Текст 3. Установление династии Цин
Пекин был захвачен в 1644г. В Китае началось правление маньчжурской династии Цин («света»).
Маньчжурский вождь стал китайским императором с титулом богдыхан. Все высшие правительственные должности заняли маньчжуры. Сословие завоевателей (профессиональных воинов) принадлежало к высшей ступени, по сравнению с сословиями ученых, земледельцев, ремесленников и торговцев. Уступая китайцам
в численности, завоеватели-маньчжуры боялись раствориться в их массе, поэтому межнациональные браки были запрещены. Все китайское общество находилось под строгим полицейским контролем. Китайцы должны были брить полголовы, а оставшиеся волосы заплетать в косу. Если кто-то отказывался это делать, ему тут же отрубали голову и выставляли ее на шесте в центре поселка. Горожане должны были вывешивать на своих домах таблички с данными, сколько в нем проживает человек. Крестьянам под страхом наказания плетью было запрещено оставлять села, а также резать скот и птиц без разрешения собственников. Был составлен список книг, которые, по словам маньчжуров, «противостоят нашей династии и которые нужно сжечь». Только по официальным данным, с 1774 по 1782 изъятия запрещенных книг проводился 24 раза, при этом было сожжено более 13 800 наименований различных книг.
Все военные державы обязаны под страхом смерти неукоснительно повиноваться в установленном порядке. Казнь непокорных или тех, кто виноват, была делом обычным и повседневным. «Если одна семья виновата, девять других семей привлекаются за соучастие»- такая надпись была выбита на одной из каменных стел XVIII в. в г. Сучжоу (Китай).
К началу XX в. в Китае проживало 5 млн. маньчжуров и 400 млн. китайцев.
Вопросы
1. Назовите событие, которое предшествовало установлению династии Цин.
2. Какие изменения произошли в китайском обществе после завоевания Китая маньчжурами?
3. Приведите примеры регламентации жизни китайского общества.
1. Объединение Японии.
Предварительное задание. В ходе рассказа учителя составьте тезисный рассказ «Объединение Японии»
Учитель
Еще с конца XII в. в Японии сложилась своеобразная система власти. Формально государство возглавлял император, однако реальной власти не имел. Она находилась в руках военных правителей - сёгунов, основной опорой которых были самураи - средние и мелкие собственники-воины.
В результате длительных войн Япония распалась на отдельные княжества. Более века между ними шла неустанная кровопролитная борьба, истощала силы народа и сопровождалась его многочисленными восстаниями. Казалось, Страна Восходящего Солнца навсегда погрузилась в пучину беспорядков и распрей. Изменить ситуацию и вернуть Японию к мирной жизни могли только ее объединения и укрепления центральной власти. Первые успешные шаги в этом направлении сделал мелкий землевладелец незнатного происхождения Ода Нобунага (1534-1582), который разгромил своих главных противников и стал фактическим главой Японии. Строгими приказами и жестокими расправами Нобунага приостановил междоусобицы на значительной части территории Японии, но сам погиб.
Объединение страны продолжил его ближайший соратник Тоётоми Хидэёси (1536-1598), выходец из крестьян. Он стал единоличным правителем Японии и, чтобы укрепить государство, совершил ряд реформ, направленных на обновление экономической жизни. По Хидэёси были выпущены новые золотые и серебряные деньги, выросли площади обрабатываемых земель и урожаи, поощрялось развитие ремесла и торговли. В стране воцарился политический покой. Внешняя же политика Японии, наоборот, стала очень агрессивной. Впрочем, это не принесло успеха: война против Кореи закончилась для Японии позорным миром.
Недовольная таким результатом знать, воспользовавшись смертью Хидэёси, подняла мятеж. Точку в междоусобной войне поставил Иэясу Токугава (1542-161б), который, разгромив всех соперников, объявил себя в 1603 сёгуном. Новый правитель прежде заботился об укреплении собственной власти: раздал земли своим сторонникам, а у противников отобрал частую ли имущество. Император, и без того лишен реальной власти, был полностью изолирован от политической жизни. Место нахождения своего правительства Иэясу перенес из Киото, где находился император, в Эдо (будущего Токио). Постепенно это город, где Иэясу основал библиотеку с уникальной коллекцией рукописей и книг, превращалось в выдающийся политический и культурный центр страны.
Иэясу всего два года оставался сёгуном. Затем он отказался от титула в пользу сына, а сам углубился в изучение истории. Однако бывший правитель только притворно устранился от дел: ни одно важное решение не принималось без его участия. Эпоха, когда правили наследники Иэясу, продолжалась 264 лет и известна как сёгунат Токугава (1603-1867).