Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Романтический образ детства в прозе Крапивина.




 

Своими повестями и рассказами Владислав Крапивин нарушил устоявшуюся традицию, берущую начало от «Праздника непослушания» Сергея Михалкова, «дети без взрослых — ничто». Герои Крапивина - дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства - мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь. Дети, подростки - остро переживают фальшь и жестокость, несправедливость взрослого мира. Немногочисленные, по сравнению с количеством героев-детей, герои-взрослые чаще всего отрицательные или полуотрицательные персонажи (учителя в «Журавленке и молниях» и в «Колыбельной для брата», совокупность всякого рода администраторов в «Мальчике со шпагой», горожане Реттерхальма («Выстрел с монитора») и Реттерберга («Гуси-гуси, га-га-га»), Кантор и К° («Застава на Якорном Поле»), Мухобой из «Сказок о рыбаках и рыбках». И это далеко не полный перечень). Так или иначе даже родители не способны понять и принять духовный мир собственного ребенка («Журавленок и молния», «Трое с площади Корронад») - те «избранные», которым дано проникнуть в эту тайну (Олег из «Мальчика со шпагой», Дед в «Колыбельной для брата», Ярослав Родин в «Голубятне на желтой поляне», Корнеллий Глас в «Гуси-гуси, га-га-га», Валентин Волынов из «Сказок о рыбаках и рыбках», Игорь Решилов из «Лоцмана») сумели сохранить в себе «сердце ребенка» - «высшую мудрость мира».

В его произведениях обязательное наличие идеала: традиционный «крапивинский мальчик» таков, каким, по словам одного из персонажей, каждый «...сам хотел быть в детстве, да не получилось». Притягательность и жизнеспособность этого идеала, проверенная временем, определяется, прежде всего, поэтичностью духовного мира героев, таких разных и таких похожих. А похожи они «трогательным сочетанием внешней беззащитности и внутренней отваги» (там же), верой во всепобеждающую силу Дружбы. Излюбленные крапивинские герои - герои идеальные. Духовные возможности их неограниченны. Проецируя эти возможности вовне, Крапивин в поиске соответствующих способов их выражения создает фантастический мир Великого Кристалла, в котором действуют люди, обладающие необычайными способностями. Главная из которых - способность мгновенно перемещаться во времени и пространстве на любые расстояния. Однако телепортация - одно из немногих чудес, происходящих в крапивинских произведениях.

Чувствуя одиночество в обычной повседневной жизни, мальчишки Крапивина уходят в свой мир игры и фантазии. Художественное воссоздание этого мира детского воображения стало основной чертой творчества Владислава Крапивина. Антарктида, Ветрогорск, Заоблачный Город, и, наконец, Великий Кристалл - мир, где детям открыты все дороги, где все побеждает самоотверженная дружба и друзья встречаются несмотря на толщу времен и пространств.

Таким образом, набор основных тем и идей традиционен для творчества Владислава Крапивина: подлость и благородство; любовь, дружба и одиночество; вопросы чести и достоинства и, главное, защита Детства - особого мира, существующего в книгах этого автора совершенно самостоятельно, соприкасающегося, но никогда не пересекающегося с миром реальности, миром взрослых. Все эти темы и идеи нашли свое выражение: в: «Выстреле с монитора» - это тема Командоров и Командорства; в «Гуси-гуси, га-га-га» - тема Хранителей; в «Заставе на Якорном Поле» поднимается вопрос о том, оправдывает ли цель средства; в «Белом шарике матроса Вильсона» - тема вселенского одиночества; в «Лоцмане» - тема ответственности взрослого за ребенка и даже больше - «мы в ответе за тех, кого приручили»; «Сказки о рыбаках и рыбках» на ином уровне продолжают развивать идеи Хранителей и поднимают проблему компромисса с совестью, с самим собой.

Одна из важнейших тем творчества Владислава Крапивина - преодоление одиночества. «Один да один - не один», - говорит герой повести «Белый шарик матроса Вильсона»; «Наша дорога - всегда друг к другу», - Витька («Крик петуха»). Поэтому для всех повестей «Великого Кристалла» характерна (традиционная для Крапивина) пара героев. Подросток и его Друг. Тот самый Друг, которого иногда ждешь всю жизнь. Который все понимает. Который всегда поможет и простит. Который... в общем, самый главный. И «так сильна глубокая, пронзительно щемящая их потребность друг в друге,.. что она связывает героев книг Крапивина даже сквозь миры».

«Один и один - не один» - данная идея лежит в основе всей философской системы произведений Владислава Крапивина. Говоря о замысле трилогии «В ночь большого прилива», Крапивин замечает: «мне было важно сказать о силе дружбы, о том, что она может преодолеть самые фантастические преграды. И потому возникают в повести гости из далекого и одновременно близкого параллельного мира - Валерка и Братик. И потому в звездолете, висящем в субпространстве («Голубятня на желтой поляне»), появляется Игнатик, житель планеты Планета. И поэтому возникает фантастически убедительная теория Великого Кристалла, каждый шаг в развитии которого приближает мироздание к Великой Всеобщей Гармонии - «чтобы у любого, кто живет, было как бы свое окошко, когда оно в домике светится. У всех-всех... А иначе зачем она, эта Всеобщая Гармония?».

По словам В.П. Крапивина, он всю жизнь был писателем одной темы: «Это - положение детей в нынешнем неспокойном, жестоком, неприспособленном для нормального детства мире. Это ответственность (а чаще безответственность) взрослых за детей. Это - право ребенка на свою жизнь, в которой есть дом, семья, друзья, радости, безопасность, - право, которое, увы, далеко не всегда осуществляется».

В начале учебного года семиклассника Кирилла Векшина учительница перед всем классом обвиняет в краже кошелька у студентки-практикантки, которой он не совершал. Единственная улика против него — то, что он случайно оказался в учительской раздевалке и, не желая унижаться, не позволил обыскивать свои карманы.

 

Случайно Кирилл узнаёт, что кошелёк украл тихий и незаметный Петька Чирков. Сначала он решает заставить его во всём признаться, но узнаёт, что Чирков украл деньги, чтобы рассчитаться с хулиганами. Кирилл решает помочь Чиркову и вступает в противостояние с хулиганской шайкой, которой верховодит некий Дыба.

 

Изложение основной сюжетной линии прерывается обширными включениями, представляющими из себя воспоминания Кирилла о прошедшем годе, в течение которого в его жизни произошли серьёзные изменения. Зимой Кирилл познакомился с компанией ребят, которые из шлюпки строили настоящий парусник «Капитан Грант». В этой компании Кирилл впервые осознал, что такое настоящие крепкие товарищеские отношения. Однако, несмотря на крепкое товарищество, настоящего друга Кирилл в отряде не встретил. Однажды ему предлагает подружиться восьмилетний Митька — родственник Деда, командира отряда. Митька — вечно перемазанный второклассник, жутко боящийся привидений, но бесстрашно работающий на стакселе при шторме. Чтобы подружиться «крепко и навеки» Кирилл с Митькой обмениваются тайнами: Митька — про то, что зарыл за сараем клад — сундучок со старинными монетами, «не для богатства, а для интереса», а Кирилл — про свою первую, недавно начавшуюся любовь.

 

В конце книги хулиганы Дыбы жестоко избивают Кирилла, однако, чувствуя поддержку отряда и, главное, восьмилетнего Митьки, он не падает духом и готовится к продолжению борьбы за справедливость.

Главному герою иногда придаёт сил и решимости своеобразное чувство ответственности, любовь к своему новорожденному брату. В числе прочего, он в качестве колыбельной для брата использует дорогую сердцу песню, услышанную им в компании своих товарищей. Причём, о происхождении песни читатель узнаёт ближе к концу книги. Потому произведение и носит такое название - «Колыбельная для брата».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.