Введение в историю средних веков и Возрождения
С точки зрения историческ4ой науки средние века – огромный по продолжительности период. Его условные рамки – конец 4-го начало 5-го века н.э. и вплоть до Нового времени, начало которого приходится на разное время в разных странах, традиционно его отсчитывают либо от буружуазных революций (в Нидерландах и Англии – 16-17 века, во Франции и Германии – значительно позже), либо от некоего момента, который можно считать переломным в процессе постепенной, нереволюционной смены общественно-экономических формаций, когда феодализм вытесняется буржуазией.
Однако, историко-литературный курс не простирается до конца 18 века, он ограничивается первым-вторым десятилетием 17 века. Таким образом, курс приходится на 1200 лет.
Курс ограничен данным временем, т.к. литература опережает социальное развитие, предваряет её развитие, художники подобны пророкам, ведь они видят суть перемены там, где остальные остаются слепо-глухо-немыми.
Почти повсеместно в Европе в начала 17 века в литературе и искусстве ощущается радикальная смена мировоззренческого кода, смена эстетической парадигмы. Средневековый и ренессансный стили сменяют барокко и классицизм.
Началом европейск4огог средневековья следует считать 4-5 века нашей эры, т.е. за точку отсчета нужно принимать не конкретную дату, а период распада Римской империи. Таким образом, начало европейских средних веков совпадает с:
1. Эпохой великого переселения народов, чьей кульминацией явился 5-ый век, но само это великое переселение началось двумя веками ране и не закончилось в пятом веке, но продолжалось.
2. С точки зрения экономики началом средних веков является повсеместный переход от рабовладения к феодализму. Но этот процесс вобрал в себя и варварские народы, уже засилившие Европу (т.е., от родового строя – сразу в феодализм)
Грановский: «Волна переселения народов ударила в двойную стену, одна из них – Римская империя – рухнула, другая – христианская церковь – сильно пострадала, но выдержала катастрофу».
Также выдержала катастрофу и латынь, которая существовала на закате империи в Римских провинциях – Испании, Галлии. Она существовала не в форме классической латыни, а в форме так называемой вульгарной – народной – латыни. Именно на её основе разовьются постепенно (на протяжении всего средневековья) Европейские языки, а её влияние сказалось не только в романских, но и в германских языках; английский язык – феномен равного влияния и романского, и германской ветви.
В сравнении с античной литературой в Средневековой литературе на первый план выступают этические проблемы. Это отличие бросается в глаза. Средневековая цивилизация вообще уникальна в том отношении, что не в одной её сфере, включая культуру, нет ничего этически нейтрального. Этическая проблематика преобладает во всех сферах средневековой культуры. Почему так? В Европе это связано с христианством. В это время во всем мире утверждаются монотеистические религии (не возникают, возникает лишь ислам) – христианство, буддизм. Языческие пантеоны богов сменяются единобожием, моральный императив таких религий более сконцентрирован и выражен, чем в религиях древности. Идея человека божьего, лежащая, усиленна четкое формулированными нравственными заповедями, обращена к каждому человеку и предполагает душевную работу каждого.
В Средние века формируется весьма строгая сословно-иерархическая структура общества. Это связано с господством религиозной идеологии, рассматривающей мир как серию подобий, отражений высшего в низжем. Если представить мир в вертикальном разрезе, то он будет сравним с лестницей, поднимающейся от земли (дольнего мира) к небу (горнему миру). Образ лестницы восходит к Лестнице Иакова (Ветхий завет).
Концепция великого порядка (Великой цепи бытия) – идея, восходящая к Платону, подразумевает всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность всего в мире - доминирует в сознании человека европейского средневековья.
Уже в 9 веке средневековое общество стали делить на три сословия: на тех, кто сражается – bellatores, молящиеся - oratores, трудящиеся - laboratores. В 12 веке с развития городов, когда появились промежуточные социальные прослойки врачей, юристов, купцов и т.д., такое деление оказалось в значительной мере условным, но им продолжали пользоваться вплоть до 15 века. У каждого сословия своя специфическая функция. Так, задачей воинов было охранять и защищать молящихся и трудящихся. Задачей молящихся было помогать трудящимся и воинов своей молитвой. Трудящиеся должны были кормить молящихся и воинов.
Сословность является основным универсальным признаком не только Средневековой цивилизации, но и культуры средних веков. По сути, каждое сословие – крестьяне, рыцарство, духовенство, горожане – вырабатывают свою субкультуру и свою литературу. Каждая из этих субкультур органично вписывается в рамки общей средневековой культуры, т.к. вся она функционирует по общим законам.
В Средние века происходит складывание новых в сравнении с античностью литературных регионов. Умножаются и усложняются культурные взаимосвязи. Культура срединеземноморского круга (античности) выходит далеко за пределы Средизмноморья. Так происходит, потому что расширяются политические связи и контакты между государствами, растет торговля, крепнут религиозные связи, способствуют этому общие религиозные праздники, общеевропейские паломничества к святым местам, продолжается миграция населения Европы, а с миграцией и перенос культуры (например, в Британию сначала пришли кельты, затем – скандинавы, синтезом явилась англо-саксонская культура, затем в 12 веке приходят норманны, которые приносят французский язык и возражают кельтское прошлое). Также росту литературных регионов способствуют частые войны и передел территории, они обуславливают взаимопроникновение культур. В средние века большую популярность приобрела идея наследования, передачи, переноса империи –translatio imperii. Одним из первых эту идею озвучил святой Иероним. Эта идея дополнялась идеей наследования, переноса знаний – translation studii. Связи всего со всем способствуют так называемые языки посредники (международные языки) – сначала латынь, в зрелом средневековье - французский, чему немало способствовала столетняя война.
Основные доктрины и тенденции, определяющие облик Средневековой культуры:
1. Христианская доктрина,
Средневековую литературу нельзя адекватно понять, не учитывая глубоко религиозного восприятия действительности человеком и мира той эпохи. Многие жанры средневековой литературы имеют религиозное происхождение – гимны, введения, жития, литургическая драма, миракли, мистерии, моралите. В основных чертах европейское средневековье – христианская цивилизация и христианская культура.
2. Традиции античной культуры (в том числе и латынь).
Постепенно христианская церковь, прекрасно знакомая с античными авторами, вводит в школьное преподавание некоторых римских авторов – Цицерона, Овидия, Вергилия; греческих авторов допускают позднее, т.к. их меньше знали, появляются в основном после падения Константинополя. Христианское богословие активно использует философские концепции Платона и Аристотеля. Античная традиция оживает в лирике, рыцарском романе, в дидактике (дидактических сочинениях). Апофеозом влияния античности станет та роль, которое придадут античному знанию европейские гуманисты начиная примерно с середины 14 века, до них в век схоластики (12-13 век) – богословы.
3. Народная тенденция – устное народное творчество, фольклор, уходящий корнями в родо-племенные отношения.
В менталитете средневекового человека, особенно на раннем этапе, в прочем, и позднее, ощутимо двоеверие – сочетание христианской веры с народными языческими верованиями. В раннем средневековье языческие верования вообще преобладают.
Периодизация средних веков.
Хронологически эпоху средневековья в Европе можно условно разделить на три этапа.
1. Раннее средневековье или средневековая архаика (рубеж 4-5 веков – до середины или конца XI века, примерно до начала крестовых походов).
Средневековая архаика включает в себя два пласта словесности: устная литература и письменная литература.
Устная словесность: народно-эпическая поэзия, архаические дохристианские эпосы кельтов и скандинавов (ирландские саги). Сочинения анонимны. Элемент христианизации невелик, т.к. это стадиально более ранние, дохристианские памятники словесности.
Письменная литература: патристика, сочинения отцов церкви – духовная литература, созданная в монастыре клиром (духовенством). Авторство, как правило, известно.
2. Зрелое средневековье или средневековая классика (конец 11 века – середина 15 века, падение Константинополя в 1453, когда знание с Востока хлынуло на Запад; в Италии – до середины 14 века).
Опять же два пласта: устный и письменный.
Устный пласт: народно-эпическая поэзия – национальные героические эпосы (Песнь о Роланде, Песнь о Нибелунгах). Сочинения анонимны.
Письменный пласт более обширный и дифференцированный.
1. Религиозная духовная литература. Авторская. Божественная комедия примыкает сюда.
2. Куртуазная (придворная) литература – лирика и рыцарский роман. Авторы как правило известны.
3. Городская литература – в основном сатирическая, фарсы, фаблье. Сюда относится Вион, опосредованно можно судить по работам Бокаччо. Сочинения в основном анонимны. В рамках городской культуры происходит и становление средневекового театра, который выходит из храма на городскую площадь и часто сопровождает праздники.
3. Позднее Средневековье или Ренессанс. Хронология разнится в зависимости от национальной культуры: Италия (середина 14 века, начиная с Великой Европейской чумы 1348-1350 гг. – начало 16 века; с Петрарки до Макиавели); Англия, Франция, Нидерланды и Испания (середина 15 – весь 16 век), 17 век – последний в Европе кризис ренессансных идеалов, так называемый трагический гуманизм Шекспира и Сервантеса.
Литература авторская, анонимных сочинений практически нет – только в театре остаётся традиция анонимности.
Само понятие «Средние века» появилось уже в Новое Время, в 17 веке, возникает в буржуазном обществе и было сначала окрашено негативно, критически по отношению к этому периоду: «Средние века = тёмные века». Предпосылки для такого взгляда обнаруживаются ещё в раннем итальянском возрождении у первых гуманистов, именно здесь, в городах и княжествах Италии очень рано появились зачатки буржуазных отношений – 13-14 века. Для первых итальянских гуманистов всё, что было для них – период варварства, они считают это провалом в культурной истории Европы, т.к. для них это эпоха небытия античного знания.
Объективно Средние века – важнейший поступательный этап в культурном развитии Европы, этап восхождения. Именно в Средние века зародились Европейские нации, сформировались современные европейского государства; сложились современные европейские языки; именно в средние века были сделаны великие географические открытия, раздвинувшие пределы европейского мира; именно в это время была сохранена связь и преемственность культур; душа человека стала предметом пристального интереса и заботы; были созданы величайшие и неповторимые художественные ценности – дворцы и соборы, живопись и скульптура, литература; именно эта эпоха породила то, что и по сей день не обесценилось.
Духовная культура современной Европы – наследница христианских ценностей и духовной культуры Средневековой Европы. Антуан Де Сент Экзюпери: «Мы расточили своё наследие», т.е. неизвестно, хорошие или плохие мы наследники.
Библия – база культуры.
Игнорируя систему ценностей, лежащих в основе миросозерцания этой эпохи, нельзя понять их культуру. Поэтому рассмотрим отдельные категории средневековой культуры и место человека в их системе:
1. Самый популярный литературный жанр в эту эпоху – житие. Жития оказывают влияние на все прочие жанры средневековой словесности и именно в рамках житийной традиции будет в последствие формироваться и роман нового времени.
3. В архитектуре доминирует собор – символ вселенной, символ мира.
4. В живописи преобладает икона. Светская живопись при возникновении тоже будет предпочитать библейские сюжеты.
5. В скульптуре преоблают персонажи священного писания.
6. В мышлении преобладают аналогизм и дуализм.
Аналогизм – привычка к аналогиям. Так работает принцип подобий: земной мир подобен небесному и т.п.
Дуализм – склонность рассматривать всё в оппозициях: бог – дьявол, душа – тело, вечное – временное, святое – греховное, мир земной – мир небесный (двоемирие). Двоемирие определяет мышление средневекового человека. В божественный мир средневековый человек и художник вглядывается не менее пристально, т.к. земная жизнь представляется человеку приготовлением, преддверием к жизни вечной.
7. Природа понимается как зеркало, в котором человек может созерцать образ божий, «природа есть бог в вещах». Природа не играет вполне самостоятельной роли, её явления воспринимаются и понимаются как проявление высших сил, как бич или дар божий. Природа является для художников прежде всего кладовой символов, аналогий, аллегорий. Средневековый художник не похож на художника современного, т.к. современный живет в эпоху всеобщей физической, поэтической и моральной относительности; средневековый мир располагает добро и зло на абсолютных полюсах, это его базовые оппозиции, во всех сферах жизни ничто не мыслится этически нейтральным.
8. Реализм – слово средневекового происхождения. Реалиями в то время считались вещи и категории, не всегда убедительные для современного человека – загробный мир, призраки, ведьмы и т.п. Загробный мир мыслился столь же реальным и населенным, как мир земной. Например, для героя Шекспира (Гамлета) и самого автора персонажи иного мира реальны.
Кажущиеся странности средневекового сознания обнаруживаются повсюду. Virtu – доблесть, добродетель, в средние века считалось обращение к древним автором, опора на авторитет, цитирование их мыслей, доверие к традициям, движение в русле традиций приветствуется и поощряется. Всякого рода дурные инновации осуждаются и рождают опасения, тревогу. Это – примета традиционалистского сознания.
В трактате «Государь» Макиавели наряду с двумя традиционными значениями virtu (следование древним образцам и воинская отвага) вводит одно новое – способность человека менять своё поведение в зависимости от меняющихся обстоятельств, т.е. изменять себе. Именно это новое значение, затрагивающее душу, ведущее к оправданию обмана, лицемерия, предательств и прочих злодеяний, вызывает резкое осуждение современников. Инновации, касающиеся души – преступления против духа, вызывали крайнее неприятие в ту эпоху. Самый яркий пример – иерархия наказаний в Дантовом аду, когда преступники-предатели наказываются строже убийц. Показательно, что на исходе эпохи в сатире 1610 года Джон Дон помещает в самое сердце ада инноваторов – для него это те же предатели, но изменившие не Христу, как Иуда у Данте, но изменившие самой традиции и законам своего мира.
Гуревич утверждает, что в Средние века не существовало представления о детстве как особом состояние человека, и детей воспринимали как маленьких взрослых. В доказательство он говорит, что так их изображают на картинах – взрослые выражения лиц, но всё в уменьшенном масштабе. Это положение спорно. Есть версия, что детей так изображали в соответствии с каноном изображения младенца Иисуса – он знает будущее, он серьезен.
Высшим способом установления истины в суде на протяжении всего Средневековья являлся божий суд – поединок сторон, примеры видны в героическом эпосе и позднее, у Шекспира и Сервантесом. Применялись испытания железом, водой, в качестве обвиняемого могли привлечь неодушевленный предмет и животное.
Столь значимая ныне категория свободы не являлась антитезой зависимости, т.к. всё было зависимо от воли бога, и свобода сочеталась с зависимостью. Реальный (понятный) смысл имели такие выражения, как «свободная зависимость», «свободное служение», причем не только в религиозной, но и в куртуазной литературе. Христианская аскетическая традиция учила видеть в бедности более угодное богу состояние, нежели богатство, руководствуясь евангельским тезисом, что удобней верблюду пройти в угодное ушко, чем богатому войти в рай. Ростовщичество – отвратительное занятие, по Данте они в предпоследнем кругу ада. Многие люди добровольно отказывались от имущества, само понятие «бедный», «бедняк» употребляется в двух значениях: незнатный и избранный (божественный смысл).