Л. В. Щерба в качестве формальных признаков категории состояния отметил неизменяемость и употребление со связкой. «Первым она отличалась бы,— говорил он,— от прилагательных и глаголов, а вторым — от наречий»[2]. В. В. Виноградов признал за безлично-предикативными словами аналитические формы времени, наклонения и формы степеней сравнения.
§180. Формы времени. Безлично-предикативные слова употребляются в форме трех времен: настоящего (с нулевой связкой), прошедшего (со связкой было) и будущего (со связкой будет): тепло, можно, жаль (наст. вр.); было тепло, было можно, было жаль (прош. вр.); будет тепло, будет можно, будет жаль (буд. вр.). Темно (наст. вр.) и будет темно (буд. вр.) до полудня (Маяковский). Было темно; душно (прош. вр.), и пахло дрянью (Шишков).
§181. Формы наклонения. Указанные формы времени одновременно являются формами изъявительного наклонения категории состояния.
Сослагательное наклонение образуется присоединением к безлично-предикативным словам формообразующей частицы бы и вспомогательного глагола с суффиксом -л-: На лесном озере было тихо, но там было бы еще тише, если бы утки не плескались в камышах.
В форме настоящего времени частица бы присоединяется непосредственно к безлично-предикативным словам или же значительно реже к зависящим от них инфинитивам: Хорошо бы и ему, старику, совсем отказаться от мяса, от разных излишеств (Чехов). Можно бы подумать (Достоевский). Теперь не худо бы барину Турчанинову за соль спасибо сказать (Бажов). Заря погасла. Кончена работа. Уснуть бы, кажется, пора (Никитин). Нам надо бы прошение подать (Чехов).
Повелительного наклонения у категории состояния (в отличие от глагола) нет.
§ 182. Формы вида. Основные разряды безлично-предикативных слов, т. е. слова, обозначающие собственно состояние (1, 2, 3-я группы), имеют формы в и д а, которые у них возникают при сочетании с вспомогательными глаголами становиться — стать и делаться — сделаться и др. Образуются аналитические видовые пары: становилось жутко (несов. вид) — стало жутко (сов. вид), делалось грустно (несов. вид) — сделалось грустно (сов. вид). Но до чего образованна эта Нина, даже становится неловко (несов. вид). Петру Данилычу стало неловко (сов. вид), жутко (Шишков).
Аналитические формы несовершенного вида обозначают развивающееся состояние, а соответствующие им формы совершенного вида — конечный предел, до которого развивается это состояние.
§183. Способность управлять падежными формами развивается в безлично-предикативных словах под влиянием глагола. Безлично-предикативные слова управляют обычно дательным падежом, предложным, реже родительным (с предлогом и без предлога) и винительным падежом прямого объекта. Примеры: Там нужно не женскую с и л у! (Некрасов). И больно м н е и страшно за л ю д е й (Никитин). Появление у безлично-предикативных слов способности управлять прямым дополнением — этого специфически глагольного свойства — связано с употреблением их в обычной для глагола функции сказуемого, с влиянием однокоренных переходных глаголов (ср.: жаль, жалко и жалеть', желательно и желать', слышно и слышать, приметно и приметить). Винительным падежом без предлога управляют обычно слова жаль, жалко, больно, нужно, надо, надобно, желательно, приметно, заметно, слышно, видно, можно. Примеры: Дверь — настежь, з в е з д ы видно (Шишков). Самгину было немножко жаль эту замученную д е в и ц у (Горький).— Ты что это? — Ш е ю больно (Горький).
§184. Степени сравнения. Формы сравнительной степени имеются только у безлично-предикативных слов на -о. Ср.: Но занять, говорят, невозможно, Невозможнее долг отдавать (Некрасов). Инженеру хорошо, а доктору лучше (Маяковский). Нам невероятно тяжело, товарищ Крупнов. Возможно, будет еще тяжелее (Коновалов). Некоторое время шуршали падающие камешки. Стало тихо, еще тише (А. Н. Толстой).
Аналитическая форма сравнительной степени безлично-предикативных слов образуется посредством присоединения к ним слов более или менее: —- Как у вас нынче людно,— говорит он (Горчаков) рассеянно,—совсем как в Лондоне. Но здесь более людно (Тынянов).— Нет, душа моя, для меня уж нет вот таких балов, еде весело,— сказала Анна.—Для меня есть такие, на которых менее трудно и скучно (Л. Толстой).
Значение превосходной степени безлично-предикативных слов выражается только описательно. Форма превосходной степени образуется присоединением слов всего, всех к форме сравнительной степени: Здесь были люди, которым всего скучнее (Тынянов). Веселей всех у молодой вдовы Настасьи (Шишков).
Формы сравнительной степени безлично-предикативных слов следует отличать от омонимичных форм прилагательных и наречий. Формы сравнительной степени прилагательных выступают в предложении или в роли именной части составного сказуемого, или в роли определения: Мрачней и угрюмей становится т ай г а (Шишков). Я не помню утра более голубого и свежего (Лермонтов).
Наречия в сравнительной степени определяют глагол и являются в предложении обстоятельствами: — Стойте. — спокойнее и трезвее сказал Бердников (Горький).
Слова категории состояния употребляются обычно в безличных предложениях в роли сказуемого и никаких слов не определяют: Прохор мысленно упрекнул себя,—сделалось очень стыдно,—и пошел на улицу. Церковный сторож вставлял выбитые вчера стекла. Прохору стало еще стыдней (Шишков).
§ 185. Формы оценки. Слова категории состояния на -о, как и омонимичные им наречия и прилагательные среднего рода ед. числа, имеют формы оценки, которые образуются при помощи суффиксов -оват- (-еват-), -оньк- (-еньк-): Было холодновато, пахло гнилыми яблоками (А. Н. Толстой). В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. Было скучновато, но уютно (А. Н. Толстой).
§ 186. Синтаксические особенности категории состояния. Как уже отмечалось, безлично-предикативные слова являются главным членом безличного предложения — с к а з у е м ы м. Сказуемое безличного предложения ни от каких других членов предложения не зависит, не согласуется ни с какими словами. Зависимые от него слова сочетаются с ним по способу управления или примыкания. Примеры на управление: Нам (кому?) без света (без чего?) светло, без дороги (без чего?) — гладко (Никитин). Ему (кому?) вдруг стало стыдно дочери, самого себя, черкеса (кого?), стен (чего?) (Шишков). Примеры на примыкание:3 д е с ь было сухо и безопасно (Игишев). Т у т было темно и душно, но тепло (Чехов). В море было о ч е н ь свежо (Станюкович).
Безличность является наиболее характерным синтаксическим свойством категории состояния. А. М. Пешковский писал: «Холодно, тепло, стыдно, грустно, хорошо, плохо срослись с безличностью настолько, что даже отдельно взятые понимаются прежде всего как безлично-предикативные члены с нулевой связкой»[3].
§ 187. Отличие категории состояния от кратких прилагательных среднего рода, наречий на -о, имен существительных. Категория состояния формируется в основном из кратких прилагательных на -о, наречий и существительных.
1. От кратких прилагательных среднего рода безлично-предикативные слова отличаются тем, что не обозначают признака предмета и не имеют форм согласования, так как не изменяются по родам и числам. Ср.: комната светла, дом светел, здание свет ло, комнаты светлы (краткие прилагательные) — в комнате (в доме, в зданиях) светло (категория состояния). Краткие прилагательные всегда обозначают временный признак подлежащего, а омонимичные им безлично-предикативные слова употребляются только в безличных предложениях.
2. От наречий безлично-предикативные слова отличаются следующим: а) наречие обозначает признак действия, а категория состояния вообще не обозначает признака, она выражает состояние лиц, живых существ, среды, предметов; б) наречие примыкает к глаголу, тогда как безлично-предикативные слова, наоборот, подчиняют себе глагол, инфинитив примыкает к ним; в) наречие обычно не управляет дательным субъекта, а для категории состояния характерно управление дательным падежом, обозначающим лицо (или предмет), находящееся в том или ином состоянии. Ср.: Уже поздно выезжать в лес (категория состояния).— Поздно выезжать в лес опасно (наречие); М н е еще рано вставать (категория состояния).— Рано в с т а в а т ь не привык (наречие).
3. Значительно реже, чем наречия и краткие прилагательные, в категорию состояния переходят имена существительные. При этом существительные теряют значение предметности и начинают выражать состояние, Ср.: Лень (сущ.) портит человека и М н е лень (категория состояния) вставать рано. Во втором примере слово лень обозначает состояние субъекта, выраженного местоимением мне.
Значение качественной оценки состояния обычно развивается у абстрактных существительных, например: грек, стыд, срам, позор, мука, каторга, жаль, охота, неохота, неволя, досада, горе, беда, пора, время, досуг, недосуг, лень, ужас и др.
Переход существительных в категорию состояния сопровождается не только изменением их лексического значения, но и потерей ими грамматических значений, свойственных существительным,— значений рода, числа и падежа. Поэтому, выступая в новой для них функции — в функции сказуемого безличного предложения, они ни с какими словами не согласуются. Ср.: Была весенняя пора (сущ.) и Пора (кат. состояния) было отдыхать. В отличие от существительных они имеют формы времени и наклонения (пора было уезжать, пора бы ему вернуться, грех было бы забыть и т. д.), могут определяться качественными наречиями (очень жаль, ужасно неохота, так лень), имеют дательный лица и подчиненный инфинитив (ему лень пошевельнуться).