Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Руси до монгольского нашествия

Ко времени принятия христианства Русь уже около ста лет развивалась в условиях становления раннефеодальной государственности, социального расслоения, совершенствования производства. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. Господствовало языческое мировоззрение. Сюжеты из эпоса восточных славян сохранились в записанных много веков спустя «былинах», называвшихся тогда старинами («Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула» и др.).

Религия восточных славян. Для язычества характерны культ предков и природы. Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Помимо богов существовали злые духи – упыри и добрые – берегини.

Важнейшими богами славян были:

Сварог – бог огня;

Перун – бог молнии, грома и войны (к IX в. Стал главным богом восточных славян);

Род – бог неба и земли, которого окружали женские божества плодородия – Рожаницы;

Ярило – покровитель растительного мира;

Велес (Волос) – покровитель домашних животных и богатства;

Даждьбог – бог солнца;

Симаргл – бог подземного мира;

Мокошь – богиня, оберегающая женскую часть хозяйства;

Стрибог – повелитель ветра.

Письменность, литература, фольклор. К концу IX – началу X в. на Руси становятся известными славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные братьями-монахами Кириллом и Мефодием; первым известным памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года.

Принятие христианства в 988 г. приобщило Русь к византийской и славянской христианским культурам, способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещению, распространению грамотности (этому свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные при раскопках в древнерусских городах и граффити – надписи, нацарапанные на стенах церквей). Яркой особенностью русской культуры является то, что в основе церковной службы использовался славянский язык, вследствие чего шло становление литературного славянского языка, понятного всему населению.

Одним из самых ранних произведений древнерусской литературы, дошедших до нас, является «Слово о Законе и Благодати», созданное митрополитом Иларионом в XI – начале XII в. (основная идея – духовно-нравственная суть русского Православия, восхваление крестившего Русь князя Владимира и продолжающего его дело сына Ярослава).

Особый интерес вызывала переводная литература как религиозного, так и светского характера (византийские «Хроники Георгия Амартола»; «Александрия» и др.).

Важное место в системе жанров древнерусской литературы занимает летопись. Одни исследователи относят создание первого летописного свода к концу X в., другие – ко второй половине XI в. Самая знаменитая летопись (отнюдь не первая) – «Повесть временных лет» - была составлена монахов Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

Другой немало значимый жанр – жития (жизнеописания) святых (цикл сказаний о первых русских святых – Борисе и Глебе; «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия).

Другие сочинения этой эпохи – «Хождение» игумена Даниила (путешествие в «святую землю» Палестину, совершенное в 1106 – 1108 гг.); «Поучение Владимира Мономаха» (ок. 1117 г.), состоящее из двух частей: «Поучение детям» и перечень «путей» - походов и поездок, которые Мономах совершал в течение своей жизни; «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г.

Архитектура. Принцип строения храмов – крестово–купольный – был заимствован у Византии. Первый такой храм – церковь Пресвятой Богородицы (Успения Богородицы), т.н. Десятинная церковь, построенная при Владимире Святославиче в Киеве

Очень скоро церкви стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность. К ним относится знаменитый Софийский Собор в Киеве, увенчанный 13 куполами, который был построен в годы правления Ярослава Мудрого. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве, Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, Спасский собор в Чернигове и др.

Наряду с высокой культурой части духовенства, светских феодалов и горожан, уживалась культура «низов». Эта народная культура сохранила и соединила в себе элементы христианства и язычества, что особенно проявлялось в представлениях скоморохов.

Во второй половине XII в. во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция получила в нем дальнейшее развитие: нарядный фасад украшен аркатурным поясом, пилястры и полуколонны придавали зданию величавость и легкость. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли, построенная на рукотворном холме, и получившая свое название от реки Нерль, место впадения в Клязьму которой раньше находилось недалеко от церкви.

Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира был собором дворцовым, призванным возвеличить княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), на северном фасаде этого собора изображен сам Всеволодов в окружении своих многочисленных сыновей.

Живопись. Прикладное искусство. Стены внутри храма украшались мозаиками (изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты), фресками (живопись водяными красками по сырой штукатурке) и иконами (от др.-греч. eikon «изображение», «образ»). Фигуры на мозаиках и фресках отражают определенный сюжет, они неподвижны и фронтальны, а размер олицетворяет важность их смысловой нагрузки. Первые иконы, появившиеся на Руси, были привезены из Византии, так же как фрески и мозаики. Одна из самых почитаемых икон Руси является икона Владимирской Богоматери.

Становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями связано с именем Алимпия. К Его работам относят Спас нерукотворный (XIIв.) и икону Ангела Златые Власы.

Высоким мастерством отличалось прикладное искусство Киевской Руси. Среди техник в ювелирном производстве важное значение имеют чернь (сплав серебра, свинца и др. компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.), филигрань (из тонкой золотой/серебряной/медной проволоки выполняются узоры – ажурные или напаянные на металлический фон) и зернь (мелкие золотые/серебряные/медные шарики напаивают на ювелирные изделия). Особое место занимает эмальерное дело (украшение эмалью золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости | Операционная система Windows
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 335 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.