Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. С. 76.




Shibutani Т. Improvised News. A Sociological Study of Rumour. Indianopolis etc., 1966. P. 17.

 

 

(с. 491) Самотранслируемое сообщение таково, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение.

Самотранслируемость слуха — его основное свойство. Можно предложить не­сколько объяснений этой характеристике. Во-первых, достаточно часто слух со­держит в себе информацию, принципиально умалчиваемую средствами массо­вой коммуникации. Естественно, что подобная информация интересует многих и потому легко передается. Верно и обратное: слух никогда не повторяет того, о чем говорят средства массовой коммуникации. То есть мы имеем следующие со­ответствия: зона молчания массовой коммуникации = зона говорения слуха, зона говорения массовой коммуникации = зона молчания слуха. Во-вторых, в более широком плане, следует отметить, что слух, вероятно, являет­ся косвенным проявлением коллективного бессознательного, определенных ар- хетипических проявлений1. Это ответ на коллективные тревожные ожидания, ко­торые есть в каждом. Подтверждением этого могут служить даже названия типов, по которым классифицируются слухи исследователями: слух-желание, слух-пу- гало, агрессивный слух2.

(с. 492) В-третьих, слух — это ответ на общественное желание, представление, в нем заключен отнюдь не индивидуальный интерес....Слух — это общение тол­пы. Элементы строгой логики здесь практически неприменимы. В. М. Бехтерев писал: «Толпа связывается в одно целое, главным образом, настроением, а пото­му с толпой говорить надо, не столько убеждая, сколько рассчитывая победить ее горячими словами. А когда это достигнуто, остается только повелевать, приказы­вать и давать всем пример, ибо последний действует подобно внушению, чем обычно и пользуются все знаменитые военачальники»3. И там же: «Всякий инди­вид, поглощаемый толпой, теряет в тормозящих влияниях и выигрывает в ожив­лении сочетательных рефлексов подражательного характера. В толпе индивид утрачивает, благодаря действию внушения, значительную долю критики, при ос­лаблении и притуплении нравственных начал, при повышенной впечатлительно­сти и поразительной внушаемости».

(с. 493) Важной Коммуникативной составляющей слуха является его уст- ность. Слух принципиально принадлежит неписьменной коммуникации. Он распространяется в устной среде и теряет многие свои качества, попадая, на­пример, на страницы газет. Там он может лишь служить поводом для опровер­жения или подтверждения,однако при этом уже не является самостоятельной единицей.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

[1]

См. об этом: Шерковин Ю. А. Стихийные процессы передачи // Социальная психология. М.,

1975.

Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. С. 76.

 

Слухи устны по своему функционированию. Попытаемся определить параметры, которые будут характеризовать слух как единицу именно устной, а не письмен­ной сферы.

Устность ориентирована на получателя информации. Только то, что интересно, может передаваться, сопротивляясь естественному процессу затухания.

(с. 494) Слух — это вариант неофициального средства массовой информации. Его особый характер заключен и в его собственной тематике. События, попадаю­щие в эту сферу, отличаются, как правило, определенной терминальностью. Ха­рактерные примеры — смерть известного певца, предсказание грозного земле­трясения. Можно назвать такие события терминальными, поскольку их можно рассматривать как определенное завершение, окончание. Действующими лица­ми в них оказываются популярные личности.

(с. 495) Определенная яркость содержания слуха достигается как терминализа- цией представленных в нем событий, так и популярностью героев этих событий, (с. 496) Таким образом, с точки зрения семиотики мы можем характеризовать слух как самотранслируемое сообщение, циркулирующее за счет: 1) отражения определенных коллективных представлений, вероятно, коренящихся в коллек­тивном бессознательном; 2) устности как... среды функционирования; 3) терми- нальности представленных событий, популярности их героев, отражающихся в яркости слуха.

Следует признать, что... слухи представляют собой желаемую информацию. Ведь даже негативные факты в них (с. 497) все равно принимаются на веру. Та­кова психология человека, таковы особенности восприятия информации. Слу­хи, как и другие явления устной сферы, должны быть признаны реальными ком­муникативными единицами нашего общения. Они становятся вдвойне значимыми для пропагандиста, поскольку четко указывают ему «белые пятна» коллективного сознания, которые остались вне сферы влияния средств массо­вой коммуникации.

Олег Ширяев. Слухи встали на службу бизнесу1

Распространение слухов считается одним из самых эффективных инструментов конкурентной борьбы. Профессионально запущенный слух может привести как к краху компании, так и к ее небывалому расцвету.

Существует специальная наука, которая изучает распространение слухов. Разра­ботаны специальные математические формулы, которые позволяют вычислять преобразование запущенного слуха через 5 или 10 пересказов. То есть с боль­шой долей вероятности можно вычислить, во что превратится запущенная в на­род информация, когда ее перескажут, например, 10 человек. При расчетах ис­пользуется знание психологии, поведенческих мотивов и т. п.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1274 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2217 - | 2046 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.