Класс
II четверть
Урок 2
Тема урока
«Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о малых голландцах»
Вид занятий
Беседа
Тип урока
Урок-конференция
Цели:
1) Образовательные:
а) Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художниках и их картинах. в) Беседа о возникновении бытового жанра, его традициях, ярких представителях в области художественного творчества..
2) Развивающие:
а) Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного индивидуального и коллективного выступления.
3) Воспитательные:
а) Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории.
Задачи:
1) Сформировать представление о голландской живописи.
2) Познакомить с историей возникновения бытового жанра, с его традициями и яркими представителями.
3) Развить навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления.
4) Воспитать интерес к искусству, к его истории.
Методы и методические приемы.
- Наглядные
- Словесные
- Практические
Оборудование и материалы:
1. Список литературы для поисковой работы.
2. Творческие работы учащихся.
3. Репродукции картин голландских художников.
Схема оформления доски.
Структура урока.
1) Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. 2 мин.
2) Постановка цели занятия перед учащимися. 3 мин.
3) Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. 5 мин.
4) Организация восприятия и осмысления новой информации.26 мин.
5) Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний. 2 мин.
6) Подведение итогов урока. 2 мин.
Содержание урока
1) Дети готовятся к уроку, подготавливают материалы для работы.
2) Здравствуйте дети.
- Сегодня мы поговорим о голландской живописи, о ее месте и роли в мировом искусстве. Мы познакомимся с именами знаменитых художников и их картинами.
Знакомиться с творчеством этих художников мы будем на примере возникновения и развития лишь одного жанра - бытового, родиной которого и принято считать Голландию.
3) - Учащиеся выступают с результатами своей поисковой работы, демонстрируют подобранный материал, отвечают на вопросы одноклассников.
Имена художников и названия их работ выступающие записывают на доске.
4) Малые голландцы обобщенное название голландских художников, мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное своеобразие национальной живописи этого времени.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. В эстетике ХVII-ХVIII вв. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» - исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. В XIX веке им пользовался Т. Торе (У. Бюргер). Новаторские достижения «малых голландцев» - обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал; сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров; разработка системы тональной живописи. Творчество художников в основном соответствует трем основным этапам развития голландского искусства: 1) 1620-30-е гг. - утверждение реализма в национальной живописи; 2) 1640-60-е гг. - расцвет художественной школы; 3) 1670-е гг.- начало XVIII века - упадок искусства Голландии. На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Халса. На втором - центр искусств перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера.
(это сцены, взятые из повседневной жизни человека)
-Ребята, как вы понимаете, что такое
Бытовой жанр?
Бытовой жанр - самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни человека. Сложился в 1720-30-х гг. сразу в двух разновидностях - крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Первый развивали А. ван Остаде и его школа: И. ван Остаде, И. Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт. Ранние работы А. Остаде (изображались игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер. В середине ХVII века он пишет картины более мирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, дома, в кругу семьи, на ярмарке. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средством становится мягкая золотистая светотень.
Бюргерский жанр на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни золотой молодежи и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в триктрак, домашними концертами (Д. Хале, Ю. Лейстер, Я. М. Моле-нар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер). В середине ХУП века Г. Доу и Ф. ван Мирис Старший, представители лейденской школы миниатюрной техники письма, отличающейся обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, изображая визит врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров, тяготеют к занимательному рассказу. Еще сильнее повествовательное начало с оттенком дидактики и гротеска выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов у Я. Стена.
(Рембрандт, Ян ван Эйк, Ян Вермер…..)
А каких европейских художников
вы знаете писавших работы бытового
жанра?
Художники другого направления поэтизируют повседневность. В сценах музицирования, галантного ухаживания у Г. Тер-борха действие замедлено, разговоры приглушены, в комнатах царят тишина и покой. Г. Метсю ярким светом и насыщенными красками придает будничным сценам праздничный характер. П. де Хох проникновеннее других воплотил неторопливость, упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера. Рассеянный дневной свет, заливающий интерьер (живописная тема, почерпнутая у Вермера), придает картинам художника поэтическое настроение. У жанровых живописцев позднего периода: А. Ван дер Верфа, Э. Ван дер Мера - стремление к элегантности нередко оборачивается претенциозностью.
Праздничный быт щеголеватых кавалеров и дам на этих полотнах полон иносказательных деталей - дань старонидерландской традиции. Чаще всего здесь скрываются прописные истины бюргерской морали. Так, ваза со льдом, в которой охлаждают вино, символизирует умеренность; обезьянка - дьявола, подстерегающего беззаботных гуляк. Географическая карта на стене придает домашней сценке «всемирный» масштаб.
В 40-60-х гг., в пору расцвета творчества Рембрандта, самым знаменитым живописцем в Голландии был его ученик Герард Доу (1613-1675) из Лейдена. В отличие от своего учителя он умел и любил нравиться публике. Всё его наследие состоит из однотипных, безукоризненно написанных сценок, обычно открывающихся зрителю в проёме большого окна.
Земляком Рембрандта был и Ян Стен (около 1626-1679), помимо занятий живописью содержащий трактир. Большинство его полотен беспорядочно заполнено множеством предметов, как будто художник боится пустоты.
Весьма популярный художник Адриан ван Остаде (1610-1685) из Харлема, ученик Франса Халса, разрабатывал «крестьянский жанр». Он изображал мир деревни с благодушной чувствительностью заезжего горожанина. Этому настроению соответствует и колорит его картин: пёстрые, мягкие краски словно прогреты приветливым майским солнцем.
(теплый колорит, тема взята из разных общественных видов деятельности людей, направление реализм)
Обратите внимание на репродукции
работ представленных на доске,
какой колорит задан в этих работах?
Какая тема?
В каком стиле, направлении написаны
работы?
дня в день в комнате или на улице. Заказчики, чаще всего не вельможи, а малообразованные бюргеры, больше всего ценили произведения искусства за то, что они совсем как живые. Картины стали рыночным товаром, и благосостояние художника всецело зависело от умения угодить заказчику.
Ян Вермер и делфтская школа живописи
Особую роль в художественной жизни Голландии второй половины XVII века играл Делфт - небольшой город, прославившийся производством фаянса, стекла, ковров и декоративных тканей. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной темой которой был интерьер. В этом жанре работали Эмманюэл де Витте (1616, 1618-1692) и Питер де Хох (1629 -около 1685).
Эмманюэл де Витте, переселившийся в Делфт в 1642 году, писал интерьеры церквей: иногда с натуры («Интерьер Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма Оранского», 1656), часто- воображаемые («Интерьер церкви», 1668 г.). В этих фантастических видах храмов мощные формы выбеленных сводов и столбов образуют единое величавое пространство.
Питер де Хох изображал скромный уют бюргерского дома. Пребывание этого художника в Делфте совпадает с расцветом его творчества (конец 50-х начало 60-х годов XVII века). В ясных и гармоничных интерьерах де Хоха открытые окна или двери уводят зрителя в мир улицы или во внутренние покои дома («Мать у колыбели», 1658-1662 гг.; «Служанка с ребенком во дворике», 1658 г.; «Хозяйка и служанка», около 1660 г.)
Около 1650 года в Делфт приехал Карел Фабрициус, ученик Рембрандта. Склонность к смелым творческим экспериментам проявилась в его картине «Продавец музыкальных инструментов» (1652 г.). Зрителя поражают необычное изображение пространства, странное соотношение величин: на первом - огромная виолончель, лежащая на прилавке; в удалении - маленькая фигурка продавца. Фоном служит вполне конкретный, не изменившийся и сегодня уголок Делфта.
Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632-1675 гг.). Его отец занимался шелкоткачеством, торговал произведениями искусства, а позже стал владельцем гостиницы. Торговлю картинами и гостиницу он передал по наследству сыну. В 1653 г. Вермер вступил в городскую гильдию Святого Луки, где впоследствии избирался неоднократно на почетные должности.
Художник написал около сорока картин. В композиции «Девушка с письмом» (около 1657 г.) художник изобразил свет весеннего дня, льющийся из открытого окна в глубине композиции, девушка серьезна и строга. Почти неуловимые движения ресниц и губ выдают скрытое беспокойство. Хрупкий, точеный профиль девушки особенно красив в потоках света, на фоне белой стены, по которой пробегают легкие перламутровые тени.
На картине «Служанка с кувшином молока» (около 1658 г.) молодая женщина с непримечательным, свежим лицом не единственная героиня. Густое молоко, сбегающее тонкой струйкой из глиняного кувшина, ноздреватый каравай в плетеной корзине, салфетка, сползающая со стола, торфяная грелка для ног на полу выписаны во всех деталях, с особой выразительностью.
Вермер писал тонкой кистью, густыми но мягкими красками. Он тщательно клал мелкие, плотные мазки, а завершал работу легкими, почти незаметными касаниями кисти, которые придавали неповторимую живость резким линиям и четким формам его произведений. Цвета у Вермера сильные, насыщенные; на первый взгляд кажется, что он не смешивал краски. Но в каждом желтом, синем или белом пятне скрываются десятки, сотни различных оттенков.
Порой композиции Вермера сложны. Так, на полотне «Любовное письмо» (около 1667 г.) на первом плане в полутьме стоят домашние туфли и половая щетка, а действие разворачивается на втором плане: в освещенной комнате заплаканная дама с мандолиной в руках вопросительно смотрит на румяную, улыбчивую служанку, подавшую ей письмо. На стене висит изображение Амура, божества любви, управляющего кораблем среди бурного моря, - аллегория трагических превратностей отношений между любящими.
Искусство голландских мастеров XVII века, заметно повлияло на европейскую живопись. Они оказались достойными гордых слов лейденского художника Филипса Ван Ангела, с которыми тот обратился к собратьям по творчеству в торжественной речи 18 октября 1641 г., в День Святого Луки (профессиональный праздник живописцев): «Принесем же себя со всеми великими умами на алтарь бессмертия, и пусть наши имена станут примером для потомков».
5) Я думаю, наш сегодняшний разговор прошел
интересно и познавательно, и вам будет любопытно узнать, как эти художники проявили себя в других жанрах.