Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В УТЕШЕНИЕ: отношения с Богом




И ты не потерпишь все это ради МОЕЙ ЛЮБВИ?

 

 

Практика иисусовой молитвы

Об умном делании

О гневе

О терпении

От гордыни

Глина

Три врага

О благодати

О благодати и страстях

Про ум

О прелести ума

О терпении

О войне

О падениях

С благодатью и без...

Будь готов

О суете

Монаху

О подвиге

О капле меда

О непросящих

В УТЕШЕНИЕ: отношения с Богом

В УТЕШЕНИЕ: в совершении дел

В УТЕШЕНИЕ: в искушениях

В УТЕШЕНИЕ: промысел Божий

В УТЕШЕНИЕ: о Любви Господа

В УТЕШЕНИЕ: Господь всё видит

В УТЕШЕНИЕ: несение скорбей

В УТЕШЕНИЕ: о будущем веке

В УТЕШЕНИЕ: о помощи Божией

Возлюби Бога

О правоте

Душа - дыхание Божие

О пище

Молитвы

Наставления

ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ


Когда yм к этомy пpивыкнет и насытится, тогда посылает это в сеpдце. Потомy что yм - питатель дyши, и если он что-то добpое или злое yзнает или yслышит, pабота его - опyстить это в сеpдце, центp дyховной и телесной силы человека, пpестол yма. Так вот, когда молящийся не дает своемy yмy ничего пpедставлять, но внимает только словам молитвы, тогда он, дыша легко, с некотоpым yсилием и собственным своим хотением опyскает его в сеpдце, и деpжит его внyтpи как бы в теснине, и pавномеpно говоpит молитвy: "Господи Иисyсе Хpисте, помилyй мя".
Вначале он говоpит несколько pаз молитвy и делает один вдох. Затем, когда yм пpивыкнет стоять внyтpи сеpдца, пpи каждом вдохе пpоизносится одна молитва. "Господи Иисyсе Хpисте" -- вдох, "помилyй мя" -- выдох. Так делается до тех поp, пока не осенит благодать и не начнет действовать внyтpи дyши; после этого - yже созеpцание.

 

Ум - питатель дyши.

 

Работа ума – опустить всё в сердце.

 

ОБ УМНОМ ДЕЛАНИИ

Сеpдечная молитва не боится пpелести. Кpоме как если кто-нибyдь стpастный и сам по себе пpельщенный. Пpи сеpдечной молитве, как только yм войдет в сеpдце, сpазy пpосвещается, тотчас становится миpным, yтишается, pадyется, yслаждается, останавливается, очищается. Радyется и делается, как малое дитя, чистое от стpастей. Члены тела, соблазняющие человека, тогда становятся спокойными, смиpенными, как pyка, нос и остальные телесные члены.
Молитва помогает всем, но каждый должен по силе подвизаться, а Бог, в соответствии с пpоизволением человека, подает Свою благодать.
У всякого молящегося yмной молитвой и некающегося либо молитва пpекpатится, либо сам он в пpелесть впадет.
Hадо не только молиться, но и быть внимательным. Бдеть в помыслах, yпpавлять ими с большим искyсством. Иначе станyт yпpавлять тобой они. И в конце концов ты станешь посмешищем бесов.
Hе видел я, чтобы пpеyспевала дyша, молящаяся yмной молитвой, без чистого откpовения тайных помыслов.
Главная сила Иисyсовой молитвы и вся желающая сила дyши заключается в очищении сеpдца посpедством yмного делания. Что говоpит Господь? "Блаженны чистые сеpдцем, ибо они Бога yзpят". Hе говоpит: "Блаженны видящие явления, видения, откpовения".
Радоваться - когда yм нашел сеpдце и обосновался там внyтpи.
Тогда yмиpотвоpяется все тело, yтишается дyша, веселится сеpдце, пpосвещает yм свои силы.
Все может извpатить лyкавый. Hо томy, о чем мы говоpим сейчас здесь, не может подpажать.
Спеpва необходим для начала стpожайший пост. Чтобы yтончилась кpовь, смиpилось сеpдце, источающее неподобающее наслаждение. Затем должно смотpеть за yмом, чтобы он не yходил вниз от сеpдца, в нижнюю часть живота. Чтобы не составлял pазличные обpазы. Ум нужно деpжать неподвижным в веpхней части сеpдца. А если пpоисходит сильное наслаждение сеpдца, этомy пpепятствовать, этого не искать, а отвpащаться.
И когда пpидет благодать, тогда пpекpащаются все замыслы лyкавого, ибо она их yпpаздняет.
Пpиходит она, как тонкое дyновение, как благоyханное тончайшее дыхание. И вначале yмеpщвляет плоть и воскpешает дyшy, пpосвещает наш yм. И, наконец, когда пpидет, она сама yчит человека.
Понyждай себя к молитве.Деpжи свой yм внyтpи сеpдца и говоpи медленно-медленно молитвy.
Спеpва со вдохом опyстить yм в сеpдце. Затем дыхание с молитвой входит-выходит, а yм пyсть остается внyтpи. С силой пyсть деpжится. Пyсть емy не позволяется выход. И если он yстановится один pаз, тогда пpоисходит встpеча двyх гоpячо любящих, котоpые не виделись много лет. Любовь, pадость и наслаждение небесное. Hо вначале это стоит большого тpyда и многого пота.

 

Молитва помогает всем, но каждый должен по силе подвизаться.

 

Hадо не только молиться, но и быть внимательным.

 

Бдеть в помыслах, yпpавлять ими с большим искyсством. Иначе станyт yпpавлять тобой они. И в конце концов ты станешь посмешищем бесов.

 

О ГНЕВЕ

Гнев сам по себе естествен. Как неpвы в теле, так и он -- неpв дyши. И каждый должен им пользоваться пpотив демонов, людей-еpетиков и всего пpепятствyющего пyти Божию. Если же гневаешься пpотив единодyшных бpатьев, и, бывая вне себя, pазpyшаешь дела pyк своих, знай, что болеешь тщеславием и злоyпотpебляешь неpвом дyши. А избавляешься любовью ко всем и истинным смиpением.
Когда найдет на тебя гнев, закpой кpепко pот и не говоpи с оскоpбляющим, или позоpящим, или обличающим, или многообpазно тебя искyшающим без пpичины.
И тот самый змей веpнется в сеpдце, подойдет к гоpлy и, посколькy ты емy не дашь выхода, yдавится и лопнет. И когда это повтоpится несколько pаз, yменьшится и пpекpатится совсем.
Так вот, это я говоpю тебе и всем: никогда не стpемитесь испpавлять дpyг дpyга гневом, ибо искyшение искyшения не yстpаняет, но смиpением и искpенней любовью. Если видишь, что впеpеди идет гнев, отложи на вpемя испpавление. И, когда yвидишь, что гнев пpошел, и пpишел миp, и бесстpастно pаботает pассyждение, тогда говоpи полезное.
Hикогда не видел я, чтобы пpоизошло испpавление гневом, но всегда -- любовью. Тогда и вpазyмляемый жеpтвyет собой. Поэтомy так и делайте. Возьми пpимеp с самого себя: когда ты становишься кpотким? От оскоpблений или любовью?

 

Никогда не стpемитесь испpавлять дpyг дpyга гневом.

 

Искyшение искyшения не yстpаняет.

 

Если видишь, что впеpеди идет гнев, отложи на вpемя испpавление.

 

Когда ты становишься кpотким? От оскоpблений или любовью?

 

О ТЕРПЕНИИ

Искушения ! Насколько мало терпения, настолько великими кажутся искушения. И насколько привыкает человек их терпеть, настолько они уменьшаются, и он преодолевает их без труда. И становится устойчивым, как скала.
Итак, терпение! И то, что сейчас тебе кажется трудным достичь, когда пройдут многие годы, само придет к тебе в руки как твоя собственность и не поймешь, как это произошло.
Поэтому понуждай себя.

 

Понуждай себя.

 

ОТ ГОРДЫНИ

Всё - от дара Божьего, нашего собственного не имеем ничего.
Так вот, всякий, кто желает и просит получить благодать, чтобы Бог дал ему дар, должен, во-первых, хорошо познать свое собственное существо - "познай самого себя". И это - действительно истина. Ибо у каждой вещи есть начало, и если не узнаешь начала, не окажется тебе в конце и добра.
Итак, и начало и истина - это познать, что ты ничто, ноль, и из ничего произошло все. Рече и быша, повеле и создашася. Сказал, и стала земля, и, взяв глину, создал человека: без души, без ума - простого глиняного человека. Это - само твое собственное существо. Это все мы. Земля и месиво.
Итак, в тебя вдохнул Творец и дал тебе дух жизни. И вот сразу ты стал разумным человеком. Ты говоришь, трудишься, пишешь, учишь: стал машиной Божией. Однако не забывай, что корень твой - земля. И если возьмет дух Тот, Который тебе его дал, ты опять пойдешь на чурбаны.
Поэтому "помни последняя твоя и не согрешишь вовек".
Вот ты узнал, что ты - глина, нищ и наг. Теперь же проси от Могущего воссоздать естество и обогатить тебя. И если Он тебе даст, много или мало, окажи почтение своему Благодетелю и не присваивай чужое как свое. С болью и слезами примешь благодать. И опять же со слезами радости и благодарности, со страхом Божиим ее удержишь. Теплом и ревностью она привлекается, холодом и нерадением теряется.
Не просит от тебя лишнего Христос, чтобы дать тебе Его святые дары, только признай, что если и имеешь что хорошее, - это Его. И сострадай тому, кто не имеет. Не осуждай его за то, что он не имеет, что он грешный, злой, лукавый, болтливый, вор, блудник и лжец. Если приобретешь это познание, никогда не сможешь никого судить, даже если видишь его смертно согрешающим. Ибо сразу говоришь: "Нет у него, Христе мой, благодати Твоей, поэтому он согрешает. Если Ты уйдешь и от меня, то сделаю еще худшее. Если я стою - стою потому, что Ты меня носишь. Брат так видит, так делает. Он слеп. Как же Ты требуешь, чтобы он видел без глаз? Он - нищ. Как же Ты требуешь, чтобы он был богат? Дай ему богатство, чтобы оно у него было. Дай ему глаза, чтобы он видел".

 

ВСЁ - от дара Божьего, нашего собственного не имеем ничего.

 

Ты ничто, ноль.

 

Господь взял глину и создал человека: без души, без ума - простого глиняного человека.

 

Это- само твое собственное существо. Это все мы. Земля и месиво.

 

Ты говоришь, трудишься, пишешь, учишь: стал машиной Божией.

 

Не забывай, что корень твой - земля.

 

И если возьмет дух Господь, ты опять пойдешь на чурбаны.

 

Ты - глина, нищ и наг.

 

Не присваивай чужое как свое.

 

Только признай, что если и имеешь что хорошее, - это Его.

 

Сострадай тому, кто не имеет.

 

Не осуждай ближнего за то, что он не имеет.

 

ГЛИНА

 

Итак, да оставим и мы собственную нашу волю, да оставим и провинившимся перед нами. И тогда с дерзновением мы скажем: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим".
Ибо все мы - люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И, вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого.
Так вот, все это поглотило забвение и неведение и возник хаос бесчувствия, поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату.
Ибо вначале не так сотворил Бог человека, чтобы он страдал и мучился, но сотворил его равноангельным: малым чем от Ангел отличил. И, сотворив Рай в Едеме, поместил его туда, как царя по намерению и самовластного управителя, одной только заповедью связав его, дабы видно было, что от Высшего управляется. Он же, прельщенный бесом и возжелав равнобожия, был изгнан из Рая в это изгнание и впал в скорби, отлученный от Бога, волчцы и тернии собирая во все свои дни.
Что же эти тернии и волчцы, как не постоянные беды и не ежедневные скорби?От искушений, от развращенных людей и от этого жалкого нашего естества, которое от дурной привычки и склонности стало как бы второй натурой, и мы страдаем и мучаемся от нее бедственными искушениями более, чем от других врагов. И если милость Божия не предварит нас, нам грозит опасность погибнуть.
А до каких пор все это будет продолжаться? До тех, говорит, как от земли взят ecu и в землю отыдеши.
Так вот, здесь человеколюбивый Господь положил конец скорбям и болезням.
Так вот, кто смог избавить себя от терний? Никто, только смерть.
Блажен, кто претерпел до конца, все презирая. Ради долготерпения для него уменьшаются тернии и волчцы, когда он позволяет, чтобы совершались убыток на земле и богатство на Небе.

 

Глина мы, и нет у нас ведения.

 

Кто смог избавить себя от терний? Никто, только смерть.

 

ТРИ ВРАГА

Поскольку три врага воюют с человеческим родом: бесы, наше собственное естество и привычка. Вне этого другой войны не существует.
Так вот, если удалишь беса, который мучает все человечество, тогда мы все будем хорошими. Вот кому ты должен приписать несправедливость, его ненавидеть, его осуждать и до конца иметь его врагом.
Другой враг, как мы сказали - это естество, которое, как только человек познает мир, сопротивляется закону духа и требует всего, что на погибель душе. Вот и другой враг, который достоин ненависти до конца твоих дней. Его ты должен судить и осуждать.
Есть у нас вдобавок и третий враг - привычка, которая, поскольку мы привыкаем делать всякого вида зло, становится для нас навыком, занимает место второй натуры и содержит грех как закон. И таким же образом требует равной борьбы, чтобы приняли мы божественное изменение и избавление. Итак, вот и третий враг, который достоин совершенной ненависти.
Если хочешь, чтобы твой ближний во всем был хорошим, как это тебе нравится, отдели от него этих трех врагов благодатью, которой обладаешь. Вот что справедливость, если хочешь ее найти, - совершай молитву Богу, чтоб Он его избавил от этих врагов. И тогда будет у вас согласие.
Если же ты захочешь по-другому найти справедливость, то будешь всегда неправ и, следовательно, благодать будет вынуждена уходить-приходить, пока не найдет упокоения в твоей душе. Ибо человек имеет право столько благодати иметь в себе, насколько с благодарностью терпит искушение, насколько он безропотно несет тяготу ближнего.

О БЛАГОДАТИ

Знай, что всегда благодать предшествует искушениям как некое извещение для предуготовления. И сразу, когда видишь благодать, напрягись и говори: "Пришло объявление войны! Берегись, глина, смотри, откуда протрубит битву зловредный". Часто он приходит вскоре, а часто - через два или три дня. Во всяком случае, придет. И пусть будут укрепления прочными: исповедь каждый вечер, послушание твоему старцу, смирение и любовь ко всем. И так облегчишь скорбь.
Так вот, тот, кто молится, просит оставления грехов, просит милости Господней. И если он просит слишком многого прежде времени, Господь этого ему не дает. Ибо Бог это дает по чину. И если ты, прося, надоедаешь Ему, Он позволяет духу прелести притворяться благодатью и прельщать тебя, показывая тебе одно вместо другого. Поэтому неполезно просить чрезмерности. Но если и будешь услышан прежде очищения, когда еще не по чину, эти чрезмерности становятся змеями и вредят. Ты же имей чистое покаяние, оказывай всем послушание, и благодать придет сама, без того, чтобы ты просил.
Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святую волю. Бог как преблагой Отец дает ему благодать, но дает ему и искушения. Если он безропотно вытерпит искушения, получает прибавление благодати. Насколько больше он получает благодати, настолько и прибавление искушений.
Бесы, когда приближаются и трубят о сражении, не идут туда, где ты их победишь без сетований, а проверяют, где у тебя слабость. Там, где ты их нисколько не ожидаешь, они пробивают стены крепости. И когда они найдут душу немощной и участок слабым, всегда там его и побеждают и делают его виновным.
Просишь благодать у Бога? Вместо благодати Он попускает тебе искушение. Не выносишь войну, падаешь? Не дается тебе прибавление благодати. Снова просишь? Снова искушение. Снова поражение? Снова лишение до конца дней. Так вот, ты должен выйти победителем. Стой против искушения насмерть. Упади трупом в битве и кричи снизу, изнуренный: "Не упущу тебя, Сладчайший Иисусе! И не оставлю Тебя! Неразлучным с Тобой пребуду вовек и ради любви Твоей помру на поприще". И внезапно Он предстает на поприще и кричит через бурю: "Я рядом! Препояши, как муж, пояс свой и следуй за Мной!"
Однако когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, вместо побед, ты должен постоянно каяться: об ошибках дня, о нерадении ночи. И вместо того чтобы получать благодать на благодать, увеличиваешь свои скорби.
Поэтому не робей, не бойся искушений. И если и много раз упадешь -вставай. Не теряй своего хладнокровия, не отчаивайся. Это тучи, и они пройдут.
Если благодать уходит и приходит, ты не печалься, поскольку она так упражняет человека, чтобы он помышлял смиренно и не превозносился.
Сразу, как только воистину покается человек, приближается к нему благодать и ревностью увеличивается.
Опыт же требует многолетнего подвига.
Прежде всего другого, просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби, каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то и благодати не придет достаточно, и добродетель не совершенствуется, и дарования он не удостаивается.
Если кто узнал, каков дар Божий, что он - скорби, и вообще то, что нам причиняет искушения, тот поистине обрел путь Господень. И ждет их, когда они придут, ибо ими он очищается, терпя, просвещается и созерцает Бога.

 

Всегда благодать предшествует искушениям как некое извещение для предуготовления.

 

Бог дает по чину.

 

Неполезно просить чрезмерности.

 

Насколько больше человек получает благодати, настолько и прибавление искушений.

 

Стой против искушения насмерть.

 

Когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, увеличиваешь свои скорби.

 

И если и много раз упадешь - вставай.

 

Это тучи, и они пройдут.

 

Если благодать уходит и приходит - так она упражняет человека, чтобы он помышлял смиренно и не превозносился.

 

Просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби.

 

О БЛАГОДАТИ И СТРАСТЯХ

Благодать новоначальных, как будто мать учит своего малыша ходить. Она оставляет его и уходит, и он ищет ее. Плачет, зовет, разыскивает ее. Вскоре она приходит и снова удаляется. Он опять плачет, зовет. Она снова возвращается. Прежде чем она вырастит нас, у нее нет возможности остаться вместе с нами, потому что ей препятствуют страсти.
Страсти - это вещь жесткая. Уральские горы! Километры высоты! Благодать - это солнце. Восходит солнце, но тень гор не позволяет согреть всего разумнотварного человека. Только один луч найдет его, как сразу вспыхивает от радости. А остальная часть находится под тенью страстей. Могут подействовать сразу и бесы, когда уменьшится благодать. И они часто ей препятствуют, как тучи, заслоняющие свет солнца. Поскольку тень страстей порождает туман, который затемняет маленький луч света. И туман этот - помыслы отчаяния: робость, страх, бесстыдство, хулы и им подобные, от которых душа увядает и теряет дерзновение.
Каждый помысл, который приносит отчаяние и большую печаль - от диавола. Это туман страстей, и его сразу необходимо отвергнуть надеждой на Бога. Согрешение прогоняет дерзновение к Богу, но покаяние сразу призывает его обратно.Благодать не дает отчаяться, но непрестанно побуждает падающего к покаянию. А слова беса сразу приводят его в отчаяние.
Когда ты видишь благодать действующей, и радуется твоя душа, и текут непроизвольно слезы о милостях, которые даровал тебе Бог, если ты на молитве - стой. Если ты стоишь - не двигайся. Если сидишь - сиди на месте. Если молишься - молись без помысла младенческого и прими обильный дождь Духа, сколько бы ни пролилось на тебя. Ибо если он застанет тебя во время работы, а ты поднимешься на молитву, то он прекратится. Он хочет, чтобы ты оставалась там, где Он тебя нашел. Чтобы не ты была "мастером" по отношению к благодати. Она хочет научить твой помысл никогда не верить самому себе до тех пор, пока ты пребываешь в этой жизни. один день дождя устрояет посаженное в твоей душе за все то время, в которое удалялась благодать.
Благодать покаяния, действующая в тех, кто подвизается - это наследство, переданное отцами. Это обмен и Божественный торг, в котором мы отдаем землю и получаем Небо, обмениваем вещество, получая Дух. Каждый пот, каждая боль, каждый подвиг ради нашего Бога- это торговый обмен. Отдавание крови и вливание Духа.
Эта благодать возрастает, насколько может вместить человек, подобно сосуду, сколько в нем помещается. Называется же она благодатью делания и благодатью очистительной.
Теперь, после "делания", следует "просвещение". И это вторая ступень, то есть благодать просветительная.
То есть, когда подвизающийся будет хорошо воспитан благодатью делания и бессчетно упадет и поднимется, вслед за этим приходит просвещение знания, озарение ума, который созерцает истину, видит вещи в их естестве, без искусства и способов и рассуждений человеческих. Каждая вещь естественно стоит в своей настоящей истине. Но приходу сюда предшествуют многие испытания и болезненные изменения. А здесь он находит умирение помыслов и передышку от искушений.
А за просвещением следуют прерывание молитвы и частые созерцания: восхищение ума, прекращение чувств, неподвижность и предельное молчание членов, единение Бога и человека в одно.
Это Божественный обмен, при котором, если кто вытерпит искушение и, подвизаясь, не прекратит свой путь, то меняет вещество на невещественность...

 

Каждый помысл, который приносит отчаяние и большую печаль - от диавола.

 

Согрешение прогоняет дерзновение к Богу, но покаяние сразу призывает его обратно.

 

Благодать не дает отчаяться, но непрестанно побуждает падающего к покаянию.

 

А слова беса(помыслы) сразу приводят его в отчаяние.

 

Если молишься - молись без помысла.

 

ПРО УМ

Так вот, ум - это эконом души, который приносит пищу - то, что дашь ему ты. Когда у него мир и ты даешь ему то хорошее, чего он хочет, он опускает это в сердце. Сначала он очищается от тех предрассудков, от которых зависел в миру, проясняется от житейских попечений и, непрестанно говоря молитву, совершенно перестает парить. И тогда понимаешь, что он очистился. Ибо он более не уклоняется в лукавое и нечистое, которое видел или слышал в миру. Затем он молитвою, входящей-выходящей в сердце, расчищает дорогу и изгоняет из него все постыдное, лукавое и нечистое. Ибо ум объявляет войну против страстей и бесов, которые воздвигают их и которые столько лет гнездились в сердце, а о них никто не знал и их не видел. Но теперь, когда ум обрел чистоту, свою изначальную одежду, видит их и, как собака, лает, рычит, дерется с ними, как хозяин и сторож всего разума души ; держа, как оружие, имя "Иисус", бичует противников, пока не выгонит их всех наружу, вокруг сердца - в перикард. И они тоже лают, как дикие собаки. А ум начинает очищать грязь и всякую нечистоту, чем нас осквернили бесы с нашего согласия, которое мы давали на всякое зло и прегрешения. И затем он борется с бесами, чтобы изгнать их, совершенно их удаляя, дабы они не причиняли ему никакого беспокойства. И только и подвизается выбрасывать вон ту грязь, которую они постоянно бросают внутрь. Затем, как хороший эконом, он доставляет пищу, подходящую для просвещения и здоровья души.
Всему этому содействует благодать очистительная. Покрывается молящийся, как сенью, покровом послушания. Охраняется благодатью того, кто воспринял его душу пред Богом. И помалу происходит от Вышнего изменение. И когда бесы будут изгнаны вон совершенно, очистится изнутри сердце и прекратится осквернение. Восходит ум на трон в сердце, как царь, и радуется, как жених о невесте в тереме. Приносит радость светлую, мирную, непорочную. Творит молитву без труда. И тогда благодать действует свободно и показывает уму обетование, которое ему следует получить как плату, если исполнит свой долг безупречно. И с тех пор, спокойный и мирный, когда приходит благодать, он возводится ею в созерцание соответственно вместительности, которую имеет основание.

 

 

О ПРЕЛИСТИ УМА

Например, существует родник на берегу, чистая вода которого течет в море. Внезапно происходит волнение, и выходит море [из берегов], и покрывается морской водой наш маленький источник. А ну-ка давай, каким бы умным ты ни был, очисти теперь воду источника от морской воды! Подобное происходит и в уме.
И вникни в то, о чем я говорю.
Бесы - это духи. Так вот, они родственны и уподобляются нашему собственному духу, уму. А ум души, будучи кормильцем, поскольку приносит всякий образ и смысл умного движения в сердце, а сердце перерабатывает и дает это разуму, -- ум, таким образом, обманывается по примеру источника. То есть воровским способом нечистый дух замутняет ум, и он дает это, каково оно есть, сердцу, по обычаю. И если сердце не чисто, оно вслепую дает это разуму. И тогда помрачается и чернеет душа. И с тех пор вместо созерцания постоянно принимает представления. И таким способом произошли все прелести и возникли ереси.
Однако когда человек насытится благодатью, и всегда внимателен, и никогда не малодушествует, не доверяет самому себе и не оставляет страха до конца дней, тогда он видит, когда приблизится лукавый, что какая-то ненормальность, какое-то неподобие происходит. И тогда ум, сердце, разум - вся сила души ищет могущего спасти. Ищет Того, Кто все из не сущего во еже быти произвел и все разделяет. Он может отделить воды от вод. И когда горячо, с изобильными слезами, Его призывают, выявляется обман, и ты узнаешь способ избежать прелести. И когда это попробуешь много раз, ты становишься человеком опытным. И беспредельно прославляешь и благодаришь Бога, Который открывает нам ум, чтобы узнавать ловушки и ухищрения лукавого и убегать от них.

 

О ТЕРПЕНИИ

Итак, терпение необходимо, как соль в пище. Поскольку нет другой дороги, чтобы приобрести, обогатиться и царствовать. Эту дорогу нам начертил Христос. И мы, любящие Его, должны ради Его любви последовать за Ним. Хоть и горька нам полынь, однако очищает кровь и оздоровляет наше тело.Без искушения не познаются чистые души, не проявляется праведность, не различается терпение. Без искушений невозможно проявиться здоровью души. Это - очистительный огонь, который соделывает душу чистой и светлой.
Каждая скорбь, которая приходит к нам - будь то от людей, или от бесов, или от нашего собственного естества, - всегда имеет скрытое в себе соответствующее приобретение. И кто преодолевает с терпением - получает плату: здесь - обручение, а там - совершение.
Если тебя обижают, и ты захочешь найти справедливость - знай, что она - в несении тягот ближнего твоего до последнего дыхания, и проявлянии терпения во всех печалях нынешней жизни.

 

Искушение - очистительный огонь, который соделывает душу чистой и светлой.

 

Справедливость – это несение тягот ближнего, до последнего дыхания, и проявлянии терпения во всех печалях нынешней жизни.

 

О ВОЙНЕ

 

Все эти падения сейчас становятся для тебя познавательными уроками смиренномудрия. Поэтому не печалиться тебе нужно, а наблюдать и укрепляться в схватках, которые идут одна за другой.И урок одной - подготовка к следующей. А подготовка такова: во всем, что бы со мной ни случилось из того, что может сотворить бес под небом, я воли своей не проявлю, мнения не имею, спора не завожу. Пусть будет криво, пусть повелеваемое будет каким угодно - как крест: я сделаю это без рассуждения. И пусть увидит Бог мое сердце и облегчит мне войну.
Человек должен стоять как мишень и ожидать, откуда его ударит враг. И сразу повернуть оружие в то место. И до конца дней не ждать покоя, даже если Господь и дает его много раз. Он не должен ослаблять надзор, а должен непрестанно бдеть, как воин в час сражения. Ибо одно мгновение стоит столького и приносит душе такую пользу, какую не приносит целый год; также и вред, если человек ослабит внимание.
Не отчаивайся! Со всеми это бывает. Это война искушения, и она минует. Поскольку ты воевал с ним вначале, а сейчас твоя ревность охладела, он хочет наверстать упущенное. Но и ты снова встань, покайся и плачь.
Не помнишь разве того брата, который говорил бесу: "Келлия эта - мастерская медника: один удар молотком даешь - один получаешь". Так вот, храбро воюй со страстью и быстро, с Божией помощью, получишь избавление.
Диавол ищет какой-нибудь способ или предлог, чтобы обособить тех, кто верит его помыслам, и отделить их. И тогда после этого он господствует над ними, делая их своими подручными.
Отсюда пойми, что все это - козни и ухищрения лукавого. Поэтому не слушай, что он шепчет тебе в помыслах.
Смотри, чтобы он не выбил тебя из твоего правила, ибо тогда ты пропал. Пусть он обманется в своих ожиданиях.
Эта жизнь - борьба, если хочешь победить, это не шутка! С нечистыми духами воюешь, которые бросают в нас не пирожные и мармелад, а острые пули, убивающие душу, а не тело.
Только не печалься. Не робей. Только будь внимателен, раз уж видел ловушки лукавых.
И увы тому, кого они схватят: нелегко ему будет вырваться из их когтей.
Конечно, диавол, как бы он этого ни хотел, не сможет сам нас погубить, если мы сами не посодействуем его злобе, но и Бог тоже не может один нас спасти, если мы не станем сообщниками Его благодати в нашем спасении. Всегда Бог помогает, всегда успевает, но хочет, чтобы и мы потрудились, сделали то, что можем.

 

Падения - познавательные уроки смиренномудрия.

 

Не печалиться, а наблюдать и укрепляться в схватках, которые идут одна за другой.

 

Урок одной(схватки) - подготовка к следующей.

 

Что бы ни случилось я воли своей не проявлю, мнения не имею, спора не завожу.

 

Человек – мишень, всегда ожидающая удара врага.

 

Удар – сразу поверни оружие в это место.

 

До конца дней не ждать покоя.

 

Ты не должен ослаблять надзор, а должен непрестанно бдеть, как воин в час сражения.

 

Не отчаивайся! Со всеми это бывает.

 

Это война искушения, и она минует.

 

Не слушай, что бес шепчет тебе в помыслах.

 

Диавол ищет способ или предлог, чтобы обособить тех, кто верит его помыслам, и отделить их.

 

Эта жизнь – борьба.

 

Только не печалься. Не робей. Только будь внимателен.

 

Диавол, как бы он этого ни хотел, не сможет сам нас погубить, если мы сами не посодействуем его злобе.

 

Бог тоже не может один нас спасти, если мы не станем сообщниками Его благодати в нашем спасении.

 

О ПАДЕНИЯХ

И если опять упал - опять поднимайся.
Неудивительно споткнуться тому, кто бежит. Только надо ему иметь терпение и покаяние в каждое мгновение.
Посему постоянно полагай покаяние, когда ошибаешься, и не теряй времени. Ибо сколько медлишь ты попросить прощения, настолько даешь позволение лукавому простирать в тебе корни. Не позволяй ему нервировать тебя, тебе же в ущерб.
Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь с готовностью, полагай покаяние, говоря: "Прости меня, Христе мой, человек есмь, и немощен".
Это -- не оставление. Но так как у тебя пока еще много мирской гордости и много тщеславия, попускает тебе Христос наш ошибаться и падать, чтобы узнавал ты каждый день чувственно свою слабость и терпел согрешающих, чтобы не осуждал ты брать ев, если они ошибаются, а носил их немощи.
Значит, сколько раз падаешь, снова вставай и сразу проси прощения.
Не скрывай печаль в своем сердце. Ибо радость лукавого -- это печаль и уныние, из которых рождается много всего, от чего душа наполняется горечью, тогда как расположение кающегося говорит: "Согрешил, прости меня, Отче!" И так прогоняет печаль. "Разве, -- говорит он, -- не человек я немощный? Что мне еще делать?" Воистину, чадо мое, это так. Имей отвагу.
Только когда благодать Божия придет, тогда стоит на ногах человек. Иначе, без благодати, всегда шатается и всегда падает. Итак, мужайся и нисколько не бойся.
Построй в себе отважный образ мыслей перед лицом приходящих искушений. Так или иначе они придут. Они тебе необходимы. Ибо иначе не очищаешься. Оставь то, что тебе говорит нерадение и уныние. Не бойся их. Как благодатью Божией прошли предыдущие, так минуют и эти, как только сделают свое дело.
Искушение -- это лекарство и целебные травы, которые исцеляют явные страсти и невидимые наши раны.
Так вот, имей терпение, чтобы приобретать каждый день, накапливать награду, упокоение и радость в Небесном Царствии. Ибо приближается ночь смерти, когда никто не сможет более работать*. Поэтому спеши. Времени мало.
Лучше один день победоносной жизни с наградами и венцами, чем жить много лет, но в нерадении. Поскольку один день подвига в сознании и чувстве души стоит пятидесяти лет жизни иного, кто без осознания и нерадив.
Без борьбы и пролития крови не жди свободы от страстей. Терния и волчцы взращивает наша земля после преступления. Нам заповедано очищение, но только с большой болью, кровоточащими руками и многими воздыханиями они искореняются. Итак, плачь, проливай реки слез -- и умягчится земля твоего сердца. И когда земля будет полита, ты легко искоренишь колючки.

 

 

С БЛАГОДАТЬЮ И БЕЗ...

Утроба моей души! Почему унываешь? Почему отчаиваешься? Почему изнемогаешь? Так легко ты отказываешься от борьбы?
Вот попустил Бог бесам тебя потрясти немного, чтоб ты увидел, где находишься. Чтобы стала явной гордость, чтобы смирилось твое сердце. Чтобы ты познал, что ты - человек, то есть "познай самого себя". Чтобы ты стал сострадательным к согрешающим и нисколько их не осуждал.

Как узнаешь ты о немощи естества, если тебя не пробудят вороны? Если сладкий Иисус не уменьшит Свою благодать, как ты научишься искусству всех искусств и науке всех наук?
Сейчас ты учишься этому искусству. Сейчас имеешь награду. Сейчас показываешь, что любишь Христа, а не тогда, когда есть благодать.
Какую же милость окажешь, когда есть благодать? Она сама тогда взывает неизреченно о себе самой: "Авва Отче!" Благодать зовет Подателя благодати: "Кто может меня разлучить с любовью Твоей, Иисусе мой?" Это говорит посредством телесных уст благодать, вселившаяся в тебя сила, а не плоть, как и бесноватый оскорбляет и хулит посредством человеческих уст.
А плоть без благодати не может сотворить ничего.
Плоть, когда нет благодати, отказывается от Иисуса. Кричит петух. Вспоминает Петр, плачет горько. Кричит: "Согрешил". Но снова скрывается в горнице. Боится иудеев. Как у мыши, чувствующей снаружи кошек, стучит его сердце. "С Тобой, -- говорит, -- даже если должно мне умереть! Не отрекусь от Тебя". Говорит так, когда рядом Христос, но трижды от Него отрекается, когда Христос уходит.

Итак, видишь? Понимаешь, какая великая тайна кроется здесь, в этих словах? Христос ходатайствует за нас в Духе Святом. Поэтому когда Он приходит, становимся риторами. Рыбаки - учителями. Блудники целомудрствуют. Воры не воруют. И все каются. И кто все это сделал? Один Ведующий. Благой Управитель. Сладкий Иисус. Единственная Любовь.
Когда человек понимает человеческую боль? Когда заболеет и сам. Когда пройдет через то же самое. Тогда он познает и понимает боль другого. А иначе он остается жестоким и никого не жалеет. Разве что окажется добрым от природы. Но все то, что от природы, ни чести не удостаивается, ни бесчестия. А подвиги и падения принадлежат намерению.
Итак, как мы научимся этой всеведущей науке, если нас не встряхнет искушение?Ведь если бы ушла благодать, не ты и я, а и святые Апостолы не были бы Апостолами! Как может глина-черепок удержать воду, если не будет обожжена в огне? Бог нас хочет сделать такими, как борец на арене или как мяч, которым играют.
Крепкий силою, пока не соделает человека, делает так, чтобы он поднимался и созерцал, опускался и боролся. И относился к этому как к обычному, к тому и другому, так, чтобы эти обычные перемены не были для него чувствительны. "И то и другое, - говорит Он тебе,- ради Меня".
Итак, не желаешь страдать? Не желай подниматься. Если кто не желает терпеть скорби, пусть не просит себе и благодати.
Так вот, для того Бог взял у тебя благодать, чтобы ты стал мудрым.И она снова придет. Не оставит тебя. Это закон Божий. Но снова уйдет. Но и снова придет. Только бы ты не прекращал о ней просить до тех пор, пока не соделает тебя совершенным.
Итак, терпи цепь Христа твоего. Крепко сожми уста и не произноси ни слова. Найди в себе отвагу, говоря: "Что печалишься, душа моя? И что унываешь? Ничего плохого не произошло. Ушел Христос ненадолго, но и снова придет. Медлит немного, желая тебя научить терпению и смирению.
Святые столько претерпели, а ты не можешь немного потерпеть домостроительство благодати?" Это говори своей душе и не унывай, ибо радость для искусителя - видеть, что ты печалишься и унываешь.
И когда придет благодать, и уйдет, и снова приходит и уходит, тогда научаешься войне, и это не производит на тебя впечатления, а радуясь, ты будешь говорить: "Испытай меня, Христе мой, и искуси меня, как серебро". Тогда пускаешь корни глубоко, как деревья, которые чем сильнее обдуваются ветром, тем глубже укореняются. И свидетель мне Бог, что в самых больших моих искушениях я нашел самое большое утешение.
Итак, мужайся и укрепляйся в Господе, терпя искушения, и снова придет благодать.

 

Плоть без благодати не может сотворить ничего.

 

Подвиги и падения принадлежат намерению.

 

Не желаешь страдать? Не желай подниматься.

 

Кто не желает терпеть скорби, пусть не просит себе и благодати.

 

Бог взял у тебя благодать, чтобы ты стал мудрым.

 

И она снова придет. Не оставит тебя. Это закон Божий.

 

Терпи цепь Христа твоего. Крепко сожми уста и не произноси ни слова.

 

Ушла благодать ненадолго, но и снова придет. Медлит немного, желая тебя научить терпению и смирению.

 

Святые столько претерпели, а ты не можешь немного потерпеть.

 

Радость для беса - видеть, что ты печалишься и унываешь.

 

Не доставь ему(бесу) такой радости.

 

Когда придет благодать, и уйдет, и снова приходит и уходит, тогда научаешься войне.

 

Мужайся и укрепляйся в Господе, терпя искушения, и снова придет благодать.

 

БУДЬ ГОТОВ

Благодать всегда предшествует искушению, сообщая и говоря: "Будь готов и закрой свои двери". Когда ты замечаешь в своем сердце умиление, просвещение в твоем уме и созерцание - сразу будь готов. Не говори: "Дана мне передышка", но, зарядя свое оружие - слезы, пост, бдение и молитву, -задай цель уму охранять свои чувства.
Каким же образом произойдет схватка? Будет она с демонами? С людьми? Или с твоим собственным естеством? И не смыкай глаз, пока не протрубит боевая труба. И когда произойдет битва, будет явлена тебе твоя борьба и победа.
Тогда наверняка бойся, когда благодать действует в тебе. Если же видишь, что тебя душат искушения и скорби отовсюду, тогда радуйся. Не печалься, не сетуй, не унывай. Найди в себе отвагу, ибо радость и умиление к тебе придут.
"Мужайся, душа моя", - говори. Вот это и все искушение, испытание и скорбь, а потом много дней у тебя будет мир, и радость, и благодать. "Благодарю Тебя, Христе мой, - говори, - ибо в скорби распространил мя еси, и, наказуя, наказал мя, и извел в покой душу мою".
Жизнь монаха - постоянное мученичество.Сладкий Иисус познается в скорбях. И как только взыщешь Его, так Он тебе предлагает скорби. Любовь Его - посреди мук. Показывает тебе немного меда, а под ним спрятал целый склад горечи. Предшествует мед благодати, а следует горечь искушения.
Когда Он захочет послать тебе муки, извещает тебя и как вестника посылает тебе соответствующую благодать. Он как.бы говорит тебе: "Будь готов!" -- чтобы ты ждал, откуда на тебя нападет и ударит враг. И так начинается твоя борьба и битва.
Смотри не робей.Не удивляйся, когда палят пушки, а стой мужественно, как воин Христов, как испытанный борец, как доблестный боец. Ибо эта жизнь - арена войны. Отдохновение будет там. Здесь - изгнание, там - наша истинная родина.

 

Благодать всегда предшествует искушению.

 

Заметил в своем сердце умиление, просвещение в твоем уме и созерцание - сразу будь готов.

 

Не печалься, не сетуй, не унывай.

 

Иисус познается в скорбях.

 

Как только взыщешь Его, так Он тебе предлагает скорби.

 

Смотри не робей.

 

Стой мужественно, как воин Христов, как испытанный борец, как доблестный боец.

 

Эта жизнь - арена войны.

 

Отдохновение будет там.

 

Здесь - изгнание, там - наша истинная родина.

О СУЕТЕ

Шагай скоро. Не теряй времени. Поскольку смерть нас преследует, как злой спутник, а мир -лжец, и жизнь полна ловушек сатаны, приносящего нам двойную смерть. А наслаждение мира проходит как тень. Все - сновидения, как пузырь, лопаются. Все - суета.
"Как суетен этот мир и непостоянен! Как не остается эта жизнь в одном положении, но все постоянно превращает и изменяет!"
Увы, напрасным стараниям человека!
Сегодня мы вместе, завтра разлучаемся. Сегодня радуемся, веселимся, завтра бранимся, огорчаемся. Сегодня живем и сладкогласно поем, завтра умираем, и черви нас поедают.
Ах, тщетный мир! Ах, лживый человек!
Сколь тщетна воистину эта жизнь, сын мой! Сколь обманчива и коротка!
Вот и снова Новый год! Снова пожелания и надежды. Однако и наша смерть где-то притаилась и ждет. Какой-то день или ночь будут последними и для нашей собственной жизни. Поэтому блажен, кто день и ночь помнит о смерти и готовится ее встретить.Ибо у нее есть обычай приходить к тем, кто ее ожидает, веселой. А тех, которые ее не ждут, настигает горькая и жестокая.
Посему поразмысли и ты, сын мой, о лжи и обмане этого льстивого мира и, с помощью Божией благодати, смотри не согрешай никогда.
Ибо льстивый этот мир понуждает всех, чтобы они были близ него: может, когда-то удастся поймать их в свои сети и иметь навсегда своими! Ибо люди обманывают и обманываются. Будучи смертными, над своим смертным трудятся. Однако ты день и ночь слушай в себе Божий голос : "Не любите мир и весь обман мира, ибо быстро он проходит и все его радости минуют. Только творящий волю Божию, тот пребывает вовек".
Помни каждый день, сын мой, что ты призван пройти эту жизнь как монах, а не как мирской. В миру и так достаточно мирских.
Все суета человеческая, то, чего нет после смерти.

Не печалься сверх меры ни о чем. Возложи все на Бога, а Он лучше нас знает пользу души.Попечениями и размышлениями больше разрушаешься, чем исправляешь себя. Зло, произошедшее в прошлом, только доброе покаяние и изменение жизни исправляет.
Итак, радуйся в Господе и позаботься остаток своей жизни пройти в покаянии.

 

Не теряй времени. Поскольку смерть нас преследует, как злой спутник, а мир -лжец, и жизнь полна ловушек сатаны

 

Вот и снова Новый год! Снова пожелания и надежды. Однако и наша смерть где-то притаилась и ждет.

 

Поэтому блажен, кто день и ночь помнит о смерти и готовится ее встретить.

 

Ибо люди обманывают и обманываются.

 

Ты призван пройти эту жизнь как монах, а не как мирской.

 

Все суета человеческая, то, чего нет после смерти.

 

Возложи все на Бога, а Он лучше нас знает пользу души.

 

Попечениями и размышлениями больше разрушаешься, чем исправляешь себя.

 

Позаботься остаток своей жизни пройти в покаянии.

 

МОНАХУ

Ибо диавол сильно воюет против монахов. Так как хочет отомстить Христу. Говорит: "Смотри, Назарянин, вот Твои воины! Ты им обещаешь Вечное Царство, а они от Тебя отрекаются. Ради малого наслаждения гортани они следуют за мной!" - так похваляется бес.
Поэтому тому, кто хочет стать монахом, нужно иметь большое самоотречение.И сказать себе, что ничем другим не будет жить в этой жизни.Но распнет самого себя, терпя каждое приходящее искушение: голод, жажду, наготу, обиды, оскорбления, огорчения всякого рода. А если этого не учтет, а придет, надеясь на хорошую жизнь, лучше пусть не приходит, а живет в миру, как хороший христианин, будь то мужчина или женщина.
У монаха бывает время, когда с ним пребывает и помогает ему благодать, и человек находится в раю, и проводит жизнь как ангел во плоти. Но когда благодать уходит, чтобы он был испытан, тогда он каждый миг вкушает отравленные воды ада. Тьма и страдание души. Но и снова - свет и утешение, и снова - неумолимое страдание.
Ибо велика тяжесть в монашеской жизни и большой подвиг.И нуждается приходящий в великом трезвении и постоянном понуждении естества. И чтобы до смерти не покидала его отвага, чтобы он не ослабил внимания. Иначе сразу падает и пропадает.
Поскольку кровожадные и коварные бесы бдительно стоят и ожидают подходящего времени. Итак, да просветит и сохранит нас Бог.
Все мы, монашествующие, оставили мир и все мирское ради одной цели -удостоиться нетленных и вечных благ. И кто забывает эту свою цель, тот показывает, что не понимает, зачем избрал этот жестокий путь монашеского жития.
Наш собственный подвиг - это презирать не только приятное, но и все печальное нынешней жизни, каждый день перекладывая наше жительство на Небеса.
Возлюбим всей душой и сердцем Господа нашего Иисуса Христа и Его сладчайшую Матерь за то, что Ими мы были возлюблены. И, пройдя через бури этой жизни, там будем неразлучны с Ними, созерцая всегда неизреченную славу и ту несказанную красоту, которая уготована любящим и терпящим.
Итак будем терпеть всякое огорчение и скорбь ради стольких благ, которые для нас уготованы. Ибо то, что здесь кажется прекрасным, в сравнении с тем - тьма и мука.

 

Поэтому тому, кто хочет стать монахом, нужно иметь большое самоотречение.

 

Распнет самого себя, терпя каждое приходящее искушение.

 

Велика тяжесть в монашеской жизни и большой подвиг.

 

И нуждается приходящий в великом трезвении и постоянном понуждении естества.

 

И чтобы до смерти не покидала его отвага, чтобы он не ослабил внимания.

 

Все мы, монашествующие, оставили мир и все мирское ради одной цели -удостоиться нетленных и вечных благ.

 

Итак будем терпеть всякое огорчение и скорбь.

 

То, что здесь кажется прекрасным, в сравнении с тем - тьма и мука.

 

О ПОДВИГЕ

Требуется подвиг. Но ум человеческий сильно ужасается, только лишь услышит об этом.
В этом подвиге должен содействовать Бог. Ибо без Него ничего нельзя достигнуть. Намерение человека должно поподвизаться. Но нужно, чтобы тело источило кровь. Поскольку должна сойти кожа с внутреннего человека. Растает, как воск, ветхий человек. И как у железа, когда его помещают в огонь, отлипает и падает ржавчина, бывшая сверху, так делается и с человеком.
Приходит помалу благодать и лишь приблизится к человеку, он тает, как воск. И в этот миг человек не знает самого себя, а ум -весь многоокий и озареннейший. Однако в этом сверхъестественном действии он не может отделить себя самого, ибо весь соединяется с Богом.
И тогда падает ржавчина. Снимается печать. Умирает ветхий человек. Забирается материнская кровь. Обновляется замес. И человек изменяется не телесно, но [изменяются] человеческие природные преимущества и дарования -- их просвещает, укрепляет и обновляет благодать. И оживотворяется старый Адам, созданный по образу Божию.
Ибо сейчас, когда мы прародительски лукавые, блудные и развращенные, мы [пребываем] по образу лукавого. Такими он нас соделал - из крови и флегмы.
Но прежде чем это изменится, требуется многое. Требуется строжайший пост, чтобы ушла материнская кровь, чтобы очистилась флегма - эта нечистота. Чтобы стерлись представления, которые человек узнал с детства. Требуется присоединить к тому и постоянное бдение.Не один раз или два, но все время, чтобы утончился ум, грубый и неповоротливый. И, в-третьих, непрестанная молитва. Умом, словом и сердцем.
И как умирает человек, если прекратится дыхание, так умирает и душа без непрестанной и всегдашней молитвы.
Поскольку спит живая плоть, то начинает улавливаться из непрестанной молитвы, и обновляются страсти. Ибо враг не спит, а непрестанно воюет. И как младенец, зачатый в утробе матери, если прекратит дышать, задыхается и умирает, подобно и в зачатии духовном, если прекращается умное делание.
Итак, об этом достаточно. Однако подвиг на этом не заканчивается. Подвигов, предстоящих нам, много. Предстоит воевать с очень многими духами. И не один день или год, но восемь и десять. И только когда увидит Бог терпение, когда доходит человек до отчаяния, тогда забирает Господь зло, и удаляется страсть...
Но если захочу записать одно за другим искушения и страсти, должен буду написать книгу.
Поскольку, кроме всех тех, которые воюют и против которых воюет человек до последнего дня, есть и те, которые попускает Бог для испытания. Которые, так как происходят без нашего собственного намерения, требуют большого труда, и сражаться с ними нелегко.
То, о чем шла речь, - самое сильное. Поскольку воюют с тобой и они, и ты воюешь сам с собой.
Итак, это вкратце, одна капля из моря, и написано тебе, ни по какой иной причине, а потому, что ты говоришь, что видишь ошибки других. Однако я не хочу, чтобы ты так говорил. Ибо ты - существо, подобное им, и не можешь быть совершенно избавлен от упрека.
Люди не умеют [правильно] оценивать. Должен нас почтить Он, Подвигоположник, Который предлагает подвиги, устанавливает правила битвы, дарит силу, укрощает противников, венчает подвижников, награждает славой.
Это нелегко, ни узнать из слов, если не войдешь в печь испытания, ни понять, если этого не вкусишь.
Итак, смири свое мудрование и не думай, что это легко испытать и познать.

 

Требуется подвиг. Но ум человеческий сильно ужасается, только лишь услышит об этом.

 

Ибо сейчас, когда мы прародительски лукавые, блудные и развращенные, мы [пребываем] по образу лукавого.

 

И как умирает человек, если прекратится дыхание, так умирает и душа без непрестанной и всегдашней молитвы.

 

Ибо враг не спит, а непрестанно воюет.

 

Предстоит воевать с очень многими духами. И не один день или год, но восемь и десять.

 

О КАПЛЕ МЁДА

В изгнании находимся и не желаем этого понять.Не хотим увидеть, с какой высоты упали. А притворяемся глухими и глазами моргаем, добровольно становясь слепыми, чтобы не видеть истины. Увы нам, что здешнюю тьму воспринимаем, как свет, а света оттуда, как тьмы, избегаем ради малого наслаждения века сего, ради малой скорби этого тела, ради здешнего покоя.
Увы нашему горю! Ибо Бог зовет нас стать Его чадами, а мы становимся сынами тьмы.На каплю меда целые века меняем. Ради малого наслаждения и от радости, и от славы Царствия Божия отказываемся и отпадаем.
Итак, блажен тот, кто увидел эту прелесть и воздержался от наслаждения каплей меда, взирая на наслаждение там.

Спеши просветлять убранство Брачного Чертога. И день и ночь проси Господа, чтобы Он простил тебе все прошедшее. Чтобы Он дал тебе с высоты силу хранить Его Божественные заповеди. И когда в покаянии Он тебя примет, то причислит к праведным твою душу. И там впредь будем наслаждаться один другим ненасытно во все веки.

 

В изгнании находимся и не желаем этого понять.

 

Бог зовет нас стать Его чадами, а мы становимся сынами тьмы.

 

На каплю меда целые века меняем.

 

Ради малого наслаждения от Царствия Божия отказываемся и отпадаем.

 

Блажен тот, кто увидел эту прелесть и воздержался от наслаждения каплей меда.

 

О НЕПРОСЯЩИХ

Пишешь мне, чтобы я послал письмо нашим знакомым. Но поскольку нет вещества, готовности души, как мне трудиться? Они должны захотеть познать, и тогда я им скажу. Иначе мы бьем наугад, по воздуху. Один хочет писать, но не спрашивает о своей душе, о грехах, о своих ошибках, как их исправить, а только говорит: "Что нового?" Другой пишет, какая погода. А иные совсем не спрашивают. Так вот, даже Господь не велит отвечать, когда тебя не спрашивают, а говорит: "Просящему тебя дай". Не говорит: "Не просящему".
Есть тысячи душ, которые просят, чтобы мы дали. И Бог от нас требует. А непросящим полезна, пожалуй, молитва, чтобы мы молились о приходе их в чувства. И тогда и они спросят. И тогда и мы с радостью и любовью легко отдадим им от подаваемого нам Богом.

 

В УТЕШЕНИЕ: отношения с Богом

Истинный монах должен день и ночь быть занят созерцанием Бога: ест ли он, спит ли, трудится или идет. Ибо Бог наиболее близок к нам, так что мы можем постоянно беседовать вместе с Ним. Поскольку во взгляде твоем -Бог. В уме твоем - Бог. В слове, дыхании, еде, куда ни посмотришь - везде Бог. В Нем живем и движемся. Он нас носит в Своем лоне.
Так вот, взывай непрестанно: "Боже мой, нравится ли Тебе это? Боже мой, есть ли воля Твоя на то?"
И непрестанно, днем и ночью, ты говоришь с Богом со всей простотой, как сын со своим отцом. Тогда ты чувствуешь любовь Отца и Божию заботу. И любишь, ибо любим. И боишься, как бы не ошибиться по отношению к Его Божественной воле. И трепещешь, как бы не огорчить благого твоего Отца, Который столь сильно тебя возлюбил и без всякой Своей выгоды, ради тебя и только, умер на Кресте.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 445 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.