Среди всех видов способностей наиболее исследованными можно считать интеллектуальные (Анастази А., 2001, 1982; Егорова М.С., 1997; Либин А.В., 1999; Мешкова Т.А., 2004; Нартова-Бочавер С.К., 2003; Роль среды и наследственности…, 1988). Однако в связи с тем, что единого понимания природы и проявлений мышления не существует, индивидуальные вариации касаются лишь тех качеств, для которых существует подходящий психодиагностический инструмент. То есть логика развития практической психологии (от дифференциальной психологии к диагностике) нарушается.
Если обратиться к индивидуальным различиям интеллекта, то большинство психологических моделей включает те переменные, которые выделяются, если существует подходящий инструмент для их измерения, поэтому такие теории и называют факторными. Первая из них была создана в 1927 г. Ч. Спирменом, который выделил два фактора (только не стоит путать эту теорию с двухфакторными теориями психического развития В. Штерна, К. Бюлера и др). Спирмен отмечал, что в каждой интеллектуальной деятельности содержится общий фактор g (general) и множество специфических s (specific), свойственных только данному виду деятельности (вспомним разделение способностей на общие и специфические).
Специфические отражают особенности ситуации, поэтому бессмысленно стараться измерить их (например, человек хорошо сдал экзамен, потому что за дверью его ждала любимая девушка, но подобная удача была единственной в его жизни и поэтому не характеризует его интеллектуальных проявлений).
А общий фактор g проявляется в высокой корреляции между отдельными тестами и, таким образом, отражает устойчивые характеристики человека (то есть если ученик успевает и по математике, и по истории, это вызвано действием фактора общего интеллекта). Психодиагностика в основном стремится к вычленению и измерению именно фактора g, для чего создаются культурно-свободные тесты типа прогрессивных матриц Дж. Равена или теста интеллекта Р. Кеттелла (которые, по замыслу создателей, могут быть предложены людям разного социального происхождения и уровня образования).
Позже стали создаваться многофакторные теории. Например, Дж. Келли в своей книге «Перекрестки человеческого ума» (1928), критически рассмотрев результаты Спирмена, определил в качестве главных не генеральный, а несколько групповых, включающих действия с пространственными соотношениями, числами, словесным материалом, память и скорость мышления.
А Л. Терстоун в 1938 г. выделил целых 12 факторов (первичных умственных способностей, как он их называл), среди которых наиболее часто встречаются следующие (Анастази А., 2001).
V – вербальное понимание (чтение, аналогии, предложения с нарушенной структурой);
W – беглость речи (анаграммы, рифмовки, наименования);
N – число (скорость и точность арифметических действий);
S – пространство (восприятие неподвижных форм и их соотношений и «манипулятивная визуализация», посредством которой воспринимаются пространственные изменения; возможно, фактор S содержит в себе два фактора);
M – ассоциативная память (механическое запоминание; возможно, можно расщепить на слуховую и зрительную память);
P – скорость восприятия (быстрота и точность схватывания визуальных подробностей);
I (R) – индукция, или общее рассуждение (способность выводить правила; изначально содержал в себе индукцию и дедукцию).
После публикации работ Келли и Терстоуна критики отмечали поворот на прагматические аспекты изучения интеллекта; сегодня же мы можем увидеть связь конкретных выделенных исследователями факторов и с проявлениями темперамента, и с особенностями индивидуального стиля деятельности.
Еще несколько позже, в 50-е гг., британский психолог С. Барт предложил рассматривать структуру интеллекта как включающую 5 уровней. Низший представляет собой элементарные моторные и сенсорные процессы, второй, более общий, включает перцепцию и моторную координацию, третий представлен процессами выработки навыков и памятью как основой этого процесса, четвертый включает в себя логическое обобщение и, наконец, пятый уровень образует фактор общего интеллекта g. Данный подход послужил основой дальнейших эмпирических разработок в области иерархических систем интеллекта, одну из которых представляет и предложенная Ф. Верноном модель. Достоинством иерархических систем является возможность справиться со все увеличивающимся количеством факторов и соподчинить их (Анастази А., 2001, 1982; Егорова М.С., 1997).
Вершину модели Вернона представляет все тот же фактор g, ниже располагаются два главных групповых фактора: вербально-образовательный (V:ed) и практико-технический (K:m), которые, в свою очередь, можно дальше разделить на мелкие групповые факторы – вербальный, числовой, пространственный, механико-информационный, мануальный. Наконец, на самом низшем уровне располагаются специфические ситуационные факторы. Смысл этой модели состоит в том, что человек может проявлять себя интеллектуалом не во всех видах деятельности, а либо в вербально опосредствованных, либо в области «ручного мышления», то есть иметь специализацию, и эти области (практика и образованность) вполне сопоставимы по значимости их вклада в культуру. В самом деле, каждый из нас встречал очень одаренных в своей практической, обычно невербальной области людей (например, хирургов, художников), которые не могли объяснить секреты своего мастерства в словесной форме, однако владели им намного лучше, чем методисты и преподаватели соответствующей области знания.
На совершенно иных основаниях построил свою модель Дж. Гилфорд (1967), который представил интеллект в виде параллелепипеда, ребра которого соответствуют трем свойствам мышления:
❑ операциям (что умеет человек);
❑ содержанию (природе материала, форме подачи информации);
❑ и результатам (форме итоговой обработки информации).
Операций выделено пять (оценивание, конвергенция как нахождение единственно правильного решения, дивергенция как нахождение спектра решений, понимание имеющейся информации и ее запоминание).
Форм содержания определено также пять (зрительная, слуховая, символическая, семантическая (представленная словесно), поведенческая (проявляющаяся в задачах практической коммуникации)).
Результаты могут принимать шесть вариантов (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, значение).
Таким образом, 5 х 5 х 6 = 150 – всего модель Гилфорда включает 150 факторов, которые никак между собой не соподчиняются. Например, нельзя сказать, что человек, анализирующий реальное поведение, «умнее» или «глупее» того, кто рисует в жанре символизма. Каждый из маленьких кубиков должен быть валидизирован (подтвержден) как фактор интеллекта, что требует создания адекватного диагностического средства. К настоящему времени, однако, обрели свое подтверждение только 105 из числа теоретически обоснованных факторов.
Резюме:
Ч. Спирмен: 2 фактора, общий фактор g (general) и множество специфических s (specific).
Л. Терстоун: 12 факторов, четко выделено 7:
V - понимание слов, W - беглость речи, N - числовой фактор, S - пространственный фактор, М - ассоциативная память, Р - скорость восприятия, I (R) - индуктивное мышление.
Ф. Вернон: фактор g, два групповых фактора: вербально-образовательный (V:ed) и практико-технический (K:m).
Дж. Гилфорд: 150 факторов, операции (5), содержание (5), результаты (6).