Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


енноти как бы образуют базовый материал для норм. Любые нормы ограничены историческим временем и окружены допустимыми отклонениями.




ормы-это рассчитанные на типичные ситуации запреты и предписания, правила и установления, социальные требования должного, своеобразные алгоритмы, регулирующие формы «усредненного» поведения, стандартизированной деятельности в определенных условиях. Типовые нормы хорошо работают в стандартных ситуациях и не совсем подходят к неординарным случаям.

деалы представляют собой обобщенные ценностные представления о пределах, вырисовывающихся при достижении ключевых общественных и индивид-ых целей. Идеалы в своем абсолютном выражении недостижимы. Выступая даже в качестве глубинных оснований культуры,они тем не менее-изменяются в результате творчества смыслов, аккумулируемых в совместных ценностях,которые в конечном счете конкретизируются и канонизируются в нормах..

9. Этнатэрытарыяльныя тыпы культуры: этнічная, нацыянальная, сусветная культуры.

Этническая культура - это традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, воспроизводящая историческое наследие народа. Признаки этнической культуры: имя этноса (белорусы, русские, французы), язык, генотип, черты национального характера, традиционный быт, образ жизни, народные промыслы, территория расселения этноса, которая может не совпадать с границами национального государства.

Национальная культура - сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания и экономической общности определенного народа. Национальная культура включает в себя этническую культуру (как основополагающий компонент) и профессиональную культуру (национальная литература, музыка, изобразительное искусство, театр, философия, научные школы). Средоточие национальной культуры – народ, а ее достижения – продукт творчества культурной элиты, национальной интеллигенции.

Мировая культура складывается из высших достижений национальных и региональных культур. Она включает в себя эталоны творчества, классические ценности, универсальные человеческие идеалы, общечеловеческие нормы нравственности, учения мировых религий, художественные достижения, соответствующие эталонам прекрасного и гармоничного, научные концепции и философские теории.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, межпоколенных традиции,

Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью.

Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип, социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной,территории, должна называться доминирующей.

 

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех националь

 

ных культур. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна.

 

10. Элітарная, масавая тыпы культуры: сутнасць і спецыфіка функцыянавання.

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс».
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.
Особенности элитарной культуры:

· сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

· способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

· способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

· наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

· жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

· индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

· созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

· использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;

· смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

11. Сучасныя субкультуры.

Современные субкультуры весьма разнообразны, существует множество различных движений: альтернативщики, анимешники, байкеры, ванильки, гламур, гопники, готы, гранжеры, граффитеры, кибер готы, металлисты, нью-эйдж, панки, педовики, растаманы, рокеры, рэперы, скинхэды, стрэйт-эйдж, толкиенисты, треш модели, фрики, футбольные болельщики, хакеры, хиппи, хипстеры, эмо - и это далеко не весь список.

Образование субкультуры Субкультура образуется, как правило, группой людей, имеющих общую идею или общего кумира (исполнителя, писателя). Фанатство – тоже своего рода субкультура, например, готы и панки появились как раз в результате увлечения определенным музыкальным направлением. Как правило, такие субкультуры обладают своим стилем, единством в мировоззрении и вкусах.Однако не все современные субкультуры появились в результате поклонения какой либо группе или личности. Сообщества людей, объединенных общими интересами и хобби, таких как хакеры, геймеры, граффитеры и футбольные болельщики, тоже являются субкультурами, хоть и не имеют единого стиля и схожих взглядов на мир. Таким образом, в основе современных субкультур могут лежать различные увлечения: от музыкальных направлений и литературы, до политических принципов и убеждений. Приверженцы каждой субкультуры стараются изолировать свою культуру от общества в целом, поскольку стремятся таким образом показать свою индивидуальность и стремление отделиться от общепринятой культуры и массовых ценностей.

Имидж субкультур В большинстве своем, каждая субкультура (за исключением, разве что, хакеров, геймеров) стремится выделить свою принадлежность к меньшинству в стиле и имидже. Вырабатывается стиль одежды, манера поведения, жаргон, общие идеи и цели. Так, гламуру свойственно следование всем тенденциям моды, рокерам же наплевать на красоту, у них в почете косухи, нашивки и металлическая атрибутика. Готы отличаются мрачностью и депрессивностью, как в одежде, так и во взглядах. Реперы носят одежду на два-три размера больше, в их кругах в почете пафос и крутизна. Каждое направление можно долго рассматривать, изучать и пытаться понять. Современные субкультуры настолько разнообразны и поражают своими характеристиками, что для того, чтобы понять приверженцев какой-либо из них, нужно в нее влиться целиком. Появление современных субкультур можно отнести к 60-м годам 20 века, когда Дэвидом Райзменом – американским социологом – было выведено понятие «субкультура». Этот термин означает часть культуры общества, которая отличается от культуры большинства, а также группу людей, выбирающих ценности и идеи, не присущие большинству. То есть какая-либо субкультура объединяет людей, чьи вкусы и стиль не удовлетворяют общепринятые ценности и стандарты.

Панки (от английскохо «плохой», «гнилой») - эта яркая и дивная молодежная субкультура, представители которой ходят с индейскими ирокезами на головах, к сожалению, медленно, но уверено исчезают с улиц. Они просто не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Мелкое воровство и попрошайничество - вот источники их дохода.

Свои корни от готики с примесью панка берет и эмо – культура, само определение которой подразумевает чувствительность и неприкрытые эмоции. Представители эмо – зачастую школьники или студенты, наиболее знамениты своей принадлежностью к определенной моде – черно – розовой одежде, значительному количеству аксессуаров и броскому макияжу в тон. Также эта культура нашла свое выражение в классических музыкальных стилях с характерной приставкой – эмо – рок, эмо – скрим, эмо – панк.

Scene в переводе с английского означает «сценический». Это девушки и парни, которые выражают свои чувства через искусство и фото. С их безумными прическами и шкафами, набитыми модными одеждой. SQ славятся своим превосходным, детальным макияжем. Подводка для глаз, тени для век, тональный крем, помада - это обязательно, полагается быть разными и уникальными, и они должны выделяться их толпы.

Trash, бруталы, мажоры. Эти стили появились у нас сравнительно недавно. Трэш-это более гламурный стиль нежели скин. Здесь приветствуются каблуки, чем выше, тем лучше, длинные волосы, в основном это нарощенные, леопардовая расцветка, начесы, только в отличии от эмо, более умеренные, пирсинг (монро, септум, брпдж, щеки),подвески на шею, легенсы, тату(розы с листьями на ногах, шее).у Бруталов татуировки в виде звезд, прямая челка. отличаются трэш от бруталов тем, что бруталы считают себя «пупом земли»,пафосны. но на самом деле это зависит от каждого человека. возможно быть настолько добрым, что просто не получается быть пафосным..альтернативное проявление мажоров мало похоже на тех,что мы првиыкли видеть.они ближе к бруталам, только,в отличие от гламурных, носят зауженные джинсы, относительно длинные прически, среди них распространены прямые челки,кепки уточкой,не исключены и тоннели.

Педовки, позёры. Это ряд девушек парней, которые хотят, но зачастую не могут или просто невыходит выглядеть в одном или ином стиле. Неудачный начес уже можно отнести к педовкам, но если, к примеру, ты уже заявил о себе как трэш модель, то в любой одежде в тебе будут узнавать трэш модель. Позеров чаще всего можно встретить среди эмо.

Скейтеры, альтернативщики. Они катаются на скейтах, слушают альтернативную музыку. Кстати о музыке. Эмо слушают поп-альтернативу с плаксивыми нотами, бруталы, трэш, скин и мажоры предпочитают музыку более грубую со скрим-вокалом или гроулингом, также слушают клубную, которая далеко отличается от обычной клубной музыки.

Обычные или цивилы. Совершенно обычные, ничем не отличающиеся друг от друга обобщенными качествами школьники и студенты.

 

12. Паняцце контркультуры і маргінальнай культуры.

Контркультура - специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура - это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк. Классическим примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

Маргинальная культура. Маргинальная культура - совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус маргинальная культура определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и тп), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия культур. Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном) существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов.

К маргинальным, например, относят "культурные гибриды", оказавшиеся между доминирующей социальной группой, не принимающей их полностью, и группой происхождения, отталкивающей их. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию (например, "бомжи").

 

13. Мараль і культура. Маральная культура асобы як сістэма каштоўнасцей.

 

Мораль - система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни.

Общественная мораль не всегда вербализуется, но, тем не менее, как правило, осознается и, благодаря этому, сообщает культуре более четкие ориентиры, поддерживая ее и облегчая ее трансляцию, а также культурную преемственность поколений. Вместе с тем, мораль редко всерьез обосновывается и объясняется, так обстоит дело и с культурными установлениями, которые защищаются моралью. Каждый человек фактически опирается на личную мораль, которая служит более или менее искаженной проекцией общественной морали, если таковая озвучена. Но чаще всего общественная мораль, сама по себе, вообще не существует, и о ней можно говорить лишь в отношении некоторых культурных требований и рекомендаций, характерных для личных моралей данного культурного сообщества.

Личная или общественная мораль привязаны к вполне определенной культуре, и моральные оценочные суждения имеют практическое значение для того сообщества, которое признает данную культуру. Тут и выступает моральная культура как система ценностей. Люди, принадлежащие определенной культуре, склонны судить о человеке и обществе, относящихся к другим культурам, с позиций своей морали. Такого рода осуждающие или одобряющие оценки не прибавляют подлинного знания, но зато укрепляется сплоченность (что давно и хорошо известно). Склонность людей абсолютизировать свою мораль, видеть в ней нечто универсальное проистекает из изрядной роли установки на превосходство в их культуре, а отнюдь не из ее собственных свойств.

Личный отказ от указанной абсолютизации исключает использование моральных оценок в отношении других культур, но практически не устранаяет сугубо личных внеморальных оценок. К примеру, человек с половой ориентацией не такой, как у меня, живет, в сравнении со мной, в несколько отличающейся культуре и, следовательно, у него иная мораль. Поэтому моя отрицательная моральная оценка не имеет никакого веса для этого человека. Такая оценка человека другой культуры означает лишь то, что мы считаем свою культуру и мораль неоспоримым образцом для всех прочих культур, что, как уже отмечалось, служит не истине, а является признаком чрезвычайно раздутого мнения о нашем превосходстве. Вместе с тем, если мы не придерживаемся подобного мнения, мы отнюдь не всегда становимся толерантными: многие испытывают неприязнь к людям иной половой ориентации не потому, что нам так велит наша культура, а по причинам, которые мы вообще редко можем осознать.

 

14. Роля навукі і тэхнікі ў развіцці культуры.На протяжении всей истории культуры человек вырабатывал различные способы познания мира. Наука - один из таких способов познания, возникает в ответ на потребность получения объективного, истинного знания о мире и вносит существенный вклад в развитие культуры

Но и культура - важнейшее условие развития научного познания (происходит взаимное обогащение).

Сциентизм и антисциентизм.

Развитие науки дало человечеству колоссальные блага, но одновременно с этим разбудила огромные разрушительные силы. Это причина неоднозначной оценки науки в обществе.

Наука в современной культуре выступает в виде некоторого обобщенного образа и с этим образом человек связывает либо свои дальнейшие надежды, либо напротив всю совокупность своих разочарований в жизни и угрозу существования общества.

Эйфорическое отношение общественности, человека к достижениям науки, признание за наукой исключительно важной роли в жизни общества, признание интеллигенции, это позиция сциентизма. Она проявляется как вера в науку, в её могущество, возможность решить все проблемы, стоящие пред человечеством.

В ответ на это в обществе возникла оппозиция - антисциентизм (антисциестиствская ценностная установка). Она концентрирует все те аргументы против науки (против субъектов науки, против рационального постижения действительности), которые существовали в истории человеческой культуры.

Как только две эти позиции сформировались принято говорить о появлении в обществе дилеммы "С-А/c". Аргументы:

1. Сциентизм пропагандирует достижения науки и НТП (научно техн прогресс), приписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, т.е. распространять эти методы научности на все виды знания.

Антисциентизм с предубеждением относятся к научным инновациям. Они отдают предпочтение не науке и разуму, а вне научным средствам освоения бытия. В особенности отдают предпочтение мифу, символу и искусству - подлинное средство освоения бытия.

Особенно Шеллинг, Шопенгауэр, Нидше, Кьекегор, Гуслер, Ясперс; Берксон с учением о художественной интуиции - способность приоткрывать занавес перед тайной бытия; у экзистенциалистов в литературе - Камю, Сартр.

2. Сциентизм возвышая значение современной науки ссылается на знаменитое прошлое - науку нового времени (Декарт, Ньютон). В то время она боролась с путами средневековья, победила схоластику, инквизицию, выступила во имя обновления культуры, появилась наука возрождения, которая привела к прогрессу в Европе, наука как производительная сила - научная, промышленная революция, улучшение материального благосостояния и т.д.

Антисциентизм находит следующие контр аргументы: не смотря на многочисленные успехи науки человечество не стало счастливее, т.к. приблизилось к опасности глобальных катастроф, источник которых - наука.

15. Рэлігія ў кантэксце культуры.

Религия - первооснова культуры. Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа.

Религия возникла одновременно с формированием общества и его культуры. Религия - это один из способов жизнедеятельности людей и элемент мировоззрения, связанные с признанием существования сверхъестественных явлений и возможности человека духовно взаимодействовать с ними. Религия (верование) составляет неотъемлемую часть жизни большого числа людей. Она характеризует уровень, содержание и направленность мировоззрения целых сообществ, особенности образа жизни и деятельности [8, с.157].

Будучи общественным явлением, религия имеет вполне определенные социальные корни. Социальные причины ее возникновения - это объективные факторы общественной жизни, связанные с отношением людей к природе и между собой (господство природных сил, стихийность общественных отношений).

На ранних стадиях развития общества религия была связана с мифом и мифологией. Мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человек переносил на природные объекты человеческие свойства, приписывал им одушевленность, разумность, человеческие чувства и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, например, животных [8, c.158].

К числу древнейших принадлежат мифы о животных, о происхождении различных природных явлений и объектов. Особое место в мифологии занимают сюжеты о происхождении мира, вселенной и человека.

В религии мифология связана с религиозно-мистическими обрядами, миф дает их идейное обоснование и объяснение характерным для мифологии способом: он возводит учреждение данного обряда к глубокой мифологической древности и связывает его с мифическими персонажами. Так развитие культуры сопровождалось возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Случилось это с мифологией, религией, искусством и наукой - произошло смешение религии с этими явлениями культуры.

Религия в своем развитии прошла длинный и сложный путь формирования. На первоначальных стадиях развития человеческого общества утвердились религиозные верования, в которых запечатлевалось осознание людьми зависимости от природных сил. К ранним формам религиозных верований относятся: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. Они входили в состав той культуры, которая соответствовала данной стадии общественного развития [7, c.216]. Дальнейшее развитие религиозных отношений обусловило деление мира на два - реально существующий и потусторонний, сверхъестественный.

По мере усложнения общественного развития, когда происходит разложение первобытнообщинного строя и формируется классовое общество, меняются и ранние формы религии.

Когда идет централизация государственной власти в религиях постепенно выделяется главное божество, которое вытесняет другие божества полностью или частично, понижая их до ранга святых, ангелов, демонов и др. Политеизм (язычество) заменяется монотеистическими религиями [7, c.98].

Монотеизм существует в форме национальных(локальных) имировых религий. К национальным религиям относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.

 

16. Міф як феномен культуры. Тэорыі і інтэрпрэтацыя міфа.

Слово «миф» в переводе с греческого означает предание, сказание, слово. Единственной, общепринятой теории мифа нет до сих пор. Многие ученые и философы пытались постичь мифологическую сущность. Итальянский ученый Дж.Вико считал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Английский ученый Э. Тайлор в своей книге «Первобытная культура» отмечает, что в основе мифов и религиозных верований лежит анимизм — наделение неживых предметов душой с целью объяснить их действия.

Вопросами сущности мифа занимались представители психологической школы 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Л. Леви-Брюль, для них фундаментом мифотворчества являются особенности мировосприятия древнего человека, который воспринимал свои чувства и эмоции, вызванные неким явлением, как свойства, присущие самому явлению. Существуют и другие взгляды на миф. Учитывая большое количество подходов к постижению этого феномена культуры, следует отметить, что сам термин «миф» обладает определенной полисемией. Приведем некоторые определения понятия миф:

Миф — это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме.

Миф — это исторически обусловленная разновидность общественного сознания.

Миф как некритически воспринятое воззрение.

Однако в любом случае под мифом нельзя понимать набор фантазий или сказок. Миф — уникальный и универсальный способ человеческого мировоззрения; это выдающееся достижение человеческой культуры. «Только понимание мифологии как разновидности конкретно-жизненного мышления превращает ее в то подлинное достояние человечества, в котором оно жизненно нуждалось в известные периоды своего развития».

Миф зарождается на уровне первобытности. Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений на природу и весь мир. «Человеку в первобытнообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, и поэтому самым убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа оказывались здесь ничем иным, как одной огромной родовой общиной, представители которой являются обязательно живыми существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях и воспроизводящими собой первобытный коллективизм первой исторической формации». Поэтому в греческой мифологии Гера является одновременно и сестрой и женой Зевса.

В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Конкретных точных знаний о природе у первобытного человека было недостаточно для полного и четкого понимания и объяснения мира. Миф как бы «достраивал» недостающие звенья, обобщал все знания о природе и мире.

Особенностями мифологического мышления принято считать, «во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчлененности, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов».

Человек хотел объяснить мир, где он жил, поэтому в мифологии существуют представления об акте творения мира: прежде существовал хаос, акт творения положил начало организации космоса, природы, человека, общества, культурных традиций. Разумный космос, отделившийся от хаоса, включает в себя то, что человек может воспринимать и включать в свою деятельность. Происхождение космоса в мифе могло быть связано с расчленением тела первочеловека. К примеру, Пуруша — в древнеиндийской мифологии перво-человек, из которого возникли элементы космоса.

 

Теории и интерпретации мифа:

1. Аллегорическая и эвгемерическая интерпретация мифа. Обе интерпретации обнаруживаются уже на том этапе античности, когда миф начал терять свою силу. В аллегорическом рассмотрении, к примеру у стоиков и эпикурейцев, мифические истории понимаются как аналогии природных сил, что является следствием примитивного невежества и общего стремления человека интерпретировать непостижимое по аналогии с самим собой; напротив, для эвгемерического понимания мифа, которое идет от греческого философа Эвгемера (ок. 300 до н. э.) миф есть, помимо прочего, превознесение и обожествление предшествующих царей, героев и мудрецов, которое с легкостью начинается по мере их растущей удаленности во времени. Таким образом, аллегорическая и эвгемерическая интерпретации являются в своей основе психологическими. Среди представителей этого направления были Фонтенель, Ч. Ф. Дюпуи, аббат Фуше и Д. Юм.

2. Интерпретация мифа как "болезни языка". Если основой аллегорического и эвгемерического рассмотрения мифа служит некая незамысловатая психология, то в этом случае обращаются к науке о языке. М. Мюллер представляет, к примеру, концепцию, согласно которой каждый предмет обозначался через множество атрибутов (полионимия), тогда как позже из этого многообразия было выбрано одно имя (синонимия). Другие атрибуты стали с тех пор применяться к различным предметам (древесина, например, не только к деревьям, но и к дому, столу и пр.), так что начали получать известную абстрактную самостоятельность (гомонимия). Некоторые из них, по видимости, утратили вообще всякое содержание и существовали лишь в контексте поговорок, как идиоматические обороты и т. п. Концепцию, подобную Мюллеровой, мы обнаруживаем позже у X. Узенера, который выводит мифических богов из языковых обобщений и ошибочных уточнений первоначальных бесчисленных "единичных и мгновенных богов".

3. Интерпретация мифа как поэзии и "прекрасной видимости". Эта интерпретация характерна для того классического образа мира, который связывается с именами Винкельмана и Гете. Главным образом он был представлен К. Ф. Морицем и К. А. Бёттигером, однако под его влиянием находились также ранние романтики братья Шлегели. "Преобразование древних историй богов в простые аллегории с помощью всяческих истолкований есть такое же глупое занятие, как и попытка превратить их в подлинно реальные истории путем всевозможных натянутых объяснений". "Чтобы ничего не испортить в этих замечательных текстах, их необходимо с самого начала принять такими, какие они есть, не принимая во внимание то, что они должны значить...". Итак, согласно этому представлению, миф не является аллегорией, он не прозаическая истина, представленная в образном сравнении, но миф есть поэзия.

4. Ритуально-социологическая интерпретация мифа. Ритуально-социологическая концепция в том виде, как она появилась во второй половине прошлого столетия, впервые представила миф как форму бытия, включающую целостную практическую реальность и определяющую основы человеческих общностей. Данная реальность и данные основания всякий раз описываются через более или менее систематическую связь правил поведения, которые относятся к обычаям частной и общественной жизни, социальному порядку, к природе, к образу жизни вообще. В качестве прообраза и образца этих правил, господствующих в мифическом мире, был взят ритуал

5. Психологическая интерпретация мифа. Психологическая интерпретация мифа, рассмотренная в духовноисторическом аспекте, является частью того открытия субъективности, которое постепенно выявило целый внутренний мир на пути развития картезианского различения субъекта и объекта. Первую разработанную психологию мифических представлений мы находим, в ницшевском "Происхождении трагедии из духа музыки", где дионисийское начало, взятое само по себе в качестве объективного основания бытия, как лежащая в основе всех явлений праисторическая клеточка жизни и вечно рождающейся и умирающей мировой воли, представляет собой лишь один полюс греческого мифа. Другой — аполлоновский — должен быть понят, по Ницше, психологическим образом. Аполлоновское начало является той мечтой, которая несет в себе успокаивающие, полные света образы олимпийских богов.

6. Трансцендентальная интерпретация мифа. Трансцендентализм дает совершенно иное истолкование мифа: согласно ему, миф, даже неразвитый, содержит в себе формы сознания, которые обладают априорной необходимостью. Единственная форма этой интерпретации, еще оказывающей влияние на современное исследование мифа, представлена Э. Кассирером. Вместе с тем ее предшественниками являются Гегель и Шеллинг. Для Гегеля миф был необходимой ступенью развертывания абсолютного духа и потому явлением в рамках априори необходимого процесса самого себя постигающего мышления. Тем самым миф понимается не просто как предрассудок или иллюзия, но он содержит частицу истины, пусть даже на низшей ступени созерцания, а не высшей ступени понятия, которое впервые, согласно Гегелю, полностью высвечивает скрытое в созерцании. Истину мифа Гегель видит, однако, в том, что он в своем стремлении видеть во всем сущем живое и божественное распознает "внутреннее содержание природных явлений" в форме "одушевленной силы", которую он "художественным образом индивидуализирует в форме богов, подобных как внутри, так и снаружи человеку; например, Гомер и Гесиод...".

7. Структуралистская интерпретация мифа. Структурализм в отличие от трансценденталиста Кассирера задается вопросом не об истинностном содержании мифа, а о том, в чем его когерентность, его внутренняя логическая связь и тем самым его рациональность. Структурализм пронизывает "атмосфера компьютера", по верному замечанию В. Буркерта, и это весьма характерно для современного человека, живущего в техническом мире, который именно так выделяет возможные аспекты мифа.

17. Архетыпы ў сучаснай культуры.

Архетип культуры гр. – начало образа) – прообраз миропорядка, запечатленный в человеческом бессознательном и определяющий отношение человека к жизни. Это врожденная психологическая структура которая лежит в основе интуиции, предчувствий, предсказаний. Архетип – это «вечная память», над которой нет контроля сознания. Это «сигнальная наследственность», доминирующие «наследственные данные, определяющие типичную реакцию данной нации на окружающую ее действительность». Архетипы культуры – это коллективный «осадок» исторического прошлого, благодаря чему возникает человеческое единообразие культур, исторических линий развития. Распознать архетипы можно по нарисованным человеком геометрическим фигурам, в образах сказок, мифов. Архетипы культуры включаются в творческий процесс, но проявляются в нем как типичное для данной человеческой общности. Концепция культурных архетипов основывается на идеях «аналитической психологии» (К. Г. Юнг), «культурно-исторической теории» (Л. Выготский), «символического интеракционизма» (Дж. Кули), а также представлениях о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей.

Культурный архетип, согласно К. Г. Юнгу, — это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», их характерными чертами являются устойчивость и неосознанность. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, «вечных» тем и образов мировой культуры. Содержание А.к. составляет типическое в культуре, и в этом отношении А.к. объективны и трансперсональны. Формирование А.к. происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к А.к. отд. индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение А.к. конкр. личностью выступает рационально непреднамеренным актом. А.к. раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразит, формы. Иконич. природа А.к. обусловливает то, что они явлены в сознании как архетипич. образы, изобразит, черты к-рых определяются культурной средой и способом метафорич. репрезентации.

Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные А.к. и этнич. А.к. (этнокультурные архетипы). Универсальные А.к. — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века» и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеч. существования. В культуре, понятой как «ненаследств, память коллектива» (Б.А. Успенский), А.к. выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные А.к. обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития.

Этнич. А.к. (этнокультурные архетипы) представляют собой константы нац. духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой нац. культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существ. образом определяющие особенности мировоззрения, характера, худож. творчества и истор. судьбы народа. В герм. духовности Юнг выделяет архетипич. образ Вотана — «данность первостепенной важности, наиболее истинное выражение и непревзойденное олицетворение того фундаментального качества, к-рое особенно присуще немцам» (Юнг, «Вотан»). Как о рус. этнокультурных архетипах можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах «града Китежа» или фольклорного Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как «отзывчивость» или «открытость», как устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ и др. В этнокультурных архетипах в сгущенном виде представлен коллективный опыт народа; собственно, они есть результат превращения этнич. истории в базовые модели этнич. культурного опыта. Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый истор. контекст. Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть «шаг в прошлое», возвращение к архаич. качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности нац. культуры.

А.к., оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообр. формах: в мифол. образах и сюжетных элементах, в религ. учениях и ритуалах, в нац. идеалах, в химерах массовых психозов и т.д. Наиболее подробно изучены проявления А.к. в сновидениях, фантазиях и фобиях (культурология психоаналитич.), а также в лит. творчестве (М.Бодкин, Ж.Дюран, Е.М.Мелетинский, Н.Фрай и др.)

18. Інфармацыйная культура. Паняцце знака і сімвала.

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.

Знак — это чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты и другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и многого другого. Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов общения, с помощью которых передается культурно значимая информация.

Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами:

1) Знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием естественного языка. Единица языка - слово, обозначающее предмет, действие, свойство и другие характеристики окружающего человека мира. К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация).

1. Знаки-модели, также являющиеся заместителями реально существующих объектов и действий. Так, например, в пределах культурного мифологического кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом — «вторичной предметностью». В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом.

2. Символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл.

Символ (от греч. simbolon — опознавательный знак, примета). Понятие "символа" в Древней Греции в своем первичном значении было предельно конкретным: собственно опознавательная примета, свидетельство единства двух разрозненных частей, соединяя которые можно было получить исходное "целое".

Многочисленные истолкования понятия символа, возникавшие на протяжении всей истории человеческой мысли, можно свести к двум основным тенденциям. В соответствии с первой символ интерпретируется как образно представленная идея, как средство адекватного перевода содержания в выражение. Согласно второй, символ несет в себе первичный и далее не разложимый, сопротивляющийся определению опыт мышления;

В философии XX в. символ как сложный многоаспектный феномен исследуется в рамках самых различных подходов: семиотического, логико-семантического, гносеологического, эстетического, психологического, герменевтического. Рассматриваются такие стороны проблемы как соотношение символа, знака и образа; место и роль символа в жизнедеятельности; символизм в искусстве, религии, науке; символ как социокультурный феномен; природа универсальных символов и т.п.

Создание целостной концепции символа связано с именем Эрнеста Кассирера (1874-1945). В его «Философии символических форм» символ рассматривается как единственная и абсолютная реальность, «системный центр духовного мира», узловое понятие, в котором синтезируются различные аспекты культуры и жизнедеятельности людей. Согласно Кассиреру, человек — это «животное, созидающее символы»; иначе говоря, символические формы (язык, миф, религия, искусство и наука) предстают как способы объективации, самораскрытия духа, в которых упорядочивается хаос, существует и воспроизводится культура.

19. Семіётыка як тэкст культуры.

Семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения[1].

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации;

семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;

прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

Семиотика культуры - предмет семиотических построений Ю.М. Лотмана. Для ее понимания необходимо выявить специфику его видения обоих терминов. Важнейшее различение ученый проводит в соотнесении культуры и природы. Последнюю он рассматривает как антипод культуры, сущность которой «всё без человека» Семиотика культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.

20. Крыніцы і механізмы культурнай дынамікі.

Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.

В культурологии принято выделять следующие источники (механизмы) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурную диффузию, синтез.

Инновации представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.

Открытие – это получение новых знаний о мире.

Культурная динамика исследует изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Этому термину близок по значению термин развития, который употребляется для обозначения поступательного движения культуры. В рамках теории культуры можно провести следующую классификацию источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре: инновации, новые элементы культуры или новые их комбинации.

1. К категории инновации относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире, либо новые технологии его освоения. Носителями новаторства, как правило, выступают творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, способы деятельности, отличные от принятых, в данном обществе. Большую роль в реализации этих идей играет степень готовности общества воспринимать те, или иные открытия. Всякое нововведение обречено на затмение, отторжение, если оно не встречает понимания со стороны общества. Таким образом, поскольку широкой потребности в новых знаниях, подобных (традиционных) общество не складыв., не формировалась и среда способная поддержать и распространить нововведение.

2. Трансмиссия - обращение к культурному наследию. Культурное наследие более широкое понятие, чем традиция. В нем сохранилось все то, что на том или ином этапе было создано в духовной культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто, но позднее может вновь найти свое место в обществе. Разновидность культурной трансмиссии - фундаментализм. Это крайнее направление в отстаивании культурного наследия, которое проявляет себя как реакция на ускоренный распад традиций, ценностей в тех странах, где модернизация наталкивается на активное сопротивление со стороны общественного сознания

3. Заимствование или диффузия - это стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве из одного общества в другое. Среди факторов, влияющих на характер заимствований выделяют следующие:

степень интенсивности контактов. Постоянное или частое заимствование обществ ведет к быстрому усвоению инородных элементов. Так люди, живущие на национальных окраинах, или в торговых центрах обычно быстрее усваивают элементы других культур, чем жители глубинки;

условия контактов: насильственное навязывание культуры неизбежно порождает реакцию отторжения, сопротивления «оккупационной культуре»;

состояние и степень дифференциации общества. На процесс заимствования влияет степень готовности общества к усвоению инородных новшеств, что означает, и наличие той социальной группы, которая может принять эти нововведения в своем образе жизни.

синтез - взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которых возникло качественно новое культурное явление. Он имеет место, когда осваиваются сферы недостаточно развитые в культурном сообществе, но оно само при этом сохраняет свою самобытность.

конфликт - столкновение элементов на базе различий, возникающих внутри культуры или между культурами. Конфликт нередко возникает в результате быстрой смены общественного строя. Ярким образцом такого мышления было течение - пролетарская культура (пролеткульт) в России после октября 1917 г.

 

21. Эвалюцыянісцкія канцэпцыі культуры (Л. Морган, Э. Тайлар, Дж. Фрэзер і інш.).

В атмосфере живейшего интереса к жизни народов в условиях других культур почти одновременно в Германии, Франции, Австрии, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Основные черты этого подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития - от простого к сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего р

звития культур,...

психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида. Важнейшими его представителями являются: в Англии - Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии - А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Франции - Ш. Летурно; в США - Л.Г. Морган.

А. Бастиан (1826-1905) одним из первых создал эволюционную концепцию культур. Его центральный труд "Человек в истории" (1860) имеет подзаголовок "К обоснованию психологического мировоззрения". Книга состоит из трех томов, названия которых много говорят об особенностях его концепции культур ("Психология как естественная наука"; "Психология и мифология"; "Политическая психология"). Автор использует психологический метод в исследовании культур и человеческого духа. Единством человеческой психики обусловливается единство человеческой культуры. Каждый народ порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые положения, побуждающие к новым формам деятельности. Естественно-научный метод А. Бастиана состоял в психологической интерпретации клеточной теории. "Клетки" или "измерительные единицы" были у Бастиана "элементарными идеями". По его мнению, они лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое конкретно проявлялось в различных провинциях земного шара в виде "этнических идей" более высокого уровня организации, чем "элементарные идеи". Он стремился свести все многообразие явлений культур к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляла его теоретическую конструкцию.

В те же годы опубликовал свои работы Т. Вайц (1821-1864). Его шеститомная "Антропология естественных народов" (1858-1872) была посвящена созданию новой науки, которая должна была бы объединить антропологические, психологические и культурно-исторические подходы к анализу культур. Важнейшей задачей новой науки Вайц считал изучение психических, моральных и интеллектуальных способностей людей. Он отвергал идею прямого влияния географической среды на культуру людей и исходил в своих исследованиях из идеи единства человечества.

Английский ученый Дж. Мак-Леннан (1827-1881) делал акцент в своих исследованиях на брачно-семейных отношениях как стороне культуры. Большую известность получила его книга "Первобытный брак" (1865). Он привлек внимание ученых мира к любопытным особенностям обычаев, существовавших в различных культурах: брак через похищение, экзогамию (запрещение брачно-семейных отношений внутри кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Достаточно непривычным для европейцев казался обычай иметь одной женщине нескольких мужей. Мак-Леннан выделял два типа полиандрии: "наирский тип", когда мужья женщины не родственны между собой, и "тибетский тип", где они являются родными братьями. Именно распространением этого обычая Мак-Леннан объяснял женский счет родства.

Во Франции эволюционный подход к изучению культур формировался в рамках социологии, что наложило отпечаток на особенности его развития и изучения культур в стране в целом. О.Конт - один из создателей социологии - составил эволюционную периодизацию исторического процесса. Первобытный период истории он подразделил в соответствии с формами религиозных верований: фетишизм (охотничье хозяйство), политеизм (скотоводство) и монотеизм (земледелие). Последователями О.Конта стали Ш.Летурно и Э.Дюркгейм. Направление в изучении культур, существовавшее во Франции в конце XIX - первой половине XX в., называют социологическим.

Английский ученый Тайлор (1832-1917) первоначально готовился к торгово-промышленной деятельности. Но судьба распорядилась иначе. Оказавшись волей обстоятельств в 1855г. в Америке, он серьезно заинтересовался изучением древних культур этого континента. Возвратившись на родину, он все свое время начал отдавать изучению традиционных культур. В 1865г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э. Тайлор объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали "Первобытная культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888). Официальную должность (хранитель этнографического музея в Оксфорде) ученый занял лишь в 1883г. В 1886г. он стал профессором открывшейся в Оксфордском университете кафедры антропологии.

Наиболее существенный вклад в развитие культурологических теорий внесли ученые, понимавшие ограниченность теории анимизма, неспособность ее объяснять некоторые ранние формы религиозных верований и предлагавшие свои научные версии понимания указанных явлений. Р. Маррет, Дж. Фрезер и другие исследователи обратили внимание на чрезвычайно древний пласт верований и обрядов, невыводимых из анимизма и даже предшествовавших ему. Подобные взгляды в истории науки получили название "преанимизм".

Термин "преанимизм" впервые применил англичанин Р. Маррет в статье "Преанимистическая религия" (1899). Его также можно считать основателем деятельностного изучения культуры, так как он выдвинул тезис о первичности ритуалистической стороны религии. По его мнению, более важным аспектом изучения являются религиозные действия, а не мифы и особенности верований ранних исторических эпох. Первобытный человек действовал не в силу каких-то интеллектуальных представлений, а под влиянием внутренних бессознательных импульсов. "Дикарская религия не столько выдумывается, - писал он, - сколько выплясывается". Религия рассматривается Марретом как область аффектов, безотчетных эмоций и произвольных импульсивных действий. Существенную роль в формировании религиозных верований играет объективация эмоциональных состояний. Например, в воображении первобытного человека фиксировалось ощущение безотчетного страха перед чем-то непонятным и опасным. Сначала возникало представление о безличной мистической силе, оживляющей всю природу (Маррет назвал это "аниматизмом"). Потом оно персонифицировалось и возникали анимистические образы и образы личных духов.

Крупнейшим представителем интеллектуального направления критики анимизма являлся шотландец Дж. Фрезер (1854-1941) - автор ряда блестящих работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. Наиболее известны из них "Золотая ветвь" (1890) и "Фольклор в Ветхом завете" (1918). Его перу принадлежат также книги "Тотемизм и экзогамия" (1910), "Почитание природы" (1926), "Мифы о происхождении огня" (1930), "Страх смерти в примитивной религии" (1933) и др.

Отличительной особенностью исследований Дж. Фрезера является стремление понять, осмыслить, объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. Каждому явлению он хотел найти место в иерархии элементов культуры. Везде он видел осмысленность с позиции рассматриваемой культуры в существовании того или иного мифа или обряда. Фрезер одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов. Он же был одним из создателей исторического подхода к Священному писанию, т.е. к рассмотрению его в качестве источника сведений о реальных событиях в жизни человечества

22. Нэаэвалюцыянісцкі накірунак у развіцці культуры (Л. Уайт, Дж.Стюард, Э. Сэрвіс).

поворот в истории антропологии происходит в кон.1940-50-е.связывается с возвращением в науку эволюционизма (однако,отходит от так называемого классического эволюционизма).

Неоэволюционистская парадигма выдвинула следующие положения:

–культура есть результат адаптации общества к экологической среде;

–культурная адаптация-это непрерывный процесс;т.к ни одна культура идеально не приспособилась к окруж.среде,она изменяется,что влечет изменение и среды;культура не остается статичной;

–ядро любого культурного типа включает в себя социальные,политические и религиозные институты,тесно взаимодействующие с производством средств существования;

–культура представляет собой внетелесную, символическую систему;

–развитие культур осуществляется исходя из присущих культуре закономерностей;каждая культура способна развиваться по собственному сценарию.Зависит от механизмов адаптации к «внешней» среде.

Решающую роль в возрождении эволюционизма в новом качестве сыграл Уайт.

Проблемное поле исследования составляли: разработка концептуальных основ культурологии как самост. науки, ее методов; научная атрибуция понятия «культура»;проблема генезиса и структуры культуры;анализ соотношения культуры и общества; формулирование теории культур.систем и объяснение таких проблем антропологии, как экзогамия,системы родства; разработка теории символов.

Основные труды У.:«Наука о культуре»,«Понятие культуры», «Концепция культур.систем»

У. первый применил системный подход для описания культуры как самоорганизующейся термодинамической системы.

Уайт определяет культурологию как «отрасль антропологии,которая рассматривает культуру как самостоятельную упорядоченность феноменов,существующих по собственным законам». Уайт рассматривает общество и культуру в качестве разнопорядковых явлений.Общество трактуется им как совокупность живущих вместе организмов.А культуру определяет как систему,ведущую роль в которой играют символы.Символ представляет собой способность челов.произвольно придавать вещам некое значение, которое самим по себе вещам не присуще.

У. уделял внимание выявлению специфики культурологического подхода, основные положения подхода состоят в том, что люди ведут себя так,а не иначе, потому что они были воспитаны в определен. культур.традициях.

Основным содержанием динамики культурных изменений,согласно Уайту,явл. степень энергооснащенности человечества.Он предлагал рассматривать культуры как формы организации и системы по преобразованию энергии.Критерием прогресса в эволюции культур считал возрастание количества энергии, используемой общностью.

Уайт полагал, что каждому способу «обуздания энергии» соответствуют определенные культур.ценности. Подобный способ рассмотрения культур получил название технологического детерминизма.

Технология, по Уайту,-это совокупность материальных,механических,физических средств и техники их использования. При помощи них человек взаимодействует с природой.

Концепция многолинейной эволюции Стюарда. Автор работ по этнологии Север.и Юж.Америки («Эволюция и процесс», «Теория культурных изменений»).

Проблемное поле исследования составляют:идеи многолинейной эволюции культуры,определение уровня социокультурной интеграции,культурного типа,проблема взаимосвязи экологич.среды и развития культуры (С.вошел в историю как теоретик экологического подхода в изучении конкретных культур).

Три основных типа культурно-исторического процесса Стюарда.:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 488 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2317 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.