Культура Др. Греции, как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной местности под воздействием определенного климата.
Учитель: что вы знаете о природных условиях Греции?
Ученики: теплый климат, невысокие горы, море с множеством островов и т.п.
Грекам не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство: все было осязаемо, близко.
Однако они не сразу достигли гармонии с природой. Страх перед ее силами был преодолен благодаря созданию мира олимпийских богов, который стал зеркалом, отразившим человеческое бытие
Учитель: каких древнегреческих богов Вы знаете?
Ученики: Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Афродита, Ника и др.
Древнегреческое искусство в собственном смысле слова развивалось и достигло своей вершины в период с VII по I в. до н.э. В нем выделяют 3 этапа:
· АРХАИКА (VII – VI вв. до н.э.)
· КЛАССИКА (V - IV вв. до н.э.)
· ЭЛЛИНИЗМ (III - I вв. до н.э.)
Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и стихии обусловила появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога-человека.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с особенностями греческой архитектуры.
Доступность небес, уподобленных плоскому перекрытию, привела к возникновению в период архаики каменных храмов, воспроизводивших базилику (греч. Царский дом). Храм отражал взаимоотношения людей и богов: не люди взирали снизу вверх на небеса, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХРАМОВ
В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 31).
Рис. 1. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.
Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямоугольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.
Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.
Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.
Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из камня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат.
Учитель: самостоятельно дайте определения остальных типов храмов.
Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер (лат. порядо к) – дорический или ионический (в соответствии с эстетическими пристрастиями основных племен, населявших Грецию, - суровых воинственных дорийцев и мягких изнеженных ионийцев).
Учащимся выдаются карточки: рис. 2 и рис. 3
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Получил особенно широкое распространение в архаической Греции. Его составные части: колонна, состоящая из ствола, имеющего вертикальные желобки (каннелюры), и капители; антаблимент (архитрав, фриз и карниз).
База в дорическом ордере отсутствует, колонна ставилась непосредственно на стилобат. Ствол ее делался кверху тоньше и имел легкую выпуклость—энтазис, что вместе с каннелюрами создавало впечатление напряженности конструкции, стройности колонны. Капитель, передающая вес антаблемента на колонны, также в художественной форме выражает идею борьбы с тяжестью и состоит из абаки — квадратной плиты, и эхина — сплюснутой круглой подушки.
В эпоху развитой архаики для строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся отделке. Вырабатываются основные приемы каменной кладки, транспортировки и подъема блоков. Подогнанные друг к другу блоки укладывали насухо, скрепляли железными штырями и скобами с заливкой пазов свинцом. Принцип сборности требовал высокой точности обработки деталей, продуманной последовательности работ, внедрения в строительство стандартизации, системы пропорционирования и модулирования сооружений.
Пример: храм Посейдона в Пестуме.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Колонна ионического ордера опирается на базу, ствол имеет каннелюры, разделенные тонкими ребрами. Капитель с завитками восходит своими формами к древнейшим растительным мотивам завершений колонн в архитектуре Эгейского мира.
Пример: храм Артемиды Эфесской.
Учитель: кому-нибудь из вас известно имя Герострата?
Геростра́т — молодой житель Эфеса, который сжёг храм Артемиды в своём родном городе 21 июля 356 до н. э. для того, чтобы его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания — приказ о его полном забвении. Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды».