Дом, за окном горит свет….
Сегодня сбывается мечта, Маргарита выходит замуж.
Она встретила Ивана несколько месяцев назад. Молодой человек спас девушку от преследования бандитов и скрыл ее в своем доме. Он не богат, но у него есть идея, он горит желанием сделать мир счастливым, закон справедливости греет ему душу, он изобретатель и писатель, ему кажется, что среди стражников людского ада, он может пролить свет истины благодаря изобретению лампочки нового поколения. Он пишет книгу «Черно-белая пелена», в этом он действительно понимает немало, он молод, но жизнь уже преподнесла ему множество сюрпризов и он извлек из этого урок. Как долго он шел к своей цели, как много часов он потратил в размышлениях над своей мечтой.
Марго и Ивану посчастливилось обрести друг друга, жизнь теперь ставит перед ними совсем другие задачи, вместе они взберутся на вершину милосердия, вместе покорят просторы добра.
Она смотрит на него воодушевленно, верит в него, держась за руки им суждено отправиться в один путь.
Еще недавно она была так одинока и несчастна, пришла к нему не прося ничего, а он отдал ей самого себя, свою жизнь, и свои мысли. У него немного богатств, скромная комната, которую он занимает в квартире своей больной матушки.
Соседнюю комнату делит брат Андрей со своей супругой и двумя очаровательными детьми.
Но неудобства и материальные блага не тревожат молодоженов.
Сейчас Марго не может мечтать ни о чем другом как принести добро в новый дом, муж помог ей обрести покой и домашний уют, она отблагодарит его, будет верной подругой и женой этому бесспорно талантливому человеку. Еще мир не узнал о его достижениях, но придёт время и он обязательно заявит о себе. Они вместе проложат дорогу к его успеху.
Теперь каждый вечер Иван садится рядом с Марго и читает стихи, иногда как будто огонь сжигает его он встает и важно ходит по комнате, бесспорно он талантлив, быть может настанет день и он станет великим поэтом, сейчас же он шепчет ей томно на ухо свои романтические строки «моя маленькая девочка в моем большом сердце».
Марго в благодарность кивает, стыдливо улыбается и шепчет в ответ:
«Я хочу помочь семье твоего брата, твоей матушке, им тяжело, им нужна поддержка и помощь, они так добры к нам». Он горд за жену, ее стремления благородны.
Андрей и жена Татьяна говорят, что ни в чем не испытывают нужды и со своими делами справляются. Если Марго так желает помочь, то пусть сама выберет себе занятие по душе, они же будут ее любить и без этого..
Пожилая и добрая старушка мать Вани, Валентина Константиновна довольствуется малым, в ее годы она не думает о комфорте и будет польщена если Марго изредка навестит ее и принесет стаканчик воды. В ее сердце надежды, лишь бы сыночку и Марго жилось благодатно.
Невозможно не привыкнуть к хорошему, ведь человек привыкает ко всему. Марго не исключение. Она обретает настоящую семью, она любима и любит в ответ, ее помощь больше не бесполезна, в ней нуждаются. Теперь по утрам она встает раньше всех, наводит уют, готовит завтрак, смотрит за детьми, следит за приемом лекарств Валентины Константиновны, шьет платье для Татьяны, помогает с бухгалтерией Андрею. Ее жизнь обрела смысл. Каждый новый день приносит Марго все большее ощущения своей нужности. Милая старушка -мать всегда вежливая и с легкой улыбкой придумывает как помочь Марго в ее стремлении быть милосердной и находит ей новые и новые дела. Вечера Марго не так насыщены, у нее есть время и для себя, она проводит его в ласках мужа, слушает его рассказы о жизни, о планах, идеях, она верит в него и пытается уловить каждое слово, запомнить и записать в специально заведенный для этих целей блокнот.
Человек привыкает ко всему и Марго не исключение. Спустя месяц она узнает о несчастной доли мужа. Иван в отчаянной ситуации, его душу терзают раздумья, сомнения и тревога, он запутался и оказался в плену неизбежной судьбы. Иван хочет детей и думает о будущем, ему нужны деньги для воплощения своей идеи –он должен дать этому миру свет- создать лампочку.
Вся семья в рассуждениях, приходит Сережа, сокурсник, ценящий таланты и дружбу, всегда рядом в тяжелые минуты.
Ивану нужно отлучиться, он больше не в силах томиться здесь, он должен начать действовать прямо сейчас, он настоящий мужчина. Марго в печали не зная как помочь любимому, а рядом Сережа-друг семьи, настоящая поддержка и опора для всех. Он нежно смотрит на нее, боится встать ближе, гладит по волосам, ласкает Марго своим взглядом. Он никогда бы не пошел на низость, он не смог бы молча смотреть на боль друга, во власти Марго судьба мужа. Сережа может помочь деньгами, он обещал никому не рассказывать. Ничего он не хочет взамен.. только тепло и ласку…
Марго не думает, она знает, что должна, она чувствует, что другого шанса не будет.. она не имеет права не согласиться на такую помощь…
Иван возвращается рано, видит любимую жену с другом и кричит от досады. Как могла она ради денег сотворить такое с любовью? Как могла она быть так цинична? Как могла она так поступить?
Идет время…
Муж прощает неверную супругу…его сердце огромное.. она старается загладить вину. Еще больше старается в хлопотах по дому… еще больше добра и заботлива к родне…раскаянье и вина лишают девушку сна.
Идут дни, Иван снова приходит в слезах, его душу раздирают страдания, снова нет денег на проект и он не просит ни о чем. Его друг Сергей как обычно рядом… больше он не говорит ничего, она просто закрывает глаза и Иван уходит …
Идет время, в дверь раздается звонок, на пороге отец: «Дочь, я прощаю тебе все, я не буду больше заставлять тебя подчиняться моей воле, возвращайся домой, мама будет тебе рада.»
Марго бросается на шею отцу и тихо шепчет «папа, родной, как хорошо, у меня есть одна лишь просьба»
Больше нет в том доме семьи …
АНАЛИЗ ИСТОРИИ.
В рассказе, на первый взгляд, мы видим мазохистическую жертву обстоятельств, которая пробуждает садизм в людях вокруг.
Восприятие искажается, есть желание идентифицироваться с моральной позицией девушки и наказать обидчиков.
Акцент перверсии состоит в одновременном и неконфликтном присутствии в психической реальности двух несовместимых версий добра и зла. Базу для расщепления создают защиты девушки –это патологическое восприятие и отрицание реальности, реальность невыносима, в ней она дочь своего могущественного отца и завидует ему, намного приятнее идеализированная и иллюзорная картина другой семьи, в которой царит добро.
Здесь мотор перверсной защиты девушки– отказ от фрустрации и горя и отчаянная попытка поддержать нарциссическое всемогущество.
Фрейд в 1905 году представлял перверсию как настойчивость во взрослости с помощью фиксации или регрессии в сексуальной активности, рассматриваемую как норму в детстве. Позднее, другими авторами акцент был смещен с сексуальности на деструктивность. В современном анализе перверсия рассматривается как несексуальность в своей основе.
Давайте перейдем к анализу самой истории и сфокусируемся на ее отдельных моментах:
Обобщенные факты рассказа толкают нас к упрощению понимания и односторонности восприятия, что по своей сути уже является перверсией.
Марго-избалованная дочь своих родителей, перевозбужденная чрезмерной отцовской любовью и одновременно строго ограничена в проявлении своих желаний. Ее отец- суровый и властный бизнесмен с криминальными грехами. Он возлагает на дочь свои мечты и, несмотря на ее нежелание, пытается склонить к продолжению семейного бизнеса. Девушка завидует власти отца, желает быть сильнее и влиятельнее его, именно поэтому противится его воле. Она занимает высокомерную позицию, хочет доказать ему, что может бороться с ним и одержать победу, а значит она должна создать идеальный мир любви и добра, где она будет свысока, исходя из своей великой воли, одаривать окружающих любовью и добром.
Чтобы вырваться от чрезмерного родительского надзора девушка вынуждена бежать без оглядки, без размышлений, без разбора. На пути ей встречается Иван, посредственный и наполненный бредоподобными идеями молодой человек. Он сразу улавливает в Марго образованную и умную девушку, попавшую по его мнению в силу безвыходной ситуации в полную зависимость от него. Бездарный и ленивый Иван чувствует свою власть и всемогущество над девушкой.
Иван и члены его семьи предлагают девушке крышу над головой, скрывают под лицемерной маской свои пороки. Ярко прослеживаются два полиса: идеализация и деструктивность, садо-мазохизм и заблуждение.
Идеализация описывается грезами девушки о семейном благополучии и мечтами Ивана об изобретательстве. Аналогичным образом и как бы совершенно незаметно в дополнение, появляется деструктивность, воплощенная в членах семьи и затем в наивной жертве насилия.
На формальном уровне в рассказе противоречивые данные, которые сопоставляются, но не сходятся между собой в целостную картину.
Четко прослеживается расщепление мира на хороший и плохой, достигается это манипуляцией и сокрытием важных данных, с расстановкой акцентов на том, что не сказано.
Черты характеров героев преувеличены, таким образом помещены в сторону перверсии.
Читая историю легко обмануться и войти в заблуждение, путаница очевидна, но в то же время сюжет кажется прозрачным и ясным.
Только ближе к концу на лицо некоторая очевидная странность, идеализирована безэмоциональная благодать и в то же время полная потеря контроля и очевидное притворство в поведении героев.
Давайте взглянем на историю более глубоко. Действие происходит в бедной семье, безысходность унылого существования пробуждает тоску. Иван чрезмерно охвачен иллюзией изобретателя лампочки и, таким образом, идет поиск одомашнивания человека и управления светом. Несмотря на то, что он надеется стать писателем, он до сих пор написал только «маленькие» и «большие» слова, например его стихи «моя маленькая девочка в моем большом сердце», которые, кажется, описывают бедность его психического функционирования. Иван скрывает свою посредственность за притязаниями моралиста, тем самым сохраняя свою иллюзию величия.
В самом начале молодая женщина пытается стать полезной для всех членов семьи одновременно. Хотя у каждого потребности и трудности, все утверждают, что не нуждаются ни в чем. Это явное проявление нарциссического всемогущества.
Позднее Марго начинает удовлетворять их маленькие желания, которые, вероятно служат проектом обольщения. Ограничения и нужда каждого маскируются отрицанием и Марго участвует в этой игре отрицания.
Благодаря этому тонкому соучастию, открываются шлюзы к безграничной жадности, зависти, которая является не менее разрушительной, каждый хотел все больше и больше путем самой жалкой эксплуатации, насилия и царствования.
Иван же постепенно и незаметно, но неумолимо унизительно эксплуатирует женщину, с которой он тем не менее утверждает, что в любви. Видно, что нарушения в этой молодой женщине-это ее покорное отношение, которое, кажется, длится вечно и не может не раздражать или устрашать. Возникает и устанавливается порочный круг: чем больше невинная жертва представляется мазохистической, тем больше ее мучители воодушевляются и вынуждены выходить за рамки всех мыслимых пределов.
История может призывать пробуждению «дикого зверя», который находится в состоянии покоя почти в каждом из нас. Рассказ поддерживает иллюзию наличия объективного личного видения, которое достаточно отдаленное, беспристрастное и справедливое. Чтобы немного преувеличить, мы можем сказать себе: "Существует дремлющий зверь в каждом человеке... но не во мне, или, по крайней мере, конечно, не в этот момент!
.
Конец драматичен! Отец оказывается вовлечен в судьбу дочери, он могущественен и любит своего ребенка.
Кажется, что на самом деле, семья стала жертвой Марго после ссоры с отцом. Кажется, была здоровая реакция бунта против недостойного отца, Но, на самом деле, мы узнаем, что это был вопрос гордости: марго не могла слышать как ее отец упрекал ее в высокомерии. Для этого умного человека поведение дочери -это просто одна из особо тонких форм чрезмерной гордости.
Отец своим появлением открывает завесу, она видит зло, и присоединяется к своему отцу, с обескураживающей легкостью, она соглашается, что члены семьи будут убиты во имя той же идеологии, провозглашенной с самого начала, а именно, что делает мир лучше! Это то же самое в другом виде, чтобы сделать мир лучше через первый вариант-мазохистской представления, а затем через открытый садизм и разрушающий контроль.
Этические представления, по сути, лишь предлоги для сырых инстинктивных выражений, которые являются вызывающим воспоминания столь многих трагических эпизодов прошлой и нынешней истории человечества. Жестокость, которую использует Марго, или другие равна тому, насколько она пострадала.
Марго не вынуждена была терпеть страдания, она сама пошла на них. Это был ее выбор. Мы обнаруживаем, тонко, что за ее добротой лежало высокомерие, гордое презрение других, которых она даже лишает права на личное право извиниться за все.
Нарцисизм и логика идеальной самости превалирует над реальным интересом к другим. Марго использовала бедную семью для фантазии о нарциссической всемогуществе. Что еще хуже, ее доброта только служила побуждением гадостей в других. Следствием этого, и, вероятно, цель, ее мазохизма, в побуждении садизма других для того, чтобы запятнать их.
С уважением, Екатерина Наумова.
Tel: +7(903)795-58-15
www.Psychology-for.ru