Лекции.Орг


Поиск:




Тема 6. Детский фольклор. Фольклор для детей

Темы для СРС

Тема 1. Раннетрадиционный фольклор

Совокупность древних родов и видов фольклора. Этнические корни русских. Древнерусское язычество. Архаичные формы сознания (анимизм, фетишизм, тотемизм). Их сохранение в поздней поэтической системе фольклора. Обряды и мифы, их взаимосвязь. Мифы, реконструируемые в славянской культуре. «Основной миф». Принятие Русью христианства и возникновение бытового православия (двоеверие). Отголоски древненародной поэзии во многих жанрах фольклора классического. Трудовые песни, их поэтика. Гадания как средства распознания будущего. Заговоры, заклинания. Классификация заговоров. Влияние христианства.

 

Тема 2.Классический фольклор. Обряды и обрядовый фольклор

Семейные обряды и их поэзия.

Предопределенность круга семейных обрядов циклам человеческой жизни.

Важнейшие обряды: родильный, свадебный, похороный, рекрутский.

 

Тема 3. Несказочная проза

Общие признаки произведений несказочной прозы: достоверность повествования с точки зрения слушателей и рассказчика, невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов, временная, локальная, персональная приуроченность.

Предание. Легенды. Демонологические рассказы. Жанровые признаки, основные тематические группы.

 

Тема 4. Баллады

Определение жанра. Тематика, идейная направленность народных баллад. Историческое развитие народных баллад как жанра раннетрадиционного классического и позднетрадиционного фольклора.

Мифологические баллады. Классические баллады: любовные, семейные. Новые баллады, их литературно-фольклорные признаки.

Поэтика народных баллад, особенности сюжета, характер конфликта, принципы изображения героев. Интерес к их внутреннему миру.

 

Тема 5. Фольклорный театр. Народная драма.

Происхождение народного театра. Ряженье. Игры, тотемистические пляски, обрядовые действия. Скоморошьи представления на Руси. Игрища. Народный кукольный театр, его виды: Театр Петрушки, вертеп, раек.

Народная драма. Время их создания, источники, влияние профессиональных театров, литературы, лубочных изданий. Народные бытовые сатирические пьесы «Барин», «Мнимый барин», «Маврух».

Героико-романтические драмы – «Лодка», «Царь Максимилиан».

Происхождение, проблематика, идейная направленность, образы, поэтика.

 

Тема 6. Детский фольклор. Фольклор для детей

Определение детского фольклора как специфической области устного русского творчества.

Материнский фольклор, его основные жанры. Колыбельные песни: происхождение, содержание, поэтика, утилитарная направленность. Жанровое своеобразие и поэтика пестушек, потешек, поскакушек, прибауток, небылиц, перевертышей.

Собственно детский фольклор. Поэзия подвижных игр: жеребьевки, считалки, игровые приговорки, припевки. Поэзия словесных игр. Детская сатира. Современная детская мифология. Страшные истории (страшилки).

Характерные особенности детского фольклора последних десятилетий.

Формы распространения, бытования, их создания. Система образов. Проявление детского фетишизма и анимизма. Страшные истории как психолого-педагогическая проблема современности.

Практическое занятие №1.

Тема: Собирание и исследование русского фольклора(2ч.)

Основные понятия: фольклор, фольклоризация, фольклорные сборники, мифологическая школа, школа заимствований (миграционная), историческая школа, общественные направления.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Собирание и научные публикации русского фольклора.

А) собирание УНТ в XVII, XVIII и первой трети XIX века

(В.Н. Татищев, В.А. Лёвшин, Кирша Данилов, М.Д. Чулков, Н.А. Львов, декабристы, А.С. Пушкин);

Б) УНТ в оценке общественных направлений середины XIX века:

- революционно-демократическое направление В.Г. Белинский, А.И. Герцин;

- западники (Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин) и славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Кириевский, К.С. Аксаков)

В) собирание и научные публикации русского фольклора XIX – начала XX века до 1917г.

(В.И.Даль, П.В. Кириевский, А.Н. Афанасьев, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, П.В. Шейн, В.Ф. Миллер, А.И. Соболевский).

2. Академические школы в фольклористике:

А) мифологическая школа;

Б) школа заимствований (миграционная);

В) историческая школа.

3. Русская фольклористика после 1917г.:

А) собирание и публикация УНТ в Советской России;

Б) основные подходы в изучении УНТ («марксистская фольклористика», структурно-типологический анализ, историко-типологический метод, историческая поэтика А.Н. Веселовского).

 

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Аникин В.П. Русское народное творчество. – М.: 2002.

2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высш. уч. заведений. – М.: 2002. – с. 15-51.

Дополнительная:

1. Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2-х т. – М., 1958 (т.1), 1963 (т.2).

2. Соколов Ю.М. Русский фольклор. – М.: 2007.

Интернет-ресурсы:

1. http://leb.nlr.ru/edoc/329282/ - Песни, собранные П.В. Киреевским. – М.: изданы Обществом любителей российской словесности: 1860-1874.

2. http://ru-skazki.ru/sokolov-belozerski-tales-songs.html - «Сказки и песни Белозерского края» бр. Соколовых.

3. http://www.e-reading.biz/book.php?book=131312 - Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Том 3

4. http://www.knigafund.ru/books/68129 - Русский фольклор: Учебное пособие. Автор: Соколов Ю.М.

 

Задания для СРС

1. Познакомиться с собраниями фольклорных произведений:

«Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым»,

«Онежские былины, собранные А.Ф. Гильфердингом»,

«Песни, собранные П.В. Кириевский»,

«Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева,

«Сказки и песни Белозерского края» бр. Соколовых,

«Пословицы русского народа» В.И. Даля – и другими научными изданиями УНТ.

2. Подготовьте сообщение о ком-либо из выдающихся фольклористов (Ф.И. Буслаеве, П.В. Кириевском, А.Н. Афанасьеве, В.И. Дале, А.Н. Веселовском и др.)

Практическое занятие №2.

Тема: Малые жанры фольклора

Основные понятия: фольклор, жанр, паремии, загадка, пословица, поговорка.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Понятие о загадке.

2. Понятие о пословице и поговорке. Отличие пословицы от поговорки. Их место в русском фольклоре.

3. Происхождение пословиц и поговорок. Основные их источники.

4. Исторические пословицы. Особенности их бытования.

5. Пословицы и поговорки о труде как самобытный календарь. Обобщение трудового опыта в них.

6. Пословицы и поговорки религиозного содержания.

7. Пословицы и поговорки на бытовые темы. Пословицы нравоучительного характера. Философские пословицы (о смысле жизни, о правде, справедливости), пословицы, связанные со школой (придумать несколько пословиц).

8. Художественные особенности пословиц.

9. Собирание и изучение пословиц.

10. Пословицы и художественная литература.

11.Значение пословиц и поговорок.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Аникин В.П. Русское народное творчество. – М.: 2002.

2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высш. уч. заведений. – М.: 2002. – с. 15-51.

Дополнительная:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Исследования и тексты. Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз,1957.

2. Баранов С.Ф. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Учпедгиз,1962. – с. 123-129.

3. Бахтин В. От былиньи до считалки. – Л.: детская литература, 1982. – С.143-152.

4. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М., 1961, 1984.

5. Кривцов И.И., Лазутин С.Г. Русское народное творчество. – М., 1977. – С.75-85 (можно использовать 1-е издание 1971 года

6. Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г.Л. Пермякова. – М., 1995

7. Русские пословицы и поговорки. Сост. И.М.Жигулев. – М., 1969.

8. Русское народное поэтическое творчество / Под общей ред. Проф. Н.Г.Богатьирева. Изд. 2-е. – М.: Учпедгиз, 1965. – С. 264-282.

9. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Под ред. Проф. А.М.Новиковой. – М.: Высшая школа, 1971. – С. 64-72.

10. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Под ред. Проф. А.М.Новиковой. Изд. 2-е. – М., 1978. – С. 103-119 (можно использовать 1- е издание 1969 года).

11. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. – М., 1961.

12. Садовников д.Н. Загадки русского народа (сборник загадок, вопросов, притч и задач). – М.: МГУ, 1959.

Задания для СРС

1. Пословицы и поговорки знать наизусть.

2. Из «Словаря литературоведческих терминов» выписать в тетрадь объяснение слов: антитеза, метафора, гипербола, сравнение, афоризм, метонимия (к вопросу «Художественные особенности»).

3. Выпишите из басен И.А.Крылова:

а) народные пословицы (не мене 10); б) афоризмьи, перешедшие в пословицы.

4. Подготовить доклад на тему «Работа В.И.Даля над сборником «Пословицы русского народа».

Литература:

Бессараб М.Я. Владимир Даль. – М.: Московский рабочий, 1968.

Порудоминский В.И. Даль. – М.: Молодая гвардия, 1971.

Практическое занятие №3,4.

Тема: Сказки

Основные понятия: фольклор, жанр, сказка, классификация, поэтические особенности, тематика, конфликт, сюжет, композиция, динамизм, коммулятивность.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Понятие о сказке как о жанре фольклора.

2. Сказки о животных:

а) Происхождение «животного эпоса». Связь фантастики сказок с древними формами человеческого сознания (анимизмом, тотемизмом, магией). Привести примеры сказок.

б) Развитие сказок о животных. Познание животного мира – фактор развития. Сатирическая аллегория в сказках.

в) Основной конфликт и сюжетный мотив сказки.

г) Поэтические особенности сказок о животных (образность, простота языка, композиция, динамизм, диалог, песни, юмор, сатира, коммулятивность).

3. Волшебные сказки:

а) реальная основа волшебной сказки (черты древней общественной, родовой и семейной жизни: анимизм, тотемизм, магия, табу, матриархат патриархат, экзогамия, культ предков, отголоски язычества, жертвоприношение);

б) популярные сюжеты русских волшебных сказок;

в) положительные образы волшебных сказок (Иван-Царевич, Иванушка дурачок; женские образы, помощник героев, волшебные предметы);

г) темный мир волшебных сказок (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Горе, Лихо-Одноглазое). Происхождение образов и их развитие;

д) художественные особенности волшебной сказки (композиция, обрисовка образов, традиционные сказочные формулы, цифра «три», постоянные эпитеты, сросшиеся синонимы, тавтология)

4. Авантюрно-новеллистические и бытовые сказки:

а) образы и сюжеты авантюрно-новеллистических и бытовых сказок. Соотношение реальных черт и вымысл а;

б) критика общечеловеческих пороков и сатира в сказках (антикрепостнические);

в) поэтика сказок данной жанровой разновидности (композиция, обрисовка образов, юмор, сатира);

5. Воспитательное значение сказок.

6. Идейное и художественное влияние народных сказок на литературу, на творчество писателей и поэтов (привести примеры).

Указания к подготовке занятия:

1. По учебным пособиям. Исследованиям найти ответы на вопросы плана. Подготовить доклады-сообщения.

2. Выписать в тетрадь подчеркнутые слова-термины. По толковым словарям, «Словарю литературоведческих терминов» найти и записать значение этих слов.

З. Теоретические сведения подкреплять конкретными примерами (знать на звание сказок, их содержание, основные образы).

Занятие 2

«Идейно-художественный анализ русской народной сказки (на примере

сказки «Марья-Моревна «Барини и плотник»).

План:

1. «Марья-Моревна»:

а) основная идея сказки;

б) система образов;

в) принципы идеализации положительных героев;

г) роль помощников Ивана-царевича и волшебных предметов в сюжетной структуре сказки;

д) повторяемость трудных задач героя сказки и его подвигов; роль фантастики в изображении образов волшебных чудовищ (Кощея Бессмертного, Бабы-Яги);

ж) внешнее оформление сказочного повествования, художественная рамка сказки;

особенности сюжета, композиции, стиля и языка сказки.

2. «Барин и плотник»:

а) противоречия во взаимоотношениях барина и плотника;

б) соотношение реальности, бытовых деталей и вымысла в сказке;

в) роль гиперболы и антитезы в раскрытии образов героев сказки;

композиция и художественная образность сказки;

прославление ума, находчивости и смекалки трудового человека и сатирическое осмеяние врагов народа в сказке.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Аникин В.П. Русское народное творчество. – М.: 2002.

2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высш. уч. заведений. – М.: 2002. – с. 15-51.

Дополнительная:

Афанасьег А.Н. Народные русские сказки / Под ред. В.Я.Проина. – Т. 1-3. – М., 1957.

2. Русские сказки в записях и публикациях 1-й половине ХIХ века. Вступит. статья и комментарии Н.В.Новикова. – Л., 1961.

3. Русская сатирическая сказка в записях середины ХIХ – начала ХХ в. Сост. д.М.Молдавский. – М.-Л., 1955.

4. Севернорусские сказки в записях А.И.Никифорова. – М.-Л., 1961.

5. Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. – М.-Л., 1964.

6. Сказки А.Н.Корольковой. Сост. и редактор Э.В.Померанцева. –М., 1969.

7. Можно воспользоваться хрестоматией «Русское народное поэтическое творчество»/Под ред. А.М.Новиковой. – М., 1971. – С. 73-126.

8. Погодин М. древняя история до монгольского ига: в 2 т. - М., 1999.

Исследования:

1. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. – М., 1963.

2. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. – М., 1965.

3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М., 1975.

4. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1975.

5. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». Собр. Забылиным. – М., 1980 (репринтное воспроизведение).

6. Зуева Т.В. Волшебная сказка / Под ред. Б.П. Кирдана. – М., 1993

Учебные пособия:

1. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М.Новиковой. Изд.2-е. – М., 1978. – С. 149-176 (можно использовать 1-е изд.).

2. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. –М.,1977. – С. 96-121.

3. Баранов С.Ф. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. П.Г.Богатьирева. – М., 1956. – С. 295-324.

4. Померанцева Э.В. Русская устная проза. – М., 1985.

Задания для СРС

Занятие 1.

Подготовить внеаудиторную работу аналитического характера «Поэтическая организация сказки / былины (по выбору студента)» – к началу четвертого месяца обучения в семестре

Занятие 2

1. Дать сравнительный идейно-художественный анализ народной сказки «Жадная старуха» (текст в «Хрестоматии...» – М., 1987) и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

2. Написать небольшую сказку в традициях русского народного поэтического творчества (темы: поступление в институт, студенческие будни).

Практическое занятие №5-7.

Тема: Былины

Основные понятия: фольклор, жанр, былина, классификация былин, сюжет, образ, тематика, проблематика, типизация.

Занятие 1.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Былина как жанр устного народного творчества.

2. Время создания былин, происхождение термина.

3. Классификация былин. Источники былинных сюжетов, тематика. Основные сюжеты и образы.

4. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Типизация и индивидуализация образов.

5. Проблематика новгородских былин. Образ Садко. Исследования об этом герое (разные мнения).

6. Былина о Василии Буслаеве. Исторический смысл образа Василия.

 

Занятие 2.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Поэтика былин (сюжет, композиция, историзм и фантастика, динамизм, прием ретардации, обрисовка положительных и отрицательных героев, особенности языка и стиля былин).

2. Соотнесение русского былевого эпоса с эпосом других народов (сообщения студентов).

3. Былины в истории русской литературы, их влияние на русскую национальную культуру (музыку, живопись).

Указания к подготовке занятия:

1. Знать содержание основных былин (читать по хрестоматии), уметь дать характеристику образам.

2. На конкретном примере показать художественные особенности былин.

З. Прочитать очерк А.М.Горького «Вопленица», «М.Горький о литературе». – М.: Советская Россия, 1980. – С. 27.

Занятие 3

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Проанализируйте былину «Илья Муромец и Калин-царь», обратите особое внимание на следующие вопросы:

а) роль вступления в былине; определение завязки всех событий;

б) какой представлялась народу татарская сила? Есть ли в этом изображении историческая правда?

в) требования, с которыми татары приходят под Киев; поведение ханского посла в Киеве;

г) положение Киева в это время; как ведет себя князь Владимир, получив татарские «ярлыки»;

д) появление Ильи Муромца в Киеве; при каких обстоятельствах это происходит?

е) Илья Муромец как олицетворение русской народной силы; в чем заключается поэтическая идеализация его образа?

ж) действия Ильи Муромца в татарском лагере (разговор с Калином-царем и расправа с ним и татарским войском);

з) Илья Муромец, князь Владимир и православная Русь в былине;

и) средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизм, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.);

былина «Илья Муромец и Калин-царь» как апофеоз силы русского народа и его борьбе с иноземными захватчиками.

2. Дайте анализ былины «Три поездки Ильи Муромца» и ответьте на следующие вопросы:

а) определение особенностей композиции былины: ее экспозиции и основных частей, сколько их?

б) отношение Ильи Муромца к надписям на камне о трех дорогах. По какой дороге он решает ехать?

в) первая поездка Ильи Муромца, какие качества богатыря проявляется в ней? Как происходит его борьба со «станичниками»?

г) поведение Ильи Муромца во второй поездке, почему ему удалось преодолеть коварство «королевичны»?

д) отношение Ильи Муромца к «богатству» на последней дороге. Какие внутренние качества его раскрываются во время третьей поездки?

е) смысл главного обобщающего противопоставления – Ильи Муромца и вещего камня. Кто из них сильнее? В чем смысл победы Ильи Муромца над камнем?

ж) почему православная церковь канонизировала великого русского богатыря?

 

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Аникин В.П. Русское народное творчество. – М.: 2002.

2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высш. уч. заведений. – М.: 2002. – с. 15-51.

Дополнительная:

1. Древние российские стихотворения. Собр. Киршею Даниловым. Изд. подг. А.П. Евгеньева и Б.Н. Путилов. – М.-Л.: АН СССР, 19

2. Былины Севера. Записи, вступ. статья и комментарий А.Н.Астаховой. – Л.:АНСССР. 1951.-Т. II.

3. Онеженские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года. В З-хт. – М.-Л.: АН СССР, 1949-1951.

4. Илья Муромец. Антология. Сост. А.М.Астахова. – М.-Л.: АН СССР, 1958.

5. Былины в 2-х томах. Сост. В.Я.Пропп и Б.Н.Путилов. – М.: Гослитиздат,1957.

6. Былины. – Л.: Сов. писатель, 1957.

7. Героические бьилины. Сост. В.И.Чичеров. –М.: детгиз, 1962.

8. Былины. Вступ. статья В.И.Чичерова и П.Д.Ухова. – М.: Детская литера тура, 1971.

9. Можно пользоваться хрестоматией «Русское народное поэтическое творчество» / Под ред. А.М.Новиковой. – М, 1971. – С. 197-205.

10.Погодин М. Древняя история до монгольского ига: в 2 т. – М., 1999.

Исследования:

1. Астахов А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. – М.-Л., 1966.

2. Лихачев Д.С. Былинный эпос Х – первой половины ХI века. Былинный эпос периода феодальной раздробленности. В кн.: Русское народное поэтическое творчество. – Т. 1. – М.-Л., 1953.

3. Лихачев Д.С. Время в былинах. В кн.: Лихачев Д.С. Поэтика древней литературы. – М.-Л., 1967.

4. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Изд. 2-е. – М., 1958.

5. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М., 1964.

6. Юдин Ю.И. Героические былины. – М., 1975.

7. Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. В кн.: Фольклор как искусство слова. Вып. 1. – М., 1966.

8. Фольклор как искусство слова. Вып. 1. – М., 1966.

9. Кузьмин А.К. Военная героика в русском народнопоэтическом творчестве. –М., 1981.

10.Лагутин В.Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1981. – С. 28-5 1.

11. Художественные средства русского народнопоэтического творчества. – М., 1981. – С. 28-42.

Задания для СРС

1. Подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия.

2. Проанализируйте былины «Илья Муромец и Калин-царь» и «Три поездки Ильи Муромца»

Практическое занятие №8.

Тема: Духовные стихи

Основные понятия: фольклор, жанр, духовные стихи, поэтика.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Определение духовных стихов. «Старшие» и «Младшие»

2. Среда бытования духовных стихов.

3. Репертуар духовных стихов:

а) «Голубиная книга»;

б) о ветхозаветных персонажах («Плач Адама», «Осип Прекрасный» и др.);

в) на евангельские сюжеты («Рождество Христово», «Сон Богородицы», «Страсти Господни», «Сошествие Христа во ад», «Вознесение Христа» и др.

4. Поэтика духовных стихов.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Аникин В.П. Русское народное творчество. – М.: 2002.

2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высш. уч. заведений. – М.: 2002. – с. 15-51.

Дополнительная:

1. Стихи духовные / Сост, вступ. ст., подготовка текстов и комментарий Ф.М. Селиванова. – М., 1991.

2. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI – XIX в.в. / Сост., вступ.ст., примеч. Л.Ф. Солощенко. – М., 1991.

Исследования:

1. Федотов Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). – М., 1991.

2. Селиванов Ф.М. Русский народные духовные стихи. Учебн. пособие для филологических факультетов. – М., 1995.

Задания для СРС

Подготовить сообщение «Образ св. Георгия Победоносца в русском фольклоре»

Практическое занятие №9.

Тема: Лирические внеобрядовые песни

Основные понятия: фольклор, песня, лирическая песня, тематические группы, художественный стиль, проблематика, персонажи, художественные средства.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

Тематические группы народных лирических песен.

1. Любовные песни, их общее лирическое настроение и художественный стиль (на примере песен «Соловей, мой соловей...», «Снежки белые, пушистые...»). Рекомендованные песни можно найти в «Хрестоматии...» Ю.Круглова (Русское народное творчество. – Л., 1987).

2. Семейные песни, их персонажи, проблематика (на примере песен «Ах, ка-бы на цветы не морозы...», «Ах, ты, молодость моя молодецкая!»).

З. Хороводные шуточные песни. Образы, художественные средства («Во по ле береза стояла», «дуня-тонкопряха»).

4. Удалые разбойничьи мотивы. Мотивы протеста против угнетения («Не шуми, мати, зеленая дубравушка»).

5. Солдатские песни. Изображение в них тяжести солдатской службы и психологии солдат («Сторона ль ты моя, сторонушка...»).

6. Бурлацкие, ямщицкие, чумацкие песни («дубинушка»).

7. Поэтика лирических песен (песенные образы-персонажи, типические «жизненные обстоятельства», психологический параллелизм, символика, лирические обращения, эпитеты, уменьшительные и ласкательные суффиксы, сравнения и метафоры, повторения, рифма).

8. Народные песни литературного происхождения (прочитать по «Хрестоматии...». – С. 528-543).

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

3. Аникин В.П. Русское народное творчество. – М.: 2002.

4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высш. уч. заведений. – М.: 2002. – с. 15-51.

Дополнительная:

1. Русские народные песни. Сост. А.М.Новикова. – М., 1957.

2. Народные лирические песни. Сост. В.Я.Пропп. – л., 1961.

3. Песни, собранные писателями. Материалы из архива П.В.Киреевского. - М., 1968.

4. Песни и романсы русских поэтов. Вступ. статья, подготовка текста и при меч. В.Е.Гусева. – М.-Л., 1965.

Исследования.

1. Новикова А.М. Народная лирическая песня. Народные частушки. – М.,1960.

2. Колнакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.-Л., 1962.

3. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.. 1965 (можно использовать и хрестоматию. Русское народное творчество под ред. А.М.Новиковой. – М., 1971).

Задания для СРС

1. Заучить наизусть песни «Не шуми, мати...», «Снежки белые, пушистые...», «Ах, кабы на цветы не морозы...»

2. Прочитать очерк А.М.Горького «Как сложили песню» («По Руси»). Собр. соч. в 30-ти томах. – Т. 30. – М.: Гослитиздат, 1955. – С. 123.

Практическое занятие №10.

Тема: Позднетрадиционный фольклор

Основные понятия: фольклор, позднетрадиционный фольклор, городской фольклор, фольклор ГУЛАГа, фольклор участников региональных войн, фольклор отдельных социальных групп, рабочий фольклор.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Позднетрадиционный фольклор как совокупность произведений разных жанров, создававшаяся в крестьянской, городской и рабочей среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.

а). Общая характеристика позднетрадиционного фольклора.

б). Недостаточная изученность многих явления позднетрадиционного фольклора (городской фольклор, фольклор ГУЛАГа, фольклор участников региональных войн, фольклор отдельных социальных групп).

в). Частушка как наиболее развитый жанр позднетрадиционного фольклора.

2. Рабочий фольклор.

а). Поэтические произведения в рабочей среде в конце ХУII века. Зависимость раннего рабочего фольклора от поэтических и жанровых традиций крестьянского фольклора.

б). Популярные жанры рабочего фольклора. Частушки, предания, легенды, сказы, песни, пословицы и поговорки. Популярность среди рабочих в 60-70-е годы ХIХ века песен, созданных на слова Н.Некрасова, В.Богданова, С.Синегуба и др.

в). Новые явления в рабочем фольклоре в 90-х годах ХIХ века: роль песенной сатиры, гимнов, агитационных песен. Рабочий фольклор периода революции 1905 года.

г). Собирание и изучение рабочего фольклора в ХХ веке.

3. Фольклор периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.

а) Жанровое разнообразие произведений.

б) Фронтовой фольклор как своеобразная поэтическая летопись войны.

в) Партизанский фольклор, его тематическое своеобразие.

г) Фольклор полонянок – произведения, созданные девушками о жизни в фашистской неволе.

д) Фольклор тыла.

4. Фольклор в современную эпоху и его новые традиции.

 

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Аникин В.П. Русское народное творчество. – М.: 2002.

2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высш. уч. заведений. – М.: 2002. – с. 15-51.

Исследования:

1. Лазутин С. Г. Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра. – Воронеж, 1960.

2. Русский фольклор Великой Отечественной войны: Сб. статей / Отв. ред. В. Е. Гусев. – М.; Л., 1964.

3. Устная поэзия рабочих России: Сб. статей / Под ред. В. Г. Базанова. – М.; Л., 1965.

4. Акимова Т. М., Архангельская В. К. Революционная песня в Саратовском Поволжье: Очерки исторического развития. – Саратов, 1967.

5. Крупянская В. Ю., Полищук Н. С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX – начало XX в.). – М., 1971.

6. Алексеева О. Б. Устная поэзия русских рабочих: Дореволюционный период / Отв. ред. В. Г. Базанов. – Л., 1971.

7. Кругляшова В. П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора: Учеб. пособие по спецкурсу. – Свердловск, 1974.

8. Зырянов И. В. Поэтика русской частушки: Учеб. пособие. – Пермь, 1974.

9. Гусев В. Е. Славянские партизанские песни. – Л., 1979.

10. Селиванов Ф. М. Эволюция способов рифмовки в частушках // Фольклор: Поэтика и традиция. – М., 1982. – С. 140-161.

11. Гончарова А. В. Русский фольклор о Великой Отечественной войне: Учеб. пособие. – Калинин, 1985.

12. Кирдан Б. П. Фольклор и массовое поэтическое творчество в годы Великой Отечественной войны // Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы: Меж- вуз. сб. науч. трудов. – М., 1986. – С. 3-14.

13. Лазарев А. И. Рабочий фольклор Урала: Об основных этапах становления и развития нового типа художественного мышления народа. – Иркутск, 1988.

Задания для СРС

 

Выявите у людей старшего поколения фольклор периода Великой Отечественной войны и запишите его.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Темыкурсовых работ по теории права и государства для 1 курса, очники и заочники на 2016-17 уч.год
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1232 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

935 - | 871 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.