Памятник Михаилу Врубелю
• Памятник Михаилу Врубелю в городе Омске - это первый и единственный на территории России памятник известному русскому художнику. Памятник располагается в историческом центре города, на улице Ленина, возле Музея изобразительных искусств. Открытие памятника Михаилу Врубелю состоялось 20 июня 2006 г.
• М. Врубель родился в 1856 г. в Омске. Он являлся крупнейшим представителем модерна и символизма в русском изобразительном искусстве, автором известных произведений «Испания», «Демон сидящий», декоративных панно «Принцесса Греза», «Венеция», иллюстраций к произведениям М. Лермонтова
• М. Ногин на протяжении двух лет трудился над памятником великому художнику. Изначально скульптор внимательно изучил фотографии Врубеля, и лишь после этого стал делать зарисовки. М. Ногину важно было отразить в монументе личность художника.
• На гранитном пьедестале возвышается бронзовая статуя - фигура художника, который поднимается вверх по ступеням навстречу будущему. В руках художник держит альбом и карандаш. Высота бронзового памятника составляет более трех метров. По замыслу скульптора М. Врубель слегка повернулся и на лестницу упал листок с изображением самого близкого к Богу ангела - Серафима. Именно так М. Ногин передал своеобразный характер великого русского художника.
• Памятник Михаилу Врубелю, расположенный в Омске, на данный момент единственный на территории Российской Федерации монумент известному художнику. Историческая фигура на постаменте расположена в центре города, а именно – на улице Ленина, неподалеку от Музея изобразительного искусства. Торжественное открытие памятника произошло 20 июня 2006. Данное знаменательное событие происходило при активном участии губернатора края Леонида Полежаева, скульптора Михаила Ногина, а также представителей сферы культуры, творчества и интеллигенции. Ногин, будучи автором проекта, практически два года потратил на возведение памятника. Скульптор первоначально уделил внимание фотографиям Врубеля, чтобы понять все детали внешности художника, и лишь после этого начал делать первые зарисовки. Ногин сделал это специально, дабы детально отразить в монументе все грани личности художника. Памятник в целом выглядит в виде гранитного пьедестала, на котором возвышается бронзовая статуя. По замыслу автора фигура художника поднимается вверх по ступеням, как бы навстречу будущему. При этом в руках художник держит карандаш и альбом. Высота памятника – примерно три метра. Кроме того, по задумке Ногина, Врубель изображен слегка повёрнутым, а на лестницу упал лист, на котором изображен ближайшей к Богу ангел – Серафим. Таким образом, автор памятника постарался предать как неординарный характер величайшего русского художника, так и указал на его авторство произведения под названием «Шестикрылый Серафим». И можно сказать, что Ногину удалось постичь глубокий мир художника, который мыслил категорией «двоемирия», ведь поворот головы скульптуры и пронзительный взгляд сигнализируют о том, что этот человек стоит на грани вечности.
©
Скульптура "Динамическое равновесие"
• Парковая скульптура «Динамическое равновесие» имеет еще и другое интересное название – «Весы бытия». Это изваяние из металла является подарком городу Омску от скульптора Александра Капралова. По размерам высота скульптуры достигает шести метров, то есть она достаточно высокая, чтобы быть заметной издалека.
• Что представляет собой скульптура? — По задумке автора эта работа изображает различные желания человека, его бесконечные перемены и метания от одного к другому, причем счет идет на крайности. Здесь мастер использовал основные свои символические фигуры: лестницу, крест и трон. В общем плане "Весы бытия" представляют собой громадный крест, а в роли его вертикальной оси выступает лестница. На самом пике скульптуры расположился покачнувшийся от движения трон — это символ власти, которая, как и этот трон, может в любой момент потерять равновесие. Чаши самих весов находятся на одном уровне, но на каждой из них повешена клетка, а там – совсем небольшие клеточки. Правая клетка содержит в себе образы животных, людей, в то время, как левая – пустая. Городская достопримечательность «Динамическое равновесие» была установлена неподалеку от Врубелевского корпуса музея изобразительных искусств в 1999-м году на улице Ленина.
• Парковая скульптура «Динамическое равновесие» имеет еще и другое интересное название – «Весы бытия». Это изваяние из металла является подарком городу Омску от скульптора Александра Капралова. По размерам высота скульптуры достигает шести метров, то есть она достаточно высокая, чтобы быть заметной издалека. Что представляет собой скульптура? По задумке автора эта работа изображает различные желания человека, его бесконечные перемены и метания от одного к другому, причем счет идет на крайности. Здесь мастер использовал основные свои символические фигуры: лестницу, крест и трон. В общем плане Весы бытия представляют собой громадный крест, а в роли его вертикальной оси выступает лестница. На самом пике скульптуры расположился покачнувшийся от движения трон – это символ власти, которая, как и этот трон, может в любой момент потерять равновесие. Чаши самих весов находятся на одном уровне, но на каждой из них повешена клетка, а там – совсем небольшие клеточки. Правая клетка содержит в себе образы животных, людей, в то время, как левая – пустая. Скульптором Капраловым размещено множество фигур на перекладине весов. При первом взгляде на скульптуру здесь не все моменты поддаются узнаваемости – над некоторыми еще есть смысл подумать. Кроме того, в общей композиции имеются в наличии много цепей, которые также наталкивают на философствования. Как говорит сам Александр Капралов, он во многих своих работах стремится показать миру душевные переживания человека, который теряется между духовными и материальными благами, но это не потухший и не сломленный судьбой человек. Городская достопримечательность «Динамическое равновесие» была установлена неподалеку от Врубелевского корпуса музея изобразительных искусств в 1999-м году на улице Ленина.
Александр Николаевич Капралов — скульптор, график, дизайнер
Памятник Ван Гогу
• Практически в самом центре Омска, а конкретнее на Любинском проспекте, возле входа в прекрасный ресторан Bevitore расположилась скульптура, мимо которой невозможно пройти, не обратив на нее своего внимания. И имя этого необычного явления – Ван Гог. Новая композиция оказалась делом рук скульптора Александра Капралова. Автор скульптуры изобразил Винсента Ван Гога сидя. В непосредственной близости с фигурой выдающегося постимпрессиониста стоит бутылка с абсентом, а также фужер. Сам по себе памятник выполнен из черного металла, который окрашен специальной краской. Вес скульптуры составляет почти 200 килограммВедь всем известно, что многие великие люди не могли творить без легкой (а иногда и весьма приличной) дозы алкогольных горячительных напитков, которые, по их мнению, активизировали фантазию, страсть и работоспособность. Кстати, примечателен такой факт – название ресторана в переводе с итальянского означает «человек, который любит выпить».
• Практически в самом центре Омска, а конкретнее на Любинском проспекте, возле входа в прекрасный ресторан Bevitore расположилась скульптура, мимо которой невозможно пройти, не обратив на нее своего внимания. И имя этого необычного явления – Ван Гог. Новая композиция оказалась делом рук скульптора Александра Капралова. Автор скульптуры изобразил Винсента Ван Гога сидя. В непосредственной близости с фигурой выдающегося постимпрессиониста стоит бутылка с абсентом, а также фужер, который жители города решили, почему-то, использовать как мусорный бак. На вопрос о том, почему рядом со скульптурой изображена бутылка с алкоголем, автор отвечает, что это связано с привязанностью этого великого голландского художника к алкоголю. Особенно в последние годы его блистательной и плодотворной жизни. Сам по себе памятник выполнен из черного металла, который окрашен специальной краской. Вес скульптуры составляет почти 200 килограмм. Примечательно, что по соседству с Ван Гогом установлен памятник еще одной широко известной личности – голливудскому актеру Рутгеру Хауэру, сыгравшему в свое время в культовой киноленте «Святой пропойца». В свою очередь хозяин ресторана Михаил Курцаев, выступивший в качестве заказчика обеих скульптур, принял решение расположить этих двух знаменитых личностей рядом друг с другом по причине их обоюдного пристрастия к алкоголю. Ведь всем известно, что многие великие люди не могли творить без легкой (а иногда и весьма приличной) дозы алкогольных горячительных напитков, которые, по их мнению, активизировали фантазию, страсть и работоспособность. Кстати, примечателен такой факт – название ресторана в переводе с итальянского означает «человек, который любит выпить». Поэтому становится вполне понятным, что этой «парочке» будет уютно рядом.
Памятник труженикам тыла
• Памятник труженикам тыла в г. Омске символизирует вечную память омичам, которые в годы Великой Отечественной войны каждый по-своему трудился ради победы. В 2010-м году седьмого мая в торжественной обстановке состоялось открытие этого памятника в честь 65-летия празднования Дня Победы. Архитектурой памятника занимался Игорь Вахитов, дизайном – Сергей Воеводин, а непосредственно скульптурными изваяниями – Сергей Норышев.
• Что представляет собой этот культурно-исторический монумент? В центре памятника располагается двусторонняя группа скульптур, которая является прообразом тыловиков Омска в военное время. В эту композицию входят: женщина-мать с младенцем на руках, крестьянка, которая собирается на покос, рабочий оборонного завода, мальчик пастух, девочка, медработник и др. Связующее звено между «деревней» и «городом» - длинный военный эшелон, направляющийся на фронт. Огромные белые крылья в основе памятника – это символ светлой памяти и трепетного отношения к подвигу тыловиков. По размерам монумент достигает восьми метров в высоту и тринадцати метров в длину, вес – примерно 80 тонн. Этот город в самом начале войны принял почти 100 различных предприятий, вместе с которыми прибыло более 150 тысяч работников. Все они внесли огромный вклад в победу, ремонтируя военную технику, производя новую. Не менее важных результатов достигли и работники сельскохозяйственной сферы, которые несмотря на тяжелое военное время, сдавали зерно, овощи, мясо и т.д.
• Памятник Омичам - труженикам тыла Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Одним из инициаторов установки в Омске памятника труженикам тыла был И. Н. Лебедев, трудившийся в годы Великой Отечественной войны в тылу. В 2004 г. он обратился к губернатору Омской области с просьбой установить в Омске монумент в честь людей, сделавших всё возможное для победы над фашизмом.
Фотографии в альбоме «Наш Омск» ФотоПланеты на Яндекс.Фотках
1
В тяжелейших военных условиях Омская область сумела стать мощной базой снабжения фронта и всей страны оружием, промышленной и сельскохозяйственной продукцией. С июня 1941-го по май 1945-го область сдала государству 122,5 миллиона пудов хлеба, около 7 миллионов пудов мяса, 34,5 миллиона пудов молока. В помощь фронту омичи собрали 250 миллионов рублей личных сбережений. В Омской области были построены авиаэскадрилья «Омский комсомолец», танковая колонна «Омский колхозник», бронепоезда «Омский железнодорожник», «Киров», «Омский мопровец», «Омский осоавиахимовец», «Победа».
2
Наши земляки близко приняли к сердцу чужие страдания и чужую боль, разместив у себя 150 тысяч эвакуированных людей, тысячи раненых бойцов, детей-сирот. И по-братски делили с ними все четыре года войны и кров, и хлеб, и свое душевное тепло. В 2008 г. было принято решение об установке в Омске памятника труженикам тыла. Министерство культуры Омской области в 2009 г провело конкурс, который выиграл творческий тандем скульптора С. Норышева и архитектора И. Вахитова. В течение 2009 г. проект памятника прошел утверждение на конкурсе, общественное обсуждение и доработку. На осуществление этого проекта потребовалось 18 миллионов рублей, большую часть пожертвований – около 10 миллионов рублей - внесли крупные промышленные предприятия, 5,5 тысячи омичей и организаций внесли остальную сумму.
3
К 65-летию Великой Победы, 7 мая 2010 г., памятник был установлен на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Лизы Чайкиной. Монумент выглядит совершенно уместно в центре Октябрьского округа, рядом с заводами, некогда эвакуированными в Прииртышье из европейской части страны, и впоследствии ставшими флагманами омской промышленности. В церемонии открытия мемориала приняли участие труженики тыла, ветераны Великой Отечественной войны, делегации омских заводов, представители законодательной и исполнительной власти, общественных и молодежных организаций Омской области, учащиеся кадетского корпуса, служащие 242-й учебного центра воздушно-десантных войск
4
Губернатор Омской области Л. К. Полежаев, открывая церемонию, сказал: «Мы с вами открываем монумент, символизирующий дань памяти подвигу, свершенному нашими земляками в те далекие годы. Этот памятник нужен как напоминание о том великом самопожертвовании, той вере, которой были наполнены люди в военное время. Памятник нужен нынешним и будущим поколениям, чтобы они не могли и не имели права быть мельче верой и духом живших в те годы людей». На торжественном открытии создатели монумента заложили в его основание капсулу с посланием, которая будет вскрыта в 2045 г. в день 100-летия Победы.
Памятник представляет собой масштабную композицию высотой более 10 метров и свыше 13 метров в длину. Главной идеей скульптурной композиции стал образ эшелона, который доставляет на фронт танки, пушки, снаряды, продовольствие, новые воинские формирования.
В единый комплекс объединены девять фигур – собирательные образы омских тружеников тыла времён Великой Отечественной войны (рабочих военных заводов; колхозников; медиков тыловых госпиталей; детей, заменивших на производстве и в поле ушедших воевать отцов и старших братьев; женщин, проводивших на фронт мужей).
Консоль в виде огромных белых «крыльев» обрамляет скульптурную группу из девяти фигур. По замыслу авторов, это крылья памяти, символ незримого присутствия тех, ради кого в тылу совершались трудовые подвиги: солдат, ушедших на фронт. Со стороны улицы Б. Хмельницкого расположены четыре основные фигуры: медсестра, крестьянин, и двое рабочих – мужчина и женщина.
Со стороны парка имени 30-летия ВЛКСМ – ещё пять фигур: мальчик- пастух, мать с ребёнком, девочка с колосками и крестьянка. Памятник выполнен из бетона и меди. Общий вес композиции составляет более 80 тонн. По словам авторов, они не хотели упрощать и делать памятник скромным, намеренно решили создать монумент - апофеоз подвигу труженикам тыла.
В ходе работ создателям памятника пришлось реализовать несколько сложных конструктивных решений: трудность состояла в том, чтобы собрать воедино и сбалансировать в пространстве многокомпозиционный эшелон и остальные девять фигур грандиозного памятника. В основании монумента использован монолитный железобетон, изготовленный по особому рецепту, с добавлением присадок, которые придали раствору дополнительную эластичность
. Все работы по организации площади под памятник, сносу и высадке зеленых насаждений, демонтажу ограждения со стороны улицы Лизы Чайкиной, расчистке территории, возведению кургана, укладке плитки, заботу о последующем благоустройстве территории взяла на себя Администрация г. Омска.
По мнению омичей, монумент востребован временем. А главное, он и через десятки лет будет напоминать людям о тех женщинах, стариках, подростках, которые недоедали, засыпали у станков, пахали на себе поля, но обеспечивали фронт всем необходимым. Монумент стал зримым воплощением нашей общей благодарности тем, кто внес бесценный вклад в победу над фашизмом.
Скульптура «Люба»
• Скульптура «Люба» в городе Омске является одним из любимых достопримечательностей омичей. Это увековеченное изображение молодой девушки – Любови Гасфорд, которая была супругой Густава Гасфорда – одного из генерал-губернаторов Сибири в 19-м веке. Скульптор запечатлел тот момент, когда Люба (или как в народе еще называют скульптуру Любаша) вышла на прогулку и присела на скамейку. По историческим данным Любовь действительно любила прогуливаться на свежем воздухе в роще. Эта роща в то время была расположена вне Омской крепости, поэтому здесь было особенно спокойно. После кончины Любы, а она умерла еще в молодом возрасте из-за болезни, эта роща была названа в ее честь – Любина роща. Интересно, что на этом же месте несколько позже возник проспект, который также получил имя Любы и стал Любинским проспектом. Сама скульптура была создана не на основе портрета – ни одного не осталось после смерти Любы. Лишь рассказы жителей помогли воссоздать этот образ скульптору Сергею Норышеву и архитектору Игорю Вахитову. В итоге получилась миловидная девушка в платье тех времен на шикарной скамейке. На голове у нее прическа с буклями, а в руках – небольшая книжечка с произведениями Александра Пушкина. Горожане трепетно и с нежностью относятся к этой скульптуре, поскольку она олицетворяет собой женскую красоту и одновременно скромность, а также показывает частичку прошлого города Омска. Находится памятник на пересечении двух улиц – Либкнехта (бывшей улице имени Гасфорда) и Ленина (ранее – Любинский проспект).
• Ко дню города в 1999 году скульптор Сергей Норышев (Норошев – псевдоним) и архитектор Игорь Вахитов собрав все народные предания, сделали необычный памятник. У них не было ни фотографии, ни описания прототипа памятника, лишь народные воспоминания.
• Изначально образ Любы на эскизах выглядел, как худая девушка с грустью на лице и каким-то не здоровым видом сидит на обычной деревянной лавочки. Но неизвестно, что заставило или переменило мнение создателей, но отлит памятник был в образе широкой скамьи с резными подлокотниками, на голове девушки бант и букли (должен был быть чепец), расширенные восторженные глаза, французский шарм и столичные манеры того времени (в руках книга А.С. Пушкина). Можно сказать, хотели одно, а сделали совершенно противоположное. Но история доказала, что решение было принято верное, т.к. памятник стал общим любимцем.
• Памятник изготовлен из нержавеющей стали и установлен на пересечении улиц Карла Либкнехта (бывшая имени Гасфорда (именно того самого губернатора)) и Ленина (бывая Любинский проспект).
• на пересечении ул. К. Либкнехта и ул. Ленина (Любинский проспект).
•
• Памятник Любе - Омск
• Версии истории памятника:
• В те времена (1851 год) не так много велось документальной работы, чтобы по хроникам восстановить правдивость событий.
• Поэтому изложу версии, которые бытую в народе:
• Первая версия: Памятник Люба посвящен Любови Федоровне жене губернатора Омска Густава фон Гасфорда (также Гасфорта). Люба была младше своего мужа на более чем 30 лет. Прожила она в Омске не больше года. Буквально при приезде она заболела чахоткой. И день от дня ей становилось всё хуже. Поэтому гулять она подолгу не могла, а вот сидеть на лавочке сил хватало. Поэтому у людей и сохранился в памяти образ бедной девушки, которая угасала каждый день.
• В городе есть Любинский проспект и Любина роща и люди по неведению причисляют названия этих мест к личности Любови Федоровны.
• Вторая версия: Любовь Федоровна была второй женой Г.Х. Гасфорда. Прожила не больше года в Омске и от чахотки умерла. А вот третья его жена Надежда Николаевна прожила долго в Омске и за это время сделала много добрых и полезных дел, которые по ошибки присуждают Любови Федоровне (хотя надо понимать, что у той банально не было на всё это времени).
• За время жизни в Омске Надежда Николаевна основала приют «Надежда», школу при нем же, которая впоследствии стала женской гимназией.
• Не смотря на столь сильные противоречия во времени, до сих пор народ присуждает Любови Федоровне заслуги Надежды Николаевны. Видимо кто-то из администрации Омска все же посмотрел в архивные документы или услышал слова умных людей и одна из центральных улиц Омска стала называться «Надеждинской» (сегодня она называется улицей Чапаева).
• Получается две жены одного человека, слились у людей в один образ. Но как бы то ни было хорошо то, что хорошо заканчивается.
•
Памятник Чокану Валиханову
• Монумент учёному, просветителю и путешественнику Чокану Чингисовичу Валиханову был установлен 30 января 2004 года в городе Омске. На улице Чокана Валиханова, на том месте, где находился закладной камень, водрузили бронзовую скульптуру на пьедестале.
• Монумент Чокану Валиханову изготавливали в Петропавловске. Создателем памятника является А. Баярлин -казахский скульптор. На пьедестале, выполненном из красного мрамора, выгравирована надпись: «Дар Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева городу Омску. 2004 год».
• За спиной у Чокана Валиханова находится кадетский корпус. В ноябре 1853 года сын степей Чокан завершил своё обучение в Омском кадетском корпусе и стал кадровым офицером Русской императорской армии, получил чин корнета. На монументе лицо Чокана обращено в сторону Казахстана, в сторону своей родины. За свой недолгий век Чокан Валиханов немало сделал для просвещения своих земляков, в России он оставил яркий и добрый след.
• Монумент учёному, просветителю и путешественнику Чокану Чингисовичу Валиханову был установлен 30 января 2004 года в городе Омске.
• На улице Чокана Валиханова, на том месте, где находился закладной камень, водрузили бронзовую скульптуру на пьедестале.
• На церемонии открытия памятника присутствовали губернатор Омской области, глава местного исполнительного органа власти Северо-Казахстанской области. А также из соседнего государства на церемонию прибыла большая делегация.
• Монумент Чокану Валиханову изготавливали в Петропавловске. Создателем памятника является А. Баярлин -казахский скульптор. На пьедестале, выполненном из красного мрамора, выгравирована надпись: «Дар Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева городу Омску. 2004 год».
• За спиной у Чокана Валиханова находится кадетский корпус. В ноябре 1853 года сын степей Чокан завершил своё обучение в Омском кадетском корпусе и стал кадровым офицером Русской императорской армии, получил чин корнета.
• На монументе лицо Чокана обращено в сторону Казахстана, в сторону своей родины.
За свой недолгий век Чокан Валиханов немало сделал для просвещения своих земляков, в России он оставил яркий и добрый след.