Содержание
Введение
1. Понятие духовной культуры. Критерии духовности……….………..4
2. Религия в системе духовной культуры……………………….………..6
3. Религиозные обряды и обычаи Донецка………………………………9
Вывод
Список литературы
Введение
Культура — область духовной деятельности человека, объективируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).
Первичная сфера духовной деятельности человека — мифология, которая включала в себя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира, моральные регулятивы, религиозные и мировоззренческие представления.
В теологической традиции актуализируется связь культуры и культа, религия выступает как основа культуры. Наука рассматривает религию как один из элементов культуры, специфическую духовную деятельность, направленную на сверхъестественные объекты. В различные эпохи религия охватывала различные области культуры.
Религия выполняет культуро творческую роль, она задаст спектр универсальных культурных понятий, определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религия способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; выходу его за пределы узко земного существования, Религия также осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.
Понятие духовной культуры. Критерии духовности
Понятие духовной культуры:
1. содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
2. показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
3. Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
4. теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
5. этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
6. эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.
Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.
В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру – она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.
В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:
· как нечто священное (религиозное);
· как нечто положительное, которое не требует пояснения;
· как мистически-эзотерическое.
Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты"1 и основными критериями такой духовности являются:
· интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность"2. Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;
· рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления "вкуса к рефлексии", к познанию специфики индивидуального бытия
· свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как "обретение внутренней силы.