Алекса́ндр Грин (настоящее имя — Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский; 11 (23) августа 1880, Слободской, Вятской губернии, Российской империи — 8 июля 1932, Старый Крым, СССР) — русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений[6]. Начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около 400 произведений[7][8].
Создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Зелинскому получила название «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг — романа «Бегущая по волнам» и феерии «Алые паруса».
Художественные и идейные особенности прозы Грина.
Грин открыто дидактичен, то есть его произведения основаны на ясной системе ценностей и предлагают читателю принять и разделить с автором эти идеалы[77].
Общепризнано, что Грин — романтик, «рыцарь мечты»[78]. Мечту Грин понимает как стремление духовно богатого человека к высшим, истинно человеческим ценностям, противопоставляя их бездушию, жадности и животным удовольствиям. Трудный выбор между этими двумя путями и последствия сделанного выбора — одна из важных тем у Грина. Его цель — показать, как органичны для человека добро и мечта, любовь и сострадание, и как разрушительны зло, жестокость, отчуждение[79]. Критик Ирина Васюченко отмечает редкостную прозрачность и чистоту нравственной атмосферы, свойственной прозе Грина. «Автор больше чем верит в могущество добрых начал жизни — он его знает»[80]. Существуя одновременно в реальном мире и в мире мечты, Грин ощущал себя «переводчиком между этими двумя мирами»[81]. В «Алых парусах» автор, устами Грея, призывает «творить чудо» для другого человека; «Новая душа будет у него и новая у тебя». В «Блистающем мире» аналогичный призыв: «Введите в свою жизнь тот мир, блёстки которого уже даны вам щедрой, тайной рукой».
Среди инструментальных средств Грина — прекрасный вкус, чуждый натурализму, способность простыми средствами возвысить рассказ до уровня глубокой притчи, яркий захватывающий сюжет. Критики отмечают, что Грин невероятно «кинематографичен». Перенос действия в вымышленную страну — также продуманный приём: «Грину важен по большому счёту человек и только человек вне его связи с историей, национальностью, богатством или бедностью, религией и политическими убеждениями. Грин как бы абстрагирует, очищает своих героев от этих наслоений и стерилизует свой мир, потому что так человек ему лучше виден»[83].
Писатель сосредоточен на борьбе в человеческой душе и с удивительным мастерством изображает тончайшие психологические нюансы. «Объём знаний Грина в этой области, точность изображения сложнейших психических процессов, подчас превосходящих уровень представлений и возможности его времени, вызывают сегодня удивление специалистов»[84].
«Грин говорил, что, бывает, часы проводит над фразой, добиваясь наивысшей полноты её выражения, блеска»[35]. Он был близок к символистам, которые пытались расширить возможности прозы, дать ей больше измерений — отсюда частое употребление метафор, парадоксальные сочетания слов и т. д.
Александр Грин занимает в русской и мировой литературе совершенно особое место. У него не было ни предшественников, ни прямых продолжателей[92]. Критики пытались сравнивать его с близкими по стилю Эдгаром По, Эрнстом Гофманом, Робертом Стивенсоном, Бретом Гартом и другими — но каждый раз выяснялось, что сходство это поверхностно и ограниченно[92]. «Он вроде бы и классик советской литературы, а вместе с тем не совсем: он в одиночестве, вне обоймы, вне ряда, вне литературной преемственности»[93].
Даже жанр его произведений определить трудно. Иногда книги Грина относят к фантастике (или фэнтези), но сам он против этого протестовал. Юрий Олеша вспоминал, что как-то выразил Грину своё восхищение замечательной фантастической идеей летающего человека («Блистающий мир»), но Грин даже обиделся: «Это символический роман, а не фантастический! Это вовсе не человек летает, это парение духа!»[94]. Значительная часть произведений Грина не содержит никаких фантастических приёмов (например, «Алые паруса»).
Однако при всём своеобразии творчества Грина основные его ценностные ориентиры находятся в русле традиций русской классики. Из сказанного выше об идейных мотивах прозы Грина можно сформулировать краткие выводы: Грин — моралист, талантливый защитник традиционных для русской литературы гуманистических нравственных идеалов
Александр Грин назвал свое произведение «Алые паруса» «феерией», и оно стало его визитной карточкой. Сложно представить, что эта повесть, пропитанная солнечным светом и морскими брызгами, была создана автором в очень сложный период его жизни, когда он бежал из ссылки.
В основе произведения используется два главных образа. Юная девушка Ассоль еще в детстве потеряла мать и живет с отцом, который зарабатывает продажей собственноручно сделанных игрушечных корабликов. Случайно девушка встретила Эгля – сказочника. Он пообещал, что однажды в порт зайдет корабль под алыми парусами с принцем на борту, которой преодолел долгий путь, чтобы найти Ассоль и забрать с собой. Ассоль была очень несчастна, так как никто в городе с ней не общался, все считали ее сумасшедшей. Слова сказочника стали для нее маяком. Она мечтала и ждала исполнения своих грез.
Артур Грэй воспитывался в зажиточной семье и с юных лет мечтал стать капитаном. Пятнадцатилетним юношей он сбежал из дома и в течение четырех лет плавал по морям простым матросам, постигая морские науки. Он приобрел корабль, стал капитаном и его мечта осуществилась. Грэй случайно увидел Ассоль, и узнав позднее о ее грезах, он поднял над своим кораблем алый парус, зашел в порт, на берегу которого его ждала девушка и увез ее, как и прорицал Эгль. Все жители города считали Ассоль сумасшедшей за ее мечты, над ней насмехались, но ее мечта исполнилась, произошло чудо, в которое она верила и которого ждала.
Автор использовал характеристику героев лишь настолько, насколько было необходимо, чтобы читатель смог увидеть целостную картину, так как в повести человеческие качества не являются главными. Основная тема повести – надежда. Возможно, именно это чувство спасло в свое время самого автора, который претерпевая заключение и ссылку, сохранил в себе живое сердце, надеющееся на лучшее. Александр Грин в данном произведении говорит о том, что всегда нужно оставлять в своей жизни место чуду, даже если окружающие этого не воспримут.
Изначально автор задумывал создать историю об алом парусе, которая бы развернулась на берегах Невы в охваченном революцией Петрограде. В этой обстановке цвет паруса стал бы символикой революции. Но возможно именно то, что события рассказа касаются обыкновенного городка, в котором люди достаточно глупы и беспечны, чтобы утратить надежды, дало возможность показать важность надеж в любое время. Надеяться на избавление во время войны естественно, а будни производят с человеком такие метаморфозы, что в погоне за выгодой и мирскими благами легко лишиться собственного «я», своих грез и доброты к людям. Таким было население Каперны и за доброе, отзывчивое сердце Ассоль, за ее надежды на лучшее ее не любили.
Каждый из нас, не смотря на мнение мира должен оставаться верен своей мечте, и это станет залогом ее исполнения. Вера, надежды и грезы – это то, что может помочь человеку, даже если весь мир поднялся против него. Автор не призывает погрузить в мир фантазий, он говорит о том, что в мире реальных вещей всегда нужно оставлять место для сказок и чудес. Мечты сбываются – это не требует доказательств.