Лекции.Орг


Поиск:




Понятие текста. Текст автора и текст культуры




 

Образцы тестовых контрольный заданий 2 модуля

 

I. Идеи культурно-исторической школы восприняты:

1. А. Потебней

2. М. Бахтиным

3. структуралистами первого поколения

 

II. Идеи сравнительно-исторической школы восприняты:

1. последователями герменевтики

2. сторонниками теории интертекстуальности

3. структуралистами второго поколения

III. Идеи мифологической школы восприняты:

1. формальной школой

2. социологическим методом

3. биографическим методом

4. гендерным направлением

IV. Олицетворение в теории литературы:

1. унификация живого мира

2. определение границ мира

3. поэтический прием

4. мироощущение автора

V. Метафора и ее функции:

1. сравнение

2. уподобление

3. выразительная функция

4. моделирующая функция

VI. Понятие «сюжет» в теории литературы:

1. система событий

2. система образов

3. смена точек зрения

4. модель мира

VII. Понятие «композиция» в теории литературы понимается как:

1. построение образа

2. смена стилевых пластов

3. выражение авторской точки зрения

4. синоним «архитектоники».

IIX. Жанр в теории литературы:

1. формальная категория

2. типологическая общность

3. инвариант авторского метаязыка

IX. Функции поэтического слова:

1. коммуникативная

2. номинативная

2. эвотивная

3. магическая

X. Слово обладает эстетической значимостью:

1. в культуре закрытого типа

2. в культуре открытого типа

XI. Индивидуальная метафора определяет

1. закрытый тип культуры

2. открытый тип культуры

XII. Автор в Западной Европе появляется в

1. 13 веке

2. 15 веке

3. 16-17 веках

XIII. Автор в России появляется в:

1. 13 веке

2. 15 веке

3. 17 веке

XIV. Автор как персонаж появляется в:

1. ренессансе,

2. сентиментализме,

3. романтизме

4. реализме

XV. Читатель как персонаж появляется в:

1. 17 веке

2. 18 веке

3. 19 веке

4. 20 веке

XVI. Понятие «стиль» есть:

1. синоним понятий «почерк», «манера»

2. синоним понятия «поэтический синтаксис»

3. особенность языка и мышления

4. специфика героя и сюжета

XVII. Жанр определяют:

1. система персонаж-читатель

2. хронотоп

3. тропы

XVIII. Категория рода есть:

1. организация сюжета

2. выражение авторской точки зрения

3. различные формы авторского присутствия

XIX. Автор «ведет повествование со стороны»

1. в лирике

2. в эпосе

3. в драме

4. в лиро-эпике

XX. Автор «выводит всех подражаемых в виде лиц действующих и деятельных»

1. в лирике

2. в эпике

3. в драме

4. в лиро-эпике

XXI. Прямооценочная точка зрения характерна

1. для лирики

2. для эпики

3. для драмы

XXII. К лиро-эпике относятся:

1. анекдот

2. притча

3. басня

4. поэма

XXIII. Понятие «поэтический мир» есть:

1. то же, что и метод

2. то же, что и текст

3. соотношение героя, сюжета и конфликта

4. система герой+хронотоп

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

для экзамена по теории литературы для студентов четвертого курса дневного отделения филологического факультета

 

1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин.

2. Традиционные литературоведческие понятия в курсе «Введение в литературоведение» и в «Теории литературы» (сюжет, композиция, жанр).

3. Поэтика и ее разновидности.

4. Нормативная поэтика.

5. Историческая поэтика.

6. Теоретическая поэтика.

7. Академические школы литературоведения и логика их смены.

8. Культурно-исторический метод литературоведения.

9. Сравнительно-исторический метод литературоведения.

10.Мифологический метод литературоведения.

11.Биографическая школа.

12.Психологическая школа и принципы ее анализа.

13.Формальная школа и методика ее анализа.

14.Структурализм.

15.Концепция И. Тэна и теория М. Бахтина.

16.Сравнительно-исторический метод и теория интертекста.

17.Мифологическая школа и ее наследники в ХХ веке.

18.Психологическая школа и герменевтика.

19.Понятие текста. Текст и произведение.

20.Теоретические концепции поэтического слова.

21.Теория олицетворения.

22.Теория метафоры.

23.Образ-аллегория-символ.

24.Концепция «чужого слова».

25.Слово персонажа и слово автора.

26.Автор и авторство.

27.Способы выражения точки зрения автора в разные художественные эпохи.

28.Автор как персонаж.

29.Читатель как персонаж.

30.Понятие «стиль». Почерк-манера-стиль.

31.Понятие «литературный процесс» и его трактовки.

32.Жанр как типологическая общность и как авторская «концепция мира».

33.Категория «рода» как форма выражения авторского присутствия.

34.Лирика и формы воплощения авторской позиции.

35.Эпос с точки зрения воплощения авторской позиции.

36.Драма и формы выражения авторской точки зрения.

37.Лиро-эпика и ее жанры.

38.Понятие «хронотоп».

39.Понятие метода. Понятие художественного мира автора.

40.Текст автора и текст культуры. Литературный процесс как диалог культур.

 

 

ОБРАЗЦЫ

практических экзаменационных заданий

Студент должен выбрать метод анализа предложенного текста, мотивировать свой выбор и “наложить” его на текст.

 

О’Генри. “Не стоит рисковать”

- Посмотрим, - сказал жизнерадостный импрессарио, наклоняясь над географическим атласом. - Вот город, куда мы можем завернуть на обратном пути. Антананариво, столица Мдасгара, имеет сто тысяч жителей..

- Это звучит обещающе, - сказал Марк Твен, запуская руки в густые кулри. - Прочтите, что там есть еще по этому вопросу.

- Жители Мадасгаскара, - продолжал читать жизнерадостный импрессарио, - отнюдь не дикари, и лишь немногие из племен могут бытть названы варварскими. Среди мадагаскарцев много ораторов, и язык их полон фигурами, метафорами и притчами. Есть много данных, чтобы судить о высоте умственного развития населения Мадагаскара.

- Звучит очень хорошо. - сказал юморист. - Читайте дальше.

- Мадагаскар, - продолжил импрессарио, - родина огромной птицы - эпиорнис - кладущей яйца величиной в 15 с половиной на 9 с половиной дюймов, весом от десяти до двенадцати фунтов. Эти яйца...

- Не стоит читать дальше, - сказал Марк Твен. - Мы не поедем на Мадагаскар.

 

Х.Л.Борхес.

Клинок.

Маргарите Бунге.

Он лежит в ящике стола.

Выкован в Толедо, на исходе прошлого века. Луис Мельян Лафинур подарил еего моему отцу, а тот привез сюда из Уругвая; раз-другой его держал в руке Эваристо Каррьего.

Увидевшие тянулись поиграть им; многие, думаю, его искали. Пальцы спешили сжать ожидающую рукоятку; играя, послушное и всесильное лезвие без остатка вливалось в ножны.

Но клинок мечтал о другом.

Он был не просто изделием из металла: его задумывали и ковали для другой, высокой судьбы. Это им, неизменным и вечным, прикончили ночью мужчину в Такуарембо, это им прикончили Цезаря. Он хотел убивать и мечтал о брызнувшей крови.

В ящике стола, между письмами и черновиками, клинку день за днем грезится сон тигра, и рука, сжимая его, вздрагивает, как вздрагивает сама сталь, с каждым прикосновением снова предвкушая убийство, ради которого создана.

Порою мне жаль его. Столько твердости, столько веры, столько несокрушимого и простодушного превосходства - а годы идут и проходят мимо.

 

Х.Л. БОРХЕС.

Желтая роза.

Ни этой, ни следующей ночью знаменитый Джамбаттиста Марино, устами единодушной Молвы (используя его любимый образ) провозглашенный новым Гомером и новым Дантом, не умер, но происшедшее тогда недвижное и беззвучное событие и впрямь осталось в его жизни последним. Увенчанный годами и славой человек умирал на просторной испанской кровати с резными колонками. Легко вообразить в нескольких шагах безмятежный, выходящий на закат балкон, а под ним - мрамор и лавры сада, двоящего уступы террас в квадратной воде. Женская рука поставила в бокал желтую розу; лежащий пробормотал неизбежные и, признаться, уже поднадоевшие ему строки:

Багрянец сада, украшенье луга,

сокровище весны, зрачок апреля...

И вдруг его озарило. Марино увидел розу, какой ее видел в раю Адам, и понял, что она жива собственной вечностью, а не нашими словами, что ее можно напомнить или назвать, но не суждено выразить и что возвышенные и горделивые тома, мреющие в углу комнаты золотым полумраком, вовсе не зеркало мира (как он тщеславно воображал), а просто еще одна из его подробностей.

Прозрение настигло Марино на пороге смерти, и как знать - обошло ли оно Гомера и Данте?

 

С. МОРОТСКАЯ. ЭТИМОЛОГИЯ СИНТАКСИСА..

Глаголы что-то делают,

Наречия знают как,

Существительные как-то существуют,

Находя для этого предлоги

И вступая в союзы.

Прилагательные прилаживаются к ним.

Числительные любят знаменательные даты.

Междометия путаются под ногами.

И все это причащается и деепричащается

к Слову,

Всевышним Сказуемому.

Подлежащему исполнению

в 24часа каждых суток,

по изначальному Определению,

со всевозможными Дополнениями,

при любых Обстоятельствах.

Вот о чем речь.

 

А.МАКАРОВ-КРОТКОВ. ДЕЗЕРТИР.

мое нелепое я

прячется между строк

прикрывая ладонями голову

 

ждет наступления сумерек

чтобы сбежать окончательно

увидеть себя

с другой стороны окна

не испугаться

не удивиться

только тихо так покачать головой

отойди нельзя отойди

и приложить палец к губам

прочитав стихи

они говорят:

что-то не видно личности

 

они уходят

я возвращаюсь

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

806 - | 688 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.