до конца дней. И вплоть до своей гибели в 1559 году Генрих оставался верным Диане, он произвел ее в герцогини, наделил огромным состоянием и благоговел перед своей первой и единственной фавориткой, демонстрируя почти религиозное поклонение ей. ТОЛКОВАНИЕ Диане де Пуатье, женщине невысокого буржуазного происхождения, удавалось поддерживать интерес Генриха к себе в течение более двух десятилетий. Умерла она в шестьдесят с лишним, но его страсть к ней с годами не угасала, скорее росла. Она досконально изучила короля. Он не был интеллектуалом, но любил жизнь во всех ее проявлениях — в особенности рыцарские турниры, лошадей в великолепных сбруях и женщин в пышных одеяниях. Любовь Генриха к внешним проявлениям блеска и роскоши казалась Диане инфантильной, и она играла на этой его слабости при всякой возможности. Наиболее дальновидным шагом было принятие Дианой образа богини-охотницы. Это была игра, выходящая за рамки физического образного ряда и вступающая в область психологической символики. Идея превратить любовницу короля в символ чистоты и власти была очень дерзкой, но Диане всё уда- |
лось. Не стань она воплощением богини — осталась бы просто стареющей куртизанкой. С образным рядом и символикой Дианы за плечами она обрела мифическую мощь, величие стало ее уделом. Вы также можете играть с подобными вещами, используя зрительные подсказки для создания целостного образа, как Диана использовала свои цвета и эмблемы. Затем игру можно продолжить: найдите образ или символ из прошлого, который точно подойдет к вашей ситуации, и накиньте его, подобно капюшону. Это поможет вам казаться величественнее и масштабнее, чем на самом деле. Из-за света, который оно проливает на другие звезды, окружающие его, подобно придворным, из-за справедливости и равномерности распределения его лучей поровну всем и каждому, из-за добра, приносимого им повсеместно, порождая жизнь, радость и оживление, из-за его постоянства, которому оно никогда не изменяет, я избираю солнце как величественнейший образ, способный символизировать великого монарха. Людовик XIV, Король-Солнце, 1638—1715 КЛЮЧИ К ВЛАСТИ Пытаться защитить свое дело с помощью слов рискованно: слова — опасный инструмент, и часто они не достигают цели. Слова, которые используют окружающие с целью нас убедить, как бы приглашают нас поразмыслить на эту тему с помощью наших собственных слов, и это часто кончается тем, что мы приходим к противоположным выводам. (В этом отчасти сказывается противоречивость нашей природы.) Случается и так, что слова задевают нас, вызывая неприязненные чувства по отношению к говорящему, а он и не подозревает об этом. | Был человек по имени Сакамотойя Хечигуан, живший в верхнем Киото.... Когда правитель Хидэйоши давал свой прославленный прием таною в Катано в десятый месяц 1588 года, Хечигуан укрепил огромный алый зонт девяти футов в поперечнике на шесте высотой семь футов. Зонт он обнес на расстоянии двух футов алой изгородью таким образом, чтобы солнечный свет, отражаясь от нее, повсюду распространял блики того же цвета. Эта композиция так понравилась Хидэйоши, что он в качестве награды освободил Хечшуана от уплаты налогов. А. Л. Садлер, «Таною: японская чайная церемония», 1962 |
Но визуальная информация позволяет пройти напрямик, минуя лабиринт слов. Она поражает эмоциональной силой и воздействует мгновенно, не оставляя простора для рефлексии и сомнений. Подобно музыке, она прорывается, минуя заслоны раииональных, рассудочных мыслей. Вообразите Лунного Доктора, пытающегося обосновать свой метод, пытающегося убедить своих больных, читая им лекции о свойствах лунного сияния и о своих особых отношениях с лучами отдаленного светила.
К счастью для него, он сумел создать неотразимо притягательное действо, в котором слова были лишними. В ту минуту, когда пациенты входили в пивной ресторан, образ луны говорил сам за себя достаточно красноречиво.
Необходимо понимать: слова неизбежно ставят вас в оборонительную позицию. Если вы вынуждены объясняться, тем самым сразу же ставится под сомнение ваша сила. Однако зрительный образ внушителен априори. Он не располагает к вопросам, порождает мощный ассоциативный ряд, исключает нежелательные интерпретации, немедленно находит путь к сознанию и разрушает непреодолимые преграды, воздвигаемые социальным неравенством. Слова возбуждают споры и дискуссии, образы объединяют людей. Образы — важнейшие и необходимые инструменты власти.
Символ обладает не меньшей властью— как зрительный образ (статуя Дианы), так и словесное описание чего-то видимого (словесный образ — «Король-Солнце»). Абстрактная идея — чистота, патриотизм, мужество, любовь — несет эмоциональную нагрузку и мощные ассоциации. Символ выражает десятки значений одним простым предметом или фразой. Символу Короля — Солнцу, согласно пояснениям Людовика XIV, можно было давать истолкование на разных уровнях, но красота этого образа в том, что он вызывал ассоциации, которые не нуждались в объяснениях, апеллировал непосредственно к подданным Людовика, выделял его среди прочих королей и вызывал в воображении образ его величия, образ, неизмеримо более мощный, чем слова сами по себе. Символ содержит силу, превосходящую словесные описания и пояснения.
Первостепенное значение при использовании символов и образов имеет осознание примата зрения над другими чувствами. До эпохи Возрождения эта точка зрения оспаривалась, зрение и другие чувства — обоняние, осязание и пр. — считали приблизительно равными по значению для человека. С тех пор, однако, удалось доказать, что именно посредством зрения человек получает львиную долю информации, этому чувству мы больше всего доверяем и от него зависим. Граииан сказал: «Правду, как правило, легче всего увидеть, услышать труднее». Художник Возрождения Фра Филиппо Липпи, захваченный в плен и проданный в рабство маврам, добыл себе свободу, набросав портрет своего хозяина угольком на белой стене. Когда тот увидел изображение, он, отдав должное человеку, наделенному даром создавать такие образы, отпустил Фра Филиппо на свободу. То единственное изображение подействовало сильнее, чем любые доводы, которые художник мог бы привести на словах.
Ни в коем случае не пренебрегайте тем, как именно визуально оформить ту информацию, которую хотите донести до зрителя. Такие факторы, как цвет, например, имеют огромное символическое значение. Когда Желтый Малыш Вейл, талантливый мошенник, издавал газету, рекламирующую им же выпускаемые фальшивые акции, он назвал ее «Красной газетой», и текст в ней печатал красной краской, хотя это обходилось недешево. Цвет создавал ощущение натиска, динамичности, уверенности в успехе. Вейл обладал чутьем на такого рода детали, помогающие обольщать жертвы, — подобно современным специалистам в области рекламы и маркетинга. Если, например, вы используете слово «золотой» в названии чего-либо, что вы хотите продать, печатайте его золотом. Поскольку зрение доминирует над другими органами чувств, люди будут реагировать на цвет больше, чем на слово.
Зримое обладает огромной эмоциональной силой. Римский император Константин Великий почитал солнце как божество всей своей жизни, но однажды он поднял глаза на солнце и увидел крест, пересекавший светило. Видение креста поверх солнца подвигло его на обращение к новой религии, и он немало содействовал распространению христианства в своей империи. Все проповедники мира не смогли бы оказать такого могучего воздействия. Находите такие образы и символы, которые могут столь же мгновенно воздействовать на людей сегодня, и добивайтесь, чтобы ваше имя ассоциировалось с ними. Это даст вам несказанную власть.
Наиболее эффективна новая комбинация — сплав зрительных образов и символов, до сих пор несопоставимых, но благодаря связанным с ними ассоциациям и связям могущим четко продемонстрировать вашу новую идею, концепцию, религию. Зрительные образы часто появляются в определенной последовательности, и тогда порядок, в котором они возникают, сам по себе символичен. То, что появляется первым, например, символизирует власть, образ в середине кажется имеющим центральное значение.
Незадолго до окончания Второй мировой войны генерал Эйзенхауэр отдал приказ американским войскам первыми войти в Париж после его освобождения от фашистов. Французский генерал Шарль де Голль, однако, понимал, что такая последовательность событий может привести к тому, что американцы получат право распоряжаться дальнейшими судьбами Франции. Пеной множества ухищрений и манипуляций де Голль добился того, чтобы первыми во главе сил освободителей появилась Вторая французская бронетанковая дивизия и он сам. Замысел удался, и после удачно проведенной операции союзники стали считаться с ним как с новым лидером независимой Франции. Ае Голль знал, что лидер должен находиться в буквальном смысле впереди своей армии. Эта зрительная ассоциация безошибочно вызывает желаемую эмоциональную реакцию.
В игре символов происходят перемены: наверное, сейчас уже не совсем уместно изображать «солнечного короля» или драпироваться в тунику Дианы. Однако у вас еще есть шанс связать свое имя с подобными символами — косвенно. И конечно же, вы можете создать свою собственную мифологию, используя фигуры из недавней истории, людей ушедших, не запятнавших себя и даже после смерти пользующихся большим авторитетом в обществе. Смысл в том, чтобы окружить себя аурой, ореолом, который ваш обычный облик пока не может породить. Диана Пуатье сама по себе не обладала такой лучезарной силой, она была всего лишь человеком, и к тому же обычным, как почти все мы. Символ вознес ее над прочими смертными и придал ей облик божества.
Применение символов, часто более мягких, чем грубые слова, помогает обсуждать щекотливые проблемы. Психотерапевт доктор Милтон X. Эриксон всегда подыскивал символы и образы, которые помогали налаживать контакт с пациентами, если не ладился разговор. Работая с тяжело травмированными больными, он не задавал прямых вопросов, а вместо этого заводил разговор о чем-то нейтральном, например, рассказывал о том, как на машине пересекал пустыню в Аризоне, где работал в 1950-е годы. Если возникало ощущение, что пациент не идет на контакт, он упоминал об одиноко росшем дереве, которое страдало от ветров из-за того, что стояло совсем одно на открытом месте. Строя эмоциональные связи и ассоциации с деревом в качестве символа, пациент с большей готовностью шел на разговор с доктором.
Пользуйтесь властью символов для того, чтобы приободрить и объединить своих подчиненных или соратников. Во время мятежа против французской короны в 1648 году те, кто сохранял преданность королю, высмеивали восставших, сравнивая их с рогатками (по-французски frondes), которыми малыши пытаются напугать мальчишек постарше. Кардинал де Реи решил превратить этот унизительный образ в символ восстания: оно теперь получило название Фронды, а бунтовщики стали фрондерами. Они стали носить на шляпах украшения в виде рогаток, а само слово превратилось в их боевой клич. Без этого мятеж мог и затухнуть. Всегда находите символ, подходящий к вашему случаю, — чем больше эмоциональных ассоциаций, тем лучше.
Самый верный способ использования образов и символов — создать из них яркий спектакль, завораживающий людей и отвлекающий их от неприятной реальности. Сделать это несложно: люди любят все масштабное, зрелищное и неправдоподобное. Взовите к их чувствам, и они толпами будут стекаться на ваши шоу. Через зрительные впечатления лежит кратчайшая дорога к их сердцам.
Образ: крест и солнце. Распятие и сверкающее великолепие. Когда одно накладывается на другое, новая реальность обретает форму — восходит новая власть. Это символ — в многословных объяснениях он не нуждается.
Авторитетное мнение. «Для людей всегда важна внешняя оболочка вещей.... Государь должен в подобающее время года развлекать народ празднествами и зрелищами» (Никколо Макиавелли).
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА
Власти невозможно достичь без обращения к образам и символам. Для этого закона обратных случаев не существует.