Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Скульптура и парки Петергофа

Нижний парк

Нижний парк Петергофа - самая известная часть дворцово-паркового комплекса. Именно этот замечательный ансамбль с его архитектурными памятниками, фонтанами и скульптурным украшением принес музею-заповеднику мировую славу.

Нижний парк закладывались по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле, получившем название регулярного. Характерные черты этого стиля - строго геометрическая планировка аллей, фигурная стрижка деревьев и кустарников, изысканность рисунков больших цветников, богатство скульптурного украшения, изящные павильоны.

Автором, определившим основу всей композиции Петергофа и ее дальнейшего развития был сам Петр I. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Сохранились документы с его указаниями, какие породы деревьев высаживать, как прокладывать аллеи и устраивать дренажную систему. Каждую весну в саду у дворца Монплезир, самого любимого дворца Петра I, расцветают восхитительные тюльпаны в память об основателе Петергофа.

Архитектурно-планировочным центром комплекса является Большой дворец. Он высится на 16-метровом уступе, перед которым двухкилометровой узкой лентой вытянулся вдоль берега Финского залива Нижний парк.

Прямая линия Морского канала от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части: восточную и западную. По обеим сторонам ковша канала раскинулись Большие цветники. От них симметрично в обе части паркового массива веером отходят четыре аллеи. Западные аллеи ведут к павильону Эрмитаж, восточные - к дворцу Монплезир. Другая система аллей берет начало на западной окраине парка, у дворца Марли: три луча дорог пересекают парк с запада на восток.

В Нижнем парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей, каждый из которых включает дворец, партеры, фонтаны и так называемые хозяйственные уголки. Это центральный ансамбль - Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, "Большая оранжерея" с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами "для поваренных трав", дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Несколько прудов было вырыто в Нижнем парке для осушения местности. Они гармонически вплелись в общую планировку парка, кроме того, в них разводили ценные породы рыб для царского стола.

При разбивке парка небольшие рощи существовавшего ранее на участке леса включались в парковый пейзаж. Но основу зеленого массива Нижнего парка составили обширные посадки различных пород деревьев, привезенных из разных мест России и из-за границы. Кроме того, в стиле регулярных парков шло оформление зеленых "залов" и крытых аллей, украшались садовые беседки, в оранжерее выращивались теплолюбивые растения в кадках, выполнялась фигурная подстрижка деревьев. Мастера-садовники разбивали многочисленные партерные цветники сложных узоров, украшали площадки вокруг фонтанов, вдоль канала, перед Монплезиром и другими дворцами. Представление о партерах XVIII века ныне нам дают Большие цветники, расположенные по обеим сторонам ковша Большого каскада.

Во время Великой Отечественной войны, оказавшись на линии фронта, Нижний парк получил очень тяжелые повреждения. В послевоенные годы после разминирования и разборки завалов в парке были проведены огромные реставрационные работы: посадка молодых деревьев, воссоздание цветников у Монплезира, Большого дворца и каскада "Шахматная гора", возрождение элементов регулярного парка. Работы ведутся и сейчас.

 

В настоящее время в парке растут главным образом липы, дубы, клены, ясени, березы, черная ольха, ели, а также отдельные экземпляры каштанов, пихт и лиственниц. Для цветочного оформления характерно наличие большого количества луковичных, лекарственных ароматных трав, роз. Обширная территория парка содержит множество разнообразных живописных уголков, среди которых каждый найдет для себя по вкусу.

Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны.

 

Верхний парк

Верхний сад - лучший пример восстановления сада регулярного стиля в паркостроении. Занимая площадь 15 га, он имеет важное значение в художественном облике ансамбля Петергофа и выполняет роль парадного двора - курдонера.

Он был заложен в первые годы строительства петровской резиденции и долгое время оставался утилитарным «огородом»: на грядках росли овощи, а в трех прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу.

Только во второй половине XVIII в. приобрел облик регулярного парка: один за другим здесь стали появляться фонтаны. В период перестройки Большого дворца сад был расширен по плану Ф. Б. Растрелли. Его планировка создана по законам регулярного стиля - ровные, открытые партеры со скульптурой, прямоугольные зеркала прудов, стриженые липовые аллеи по обе стороны центрального партера, трельяжные галереи (берсо), беседки, закрытые боскеты с плодовыми посадками внутри, узорные цветники с кадочными растениями. В партерах установили золоченые свинцовые статуи и солнечные часы, и с этой поры по своему художественному оформлению Верхний сад стал равнозначен ансамблю центральной части Нижнего парка.

Во второй половине XVIII в. стиль регулярного парка был утрачен, подстрижку деревьев и кустарников прекратили, и с течением времени они разрослись и закрыли вид на фасад.

В 1926 г. началась реставрация партера сада по чертежам XVIII в., и свинцовую скульптуру заменили на мраморную, которая в начале войны была зарыта в землю и спасена. Реставрация Верхнего сада в 1960-х годах проходила по историческим документам и планам: все старые деревья были заменены двадцатилетними липами; воссозданы круговые посадки, узорчатые цветники, крытые аллеи, установлена на свои места мраморная скульптура, введены в действие все фонтаны.

 

Китайский садик

К восточному крылу монплезирского ансамбля примыкает небольшой садик, украшенный фонтанами. Он появился на месте прежней прибрежной лужайки в 1865–1866 годах у нового каменного Банного корпуса. Сад был разбит в «китайском вкусе»: с извилистыми дорожками, куртинами, цветниками и горбатыми мостиками перекинутыми через ручейки, и получил название Китайского.

В центре садика насыпана горка — подобие маленького грота, оформленного аркой из туфа. Из грота вытекает поток, наполняя две мраморные раковины, и сливается в неглубокое озеро с островком туфа, из которого бьет высокая струя.

Композиционным центром Китайского садика является искусственный холм с видовой площадкой. На вершине холма установлена мраморная скульптурная группа «Амур и Психея», являющаяся копией с оригинала д. Кановы. Склон горки декорирован миниатюрным гротом, выложенным из туфа. В гроте имеется каскад с двумя мраморными ступенями, по форме напоминающими раковину. Поток воды, вырывающийся из грота, тоже похож на раковину (створкой вниз). Вода, стекая по уступам наполняет небольшой пруд с островом, выложенным из булыжного камня. Каскад носит название «Раковина». Он выполнен в характере пейзажного паркостроения. Работами по их созданию руководили садовый мастер Ю.X. Бальтазар и фонтанный мастер Г. Штокмар.

Через ручейки переброшены два горбатых мостика с ажурными перилами. Перед входом в «Банный корпус» установлена ребристая мраморная ваза, Напоминающая по форме бутон цветка. Из середины бутона вырывается невысокая струя воды.

Одноэтажные служебные здания отделяют Китайский садик от зеленого массива Нижнего парка. Благодаря удачной композиции и группировке насаждений садик образует единое целое с архитектурным окружением.

Ансамбль Китайский садик - один из немногих памятников паркового искусства второй половины XIX века. Все сооружения здесь сохраняют пропорциональность, соответствующую их величине. Планировку сaдикa на местности осуществляли Е. Эрлер и Бальтазар, фонтаны исполнил Т. Штокмар. В Начале XX века Китайский садик оказался запущенным- Исчезли его аллеи, заросли клумбы, а фонтаны бездействовали.

В 1955 году по найденным А. Г. Раскиным архивным материалам инженеры В.А. Копысова и Р.Ф. Контская воссоздали планировку садика. Фонтаны восстановлены в 1956 году.

 

«Сад Венеры» и «Сад Бахуса»

Фруктовый сад Венеры был распланирован в 1721-1724 годах. Чтобы защитить его от моря и ветров был возведен земляной вал, к которому примыкала подпорная каменная стена высотой более 3 метров. Стена эта была ритмично разделена контрфорсами на 76 полуциркульных ниш и тянулась на четверть километра. По гребню земляного вала была проложена аллея, с которой можно было одновременно охватить взглядом залив и все три сада Марлинского ансамбля.

Сад Венеры строго геометричен, в плане он представляет собой вытянутый вдоль стены и пруда прямоугольник, разделенный пополам продольной аллеей, и разбитый на шесть частей поперечными дорожками. В западной части сада Венеры, у самой стены, в 18 веке находилась голубятня, а в восточной его части располагался большой трельяжный павильон.

Сад Венеры очень сильно пострадал вол время Великой отечественной войны, его восстановление было завершено только в 1980 году. В то же время была проведена реставрация подпорной стены и возобновлены ведущие на зеленый вал каменные лестницы и окаймляющие их балюстрады.

 

«Сад Бахуса»

Сад Бахуса находится слева от дворца Марли, с южной стороны Большого пруда. Его главным украшением является Марлинский каскад и связанный с ним ансамбль из шести фонтанов. Сад Бахуса композиционно перекликается с садом Венеры: оси поперечных дорожек средней части сада Венеры зрительно продолжаются в трех поперечных дорожках сада Бахуса.

Сад Бахуса разделен на две симметричные части широкой средней дорожкой, ориентированной на каскад, каждая из этих частей в свою очередь тоже имеет двухчастное построение. В настоящее время по сторонам центральной дорожки находятся бассейн Менажерного фонтана и две овальные площадки, на каждой из которых установлена мраморная статуя. В 18 веке по сторонам каскада у подножия склона находились трельяжные галереи.

 

Невидимую границу сада Бахуса отмечают четыре небольших фонтана, которые расставлены на равных расстояниях вдоль аллеи, параллельной берегу пруда. Фонтаны носят общее название «Тритоны с водяными колоколами». Композиция этих фонтанов проста и остроумна. Опираясь плавниками о дно, толстые младенцы-тритоны держат над головами круглые плоские чаши с цилиндрическими колпаками. Струя, выходя из трубочки, вделанной в колпак, встречает на пути заслонку и превращается в водяной колокол. Сливаясь по краям чаши, вода закрывает фигуру тритона прозрачной пеленой в виде второго колокола.

Устройство четырех одинаковых фонтанов, в которых можно использовать воду, поступающую по подземным трубам от Менажерных водометов, было придумано самим Петром I. В 1722 году он приказал поставить в полуовальных нишах туфовые горки, завершенные декоративными вододействующими скульптурами. Через два года Петр поручил М. Земцову и Н. Пино выполнить для этих фонтанов «фабольные» группы. Свинцовые фигуры младенцев-тритонов, создавшие ныне существующую композицию, были использованы только в 1732 году Земцовым и Суалемом. Фигурки эти были отлиты в Англии в 1721 году по рисунку Браунштейна, и предназначались изначально для грота Большого каскада.

В 1912 году бассейны из пудостского камня были заменены гранитными, барочная конфигурация которых точно повторяла первоначальную. Свинцовые фигуры тритонов сохранялись до 1941 года, когда они были похищены оккупантами. В 1954 году они были заменены аналогичными бронзовыми фигурами, исполненными по фотографиям скульптором А. Гуржием. Бронзовые фигуры были поставлены в старые гранитные бассейны.

 

Скульптура «Тритон»

Андросов приписывает авторство Антонио Тарсиа. Предположительно она была выполнена в Венеции ок.1718 - 1719 гг. по заказу Рагузинского для Меншикова. Тритон трубит в свой рог, возвышаясь над заливом

 

Скульптура «Зефир»

Скульптура «Вертумн и Помона»

Мраморные скульптуры венецианского мастера Антонио Бонацца исполнены в 1757 году.

В римской мифологии Вертумн - бог перемен (от лат. vertere - превращать), имеется в виду смена времён года, стадии созревания плодов, течение рек, настроение людей... Вертумн влюбился в богиню плодов и фруктовых деревьев Помону и, пользуясь своим даром перевоплощения, стал являтся ей в разных обличиях (то воином, то рыбаком, то простым садовником), предлагая свою любовь, однако всегда получал отказ. Решив воздействовать на возлюбленную силой чужого убеждения, он пришёл к ней в обличье дряхлой старухи и стал убеждать выйти замуж за славного бога Вертумна. Но Помонна возразила, что никогда не видела этого бога и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед ней в своём истинном обличьи, и она в конце концов согласилась стать его женой.

Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами - сначала они цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов. Но о плодовых деревьях, особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона и была совершенно безразлична к любви –“ Тут и занятье и страсть, — никакого к Венере влеченья!“.

 

И вот Вертумн влюбился в богиню. Пользуясь своим даром перевоплощения, он стал являться Помоне в самых разных обличьях - от воина до рыбака и простого садовника, предлагая ей свою любовь, но никто не мог завладеть сердцем Помоны и хоть на мгновение отвлечь ее от любимого дела. Вертумн решился воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения. Превратившись в дряхлую старуху, он пришел к Помоне и, пока она предлагала почтенной гостье свежие фрукты, стал дребезжащим старческим голосом убеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона и тут решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не видела бога и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед смущенной Помоной во всем блеске своей красоты. Золотом сияли его кудри, любовью горели глаза. В одной руке юноша держал садовый нож, в другой - полную корзину благоухающих плодов. Пленившись прекрасным богом, юная Помона согласилась стать его женой. Римляне глубоко почитали эту юную божественную пару. Храм Вертумна был воздвигнут на Авентинском холме. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены- Вертурналии.

До 1926 года четыре статуи работы Антонио Бонацци — Гефест, Вертумн, Помона и Флора — находились в Нижнем саду Ораниенбаума, а потом были вывезены в Петергоф. Во время Великой Отечественной войны их спасли в земле. Ныне в Верхнем саду Петергофа можно увидеть копии этих скульптур, а сами оригиналы находятся в Большом Петергофском дворце.

 

Амур и Психея

скульптурная композиция «Амур и Психея», которая является копией с оригинала А. Кановы.

МИФ

В одной прекрасной стране жили царь и царица, у которых были три дочери, все три красавицы. Но младшая, Психея, была краше своих старших сестер, и, говорили, она превосходила своей красотой даже богиню любви Венеру. Дошла эта весть до Венеры. Обозлилась богиня, не поверила этому, но решила все же извести Психею. Она позвала своего сына Амура, называемого греками Эротом, красивого сильного юношу, ценившего женскую красоту, и поручила ему отправиться в то прекрасное царство, где жили царь с царицей, у которых были три дочери, младшую из которых звали Психеей.

 

— Смотри не влюбись в нее,— наставляла своего сына Венера.— Сделай так, чтобы она влюбилась в самого недостойного человека, чтобы всю жизнь была с ним несчастна.

Амур отправился выполнять задание матери. Прибыл он в прекрасное царство, осмотрел дворец, увидел двух старших сестер, но, едва взглянул на младшую Психею, понял, что его сердце и душа принадлежат ей. Он не мог отвести глаз от Психеи и забыл все наставления матери. Он не мог сопротивляться любовному чувству и задумал жениться на земной девушке.

Между тем две старшие сестры вышли благополучно замуж, а для Психеи жених не находился. Амур всячески отгонял их от нее. И тогда ее опечаленные родители отправились к оракулу спросить о судьбе дочери. Оракул сказал им, что ее ждет необыкновенная судьба. Ее надо отвести на вершину горы и оставить там. Туда прибудет ее жених.

Кто он, оракул не знал. Еще более огорченные отец и мать так и сделали, отвели дочь на вершину горы и оставили там.

Одетая в венчальное платье Психея озиралась кругом. Она опасалась, что ее женихом окажется какое-то чудовище. Но налетел ветер, подхватил ее и принес в зеленую долину, где стоял белый дворец. Она вошла в него и услышала ласковый голос: «Ничего не бойся, царевна, будь хозяйкой в этом дворце».

Кругом была красивая мебель, на столах стояли яства. К вечеру утомленная Психея прилегла и уснула. А ночью к ней прилетел Амур. Она его не видела. Рано утром Амур улетел.

Так продолжалось довольно долго. Психея вполне освоилась во дворце, и ночной супруг не смущал ее. Но однажды ночью она сказала, что скучает, очень хочет видеть своих сестер. Амур задумался. Потом ответил, что готов привести во дворец двух ее сестер, но Психея должна быть с ними осторожна, ничего не рассказывать им о своем супруге. И он улетел.

На следующий день перед дворцом появились две старшие сестры Психеи. Они были очень удивлены, увидев Психею в таком прекрасном дворце. Психея показала им комнаты, залы. Все кругом сияло от золота и драгоценных камней. Она угощала сестер необыкновенными яствами. И зависть переполнила сердца сестер. Они спросили Психею, а кто ее муж, как он выглядит. Ничего не могла им ответить Психея, так как никогда его не видела. Тогда они посоветовали ей зажечь ночью лампу и посмотреть на него. А вдруг он чудовище?

Когда сестры уехали домой и настала ночь, Амур как всегда спустился к ней и вскоре заснул. На этот раз, побуждаемая любопытством, Психея зажгла лампу и впервые увидела своего мужа. Он был прекрасен. Она поняла, что сестры сказали так из зависти, и еще сильнее полюбила его. Но капля раскаленного масла из лампы упала на плечо Амура, он вскочил и с печалью в голосе сказал ей, что очень жаль, что она не послушалась его. Теперь им придется расстаться, у него сильно болит плечо. И Амур неожиданно исчез.

В большой печали напрасно ждала своего любимого Психея. Он больше не появлялся. Тогда она оставила дворец и отправилась его искать. Наконец пути-дороги привели ее к обиталищу Венеры. Она попросила богиню любви помочь ей найти любимого. Венера же решила извести ее, дав ей сложные задания. Она велела девушке разобрать смешанную кучу зерна, отделив чечевицу, рис и пшеницу, и набрать в хрустальный кувшин горной воды. Все эти задания Психее помогли выполнить насекомые и птицы. Но Венера все равно не хотела допустить девушку к своему сыну.

И дала ей новое задание — достать из подземного царства стеклянный ларец и принести к ней. Психея боялась, что не сможет выполнить это задание, но над ней сжалились камни и пропустили ее в подземное хранилище. Там богиня Прозерпина дала ей ларец и наказала не заглядывать в него.

На обратном пути Психея не выдержала, открыла его, и вылетевший из ларца сон усыпил ее. Она упала на землю и крепко уснула. Она спала бы вечным сном, если бы не Амур. Он выздоровел и отправился искать свою любовь, так как не мог жить больше без Психеи. Амур нашел ее на лугу спящей. Он поцеловал ее, и она проснулась. Радости влюбленных не было конца.

Но Венера ничего не хотела слышать о женитьбе божественного сына на земной девушке. Пришлось вмешаться самому главному божеству — Юпитеру. Он уговорил Венеру не мешать молодым и дал Психее выпить божественного напитка. Она не стала богиней, но сделалась бессмертной, как боги, и вскоре родила Амуру сына, которого назвали Наслаждение.

 

Скульптура Афины Джустинианы

Статуя Афины занимает небольшую площадь во фруктовом саду, который еще при Петре I назвали садом Венеры. Там раньше выращивали фрукты для придворной челяди. Статуя Афины стоит посередине между прудом и земляным валом. Кроме нее в саду есть еще несколько памятников, посвященных богам из древнегреческой мифологии.

 

Что касается Паллады Джустинини, то она появилась на территории Марлинского дворца несколько сот лет назад. Сама по себе богиня олицетворяет мудрость. Кроме этого она была известна как умная воительница, которая продумывала стратегии войны до мелочей. Поэтому ее часто изображали в мужских доспехах. И в Петергофе она предстала в таком же образе.

 

На богине кроме тоги, надет военный головной защитный коринфский шлем с высоким гребнем. В руках Афина держит длинное копье. У ног богини вьется огромная змея. Она считалась защитницей богини. Во многих храмах, посвященных Афине встречается подобная змея.

 

Скульптура Венера Медицейская

Венера Медицейская — изваянная в натуральную величину в I веке до н. э. мраморная копия утраченного греческого оригинала, близкого к Афродите Книдской.

Венера Медицейская - богиня любви изображена в мимолётной позе испуга при появлении из морской воды. Особенность статуи в том, что у ног Венеры изображён (в качестве дополнительной опоры) дельфин. воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. Дело в том, что ДЕЛЬФИН доставил на берег только что рожденную из морской пены Афродиту, и тут же сподобился стать символом любви, плодовитости

 

Прочитать сочинение-эссе «Мой Петергоф»– 7б,в

Написать сочинение-эссе «Мой Петергоф»– 7а

 

Домашнее задание: Подготовиться к проверочной работе



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | IV. Первинне сприйняття й усвідомлення нового матеріалу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1628 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.