Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы социально-бытовой ориентации слепоглухих. Внутренний мир слепоглухого человека.




Наблюдения показывают, что у многих слепоглухих молодых людей обнаруживается примитивность нравственных оценок и критериев, недостаточное осознание себя, своего «я», несформированность идентификации себя как члена семьи, как представителя определенной возрастной группы, как члена определенного сообщества инвалидов, как жителя определенной местности, как гражданина и т.д. Можно также говорить о бедности представлений слепоглухих о своем прошлом и будущем, о биографии своих близких, о жизненном пути человека вообще.

Такое развитие личности можно объяснить рядом причин. Во-первых, это причины, обусловленные собственно слепоглухотой, которая приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития — слабости и искаженности эмоциональных и социальных связей с широким миром людей. Она проявляется иногда в затянувшемся на всю жизнь эгоцентризме, когда слепо-глухой превращается в центр изолированного от других, собственного внутреннего мира. Сюда же можно отнести сложности в определении слепоглухим человеком индивидуальных и особенно возрастных различий между людьми, в идентификации себя самого. К этой группе причин относится и чрезвычайно большая зависимость слепоглухого ребенка от повседневной помощи других людей, невозможность своевременного формирования всех необходимых бытовых навыков (приготовления пищи, умения делать покупки, самостоятельно пользоваться транспортом и т.д.). Это может привести к развитию пассивной и даже иждивенческой жизненной позиции, создать почву для развития эгоизма, отторжения от интересов других людей, выделения собственных интересов и нужд как главных не только для самого слепоглухого, но и для его окружения.

Вторая группа причин является также вторичной по отношению к сенсорным нарушениям ребенка и связана с отношением к нему окружающих людей. Окружающие слепоглухого ребенка близкие люди могут проявлять к нему излишнюю жалость. Очень часто родители достаточно долго ориентируются только на возможность излечения ребенка, не допуская даже мысли о том, что нужно приспособиться к новым условиям существования. Требования к ребенку могут резко снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне высокой или даже неадекватной. Может создаться ситуация гиперопеки, когда ребенок становится центром существования семьи и интересы всех других ее членов отодвигаются на второй план, считаются незначительными. Возможным результатом становится завышенная самооценка ребенка, стремление уйти от любых трудностей, а не преодолеть их.

К третьей группе причин можно отнести проблемы, связанные с практикой обучения, при которой сам ребенок на протяжении всего школьного обучения остается его объектом. Не он учится и воспитывается, а его учат и воспитывают. В особых условиях детского дома или школы-интерната, где ребенок постоянно находится среди таких же детей, как он сам, у него не возникает потребности осознать свой дефект и возможности его компенсации, подумать о влиянии нарушения зрения и слуха на его будущую самостоятельную жизнь среди по-другому видящих и слышащих людей.

Превратить слепоглухого учащегося из объекта обучения в его субъекта — задача будущего, только складывающегося нового содержания обучения слепоглухих детей. Необходимо дать ребенку с нарушенным слухом и зрением возможность стать субъектом обучения и осознать сложность препятствий, которые перед ним ставит слепоглухота на пути включения в жизнь общества.

С одной стороны, помощь непосредственно окружающих ребенка людей открывает ему возможности личностного развития, с другой, ограничивает и даже искажает это развитие.

Определенной попыткой вырваться за рамки этого противоречия в воспитании слепоглухих являются новые программы обучения слепоглухих детей социально-бытовой ориентировке и формирования читательской деятельности. Целью этого обучения является формирование активной и осознанной жизненной позиции.

Все вышесказанное относится прежде всего к случаям врожденной или рано наступившей слепоглухоты, а именно они указываются в анамнезе большинства воспитанников специальной школы для таких детей. Однако среди них есть дети со множественными нарушениями. Дети, ставшие слепоглухими в результате внутриутробной инфекции, глубокой недоношенности или других причин, могут иметь серьезные поражения головного мозга, которые проявляются в их двигательной недостаточности или серьезном нарушении психического развития. Опыт обучения и воспитания детей со множественными нарушениями в школах для слепоглухих показал, что во всех случаях можно было добиться определенного прогресса в их развитии. Но обучение большинства детей с выраженной умственной отсталостью продвигалось очень медленно, формирующиеся навыки характеризовались крайней косностью и трудностью переноса их в новые условия, дети были пассивны и безынициативны в общении. В тяжелых случаях требовалось не менее трех лет обучения для того, чтобы добиться более или менее стойкого закрепления полученных ребенком бытовых навыков.

По-разному развиваются у этих детей и средства общения. Они могут остаться на уровне неопределенного требования к взрослому, который мы определяли как «непосредственный показ», когда слепоглухой ребенок тянет за руку взрослого по направлению к заинтересовавшему его предмету или помещению. Другие могут общаться с помощью собственно предметов, связанных с созданием желаемой ситуации: показывая таким образом взрослому, чего бы они хотели. Ряд детей могут использовать в общении только естественные жесты и отдельные дактильные буквы и слова. Многие из них нуждаются в постоянном контроле и сопровождении со стороны взрослых до конца своей жизни.

Особой и пока малоизученной проблемой является обучение слепоглухих детей с выраженными двигательными нарушениями. Двигательные нарушения часто делают невозможным самостоятельное передвижение ребенка и развитие у него привычных средств общения — жестов и дактилологии. В США и странах Западной Европы таких детей пытаются обучать речи с помощью специально оборудованных компьютеров. Например, для слабовидящего глухого ребенка с детским церебральным параличом оборудуется специальная приставка к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее с помощью сохранных движений. В более тяжелых случаях, когда нарушенными являются не только слух, зрение и двигательная сфера, но и интеллектуальное развитие ребенка, используются так называемые «коммуникативные доски», на которых наклеены копии реальных предметов или их простые изображения, и ребенок может любым доступным ему движением показать взрослому, что он хочет.

Наш опыт обучения слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями убеждает нас, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Даже небольшое продвижение в развитии способствует обретению большей самостоятельности и, следовательно, уверенности в себе. Успехи ребенка во многом бывают обусловлены мужеством его близких, их оптимизмом и уверенностью в своих силах.

 

 

Особенно остро переживает слепоглухой человек нежелание встречного человека заметить проблему, обратить внимание на трудности, которые испытывает человек без зрения и слуха: "Нелегко бывает просто привлечь к себе внимание, добиться, чтобы к тебе подошли и взяли за руку". Ожидание помощи слепоглухим человеком иногда приводит к тому, что такого человека принимают за нищего и протягивают ему монеты вместо помощи, либо публика просто глазеет на необычного человека и не желает оказать содействие в затруднении. А.В. Суворов неоднократно описывает ситуации особенных затруднений, испытываемых в транспорте, в толпе людей, когда даже белая трость слепого не воспринимается спешащей публикой как сигнал о необходимости чуть более аккуратного поведения. Не раз случалось так, что слышащие и видящие люди спотыкались о трость, ломали ее, а иной раз и опрокидывали самого слепоглухого человека с лестницы.

В силу серьезных социальных проблем (например, отсутствие специализированной службы сопровождения и перевода слепоглухим) человеку с проблемами зрения и слуха приходится периодически отправляться для решения житейских проблем самостоятельно в магазин, в различные учреждения. Естественно, что в определенные моменты такому человеку требуется помощь встречных прохожих: перевести через дорогу, указать путь, когда слепоглухой путник заблудился. А.В. Суворов (1996) разработал систему записок, которые могли бы привлечь внимание прохожих, пояснить собственное затруднение и проясняли способы общения с таким человеком. Опыт использования такого рода записок привел к тому, что А.В. Суворов выделил ряд категорий слышащих и видящих встречных, которые либо в большей степени готовы к общению со слепоглухим человеком, либо теряются, страшатся и не в состоянии адекватно отреагировать на запрос о помощи. Выясняется, что, по мнению слепоглухого исследователя, наиболее мобильны, подвижны в восприятии непривычного являются дети разного возраста, а также "люди в погонах" ("Из своего опыта самостоятельного хождения по улицам, я вывел обобщение, что дети ориентируются относительно моей слепоглухоты гораздо быстрее, помогают мне гораздо охотнее, чем зрячеслышащие взрослые", "Я заметил, что кроме детей скорее всего мне приходят на помощь люди в военной форме, с погонами, они тоже не шарахаются, а берут протянутую руку».

Особую серьезную обиду у слепоглухого человека вызывает неготовность слышащих и видящих людей принять иную систему общения с таким человеком - специальные средства общения, которые позволяют при отсутствии зрения и слуха им не быть выключенными из сферы общения с окружающим миром - использование дактилологии (пальцевой азбуки), языка жестов. С одной стороны, слышащие и видящие стесняются таким образом общаться со своим слепоглухим спутником в обществе ("Многие приходят прямо в ужас то того, что "люди смотрят", с другой стороны видящие и слышащие люди оказываются не готовыми сами написать необходимую реплику на ладони слепоглухого человека, оказавшегося в затруднении ("Писать же пальцем никак не решаются. Для них, очевидно, это слишком непривычное, дикое применение пальца. Проще сорвать голос, чем написать хотя бы одну букву".

Болезненно воспринимается слепоглухим человеком и нежелание слышащего и видящего принять во внимание необходимость использования тактильного способа получения информации (в отличие от зрительного и слухового) как при общении, как таковом, так и при осмотре каких-либо предметов или конструкций ("Видите ли "некрасиво". Что "некрасиво"? Разговаривать руками и вообще делать руками то, что другие делают с помощью глаз и ушей. Требовать от меня вести себя "как все"... требовать этого бесчеловечно", "Как-то я с одним свои другом собрался в Ленинград. Перед самым отправлением поезда уже в купе кто-то из провожающих попросил меня, по возможности, вести себя в Ленинграде "как все зряче-слышащие", чтобы на нас с другом поменьше глазели. Я ответил взрывом:

- Ни в коем случае! - додумав: " Тогда уж лучше никуда не ехать". Человек опешил:

- Почему? Я - немного спокойнее: - Потому что я не зрячеслышащий."

Серьезным испытанием для слепоглухого человека, по мнению А.В. Суворова, является невнимание слышащего и видящего собеседника к проблемам человека без зрения и слуха. Особенно болезненно им воспринимается принятая в среде слышащих и видящих людей "игра в узнавание", основанная на мифе о том, что слепоглухой может узнать другого человека по прикосновению. В основе ее лежи г элементарная бестактность, а также дремучее невежество в области ориентировки без слуха и зрения....требование "узнать" может причинять слепоглухому жестокую боль, напоминая ему о его слепоте и глухоте". Привычка некоторых слышащих и видящих люден двигался в пространстве во время разговора и отдаляться от собеседника может- приводить к негативным чувствам и реакциям слепоглухого человека (О.П. Скороходова, 1990; А.В. Суворов, 1996). Дело в том, что слепоглухому человеку трудно ориентироваться в настроении слышащего и видящею собеседника, если нарушен прямой контакт с ним (через прикосновение). Помимо этого, человеку с двойным сенсорным нарушением затруднительно ориентироваться в направлениях движения слышащего и видящего собеседника - возникает ощущение покинутости и невнимания к себе.

Из анализа текстов слепоглухих авторов вытекает, что слышащие и видящие люди с трудом готовы принять тот факт, что многие ситуации в жизни им по силам разрешать спонтанно, не задумываясь о том, какие серьезные трудности в решении этих же проблем могут испытывать слепоглухие люди в силу пораженного зрения и слуха.

 

 

Список использованной литературы:

1. Слепоглухота // Специальная психология/ под ред. В.И. Лубовского. – М.: Academa, 2003. - стр. 391 - 405





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1974 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.