На известной гравюре Альбрехта Дюрера (рис. 3 и форзацы) показан процесс получения перспективного изображения на плоской прозрачной картине в том виде, как это представляли себе художники. В этом случае задается единая и неподвижнаяточка зрения (глаз человека), связанная с горизонтальной плоскостью, и прозрачная плоскость картины, через которую наблюдают пространство и предметы реальной действительности, расположенные за ней.
По этому принципу разработана модель проецирующего аппарата, на которой удобно изучать законы и способы построения изображений фигур, заданных в предметном пространстве и полученных методом центральной проекции на плоскости картины. Рассмотрим основные элементы и конструктивные особенности проецирующего аппарата (рис. 4).
Рис. 4Никола Пуссен и живопись Классицизма Никола Пуссен (1594—1665) родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе Франции. Попав в Париж в возрасте восемнадцати лет, он брал уроки живописи у разных учителей, но ни у одного не задерживался надолго. В результате подлинными его наставниками стали картины великих мастеров прошлого, которые он изучал и копировал в Лувре. В 1624 г. Пуссен впервые поехал в Италию. Там он сложился как художник и прожил большую часть жизни. Пуссен был всесторонне образованным человеком, блестящим знатоком античной литературы. Любимыми его авторами были Гомер и Овидий.
Предметная плоскость, Я. Ее располагают горизонтально и подразумевают безграничной. На ней помещают картинную плоскость, зрителя и изображаемый предмет.
Картинная плоскость, /С - плоскость проекций, или картина. Ее располагают перпендикулярно предметной плоскости. На ней получают центральную проекцию, т. е. перспективное изображение, или перспективу предмета.
Основание картины, к/с - линия пересечения картинной и предметной плоскостей.
Точка зрения, 5 - центр проекций, через который проходят проецирующие лучи ко всем точкам изображаемого предмета.
Точка стояния, s - основание перпендикуляра, проведенного из точки зрения на предметную плоскость.
Высота точки зрения, 5s - длина перпендикуляра, определяемая расстоянием от точки зрения до предметной плоскости.
Нейтральная плоскость, N - плоскость зрителя, или плоскость исчезновения. Она проходит через высоту точки зрения параллельно картинной плоскости.
Предметный след нейтральной плоскости, jVn - линия пересечения нейтральной и предметной плоскостей, или след плоскости зрителя.
Предметное пространство - безграничное пространство за картинной плоскостью, в котором находятся предметы, изображаемые на картине.
Промежуточное, или нейтральное, пространство - пространство между картинной и нейтральной плоскостью.
Мнимое пространство - безграничное пространство от нейтральной плоскости, находящееся за зрителем.
Элементы проецирующего аппарата взаимосвязаны с элементами картины. От правильности выбора положения элементов проецирующего аппарата зависит изображение на картине и степень соответствия его зрительному восприятию. Определим и назовем элементы картины, полученные при установлении взаимосвязи проецирующего аппарата с картинной плоскостью
(рис. 5, а, б)
а)
Плоскость горизонта, Я. Она проходит через точку зрения параллельно предметной плоскости.
Линия горизонта, hh. Она является пересечением плоскости горизонта с картиной. "Горизонт" происходит от греческого слова horizon, что означает "ограничивающий земную поверхность". Расстояние от основания картины до линии горизонта определяет высоту точки зрения.
Нейтральная прямая, пп - линия пересечения плоскости горизонта с нейтральной плоскостью.
Главный луч зрения, SP - перпендикуляр, проведенный из точки зрения к картине. Его длина определяет расстояние от зрителя до картины. Главный луч зрения расположен в плоскости горизонта.
Главная точка картины, Я - точка пересечения главного луча зрения с картиной. Она всегда находится на линии горизонта.
Плоскость главного луча з р е н и я, sSPpo - плоскость, проходящая через главный луч зрения и высоту точки зрения. Она перпендикулярна к предметной и картинной плоскостям.
Главная линия картины, или линия главного вертикала, Рр0 - линия пересечения плоскости главного луча зрения с картиной. Она делит картину на правую и левую части.
Дистанционные точки, или точки отдаления, D1 и D2- Они находятся на линии горизонта по обе стороны от главной точки картины на расстоянии, равном длине главного луча зрения. Дистанционное, или зрительное, расстояние, PD1и PD2 - расстояние от зрителя до картины, равное длине главного луча зрения.
Итак, для построения перспективных изображений задают основные элементы картины: форму и размеры картины с ее основанием, исходя из композиционного замысла, линию горизонт М; главную точку картины, Р; положение дистанционных точек, D1 и D2
Элементы картины задаются художником в зависимости от содержания и замысла композиционного построения, раскрытия ее сюжета или определяются (устанавливаются) с учетом реального положения рисующего и изображаемого предмета при рисовании с натуры. Правильно заданные элементы картины служат опорой для точного построения перспективных изображений, соответствующих зрительному восприятию человека.