Лекции.Орг


Поиск:




Концептуальная модель старости




Наше время характеризуется уникальной особенно­стью: вопреки всем призывам ООН, различных между­ народных и национальных благотворительных органи­заций и фондов, конфессий, частных инициатив, обще­ственных организаций рассматривать пожилых и старых людей как членов общества, внесших и вносящих боль­шой вклад в его развитие, повсеместно прослеживается достаточно устойчивая тенденция враждебности к ста­рикам. Все больше в целом мире накапливается зла и не­нависти, как будто сбывается предсказание библейского пророка Ездры: «...сколько будет слабеть век от старости, столько будет умножаться зло для живущих. Еще дальше удалится истина и приблизится ложь» (3-я кн. Езд­ры, 14:16-17).

Концептуальные взгляды мирового сообщества на мес­то и роль пожилых людей нашли свое концентрированное

выражение в документе ООН, озаглавленном "Сделать пол­нокровной жизнь лиц преклонного возраста"1. Общий смысл этого документа вписывается в контекст устойчивого соци­ального развития, при котором люди старших возрастов рассматриваются как позитивный фактор, а не бремя для общества.

Обеспечение более благоприятных условий для пожи­лых людей как одна из основных целей устойчивого соци­ального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям как одно из обязательств госу­дарств и правительств подтверждены заключительными до­кументами Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 6—12 марта 1995 г.). В частности, подчеркивается необходимость информирования пожилых людей об их правах, в том числе путем предостав­ления бесплатной юридической помощи, предоставления физического доступа ко всем основным социальным услугам.

Логическую зависимость в понимании проблемы старе­ния и действий по ее разрешению придает установление ежегодного Международного дня пожилых (1 октября) и решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей как "знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспек­тив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономи­ческой, культурной и духовной жизни — не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следую­щем столетии"1.

Поиск и реализация адекватных мер в поддержку пожи­лых людей остаются смыслом социальной деятельности на национальном уровне. Среди предлагаемых учеными-герон­тологами и социальными антропологами конкретных мер, требующих пересмотра основных концептуальных парамет­ров национальной социальной политики, на наш взгляд, осо­бого внимания заслуживает концепция селективной опти­мизации жизнедеятельности пожилых людей с компенса­цией социальных амортизаторов.

Из чего она исходит?

Во-первых, когда речь идет о пожилых людях, необхо­димо различать нормальный, патологический и оптималь­ный процесс старения.

Во-вторых, необходимо иметь в виду межличностное разнообразие (гетерогенность) пожилого населения.

В-третьих, учитывать гибкость в подходах к потенци­альным резервным способностям пожилых людей.

В-четвертых, считаться с возрастными ограничениями в развитии резервных способностей и адаптации к изменя­ющейся окружающей среде.

В-пятых, принимать во внимание обогащающие тео­рию и практику, а также компенсирующие возрастные ограничения возможности личных и общественных знаний, включая область новейших технологий.

В-шестых, учитывать возрастные негативные изменения в соотношении парадигмы "обретений и утрат".

В-седьмых, принять во внимание пластичность или гиб­кость психики пожилого человека.

Стратегия социальной политики при организации соци­альной работы с пожилыми людьми складывается из трех элементов: селекции, оптимизации и компенсации.

Селекция (или отбор) подразумевает поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены в связи с возрастом.

В данной посылке речь идет о том, чтобы индивидуальные запросы были приведены в соответствие с реаль­ной действительностью, что позволило бы индивиду испы­тывать чувство удовлетворения и контролировать свою по­вседневную -жизнь.

Оптимизация заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по соци­альной работе находит для себя новые резервные возмож­ности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях1.

Компенсация состоит в создании дополнительных ис­точников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и т.д.2

Таким образом, если общество будет готово к приня­тию подобной стратегии социальной практики в отношении пожилых людей, то результативность и общественная по­лезность все возрастающего числа пожилого населения, без сомнения, умножатся многократно. Речь тогда может идти только о том, как и насколько будет действовать фак­тор развития общества за счет его пожилых членов. Одна­ко первым и определяющим показателем развития обще­ства станет не количество, а качество.

Пожилым людям свойственно обладать многими каче­ствами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно, которого нет и не может быть у других. Это — мудрость жизни, знаний, ценностей.

Именно мудрость, свойственная пожившему достаточ­но долго на этой земле человеку, может явиться мощней­шим стимулом и фактором развития общества. А в обще­стве пожилых эта индивидуальная мудрость, возведенная в коллективную, возрастает многократно, придав социаль­ному развитию общества новые качественные характерис­тики. Ведь мудрость — это не только экономика. Это и политика, и этика, и нравственность. Это созидание нового мира — мира без войн и насилия, мира разума и справед­ливости. Это — новое качество социального развития — единства развития общества и развития самого человека. Тогда, пожалуй, станут действительной реальностью про­роческие слова древнеримского политического деятеля и философа Марка Туллия Цицерона о том, что мощь чело­веческого разума сможет победить стареющую плоть!

Известный американский психолог Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения. Этот кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненно­го пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кри­зис. По мнению Эриксона, основная задача старости — дос­тижение ценности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она тебя свела, как внутренне необ­ходимой и единственно возможной.

Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и невозможности начать все сначала1.

Процесс старения в каждом человеке протекает инди­видуально. Главное — не применять ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди — это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

Среди немногочисленных публикаций, посвященных свое­образию протекания изменений индивидуально-психологи­ческого развития лиц послепенсионного возраста, особен­но обращают на себя внимание работы В. В. Болтенко, под­крепленные солидным экспериментальным материалом, по­лученным на базе исследования лиц, находящихся в до­мах-интернатах для престарелых.

Согласно его концепции, в их жизни можно выделить ряд последовательных этапов, чередование и длительность которых не зависит от паспортного возраста человека2.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом дея­тельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непос­редственно связан с его профессией.

На втором этапе наблюдается своеобразное сужение ценностей человека пожилого возраста за счет выпадания ряда ценностей предыдущего этапа.

На третьем этапа на первое место, как правило, выхо­дит забота о личном здоровье.

На четвертом этапе смысл жизни заключается в сохра­нении самой жизни. Подавляющая часть активности направлена на самообслуживающий труд по сохранению физичес­кого состояния.

И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение по­требностей чисто витального порядка (еда, покой, сон и т.п.).

Данный подход к проблемам личностных изменений лиц послепенсионного возраста представляется достаточно ин­тересным. Однако вряд ли его можно считать абсолютным.

Таким образом, когда мы характеризуем господствую­щий сегодня общественный стереотип старого человека, то выделяем три слоя или аспекта этого понятия. Первый — какое поведение и отношение сами старые люди считают соответствующим своему возрасту и общественной роли; второй — существующее среди людей различного возраста представление о старости; наконец, третий аспект стерео­типа, касающегося "третьего возраста", — это некоторые концепции, все еще бытующие в науке (речь идет о пси­хологии), но не подтвержденные современными исследова­ниями.

Здоровый старый человек должен развивать, в соот­ветствии со своими интересами, привязанностями и потреб­ностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художе­ственной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной веге­тацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным.

Широкое включение старых людей в жизнь общества позволило бы молодым освободиться от страха перед ста­ростью и видеть в ней естественную фазу своей будущей жизни.

Психологические исследования показывают, что пред­ставление о старости меняется вместе с возрастом иссле­дуемых. Наиболее негативно оно у молодых людей, но по мере их приближения к старости это представление "улуч­шается". Оказывается, что многие старые люди отказыва­ются от прежних интересов и действий не из-за недостатка сил на их выполнение, а из-за боязни показаться смешны­ми. Это еще одно доказательство, подтверждающее тезис, что для поведения стариков решающее значение имеют взгляды, господствующие в данном обществе, а не биологические факторы. С этой точки зрения по-разному видится положений старых людей в различных условиях. По-пре­жнему труднее всего стареть в деревне. Казалось бы, что там человек может максимально долго продолжать свою работу и ему не грозит необходимость перехода на пенсию, однако нередки случаи, когда ценность человека измеряет­ся исключительно количеством выполняемой им работы, а также размером его имущества. Впрочем, несомненно, что система ценностей, ориентированная на приоритет матери­ального, ни в одном обществе не способствовала уважению к пожилым людям. Гуманистическая основа уважения чело­веческого достоинства, терпимости к слабости, а также приоритета духовных ценностей позволяет реализовать эти ценности даже в этот драматический период жизни чело­века.

Выражением схематического подхода к старости и по­пыткой его научного подтверждения была так называемая "теория неучастия". Сторонники этой концепции утвержда­ли, что старый человек любит известные формы изоля­ции, что сам уменьшает число контактов с другими людь­ми. Создатели этой теории считали, что старый человек, чувствующий себя достаточно защищенным, избегает об­щественной активности, а если и выражает еще желание показаться нужным и полезным, то к такому поведению его склоняет страх.

Вышеуказанные утверждения содержат методологичес­кие ошибки. Такие формы поведения старых людей, как разрыв общественных контактов, спад активности, явля­ются следствием действий, которые по отношению к старым людям предпринимает общество, а не выражением внутренних тенденций старости. Общественные стереотипы постоянно отождествляют старость с отстранением челове­ка от выполняемой им социальной роли, с исключением его из сферы активной деятельности. У некоторых людей это может стать причиной усиления активности в тех сферах, которые еще остались (например, в семейной жизни), це­лью компенсации потерь в других областях деятельности. Однако у большинства старых людей утрата социально зна­чимой роли равнозначна упадку активности. Исчезают зада­чи и цели, на которые можно было бы направить свою деятельность.

Теории неучастия противоречат результаты исследо­ваний, из которых видно, что существует тесная связь меж­ду уровнем активности человека и удовлетворенностью се­годняшним положением, а отсутствие активности сочета­ется с чувством неудовлетворенности и жалобами на свое положение. Подобная связь существует также между ак­тивностью и настроением человека. Степень социальной адаптации к пенсионному периоду зависит от того, насколько человек сумел переключиться на новые формы деятельнос­ти, отыскать новые сферы и области, в которых он может активно реализовать свою социальную роль.

Предлагаемая модель жизни в старости наверняка не­легка и отходит от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это — стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и свое психическое развитие, о котором никогда не следует забы­вать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определенный ее момент, необходимо все­гда видеть в себе и в своем окружении новые ценности и качества. В этом старого человека должны поддерживать окружающие его люди, которые могут помочь ему сделать его старость более счастливой. Сомнительная благотвори­тельная помощь, состоящая в исключении старого человека из общественного окружения и в лишении его активности, наверняка наименее показана человеку.

Творческой старости сопутствует чувство равновесия; и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, пони-j мание, доброта.

"Постареть можно только ради того, чтобы стать бoлее мягким, добрым; я не вижу ни одной ошибки, которую сам бы не мог совершить", — писал Гете. Выражением та­ких настроений является также спокойный отказ от пре­жних мечтаний и стремлений, согласие с природой и с са­мим собой. Примером такого мировоззрения может быть | фрагмент стихотворения Леопольда Стаффа:

"Одно мне дано на короткое время, Тень смерти моей уж меня не страшит. Сквозь вечность уйду, скинув жизни той бремя. Все смертны, и я — так мудрец говорит".

Концептуальные взгляды мирового сообщества на но-1 вую модель старости, место и роль пожилых людей в об­ществе получили концентрированное выражение в Прин­ципах ООН в отношении пожилых людей "Сделать полно­кровной жизнь лиц преклонного возраста", которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году, резо­люция 46/91. С учетом более поздних дополнений 18 прин­ципов собраны в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

Принципы группы "независимость" подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным бла­гам и обслуживанию, возможность работать или занимать­ся другими видами приносящей доход деятельности, уча­ствовать в определении сроков прекращения трудовой дея­тельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безо­пасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.

Принципы группы "участие" отражают вопросы вов­леченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движе­ния или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принципы группы "уход" затрагивают проблемы обес­печенности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержа­ния или восстановления оптимального уровня физическо­го, психического и эмоционального благосостояния и пре­дупреждения заболеваний, доступа к социальным и право­вым услугам, возможности пользоваться услугами попечи­тельских учреждений, правами человека и основными сво­бодами в любом социальном учреждении, включая полное уважение достоинртва, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

Принципы группы "реализация внутреннего потен­циала" призывают к тому, чтобы пожилые люди имели воз­можности для всесторонней реализации своего потенциа­ла, доступа к общественным ценностям в области образова­ния, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы "достоинство" затрагивают воп­росы недопущения эксплуатации, физического или психо­логического насилия в отношении пожилых людей, обеспе­чения права на справедливое обращение независимо от воз­раста, пола, расовой или этнической принадлежности, ин­валидности или иного статуса, а также независимо от их экономического вклада.

Прослеживается влияние на формирование Принципов ООН подготовленной в рамках Совета Европы Европейской социальной хартии — международного соглашения, отра­жающего цели и принципы европейской социальной поли­тики и гарантирующего основные социальные права человека. Открытая для подписания 18 октября 1961 года и всту­пившая в силу 26 февраля 1965 года Хартия предусматри­вает защиту существенных прав человека, в том числе при­менительно к пожилым людям. В части I сформулированы в качестве основных прав и принципов право трудящихся и иждивенцев на социальное обеспечение (ст. 12), право каждого человека, не имеющего достаточных средств к су­ществованию, на социальную и медицинскую помощь (ста­тья 13), а также право каждого человека на получение услуг со стороны социальных служб (статья 14).

Соответственно в ст. 12—14 части II Хартии устанав­ливаются обязательства договаривающихся сторон (прави­тельств государств, являющихся членами Совета Европы) по обеспечению этих прав, в том числе по постепенному выведению системы социального обеспечения на более вы­сокий уровень (п. 3 ст. 12), по предоставлению соответству­ющей медицинской и социальной помощи (в случае болез­ни — необходимого ухода) любому лицу, не имеющему до­статочных средств к существованию (п. 1 ст. 13), по содей­ствию деятельности или созданию служб, способствующих благосостоянию, развитию и адаптации к социальной среде как отдельных лиц, так и групп общества (п. 1 ст. 14).

Дополнительным протоколом к Европейской социаль- : ной хартии (открыт для подписания 5 мая 1988 года), наце­ленным в числе прочего на решение проблемы реального осуществления права лиц пожилого возраста на социальную защиту (ст. 12), устанавливаются обязательства сторон от­носительно надлежащих мер по созданию им возможности оставаться как можно дольше полноценными членами об­щества (п. 1 ст. 4), свободно выбирать свой образ жизни и как можно дольше вести независимое существование в при­вычных условиях (п. 2 ст. 4), а лицам пожилого возраста, проживающим в заведениях для престарелых, — гаранти­ровать оказываемую с соблюдением уважения к личной жиз­ни помощь и участие в определении условий жизни в этих заведениях (п. 3 ст. 4).

Из членства в Совете Европы следует обязательство проводить национальную политику в соответствии с прин­ципами Европейской социальной хартии.

Очевидно, что перечисленные нормы имеют ключевое значение с точки зрения обеспечения достойной жизни по­жилых людей, гарантированного предоставления им соци­альной помощи и услуг. Принципиальное совпадение с ними отдельных записей, включенных в Принципы ООН, несом­ненно.

Принципы ООН служат воплощению в жизнь фунда­ментального положения Всеобщей декларации прав чело­века о том, что "...признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира" (Преамбула), способствует реализации прав каждо­го на социальное обеспечение (ст. 22), на "...такой жизнен­ный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинс­кий уход и необходимое социальное обслуживание, кото­рый необходим для поддержания здоровья и благосостоя­ния его самого и его семьи", а также права каждого на обеспечение по случаю наступления старости (ч. 1 ст. 25).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 489 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

792 - | 699 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.