Лекции.Орг
 

Категории:


Поездка - Медвежьегорск - Воттовара - Янгозеро: По изначальному плану мы должны были стартовать с Янгозера...


Искусственные сооружения железнодорожного транспорта: Искусственные сооружения по протяженности составляют в среднем менее 1,5% общей длины пути...


Агроценоз пшеничного поля: Рассмотрим агроценоз пшеничного поля. Его растительность составляют...

Особенности перчаточной куклы



Загрузка...

Куклы управляемые снизу. Верховые куклы

Перчаточные куклы

Перчаточные куклы иногда называют петрушками. Вот так, с маленькой буквы, в честь Петра Ивановича Уксусова, шумевшего когда-то по всей России.

Хотя мы и начинаем описание конструкций перчаточных кукол с наипростейшей по виду: шарик на пальце, - но обучение кукольному делу начинать с этой куклы настоятельно не рекомендуем, эта кукла Сергея Владимировича Образцова и требует от артиста она виртуозной техники. (рис.1)

В связи с этой куклой надо отметить, что вообще рука актера не закрытая перчаткой, производит впечатление обнаженного тела, применять такую куклу в работе следует с осторожностью. Некоторые кукольники, работая с шариком, надевают на руку обтягивающую перчатку черного, белого цвета, или раскрашенную "под костюм" куклы. Но в любом случае рука, обтянутая тонкой перчаткой производит иное впечатление, чем рука в кукольном костюме-чехле, даже таком простом, как у куклы "би-ба-бо" (рис.2), и требует безусловно высокой артистической техники.

У куклы на рис.3 мы впервые видим специальное приспособление для крепления кукольной головы и рук к пальцам кукловода, так называемую "патронку" - легкую картонную трубочку. Устраивая патронки не забывайте, что кукла изготавливается по руке кукловода, и ребенок не сможет играть куклой, сделанной по взрослой мерке. Так в нашем театре пришлось перешивать всех петрушек из-за этих самых патронок, поскольку подогнанные под мою руку они при энергичной жестикуляции сваливались с изящных пальчиков наших актрис.

При первом взгляде рисунки 3 и 4 кажутся одинаковыми, но они существенно различны! Внутренняя перчатка (рис. 4) превращает куклу из любительской в профессиональную. Голова и руки куклы с патронкой или без крепятся к внутренней перчатке и позволяют, во-первых, устранить некоторую естественную для асимметричной руки "кривобокость" куклы. Во-вторых, чехол для руки позволяет изготовить кукле сменный костюм, а если костюм многоделен, сложен и дорог, да еще если вы хотите одними и теми же "головами" играть различных персонажей, то такая конструкция куклы наиболее удобна. Не даром именно она применяется в лучшем в мире театре перчаточных кукол - китайском. Внутренняя перчатка должна быть сшита из материи нейтрального, лучше темного цвета, и доходить кукловоду почти до локтя, чтобы скрыть его руку, когда кукла высоко поднимается над ширмой. Кроме того, скажу о том, о чем говорить не принято, но что существенно в работе: руки кукловода часами находящиеся в движении в толстых и тяжелых "рукавицах" устают и потеют, и им конечно нужно удобное и гигиеничное "место работы", которое можно организовать правильно подобрав материал и размер перчатки.

При сравнении пластических возможностей перчаточных кукол различной выкройки можно отметить, что кукла 4 имеет гибкую шею, а кукла 5 может вертеть головой, не поворачивая корпуса. Кукла 6 ближе "анатомически" человеку, чем другие петрушки, но согнутый безымянный, самый "ленивый" из пальцев, затрудняет движение мизинца, то есть, прошу прощения, левой руки куклы. Слишком толстая шея конструкции, если она не требуется персонажу по штату, не единственный недостаток этой выкройки, впрочем, как и выкройки 7 - все же мизинец и большой палец не лучшая пара для манипуляции.

Конструкция 8 очень хороша для малоподвижного, мало действующего персонажа, или для персонажа с неподвижными, закрепленными в одном положении руками, всегда несущего в руках один и тот же предмет, например, "коробку с тортом" на праздничном представлении.

Кукла 9 и кукла 10 обладают очень подвижными руками, например 9 может даже вращать кистью левой руки. Особенность куклы 10 в широком размахе рук и симметричной, вполне человеческой фигуре.

Желание приблизить естественно асимметричную перчаточную куклу к человеческой фигуре реализовано в, так называемой каталонской кукле (рис. 11). Рука исполнителя здесь входит в тело куклы на уровне талии, а не в голову, что позволяет сделать талию достаточно узкой, а торс скульптурным. Однако, за все приходится платить: если кривобокость петрушек компенсируется их бешенной подвижностью, то скульптурная внешность каталонских кукол влечет за собой паралич шеи и рук, сгибающихся только от локтя. Одна из модификаций каталонской куклы показана на рис. 12: вынесенные за пределы туловища куклы, управляющие ее руками большой палец и мизинец, позволяют одновременно сохранить скульптурный торс куклы и увеличить подвижность ее рук и головы.

Перчаточные куклы, как правило не имеют ног. "Ноги куклы - ноги актера" - говорят кукольники. Однако, возникает иногда необходимость не просто показать ноги петрушки, но сделать их активными, и тогда возможны решения, подобные изображенным на рисунке 13, выполненном по старинной японской гравюре, в котором рука кукловода проходит через широкую штанину ноги, или рис. 14, сделанном по эскизам Н.Я. и И.С. Ефимовых, у которых кукла топала и приплясывала одной ногой.

Массовые сцены могут быть украшены куклой, в которой персонажи нашиты на одну перчатку и лишь немного кивают насажанными на пальцы головами (рис. 15), или маленькими куколками, надетыми на пальцы по отдельности, то что Н.Я. Ефимова называла "театром пятерни" (рис. 16), или групповой куклой (рис. 17), у которой только крайние персонажи имеют по одной подвижной руке.

Гусь из спектакля "Каштанка" Государственного театра кукол им. С.В. Образцова (рис. 18) может быть примером куклы, в которой рука, управляя головой, продета в длинную шею куклы животного или какого-нибудь фантастического персонажа.

КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ

КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ


Существует четыре основных вида театральных кукол: ручные, или перчаточные (верховые), тростевые, теневые и куклы на нитках (марионетки). Хотя ручные куклы различаются по размеру - от маленьких, с которыми играют дети, до театральных, почти в треть человеческого роста, - все они надеваются на руку и управляются кистью и пальцами. Выразительность кукле придает голова, которая изготавливается из разных материалов: резиновый мяч или картонный цилиндр; набитый тряпьем носок; папье-маше, пластичные материалы, дерево. У куклы обычно застывшие черты лица, но иногда делают подвижными челюсть, глаза и уши. К воротнику крепятся одежда на манер кимоно и свободно висящие нагруженные ноги. Кукловод надевает куклу на руку, просунув указательный палец в шею, а большой и средний в рукава. Работа пальцами и кистью руки приводит куклу в движение. Обычно кукла вращает головой и двигает руками и корпусом, но опытный кукловод может заставить ее ходить, прыгать, танцевать или бегать. Представления с верховыми куклами играют над ширмой, за которой скрыты кукловоды, их обычная публика - дети, отчего в их репертуаре комедии, фарсы или волшебные сказки. Действие перемежается короткими диалогами и поддерживается шумовыми эффектами. Для таких представлений характерно гротескное преувеличение в сюжете, характере и пластике героев (как в спектаклях с Панчем и Джуди). Разновидностью перчаточных кукол являются пальчиковые куклы. Они малого размера, поскольку большой и указательный пальцы, продетые снизу одежды, образуют их ноги. Шевеля ими, кукловод заставляет кукол ходить, бегать, танцевать, скакать с удивительной ловкостью. Из-за маленького размера и неподвижности туловища и головы пальчиковые куклы обычно используются для забавы, как игрушки. В кинематографе используются шарнирные куклы. Искусно собранные, они в миниатюре воспроизводят человеческую фигуру, им могут быть приданы самые разнообразные позы. В этих позах их последовательно фотографируют для анимационного (мультипликационного) фильма. Куклы такого типа обычно бывают размером со среднюю детскую куклу, соответственно подбираются декорации и реквизит. Тростевыми куклами, как и перчаточными, управляют снизу. Шеи и головы у них полые, и изготавливаются они из тех же материалов, что и перчаточные. Через шею в голову вставляют и укрепляют там длинную тонкую трость. Плечевой пояс из легкого дерева крепится на трости чуть ниже шеи, еще ниже - бедренный пояс. Между плечами и бедрами размещается туловище - плотно набитый мешочек из прочной ткани. Руки и ноги - тряпичные, из папье-маше или легкого дерева - сгибаются в сочленениях и присоединяются к туловищу тряпичным или кожаным ремешком. К каждой руке прикрепляется по трости, а ноги утяжеляются грузилом и свободно свисают. Использовались и очень большие тростевые куклы иного типа, например японской куклой высотой 1,2 м управляли три кукловода, стоявшие рядом с ней. Такой же высоты весьма тяжелые традиционные сицилийские куклы. У них трости крепятся к темени, и кукольники водят их по сцене, наклоняясь над ними. Тростевые куклы используют в представлениях всякого рода - трагических, фарсовых, сказочных и балаганных, и предпочтительно там, где больше действия, чем диалогов. Сцена для тростевых кукол такая же, как и для перчаточных, но когда тростевых кукол водят сверху, требуется сцена, как в представлениях марионеток. Теневые куклы - разновидность тростевых. Зрители видят не их самих, но их силуэты на освещенном экране. Это плоские фигуры из картона, жести, на Востоке - из кожи, с шарнирными соединениями, редко больше 50 см в высоту. Вырезается, как правило, профиль куклы в том ракурсе, тень от которого особенно выразительна на экране. Сцена в теневом театре такая же, как и в кукольном, но просцениум затянут полупрозрачным белым полотном. Кукла, которой управляют снизу, движется вдоль экрана. Яркий свет из глубины коробки падает на фигуры, и их тени ложатся на экран. Силуэты декораций и реквизита дополняют представление, которое разнообразят диалог либо музыка и шумовые эффекты. Марионетки - это куклы с подвижными шарнирами, управляемые с помощью нитей. Руки и ноги марионетки вырезают из дерева, отливают из пластмассы или делают из папье-маше. Ноги обычно утяжеляют свинцом. Марионетки управляются маленьким деревянным приспособлением (т.н. вага), к которому они подвешены на нитях, - как правило, это вощеный лен или шелковая леска. Вага делается из четырех планок 15-20 см длиной - по две в верхней и нижней секциях, скрепленных бечевкой. К крестовине нижней секции крепятся нити, управляющие головой, плечами и спиной. К верхней секции с подвижной крестовиной крепятся руки и ноги. На ваге есть петля из бечевки или кожаного ремешка, в которую кукловод продевает левую руку, удерживая марионетку и управляя ею; правой рукой он натягивает и ослабляет нити. С помощью более сложной конструкции и увеличив число креплений, можно заставить марионетку выполнять самые разные трюки. Чтобы несколько марионеток действовали синхронно, их крепят на общую вагу. Сцена для марионеток обычно разборная и состоит из платформы и тропы. Платформа находится на уровне глаз зрителей, портал образует зеркало сцены, по бокам открытой, чтобы дать марионеткам свободно перемещаться; внутренние секции замаскированы кулисами. За платформой, примерно на высоте 90 см, расположена тропа с передним и задним ограждением, где кукловоды работают, оставаясь невидимыми. Сцену освещают верхний свет, рампа, прожекторы; ее убранство завершает занавес. Задник и декорации свешиваются с тропы. Есть свидетельства о существовании кукол в древнейших цивилизациях. Они использовались в храмах и во время религиозных шествий. Почти одинаковые куклы на шарнирах выкапывались в столь отдаленных друг от друга землях, как Египет и Мексика, где они несомненно использовались во время погребальных церемоний. В одной египетской гробнице был найден кукольный театр. В богатом фольклоре древней Индии есть сказки об удивительных куклах, они долгое время почитались в Сиаме, Яве, Бирме, Персии и Турции. В этих восточных странах до сих пор можно увидеть те же традиционные кукольные представления, что ставились на протяжении многих веков. В Греции и Риме куклы были одинаково любимы и простым народом, и знатью. Мифология и злободневная сатира входили в репертуар кукольного театра. После падения Рима куклы в буквальном смысле слова ушли в подполье - они появились в катакомбах, а затем в первых христианских храмах (сначала в Италии, потом во Франции). После внутрицерковной полемики об уместности использования кукол они были решением Тридентского Собора изгнаны из храмов. У церковных стен и на рыночных площадях куклы разыгрывали миракли, основанные на библейских сюжетах. Постепенно их репертуар пополнился светскими развлекательными представлениями. Изменялись и персонажи, сообразуясь со странами, где разъезжали и наконец оседали труппы. Определились национальные фавориты: Гиньоль и Полишинель во Франции, Пульчинелла, Панталоне и Арлекин в Италии, Хансвурст и Кашперль в Германии и Австрии, Карагез в Турции, Панч и Джуди в Англии. Эти знаменитые персонажи до сих пор процветают у себя на родине, любимые всеми поколениями.


СИЦИЛИЙСКАЯ МАРИОНЕТКА. Рыцарь Орландо в кукольной пьесе.


Из европейских стран больше всего любили кукольный театр в Италии. Под влиянием итальянских кукольников в Средние века вошли в употребление новые виды кукол, прежде всего - марионетки, которые появились в Венеции в 17 в. В Англии кукольный театр распространился в эпоху Реставрации. Панч, английский прототип европейской перчаточной куклы, развлекал зрителей не только своими семейными дрязгами с Джуди, но и дерзкими пародиями на легендарных героев. В 16-19 вв. куклы стали пользоваться широкой известностью во всей Европе, ими интересовались такие выдающиеся люди, как Й.Гайдн, И.В.Гете, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Жорж Санд, У.Хогарт и Дж.Крукшенк. В Мюнхене открылись два кукольных театра: первый придерживался старых традиций, второй экспериментировал и утверждал новое. Во Франции вошел в моду восточный теневой театр, и художники того времени чрезвычайно обогатили его выразительные возможности. Тогда же появились целые оперы с участием всех знаменитых певцов. На первую половину 20 в. пришелся расцвет кукольного театра почти во всех крупных городах Европы. В США английский Панч снискал некоторую популярность, но кукольный театр приживался плохо, пока старания Т.Сарга, Р.Буфано и др. не были поддержаны зрителями и педагогами. Пожалуй, самый важный вклад США в развитие кукольного театра - это обучающие программы с участием кукол.


ФРАНЦУЗСКАЯ КУКЛА ГИНЬОЛЬ. Лионский театр кукол, где в 1804-1808 Л. Мурге создал эту маску.

 


СЮЖЕТЫ ИНДИЙСКОГО ЭПОСА РАМАЯНА И МАХАБХАРАТА представляет индонезийский теневой театр ваянг-кулит.


ЛИТЕРАТУРА
Что же такое театр кукол? М., 1990 Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока: Основные виды театра объемных форм. М., 1992 Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. М., 1993 Кужель Ю.Л. Театр Дзерури. М., 1993 Самигуллина Р.А. От Петрушки к Прометею. Уфа, 1993 Кукольники в Петербурге. СПб, 1995

By Roman

 

 

Rate This

 

Эскиз


Записи о детском творчестве постоянно переплетаются
с обращениями к взрослым людям. Может быть, эта путаница
затрудняет восприятие материала, и меня захочется
раздраженно лягнуть. Тогда попробуйте сами найти ту границу,
которая проходит между творчеством детей и взрослых.
Трудно сказать, кто заинтересуется этими страницами. Они
писались самому себе, тому молодому парню, который был
одержим куклами, и собирал по крохам все, что касалось
секретов их изготовления. Редко в каком деле требовалось
владение столь сложным ремеслом, а сочетание изобразительного
искусства, театра и таинственной механики, просто, кружило ему
голову. «Куклы, как и кошки, всем интересны!» Это слова моего
хорошего друга, без поддержки которого я бы ничего не писал.

Перчаточная кукла издревле относилась к низшему сословию
кукол, и работала она для людей того же сословия. Ее внешность,
и репертуар, отвечали низменным интересам бульварной публики.
Постоянный спутник уличных балаганов, шут гороховый, он и
в наши дни охотно уживается, как в профессиональной среде
кукольников-эстетов, так и среди наивных любителей куколок.
Обыватели его прихорашивают, а эстеты матершинники всячески
культивируют его гадливую безобразность, стараясь шокировать
этим окружающих.

Мне близка природная сущность петрушки, как хиппующего циника,
но и современная его роль детского воспитателя не отвергается.
Если ему удалось проникнуть в телепередачу «Спокойной ночи, малыши»,
то можно поверить в его способность к нравственному перевоплощению,
в то, что и яблоко способно закатиться под грушу.

Куклы и дети

Есть удачный опыт работы с детьми, при котором их знания
рисунка и живописи находят практическое применение в работе
над театральными куклами. Любой эскиз куклы, это рисование
по представлению, это первое знакомство с пространственной
композицией. В свою очередь, куклы повышают интерес детей
к изобразительному искусству, помогают ученикам развивать
конструктивное мышление, так необходимое в рисовании.

Вы можете и не заниматься изготовлением кукол, достаточно
включить эту тематику в программу по композиции (эскизы кукол).
Куклы-перекладки, пальчиковые куклы были описаны на
предыдущих страницах, как прелюдия к основному материалу.
Актерское мастерство, управление куклой, в данном случае,
носит вспомогательный характер, и реализуется в камерных
импровизациях перед малолетками на праздничных утренниках.
Детскую мастерскую кукол всегда осаждают доморощенные
режиссеры (при поддержке администрации)! Я хорошо понимаю,
солидный театр, даже детский, живет по своим законам, далеким
от моих предпочтений в педагогике. Там режиссер (по сути,
педагог-диктатор), одержим выпуском спектакля к праздничной дате.
Все подчинено спектаклю, его победе в конкурсах, получению
дипломов. Но мне неприятно сталкиваться с разделением коллектива
на актеров и «изготовителей кукол», с рациональной жилкой
режиссера, с меркантильной мишурой публичности, основанной
на творчестве детей, и я всегда старался, чтобы моих детей
миновала сия чаша.

Конструкция куклы

Существует много систем управления верховыми куклами, но
конструкция перчаточной куклы уникальна. В данной системе,
куклой выставляется сильно приукрашенная кисть руки актера.
Уберите красивую перчатку, и увидите «костяк» системы
управления этой куклы. Чем сильнее вы раздуваете туловище,
тем больше вы скрадываете красоту движения руки. Сегодня,
это очевидно, но было время, когда Образцов впервые
продемонстрировал пластику своих рук с шариком на пальце,
и это воспринималось революцией.
Перчатка базируется на множестве шарниров, входящих в кисть
руки, и по их числу превосходит многие искусственные системы
управления.
Напрашивается вопрос, а почему бы не натянуть большую
«перчатку» на весь скелет актера, и не получить новый вид куклы?
В цифровых фильмах научились и этому. Там все движения
реального человека передаются оболочке любого монстра.

На практике применяется множество мелких отступлений от
классической схемы куклы. Например, голова может одеваться
сразу на два-три пальца (если она большая и тяжелая), руками
могут управлять не крайние пальцы, а те, что соседствуют
с указательным пальцем. Есть масса примеров по применению
в перчатке простейших гапитов. Существует обширная литература
по этой теме, которую мне нет смысла дублировать.

А теперь о деле.
В перчаточной кукле все размеры привязаны к руке.

Обычно, заранее планируется, для какой руки, правой или
левой, шьется перчатка.
Костюм куклы в виде трехпалой перчатки имеет подкладку,
которая должна легко отделяться от него для стирки. В каждый
«палец» перчатки (а их три) монтируется патронка, диаметр
которой подгоняется под размер пальца руки актера.
На патронки крепятся головка и кисти рук куклы. Часто, к костюму
пришиваются ложные ножки. Они так же могут иметь патронки для
пальцев кукловода.

Если вам нужно создать куклу с выразительным силуэтом,
изучите силуэт кисти руки, которая формирует ее костяк
(в буквальном смысле кости и их взаимодействие). Иначе,
нарисуете костюм, а рука в него не войдет, или он будет
болтаться бесформенным мешком, или вы не сможете
пошевелить кистью руки.

Работа над эскизом, требует знания крайних точек подвижности
пальцев руки, формирующих силуэт куклы. Сделайте себе
шарнирную «перекладку» для профильного и фронтального
вида кисти руки.

Понимая, что никто этим заниматься не будет, предлагаю несколько
ключевых фаз движения руки.

Кукла, поднятая от края ширмы на предельную высоту, выглядит стройнее.

Бывает, что юные кукловоды от усталости буквально висят на ширме,
и тогда их куклы едва видны зрителю.

Особенности перчаточной куклы

Классическая перчаточная кукла не может поворачивать голову
в стороны, ее руки постоянно задраны к верху из тряпичного
кулька с безвольно свисающими тощими крохотными ножками.
Но, как бы ни была сильна зависимость формы куклы от размера
и формы руки, кое-что изменить удается.
Размер головки не может быть меньше пальца, на который она
одета, и не может увеличиваться до размеров, при котором палец
не сможет удержать ее вес (это очень важно).
Ручки куклы можно удлинить за счет длинны патронок на пальцах
рук. Ладошки с пальчиками, как и головка, могут быть разного
размера (в пределах функциональности).
Традиционно маленькие символические ножки, болтающиеся под
куклой, легко превратить в неожиданно огромные, что сильно меняет
силуэт куклы в целом.
Эксперименты с пропорциями туловища безграничны. Это может
быть голая рука, или огромная, во всю сцену, ткань-костюм
с отверстиями для головок разных кукол.

__________________________________________________________

Подробнее о голове

У театральных кукол затылочная и лобная части сокращаются,
они, просто, не нужны. Часто, головку заменяет резная мини-маска,
декорированная париком. Кроме того, головка имеет легкий наклон
вперед относительно шеи с пальцем. Объяснение простое, зритель
смотрит на куклу снизу (верховые куклы играют на верхнем краю
ширмы).Глаза располагаются под небольшим углом друг к другу,
так, чтобы взгляд зрачков слегка расходился в стороны (рассеянный
взгляд). Чтобы глаза лучше смотрелись со стороны профиля, головку
стараются сделать слегка приплюснутой (представьте себе, что уши
сдавили друг к другу).

Форма руки

Руки редко когда имеют все пять пальцев, обычно, хватает
одного большого пальца (рукавица), в редких случаях оставляют
четыре крохотных пальчика (в противном случае пальцы
смотрятся граблями). Но чаще всего руки делают беспалыми
закругленными наперстками.
Можно ко всему сказанному отнестись, как к ремесленному
стереотипу, но знание этих трафаретов может помочь в создании
особого колорита народных кукол.

Силуэт куклы

Начните рисовать эскизы с фронтального вида куклы, основываясь
на пропорциях реальной кисти руки (обведите растопыренную на
бумаге руку). Изменяя силуэт куклы, не затрагивайте эту руку.
Удлинение или укорачивание трубок на пальцах руки позволяет
изменять в определенных пределах не только размеры, но и
пропорции куклы. Кстати, определите для себя, что это за пределы.
Помните о возможном применении толщинок в костюме (плечи, горб,
живот), о применении плащей, кринолина для юбки, о силуэте парика
и прочих деталях.

Эскизы детей

Если вы работаете с детьми, то перед тем, как они начнут
рисовать эскиз, дайте им схему, характеризующую конструкцию
перчаточной куклы. Все то, о чем говорилось выше, выразите
в простом силуэте перчатки.
Техника рисования детей младшего возраста известна, это
символы вместо реального изображения, фронтальная
перспектива без ракурсов, отсутствие светотени. Помогите
детям найти те элементы образа, без которых он неузнаваем
(у кошки есть усы, хвост, полосатость, у птицы есть клюв
вместо рта, крылья, перья вместо хвоста кошки). Гармония
в цвете и во взаимодействии форм, главная забота педагога.

Малыши рисуют глаза-точки и ротик, а потом обозначают
кружочком голову.
Маленькие дети начинают рисовать голову-кружок, а потом
подрисовывать к нему детали лица.
Художник стремиться обозначить общий силуэт в целом,
а потом ковыряется с деталями в его пределах.
Способность к планированию, к выработке определенной
последовательности действий в рисовании имеет возрастной
характер. Может, нам не обязательно форсировать развитие
этой способности сегодня, многое приходит к человеку в свое
время естественным путем, но попытаться можно.

Пропорции

Работа над пропорциями во многих случаях напоминает сочетание
деталей разного масштаба в одном объекте. Допускается
соседство одного и того же мелкого и очень крупного орнамента,
не исключено гротесковое увеличение или уменьшение размера
головы относительно маленького туловища (они разного масштаба).
В годы моей юности, одним из критериев новаторства художника
кукол было число голов, умещавшихся в туловище. Если голова
составляла одну восьмую часть туловища, это художник-реалист,
а если одну треть, то это отход от жизненной правды, это ориентация
на «чуждые западные веяния».
Сейчас я вдруг подумал, а как можно осовременить пропорции
куриного яйца? Да, речь о пропорциях.
Перчаточная кукла, в этом смысле, сплошное безобразие,
не хочется даже, и думать об этом, просто, примите как факт.

Компоновка

Композиция куклы, ее силуэт, пропорции, ищутся в целом, и лишь
потом идет детальная проработка головы и костюма. Выбрав
минимум деталей, без которых образ просто не может существовать,
тех, что характерны только для данного персонажа, займитесь
поиском их взаимного расположения, определением их размеров,
цвета, фактуры.
Помните, очевидные решения приводят к банальным результатам.
Все, что только возможно, пытайтесь изменять в крайних пределах.
Если это размеры, то определитесь, какие из них могут быть самыми
большими и самыми маленькими (например, нос). Если это пропорции,
то выясните, в каких пределах они могут изменяться (форма
вытягивается или расширяется). Если исследуется взаимное
расположение деталей, то определитесь с крайними точками
допустимых смещений. Это должно войти в привычку, все проверять
на допустимые пределы, и только потом делать свой выбор в рамках
допустимого. Таким образом, вы сможете разглядеть не очевидное.
Особое внимание уделяется поиску декоративной выразительности
целого.
Не насыщайте образ деталями только потому, что они есть в натуре.
Подумайте, зачем вам карман на рубашке или на штанах, и нужны ли
вообще штаны или рубашка? Если без чего-то можно обойтись,
удаляйте без жалости.

Условность характера

Мне нравится делать такие куклы, глядя на которых, зритель понимает,
что они сделаны, и понимает, как они сделаны. Не увлекайтесь
психологизмом. Театральная кукла по своей сути, сгусток условностей.
Она сама — условный персонаж, ее веревки на голове — условные
волосы, тряпки — условный костюм. И характер персонажа, его
психология тоже условные маски. Добрый и злой, соответственно -
веселая и хмурая маски. Шустрый и тюфяк, соответственно — хитрая
и сонная маски.
Да, все так, пока кукла не вздрогнет своим дурацким тельцем на руке
актера. И тогда, эта пресловутая условность осыпается с куклы
елочной мишурой.

Ассоциативность

Помните о роли ассоциаций. Колючее, ершистое, просветленное,
лучезарное, мрачное, угрюмое, — все эти ощущения прекрасно
передаются даже в отвлеченных, ничего не значащих композициях.
Как музыкальный фон для фильма, так и цветовой ряд для куклы,
сочетание в ней линий, формы объемов, способствуют рождению
определенных ассоциаций в нашем восприятии увиденного.
Мыслите категориями ассоциаций и гармонии в изобразительных
средствах, а не воротничками и рукавами с карманами и пуговками.
Корова на двух ногах с выменем в виде сумочки на плече, ворона на
четырех ногах, обутая в ролики, да, мало ли чего можно придумать,
работая с куклами. Все, что угодно, только не манекены и чучела!

Стилистическое единство

Куклы — партнеры лучше стилистически объединять.
Рассмотрим два детских рисунка.

Легко заметить, что силуэт Буратино мало чем отличается
от силуэта вороны, форма перчатки и головы одинаковые,
сходен даже принцип декора на костюме.
Но это не режет глаз. Мы воспринимаем это как единство
стиля одной группы кукол. Конечно, дети не думали о стиле,
они рисовали так, как могли, о стиле думал педагог. Стиль,
это ключ к объединению композиции в целое. В данном
примере можно говорить о стилизации кукол под детское
творчество.

Надо ли говорить, что эти две головки объединены стилем,
отличным от стиля предыдущих двух кукол.
Эстрадные куклы, пародирующие известных людей с характерной
внешностью, обречены на успех. Лепить голову такой куклы, это
проверка вашего профессионализма, и огромное удовольствие.
Попробуйте соединить в пару куклы из разных стилистических групп,
и вам станет понятна роль стиля в искусстве.

Мы видим человека и его игрушку. Этому способствует не только
различие стилей и цветовой гаммы, но и разномасштабность кукол.

Цвет в эскизе

Цвет, умение с ним работать, чувствовать его оттенки, это
дар божий, как наличие слуха у музыкантов. Если обучать
детей рисованию с натуры можно лет с десяти-двенадцати,
то с цветом дети могут начать работать, может быть, раньше,
чем научатся держать ложку в руке.
В процессе работы над эскизом особое внимание уделяется
применению цветовых сочетаний.
Принцип сочетания родственных цветов понятен даже младшим
группам детей. Все краски куклы объединяет примесь одного из
основных цветов (синий, красный, желтый). Например, если мы
выбрали желтый цвет, то он будет добавляться и в красную, и
в зеленую краски работы. Представьте, что вы накрыли
живописный эскиз желтой прозрачной пленкой. Тогда все цвета
приобретут желтый оттенок и станут родственными. Свои
родственники есть и у синего и у красного цветов. Таким образом,
случайно выбранные цвета мы можем объединить одним из
основных цветов, внеся в них определенную гармонию.
Чаще всего родственные сочетания цветов используются для
создания теплой или холодной цветовой гаммы. Теплая гамма
имеет примесь желтого цвета в своих красках, которая и делает
их родственными. Холодная гамма, имеет примесь синего.
Насыщенность цвета уменьшается примесью серого или белого.

И дети, и взрослые могут начать работу над эскизом в технике
аппликации, а закончить живописной композицией. Аппликация
помогает абстрагироваться, приучает мыслить крупными формами,
позволяет быстро перемещать и поворачивать детали, менять
их цвет. Это облегчает поиск композиционных идей.

Графический символ

Важно найти лаконичный графический символ для выбранного
силуэта головы, который окажется эстетически самодостаточным.
Именно с этого момента начинается «раскрутка» образа с помощью
деталей, и только Бог знает, куда она вас выведет.





Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 2641 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. I.6. Особенности сенсорного и умственного восприятия д. с недостатками интеллект. развития.
  2. II. Особенности австрийских отелей и пансионов. (5 мин)
  3. III. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту
  4. III. особенности обследования больного с перитонитом
  5. IV.1. СВОЙСТВА И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИДКИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ И РАСТВОРОВ
  6. Quot;Статья 19_1. Особенности регулирования деятельности в области профессионального спорта
  7. V. Особенности личности и индивидуально-психологические особенности.
  8. V. Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства
  9. VI. Особенности взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности
  10. Автоматизированные Системы Контроля за Исполнением Документов. Принципы и особенности их проектирования.
  11. Автоматизированные Системы Контроля за Исполнением Документов. Принципы и особенности их проектирования.
  12. Автоматизированные Системы Контроля за Исполнением Документов. Принципы и особенности их проектирования.


Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.017 с.