Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Вопросы и задания
1. Какие художественные течения развивались в искусстве в конце
XIX в.?
2. Назовите имена выдающихся деятелей и достижения искусства этого периода.
IІІ. Изучение нового материала
Предварительное задание. Продолжите работу с таблицей «Культура народов мира 1900-1939 гг.».
1. Основные идеи и направления в развитии искусства.
Учитель
До Первой мировой войны в европейском изобразительном искусстве царил реализм. Мир тогда представлялся достойным его реалистического отображения. Личность художника, его вкусы и предпочтения могли проявиться в выборе жанра, композиции, в преобладании формы или цвета.
Первая мировая война и послевоенная нестабильность привели к тому, что мир потерял гармоничность и рациональность в глазах художников, его реалистическое отражение вроде потеряло смысл. Состоялась смена в мировосприятии художника. Оно заключалось не в адекватном отражении мира, а в выявлении художником его видения мира. А такое понимание мира могло привести, например, к определенному соотношению линий и геометрических фигур. Такой вид живописи получил название абстракционизма. Его основателем был русский художник В. Кандинский.
Сюрреалисты во главе с С. Дали пытались изобразить иррациональный мир. На их картинах, в отличие от картин абстракционистов, присутствуют предметы, которые можно узнать, но иногда они странно выглядят и находятся в необычных композициях, как в сновидениях.
Одним из новых направлений в литературе и искусстве был авангардизм, возникший на почве анархического, субъективного миропонимания. Отсюда разрыв с предыдущей реалистической традицией, формалистические поиски новых средств художественного выражения. Предшественниками авангардизма были модернистские направления первой трети ХХ в. - фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм и додекафония в музыке. Среди представителей авангардизма и неоавангардизму можно выделить: художников П. Мондриана, С. Дали, писателей Г. Десноса, А. Арто, С. Беккета, композиторов С. Буссоти, Г. Кейдогса.
Модернизм - основное направление искусства 1920-1930-х гг., которое характеризовалось разрывом с идейными и художественными принципами
классического искусства. Зародился в этот же период и охватил все виды творчества. Художники-модернисты Е. Кирхнер, Д. Энсор, Е. Мунк, Э. Нольде, В. Кандинский, П. Клес, А. Кокошка предлагали интуативизм и автоматизм в творческом процессе - использование физических особенностей геометрических фигур и цвета, отказ от иллюзий пространства, деформацию предметов в изображении, символы, субъективизм в смысле.
Реализм в узком смысле - течение в искусстве, противостоящее модернизму и авангардизму в межвоенный период. Его представителями были, в частности, художники Ф. Мазерель (Бельгия), А. Фужерон и Б. Таслицкий (Франция), Р. Гуттузо (Италия), Г. Эрни (Швейцария).
Работа со словарем
Абстракционизм - направление в искусстве ХХ в., принцип которого – отказ от изображения реальных предметов и явлений, замена их свободной игрой красок, линий и форм, при которых сюжет и предмет лишь угадывались, предусматривались или вообще исчезали.
Фовизм - направление во французской живописи начала ХХ в., последователей которого объединяло общее стремление эмоциональной силы художественного отображения, стихийной динамики рисования, интенсивности открытого цвета и остроты ритма.
Кубизм - направление в искусстве первой четверти ХХ в., приверженцы которого выдвигали на первый план эксперименты с формой - конструирование объемной формы на плоскости, изображение простых устойчивых геометрических фигур, расписание сложных фигур на простые.
Футуризм - направление в европейском искусстве, преимущественно Италии и России, последователи которого стремились создать «искусство будущего», не воспринимали традиционную культуру («наследие прошлого»), воспевали красоту будущей эпохи индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.
Сюрреализм - авангардистское течение, возникшее первоначально в литературе, а затем распространилось на другие виды искусства. Его последователи провозгласили источником искусства сферу бессознательного (инстинкты, сны, галлюцинации), а художественным методом - субъективные ассоциации.
Додекафония - метод музыкальной композиции, основанный на возражение ладовых связей между звуками и утверждении абсолютного равноправия всех 12 тонов хроматической гаммы без выделения тоники.
Иррациональный - тот, который нельзя понять умом; непостижимый, бессознательный.
Важной чертой в развитии искусства стало то, что идеи европейских художественных школ и течений начинают активно перенимать художники Азии, Африки, Латинской Америки. На основе синтеза местных традиций и европейской техники появляются настоящие новые шедевры. Так, в Мексике возникает «большая тройка» художников-монументалистов - Д. А. Сикейрос, Д. Ривера, Х. К. Ороско. В своих произведениях, иногда в прямой публицистической форме, они стремились наглядно объяснить социальные и исторические проблемы.
Проявлением массовой культуры в искусстве стало появление китча - картинок, статуэток девушек, животных, которые украшали дома рядовых
жителей.
2. Театр и кино.
Учитель
Значительные успехи были достигнуты в области театрального искусства.
Это касается, прежде всего, стран Западной Европы и США. Хотя театр стал испытывать серьезную конкуренцию со стороны кино, он нашел новые формы художественного проявления. После Первой мировой войны в Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке в престижных местах начали строить огромные театры, вмещающие несколько тысяч зрителей. В то же время оставались небольшие «камерные» театры, которые пытались удовлетворить вкусы своих сторонников.
Настоящий театральный бум переживали в США. Здесь были основаны театры, в которых работали режиссеры Г. Клерман, Е. Казан, Л. Старсберг, Р. Мамулян, актеры К. Корнелл, Дж. Барримор, Х. Хейс, Е. Ле Гальенн. В репертуаре были пьесы молодых американских драматургов К. Одетса, Ю. О'Нила, Дж. Лоусона и др. Несмотря на это по уровню осмысления театрального искусства и поискам новых форм выражения первое место занимала Европа.
Ведущей фигурой театрального искусства в 1930-1950-е гг. был немецкий драматург Б. Брехт. Он предоставил театральному искусству авангардистское направление, отошел от канонов традиционного театра.
Начиная с 1920-х гг. кинематограф доказал, что он является своеобразным искусством. Он соединил в себе преимущества почти всех традиционных искусств. А появление звука и цвета обогатило кинематограф элементами литературы, музыки, живописи. В первые годы существования кинематографа зрителей привлекали примитивные мелодраматические сюжеты или эксцентричная игра талантливых актеров, таких как Чарли Чаплин. Но в 1920-1930-е гг. кинематограф выработал надлежащий только ему набор приемов, которые позволяли особым образом воздействовать на чувства зрительных залов. Кино разнообразилось: появились исторические, приключенческие картины, документальное кино.
Кинематограф превратился в настоящую индустрию. Мировым лидером кинопроизводства становится созданная в 1908 г. американская киностудия «Голливуд». Выдающейся фигурой американского кино в те годы был режиссер Д. У. Гриффит, который в своих исторических картинах заложил основы кино как самостоятельного искусства. Этому способствовала деятельность режиссеров
Т. Х. Инса, который начал фильмы-вестерны, и М. Сеннетта. Крупнейшим мастером кинокомедии стал Чарли Чаплин. Самые популярные звезды 1920-1930-х гг. - М. Пикфорд, Д. Фэрбенкс, Р. Валентино, Г. Гарбо, Л. Гирш, Б. Китон, К. Гейбл, Ф. Астор, Г. Купер, Х. Богарт. В это время В. Дисней разработал основы мультипликационного фильма. Следует отметить, что среди фильмов были и такие, которые решали интеллектуальные проблемы, например «Гражданин Кейн» (1941, режиссер А. Веллес).
В ряде стран сложились собственные режиссерские и актерские школы со
своими особыми традициями (США, СССР Франция, Индия и др.). В СССР развитие киноискусства проходило в том же направлении, что и в других странах, но имело особенности, связанные с существованием тоталитарного государства. В 1920-1930-х гг. были сняты фильмы «Броненосец «Потемкин», «Чапаев», творили выдающиеся режиссеры С. Эйзенштейн, А. Довженко и др. Киноленту А. Довженко «Земля», которая отражала своеобразие народной жизни и воспевала
природу, признали одним из лучших среди фильмов всех времен и народов. Кинематограф имел огромную пропагандистскую роль. Никакие манифесты и лозунги не могли сравниться с яркими кинообразами. Актер, игравший любимого киногероя, превращался в настоящего идола. Эта особенность кино стала активно использоваться тоталитарными режимами для пропаганды и агитации.
3. Архитектура.
Работа с дополнительным материалом
Задание. Изучить предложенный материал, определить основные достижения архитектуры, продолжить работу с таблицей «Культура народов мира 1900-1939 гг.».
Дополнительная информация
В искусстве 1920-1930-х гг. продолжался интенсивный поиск ответа на вопрос о роли и месте человека в обществе, о принципах ее взаимодействия с окружающей средой и о будущем человечества. В архитектуре наиболее популярными были модернистские течения. Одним из самых выдающихся архитекторов того времени был В. Гропиус, который в 1919 г. в Веймаре основал высшую школу строительства и художественного конструирования «Баухауз». Возведенное по его проекту здание школы с одноименным названием стала символом совершенно нового стиля - функционализма или конструктивизма. В русле этой школы разрабатывались эстетика функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, принципы формирования материально бытовой среды средствами пластического искусства. Творчество представителей «Баухауза» оказало значительное влияние на искусство и архитектуру Европы, Америки, Азии. Наследие школы насчитывает достопримечательности современной архитектуры, образцы классического дизайна, скульптуры, сценические представления, плакаты, фотографии, образцы оформления книг и тому подобное.
Работа со словарем
Функционализм - направление в архитектуре ХХ в., возникшее в Нидерландах, сторонники которого выступали за подчинение архитектурных форм их функциональному назначению.
Французский архитектор Ле Корбюзье рассматривал архитектуру как составную часть общественного прогресса и предпочитал разработку удобных жилых домов и комплексов, поддерживал необходимость серийного проектирования и индустриализации строительства. С помощью архитектуры зодчие пытались ликвидировать существующую несправедливость, усовершенствовать общество. Появилась идея рассредоточить население городов в городах-спутниках, создать «город-сад». Подобные проекты осуществляли в Англии, Франции, Голландии. В разных формах идею гармоничного сочетания человеческого жилья и природы реализовать в США, Финляндии, Чехословакии, Швеции и других странах.
Ее подхватили в СССР, но при этом упустили сущность, сведя к пропагандистским лозунгам: «Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!» - писал поэт В. Маяковский в 1929 о развитии города Кузнецка. Однако до сих пор там преобладает добывающая и металлургическая промышленность, а общественная инфраструктура остается слабой.
В странах с тоталитарным режимом искусству стремились накинуть идеи превосходства одного общественного строя над другим, привить символы вечности и незыблемости существующей власти, которая заботится о благосостоянии народа и его духовную чистоту. В архитектуре и скульптуре Германии и Италии воплощались идеи беспрекословного повиновения, национального и расового превосходства, культивировались сила и грубость. В СССР поддерживали тех художников, которые могли отчетливо и убедительно показать пафос
социалистического строительства и заслуги в нем большевистской партии
и ее вождей. Выдающимся явлением международной художественной культуры
здесь в течение длительного времени называли скульптурную группу В. Мухиной
«Рабочий и колхозница», созданную специально для Всемирной выставки
1937 в Париже.
4. Олимпийское движение. Развитие спорта в межвоенные годы.
Учитель
Благодаря барону П. де Кубертену в конце XIX в. были восстановлены Олимпийские игры. Первые Олимпийские игры в новейшей истории произошли в 1896 г. в Афинах. Однако Первая мировая война перервала эту традицию. После ее завершения олимпийское движение восстановилось и стало набирать популярность. В межвоенный период произошло пять летних игр и четыре зимние.
Олимпийские игры в межвоенный период
Год | Номер и место проведения |
VII летние Олимпийские игры (Антверпен, Бельгия) | |
VIII летние Олимпийские игры (Париж Франция), и зимние Олимпийские игры (Шамони, Франция) | |
IX летние Олимпийские игры (Амстердам, Голландия), II зимние Олимпийские игры (Сент-Мориц, Голландия) | |
X летние Олимпийские игры (Лос-Анджелес, США), III зимние Олимпийские игры (Лейк-Плэсид, США) | |
XI летние Олимпийские игры (Берлин, Германия), IV зимние Олимпийские игры (Гармиш-Паркенкирхен, Германия) |
В 1932 г. произошел случай, когда один спортсмен стал одновременно чемпионом в летних (бокс) и зимних (бобслей) играх. Им стал американец Е. Иген. Наибольшой резонанс, обусловленный мощной пропагандой, имели Олимпийские игры в Германии (1936 г.). Нацистский режим пытался использовать их как мощную пропаганду преимущества арийской нации над другими. Однако победа чернокожего американского бегуна Дж. Оуэнса (он завоевал четыре золотые медали) перечеркнула эти планы нацистов, несмотря на общекомандную победу немецкой сборной. СССР не участвовал в Олимпийском движении
до 1952 г.
Олимпийские игры дали мощный толчок развитию спорта. В 1920-1930-е гг. спорт превратился в общее увлечение. В тоталитарных государствах (Италии, Германии, СССР) он стал своеобразным культом, формой выражения могущества нации, режима.
В 1920-е гг. стремительно набирает популярность футбол, на сегодня самый популярный вид спорта. С 1930 г. начинают регулярно проводиться чемпионаты
мира. Первый состоялся в Уругвае, где местная команда и стала первым
чемпионом. Во время последующих чемпионатов (1934, 1938) кубок чемпионов завоевали футболисты Италии. Особенностью развития спорта в межвоенные года стало то, что он начинает становиться профессиональным. В 1917 г. в Канаде возникает первая профессиональная спортивная организация Национальная хоккейная лига (НХЛ).
V. Обобщение и систематизация знаний
Беседа
1. Художник стал основателем абстракционизма?
2. Что такое сюрреализм?
3. Направление считается основным в искусстве 1920-1930-х гг.?
4. Когда был основан киностудию «Голливуд»?
5. Назовите самых популярных кинозвезд 1920-1930-х гг.
6. Что такое функционализм?
7. Назовите выдающихся архитекторов этой эпохи.
8. Когда Олимпийские игры состоялись в нацистской Германии?
9. В какой стране была создана первая профессиональная спортивная организация?
VI. Коррекция и рефлексия. Итоги урока
Итоги
Творчество художников 1920-1930-х гг. характеризовалась столкновением и переплетением двух тенденций. Первая заключалась в стремлении художников уйти от действительности в формальной передаче субъективного восприятия окружающего мира. Эти тенденции нашли свое отображение в абстрактном искусстве, основными стилевыми направлениями которого в 1920-е гг. были супрематизм, дадаизм, а в 1930-е гг. - сюрреализм, последователи которого стремились очертить противоречия и многогранность существования человека. Вторая тенденция связана с желанием художников проявить скрытую красоту окружающих предметов, добиться реализма в отображении гармонии мира (различные течения реализма и экспрессионизма).
Для 1920-1930-х гг. характерным стало разделение культур на массовую и элитарную. Массовая культура была рассчитана на широкие слои населения. В тоталитарных государствах она стала инструментом манипуляции общественным сознанием. Элитарная культура существовала для верхушки общества.
VII. Домашнее задание
Учебник п. 24 изучить.