По сравнению с живописью и архитектурой скульптура играла в раннехристианском искусстве второстепенную роль. Считают, что библейский запрет создавать кумиров особенно строго соблюдался в отношении больших статуй культового характера, то есть «идолов», которым поклонялись в языческих храмах. Чтобы избавиться от «духа идолопоклонства», церковная скульптура должна была отказаться от изображения человека в «натуральную величину». Таким образом, монументальность решительно отвергалась с самого начала; в своем развитии скульптура все более удалялась от объемности и масштабности античных работ, переходя к более мелким и менее объемным формам — по сути, декоративным украшениям, покрывающим поверхность подобно резному кружеву. Наиболее древними образцами христианской скульптуры являются мраморные саркофаги, которые изготовлялись начиная с середины III в. для наиболее видных членов церкви. До правления императора Константина их украшали практически те же немногочисленные сюжеты, знакомые нам по катакомбной живописи: Добрый Пастырь, Иона с китом — и так далее, но оформлялись и размещались они на саркофагах так, как это делали язычники. Даже сто лет спустя мы встречаемся в подобных работах с использованием гораздо более широкого диапазона форм и сюжетов, чем это характерно для других случаев употребления скульптуры.
3 век-кризис античного мира. отсюда в языческом искусстве тревожность, эмоциональность, надломленность. С 1 века начинает распространяться христианство. Христианство обещало счастье, спасение, равенство…раннее христианство должно было утверждаться, поэтому в искусстве- мощь, торжественность, победоносность. При Константине Великом 313 – христианство признано,323 – госрелигия римской империи. В скульптуре 2 тенденции. 1(связанная с язычеством) -продолжение античной традиции, великолепная техника, но в образах- задумчивость, тревога. -бюст императора Аркадия- молодой, болезненный. -портрет чиновника –статуя из Эфеса 4 века. Страдательность, надломленность.2 тенденция -раннехристианское искусство. Использование античных приемов и средст, но при этом и поиск новых средств выразительности. -Бюст Константина из Вены. Сила, энергичность, властность. Колосс- огромная статуя Константина(сохр частично) Обобщенность черт, гротесктность, иконободный образ,главное -человеческая одухотворенность. Тетрархи на углу собора Сан Марко. Нач 4 века., из порфира- очень твердый материал. Обобщенность, укрупненные объемы, лица симметричны, в фас, увеличенные черты лица. Интерес к материалу пропал. Саркофаг Юлиуса Басуса. 1 пол 4 века. Фризовое изо.: сцены обрамлены колонками. Повествовательность. Юный Христос сидящий на троне, рядом апп. Петр и Павел. Объемность, го-рельеф, античная техника. Скульптура: Юный Христос- молодость, античная красота. Христос –добрый пастырь(аллегория) Рельеф:сбор винограда, в центре-пастырь с овцой. Консульскии диптихи-при вступлении в должность консул выпускал такой диптих. изо консула, сидящего на троне, который объявляет о начале игр на ипподроме. Ба-рельеф. плоскостность, орнаментальность. Внизу- мелоке изо игр. Фронтальность, застылость лиц. Диптих из Лондона Поэт и Муза.
БЮСТ императора АркадияБЮСТ Константина из Вены
Саркофаг Юлиуса Басуса
Статуя из Эфеса 4 века Тетрархи на углу собора Сан Марко.