«Различение, дискриминация – это обращение с индивидуумом, основанное на принадлежности к определенной группе или категории…, которое характеризуется исключением возможностей или их ограничением для представителей одной группы по сравнению с другими группами».
Введение в социологию, Нью-Йорк, 7 издание, W.W. Norton and Company Inc., 2009, р. 324
Опишите случаи, когда вы проявляли неуместную дискриминацию на основе дикша- или шикша-гуру ИСККОН.
Перечислите некоторые из долгосрочных последствий для ИСККОН, возникающие из-за неуместного различения на основе дикша- и шикша-гуру.
Процесс развития отношений сотрудничества
Опишите ваше видение того, каким будет ИСККОН, если преданные установят позитивные отношения сотрудничества между всеми гуру и учениками ИСККОН.
Я так доволен вашей взаимной дружбой, что Я желаю всем вам прекрасной судьбы
Верховная Личность Бога сказал: «Мои дорогие сыновья Царя, Я очень доволен вашими дружескими отношениями. Все вы заняты одним делом – преданным служением. Я так доволен вашей взаимной дружбой, что Я желаю всем вам прекрасной судьбы. А теперь вы можете просить у Меня благословения».
Шримад-Бхагаватам, 4.30.8, Господь говорит с сыновьями Царя Прачинабархишата
Сотрудничать друг с другом, чтобы сохранить эту организацию, когда я уйду
«Вы проявите свою любовь ко мне», – говорил Шрила Прабхупада, – «тем, насколько вы будете сотрудничать друг с другом, чтобы сохранить эту организацию, когда я уйду».
Шрила Прабхупада-лиламрита, т. 6, 52: «Я выполнил свою часть»
Объединившись, мы выстоим, порознь – падем
Сам Чайтанья Махапрабху желал нашего сотрудничества. Он – Господь, Кришна. И поэтому, сотрудничество – это очень важная вещь. Никто не должен думать: «Я получил прекрасную возможность. Я сделаю это». Нет. Только благодаря сотрудничеству мы можем сделать что-то действительно значимое. «Объединившись, мы выстоим, порознь – падем». Итак, будьте стойкими в продвижении сознания Кришны и Кришна поможет. И все же, мы должны действовать сообща.
Разговор с Санкиртана-группой – Радха Дамодар, 16 марта 1976 г.
Урок 14 – Завершение Курса
Чему Вы научились за время прохождения курса?
Приложения
Приложение 1 | Дополнительные Цитаты |
Приложение 2 | Резолюция Джи‑Би‑Си о Положении Шрилы Прабхупады |
Приложение 3 | Обязательная Квалификация Дикша-гуру в ИСККОН |
Приложение 4 | Стандарты Поведения гуру ИСККОН |
Приложение 5 | Необходимые Качества для Получения Инициации в ИСККОН |
Приложение 6 | Отказ от Падшего «Гуру» |
Приложение 7 | Гармонизация Линий Руководства ИСККОН |
Приложение 8 | Правила Поведения на Занятиях |
Приложение 9 | Дополнительное Чтение |
Расписание Курса | |
Приложение 1:
Дополнительные Цитаты
Урок 1 – Приветствие и Введение
Следовать указаниям духовного учителя
Нужно следовать указаниям духовного учителя, проповедовать сознание Кришны и во всем брать пример с вайшнавов. Духовный учитель является представителем Господа Кришны и вайшнавов, поэтому тот, кто выполняет его указания и повторяет мантру Харе Кришна, может ни о чем не беспокоиться.
Шримад-Бхагаватам, 4.23.7
Здесь должен быть колледж для обучения
Как только кто-то приходит ко мне, чтобы стать учеником, я говорю ему: «Ты должен оставить все эти привычки». Если он соглашается, я принимаю его. И поэтому у меня есть выбранные и обученные люди. Итак, здесь должен быть колледж для обучения, учреждение, и должная подготовка в соответствии с шастрами. И тогда есть вероятность, что изменится вся ситуация.
Разговор с губернатором – Вриндаван, 20 апреля 1975 г.
Урок 5 – Гуру-падашрая
йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах
«Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя, открывается суть ведического знания».
Шветашватара-упанишад, 6.23
Отдавать все духовному учителю – обязанность ученика, однако делать это нужно от чистого сердца
Став учеником, нужно быть очень пытливым; нужно стремиться обрести полное знание о вечной религии (санатана-дхарме). Слова гуру-шушрушайа означают, что надо лично служить своему духовному учителю, в том числе и физически, например, когда он совершает омовение, одевается, спит, ест и т.д. Это называется гуру-шушрушанам. Ученики должны прислуживать своему духовному учителю и отдавать ему все, что у них есть. Пранаир артхаир дхийа вача. У каждого есть жизненная сила, имущество, разум и речь – все это нужно отдавать Верховной Личности Бога через своего духовного учителя. Отдавать все духовному учителю – обязанность ученика, однако делать это нужно от чистого сердца, а не напоказ, не для того, чтобы заслужить уважение окружающих.
Шримад-Бхагаватам, 7.7.30-31
Принять покровительство истинного духовного учителя и служить ему всей душой и сердцем
Таким образом, самый легкий путь к духовному совершенству – принять покровительство истинного духовного учителя и служить ему всей душой и сердцем. В этом заключается секрет успеха. В восьми стансах, обращенных к духовному учителю, Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: йасйа прасадад бхагават-прасадах — заслужив милость духовного учителя, человек обретает милость Верховного Господа. Служа мужу-преданному, Кардаме Муни, Девахути достигла тех же результатов, что и он. Точно так же, служа истинному духовному учителю, искренний ученик может одновременно снискать милость Господа и духовного учителя.
Шримад-Бхагаватам, 3.23.7
Урок 7 – Обеты, Принимаемые при Инициации
Привязанность к духовному учителю и следование наставлениям духовного учителя
Вам следует осознать, что когда вы сидели у жертвенного костра во время своей инициации, вы в этот момент дали обеты духовному учителю. Поэтому вы не должны эти обеты нарушать. Вы говорите, что цените общество преданных, но как вы устоите против притягательности материи? Если вы не повторяете Харе Кришна ежедневно и без оскорблений? Привязанность к духовному учителю и следование наставлениям Духовного Учителя – это одно и то же. Мое наставление таково: все мои ученики должны приходить на мангала-арати и повторять 16 кругов ежедневно.
Жизнь молниеносна – в любой момент вы можете умереть, поэтому мы должны очень крепко держаться за наставления высших авторитетов, духовного учителя и Господа Кришны в Бхагавад-гите.
Письмо Радха-Канте, Вриндаван, 20 августа, 1974 г.
Это перетягивание каната
Это перетягивание каната. Не бойтесь майи. Просто улучшайте повторение святых имен и вы окажетесь победителями. И все. Нарайана-парах сарве на куташчана бибхйати (Бхаг., 6.17.28). Мы не боимся майи, потому что Кришна с нами. Да. Кришна говорит, каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати (БГ 9.31). Просто смело заявляйте: «Мой преданный никогда не будет побежден майей». Майя ничего не сможет сделать. Просто вы должны стать сильными. И в чем эта сила? Громко повторяйте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе. Да.
Лекция по Бхагавад-гите, 3.6-10 – Лос-Анджелес, 23 декабря 1968 г.
Урок 12 – Представление Гуру
Мы не даем нашим ученикам наставлений воспевать мое имя
Просто мы не даем нашим ученикам наставлений воспевать мое имя: «Бхактиведанта Свами, Бхактиведанта Свами». Нет. Они воспевают Харе Кришна.
Хари-твена самаста-шастраир юктах: «Гуру надо почитать так же, как Кришну». Но это не означает, что я буду учить их идти воспевать мое имя. «Бхактиведанта Свами, Бхактиведанта Свами, Бхактиведанта Свами». Что это? Мы обучаем: «Воспевайте Харе Кришна». Харер нама, харер нама…
Утренняя прогулка Шрилы Прабхупады – Бомбей, 29 марта 1974 г.
Постоянно объявлять себя преданным Махапрабху
Недостаточно постоянно объявлять себя преданным Махапрабху, повторяя: «Я принадлежу Гауре! Я принадлежу Гауре!» Скорее те, кто следуют практике, которой обучал Махапрабху, воспринимаются как стремящиеся к обретению результата – стать последователями Господа.
Шрила Джанаганандана Пандит, Према–виварта, 8.6
Урок 14 – Завершение Курса
Если соглашение совершенно с обеих сторон... то сознание Кришны становится очень-очень легким
Необходимо со всей серьезностью стараться обрести понимание и приблизиться к обладающему необходимыми качествами махатме-гуру. И тогда это дело, это соглашение очень легко и приятно осуществится. Это ведический процесс… если соглашение совершенно с обеих сторон, со стороны ученика и со стороны гуру, то сознание Кришны становится очень-очень легким.
Лекция по Шримад-Бхагаватам, 1.5.29 – Вриндаван, 10 августа 1974 г.
Приложение 2:
Резолюция Джи‑Би‑Си о Положении Шрилы Прабхупады
303. Резолюция Джи‑Би‑Си
о Положении Шрилы Прабхупады (март 2013)
Так как существует необходимость прояснить в нашем обществе, с помощью краткого заявления, главенствующее положение Шрилы Прабхупады в отношениях с дикша- и шикша-гуру, а также со всеми членами ИСККОН, и для того чтобы обеспечить ясность в вопросе фукций и позиций дикша и шикша гуру в обществе ИСККОН,
ПОСТАНОВИЛИ:
То, что Джи‑Би‑Си одобряет следующее заявление:
Как ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), выдающийся учитель и высший авторитет в нашем обществе, Шрила Прабхупада имеет особые отношения с каждым преданным ИСККОН.
Господь Кришна, Верховная Личность Бога – изначальный гуру, чья Божественная Милость нисходит через гуру-парампару. Шри Кришна освобождает преданного, проявляя Свою милость через комбинацию различных проявлений Своей милости, таких как чайтья-гуру, Шрилу Прабхупаду, гуру-парампару, дикша-гуру, шикша-гуру, святое имя, шастры и девять методов преданного служения.
При этом Шрила Прабхупада, будучи Ачарьей-основателем Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), является главным шикша-гуру для всех членов ИСККОН. Все члены ИСККОН, в том числе последующие поколения преданных, должны принять прибежище у Шрилы Прабхупады. Все члены ИСККОН могут и должны иметь личные отношения со Шрилой Прабхупадой через его книги и наставления, служение и его общество ИСККОН.
Все лидеры ИСККОН, включая дикша- и шикша-гуру, обязаны заниматься служением сообща, под руководством Управляющего Совета (Джи‑Би‑Си), выполняя наставления, которые Шрила Прабхупада дал в своих книгах, лекциях и при личном общении.
Первейшая обязанность всех дикша-, шикша-гуру и других преданных, занимающих положение лидера в ИСККОН – помогать Шриле Прабхупаде в его служении Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, его Гуру Махараджу, и нашей Брахма-мадхва-гаудия-сампрадайе. Слова и поведение преданных, выполняющих в ИСККОН служение дикша- или шикша-гуру и представляющих учение Шрилы Прабхупады, должны быть образцовыми. Шикша-гуру дает духовные наставления и вдохновение от имени Шрилы Прабхупады и гуру-парампары. Дикша-гуру дает духовные наставления, вдохновение, официальное посвящение, духовное имя, а позднее – передает квалифицированному ученику священные мантры гаятри, и это – его служение Шриле Прабхупаде и гуру-парампаре.
Шрила Прабхупада ясно объяснил, что преданные, которые строго следуют принципам сознания Кришны, действуют на уровне освобождения и, таким образом, являются чистыми преданными, хотя в действительности могут еще не быть освобожденными. (Чистота преданного служения определяется не положением или ролью преданного в ИСККОН, а уровнем духовного осознания.)
Преданные, выполняющие в ИСККОН служение дикша- или шикша-гуру, обязаны строго следовать наставлениям Шрилы Прабхупады, и пока они следуют этим наставлениям, они действуют на уровне освобождения, и потому могут служить по указанию Шрилы Прабхупады в качестве истинных представителей Господа и гуру-парампары и быть прозрачной средой, передающей Их милость. В то же время следует ясно понимать, что если дикша- или шикша-гуру перестают строго следовать наставлениям Шрилы Прабхупады, они могут пасть со своего положения. Таким образом, быть дикша-гуру в ИСККОН означает совершать служение под руководством Джи‑Би‑Си, сотрудничать с другими авторитетами ИСККОН и, в соответствии с указанием Шрилы Прабхупады, быть «квалифицированным гуру».
Данное заявление является окончательным, но не исчерпывающим. В будущем Джи‑Би‑Си может принять дополнительные заявления и документы, содержащие дальнейшее описание выдающегося положения Ачарьи-основателя Шрилы Прабхупады, роли и обязанностей преданных, служащих в нашем обществе в качестве гуру, а также связанных с этим обязанностей членов ИСККОН и инициированных преданных.
ПОСТАНОВЛЕНО:
Все члены Джи‑Би‑Си обязаны распространить эту резолюцию по всем храмам и общинам ИСККОН через любые средства связи для просвещения всех членов ИСККОН. Данное заявление следует изучать на образовательных курсах ИСККОН, включая вводный курс, курс «Ученик в ИСККОН», курс по гуру-таттве, семинары по духовному лидерству, а также в ходе встреч, посвященных этой тематике. Прочтение данного заявления следует сделать частью теста для всех кандидатов на получение посвящения.
Более подробно о духовных отношениях и обязанностях рассказывается в документе «Гармонизация Линий Руководства ИСККОН», одобренном Джи‑Би‑Си в 2012 году.
304. Основатель-ачарья на сайтах ИСККОН (март 2013)
Многие веб-сайты центров ИСККОН в настоящее время некорректно освещают личность и учение Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады как Ачарьи-основателя Международного Общества Сознания Кришны на своих главных страницах. Многие веб-сайты вообще не размещают фотографии Шрилы Прабхупады. Лишь некоторые из них размещают ссылки на его книги, аудиозаписи и видео. Выдающееся положение Шрилы Прабхупады как Ачарьи-основателя ИСККОН не выделяется на многих сайтах храмов ИСККОН. На некоторых сайтах «ИСККОН» или «Прабхупада» появляются только на первых страницах мелким шрифтом. В связи с тем, что до настоящего времени не было постановления, указывающего на то, как фото и официальные титулы Шрилы Прабхупады должны быть отражены на веб-сайтах центров ИСККОН,
ПОСТАНОВИЛИ:
Руководители центров ИСККОН должны удостовериться, что на главной странице всех веб-сайтов центров ИСККОН есть фотография Шрилы Прабхупады. Эта фотография должна быть больше, чем фотографии любых других личностей (таких как Джи‑Би‑Си, президента храма или гуру). Должно быть указано полное имя Шрилы Прабхупады и его официальные титулы: «Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Ачарья-основатель Международного Общества Сознания Кришны» или «Ачарья-основатель ИСККОН Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада».
Все веб-сайты должны иметь прямые ссылки, ведущие на информацию о Шриле Прабхупаде на главной странице так, чтобы даже случайный пользователь мог всегда иметь быстрый прямой доступ на домашнюю страницу с информацией об учении Шрилы Прабхупады и видеозаписями с ним. На фотографии Шрилы Прабхупады с указанием его имени и титулов не должны присутствовать другие личности. Имя и титулы Шрилы Прабхупады должны быть напечатаны читаемым шрифтом.
Все веб-сайты ИСККОН должны начать следовать этому стандарту в течение трех месяцев (не позднее, чем 90 дней) со дня постановления этой резолюции.
305. Документ «Согласование линий Руководства ИСККОН», рекомендуется для прочтения [Закон ИСККОН]
В связи с тем, что в ИСККОН необходимо гармонизировать линии руководства;
Так как инициирующие гуру являются важными авторитетами в духовной жизни преданных, но и другие преданные, находящиеся на руководящих постах в ИСККОН так же играют важную роль;
Так как документ «Гармонизация линий руководства ИСККОН» объясняет, как культивировать согласованность в служении гуру и других руководителей ИСККОН,
ПОСТАНОВИЛИ:
Официальный документ «Гармонизация Линий Руководства ИСККОН» должен быть рекомендован к прочтению для всех преданных, ожидающих принять харинама инициацию, перед инициацией. Это должно быть проверено как руководителями ИСККОН, которые дают рекомендацию на харинама-инициацию, так и инициирующим гуру.
В течение последующих трех месяцев все Зональные Секретари ИСККОН должны:
· Иметь в наличии переведенный текст этого документа, доступный для всех преданных.
· Распространить этот документ среди инициирующих гуру, членов Национального Совета и в других региональных органах, а также срели президентов храмов, лидеров общин и других руководителей этой зоны.
306. Поправка к Положению о сдаче экзамена перед принятием дикша-гуру [Закон ИСККОН]
Так как «Резолюция о положении Шрилы Прабхупады» и «Документ о гармонизации линий ИСККОН» были одобрены Джи‑Би‑Си и рекомендованы к прочтению всеми кандидатами на харинама-инициацию;
Так как необходимо лично удостовериться, что кандидаты правильно поняли суть этих документов;
Так как в соответствии с законом ИСККОН 7.2.1.1.6 каждый кандидат на харинама-инициацию должен сдать экзамен перед инициацией и этот экзамен является хорошей возможностью проверить, понял ли кандидат содержимое этих документов и оценить его уровень понимания,
ПОСТАНОВЛЕНО:
а) что Закон ИСККОН 7.2.1.1.6 должен быть изменен следующим образм – внести следующие три вопроса в список вопросов к экзамену перед принятием харинама-инициации:
14. Вы прочли «Резолюцию Джи‑Би‑Си о Положении Шрилы Прабхупады»?
15. Вы прочли «Документ о Гармонизации Линий Руководства ИСККОН»?
16. Каковы в вашем понимании основные моменты в документе о «Гармонизации Линий Руководства ИСККОН»?
И (б) что Комитет Служения Гуру должен обновить данные об экзамене на инициацию и распространить это среди всех инициирующих гуру и Джи‑Би‑Си.
Приложение 3:
Обязательная Квалификация Дикша-гуру в ИСККОН
Закон ИСККОН 6.2.1. Резолюция Джи‑Би‑Си 2010
Необходимо быть инициированным учеником, по крайней мере, 10 лет.
Необходимо строго следовать четырем регулирующим принципам, регулярно посещать утренние программы и повторять на четках 16 кругов ежедневно, и необходимо во всех отношениях хорошо проявлять себя в течение всех этих десяти лет.
Нельзя выказывать склонности к поведению, противоречащему моральным принципам вайшнава.
Необходимо выделяться в проповеднической деятельности.
Необходимо демонстрировать глубокое знание и понимание шастр.
Необходимо проповедовать без вымысла и строго в соответствии с парампарой, знанием шастр, прочно укорененном в сиддханте или конечной истине.
Необходимо эффективно проповедовать и являться наставником.
Нельзя иметь преданность, которая бы конкурировала с преданностью Шриле Прабхупаде или компрометировала бы ее, учения Шрилы Прабхупады и ИСККОН.
Необходимо проявлять понимание и верность миссии Шрилы Прабхупады
с твердой решимостью и со строгой приверженностью сохранению и развитию распространения книг и других проектов ИСККОН.
Необходимо признавать Джи‑Би‑Си наивысшей управляющей властью в ИСККОН, поддерживать систему Джи‑Би‑Си и следовать Джи‑Би‑Си.
Необходимо все свое время отдавать преданному служению в каком-либо центре ИСККОН или другим утвержденным ИСККОН проповедническим программам.
В течение предыдущих 10 лет, как минимум, нельзя быть замешанным в криминальной деятельности или нести ответственность за:
финансовые нарушения, приведшие к риску значительных фондов или других средств, правовые последствия, вызванные незаконным использованием фондов и средств, находившихся под его/ее ответственностью,
потерю значительных фондов, вызванную недозволенными действиями,
любые другие аморальные действия как определено в духовном кодексе Джи‑Би‑Си и/или правовой подведомственной области, к которой принадлежит кандидат.
Дополнительное требование – посещение семинара «Гуру».
Дополнительные качества:
Духовные уровни – Бхакти-шастры, Бхакти-вайбхава и Бхактиведанта (если доступна) - должны быть усиленно рекомендованным квалификационным качеством, чтобы без возражений присудить статус для служения как гуру ИСККОН.
В его характере, поведении или обстоятельствах не должно быть ничего, вызывающего сомнения о его способности следовать кодексу поведения гуру.
Не должен быть вовлеченным ни в одну отклоняющуюся от нормы личную ситуацию. Примером такой ситуации может быть разрушенная или неправильная семейная жизнь, которая может отвлекать гуру от его обязанностей духовного учителя или иным образом вызывать беспокойство у него или его последователей.
Всегда необходимо быть ответственным, добросовестным и достойным уважения во всех повседневных делах.
Приложение 4:
Стандарты Поведения Гуру ИСККОН
Закон ИСККОН 6.4.3
Необходимо всегда подавать наивысший пример преданным.
Необходимо направлять своих учеников по пути следования наставлениям Шрилы Прабхупады, как этому обучают и следуют в ИСККОН.
Необходимо защищать и питать веру в своего гуру, Шрилу Прабхупаду и Шри Кришну для всех преданных ИСККОН.
Необходимо вселять веру в ИСККОН для вновь пришедших и защищать веру уже существующих членов.
Нельзя давать инициацию до полного завершения процесса утверждения.
Нельзя «вербовать» учеников.
Необходимо дать полную свободу неинициированным преданным использовать их право принять инициацию от гуру по их выбору.
Необходимо давать неинициированным преданным, предварительно принявшим прибежище у него, полную свободу изменить свое решение о выборе инициирующего гуру.
Поскольку получаемая гуру-дакшина является собственностью ИСККОН, она должна использоваться на благо движению Сознания Кришны. Вся гуру-дакшина должна храниться на специальном счету, предпочтительно на счету ИСККОН, по крайней мере, с двумя подписями. Документы счета должны вестись аккуратно.
У потенциального ученика запрещено просить минимальные дотации или другие финансовые вручения как предварительное условие для принятия у инициации.
Гуру должны свести к минимуму количество преданных в их личном служении и в окружении во время путешествий. Гуру не должны лично занимать одиноких преданных противоположного пола наедине или состоящих в браке преданных противоположного пола в отсутствии их супруга в непосредственном личном служении и никогда не должны оставаться наедине с ними или в уединенном месте, как предписано в шастрах.
6.4.3.2. Стандарты поведения по отношению к Совету Джи‑Би‑Си
Необходимо уважать Джи‑Би‑Си как избранного последователя Шрилы Прабхупады в качестве конечного управляющего органа власти ИСККОН и поддерживать настроение служения, исполненное уважения, по отношению к Джи‑Би‑Си.
Необходимо подчиняться всем дисциплинарным санкциям, установленным Советом Джи‑Би‑Си, включая cанкцию не инициировать новых учеников.
6.4.3.3. Стандарты поведения по отношению к региональным секретарям Джи‑Би‑Си
Необходимо действовать под руководством региональных секретарей Джи‑Би‑Си и согласуясь с ними.
Нельзя изменять свое местонахождение, заранее не проконсультировавшись с региональным секретарем Джи‑Би‑Си, поскольку подобный переезд может повлиять на храмы и преданных.
Необходимо ежегодно открывать финансовые счета секретариату Джи‑Би‑Си.
6.4.3.4. Стандарты поведения по отношению к духовному руководству ИСККОН
Необходимо сотрудничать с местным руководством ИСККОН.
Нельзя инициировать преданных, которые не получили должной рекомендации от соответствующего духовного руководства ИСККОН.
Необходимо наставлять учеников и других преданных, чтобы они сотрудничали с руководством ИСККОН и следовали должному этикету, в случае возникновения разногласия.
Необходимо поддерживать дружеские рабочие отношения с руководством ИСККОН и никоим образом не подрывать их.
Поскольку президенты храмов и руководители проектов полностью ответственны за привлечение преданных под свое руководство, нельзя обсуждать изменения в служении, местоположении или ашраме с учениками, предварительно не проконсультировавшись с представителем местного руководства.
6.4.5. Применение штрафных санкций гуру со стороны Джи‑Би‑Си
Совет Джи‑Би‑Си может подать запрос о следующих санкциях против гуру за плохое исполнение своих обязанностей:
6.4.5.1. Предупреждение (Неодобрение)
Если выяснилось, что гуру отклоняется от духовных практики или пренебрегает ею, но это отклонение или пренебрежение не является очень тяжелым или привычным, или если гуру нарушает утвержденные стандарты и рекомендации для поведения гуру (например, применяет «вербование» учеников и т.д.), следует конфиденциально сделать предупреждение (высказать неодобрение) гуру.
6.4.5.2. Испытательный срок
Если на предупреждения не обращается внимание, или если отклонение от духовных практик или пренебрежение ими имеют более серьезный характер, или нарушение правил поведения гуру серьезны и стали привычны, гуру может получить испытательный срок с особыми условиями, регулирующими его функции как гуру (включая отзыв разрешения проводить инициацию новых учеников). К тому же, ему могут дать общие рекомендации или особую деятельность для выполнения как часть программы очищения и окончательного восстановления.
6.4.5.3. Временное отстранение
Если гуру стойко игнорирует испытательный срок и неоднократно нарушает один или более регулирующих принципов или действует, серьезно и опасно дискредитируя существование ИСККОН или политику Джи‑Би‑Си, или оставляет свой ашрам саньяси без разрешения, или покидает общество преданных и движение ИСККОН, или полностью отклоняется от стандартной садханы, его можно временно отстранить. Если гуру отстранен, он не может ни давать инициацию, ни удерживать положение безусловного шикши по отношению к своим учеником, ни выступать в качестве духовного учителя, ни выполнять свои функции духовного учителя, такие как получение гуру-пуджи или принятие дакшины.
6.4.5.4. Отстранение
Если гуру проявляет открытую враждебность по отношению к Шриле Прабхупаде или ИСККОН, или как-либо иначе ведет себя демоническим образом, или становится имперсоналистом (майавади), или проповедует недозволенную философию групп апасампрадайи против принципов Господа Чайтаньи Махапрабху, или явно и последовательно игнорирует ИСККОН и политику Джи‑Би‑Си, или если привязанность гуру к удовлетворению чувств серьезна, продолжительна или безнадежна, то по предписанию шастр его следует отстранить от занимаемой позиции в качестве дикша- или шикша-гуру.
Приложение 5:
Необходимые Качества для Инициации в ИСККОН (выдержки)
7.2. Ответственность кандидата на инициацию
Личная ответственность кандидата на инициацию заключается в том, чтобы применив свой собственный разум, сделать правильный выбор определенного преданного в качестве духовного учителя.
Кандидатам на инициацию следует принимать инициацию от духовного учителя только после того, как они разовьют твердую и сложившуюся веру в этого преданного и в его способность привести их обратно к Богу.
Садху, шастра и гуру – авторитетные источники для выяснения уровня духовного развития преданного.
Получение решения об официальном утверждении гуру ИСККОН означает, что преданный успешно завершил санкционированный процесс, установленный в соответствии с законом ИСККОН, и что, по мнению определенных старших преданных, кандидат соответствует стандартам и рекомендациям закона ИСККОН.
Однако такое решение не следует принимать автоматически как заявление о степени реализации Бога утвержденным гуру, и это решение не заменяет разумной проницательности, необходимой кандидату.
7.2.1. Первая (Харинама) инициация. Необходимые качества для первой инициации
1.1. Один год подготовительного периода
Чтобы получить первую инициацию, необходимо погрузиться в преданное служение, строго следовать четырем регулирующим принципам и каждый день повторять на четках 16 кругов на протяжении, по крайней мере, одного года без перерыва.
Преданным ИСККОН следует объяснять тем, кто недавно вступил [в общество сознания Кришны], что нужно принять прибежище у Шрилы Прабхупады и получить руководство, обучение и помощь от преданных, которые непосредственно и на практике наставляют их в сознании Кришны. Преданным ИСККОН следует выбрать, когда и от кого они хотят получить инициацию. Они должны сконцентрировать свое внимание на Шриле Прабхупаде – на ачарье-основателе и главном шикша-гуру.
После установления прочных отношений с вани Его Божественной Милости, и после как минимум шести месяцев строгой садханы, можно принять авторитетного преданного ИСККОН в качестве будущего дикша-гуру. А после последующих шести месяцев, как минимум, принять вайшнава-дикшу от него или от нее. Следует понять, что цель дикши и шикши в ИСККОН заключается в том, чтобы укрепить отношения преданного со Шрилой Прабхупадой в смысле верности, привязанности и любви.
После принятия решения, от кого получить инициацию, имея разрешение от гуру и уведомив президента местного Храма или соответствующего руководящего преданного, кандидату следует начать поклоняться этому гуру как своему духовному учителю, повторяя его пранама-мантру. После повторения пранама-мантры своего дикша-гуру все старшие ученики и будущие поколения должны повторять, по крайней мере, первую часть пранама-мантры Шрилы Прабхупды, при выражении почтения как способ проявить свое уважение ачарье-основателю.
Фактическая инициация может иметь место только спустя как минимум 6 месяцев с момента принятия прибежища у будущего гуру и уведомления президента местного Храма и соответствующего руководящего преданного.
1.4. Преданные, живущие в Храме
В добавление к предыдущим требованиям, преданные, живущие в Храме, в течение одного года подготовительного периода должны регулярно посещать полные утренние программы.
1.5. Преданные, живущие вне Храма
Преданные, живущие вне Храма и не имеющие возможности ежедневно приходить на программы в Храме, могут быть инициированы, только если они регулярно проводят утренние программы дома или посещают регулярные утренние программы в центре нама-хатты.
1.6. Экзамен
Прежде чем преданный получит официальное разрешение принять прибежище у определенного духовного учителя ИСККОН и, следовательно, получить рекомендацию на инициацию, он или она должны продемонстрировать понимание учения Шрилы Прабхупады, ответив на устные или письменные вопросы теста, который проводит президент Храма или другой рекомендованный руководящий преданный.
В случае если кандидат на инициацию, официально принявший прибежище у духовного учителя, в последствии решит обратиться к другому гуру ИСККОН, это надо будет обсудить с обоими гуру, а также с местными представителями руководства. Непрерывный шестимесячный период, требуемый перед инициацией, начнется с момента официального принятия нового гуру.
Прежде чем кандидат сможет получить первую инициацию, будущий гуру должен получить официальную письменную рекомендацию от соответствующего руководящего преданного ИСККОН, согласно тому, как было определено для ситуации кандидата.
Один год перерыва между первой и второй инициациями
Чтобы обладать необходимыми качествами для второй инициации, преданный, имеющий первую инициацию, должен быть постоянно вовлечен в благоприятное преданное служение, каждый день без срывов повторять на четках 16 кругов и строго следовать 4 регулирующим принципам в течение, как минимум, одного года с момента получения первой инициации. К тому же кандидат должен регулярно посещать утреннюю программу, либо в храме, либо в проповедническом центре, либо на нама-хатте, либо дома.
Два года ожидания для тех, кто серьезно пал
Преданный, который после получения первого посвящения, серьезно пал с уровня духовного стандарта, пренебрегая обетами инициации или отказываясь от них, или отвергая общество преданных ИСККОН на протяжении длительного времени, после своего возвращения к нормальной практике должен будет подождать, по крайней мере, два года перед принятием второй инициации.
Возможность экзамена со стороны гуру, дающего инициацию
На гуру лежит ответственность за определение готовности его ученика принять брахманическую инициацию. В качестве содействия в этом, гуру может назначить соответствующий экзамен для своего ученика.
4.2.6. Официальная рекомендация для второй инициации
Гуру кандидата на вторую инициацию должен получить письменную рекомендацию от соответствующих преданных ИСККОН, наделенных такими полномочиями. Соответствующий уполномоченный преданный определяется таким же образом, как было описано выше для получения первой инициации.
7.2.4. Инициации только от утвержденных гуру
Преданные ИСККОН, которые, нарушив закон ИСККОН, приняли инициацию от гуру, не утвержденных давать инициацию в ИСККОН, не будут иметь разрешения выполнять служение в ИСККОН. Если не утвержденный гуру имеет общину или ашрам вне ИСККОН, то в соответствии со стандартным этикетом, его ученик должен служить в общине этого гуру, и ему не следует служить в ИСККОН. (Это правило не относится к тем, кто уже получил инициацию до того, как стал членом ИСККОН.)
Однако Совет Джи‑Би‑Си предупреждает, что из этого правила могут быть исключения. В конечном счете, представители местного управления ИСККОН имеют право определять, может или нет определенный человек жить и выполнять служение в центрах их юрисдикции. В отношении вышесказанного, по своему выбору можно ограничить контакт определенной личности с ИСККОН.
Предварительная инициация от неистинного гуру
Те, кто получили инициацию от неистинного гуру до того, как стали членами ИСККОН, должны последовать предписанию Шрилы Дживы Госвами о том, что следует отказаться от такого бесполезного гуру, семейного священнослужителя, действующего как гуру, и что следует принять соответствующего истинного гуру.
7.3. Общие указания
7.3.1. Неутвержденные церемонии «инициации»
В случаях, когда отношения учитель-ученик не были должным образом санкционированы процедурами, определяемыми законом ИСККОН, ни один член ИСККОН не должен вовлекаться в исполнение какого-либо элемента церемонии инициации – таких как присвоение имени при инициации, вручения освященных четок для воспевания или для ношения на шее, или участие в церемонии или ритуале принятия обетов, в любом количестве или комбинации [этих элементов] – по отношению к другим преданным ИСККОН или его сообществ с установленной или неустановленной целью или результатом создания сходства с официальными отношениями гуру-ученик.
Если такие неутвержденные действия уже имели место:
а) все участники должны быть проинформированы, что никакой инициации не было, а также не было никаких связывающих обетов, ведущих к инициации;
б) младшему преданному, вовлеченному в эту сделку, следует стараться установить отношения с утвержденным гуру, дающим инициации, к которому он мог бы испытывать полное доверие.
Все преданные должны прекратить использовать имена в случае, если они их получили таким образом.
8.2.1.5. Преданные, живущие в ИСККОН, инициированные в ИСККОН
Преданные, которые живут и работают в ИСККОН, должны быть инициированы в ИСККОН, за исключением тех, кто был ранее инициирован в авторитетной сампрадайе, и после этого захотел присоединиться к ИСККОН и выполнять служение в ИСККОН под руководством и с одобрения местного отделения Джи‑Би‑Си.
15.4.1. Инициация преданных общины
Члены общины должны следовать стандартам инициации и принятию гуру, установленным законом ИСККОН. В законе ИСККОН говорится, что местный храм или местные представители управления должны рекомендовать члена общества. И это должно быть сделать точно так же, как и по отношению к любому другому настоящему преданному. Если наделенный полномочиями местный представитель сочтет, что кандидат на инициацию не обладает необходимыми качествами, тогда следует проинформировать кандидата о том, что необходимо сделать, чтобы приобрести необходимые качества в соответствии с законом ИСККОН. В соответствии с требованиями Шрилы Прабхупады и закона ИСККОН необходимо запретить просьбы о минимальных дотациях или финансовые соглашения или другие просьбы. Как уже упоминалось в законе ИСККОН, гуру не обязан давать инициацию преданному, даже если была получена соответствующая рекомендация.
Приложение 6:
Отказ от Падшего «Гуру» (Законы ИСККОН)
Следующие законы основаны на Шри Кришна-бхаджанамрита Шри Нарахари Шаракара Тхакура (спутника Шри Чайтайньи), Бхакти-сандарбхи Шрилы Дживы Госвами и Джайва-дхарме Шрилы Бхактивиноды Тхакура в добавление к трудам Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
6.5.1.1. Когда можно отказаться от падшего гуру
Если установлено либо по признанию гуру, либо по свидетельству неопровержимо надежных свидетелей, что к моменту инициации гуру пал, тогда у ученика есть законная причина отказаться от него и принять повторную инициацию от истинного духовного учителя.
6.5.1.2. Когда необходимо отказаться от падшего гуру
6.5.1.2.1. Безнадежно погрязший в удовлетворении чувств
Если гуру безнадежно погряз в удовлетворении чувств, и это было установлено надежными доказательствами или его собственным признанием, что он систематически нарушал регулирующие принципы сознания Кришны, и что фактически нет надежды на его очищение, тогда ученику следует отказаться от него и принять повторную инициацию.
6.5.1.2.2. Обретший демонические качества
Если духовный учитель обретает демонические качества и становится враждебным к ИСККОН, его следует отвергнуть, а ученик может принять повторную инициацию.
6.5.1.3. Когда не отвергают падшего гуру
Если гуру поглощен удовлетворением чувств, нарушает один или более регулирующие принципы, но есть надежда, что он может очиститься, то в этом случае ученикам не следует отвергать его, но следует дать время для такого очищения. И им следует принять прибежище у Шрилы Прабхупады и старших вайшнавов в качестве шикша-гуру.
6.5.1.4. Когда можно отказаться от временно отстраненного гуру
Ученик, полностью потерявший веру в своего временно отстраненного духовного учителя, или развивший оскорбительное умонастроение по отношению к своему гуру, и который не может восстановить свою веру, даже прослушав об этом множество наставлений, может взять разрешение у духовного учителя на освобождение [от отношений гуру-ученик], чтобы принять другого инициирующего гуру. Преданный должен действовать, консультируясь с местным представителем Джи‑Би‑Си. Если приостановленный гуру отказывается дать свое разрешение, то ученик может обратиться за разрешением в Совет Джи‑Би‑Си.
6.5.1.5. «Гуру-ашрая» для руководства
Преданным, чей духовный учитель пал, следует руководствоваться документами Джи‑Би‑Си под названием «Гуру-ашрая» и «Вопросы и ответы о повторной инициации». Эти документы также представляют основные направления ИСККОН относительно важности принятия прибежища у духовного учителя и о роли шикша-гуру.
Приложение 7:
Документ о Гармонизации Линий Руководства ИСККОН
Основная тема этого эссе
Далее в этом эссе мы сконцентрируемся исключительно на определении принципов, которым должны следовать инициирующие или наставляющие духовные учители, ученики инициирующих или наставляющих духовных учителей, зональные секретари Джи‑Би‑Си, региональные секретари, президенты храмов и другие администраторы, уполномоченные ИСККОН. Цель заключается в том, чтобы предотвратить возможное недопонимание между духовными учителями и администраторами, а также свести до минимума влияние этого недопонимания на преданных, о которых они обоюдно заботятся.
Определение термина «духовный учитель»
Следует отметить, что далее, если не будет уточняться отдельно, при упоминании термина «духовный учитель» мы имеем в виду как инициирующих, так и наставляющих духовных учителей (включая администраторов, которые действуют как таковые). Кроме того, когда бы мы ни упоминали термин «духовное руководство», мы имеем в виду духовного учителя или администратора, чьи наставления (шикша) и пример сформировали фундамент веры преданного в преданное служение и являются основой для развития преданного в будущем.
Руководство в ИСККОН
Это эссе не является подробным или окончательным анализом административной системы ИСККОН, так же как и подробным анализом гуру-таттвы – необходимых качеств и обязанностей духовного учителя и процесса выбора духовного учителя.
Основная предпосылка этого эссе такова: является преданный инициирующим или наставляющим духовным учителем, санньяси, членом Джи‑Би‑Си, зональным секретарем, региональным секретарем, президентом храма, лидером общины, или другим руководителем в ИСККОН, предоставляемые ему полномочия являются полными, только если он или она следует наставлению Шрилы Прабхупады служить в ИСККОН под руководством Джи‑Би‑Си.
Чтобы утвердить эту предпосылку, достаточно подчеркнуть, что Его Божественная Милость постоянно и четко устанавливал этот принцип в своих наставлениях, а также подписанных им официальных документах. Шрила Прабхупада, таким образом, четко определил, что Джи‑Би‑Си является высшим руководящим органом. Он также указал, что полномочия Джи‑Би‑Си включают ответственность за духовное руководство (шикшу) во всем ИСККОН, включая всех преданных, служащих в качестве духовных учителей:
Репортер: «Есть ли кто-то, кто будет вашим преемником в качестве главного учителя движения?»
Шрила Прабхупада: «Я обучаю некоторых продвинутых учеников, чтобы они естественно могли принять эту ответственность. Я сделал их Джи‑Би‑Си» [Беседа Шрилы Прабхупады с репортером – Лос-Анджелес, 4 июня 1976 г.].
Другими словами, хотя Джи‑Би‑Си является наивысшим руководящим органом в ИСККОН, обязанность Джи‑Би‑Си – не только управлять, но и обучать.
Две линии руководства
Принимая во внимание, что преданный получает духовное вдохновение от высшего руководства ИСККОН, следует отметить, что существуют две линии руководства и их представители. Одна является преимущественно духовной, другая же – преимущественно административной. Обе линии руководства служат своим уникальным и в то же время взаимозависимым целям, повинуясь указаниям нашего Ачарьи-основателя. Обе уполномочены советом Джи‑Би‑Си давать прибежище преданным, находящимся в сфере их заботы. Это прибежище предоставляется как через наставления, так и посредством примера.
Различая, таким образом, две линии духовного руководства в этом контексте (одна – преимущественно духовная, другая – преимущественно административная), мы не предполагаем, что административная линия противоречит духовной. Также мы не предполагаем, что духовная линия руководства каким-либо образом более привилегированна или чиста по своей природе.
«Менеджмент – это также духовная деятельность… Это устроено Кришной» [Беседа со Шрилой Прабхупадой – Калькутта, 16 января 1977 г.].
«В нашей проповеднической деятельности … мы имеем дело с очень большим количеством собственности и денег, так много книг покупается и продается, но поскольку вся эта деятельность относится к движению сознания Кришны, она никогда не должна считаться материальной. Если кто-то поглощен мыслями о таком менеджменте, это не означает, что он не в сознании Кришны. Если человек строго соблюдает регулирующие принципы повторения шестнадцати кругов маха-мантры каждый день, то его деятельность в материальном мире ради распространения движения сознания Кришны не отличается от духовного развития сознания Кришны» [Шримад-Бхагаватам, 5.16.3, комментарий].
В духовном обществе администратор не может выполнять свои обязанности и руководить, просто провозглашая правила и заставляя следовать им. Сами правила должны иметь духовную основу, а их выполнение и обеспечение соблюдения должны соответствовать вайшнавским принципам. Администраторы, которые служат с таким пониманием, как правило, имеют полновесный духовный авторитет среди находящихся в зоне их ответственности преданных.
Мы должны, таким образом, видеть единство между «духовным» и «административным». Но в то же время есть некоторое различие, и понимание этого одновременного единства и различия требует четкого использования этих двух терминов с их пояснением.
Духовная линия руководства
Духовная линия руководства начинается с Господа Кришны и продолжается Брахмой, Нарадой, Вьясой и всей ученической преемственностью через Шрилу Прабхупаду, нашего Ачарью-основателя. Те, кто следуют нашей сампрадайе и служат под руководством Джи‑Би‑Си, уполномочены давать шикшу и прибежище в этой духовной линии под эгидой ИСККОН. Эта духовная линия может включать членов Джи‑Би‑Си, зональных секретарей Джи‑Би‑Си, духовных учителей, санньяси, региональных секретарей, президентов храмов, лидеров общин, путешествующих проповедников и проповедников в общинах. На самом деле, любой, кто строго следует истинному духовному учителю, как своим примером, так и указаниями, может быть уполномочен представлять духовную линию руководства.
Обычно наиболее важным духовным авторитетом для человека является его инициирующий или наставляющий духовный учитель. В писаниях ясно говорится, что преданные должны подчиняться и быть верными своим духовным учителям. Духовные учители, таким образом, оказывают влияние на своих учеников, обучая их науке бхакти. Духовные учители, следовательно, играют значительную роль в предоставлении своим ученикам духовного образования и вдохновения, которое необходимо для продвижения в сознании Кришны.
Административная линия руководства
В административной линии руководства согласно наставлениям Шрилы Прабхупады руководство Обществом и обеспечение соблюдения его правил осуществляется Джи‑Би‑Си. Когда мы используем термин «руководство» в контексте административной структуры, мы не имеем в виду абсолютную, непогрешимую власть, такую как авторитет писаний. Под этим термином подразумеваются полномочия организовать проповедническое движение так, чтобы оно соответствовало наставлениям Шрилы Прабхупады. Для исполнения этих полномочий его последователи приняли административную систему ИСККОН, данную Шрилой Прабхупадой для обеспечения развития храмов, преданных-прихожан (не являющихся жителями храмов) и проектов, таких как фермы и гурукулы, а также других соответствующих организаций и субъектов.
Таким образом, чтобы лучше служить этому расширяющемуся полю деятельности и его членам, данная структура на сегодняшний день включает различные региональные, национальные и континентальные управляющие органы, состоящие из членов Джи‑Би‑Си, зональных секретарей Джи‑Би‑Си, духовных учителей, санньяси, региональных секретарей, президентов храмов, лидеров общин, путешествующих проповедников и проповедников в общинах. При этом эта структура не ограничивается только перечисленным списком лиц.
Определение расхождений
Хотя в идеальном мире ИСККОН мог бы работать так, как желал того Шрила Прабхупада, мы однако наблюдаем, что иногда представители одной из линий руководства вмешиваются в деятельность представителей другой линии.
Например, случается, что духовные лидеры вмешиваются в деятельность компетентных и ответственных администраторов. Иногда такой духовный лидер не считает себя частью зональной административной структуры, в которой его проповедь имеет влияние (хотя он на самом деле подотчетен ей).
Однако он все же прямым либо непрямым образом руководит некоторыми проектами в пределах этой структуры.
Таким образом, иногда духовные лидеры руководят преданными, денежными средствами и даже проектами, за которые отвечают их последователи и подопечные [«подопечные» – это не только те, кто зависит духовно. Есть случаи, когда преданные также финансово зависят от своего духовного руководства и финансово поддерживаются структурами, созданными духовным руководством]. При этом без какого-либо четкого соглашения с административной структурой, с которой они пересекаются. Поступая так, духовные лидеры могут непреднамеренно подорвать административную линию руководства, воодушевляя своих подопечных служить и быть лояльными отдельно созданной, собственной административной структуре, развившейся вследствие их влияния как духовного лидера.
Такое развитие событий приводит не только к сумятице, но и к возникновению духа сепаратизма. Подобные ситуации могут также стать предметом спора для администраторов, хотя младшие администраторы часто воздерживаются от прямого высказывания своего недовольства, потому что чувствуют страх перед совершением оскорблений, особенно по отношению к духовным учителям.
В свою очередь, есть администраторы, которые иногда не предоставляют адекватной духовной заботы. Это может привести к тому, что духовный учитель пожелает вмешаться и предложит альтернативу текущему общению и служению своего ученика.
К примеру, администраторы могут иногда уделять больше внимания административным целям, чем садхане, чистой проповеди или развитию чистоты в преданном служении тех, кто находится под их покровительством. Администраторы могут даже пренебрегать духовным развитием тех, кто находится в их юрисдикции, но не предлагает ресурсы для помощи в реализации их административного видения. Хотя при этом такие администраторы, возможно, сами мало чего сделали для того, чтобы воодушевить этих преданных помогать, или же не уполномочили других сделать это.
Уважение к административной линии руководства
Вышеупомянутые ситуации становятся причиной трений между духовной и административной линиями руководства.
Бывает, что финансово независимые преданные не связаны с местной ятрой через административную систему. Все же не нужно предполагать, что местные административные структуры не предпринимают никаких усилий, чтобы включить каждого преданного или того, кто стремится стать преданным, в организованную в данном месте систему заботы о преданных общины.
Поэтому, с уважением к служению администраторов ИСККОН, духовному учителю следует всегда стремиться получать одобрение администраторов района, где живут его ученики, прежде чем предлагать им новый проект или служение или же вмешиваться в другие решения администрации.
Наилучший вариант – это с самого начала общения с учениками обучить их проявлять уважение к местным администраторам. Администраторы ИСККОН выполняют обязанности по поддержанию храмов, Божеств, данных нам Шрилой Прабхупадой стандартов и распространению его книг.
«Установление Божества означает регулярное поклонение без сбоев и навсегда» [Письмо Шивананде, 2 сентября 1971 г.].
Поэтому духовным учителям следует обучать своих учеников служить миссии Шрилы Прабхупады, сотрудничая с местными лидерами и администраторами.
Но это не означает, что администратор обладает полной свободой игнорировать законные потребности подчиненных или же имеет право игнорировать пожелания духовных учителей, которые просят, чтобы администратор обеспечил должную заботу их ученикам. Ему следует быть внимательными к пожеланиям духовных учителей и потребностям их учеников.
Если духовный учитель все же ясно чувствует, что уровень заботы о его учениках в рамках местной административной структуры является неадекватным, учитывая уровень их отдачи и налагаемые на них обязательства, то он может обратиться от их имени к более высоким представителям административной структуры, например, местному Джи‑Би‑Си, или воспользоваться другими методами апелляции в ИСККОН, как указано далее в этом документе.
Более подробно мы рассмотрим эту тему далее. Перед этим же коротко обсудим тему веры. Представителям обеих линий руководства следует учитывать важность элемента веры в рассматриваемых вопросах.
Руководство основано на постоянном развитии веры
Наибольшая ценность ИСККОН – это вера его членов. Даже если не будет храмов, проектов, дохода и останется всего несколько последователей, однако будет вера, то это будет процветанием в истинном смысле этого слова. Рассмотрим, что Шрила Прабхупада написал в следующем письме:
«В санскритской литературе есть поговорка о том, что воодушевленные люди получают благосклонность Богини процветания. В западной части мира есть реальный результат этой поговорки. Людей в этой части мира очень воодушевляет материальное продвижение, и они его получают. Подобным образом, в соответствии с наставлениями Шрилы Рупы Госвами, если мы воодушевляемся духовным, то мы также получаем успех в этом. Например, я приехал в вашу страну в очень преклонном возрасте, но у меня было одно преимущество: энтузиазм и вера в моего духовного учителя. Я считаю, что лишь это дает мне свет надежды, и позволило достичь всего, что достигнуто с вашей помощью» [Письмо Джая Говинде – Титтенхерст, 15 октября 1969 г.].
Также в комментарии к стиху 9.3 «Бхагавад-гиты как она есть» Шрила Прабхупада пишет: «Вера является наиболее важным фактором для прогресса в сознании Кришны… Только благодаря вере человек может продвигаться в сознании Кришны».
Тем, кто находится в духовной линии руководства, следует проповедовать и вести себя таким образом, чтобы питать и защищать веру своих подопечных в чистое преданное служение, нашу сампрадаю, Шрилу Прабхупаду и ИСККОН, включая его администрацию.
Духовные учители также имеют дополнительную ответственность взращивать и защищать веру администраторов ИСККОН в то, что они (духовные учители) являются достойными представителями духовной линии руководства. Если духовные учители будут действовать противоположным образом, они подорвут веру других.
И наоборот, тем, кто находится в административной линии руководства, следует руководить, проповедовать и вести себя таким образом, чтобы развивать и поддерживать доверие к себе представителей духовной линии руководства и их учеников. Благодаря тому, что администраторы будут проявлять искреннюю заботу о зависимых от них преданных, духовные учители, в свою очередь, будут воодушевлять своих учеников помогать администраторам в их служении. Но если действия администраторов будут противоречить духовным принципам, а также духовным интересам преданных, за которых они отвечают, это также подорвет веру других.
Поэтому ради защиты веры всех членов ИСККОН необходимо сформулировать четкие принципы, которым будут следовать обе линии руководства.
Духовные учители не являются независимыми
Чтобы обосновать необходимость существования четко определенных принципов, мы рассмотрим положение духовных учителей в рамках административной структуры ИСККОН.
Когда Шрила Прабхупада физически присутствовал, он был единственным инициирующим духовным учителем ИСККОН, основным шикша-гуру и главным административным руководителем, находясь выше Джи‑Би‑Си:
«… мы руководим нашим движением сознания Кришны с помощью Джи‑Би‑Си. У нас есть около 20 членов Джи‑Би‑Си, заботящихся о делах по всему миру, а выше Джи‑Би‑Си нахожусь я. Под руководством Джи‑Би‑Си в каждом центре есть президент храма, секретарь, казначей. Таким образом, президент храма отвечает перед Джи‑Би‑Си, а Джи‑Би‑Си ответственен передо мной. Так мы управляем…» [Письмо Васудеве, Новый Вриндаван, 30 июня 1976].
Сейчас, при физическом отсутствии Шрилы Прабхупады, структура несколько изменилась. Его Божественная Милость дал наставления о том, что Джи‑Би‑Си должен быть высшим руководящим органом в ИСККОН. В то же время он указал, что у Общества должно быть много духовных учителей:
«Любой, кто следует приказу Господа Чайтаньи под руководством Его истинного представителя, может стать духовным учителем, и я хочу, чтобы в мое отсутствие все мои ученики стали истинными духовными учителями для распространения сознания Кришны по всему миру» [Письмо Мадхусудане – Навадвипа, 2 ноября 1967 г.].
Это приводит к затруднительной ситуации. Многие духовные организации имеют одного духовного учителя, действующего в качестве единого главы, в то время как в ИСККОН есть много духовных учителей в рамках одной организации. Также существует «руководящий орган», который является «высшим административным органом» для всей организации. Предполагается, что служащие в ИСККОН духовные учители должны следовать наставлениям Шрилы Прабхупады и работать под эгидой Джи‑Би‑Си.
Таким образом, духовные учители обязаны следовать курсу и правилам поведения Общества, включая правила, изложенные в этом утвержденном Джи‑Би‑Си документе, и подчиняться решениям Джи‑Би‑Си.
В обязанности гуру входит воодушевлять своих учеников общаться и служить в уже созданных администраторами проектах и системе заботы о преданных ИСККОН, которые существуют в районе жительства этих учеников, – вместо того, чтобы воодушевлять их общаться только с ними (духовными учителями) или с их структурами и проектами, которые не имеют связи с зональной административной структурой ИСККОН.
Ученикам не следует создавать конфликтов между своими руководителями.
Ученикам также нужно понимать более масштабную картину в ИСККОН. Понятно, что духовный учитель может быть духовно более продвинут, чем любой член Джи‑Би‑Си или любой другой администратор ИСККОН (хотя не исключено, что местные Джи‑Би‑Си или администраторы ИСККОН могут быть духовно более продвинуты, чем отдельные духовные учители).
Тем не менее, что касается духовного руководства Общества, как мы уже четко показали, Шрила Прабхупада наделил соответствующими полномочиями совет Джи‑Би‑Си и его индивидуальных членов, а также других администраторов ИСККОН.
Если ученик ошибочно думает, что его или ее духовный учитель находится выше Джи‑Би‑Си, а также принятых в ИСККОН законов и правил, то это должно быть исправлено духовным учителем или другими руководителями. В противном случае, такое неправильное понимание может привести к конфликту между духовным и административным руководством ученика.
На самом деле, всем ученикам нужно следовать своим руководителям в ИСККОН, так же как и всем инициирующим и наставляющим духовным учителям, в свою очередь, нужно следовать их руководителям в ИСККОН.
Поэтому как своим примером, так и наставлениями всем духовным учителям следует не только обучать своих учеников науке бхакти, но и правильным отношениям с административной структурой ИСККОН, а также показывать им правильные взаимоотношения самих духовных учителей с этой структурой.
Основные принципы
Образование, которое должны получать ученики
Обязанность духовного учителя ИСККОН заключается в том, чтобы помочь ученикам ясно понимать следующее:
1) Духовный учитель авторитетен на основе своей верности Шриле Прабхупаде. Это также подразумевает верность приказу Шрилы Прабхупады действовать в его миссии, ИСККОН.
2) Духовный учитель является членом ИСККОН и, как таковой, ответственен перед коллективной волей руководства ИСККОН, советом Джи‑Би‑Си.
3) Духовный учитель не получает каких-либо особых прав или преимуществ в использовании ресурсов ИСККОН просто на основании того, что он является духовным учителем. Более того, духовный учитель не должен злоупотреблять своими правами и положением по отношению к ученикам.
4) Ученикам нужно следовать своим руководителям в ИСККОН на основе примера, который устанавливают инициирующие и наставляющие духовные учителя, когда следуют своим руководителям в ИСККОН.
5) В сущности, задача ученика заключается в том, чтобы предаться Кришне через духовного учителя, и это также подразумевает признание и уважение других старших в администрации ИСККОН, помогающих этому ученику в процессе духовного прогресса.
6) Духовно зрелые администраторы могут быть главными шикша-гуру для преданных, которые не являются их инициированными учениками, и инициирующий духовный учитель должен в полной мере поощрять такие отношения.
Поведение гуру
Помимо этого, чтобы проявить уважение к административной линии руководства и содействовать развитию и защите веры администраторов в духовную линию руководства, каждому духовному учителю следует:
1) При первом посещении или даже перед прибытием в храм или проповеднический центр ИСККОН, спросить у местного администратора, как он (духовный учитель) может послужить ятре во время своего визита, а не просто следовать своим планам.
2) Перед планированием поездки в зону или регион, где нет храма или проповеднического центра, сначала спросить зонального представителя Джи‑Би‑Си, есть ли у местных лидеров планы в отношении этого места или региона, в осуществлении которых он (духовный учитель) может быть полезен.
3) Если есть разногласия по административным решениям, сделать все возможное для сотрудничества с соответствующими руководителями. Если не удается достичь согласия, то духовному учителю следует считаться с мнением соответствующего руководства. При этом у него есть возможность обратиться к вышестоящему руководству, если в этом есть необходимость.
Обязанности администраторов
Ради сотрудничества в ИСККОН, уважения к духовной линии руководства, развития и защиты веры духовных учителей и учеников в административную структуру, всем администраторам следует:
1) Быть восприимчивым к советам инициирующих духовных учителей или других путешествующих проповедников, которые посещают территорию, на которую распространяются полномочия данного администратора. В особенности относительно вопросов заботы о преданных.
2) Защищать в своих подопечных веру в чистое преданное служение и принцип принятия инициирующего и наставляющих духовных учителей и служения им.
3) Поощрять и поддерживать систему заботы о преданных (такую как система наставничества, брахманический совет и т.д.) в сфере их административных полномочий.
4) Обучить администраторов в своей линии руководства принципам заботы о преданных.
5) Информировать приезжающих духовных учителей о духовном здоровье и общем благосостоянии их учеников.
6) Воодушевлять приезжих духовных учителей и путешествующих проповедников общаться с теми учениками, которые нуждаются в помощи и будут наиболее восприимчивы к такой помощи. Также следует помогать им в этом процессе.
7) Обеспечить наличие справедливой системы рекомендаций на инициацию, которая бы не допускала необоснованного давления или манипуляций со стороны местной администрации ради достижения административных целей.